Масонство что это простыми
Масонство относится к тайным обществам. Это значит, что его члены обязаны скрывать свою причастность к организации от тех, кто в нее не входит.
«Вольные каменщики». История масонства
Считается, что движение берет свое начало от строительных гильдий и артелей средневековых каменщиков.
В эпоху готики сооружение огромных христианских соборов могло длиться по несколько столетий. Художники и каменотесы, нанимавшиеся на работу, жили неподалеку от тех строек и тесно общались друг с другом. Свои рабочие инструменты они хранили в специальных бараках (англ. Lodge ). Постепенно в их рядах возникли правила для распределения отношений между товарищами, решения споров и принятия в сообщество новых членов.
Элиас Эшмол. Источник: Википедия
Считается, что именно тогда у влиятельных и богатых сторонних каменщиков возникла идея создать некое новое дело под прикрытием строительных сообщество.
Главным условием движения стало устранение религиозных преград, разбивающих участников на отдельные группы.
Основным сводом правил масонов стала Конституция Андерсона, написанная британским масоном Джеймсом Андерсоном в 1723 году.
Существуют и теории о более древних корнях движения, берущих начало от рыцарского ордена тамплиеров или от тайного мистического общества розенкрейцеров, построенного на идеях эзотерики.
Принципы масонского учения
Основное содержание нравственно-этических принципов учения отражено в трех степенях (градусах), которые постепенно проходит каждый участник:
Эти степени показывают уровень персонального развития внутри движения. Изучая наставления и повышаясь в степенях, ищут ответы на жизненно важные и философские вопросы.
Масонские символы
В масонстве используется несколько главных символов, имеющих свой смысл:
Отвес. Источник: Википедия
Как устроена масонская ложа
Единой организации, которая управляла бы всем мировым масонством не существует. Отношения между юрисдикциями разных стран зависят лишь от того, признают они друг друга или нет. Старейшей и самой многочисленной великой ложей является Объединенная великая ложа Англии (ОВЛА).
Ложа должна собираться регулярно по установленным датам. На собраниях происходят выборы и посвящения новых членов, повышения в степенях уже существующих, оглашаются протоколы и отчеты, решаются имущественные отчеты. Как правило, члены лож платят за участие членские взносы.
Объединенная великая ложа Англии. Источник: Википедия
Большинство лож посещают те участники, которые живут или работают неподалеку. Другие же объединяют масонов, разделяющих одинаковые интересы или род занятий.
Каждый кандидат на вступление в ложу, согласно общим масонским принципам, должен быть не моложе 21 года, обладать хорошей репутацией, не иметь проблем с законом. Решение о вступлении в организацию должно быть его осознанным решением. Отдельным пунктом является его вера в Бога, которую он должен подтвердить, но которая остается на его совести.
Согласно Конституции Андерсона, масонами могут становиться только мужчины. Однако известно, что до 1723 года несколько женщин все-таки были приняты в организацию. Одной из них стала Элизабет Олдуорт, известная как Леди-масон.
Элизабет Олдуорт. Источник: Википедия
И хотя женщины не могут вступать в масонские ложи, существует несколько дружественных масонам регулярных организаций, куда открыт доступ для женщин: «Орден Восточной звезды», «Дочери Нила», «Пурпурный орден» и «Белый храм Иерусалима». Они основаны по масонскому образцу, но имеют собственные традиции.
Масонская организация тесно связана с благотворительностью и жертвует деньги на медицинскую помощь и исследования, образовательные гранты, поиск пропавших детей.
Масоны в России
В Россию идеи масонства проникли в XVIII веке. Его часто связывают с именами Петра I и его соратника Франца Лефорта, хотя никаких документальных подтверждений этому не существует.
Поначалу большинство членов русских лож были иностранцами, проходившими службу в России, но постепенно росло число участников, имеющих русское происхождение. Несколько раз масонские организации подвергались гонениям и запретам.
В начале ХХ века начали создаваться ложи, составившие в дальнейшем организацию Великий восток народов России. Во главе организации стоял генеральный секретарь. Первым генеральным секретарем ложи стал инженер и политический деятель Николай Виссарионович Некрасов.
Н. В. Некрасов. Источник: Википедия
Особенностями организации стала отмена ритуалов, обсуждение политических вопросов, принятие женщин и разрыв отношений с мировыми масонскими ложами. в ВВНР входило несколько лож: «Литературная», «Военная» и думская ложа «Роза». Организация просуществовала до Октябрьской революции 1917 года.
Кто такие современные масоны и можно ли стать одним из них
Откуда они возникли
Известна точная дата зарождения организации масонов — 24 июня 1717 года. В этот день в Англии начала свою работу первая ложа «вольных каменщиков». Четыре общества, находящиеся на тот момент в Лондоне, назывались так же, как таверны, в которых имели обыкновение собираться их участники: «Гусь и противень», «Корона», «Яблоко», «Виноградная кисть». 24 июня они торжественно объединились и стали представлять собой Великую Лондонскую ложу. Этот день до сих пор отмечается как главный праздник масонов.
Позднее в общество масонов стали вступать представители знати, интеллигенция, коммерсанты. Принадлежать к тайному братству стало модным. Кроме того, интеллектуалам нравились идеи равенства и братства, стремление к духовному совершенствованию, проповедуемые масонами. Масоны выработали свои обряды и секретные символы, которые действуют и сегодня.
Какие цели преследуют
Зачем вообще нужны масонские ложи, что они обсуждают, собираясь вместе, какие задачи перед собой ставят?
Как поясняют сами масоны, первая их цель — совершенствование самих себя и мира вокруг. Каждый вступивший в ложу неустанно работает над собой, помогая и другому стать лучше: более образованным, терпимым, понимающим.
Вторая важная цель масонов — благотворительность. В некоторых государствах в масонские ложи входят сотни тысяч человек, многие из которых — весьма обеспеченные, они открывают госпитали в странах «третьего мира», оказывают помощь больным, финансируют работу образовательных учреждений.
Что стоит за их обрядами
Масонов иногда называют чуть ли не религиозной сектой. На эти мысли наводят интригующие слухи о таинственных, красивых, исполненных глубокого смысла обрядах масонской ложи. Например, руководитель Ложи именуется «Досточтимый Мастер», друг друга они называют «братьями», попасть на собрание непосвященному человеку невозможно — в такой тайне сохраняются место и время. И все же это не секта. Более того — масоны избегают разговоров о религии. А выработанные столетиями механизмы не позволяют Ордену масонов превратиться в религиозную секту. Например, руководители ложи постоянно меняются — Досточтимый Мастер не может оставаться таковым более трех лет.
Их тайны
Ни масонство в целом, ни его отдельные ложи не скрывают самого факта собственного существования. Кроме того, любой член Ложи имеет право заявить о своей принадлежности к масонам совершенно открыто.
А вот сказать то же самое относительно других масонов он не вправе — разглашение находится под строжайшим запретом.
В глубоком секрете положено держать тайные слова и знаки, по которым масоны узнают друг друга, особые ритуалы.
Они и политика
Считается, что масоны правят миром. Вероятнее всего, это сильное преувеличение, вызванное давними слухами о «жидомасонском заговоре». Да, во многих странах членами братства являются очень влиятельные люди. Однако политикой масоны не занимаются — у них другие цели. По традиции масонами являлись чуть ли не все президенты США: недаром даже на долларовых купюрах присутствует масонский знак.
В России же сегодня ценятся совсем другие связи. Конечно, отечественным масонам хотелось бы, чтобы к их ордену принадлежали видные политики, олигархи, крупные бизнесмены. Но нужны ли политикам и олигархам старинные романтические обряды и философские беседы? Есть ли у них на это время? И хотят ли они, чтобы их имена упоминались в связи с какими-то тайными заседаниями и проектами? Очень сомнительно.
Как туда попасть
Привилегия мужчин
В масонские ложи запрещено вступать дамам. Так сложилось исторически. Хотя сегодня в некоторых странах начинают практиковать «смешанные ложи», куда допускаются женщины.
Кто из знаменитостей был масоном?
Говорить об этом можно лишь с некоторой долей вероятности, учитывая строгую секретность таких данных. В России к масонам принято относить, например, А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Н.М. Карамзина, А.С. Грибоедова, А.Ф. Керенского, Н.С. Гумилева.
Согласно легенде, Моцарт был отравлен за разглашение масонских тайн
Кто такие масоны все подробно с фактами на понятном языке
Кто такие масоны – представители движения, возникшего в Европе в 1717 году. Они считались неким обществом и берет начало в конце XVI — начале XVII века в средневековых сообществах мастеров по обработке камня. Есть предположения более раннего происхождения системы из орденов тамплиеров или розенкрейцеров. Вербовка членов осуществлялась кооптацией, а также обрядами инициации. Известна категория тайны и созидания, не изменившая свое значение с течением времени.
Что это
Масонство определяется как разнообразие исторически сложившихся социальных объединений, имеющих общие черты и отличия. Образованная разнообразными социальными явлениями, масонская тайная культура, согласно истории, возникла в 1598 году в Шотландии. Затем она проникла в Англию в XVII веке.
Философское и филантропическое объединение обозначило собственную систему морали и порядок инициации. Философское масонство соблюдает древние обязанности, появившиеся во времена строителей. Оно черпает свои источники из набора ключевых текстов, написанных между XIV и XVIII веками. Сегодня изучены социальные, геральдические и филателистические идеи. Психологические и семиологические аспекты масонства изучены слабо.
Зачем они нужны
Участие в обществе несет эзотерическое учение, основанное на символах и ритуалах. Община призывает членов работать во имя прогресса человечества. При этом на усмотрение каждого участника остается толкование категорий нравственности. Практика и традиции организации различны в государствах. Столетия масонство формировалось вокруг внутренней культуры, поэтому появились обряды, иногда противоречащие друг другу. Община подвергалась критике и доносам, мотивы которых менялись в зависимости от эпох и стран.
Символы масонов
Община заимствует идеи и художественные образы из средневекового искусства и строительства соборов. Их она признает предшественниками, от которых унаследовано понятие ложи, места для сбора рабочих. Масонство или королевское искусство имеет общие черты, имеют свои ценности и атрибутику. Масоны определяют себя спекулятивными (от латинского термина Speculare – обдумывать) в отношении к участникам общины. К старейшим символам относятся угольник и компас, молоток и зубило, уровень и отвесная нить, линейка и рычаг, шпатель.
Мифический персонаж Хирама играет ключевую роль в трансформации понятий. Он разрывает связь с традицией и начинает переход к новому. Постепенно в учении появляется символика из алхимии, каббалы и рыцарской традиции. Великий Моцарт, масон из тамплиеров, в опере «Зачарованная флейта» применяет символику масонства.
Какие цели у масонов
Невозможно дать единое определение учения и его задачам. Сами участники общины пропагандируют филантропические учения и философские идеи. Они стремятся к истине, пропаганде морали и солидарности. Масонство – это объединение личностей, свободных от конфессий и социальной принадлежности. Оно признается старейшей нерелигиозной, неполитической, братской организацией. В зависимости от целей выделяют виды объединений:
Как вступить в ложу масонов
Высшие органы управления объединением могут принимать новых членов. Около сорока активных масонов собираются в среднем два раза в месяц. Есть несколько лож численностью до нескольких сотен с разной частотой встреч. Каждое объединение лично выбирает почтенного для реализации внешних решений. Для принятия объединением существует определенный обряд – однородный набор церемоний. Они значительно разнятся в культурах масонства. Одна и та же ложа последовательно практикует различные масонские обряды.
Все масоны начинают свой путь на уровне «ремесла» с дальнейшим посвящением, прохождением и возвышением. Во время трех ритуалов соискателя постепенно обучают символам и доверяют ему знаки и слова. Они показывают другим участникам, какие степени он принял. Аллегорические церемонии включают в себя лекции о строительстве Храма Соломона, а также творчества и кончины великого архитектора Х. Абиффа. Существует множество версий ритуалов, окутанных легендами.
Иерархия масонов
В обществе братья и сестры сначала становятся учениками, а затем переходят в компаньоны. Вскоре они повышаются до магистра. Пока участник находится в статусе ученика, ему не позволено выступать в ложе. Он должен слушает и проникается духом теней.
К трем основным степеням добавляются факультативные системы высоких степеней. Они ступенчатые: пять орденов во французской культуре, шесть степеней в действительном обряде Соломона. В Шотландии различают от семи до 33 в древнем учении. В египетских обрядах число степеней достигает 99-ти.
Ложа обрамлена пятью огнями:
Есть и другие офицеры, занимающие конкретные должности (чины). Они не имеют никакого отношения к званию или степени (за исключением того, что он должен быть мастером). Офицеры, как правило, ежегодно избираются мастерами ложи. В зависимости от лож, функции обновляются через два или три года после избрания. Третья степень масонства появилась в 1720-х годах. Ей потребовалось много времени, чтобы распространиться по масонским ложам.
Женщины тоже могут вступить
Первые инициации происходили во Франции в XVIII веке. При этом, братья и сестры иногда ходили в одинаковой одежде. После революции эти ложи утратили привычный характер. В 1882 году в Великой шотландской ложе появилась Мария Дерайс. Свободолюбивая журналистка и феминистка-активистка она основала систему смешанного права.
В XXI веке в большинстве европейских стран женщины могут стать участниками масонства со смешанным или женским сословием. Старейшим признается Международный масонский орден, основанный в 1901 году. Еще один – Order of Women Freemasons (OWF) был сформирован в 1908 году.
Либеральные течения признают смешанные и женские ложи. Некоторые признают женские ложи и принимают их присутствие, но не инициируют их. Представители традиционной ветви формально не признают никаких групп, принимающих женщин. Во многих странах могут существовать неформальные отношения или разовое сотрудничество. Объединенная великая ложа Англии считает, что женщины из объединений HFAF и OWF должны рассматриваться как часть масонства.
В США и Канаде женщины чаще вступают в масонство не напрямую, а через отдельные ассоциации. Они имеют собственные традиции и ритуалы, такие как Орден Восточной звезды или дочери Нила, действуют вместе с традиционными масонскими ложами.
Правда что существует всемирный заговор масонов
Масонство подвергалось многочисленным нападкам со стороны католических, крайне правых, антисемитских, антипарламентских, коммунистических общин. Бытует мнение, что объединение обладает невероятным влиянием во всем мире. Представители общины стоят за самыми значительными историческими событиями. Они провоцируют революции, государственные перевороты, подрывают христианские устои. Считается, что объединение оказывает значительное влияние на культуру. Участники сообщества стремятся управлять важнейшими национальными процессами и трансформировать миропорядок. Имеющиеся сегодня теории не нашли подтверждения исследователей. Сторонниками воззрений являются консервативные и националистические представители истории и философии.
Теоретики заговора уже давно связывают масонство с переделом ключевых влияний и иллюминатами. Они говорят, что масонство как система либо стремится к мировому лидерству, либо тайно управляет мировой политикой уже давно. Объединение всегда привлекало критику и подавление со стороны политически крайне правых (нацистская Германия). Масонство вызывало недовольство крайне левых в восточноевропейских коммунистических государствах. В Великобритании сегодня такие масоны как судьи и полицейские, обязаны раскрывать свое членство. Некоторые предполагают, что 11 сентября в США был реализован сионистский заговор. Высказывались предположения, что нападение было инспирировано масонским мировым порядком. Некоторые авторы говорят о масонфобии, хотя эти оппозиции обычно группируются под общим термином антимасонства.
Богатство масонов
Объединение является старейшим в мире, поэтому ему удалось аккумулировать за века огромный капитал. Существует теория, что представители общины невероятно богаты и влияют на мировую политику и революции. Согласно устоявшемуся мнению, ресурсы объединения неисчерпаемы. Многие из участников обладают властью и огромным состоянием. Считается также, что за повышением налогового бремени в некоторых странах стоят именно масоны. Эти средства идут на содержание организации и лоббирование интересов.
Средства уходят на формальные дела организации – оплату счетов, организацию социальных и благотворительных мероприятий. Они требуются для проведения собраний, голосований, обрядов по принятию новых членов общества. Сегодня масонству принадлежит несколько зданий, расположенных в разных городах планеты. К масонству принадлежали очень многие влиятельные и богатые деятели. Например, Бенджамин Франклин, Вольтер, Фридрих II, Гете, Моцарт, Джордж Вашингтон, Жюль Ферри, Теодор Рузвельт, Симон Боливар и т.д.
Масоны и христианство
Конституция Андерсона первоначально утверждала, что масон «не может быть глупым атеистом или нерелигиозным распутником». Позже она была изменена, чтобы «позволить религии или способу поклонения человека быть тем, что он может». Сегодня организация проповедует свободу религии и вероисповедания.
Христианские конфессии во всем мире имеют напрямую заявляют о негативном отношении к масонским традициям. В высказываниях Католическая Церковь настаивает на том, что масонство пропагандирует натуралистические деистические верования. Такие идеи противоречат главной церковной доктрине. Основная религиозная оппозиция берет начало у истоков масонства. Католики считают, что масонство распространяет релятивизм в вопросах веры. То есть идею, что ни одна религия не будет правдивее, чем другие. Первое осуждение масонства католической церковью приходится на 1738 год, времени Климента XII. Она продолжается несколько поколений позднее у Бенедикта XIV, Пия IX и Льва XIII.
В 2017 году папа Франциск отказывается от масонского посла в Ватикане. Ранее, в июле 2013 года он выступает против групп давления, проникающих в церковь. Он осудил политическое лобби жадности. В 2015 году в своем обращении к молодежи папа в Аргентине критикует влияние масонов и их враждебность к христианству. Популярны идеи о всеохватности евреев в общину, несмотря на явную христианскую направленность движения. Недавно крупнейшая баптистская ассоциация Соединенных Штатов, также заявила, что принадлежность к масонству несовместима с ее убеждениями.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Масонство никогда не было чем-то статичным и неизменным. Возникнув в одном виде, в разные времена в разных странах оно постоянно видоизменялось. По этой причине, любые попытки дать масонству одно конкретное определение неминуемо обречены на провал.
Масонство возникло в Англии в начале 18-го века и задумывалось как тайное философское объединение, члены которого должны заниматься самосовершенствованием и работой на благо общества. Таковым оно пробыло недолго и очень скоро стало вырождаться в политическое течение. Этот процесс прослеживается и на примере Российской империи.
Кто такие масоны и как их понимать
Период до 18-го века в истории масонства рассматривается как доисторический. Он связан с братствами реальных каменщиков, известных в Англии с 14-го века. Отсюда все символы масонов — угольник, молоток, циркуль и так далее, а также три традиционные масонские степени: мастер, подмастерье и ученик. Ложами у каменщиков назывались рабочие помещения.
Гравюра с изображением масонских символов
В 1717 году в Лондоне четыре масонских ложи «нового образца» объединились и создали Объединённую великую ложу Англии. Так и образовалось масонство в классическом его понимании. Спустя пятнадцать лет англичане привезли масонство во Францию, которая со временем стала вторым центром вольного каменщичества в Европе.
Объединённая великая ложа Англии, Лондон
Изначально масонство задумывалось как морально-нравственное течение. Согласно основополагающему масонскому документу – Книге уставов Джеймса Андерсона, изданной в 1723 году в Англии – каждый масон обязан верить в бога и стремиться к нравственному самосовершенствованию, по кирпичику воздвигая свой духовный храм. Это аллюзия на праотцов-каменщиков, которые тоже воздвигали храмы, но реальные.
Философствованиями их деятельность не заканчивалась. В основе классического масонства также лежит культ труда на благо общества: масонские ложи должны заниматься просветительской деятельностью и благотворительностью.
Бога масоны признавали, но только как создателя вселенной. Жизнь человека, по их мнению, от бога не зависит – каждый человек сам творит свою судьбу. Из-за этого масоны часто конфликтовали с католической церковью.
Нельзя представить масонство без обрядности. Загадочные и порой ужасающие ритуалы проводились масонами регулярно, особенно по случаю принятия в свои ряды нового «брата» или перехода члена ложи из одной степени в другую. Со стороны это походило на театрализованные представления.
Классическое масонство мыслилось как движение аполитичное, споры на политические темы в ложах запрещались. Однако таковым оно осталось только на своей родине – в Англии, где к моменту возникновения масонства уже существовал «пакет» гражданских прав и свобод, а также конституционный строй.
В то же время в большинстве стран континентальной Европы действовали абсолютистские режимы, поэтому там масонские организации стали постепенно вырождаться в политические организации – Франция яркий тому пример. Та же тенденция характерна и для масонов Российской империи, перенимавших опыт зарубежных товарищей.
Появление и развитие масонства в России
В 1698 году будущий российский император Пётр Первый вернулся из Великого посольства в Европу. Согласно английскому преданию, по приезде воодушевлённый Пётр Алексеевич стал активно внедрять у себя на родине европейские обычаи, начав с учреждения в России масонства. Самого его, по легенде, приняли в ряды вольных каменщиков в Англии.
Пётр Первый в Голландии во время Великого посольства
Документальных подтверждений этой красивой версии нет. Первые реальные упоминания о существовании масонства в России относятся к 1731 году, когда Великая Лондонская ложа направила в Россию мастера Джона Филипса для учреждения здесь масонства.
Но организованные Филипсом «русские» ложи таковыми назвать сложно, так как входили в них одни иностранцы. Русские дворяне стали вступать в масонские ложи только в следующем десятилетии.
Императрица Елизавета Петровна, правившая с 1741 по 1762 годы, хоть и относилась к масонам негативно, но не преследовала их. О количестве лож в России в этот период, как и о конкретных примерах влияния масонов на политику, точных сведений нет.
Точно известно о соблюдении русскими масонами середины 18-го столетия обрядов, характерных для классического европейского масонства. Современник Елизаветы Петровны Адам Васильевич Олсуфьев описывал довольно сложный ритуал принятия в одну из лож, устроенную по французскому образцу. В нём фигурировали черепа, сабли, заряженные мушкеты, циркули – как и положено, устраивался целый спектакль.
Сменивший Елизавету на императорском престоле Пётр Третий, судя по всему, сам являлся масоном и покровительствовал своим «братьям»: петербургской ложе Постоянства он подарил целый дом. Тем не менее, многие масоны Петра недолюбливали и участвовали в организации государственного переворота против него (среди них, например, тогдашний фаворит Екатерины Второй граф Григорий Орлов).
Так, черты политизированности русского масонства можно проследить уже во второй половине 18-го века во времена правления Петра Третьего.
На время царствования Екатерины Великой, длившегося с 1762 по 1796 годы, приходится расцвет русского масонства. Ложи самых разных систем (английской, немецкой, французской) возникали с огромной скоростью, переманивая друг у друга адептов и конфликтуя между собой.
Масонство входило в моду, поэтому в ряды вольных каменщиков пробирались «случайные пассажиры», равнодушно относящиеся к масонским ценностям. Многие из них позже признавались, что вступали в ложу из интереса или ради полезных знакомств.
Заседания английских лож, организованных влиятельным в 1760-1770-е годы масоном Иваном Перфильевичем Елагиным, с виду напоминали скорее торжественные пиры или балы, где все напивались и «несогласным воплем непотребные ревели песни».
Великий мастер Провинциальной великой ложи в Санкт-Петербурге Иван Перфильевич Елагин
Вторым столпом русского масонства екатерининской эпохи являлся Николай Иванович Новиков, лидер московских масонов 1780-х годов. Прежде всего, Новиков известен как издатель сатирических журналов, высмеивающих пороки самодержавия и крепостного права.
Новиковское масонство являлось полной противоположностью елагинского. Его ложи занимались благотворительностью, организовывали учительские семинарии, содержали школы, открывали библиотеки. То есть, следовали заветам классического английского масонства начала 18-го века.
Екатерина Великая к такой самодеятельности относилась скептически. В 1780 году она опубликовала своё произведение «Тайна противо-нелепого общества», в котором высмеивались все масонские обряды и ритуалы. Спустя шесть лет из-под пера императрицы вышли три комедии – «Обманщик», «Обольщённый» и «Шаман Сибирский», в которых масоны выставлялись в невыгодном свете.
Лидер московских масонов Николай Иванович Новиков
Гонения на вольных каменщиков в России завершились 1 августа 1792 года, когда указом Екатерины Второй масонство в России было фактически запрещено. Новиков и его ближайшие соратники оказались в тюрьме.
Причин столь жёсткого отношения Екатерины к масонству было несколько:
— Московские масоны во главе с Новиковым активно контактировали с наследником престола Павлом Петровичем – сыном Екатерины и по совместительству её главным врагом. У императрицы были все основания подозревать, что масоны готовят государственный переворот;
— Екатерина испытывала личную неприязнь к оппозиционеру Новикову из-за его иронических выпадов против императорской власти;
— В самом разгаре была Великая Французская революция, активное участие в которой принимали масоны и члены других тайных обществ. Императрица боялась, что то же может постичь Россию.
Александр Первый, правивший в первой четверти 19-го века, поначалу относился к масонам благосклонно, поэтому те начали выбираться из подполья. В 1817-1822 годах масонами стали Пушкин, Чаадаев и Грибоедов.
Ряды вольных каменщиков при Александре Первом пополняли и многие будущие декабристы. Исследователи предполагают, что браться Муравьёвы-Апостолы, Рылеев и Пестель – лидеры декабристского движения – хотели использовать масонские ложи как плацдарм для подготовки антиправительственного восстания.
В 1822 году, после недолгой «оттепели», Александр Первый повторно запретил масонство в России в связи с растущими среди них оппозиционными настроениями. Сильно повлияли на его решение революционные события в Италии в 1820-х годах: император знал, что ячейки итальянских карбонариев (революционеров) строились по образцу масонских лож.
В конце 18-го – первой четверти 19-го века русское масонство хоть и сохраняло традиционные черты (ритуальность, занятие просветительской деятельностью, благотворительность и так далее), но сильно политизировалось, отойдя от заветов праотцов.
После запрета масонство в России впало в спячку. Отдельные ложи продолжали существовать, но глубоко в подполье, а последнее известное ритуальное посвящение относится к 1850 году. Казалось, дело Новикова и его предшественников забылось навсегда.
В это же время западное масонство жило и видоизменялось, постепенно всё больше втягиваясь в политическую борьбу. Особенно в этом преуспели ложи Франции: в период французской революции 1848 года масоны открыто демонстрировали поддержку радикалам.
В 1870-х годах лидеры Великого востока Франции – центральной масонской организации Франции – исключили из своей конституции упоминания о Великом Архитекторе Вселенной. Спустя семь лет в масонские ложи стали принимать атеистов. Всё это шло наперекор классической модели масонства, в основе которой лежало признание Бога как создателя вселенной.
Позже во французских ложах сняли запрет на обсуждение политических вопросов – ещё одна пощёчина традиционному масонству. В ответ на такую наглость Объединённая великая ложа Англии – праматерь мирового вольного каменщичества – объявила, что Великий восток Франции более не может считаться истинно масонской организацией.
Пока российские императоры решительно отказывались делить с кем-либо единоличную власть, европейские правительства работали с вольными каменщиками бок о бок. Председатель Совета министров Франции Луи Комб в начале 20-го века использовал масонские ложи как государственные органы для сбора необходимой информации.
В конце 19-го – начале 20-го века русские интеллигенты, гонимые на родине, всё чаще стали вступать в ложи Великого востока Франции. По своим политическим взглядам многие из них являлись либералами и выступали за установление в России конституционной монархии.
Лицами русского масонства за рубежом стали изобретатель Павел Николаевич Яблочков и профессор Максим Максимович Ковалевский. Яблочков в 1887 году открыл в Париже первую русскую эмигрантскую масонскую ложу «Космос». Ковалевский спустя 14 лет организовал на её основе Русскую высшую школу общественных наук, просуществовавшую до 1904 года.
Целью школы стало повышение политической грамотности её учеников, а также подготовка новых масонских кадров для скорого «десанта» в Россию – долго засиживаться заграницей Ковалевский не намеревался. Период с 1887 по 1906 годы стал для русских масонов подготовительным. В это время они набирались опыта политической работы у французских единомышленников, чтобы потом перенести его на русскую почву.
Один из лидеров русского масонства начала 20-го века Максим Максимович Ковалевский
В связи с нарастанием революции, 17 октября 1905 года Николай Второй издал Высочайший манифест, который, помимо прочего, провозгласил право на существование собраний и союзов в России. Это развязало масонам руки, и уже в январе следующего года Ковалевский получил у лидеров Великого востока Франции разрешение на создание масонских лож в России.
В 1906 году масонство в Российской империи пробудилось после долгого сна. Ориентиром для него стало западноевропейское вольное каменщичество, которое зиждилось на идее активного участия в политической жизни и почти полностью игнорировало традиционные масонские ценности.
«Масоны должны проникать во все отрасли государственной жизни и незаметно для самого правительства сдвинуть жизнь со стоячего болота. На масонство я смотрел как на единственное средство объединить людей разных лагерей, конечно, прогрессивных.»
Давид Осипович Бебутов, один из первых русских масонов 20-го века
Хотя формально к 1906 году масоны имели полное право на существование, каждая новая ложа глубоко конспирировалась. Уход в подполье стал требованием здравого смысла – власть, ещё не оправившаяся от революционного 1905 года, везде видела заговорщиков. Масонов это касалось особо: на примере Франции император прекрасно знал, на что они могут быть способны.
Активное привлечение новых членов в ложи началось лишь к декабрю 1906 года, после роспуска первой Государственной думы. Тогда же сформировалась основная идея, которая легла в основу русской масонской организации.
Государственная дума Российской империи I созыва – первый представительный орган власти в России, просуществовавший 72 дня, с 27 апреля по 9 июля 1906 года. В её состав входило более 450 депутатов, 11 из которых являлись масонами.
Масонский Орден в России должен был стать внепартийной платформой прогрессивных оппозиционных сил. На собраниях её члены обсуждали бы насущные политические проблемы и находили точки соприкосновения, забыв о своей партийной принадлежности.
Лидеры русско масонства хотели объединить разобщённый левый лагерь, который нуждался в единой организации. Члены масонских лож в России принадлежали к самым разным оппозиционным партиям, начиная от конституционных демократов и заканчивая социалистами.
В 1910 году ряды русских масонов, и без того немногочисленные (число вольных каменщиков в 1906-1910 годах в России не превышало 100 человек), поредели ещё больше. Это было связано с желанием лидеров русского масонства избавиться от протектората Франции и существовать отдельно.
К 1912 году самостоятельное русское масонское объединение окончательно сложилось и получило название Великий восток народов России. Его первым лидером стал российский политический деятель Николай Виссарионович Некрасов. Качественно новые ложи ничем не отличались от старых. Общего с масонством у них оставалось всё меньше.
Первый генеральный секретарь Верховного совета Великого востока народов России Николай Виссарионович Некрасов
Масонскую систему степеней фактически ликвидировали – в Великом востоке народов России осталось лишь две из них: ученик и мастер. Характерная для классических масонов система нравственного совершенствования и духовного развития отошла на второй план – речь о философии и религии на заседаниях лож заходила крайне редко, всё время занимали бесконечные беседы о высокой политике.
Претерпел изменения и процесс приёма в масонство. Ритуал оставался, но в крайне упрощённом виде: кандидат проходил небольшой письменный опрос, после чего (если члены ложи оставались удовлетворены результатом опроса) ему завязывали глаза и проводили в общую комнату. В ней присутствовали все «братья», которые и объявляли новичку радостную новость, поочерёдно его целуя.
Фартуки, циркуль с наугольником, другая традиционная масонская атрибутика – всё это ушло в прошлое, обрядовую сторону русские масоны свели на нет. То же прослеживалось и в западноевропейском масонстве, особенно французском, однако «новые» русские ушли в этом плане намного дальше своих зарубежных коллег.
Приём в Верховный совет – руководящий орган Великого востока народов России – обходился вообще без каких-либо ритуалов. Не подразумевала их и работа совета.
Ложами русские масоны называли обычные частные квартиры. В них проходили заседания, которые также не имели ничего общего с привычным масонством: 7-10 человек в лёгкой и непринуждённой обстановке общались на общественно-политические темы. Разве что называли друг друга «братьями» и обращались на «ты», а в остальном – обычный подпольный политический кружок.
Заседания лож проводились примерно раз в неделю. Они начинались с объявления политических новостей и сообщений о внутренней жизни тех партий, члены которых присутствовали на собрании. После следовал обмен мнениями по насущным вопросам. Масоны, по совместительству являвшиеся депутатами Государственной думы, обсуждали думскую повестку и пытались прийти к компромиссу.
Государственная дума четвёртого созыва действовала с 1912 по 1917 годы. В ней числилось по меньшей мере 23 масона. Все они состояли в думской масонской ложе «Розы».
Разговорами всё и заканчивалось, так как никаких решений ложи не выносили и своих членов ни к чему не обязывали. Коллективное обсуждение и взаимное убеждение – всё, чем ограничивалась работа масонских лож.
В русском масонстве начала 20-го века от масонства осталось только название. На смену просветительской деятельности в народе пришло полное бездействие, а разговоры о философии и религии сменились бесконечной демагогией на политические темы.
Постепенно политизирующееся ещё со времён правления Петра Третьего, в начале прошлого столетия русское масонство окончательно превратилось в подпольную политическую организацию, которая не имела с классическим вольным каменщичеством ничего общего.
Февральская революция – масонский заговор?
Разговоры о политике закономерно приводили к возгласам о необходимости поднять народ на революцию или совершить политический переворот. Особенно часто вопросы тактического характера поднимались накануне и с началом Первой мировой войны в Верховном совете Великого востока народов России, не говоря уже о провинциальных ложах.
Многие члены Совета, с нескрываемым презрением относившиеся к деспотической власти монарха, на деле боялись «бессмысленного и беспощадного русского бунта». Член Верховного совета с 1912 по 1917 годы, меньшевик Александр Гальперн утверждал, что «политического заговора, как сознательно поставленной цели, в программе нашей работы не было».
О конкретных революционных мероприятиях вопросы в Верховном совете даже не ставились, хотя осторожные разговоры на эту тему велись. Сторонниками переворота являлись влиятельные масоны Николай Некрасов и Сергей Мстиславский, но даже они не стремились закрепить свою точку зрения как основную.
Авангард русского масонства составляли левые либералы из кадетов и прогрессистов, которые в принципе не приветствовали революционные методы борьбы. Особо радикальные масоны-социалисты придерживались противоположного мнения, однако в ответ слышали лишь то, что «в цели Великого востока народов России насильственная смена власти не входит».
«На первом плане были вопросы высокой политики. Я помню, мы обсуждали вопросы о границах будущей Польши… проблему Константинополя, Дарданелл и прочее. И когда я попытался обратиться к нашему внутреннему положению, к настроению трудового народа, к тому, что ожидает нас после окончания войны, то меня просто замолчали. Нам неоднократно внушали, что революционная работа не наше дело, что мы — организация надпартийная.»
Лев Чермак, масон, член партии социалистов-революционеров
Социалист Николай Чхеидзе также вспоминал, что умы думских масонов в 1912-1915 годах занимало скорее согласование партийных интересов и достижение компромиссов, нежели обсуждение реальных планов по свержению императора. Однако осенью 1915 года положение стало меняться: неудачи русской армии в этот период привели к радикализации Верховного совета Великого востока народов России.
Если раньше масонская организация принимала оппозиционеров, но не ставила цели насильственной революционной смены режима, а скорее рассчитывала перестроить существующую государственную машину путем проникновения в её звенья, то теперь она прямо ориентировалась на ту или иную форму переворота.
Современники вспоминали, что в это время член Верховного совета Александр Фёдорович Керенский, ставший масоном ещё в 1912 году, предпринимал агитационные поездки в провинцию. Организовывались сборы денег на нужды переворота. Тем не менее, когда той же осенью 1915 года уже упомянутый Мстиславский предложил лидерам русского масонства организовать покушение на жизнь царя, те отнеслись к этой инициативе отрицательно.
Масон и последний председатель Временного правительства Александр Фёдорович Керенский
Затем последовал решительный протест украинских масонов, доля которых в общем масонском движении Российской империи была достаточно велика. Не включала заговорщических планов и резолюция Всероссийского съезда представителей масонских лож в 1916 году.
Идея государственного переворота хоть и захватила умы лидеров русского масонства, но только на время. К 1916 году центр заговора переместился к оппозиционной группе генерала Александра Крымова и лидера партии октябристов Александра Гучкова. Убедительных доказательств того, что они являлись масонами, нет.
В индивидуальном порядке (то есть не от лица масонской организации) Гучкова поддерживал ярый сторонник идей переворота Николай Некрасов. В апреле 1917 года они планировали организовать захват царского поезда, чтобы заставить Николая Второго отречься от престола в пользу сына. Однако Февральская революция помешала их планам осуществиться.
Революция застала нас врасплох. Растерянность среди нас была вначале просто фантастической.
Сразу после революции был образован Временный комитет Государственный думы, на основе которого чуть позже сформировалось Временное правительство. Среди его членов числилось всего три масона – Александр Керенский, Николай Некрасов и Александр Коновалов – которые пытались (и порой успешно) назначать на административные посты своих братьев.
Этот факт зачастую используется как доказательство того, что Февральская революция стала результатом масонского заговора, однако остальные восемь деятелей революции, также входившие в состав Временного комитета и Временного правительства, масонами не являлись.
Очевидно, что Февральская революция не являлась результатом организованного масонского заговора. Многие члены масонских лож выступали за идею государственного переворота и даже обсуждали её с не-масонами, но централизованного масонского заговора это не подразумевало.
Впрочем, даже если представить, что события февраля 1917 года и правда спланировал «тайный масонский центр», перед нами предстаёт обыкновенный пример свержения власти законспирированной подпольной группировкой революционеров, называющих себя масонами.
[ источники ]
Источники:
Основные источники статьи: