Майолика что это за материал
Майолика — что это такое и в чем она отличается от других видов керамики
Не только начинающих керамистов волнует вопрос, майолика – что это такое и чем она отличается от изразцов (а может, и не отличается вовсе)? Керамику майолику чаще ассоциируют с Италией, где действительно долгое время был европейский центр изготовления самых разных художественных объектов в данной технике. Но у средиземноморской керамики давно появились яркие конкуренты, и это уже интересно.
Что такое майолика?
Это технология (или способ) изготовления керамики. Изначально под этим словом подразумевались любые глиняные изделия с обжигом, которые покрывались красками и глазурью. Сегодня активен спрос на плитку, изготовленную в технике maiolika (встречаются и такие варианты названий как mayolica, majolica). Ее уникальность в рельефной поверхности и особенных цветовых переходах.
Основной общий признак технологии – высокая молекулярная пористость, это значит, что материал достаточно гигроскопичен. Майоликовый продукт покрывается белой эмалью. Практически вся керамика, которую глазурируют (кроме «фаянса» и «каменной» керамики) – майолика.
Черепки могут быть сделаны из фаянсовой и полуфаянсовой, из терракотовой глины. Нередко майолику путают с изразцом. Последним называют плитку с румпой, объемным элементом с обратной стороны. Эта плитка может быть изготовлена способом майолики, но не обязательно им. Майолика – понятие более объемное. У нее много применений в художественном мире! Изразец – только один из видов архитектурной керамики.
Предлагаем вам посмотреть выпуск передачи «Галилео» о майолике:
Историческая справка
Если кратко, то история направления, вполне возможно, несколько тысяч лет назад началась в Египте, Ассирии и Вавилоне. И когда прекрасные керамические образцы попали в Европу, их путь пролегал через испанскую Майорку. Отсюда и название технологии. Собственная технология в Старом Свете появилась только в конце 16 века, благодаря стараниям голландцев.
Наиболее известные виды майолики
Распространение какого-то художественного направления по разным точкам земного шара – увлекательная аналитическая работа для культуролога. И равнодушно относиться к этому действительно не получается: в разных местах, культурах один и тот же технологический способ обрастал местным колоритом, художественными традициями. И архитектура, и скульптура, и разного рода керамический продукт (статуэтки, вазы), словно отпечаток национальной культуры, уникален и узнаваем.
Русская майолика
Стараниями князя Меньшикова в Стрельне, в 18 веке была основана керамическая фабрика. В основном продукцию использовали для декорирования храмов и светских зданий: подобный декор считался признаком роскоши, богатства. Большим спросом пользовалась сделанная способом майолики посуда.
Изразцы (русская майолика предполагает и их тоже), а также мелкая пластика и посуда прославили московскую фабрику Гребенщикова. В мастерских Гжели делали керамические изделия, способные конкурировать с московской продукцией. О том, что такое представляла майолика в то время, ярко говорит тот факт, что Васнецов, Врубель и Головин и другие известнейшие живописцы эпохи, выполняли изображения для русской керамики 19-20 веков.
Примеры русской майолики смотрите в этом видео:
Итальянская майолика
Даже ребенок знает, что такое Эпоха Возрождения, и что ее ассоциируют с великим искусством Италии. Без майолики невозможно представить итальянское Возрождение. Изделия из белой или серой глины, покрытые сразу двумя слоями глазури (белой и прозрачной) стали одним из художественных символом славной эпохи.
Помимо классического вида Италия породила меццо-майолику и полуфаянс (фаянс – это слово, возникшее вследствие географической привязки, крупного центра производства керамики Фаэнца).
В 16 столетии расписная керамика стала художественным новаторством в Италии: утилитарный смысл плавно перетек в декоративный. Роспись усложнялась, стала называться «прекрасным стилем», в каждом регионе Италии образовывалась своя школа. Популярной была роспись тарелок в рафаэлевском стиле. И хоть сам классик этим видом творчества не занимался, итальянскую майолику долго еще так и называли – рафаэлевской.
Арабские и турецкие майолики
Для арабской технологии характерно использование желтоватого или красного черепка. Роспись изобилует каллиграфией, а также специфической декоративной геометрией. Делать акцент местные мастера предпочли на цветовом контрасте.
Изящна турецкая керамика: звезды, цветущие сады, яркость мелких деталей и совершенство узора, тончайшая каллиграфия. Сегодня хозяйки специально ищут плитку-майолику на кухню в турецком стиле, чтобы готовить любимые лакомства в духовке (и не только в ней) в атмосфере Востока.
Португальские майолики
Традиционные бело-голубые керамические тона сплелись с современным паблик-Артом, и получилось азулежу – декоративный материал, гордость Португалии. Глиняная основа, покрытая глазурью плюс искусство ручной росписи: такими работами полон Лиссабон, да и вся страна!
Из плиток составляются масштабные полотна, которые украшают как станции метро, так и дворцовые стены. Обычные дома тоже декорируются азулежу, к которому здесь питают особую страсть.
Северные майолики
Франция, Германия, Великобритания – это узнаваемый белый фаянсовый или полуфаянсовый черепок, покрытый белой эмалью. Однажды керамисты этих стран стали добавлять в глину каолин, черепок стал кремово-белым, и впоследствии его стали называть фаянсом. Образцы северной майолики не перестают использоваться в качестве источника вдохновения для сегодняшних керамистов и дизайнеров.
Майолика в интерьере квартиры, майоликовая посуда
Что такое сегодня майолика – посуда, декор, расписная плитка. Последний вариант самый трендовый.
Используется майолика для:
Цена майолики
Вид, размеры, характер росписи, бренд – факторы ценового решения. Условно один квадратный метр расписной майолики обойдется вам в 7-8 тысяч рублей. Вазы и тарелки можно заказывать в интернет-магазинах (от 700 рублей). Декоративный изразец – от 500 рублей, елочная игрушка – от 200 рублей, а большой набор игрушек – от 6000 рублей.
В интерьерах разных стилей майолика смотрится как изящно подобранный художественный элемент, жемчуг интерьерного решения. В изящности, тонкости и умении гармонизировать пространство этому керамическому направлению не отказать. Наверное, поэтому оно находит себя и в ультрасовременных интерьерах.
Что такое изразцы и майолика и чем они отличаются
Нас часто спрашивают, что такое майолика. Следующий вопрос — а что такое изразцы? И одно ли это и то же? Чтобы ответить сразу и всем на этот вопрос, мы решили написать эту небольшую статью.
Если кратко, то изразцы и майолика — это не совсем одно и то же, изразцы — это скорее один из частных случаев майолики, да и то — не всегда. Итак, по порядку.
Что такое майолика
Майолика — это технология или способ изготовления керамики. Майолику отличает от других видов керамики крупнопористый черепок, покрытый белой эмалью с последующим декорированием, которое может быть очень разным — от однородного глазурования полупрозрачными глазурями до росписи и живописи по эмали. Черепок может быть сделан из любой глины — терракотовой, фаянсовой, полуфаянсовой и т.д. и т.п. Главный общий признак такой керамики — достаточно высокая пористость на молекулярном уровне, как следствие, относительно сильная гигроскопичность (способность поглощать воду) и покрытие белой эмалью. Строго говоря, вся глазурованная керамика, кроме фарфора и т.н. «каменной» керамики — это майолика, если говорить о технологии и особенностях ее изготовления.
Наиболее известные майолики
Итальянские майолики — это, как правило, разнообразные изделия из красной и розовой (терракотовой) глины, покрытые эмалью и расписанные в ренессансном стиле: растительные и геометрические орнаменты, гротески и т. д.
Арабские и турецкие майолики — это также красная или желтовато-белая глина черепка, плюс покрытие белой эмалью и свои собственные росписи — опять же орнаменты, в основном геометрические и довольно специфические растительные, а также различная каллиграфия.
Португальские майолики — это, конечно, азулежу — красная или розовая глина, по-прежнему покрытая белой эмалью и расписанная, как правило, бело-синими бароккальными орнаментами и различными сюжетными композициями.
Северные майолики — Франции, Германии, Великобритании, северной Италии — это в основном белый полуфаянсовый или фаянсовый черепок, покрытый белой эмалью, хотя на заре их возникновения также использовались и красные глины, как наиболее распространенные на нашей планете. Однако в последствии большинство керамистов этих регионов стали добавлять в глиняную массу каолин и другие добавки, сделавшие черепок кремово-белым, получившим позднее название фаянс с легкой руки мастеров города Фаэнцы, давших название этой глине.
Предыстория возникновения майолики — в попытках копирования белого китайского фарфора и его имитация. Отсюда покрытие белой глазурью керамических изделий из цветных глин, доступных мастерам прошлого. В России майолика заменила собой технологию ангобирования, т.е. покрытия красного черепка «ангобом» (жидкой белой глиной), как более легкая с технологической точки зрения. Наши предки не пытались имитировать китайский фарфор, но белая основа ярче проявляла краски, которые на белом фоне смотрелись намного лучше, чем на красном.
В других статьях на нашем сайте мы пишем достаточно подробно о развитии майолики в разных регионах мира и в случае интереса к вопросу, вы можете ознакомиться с ними в этом разделе.
Что такое изразцы
А вот изразцы — это просто изделие — плитка с румпой (объемной «коробочкой» с оборотной стороны), которая может изготавливаться по технологии майолики, а может быть сделана из фарфора или «каменной» массы. Из майолики изготавливают посуду, декоративные облицовочные материалы, статуэтки — в общем, все что угодно. А изразцы — это всего лишь один из видов изделий, относящийся к архитектурной керамике.
Как из фарфора изготавливают и изысканные предметы искусства и унитазы, так же из майолики можно сделать изразцы, глазурованную черепицу, вазы и прекрасные тонкие скульптуры. Как и любая другая керамическая технология она имеет множество применений в декоративно-прикладном искусстве.
О происхождении сине-белых росписей на керамике вы можете прочитать здесь.
А о появлении фарфора в России здесь.
Об изразцах здесь.
Все оттенки Майолики: техники исполнения в разных странах
История керамической плитки Майолика началась на Древнем Востоке и прошла красной нитью через такие страны, как Испания, Португалия, Италия, Голландия и Россия.
Традиционно Майоликой называется глазурованная керамическая плитка с рельефной поверхностью и уникальными цветовыми переходами, а также Майоликой называют особую технику росписи керамических изделий.
Первыми глазурованную керамическую плитку с цветной росписью изобрели арабы и называлась она Зуляйдж. Попав в Испанию и Португалию, плитка Зуляйдж не только получила новые имена – Азулехос и Азулежу, но и новые варианты декорирования. При чем здесь Майолика? Именно такое название, с легкой руки итальянцев, закрепилось в Европе за глазурованной плиткой с цветной росписью. Дело в том, что образцы арабской и испанской керамики завозились в Европу через остров Майорка. Итальянцы считали, что именно там они и производятся, поэтому называли эти изделия Майолика, произнося на смягченный манер название острова Майорка.
люди, животные, бытовые и религиозные сюжеты, мифологические существа
люди, животные, бытовые и религиозные сюжеты
Для изготовления керамической плитки Майолика использовалась красная глина. После первого обжига на тело плитки наносилась глазурь (либо методом полива, либо плитка окуналась в чан с глазурью). По сырой глазури вручную наносился рисунок. Эта работа требовала высокого уровня мастерства: мазки краски «слипались» с глазурью и если допускалась ошибка, то исправить ее было невозможно. Поэтому мастер должен был работать очень быстро и точно.
После нанесения рисунка, плитка поступала в печь, на второй обжиг. При обжиге глазурь и краска «сплавлялись», создавая уникальный рельеф поверхности и цветовые нюансы. Майолика имеет неровную, текстурированную поверхность, для неё характерен особый блеск – глазурь на неровной поверхности бликует, отбрасывая свет во все стороны.
Сегодня очень популярна однотонная плитка без рисунка, выполненная в технике Майолики. Для ее изготовления краской и глазурью поверх эмали покрывают всю поверхность плитки. При обжиге глазурь и краска сплавляются; плитка получается с уникальным рельефом и цветовыми оттенками. Найти две абсолютно идентичные плитки, выполненные в технике Майолики, невозможно.
Майолика в интерьере – забытое прекрасное искусство
Даже если вы ни разу не были в Барселоне, наверняка, наслышаны о прекрасных творениях Антонио Гауди, который одел город в незабываемые одеяния из майолики. Но эта высокопористая плитка из обожженной глины используется не только для внешних отделочных работ. Майолика в интерьере квартир встречается редко, оттого так ценится любителями нескучных интерьеров.
Майолика – это расписная керамическая плитка, но не совсем обычная. Она выполняется в технике подглазурной росписи. Это означает, что для ее изготовления необходима высокопористая глина, которая обжигается, затем наносится сырая непрозрачная эмаль и расписывается вручную. После плитка обжигается при невысокой температуре, а потому сохраняет богатые сочные краски и четкость рисунка. Это является отличительной особенностью майолики, как, впрочем, и необычные орнаменты и холодная цветовая гамма.
Майолика – краткая история “взлета и падения”
Первые майоликовые плитки были изготовлены еще несколько тысячелетий назад, свидетельством тому являются огромные панно с изображениями фараонов. Так что они радовали глаз и в Древнем Египте, и в Вавилоне, да и прочие развитые древние цивилизации от них не отставали. Такие изделия прекрасно выдерживают высокие температуры, поэтому пользовались большой популярностью в жарких странах. А вот позже техника подглазурной росписи появилась вместе с арабами (маврами) на Иберийском полуострове. Нужно сказать, что название «майолика» произошло от «Майорка», откуда итальянцы и начали в Средние Века привозить искусно расписанные мавританские сосуды. А вот в Португалии такие плитки называют «азулежуш», а в Испании – «асулехос».
После итальянцы научились самостоятельно изготавливать майолику и даже значительно ее усовершенствовали. В Италии она была популярна в XIV-XVII вв., наиболее известным итальянским специалистом в этой области был Лука дела Роббиа, живший в эпоху Ренессанса. Он придумал способ наносить белю и цветную глазурь на плитку так, чтобы она крепко держалась и не теряла яркость красок. Майолика из Италии начала свое шествие по Европе как украшение интерьера и экстерьера богатых домов. Подобные керамические изделия вошли в моду во Франции, Нидерландах, Германии, России, Швейцарии и Австрии. Однако в начале XVIII в. началась эпоха фарфора и фаянса, явных конкурентов изделий в технике подглазурной росписи.
Майоликовые плитки часто можно было встретить в XVIII в., в богатых домах российского дворянства. Были мастерские и заводы близ Москвы, выпускавшие изделия в монохромной (завод Гребенщикова в Москве) и полихромной (Гжель) росписи. А вот в Ярославле тоже производили подобную плитку, но уже поливную, а не подглазурную. До сих пор одним из основных признаков интерьера в стиле русской усадьбы XIX в. является печь с изразцами.
Майолика в интерьере легко превращалась из отделочного материала в настоящий шедевр изобразительного искусства, особенно когда росписью занимались такие известные художники, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Пабло Пикассо или Мауриц Эшер. Даже поклонники хай-тека не отказались бы от такого драгоценного украшения интерьера. Хотя майолика лучше всего подходит для средиземноморского, мавританского и русского стилей, но в качестве панно она вписывается даже в современные стили. Причем контраст старинной техники рядом с новейшими отделочными материалами и бытовой техникой выглядит просто потрясающе.
Майолика в интерьере квартиры
На сегодняшний день чаще всего можно приобрести итальянскую майолику зелено-желтого и зелено-синего цветов, потому что эти оттенки лучше всего сохраняются при высокой температуре при стандартном процессе обжига в печи. Более дешевым вариантом является плитка «под майолику», где рисунок просто нанесен на поверхность. Конечно, эксплуатационные свойства такой плитки гораздо ниже, чем у настоящей майолики. Кроме плитки для отделки ванной комнаты или рабочего фартука кухни изготавливаются декоративные панно, посуда и декоративные тарелки, наличники для окон и дверей, изразцы для оформления каминов и печей.
Хотя майолика в интерьере квартиры – дорогое удовольствие, но ее оригинальность и красота полностью компенсируют этот единственный недостаток. Да, майолика просто незаменима при создании запоминающегося, нескучного интерьера!
Майолика
Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
Содержание
История
Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии на Иберийский полуостров (см. мудехар, азулежу).
В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в. Во Флоренции эпохи Возрождения Лука делла Роббиа и его племянник Андреа стали применять технику майолики к скульптурным рельефам и круглой пластике.
Помимо флорентийского («роббианского») стиля, по всей Европе славились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне, Кастельдуранте и Деруты. Несколько позднее майолика получает развитие в Германии, Франции и других европейских странах.
Русская майолика
В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век. Наиболее известные центры производства — московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром майолики ещё в XVII веке был Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов.
К технике майолики обращались многие выдающиеся художники, в частности русские живописцы «серебряного века» М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и С. В. Малютин, а также западные модернисты, в частности Ф. Леже и П. Пикассо, М. К. Эшер.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Майолика» в других словарях:
Майолика — (итал. maiolica, от Majolica старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано мавританской керамики) 1) в узком смысле итальянские керамические изделия XV XVII вв. с цветным пористым черепком и не… … Художественная энциклопедия
МАЙОЛИКА — [ит. majolica Словарь иностранных слов русского языка
майолика — и, ж. majolique f., majolique <, ит. majolica <от назв. острова Майорка в народном ит. произношении. <БАС 1. 1. Искусство изготовлять изделия из обожженной глины, покрытой прозрачной глазурью и рисунком. БАС 1. Среди специальностей у… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МАЙОЛИКА — (итал. maiolica) вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись по непрозрачной глазури или (т. н. полумайолика) по белой обмазке под… … Большой Энциклопедический словарь
майолика — майолик, ценина, керамика Словарь русских синонимов. майолика сущ., кол во синонимов: 3 • керамика (18) • … Словарь синонимов
МАЙОЛИКА — (итальянское maiolica), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись по непрозрачной глазури или (так называемая полумайолика) по… … Современная энциклопедия
МАЙОЛИКА — МАЙОЛИКА, майолики, жен. (итал. maiolica) (иск.). 1. только ед. Обожженная глина, покрытая непрозрачной глазурью и рисунком. 2. Изделие из этой глины. Выставка итальянских майолик. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МАЙОЛИКА — [йё ], и, жен. 1. собир. Керамические изделия, покрытые непрозрачной глазурью. Художественная м. 2. Искусство изготовления таких изделий. | прил. майоликовый, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Майолика — итал. блюда, вазы, аптекарские банки, различная посуда длядомашнего употребления и комнатного убранства, архитектурные украшения ивообще изделия всякого рода из обожженной глины, покрытые непрозрачноюглазурью и раскрашенные огнеупорными красками … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Майолика — вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Майолика — – крупнопористые керамические изделия с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками. К майолике относят испанскую и итальянскую керамику XV–XVI веков … Словарь строителя