Мазепа о чем опера

Краткое содержание оперы Мазепа для читательского дневника

Действие оперы начинается в богатом доме Кочубея. Он ставленник Петра I на Украине. В честь летнего праздника в усадьбе собираются гости. Молодые девушки танцуют, поют, веселятся. Среди них — красавица Мария, любимая дочь Кочубея. Молодой казак Андрей безответно влюблен в девушку, а ее сердце отдано гетману Мазепе. В разгар праздника Мазепа просит у Кочубея руки его дочери, но Кочубей ему отказывает. Он не верит в любовь Марии к старцу, которому больше 70 лет. Между мужчинами вспыхивает ссора. Женщинам не удается успокоить противников. Оскорбленный Мазепа требует, чтобы Мария сделала выбор между ним и своей семьей. Он покидает дом Кочубея, а Мария уходит вместе с ним.

Жена Кочубея, Любовь тяжело переживает уход дочери, а он сам горит желанием отомстить человеку, который отнял у него дочь. Кочубей знает, что Мазепа собирается предать Петра и перейти на сторону его врагов — шведов. С помощью шведов Мазепа надеется отделить Украину от России. Кочубей пишет Петру донос, в котором раскрывает коварные планы Мазепы. Он понимает, что это рискованный поступок, так, как Петр полностью доверяет Мазепе. Отвезти письма царю вызвался влюбленный в Марию Андрей, у которого с Мазепой свои счеты.

Петр не поверил Кочубею. Он считает предателем именно его и отдает Кочубея на расправу Мазепе. Гетман жестоко пытает несостоявшегося свекра, вынуждает его написать ложное признание.

Мария ничего не знает о судьбе отца. В минуту откровения Мазепа рассказывает невесте о своих коварных планах. С помощью шведов гетман мечтает стать властителем Украины. Он спрашивает Марию, кто ей дороже — он или отец. Ослепленная любовью молодая девушка вновь выбирает Мазепу.

Жене Кочубея удается проникнуть к дочери. Она умоляет Марию уговорить Мазепу пощадить Кочубея. Но время казни уже назначено, время упущено, Марии не удается спасти отца. Несчастная жена Кочубея винит во всем дочь и отрекается от нее.

Проиграв Полтавское сражение, шведы отступают. Мазепа торопится покинуть Украину вместе с ними. На поле боя его тщетно искал Андрей, желая отомстить за Марию и ее отца. Они встретились около дома Кочубея. Андрей схватился за саблю, но выстрел Мазепы его опередил. Андрей смертельно ранен. Мария от пережитых потрясений лишилась рассудка. Она бродит около бывшего родительского дома и видит лежащего в крови Андрея. Девушка не узнает казака, когда-то любившего ее. Она принимает его за уснувшего младенца и поет ему колыбельную песню.

Читать краткое содержание Мазепа. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Источник

Мазепа о чем опера

П.И. Чайковский опера «Мазепа»

Мазепа о чем опера. Смотреть фото Мазепа о чем опера. Смотреть картинку Мазепа о чем опера. Картинка про Мазепа о чем опера. Фото Мазепа о чем операСценическое произведение, созданное на основе поэмы А.С. Пушкина, являет собой образец чрезвычайно сложной драмы, как в техническом, так и в лирическом аспекте. П.И. Чайковский взял на себя смелость написать оперу, где главная роль отведена негативному персонажу, и именно его характер становится своеобразным катализатором фатальных изменений в людских судьбах на фоне грандиозных исторических событий.

Краткое содержание оперы Чайковского «Мазепа» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Мазепабаритонглавнокомандующий войска Запорожской Сечи, гетманМариясопранодочь Кочубея, влюблена в МазепуКочубейбаритоннаместник царя на территории МалороссииЛюбовьмеццо-сопраносупруга КочубеяИскратенорбоевой товарищ КочубеяОрликбасверноподданный МазепыАндрейтенорсподвижник Кочубея, рассчитывает на расположение Марии

Краткое содержание «Мазепы»

Мазепа о чем опера. Смотреть фото Мазепа о чем опера. Смотреть картинку Мазепа о чем опера. Картинка про Мазепа о чем опера. Фото Мазепа о чем опера

Действие разворачивается на Украине, в начале XVIII столетия. В усадьбе Кочубея на берегу реки Днепр проходит летний праздник. Гости собрались за большим столом, среди приглашённых — украинский гетман. Девушки вышли к реке, гадают на возлюбленного, и только Марию не увлекают эти забавы. В её мыслях — Мазепа. Пожилой военачальник отвечает взаимностью девушке и в разгар праздника просит её руки у отца. Кочубей поражён, он не собирается выдавать дочь замуж за человека, который уже перешагнул 70-летний порог. Возникает ссора, рассерженный и обиженный отказом гетман требует от Марии сделать выбор. Та отдаёт предпочтение избраннику и покидает вместе с ним отчий дом.

Семья стольника погружена в траур по случаю бегства наследницы. Удручённый Кочубей, вспомнив недавний разговор с гетманом по поводу его возможного союза с королём Швеции, придумывает план: отправить царю донос, в котором сообщалось бы об измене Мазепы. С помощью Искры и Андрея задумка оказывается воплощённой, однако Пётр Первый, будучи уверенным в верности гетмана, спешит обвинить в предательстве Кочубея. Василий попадает в темницу в замке гетмана. Там узника пытают, Орлик заставляет заключённого подписать ложные признания.

Мария, пребывающая в неведении относительно судьбы отца, пытается лаской выведать планы и настроения Мазепы. Тот, поддавшись чарам молодой девушки, рассказывает ей о намерении стать единоличным правителем, когда шведы, с помощью его содействия, отвоюют территорию Полтавы.

Неожиданно к Марии приходит мать. Она в отчаянии и слёзно просит дочь уговорить Мазепу не казнить Кочубея. Однако в разговоре женщины теряют драгоценное время и опаздывают к месту аутодафе. Мать в горе отрекается от дочери.

Мазепа о чем опера. Смотреть фото Мазепа о чем опера. Смотреть картинку Мазепа о чем опера. Картинка про Мазепа о чем опера. Фото Мазепа о чем опера

Грядёт Полтавское сражение. Андрей безуспешно пытается отыскать на поле брани заклятого врага, чтобы в честном бою отомстить за Кочубея. Однако сам Андрей, встретив изменника, погибает от его выстрела. Мазепа с Орликом спасаются бегством под натиском русских войск. Перед смертью храбрый соратник Кочубея видит Марию, которая склонилась над его окровавленным телом. Она безумна и не узнаёт друга детства, принимает его за маленького, брошенного ребёнка. Погружённая в сумасшедшие грёзы Мария напевает колыбельную, Андрей умирает на её руках.

Продолжительность спектакля
I АктII АктIII Акт
60 мин.65 мин.40 мин.


Фото:

Мазепа о чем опера. Смотреть фото Мазепа о чем опера. Смотреть картинку Мазепа о чем опера. Картинка про Мазепа о чем опера. Фото Мазепа о чем опера Мазепа о чем опера. Смотреть фото Мазепа о чем опера. Смотреть картинку Мазепа о чем опера. Картинка про Мазепа о чем опера. Фото Мазепа о чем опера

Мазепа о чем опера. Смотреть фото Мазепа о чем опера. Смотреть картинку Мазепа о чем опера. Картинка про Мазепа о чем опера. Фото Мазепа о чем опера Мазепа о чем опера. Смотреть фото Мазепа о чем опера. Смотреть картинку Мазепа о чем опера. Картинка про Мазепа о чем опера. Фото Мазепа о чем опера

Интересные факты

Мазепа о чем опера. Смотреть фото Мазепа о чем опера. Смотреть картинку Мазепа о чем опера. Картинка про Мазепа о чем опера. Фото Мазепа о чем опера

Лучшие номера из оперы «Мазепа»

Ариозо Кочубея в начале 2-го акта. Полная драматизма партия является ключевой в раскрытии персонажа. В более ранних сценах Кочубей предстаёт сдержанным и рассудительным, в этой арии перед зрителями возникает герой, способный к глубоким чувствам, поглощённый собственной жизненной трагедией.

«О Мария, Мария!» — ариозо Мазепы из 2-ой сцены второго действия. Неповторимая особенность партии заключается в двояком впечатлении, которая она создаёт. Глубина нежных чувств, которые якобы гетман испытывает к любимой женщине — обманна. Это иллюзия, сладкая ложь, за которой скрывается тщеславная, самовлюблённая, порочная душа гетмана. Это сложный вокальный номер, который требует от исполнителя филигранной эмоциональной игры, а слушателям предоставляет возможность рассмотреть, распознать подобную эмоциональную двойственность.

«Мой милый друг!» — дуэт Марии и Мазепы во второй сцене 2-ого действия. Это уникальная вокальная интрига, тщательно заранее продуманная Мазепой. Воздействуя на тонкие струны девичьей души, коварный злодей намерен убедить любовницу отречься от семьи и стать его беспрекословной «служанкой», союзницей, которая окажется рядом, даже если на противоположную чашу весов ляжет жизнь её родного отца.

История создания «Мазепы»

П.И. Чайковский работал над оперой «Мазепа» в период с июня 1881 по апрель 1883 гг. За основу было взято стихотворное произведение А.С. Пушкина «Полтава», описывающее драму людских судеб в контексте грандиозной победы императора Петра I над шведским правителем Карлом XII, переломившей ход Северной войны. В работе над поэмой Пушкин позволил себе некоторую вольность в трактовке событий, что немного негативно сказалось на достоверности, зато во многом позволило сделать характеры главных героев ярче, а мотивы их действий — проникновенными и вызывающими эмоциональный отклик.

Опера «Мазепа» далась композитору с трудом. На разных этапах создания Чайковский буквально заставлял себя трудиться над произведением, стараясь представить в конечном итоге на суд зрителей драму, достойную стихов А.С. Пушкина. Поэма «Полтава» вызывала у композитора чувство восторга и восхищения.

Мазепа о чем опера. Смотреть фото Мазепа о чем опера. Смотреть картинку Мазепа о чем опера. Картинка про Мазепа о чем опера. Фото Мазепа о чем опера

Первоначально намерение создать оперу по мотивам «Полтавы» захватило Чайковского, обуреваемый идеей блестящего воплощения творческого замысла, он в кратчайшие сроки написал 4 вокальные партии и черновик одного дуэта основных героев. Последний — был создан на основе музыки из симфонической увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта» . В наивысшей степени композитора беспокоила реализация возможности отражения психологической напряжённости во взаимоотношениях между Мазепой и Марией, а также Любовью и её дочерью.

Три летних месяца 1881 года Чайковский трудился над своей новой оперой, но с наступлением осени вдохновение покинуло автора, и он стал тяготиться необходимостью завершить начатое произведение. В своём письме к Сергею Танееву Чайковский отмечал, что сценические номера, которые он уже сочинил для оперы, вызывают теперь у него чувство раздражения и отвращения, создавая тягостную уверенность в том, что написанное — предел его возможностей.

И вот в начале декабря 1881, будучи в Риме, Чайковский вновь взялся перечитывать стихи Пушкина и начал писать музыку для сцены, в которой должны были участвовать Мазепа и Мария. Именно в этот период Пётр Ильич осознал, что его оперу ждёт успех, и у него, как у творца, имеются все необходимые инструменты, чтобы приблизить день триумфа. Причиной такого воодушевления послужило новое прочтение, переосмысление действия и характеров героев поэмы, Чайковский проникся ими, хотя раньше не испытывал особой привязанности к персонажам. В итальянской столице работа над оперой проходила интенсивно, однако вскоре запал вновь иссяк, и композитор в очередной раз стал отвлекаться на другие сочинения, инструментальные пьесы и ансамбли.

Мазепа о чем опера. Смотреть фото Мазепа о чем опера. Смотреть картинку Мазепа о чем опера. Картинка про Мазепа о чем опера. Фото Мазепа о чем опера

Весной 1882 года Чайковский, пребывая в Каменке (местечко в границах современной Украины, ранее входящее в состав Российской империи), вновь обратил внимание на «Мазепу». Решив завершить произведение, композитор принялся усердно работать, однако вынужден был признать: интенсивный творческий процесс проходил без особого энтузиазма, который ранее неизменно способствовал созидательному труду. К сентябрю опера практически «истощила» внутренний потенциал автора. В письмах того периода композитор обозначал, что никогда прежде не испытывал таких серьёзных трудностей в написании масштабной композиции. Отсутствие желания продолжать сочинять Чайковский связывал с тем, что стал более строго относиться к самому себе, хотя порой его одолевали гнетущие мысли о том, что сам талант исчерпал себя. В конце сентября Чайковский приступил к работе над оркестровым сопровождением. Только тогда, наконец, у автора появилось твёрдое ощущение, что его работа обретёт признание.

Структура оперы подразумевает 3 действия и 6 сцен. Автором либретто выступил Виктор Буренин, русский поэт, драматург и литературный критик. Чайковский не был удовлетворён в полной мере полученным текстом: он казался слишком «сухим», лишённым изначальной экспрессии, заложенной в литературном источнике. Либретто было дополнено композитором, в частности, Пётр Ильич добавил больше оригинальных строк из поэмы «Полтава» А.С. Пушкина. Слова знаменитого ариозо Мазепы из второго акта были написаны Василием Кандауровым.

Мазепа о чем опера. Смотреть фото Мазепа о чем опера. Смотреть картинку Мазепа о чем опера. Картинка про Мазепа о чем опера. Фото Мазепа о чем опера

Премьерный показ оперы состоялся 15 февраля 1884 году на сцене Большого театра в Москве. Буквально через 4 дня «Мазепу» уже давали в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Везде спектакль был принят тепло, однако первые показы продемонстрировали один неприятный момент: несмотря на музыкальное совершенство, фактическое исполнение не дотягивало до идеала. Певцы и певицы, задействованные в первых постановках, просто не смогли технически безупречно справиться с предложенными вокальными партиями.

В настоящее время опера «Мазепа» является истинным подарком и волнующим сложным испытанием для любого оперного солиста, обладающим выраженным баритоном. Затратные, с точки зрения вокального мастерства, партии центрального героя — основная причина нечастых постановок на театральных сценах. С другой стороны, ввиду этого обстоятельства, каждая премьера становится заметным, обсуждаемым событием в мире искусства, позволяющим по-новому взглянуть на диапазон музыкального таланта конкретного исполнителя. «Мазепа» оказалась своеобразной шкатулкой с сюрпризом и для самого создателя, который лишь в процессе, претерпевая все «муки творчества», начал осознавать масштабность и глубинный чувственный характер событий, описываемых с помощью музыкальных средств.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Петр Ильич Чайковский «Мазепа»

Источник

Мазепа о чем опера

Чайковский сочинил оперу «Мазепа» в 1881-1883 годах, в зрелый период своего творчества. Случилось это после чтения в Каменке, на Украине, в доме сестры композитора А. И. Давыдовой Пушкинской «Полтавы». «В один прекрасный день, — рассказывает он, — я перечел либретто, прочел поэму Пушкина, был тронут некоторыми сценами и стихами — и начал со сцены между Марией и Мазепой, которая без изменения перенесена из поэмы в либретто» (Чайковский).

Первые спектакли «Мазепы» состоялись в Москве в Большом театре 3 (15) февраля 1884 года и в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) февраля того же года. Опера имела скромный успех, спустя два сезона была снята с репертуара и возобновлена в Мариинском театре лишь в 1903 году.

Это седьмая опера Чайковского. Написана после «Воеводы», «Ундины» (которые он потом уничтожил), «Опричника» (1872), «Кузнеца Вакулы» (1874), «Евгения Онегина» (1878), Орлеанской девы» (1879).

Либретто

Ко времени обращения Чайковского к этому сюжету уже существовали оперы по этой поэме Пушкина, которые назывались «Полтава», «Мария». Чайковский выносит в название и, тем самым, главным героем выбирает Мазепу, то есть как бы с точки зрения Пушкина и русских историков отрицательного героя. Но следует заметить, что в европейской литературе к тому времени существовал другой литературный источник этого сюжета — стихотворение В. Гюго. Чайковский без сомнения знал его, равно как и поэму Ф. Листа по этому стихотворению Гюго. В ней Мазепа — романтический герой, мученик. Очевидно, что «Мазепа» Чайковского — это своеобразный сплав всех литературных источников и трактовок этого исторического персонажа.

Чайковский сосредоточил своё внимание на трагической судьбе Марии. Исторические события – фон.

· Мазепа, гетман (баритон)

· Любовь, его жена (меццо-сопрано)

· Мария, их дочь (сопрано)

· Искра, друг Кочубея (тенор)

· Пьяный казак (тенор)

· Казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи

Действие происходит на Украине в начале XVIII века.

Картина 1. На всю великую Украину славятся несметные богатства стольника Петра I Кочубея, но главная его гордость — прекрасная дочь. К ней собираются подруги в день летнего народного праздника. Но ни хороводы, ни игры, ни песни, ни любовь молодого казака Андрея не радуют ее. Ее мысли заняты гостящим у отца гордым старцем, гетманом Мазепой. И Мазепа отвечает Марии тем же пылким чувством; он просит у Кочубея ее руки. Кочубей изумлен, рассержен предложением семидесятилетнего гетмана. Просьбы гостя становятся все настойчивее, они переходят в требования, и в ответ на них Кочубей просит Мазепу оставить его дом. Напрасно Мария, ее мать и гости стараются успокоить ссорящихся. Оскорбленный Мазепа и — после мучительных колебаний — Мария уходят вместе, охраняемые стражей гетмана.

Картина 2. Тишина и печаль царят в доме Кочубея. Мать, оплакивая Марию, словно умершую, обращается к мужу, советуя ему прибегнуть к помощи надежных людей и отомстить ненавистному Мазепе. Но Кочубей и сам, неотступно думая о мести, решил посвятить в свои планы жену, преданного Искру и Андрея. Еще в дни былой дружбы он не раз слышал от гетмана о «грядущих измененьях, переговорах. ». Поняв уже тогда намерение Мазепы перейти на сторону шведов, Кочубей обдумывает теперь свой донос русскому царю. Он хорошо понимает, с каким риском связано его дело: Петр I бесконечно верит Мазепе. Знает об этом и Андрей, вызвавшийся лично доставить донос в столицу.

Картина 1. Сырые и холодные подземелья Белоцерковского дворца. В одном из них сидит прикованный к стене цепями Кочубей. Подтвердилось худшее его предположение: Петр I не поверил доносу и отдал доносчика в руки Мазепы: «Заутра казнь. » Бессильное отчаяние овладевает Кочубеем. Мрачные размышления прерываются появлением прислужника Мазепы Орлика. От имени гетмана он требует признания о спрятанных Кочубеем кладах. Услышав решительный отказ выдать тайну, разъяренный Орлик приказывает вновь пытать узника.

Картина 2. Мазепа любуется красотой украинской ночи с балкона своего дворца. Но ни красота, ни мысли о Марии не могут смягчить в его душе. Вошедшему Орлику отдается приказ готовить казнь Кочубея.

К гетману неслышно подходит Мария. Беспокойством и ревнивыми подозрениями полно ее сердце. Успокаивая ее, Мазепа раскрывает Марии свою тайну: «. быть может, трон воздвигну я!» Мария с восторгом выслушивает это признание и в ответ на осторожный вопрос гетмана, кто ей дороже — он или отец, в ослеплении отвечает: «Ты мне всего, всего дороже!»

Однако оставшись одна, Мария вновь оказывается во власти тревожных предчувствий, неожиданно появляется проникшая сюда с риском для жизни мать, которая умоляет дочь спасти отца. С ужасом узнает о готовящейся расправе над Кочубеем и, увлекаемая матерью, спешит к месту казни.

Картина 3. Толпы народа заполнили поле в окрестностях Белой Церкви: здесь должна свершиться казнь. Появляются палачи с топорами, проезжает на коне Мазепа, сопровождаемый возмущенными возгласами народа, распевает песенку пьяный казак. Стража гетмана и монахи ведут осужденных. В предсмертной молитве опускаются на колени Кочубей и Искра, а затем, обняв друг друга, всходят на эшафот. Прибежавшие на поле мать и Мария уже не могут остановить происходящее — казнь совершается.

Отгремело Полтавское сраженье. Вместе со шведами спешит покинуть Украину Мазепа. Тщетно искал его во время боя Андрей. И теперь, прийдя к разрушенной усадьбе Кочубея, он особенно остро переживает потерянную возможность мести. Слышится конский топот — это Мазепа и Орлик спасаются от преследования. С обнаженной саблей бросается навстречу своему врагу Андрей, но Мазепа опережает его, смертельно ранив выстрелом из пистолета. Всходит луна, и в ее призрачном свете появляется из-за деревьев Мария. Зрелище смерти отца лишило ее рассудка. С ужасом и болью смотрит на нее Мазепа, но Орлик торопит его и, спасая свою жизнь, гетман скрывается вместе с ним. Неожиданно Мария замечает раненого Андрея. Не узнав его, она принимает его за ребенка, уснувшего в траве. Положив его голову к себе на колени, она поет умирающему колыбельную песню.

В основе подлинные исторические события 1708-1709 гг. Сговор Мазепы с шведским королём Карлом XII с целью создания независимого Украинского государства. Полтавская битва, где войско Петра I разгромило 25-тысячное войско шведов. Бегство Карла XII и Мазепы.

Образы Василия Кочубея, его жены Любови и их дочери Марии (Матрёна) – исторически достоверны.

Поэма написана осенью 1828 г. в период расцвета его творчества.

Драматургия

Чайковский, прежде всего лирик, поэтому, несмотря на наличие батальной сцены («Полтавский бой»), народных жанровых сцен, в центре лирическая драма между Марией, Андреем и Мазепой еще более острой и неоднозначной.

Чайковский в опере «Мазепа» продолжил пушкинскую линию в своем творчестве, но сделал это и в данном случае со свойственным ему своеобразием и лирическим переосмыслением.

Тема произведения – противостояние живого человеческого чувства бесчеловечным силам судьбы.

Двойная экспозиция. Завязка – ансамбль (ссора). 1-я половина экспозиции – сюитный принцип, 2-я полона – сквозное развитие.

Контрастная драматургия. Принцип резких противопоставлений в масштабах крупных разделов оперной формы и одновременно на протяжении небольших эпизодов, контраст которых предельно обострён и обнажает остроту трагедийной ситуации:

· 1 д. – контраст между идиллией семейного приёма гостей и резко вспыхнувшей ссоре.

· 3 д. – развязка драмы; контраст по отношению к 1 д. (разрушен дом Кочубея, где начиналось действие).

· Сцена казни – появляется пьяный козак.

Композиция

Опера в трех действиях (шести картинах).

Сквозное развитие. Доминирование больших развёрнутых сцен.

Развитие драмы происходит в ансамблевых сценах (финалы 1-й и 2-й картин 1 действия; дуэты Марии и Андрея, Марии и Мазепы, Марии и Любови; сцена Кочубея и Орлика в темнице в 1 картине 2 действия; сцена казни и сцена поединка Мазепы и Андрея в финале).

Сольные эпизоды – в виде небольших ариозо.

Хоровые сцены играют важную роль в опере. Все ключевые события действия происходят в присутствии народа. 1 д. – они чередуются с сольными или ансамблевыми эпизодами. В сценах ссоры, казни хор – активный участник действия (речитативные реплики отдельных групп хора). Хоровые эпизоды основаны на развитии подлинных народных песен.

Использование цитат в драматических ситуациях: финал 1 д. – веснянка «А вже весна»; сцена казни – батрацкая песня «Гей, что горе не моё»; появление безумной Марии – в оркестре звучит мотив плясовой «Киселик». То есть фольклор используется не только для создания национального колорита.

«Мазепа» занимает в творчестве Чайковского особое место. Остро конфликтная личная драма развертывается здесь на широком историческом фоне, а музыкально-драматургическое решение сочетает в себе принципы лирико-психологической и исторической оперы. Рядом с интимными лирически окрашенными сценами возникают развитые хоровые и симфонические эпизоды, которые воссоздают бурное дыхание и драматизм действительных исторических событий.

Музыкальная характеристика персонажей

Как и у Пушкина, этот образ многогранен.

2 лейтмотива, пронизывают большую часть всей партитуры:

· Тема в интродукции, честолюбивые замыслы Мазепы;

· Маршевая, 2 д. 2 картина.

Эпизодически появляется тема любви Мазепы.

У Пушкина этот герой едва намечен, в опере же – это пылкий романтический герой. Предвосхищает образ Германа из «Пиковой дамы».

Грубый, бессердечный. Тема.

Гордый, прямодушный как и у Пушкина.

Горячая, мстительная. Тоже близка к пушкинскому образу.

Анализ

Некоторые темы вокальных партий повторяются позднее в симфоническом звучании. Например, темы из любовного дуэта Марии и Мазепы, которые возникают в сцене безумия Марии как воспоминание о безвозвратно потерянном счастье.

Начинается 1-й темой Мазепы. Она активно развивается. Фрагменты её повторяются в разных группах оркестра. Позднее эта музыка будет использована в сцене скачки Мазепы и Орлика.

Далее тема любви Мазепы и Марии. Отзвуки этой темы будут в оркестровом сопровождении к 1-му ариозо Мазепы в 1 д., где он рассказывает о своём чувстве к Марии.

Далее появляется ещё одна тема. У английского рожка и гобоя. Она создаёт образ украинского пейзажа.

Повторяется тема любви. Её прерывает 1-я тема Мазепы. Столкновение 2-х начал.

Песня девушек, подруг Марии.

Ариозо Мариии «Какой-то властью непонятной»

Дуэт Андрея и Марии.

Хор «Нету, нету тут мосточка».

№ 6 Сцена ссоры. Ссора Кочубея и Мазепы.

Ансамблевая сцена с хором.

1 Лейтмотив Мазепы.

№7 Хор и причитание матери. Женский хор

Причитание Любови. Хор обрамляет.

Эта картина почти полностью строится на тексте Пушкина.

Оркестровое вступление. В середине 1 тема Мазепы.

Отзвуки этой темы будут в монологе Мазепы «Тиха украинская ночь».

Монолог как и вступление к этой картине чётко разграничен на 2 раздела:

1. Декламация, спокойная.

2. Возбуждённый, нервный.

№10а Ариозо Мазепы (вставное)

Входит Мария. 2-я тема любви. Эта тема позднее прозвучит в финале, как воспоминание о любви.

Впервые звучит 2-й лейтмотив Мазепы (маршевый).

Дуэт Марии и Мазепы

Дуэт Любови и Марии.

Опять появляется маршевая тема Мазепы.

Антракт «Полтавский бой».

Небольшая оркестровая картина – на лейтмотиве Мазепы.

№ 17 Сцена и дуэт. Дуэт Мазепы и Андрея.

Появляется Мария. Любовная тема. Скрипка соло.

В оркестре тема безумия Марии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *