Мазепа о чем опера
Краткое содержание оперы Мазепа для читательского дневника
Действие оперы начинается в богатом доме Кочубея. Он ставленник Петра I на Украине. В честь летнего праздника в усадьбе собираются гости. Молодые девушки танцуют, поют, веселятся. Среди них — красавица Мария, любимая дочь Кочубея. Молодой казак Андрей безответно влюблен в девушку, а ее сердце отдано гетману Мазепе. В разгар праздника Мазепа просит у Кочубея руки его дочери, но Кочубей ему отказывает. Он не верит в любовь Марии к старцу, которому больше 70 лет. Между мужчинами вспыхивает ссора. Женщинам не удается успокоить противников. Оскорбленный Мазепа требует, чтобы Мария сделала выбор между ним и своей семьей. Он покидает дом Кочубея, а Мария уходит вместе с ним.
Жена Кочубея, Любовь тяжело переживает уход дочери, а он сам горит желанием отомстить человеку, который отнял у него дочь. Кочубей знает, что Мазепа собирается предать Петра и перейти на сторону его врагов — шведов. С помощью шведов Мазепа надеется отделить Украину от России. Кочубей пишет Петру донос, в котором раскрывает коварные планы Мазепы. Он понимает, что это рискованный поступок, так, как Петр полностью доверяет Мазепе. Отвезти письма царю вызвался влюбленный в Марию Андрей, у которого с Мазепой свои счеты.
Петр не поверил Кочубею. Он считает предателем именно его и отдает Кочубея на расправу Мазепе. Гетман жестоко пытает несостоявшегося свекра, вынуждает его написать ложное признание.
Мария ничего не знает о судьбе отца. В минуту откровения Мазепа рассказывает невесте о своих коварных планах. С помощью шведов гетман мечтает стать властителем Украины. Он спрашивает Марию, кто ей дороже — он или отец. Ослепленная любовью молодая девушка вновь выбирает Мазепу.
Жене Кочубея удается проникнуть к дочери. Она умоляет Марию уговорить Мазепу пощадить Кочубея. Но время казни уже назначено, время упущено, Марии не удается спасти отца. Несчастная жена Кочубея винит во всем дочь и отрекается от нее.
Проиграв Полтавское сражение, шведы отступают. Мазепа торопится покинуть Украину вместе с ними. На поле боя его тщетно искал Андрей, желая отомстить за Марию и ее отца. Они встретились около дома Кочубея. Андрей схватился за саблю, но выстрел Мазепы его опередил. Андрей смертельно ранен. Мария от пережитых потрясений лишилась рассудка. Она бродит около бывшего родительского дома и видит лежащего в крови Андрея. Девушка не узнает казака, когда-то любившего ее. Она принимает его за уснувшего младенца и поет ему колыбельную песню.
Читать краткое содержание Мазепа. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Мазепа о чем опера
П.И. Чайковский опера «Мазепа»
Сценическое произведение, созданное на основе поэмы А.С. Пушкина, являет собой образец чрезвычайно сложной драмы, как в техническом, так и в лирическом аспекте. П.И. Чайковский взял на себя смелость написать оперу, где главная роль отведена негативному персонажу, и именно его характер становится своеобразным катализатором фатальных изменений в людских судьбах на фоне грандиозных исторических событий.
Краткое содержание оперы Чайковского «Мазепа» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
Голос
Описание
Краткое содержание «Мазепы»
Действие разворачивается на Украине, в начале XVIII столетия. В усадьбе Кочубея на берегу реки Днепр проходит летний праздник. Гости собрались за большим столом, среди приглашённых — украинский гетман. Девушки вышли к реке, гадают на возлюбленного, и только Марию не увлекают эти забавы. В её мыслях — Мазепа. Пожилой военачальник отвечает взаимностью девушке и в разгар праздника просит её руки у отца. Кочубей поражён, он не собирается выдавать дочь замуж за человека, который уже перешагнул 70-летний порог. Возникает ссора, рассерженный и обиженный отказом гетман требует от Марии сделать выбор. Та отдаёт предпочтение избраннику и покидает вместе с ним отчий дом.
Семья стольника погружена в траур по случаю бегства наследницы. Удручённый Кочубей, вспомнив недавний разговор с гетманом по поводу его возможного союза с королём Швеции, придумывает план: отправить царю донос, в котором сообщалось бы об измене Мазепы. С помощью Искры и Андрея задумка оказывается воплощённой, однако Пётр Первый, будучи уверенным в верности гетмана, спешит обвинить в предательстве Кочубея. Василий попадает в темницу в замке гетмана. Там узника пытают, Орлик заставляет заключённого подписать ложные признания.
Мария, пребывающая в неведении относительно судьбы отца, пытается лаской выведать планы и настроения Мазепы. Тот, поддавшись чарам молодой девушки, рассказывает ей о намерении стать единоличным правителем, когда шведы, с помощью его содействия, отвоюют территорию Полтавы.
Неожиданно к Марии приходит мать. Она в отчаянии и слёзно просит дочь уговорить Мазепу не казнить Кочубея. Однако в разговоре женщины теряют драгоценное время и опаздывают к месту аутодафе. Мать в горе отрекается от дочери.
Грядёт Полтавское сражение. Андрей безуспешно пытается отыскать на поле брани заклятого врага, чтобы в честном бою отомстить за Кочубея. Однако сам Андрей, встретив изменника, погибает от его выстрела. Мазепа с Орликом спасаются бегством под натиском русских войск. Перед смертью храбрый соратник Кочубея видит Марию, которая склонилась над его окровавленным телом. Она безумна и не узнаёт друга детства, принимает его за маленького, брошенного ребёнка. Погружённая в сумасшедшие грёзы Мария напевает колыбельную, Андрей умирает на её руках.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
60 мин. | 65 мин. | 40 мин. |
Фото:
Интересные факты
Лучшие номера из оперы «Мазепа»
Ариозо Кочубея в начале 2-го акта. Полная драматизма партия является ключевой в раскрытии персонажа. В более ранних сценах Кочубей предстаёт сдержанным и рассудительным, в этой арии перед зрителями возникает герой, способный к глубоким чувствам, поглощённый собственной жизненной трагедией.
«О Мария, Мария!» — ариозо Мазепы из 2-ой сцены второго действия. Неповторимая особенность партии заключается в двояком впечатлении, которая она создаёт. Глубина нежных чувств, которые якобы гетман испытывает к любимой женщине — обманна. Это иллюзия, сладкая ложь, за которой скрывается тщеславная, самовлюблённая, порочная душа гетмана. Это сложный вокальный номер, который требует от исполнителя филигранной эмоциональной игры, а слушателям предоставляет возможность рассмотреть, распознать подобную эмоциональную двойственность.
«Мой милый друг!» — дуэт Марии и Мазепы во второй сцене 2-ого действия. Это уникальная вокальная интрига, тщательно заранее продуманная Мазепой. Воздействуя на тонкие струны девичьей души, коварный злодей намерен убедить любовницу отречься от семьи и стать его беспрекословной «служанкой», союзницей, которая окажется рядом, даже если на противоположную чашу весов ляжет жизнь её родного отца.
История создания «Мазепы»
П.И. Чайковский работал над оперой «Мазепа» в период с июня 1881 по апрель 1883 гг. За основу было взято стихотворное произведение А.С. Пушкина «Полтава», описывающее драму людских судеб в контексте грандиозной победы императора Петра I над шведским правителем Карлом XII, переломившей ход Северной войны. В работе над поэмой Пушкин позволил себе некоторую вольность в трактовке событий, что немного негативно сказалось на достоверности, зато во многом позволило сделать характеры главных героев ярче, а мотивы их действий — проникновенными и вызывающими эмоциональный отклик.
Опера «Мазепа» далась композитору с трудом. На разных этапах создания Чайковский буквально заставлял себя трудиться над произведением, стараясь представить в конечном итоге на суд зрителей драму, достойную стихов А.С. Пушкина. Поэма «Полтава» вызывала у композитора чувство восторга и восхищения.
Первоначально намерение создать оперу по мотивам «Полтавы» захватило Чайковского, обуреваемый идеей блестящего воплощения творческого замысла, он в кратчайшие сроки написал 4 вокальные партии и черновик одного дуэта основных героев. Последний — был создан на основе музыки из симфонической увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта» . В наивысшей степени композитора беспокоила реализация возможности отражения психологической напряжённости во взаимоотношениях между Мазепой и Марией, а также Любовью и её дочерью.
Три летних месяца 1881 года Чайковский трудился над своей новой оперой, но с наступлением осени вдохновение покинуло автора, и он стал тяготиться необходимостью завершить начатое произведение. В своём письме к Сергею Танееву Чайковский отмечал, что сценические номера, которые он уже сочинил для оперы, вызывают теперь у него чувство раздражения и отвращения, создавая тягостную уверенность в том, что написанное — предел его возможностей.
И вот в начале декабря 1881, будучи в Риме, Чайковский вновь взялся перечитывать стихи Пушкина и начал писать музыку для сцены, в которой должны были участвовать Мазепа и Мария. Именно в этот период Пётр Ильич осознал, что его оперу ждёт успех, и у него, как у творца, имеются все необходимые инструменты, чтобы приблизить день триумфа. Причиной такого воодушевления послужило новое прочтение, переосмысление действия и характеров героев поэмы, Чайковский проникся ими, хотя раньше не испытывал особой привязанности к персонажам. В итальянской столице работа над оперой проходила интенсивно, однако вскоре запал вновь иссяк, и композитор в очередной раз стал отвлекаться на другие сочинения, инструментальные пьесы и ансамбли.
Весной 1882 года Чайковский, пребывая в Каменке (местечко в границах современной Украины, ранее входящее в состав Российской империи), вновь обратил внимание на «Мазепу». Решив завершить произведение, композитор принялся усердно работать, однако вынужден был признать: интенсивный творческий процесс проходил без особого энтузиазма, который ранее неизменно способствовал созидательному труду. К сентябрю опера практически «истощила» внутренний потенциал автора. В письмах того периода композитор обозначал, что никогда прежде не испытывал таких серьёзных трудностей в написании масштабной композиции. Отсутствие желания продолжать сочинять Чайковский связывал с тем, что стал более строго относиться к самому себе, хотя порой его одолевали гнетущие мысли о том, что сам талант исчерпал себя. В конце сентября Чайковский приступил к работе над оркестровым сопровождением. Только тогда, наконец, у автора появилось твёрдое ощущение, что его работа обретёт признание.
Структура оперы подразумевает 3 действия и 6 сцен. Автором либретто выступил Виктор Буренин, русский поэт, драматург и литературный критик. Чайковский не был удовлетворён в полной мере полученным текстом: он казался слишком «сухим», лишённым изначальной экспрессии, заложенной в литературном источнике. Либретто было дополнено композитором, в частности, Пётр Ильич добавил больше оригинальных строк из поэмы «Полтава» А.С. Пушкина. Слова знаменитого ариозо Мазепы из второго акта были написаны Василием Кандауровым.
Премьерный показ оперы состоялся 15 февраля 1884 году на сцене Большого театра в Москве. Буквально через 4 дня «Мазепу» уже давали в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Везде спектакль был принят тепло, однако первые показы продемонстрировали один неприятный момент: несмотря на музыкальное совершенство, фактическое исполнение не дотягивало до идеала. Певцы и певицы, задействованные в первых постановках, просто не смогли технически безупречно справиться с предложенными вокальными партиями.
В настоящее время опера «Мазепа» является истинным подарком и волнующим сложным испытанием для любого оперного солиста, обладающим выраженным баритоном. Затратные, с точки зрения вокального мастерства, партии центрального героя — основная причина нечастых постановок на театральных сценах. С другой стороны, ввиду этого обстоятельства, каждая премьера становится заметным, обсуждаемым событием в мире искусства, позволяющим по-новому взглянуть на диапазон музыкального таланта конкретного исполнителя. «Мазепа» оказалась своеобразной шкатулкой с сюрпризом и для самого создателя, который лишь в процессе, претерпевая все «муки творчества», начал осознавать масштабность и глубинный чувственный характер событий, описываемых с помощью музыкальных средств.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Петр Ильич Чайковский «Мазепа»
Мазепа о чем опера
Чайковский сочинил оперу «Мазепа» в 1881-1883 годах, в зрелый период своего творчества. Случилось это после чтения в Каменке, на Украине, в доме сестры композитора А. И. Давыдовой Пушкинской «Полтавы». «В один прекрасный день, — рассказывает он, — я перечел либретто, прочел поэму Пушкина, был тронут некоторыми сценами и стихами — и начал со сцены между Марией и Мазепой, которая без изменения перенесена из поэмы в либретто» (Чайковский).
Первые спектакли «Мазепы» состоялись в Москве в Большом театре 3 (15) февраля 1884 года и в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) февраля того же года. Опера имела скромный успех, спустя два сезона была снята с репертуара и возобновлена в Мариинском театре лишь в 1903 году.
Это седьмая опера Чайковского. Написана после «Воеводы», «Ундины» (которые он потом уничтожил), «Опричника» (1872), «Кузнеца Вакулы» (1874), «Евгения Онегина» (1878), Орлеанской девы» (1879).
Либретто
Ко времени обращения Чайковского к этому сюжету уже существовали оперы по этой поэме Пушкина, которые назывались «Полтава», «Мария». Чайковский выносит в название и, тем самым, главным героем выбирает Мазепу, то есть как бы с точки зрения Пушкина и русских историков отрицательного героя. Но следует заметить, что в европейской литературе к тому времени существовал другой литературный источник этого сюжета — стихотворение В. Гюго. Чайковский без сомнения знал его, равно как и поэму Ф. Листа по этому стихотворению Гюго. В ней Мазепа — романтический герой, мученик. Очевидно, что «Мазепа» Чайковского — это своеобразный сплав всех литературных источников и трактовок этого исторического персонажа.
Чайковский сосредоточил своё внимание на трагической судьбе Марии. Исторические события – фон.
· Мазепа, гетман (баритон)
· Любовь, его жена (меццо-сопрано)
· Мария, их дочь (сопрано)
· Искра, друг Кочубея (тенор)
· Пьяный казак (тенор)
· Казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи
Действие происходит на Украине в начале XVIII века.
Картина 1. На всю великую Украину славятся несметные богатства стольника Петра I Кочубея, но главная его гордость — прекрасная дочь. К ней собираются подруги в день летнего народного праздника. Но ни хороводы, ни игры, ни песни, ни любовь молодого казака Андрея не радуют ее. Ее мысли заняты гостящим у отца гордым старцем, гетманом Мазепой. И Мазепа отвечает Марии тем же пылким чувством; он просит у Кочубея ее руки. Кочубей изумлен, рассержен предложением семидесятилетнего гетмана. Просьбы гостя становятся все настойчивее, они переходят в требования, и в ответ на них Кочубей просит Мазепу оставить его дом. Напрасно Мария, ее мать и гости стараются успокоить ссорящихся. Оскорбленный Мазепа и — после мучительных колебаний — Мария уходят вместе, охраняемые стражей гетмана.
Картина 2. Тишина и печаль царят в доме Кочубея. Мать, оплакивая Марию, словно умершую, обращается к мужу, советуя ему прибегнуть к помощи надежных людей и отомстить ненавистному Мазепе. Но Кочубей и сам, неотступно думая о мести, решил посвятить в свои планы жену, преданного Искру и Андрея. Еще в дни былой дружбы он не раз слышал от гетмана о «грядущих измененьях, переговорах. ». Поняв уже тогда намерение Мазепы перейти на сторону шведов, Кочубей обдумывает теперь свой донос русскому царю. Он хорошо понимает, с каким риском связано его дело: Петр I бесконечно верит Мазепе. Знает об этом и Андрей, вызвавшийся лично доставить донос в столицу.
Картина 1. Сырые и холодные подземелья Белоцерковского дворца. В одном из них сидит прикованный к стене цепями Кочубей. Подтвердилось худшее его предположение: Петр I не поверил доносу и отдал доносчика в руки Мазепы: «Заутра казнь. » Бессильное отчаяние овладевает Кочубеем. Мрачные размышления прерываются появлением прислужника Мазепы Орлика. От имени гетмана он требует признания о спрятанных Кочубеем кладах. Услышав решительный отказ выдать тайну, разъяренный Орлик приказывает вновь пытать узника.
Картина 2. Мазепа любуется красотой украинской ночи с балкона своего дворца. Но ни красота, ни мысли о Марии не могут смягчить в его душе. Вошедшему Орлику отдается приказ готовить казнь Кочубея.
К гетману неслышно подходит Мария. Беспокойством и ревнивыми подозрениями полно ее сердце. Успокаивая ее, Мазепа раскрывает Марии свою тайну: «. быть может, трон воздвигну я!» Мария с восторгом выслушивает это признание и в ответ на осторожный вопрос гетмана, кто ей дороже — он или отец, в ослеплении отвечает: «Ты мне всего, всего дороже!»
Однако оставшись одна, Мария вновь оказывается во власти тревожных предчувствий, неожиданно появляется проникшая сюда с риском для жизни мать, которая умоляет дочь спасти отца. С ужасом узнает о готовящейся расправе над Кочубеем и, увлекаемая матерью, спешит к месту казни.
Картина 3. Толпы народа заполнили поле в окрестностях Белой Церкви: здесь должна свершиться казнь. Появляются палачи с топорами, проезжает на коне Мазепа, сопровождаемый возмущенными возгласами народа, распевает песенку пьяный казак. Стража гетмана и монахи ведут осужденных. В предсмертной молитве опускаются на колени Кочубей и Искра, а затем, обняв друг друга, всходят на эшафот. Прибежавшие на поле мать и Мария уже не могут остановить происходящее — казнь совершается.
Отгремело Полтавское сраженье. Вместе со шведами спешит покинуть Украину Мазепа. Тщетно искал его во время боя Андрей. И теперь, прийдя к разрушенной усадьбе Кочубея, он особенно остро переживает потерянную возможность мести. Слышится конский топот — это Мазепа и Орлик спасаются от преследования. С обнаженной саблей бросается навстречу своему врагу Андрей, но Мазепа опережает его, смертельно ранив выстрелом из пистолета. Всходит луна, и в ее призрачном свете появляется из-за деревьев Мария. Зрелище смерти отца лишило ее рассудка. С ужасом и болью смотрит на нее Мазепа, но Орлик торопит его и, спасая свою жизнь, гетман скрывается вместе с ним. Неожиданно Мария замечает раненого Андрея. Не узнав его, она принимает его за ребенка, уснувшего в траве. Положив его голову к себе на колени, она поет умирающему колыбельную песню.
В основе подлинные исторические события 1708-1709 гг. Сговор Мазепы с шведским королём Карлом XII с целью создания независимого Украинского государства. Полтавская битва, где войско Петра I разгромило 25-тысячное войско шведов. Бегство Карла XII и Мазепы.
Образы Василия Кочубея, его жены Любови и их дочери Марии (Матрёна) – исторически достоверны.
Поэма написана осенью 1828 г. в период расцвета его творчества.
Драматургия
Чайковский, прежде всего лирик, поэтому, несмотря на наличие батальной сцены («Полтавский бой»), народных жанровых сцен, в центре лирическая драма между Марией, Андреем и Мазепой еще более острой и неоднозначной.
Чайковский в опере «Мазепа» продолжил пушкинскую линию в своем творчестве, но сделал это и в данном случае со свойственным ему своеобразием и лирическим переосмыслением.
Тема произведения – противостояние живого человеческого чувства бесчеловечным силам судьбы.
Двойная экспозиция. Завязка – ансамбль (ссора). 1-я половина экспозиции – сюитный принцип, 2-я полона – сквозное развитие.
Контрастная драматургия. Принцип резких противопоставлений в масштабах крупных разделов оперной формы и одновременно на протяжении небольших эпизодов, контраст которых предельно обострён и обнажает остроту трагедийной ситуации:
· 1 д. – контраст между идиллией семейного приёма гостей и резко вспыхнувшей ссоре.
· 3 д. – развязка драмы; контраст по отношению к 1 д. (разрушен дом Кочубея, где начиналось действие).
· Сцена казни – появляется пьяный козак.
Композиция
Опера в трех действиях (шести картинах).
Сквозное развитие. Доминирование больших развёрнутых сцен.
Развитие драмы происходит в ансамблевых сценах (финалы 1-й и 2-й картин 1 действия; дуэты Марии и Андрея, Марии и Мазепы, Марии и Любови; сцена Кочубея и Орлика в темнице в 1 картине 2 действия; сцена казни и сцена поединка Мазепы и Андрея в финале).
Сольные эпизоды – в виде небольших ариозо.
Хоровые сцены играют важную роль в опере. Все ключевые события действия происходят в присутствии народа. 1 д. – они чередуются с сольными или ансамблевыми эпизодами. В сценах ссоры, казни хор – активный участник действия (речитативные реплики отдельных групп хора). Хоровые эпизоды основаны на развитии подлинных народных песен.
Использование цитат в драматических ситуациях: финал 1 д. – веснянка «А вже весна»; сцена казни – батрацкая песня «Гей, что горе не моё»; появление безумной Марии – в оркестре звучит мотив плясовой «Киселик». То есть фольклор используется не только для создания национального колорита.
«Мазепа» занимает в творчестве Чайковского особое место. Остро конфликтная личная драма развертывается здесь на широком историческом фоне, а музыкально-драматургическое решение сочетает в себе принципы лирико-психологической и исторической оперы. Рядом с интимными лирически окрашенными сценами возникают развитые хоровые и симфонические эпизоды, которые воссоздают бурное дыхание и драматизм действительных исторических событий.
Музыкальная характеристика персонажей
Как и у Пушкина, этот образ многогранен.
2 лейтмотива, пронизывают большую часть всей партитуры:
· Тема в интродукции, честолюбивые замыслы Мазепы;
· Маршевая, 2 д. 2 картина.
Эпизодически появляется тема любви Мазепы.
У Пушкина этот герой едва намечен, в опере же – это пылкий романтический герой. Предвосхищает образ Германа из «Пиковой дамы».
Грубый, бессердечный. Тема.
Гордый, прямодушный как и у Пушкина.
Горячая, мстительная. Тоже близка к пушкинскому образу.
Анализ
Некоторые темы вокальных партий повторяются позднее в симфоническом звучании. Например, темы из любовного дуэта Марии и Мазепы, которые возникают в сцене безумия Марии как воспоминание о безвозвратно потерянном счастье.
Начинается 1-й темой Мазепы. Она активно развивается. Фрагменты её повторяются в разных группах оркестра. Позднее эта музыка будет использована в сцене скачки Мазепы и Орлика.
Далее тема любви Мазепы и Марии. Отзвуки этой темы будут в оркестровом сопровождении к 1-му ариозо Мазепы в 1 д., где он рассказывает о своём чувстве к Марии.
Далее появляется ещё одна тема. У английского рожка и гобоя. Она создаёт образ украинского пейзажа.
Повторяется тема любви. Её прерывает 1-я тема Мазепы. Столкновение 2-х начал.
Песня девушек, подруг Марии.
Ариозо Мариии «Какой-то властью непонятной»
Дуэт Андрея и Марии.
Хор «Нету, нету тут мосточка».
№ 6 Сцена ссоры. Ссора Кочубея и Мазепы.
Ансамблевая сцена с хором.
1 Лейтмотив Мазепы.
№7 Хор и причитание матери. Женский хор
Причитание Любови. Хор обрамляет.
Эта картина почти полностью строится на тексте Пушкина.
Оркестровое вступление. В середине 1 тема Мазепы.
Отзвуки этой темы будут в монологе Мазепы «Тиха украинская ночь».
Монолог как и вступление к этой картине чётко разграничен на 2 раздела:
1. Декламация, спокойная.
2. Возбуждённый, нервный.
№10а Ариозо Мазепы (вставное)
Входит Мария. 2-я тема любви. Эта тема позднее прозвучит в финале, как воспоминание о любви.
Впервые звучит 2-й лейтмотив Мазепы (маршевый).
Дуэт Марии и Мазепы
Дуэт Любови и Марии.
Опять появляется маршевая тема Мазепы.
Антракт «Полтавский бой».
Небольшая оркестровая картина – на лейтмотиве Мазепы.
№ 17 Сцена и дуэт. Дуэт Мазепы и Андрея.
Появляется Мария. Любовная тема. Скрипка соло.
В оркестре тема безумия Марии.