Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

Икона Пресвятой Божьей Матери «Умиление»: в чем помогает, значение образа

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

Иконография Пресвятой Девы поражает многообразием. И это несмотря на существование достаточно жестких канонов, без соблюдения которых изображение Богоматери будет считаться просто картиной, пусть и на богословскую тематику!

Икона Божией Матери «Умиление» – пожалуй, самое живое и трепетное отображение Богородицы с Младенцем. При одном взгляде на нее чувствуешь всю глубину материнской и сыновней любви, ведь несмотря на Божественную сущность, и Иисус когда-то был младенцем и нуждался в ласке матери.

История обретения иконы, ее виды и описание

Подавляющее большинство икон «Умиление» относится к каноническому иконографическому типу Елеуса («милостивая»). В греческой традиции этот тип чаще называют Гликофилуса («сладко любящая» или «сладко лобзающая»).

Некоторые исследователи считают Елеусу подвидом другого иконографического типа Богородицы, Одигитрии. Однако икона «Умиление» выглядит несколько иначе и будит в верующих другие чувства.

Первооткрывателем типа Одигитрия считается сам Евангелист Лука. Он лично был знаком с Марией и писал ее лик фактически с натуры. Так что первые изображения этого типа появились аж две тысячи лет назад, на заре нашей эры!

Ученые полагают, что Елеуса отделилась от Одигитрии примерно в IX-X столетии. Во всяком случае, первый дошедший до нас образ типа Елеуса – скальная фреска в храме Токали Килис (ныне в Турции).

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чегоОбразы типа Елеуса – скальные фрески в храме

В XI столетии Богородицу все чаще писали в типе Елеусы. Примерно в это же время первые иконы «Умиление» появились на Руси и постепенно стали самыми любимыми среди иконописцев. Фактически появление Елеусы совпало с зарождением русского православия.

Как выглядит образ

На иконе изображена Богородица с младенцем, сидящим у нее на коленях. Мария облачена в традиционный мафорий со звездами, символизирующими ее непорочность. Наполненный любовью взгляд Богоматери обычно сосредоточен на Божественном сыне, но в некоторых изводах она смотрит на молящегося.

Младенец Иисус здесь – просто ребенок. Он не благословляет и не держит Евангелие, а доверчиво прижимается к матери. К этому же типу относятся иконы «Взыграние младенца», на которых Иисус гладит рукой щеку матери.

Особенностью икон этого типа является полное отсутствие расстояния между Богородицей и Спасителем. Они прижимаются друг к другу, что символизирует безграничную любовь и доверие между ними. Однако взгляд матери уже выражает некоторую скорбь: она предчувствует испытания, уготованные ее Божественному сыну.

Классикой этого иконографического типа является поясное изображение Приснодевы. Однако встречаются оплечные и даже ростовые иконы Елеусы. А некоторые иконы хоть и называются «Умиление», Елеусами не являются.

Давайте познакомимся с наиболее прославленными иконами «Умиление», дошедшими до наших времен.

Владимирская

По преданию, первую икону этого типа написал евангелист Лука. Некоторые верующие утверждают, что хранящаяся в России икона Владимирской Божией Матери и есть тот самый образ от Луки.

Однако результаты исследований убеждают в том, что Владимирская икона была написана примерно в XII столетии, поэтому кисти Луки принадлежать не может никак. Тем не менее Владимирская Богоматерь – самый древний из дошедших до нас образов этого типа, пребывающий в России.

Владимирскую икону привезли на Русь в 1131 году прямиком из Константинополя, в подарок князю Юрию Долгорукому. Затем его сын, Андрей Боголюбский, перевез икону во Владимир, где она и получила свое название. В XIV столетии образ попал в Москву, откуда впоследствии выезжал лишь на короткое время.

Владимирская икона считается защитницей России, причем закономерно: с ней связано множество чудес, в том числе, изгнание захватчиков с русских земель. Например, она поучаствовала в спасении Москвы от войск Тамерлана, ордынца Ахмата, крымчака Махмет-Гирея и так далее.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

Икона Владимирской Божией Матери стала прототипом множества списков, часть из которых (Волоколамская, Селигерская, Оранская и другие) почитаются как чудотворные. Отличительной чертой этих образов является действительно божье умиление – миниатюрная ступня Христа («пяточка»), повернутая к зрителю.

Чудесный образ уцелел в десятилетия безбожия и сейчас находится в храме-музее Святителя Николая при Третьяковке. Чудотворная икона продолжает защищать Русь и исцелять страждущих по сей день.

Главной отличительной чертой первообраза является наличие изображения на обороте. Там отображен «престол уготованный» и орудия страстей. Это более позднее изображение, предположительно кисти Андрея Рублева.

Псково-Печерская

Псково-Печерскую икону Божией Матери считают списком с Владимирского образа. Быть может это и так, но здесь прослеживается уже принципиально другая, более поздняя школа. В принципе, полностью сохранен сюжет первообраза, вплоть до поз и выражений лиц, но сам стиль живописи куда более реалистичен.

Согласно историческим хроникам, Псково-Печерская икона была написана в 1521 году иноком Арсением Хитрошем. Практически сразу она была перенесена в Псково-Печерскую обитель, где с 1524 года ведется хроника ее чудес.

Основной «специализацией» этого образа является возвращение зрения – в специальной книге описано несколько случаев чудесного исцеления от слепоты. Однако зарегистрированы случаи излечения и от других недугов, например, паралича.

Этому образу молились во время вражеских нашествий. Верующие полагают, что именно Псково-Печерская Божья Матерь поспособствовала отражению атак войск Стефана Батория и Наполеона Бонапарта.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чегоПсково-Печерская Божья Матерь в Псково-Печерской Лавре

Псково-Печерская Лавра издавна была оплотом православия. Она не прекращала работу не только в годы советской власти, но даже во время Великой Отечественной войны, когда была практически разрушена бомбардировками. Считается, что Богородица накрыла это святое место своим защитным покровом.

Сейчас образ работы монаха Арсения пребывает в главном приделе Успенского храма Псково-Печерской Лавры. А Михайловский храм получил список, впоследствии ставший почитаемым.

«Взыскание погибших»

Образ «Взыскание погибших» прославился многочисленными чудесами. Особенно красноречивы случаи, когда Богородица спасала людей, стоящих на пороге смерти, а иногда – и переступивших его.

История иконы начинается с происшествия, имевшего место в XVII столетии близ местечка Бор Калужской губернии. Крестьянин Федот Обухов на Крещение возвращался домой, но был застигнут сильнейшей вьюгой. Федот уже замерзал, но в полузабытьи молился Пресвятой Деве и обещал в честь собственного спасения создать для приходского храма икону Богородицы.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

В это время другому крестьянину послышался голос с улицы, говорящий «Возьмите». Он решил выяснить в чем дело, вышел во двор и увидел сани, а в них – умирающего Федота. Крестьянин отогрелся, со временем выздоровел и не замедлил сдержать обещание. Так появилась Боровская икона Божией Матери, которая быстро прославилась как чудотворная.

С чудесного образа немедля сделали несколько списков. Впоследствии оказалось, что они унаследовали чудесные свойства первообраза. Например, образ из села Малижино бдительно оберегал прихожан от холеры.

Поражает и чудесная история еще одного списка, первоначально находившегося в частных руках. Им владел прихожанин из Москвы. Этот человек потерял жену, впал в нищету, на руках у него остались дочери на выданье.

Усердная молитва иконе помогла христианину выбраться из нищеты и устроить судьбы дочерей. Он счел это Божьим чудом и отнес чудотворный образ в храм Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке.

Чудотворный образ «Взыскание погибших» пострадал от вандализма оккупантов во время войны с Наполеоном – он был буквально расколот на несколько частей. Однако его с любовью восстановили и оставили в Воскресенском храме на Успенском Вражке, где он пребывает и поныне.

Серафимо-Дивеевская

Перед нами любимая икона Серафима Саровского. Преподобный Серафим выделял этот образ среди подобных и неустанно молился ему. Даже если он выходил куда-то из кельи, то носил эту икону с собой.

Серафима Саровского почитали как чудотворца еще при жизни, причем в сотворении многих чудес ему помогала любимая икона. К нему издалека приходили страждущие, Серафим помазывал их маслом из лампады, горевшей перед образом – и болящие исцелялись!

Серафим умер в весьма преклонном возрасте, перед любимым образом, который сам называл «Всех радостей радость» (позже икону назвали «Серафимово умиление»). Образ он завещал Дивеевской женской обители, коей всю жизнь покровительствовал.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чегоСеребряная подвеска «Икона Матери Божьей «Умиление»» (перейти в каталог SUNLIGHT)

После революции Серафимо-Дивеевский монастырь был закрыт, инокини разогнаны, а чудесный образ вывезен. Он много путешествовал по храмам, пока, в конце концов, не оказался в личной резиденции патриарха РПЦ. Сейчас ежегодно, на день Похвалы Богородицы, икону выносят в Богоявленский храм, дабы каждый страждущий мог попросить об исцелении, утолении печалей и укреплении веры.

Серафимо-Дивеевская икона – это не классическая Елеуса. Она, скорее, близкая родственница Остробрамской Божьей Матери из Вильнюса, которую чтят и католики, и православные. «Умиление» в данном случае — не отсылка к иконографическому типу, а личное имя иконы.

На иконе нет образа младенца Иисуса по простой причине: он еще не родился. Приснодева изображена в тот момент, когда она узнала Благую Весть о предстоящем рождении Спасителя.

Несмотря на то что в храме восстановленной Серафимо-Дивеевской обители находится поздний список «Серафимова Умиления», его почитают не менее священного первообраза.

Локотская

Локотская мироточивая икона «Умиление» – красноречивое свидетельство того, что чудесные образы появляются и в наши дни. Причем они вовсе не обязательно создаются иконописцами с соблюдением всех канонов.

Локотская икона – это репродукция образа «Серафимово умиление», вырезанная из просроченного календаря. Стоматолог Наталья Мурашкина купила этот календарь из жалости и благочестия, только для того, чтобы не допустить поругания святыни.

Наталья принесла календарь домой, вырезала икону и повесила на стену. Каково же было ее удивление, когда икона замироточила, а на ее обороте проявился нерукотворный образ Богородицы!

Ныне Локотская икона является одной из главных святынь православного мира. В некоторые дни она не только мироточит сама, но и вызывает мироточение у других образов. Для нее сделали специальный оклад, чтобы чудесный образ был виден с обеих сторон.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чегоЗолотая подвеска «Владимирская икона Божией Матери» (перейти в каталог SUNLIGHT)

Значение иконы «Умиление»

Икона Богоматери «Умиление» – это символ идеальной материнской любви и защиты. Она означает безгранично глубокие чувства, которые испытывают друг к другу члены Святого семейства.

Мария почитается как символ чистоты и эталона человека. Она же выступает как защитница русской земли и всех православных. Богородица бесконечно любит сына, поэтому в ее взгляде читается скорбь от знания его будущей судьбы и страданий. Однако в фигурах Христа и Марии читается любовь не только друг к другу, но и ко всем нам.

Мы грешим и этим умножаем страдания Христа. Божья Матерь знает это, но не перестает молить сына о снисхождении к грешникам. И мы бесконечно почитаем ее за милосердие и заступничество.

В России очень развито почитание икон Божией Матери. В их честь освящены сотни храмов. В каждой церкви есть хотя бы один образ Божией Матери «Умиление». Десятки икон этого типа почитаются как чудотворные.

В чем помогает образ

Образ Пресвятой Богородицы, Всеблагой и Всемилостивой, внимает всем молящим. Она неустанно помогает женщинам и мужчинам, младенцам и старикам, богатым и неимущим. Бывали случаи, что иконе молились даже иноверцы и обретали просимое.

Наиболее сильны молитвы не за себя, а за других людей. Считается, что Елеуса более всего благоволит женщинам, молящимся о рождении, здоровье и благополучии детей, ведь она – эталон материнской любви.

Праздник иконы «Умиление»

День празднования индивидуален для каждой иконы. Более того, каждый образ может иметь по несколько общих дат почитания, а ведь есть еще и местные праздники для конкретных списков.

Полный перечень памятных дат привести практически невозможно, поэтому остановимся лишь на праздниках самых почитаемых образов:

Как правильно молиться иконе

Для каждой почитаемой иконы Божией Матери сложены акафисты, тропари и кондаки. И чем более известен и почитаем образ, тем их больше.

Известны десятки канонических молитв, обращающихся к различным иконам «Умиление». Но нужно помнить, что мы обращаемся не к образу, который является проводником между земным и духовным миром, а собственно к Пресвятой Деве. Поэтому можно прочесть любую молитву Богородице, вне зависимости от ее иконы, и быть услышанным.

Текст молитвы

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́ гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Здесь приведен текст одной из просительных молитв Богородице, но ведь есть еще благодарственные и покаянные, а также молитвы конкретным образам. Все канонические тексты написаны известными богословами, в том числе, и причисленными к лику святых.

Однако, если канонические тексты кажутся вам сложными и непонятными, молитесь своими словами. Всеблагая Матерь Божья слышит все обращенные к ней молитвы, особенно если наши помыслы искренни и чисты!

Источник

Кормящая Богоматерь — икона Млекопитательница

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

Древнейший образ Божией Матери

«Млекопитательница» – один из древнейших образов и в мировой христианской культуре. Первые ее изображения – фрески – найдены во II веке в одном из катакомбных захоронений Рима.

Полезные материалы

Исследователи также считают, что именно коптские изображения стали прототипом для копирования сюжета западными иконописцами.

Картина Амброджио Лоренцетти

На первых картинах западного средневековья формы кормящей Девы Марии заметно уплощены. Столь нереалистичная манера письма – попытка соединить в её образе черты божественного и земного.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

Иной подход в изображении сюжета продемонстрировал итальянский живописец Амброджо Лоренцетти. Перспектива, объемность и психологизм творений художника, в том числе религиозной тематики намного опередили его время.

Не стала исключением и «Мадонна Млекопитательница», написанная им между 1325 и 1348 годами. Светская манера письма делает Богородицу и младенца похожими на обычных людей, словно вышедших из людского потока итальянских средневековых улиц.

Однако в последующие века культ Девы Марии на западе постепенно угас. Это было вызвано запретом католической церкви на изображение обнаженного тела.

В чём помогает лик Богородицы

С древних времен почитают на Руси Млекопитательницу, обращаясь к ней за помощью и покровительством. С особым благоговением и надеждой к ней обращаются те, для кого рождение ребенка – долгожданное чудо.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

История Галактотрофусы

В Восточной христианской культуре первые изображения «Млекопитательницы» как списки западных сюжетов появляются в XIV веке в Греции и на Балканах.

Существует и православная версия происхождения иконы, основанная на преданиях.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

По легенде, местом прославления чтимой иконы стала мужская монашеская обитель Саввы Освященного, что находилась в 18 километрах от Иерусалима.

Преподобный Савва обладал особым даром предвидения. Он и предсказал, что спустя несколько веков в монастырь должен прибыть странник, обладающий высоким чином и носящий такое же имя.

Ему и надлежало принести в дар икону «Млекопитательница». Спустя 6 веков пророчество сбывается. Обитель посещает паломник – Савва Архиепископ Сербский.

В легенде говорится, что во время молитвы у гроба своего небесного покровителя Саввы Освященного был подан знак свыше. Монахи, вспомнив о пророчестве основателя, передали ему в дар «Млекопитательницу».

Он перевез подаренную ему икону в один из афонских соборов – Хилендарский монастырь. Чтимая икона хранится там и по сей день.

Значение иконы

В каждом из них содержится собственная смысловая доминанта, ключевое свойство образа, один из аспектов Её служения, которые передаются через множество деталей: композицию, жесты Богоматери с младенцем, цвет одеяния.

В иконографии «Умиление» образы Богородицы и младенца вызывают особые чувства. Все они словно пронизаны светом любви, нежной привязанности. Но, являясь частью этого иконографического стиля, «Млекопитательница» имеет и свойственные только ей особенности.

Отличительная черта иконы Богородицы-Млекопитательницы состоит в том, что здесь Она изображена как мать, кормящая своего Младенца.

Сын Иисус, вкушающий живительное молоко Богоматери – довольно редкий сюжет в иконописных работах русских мастеров. За внешней его натуралистичностью – глубокое философское повествование.

Согласно канонам, на иконах Богородица изображается в традиционных одеждах, цветовая палитра которой глубоко символична. Голубой цвет туники с различной степенью градации – девственная чистота.

Мафорий и плат – верхняя одежда – традиционно изображается в темно-малиновом цвете, который, как известно, содержит оттенки синего и красного. Сочетание этих цветов на одеждах Богородицы символизирует соединение Её девственной чистоты с плотью и кровью Сына Божиего.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

Такая игра красок, подчёркивающая многослойность одеяния – это своеобразная цветовая метафора, раскрывающая глубину Её образа, при прочтении которого так же последовательно разворачивается и богословский подтекст.

Соединение в сюжете сакрального и бытового – способ выразить мысль о единении земного и небесного, о стремлении вместить в человеческую душу Божественное начало, соединив их в единую ипостась.

Не случайно их лики обращены друг к другу, а нимбы очень часто соприкасаются. Образ Богородицы многогранен, он выражает различные состояния души: от высших духовных до не сакральных, земных.

Почитание в России

На Руси эта икона и списки с нее почитаются издревле. Но встретить его в храмах – большая редкость.

Первый образ иконы, являющийся каноном, хранится в церкви Хиландарского монастыря на Афоне.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

Обретение же её славянами недалеко от Минска, по церковному преданию относят к 1650 году.

Церковные летописи повествуют и о других чудесах в городах и весях. Везде, где появлялись иконы Млекопитательницы, люди обращались к ней со своими молитвами и чтимый образ не оставлял страждущих.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

Где находится в Москве

Молитвы иконе Богородице- Млекопитательнице имеют целительную силу. Ведь так же, как она вскармливала Сына, Богоматерь питает и наши души «чистым словесным молоком» Слова Божьего (1 Петр.2.2).

День памяти

День чествования иконы Божьей Матери «Галактотрофуса» установлен Православной Церковью в день памяти прп. Саввы Сербского — 12 января.

Молитва

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Млекопитательнице Спаса нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже благодать исцеления нам присно подаеши.

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на свя​тей иконе, на руках носящую и мле​ком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемило​стивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Тво​им из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да ми​лостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ве​дущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую За​ступницу и верную надежду рода на​шего, во веки веков. Аминь.

Тропарь

Глас 3
Без семене от Божественного Духа волею же Отчею, зачала еси Сына Божия. От Отца без матере прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша плотию познала еси Младенца и млеком питала еси. Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Источник

Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Богоматери

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Группа II. Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Богоматери (Таблицы IV-VI)

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

В годы, последовавшие за Крещением Руси в конце X в., иконки-привески с изображением Богоматери, как и иконки с изображением Христа, по-видимому, копировали византийские образцы. В XII в. появились иконки-привески, воспроизводящие в уменьшенном виде собственно русские святыни. Отдельные иконографические типы богородичных изображений становятся как бы закрепленными за определенными центрами, чаще всего столичными. В частности, на памятниках домонгольского времени нередко встречаются прямоугольные иконки-привески с изображением Богоматери Умиление типа Корсунской или Петровской (табл. V, 68–74). В различное время они были найдены во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, в курганных могильниках Подмосковья, на Белом озере, в Житомирской и Львовской областях Украины и в других местах. Все они происходят из двух различных литейных форм или являются репликами изделий, вышедших из этих форм. М.В. Седова считает эти иконки произведениями литейщиков Владимиро-Суздальской Руси (Седова М.В., 1974, с. 192–194), хотя на ходки подобных иконок имеются и на всей исторической территории Киевской Руси.

Изображения Богоматери на иконках-привесках, составляющих группу II, относятся к следующим основным иконографическим подгруппам (рис 2): II.А. С ростовым изображением Богоматери Оранты Влахернитиссы; II.Б. С погрудным изображением Богоматери Оранты; II.В. С изображением Богоматери Знамение; II.Г. С изображением Богоматери Одигитрии; II.Д. С изображением Богоматери Умиление; II.Е. С изображением Богоматери Агиосоритиссы; II.Ж. С изображением Богоматери на Престоле.

Подгруппа II.А. Иконки с ростовым изображением Богоматери Оранты Влахернитиссы.

Один из древнейших иконографических типов Богоматери – Богоматерь Оранта (от лат. orans – молящийся). Богоматерь Оранта изображается без Младенца, в полный рост, с молитвенно воздетыми руками. Существуют и другие названия для этого иконографического типа: Богоматерь Влахернитисса – по изображению на алтарной стене Влахернского храма в Константинополе; Богоматерь Не рушимая стена – согласно легенде, знаменитый Влахернский храм некогда был разрушен, но одна из его стен с ростовым изображением Богоматери Оранты уцелела. Одно из первых русских изображений Богоматери Оранты Влахернитиссы имеется на мозаиках Софийского собора в Киеве (рис. 5, 1), датирующихся 40-ми го да ми XI в. (Лазарев В.Н., 1973).

В Каталоге представлено пять экземпляров иконок-привесок, относящихся к данной подгруппе
(табл. IV, 37–41). Все они имеют прямоугольную форму (тип 3), найдены на исторической территории Киевской Руси и датируются домонгольским временем. По мнению Ю.Э. Жарнова (2000, с. 191), прообразами их композиции были изображения Богоматери на актовых печатях русских церковных иерархов конца XII – первой трети XIII в., хотя вполне возможно и прямое заимствование сюжета непосредственно с памятников монументальной или темперной живописи.

Подгруппа II.Б. Иконки с погрудным изображением Богоматери Оранты.

В средневековой пластике известны так же по грудные изображения Богоматери Оранты (рис. 5, 2). В Каталоге представлено три экземпляра иконок-привесок, относящихся к данной подгруппе (табл. IV, 42–44). Все они имеют круглую форму и датируются XII – первой полови ной XIII в.

Подгруппа II.В. Иконки с изображением Богоматери Знамение.

Иконографический тип Богоматери Знамение представляет собой погрудный или поясной вариант Богоматери Великой Панагии (разновидность иконы Богоматери Оранты Влахернитиссы), отличающийся наличием на груди Богородицы изображения благословляющего Младенца Христа в круглом медальоне (рис. 5, 3). В XI–ХII вв. данный иконографический тип получил широкое распространение как в византийском, так и в древнерусском искусстве, однако само его наименование русского происхождения и, возможно, связано с текстом ветхозаветного пророчества Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…» (Ис. 7: 14).

Из темперных икон с данной иконографией на Руси особую известность получила выносная икона первой половины XII в. «Богоматерь Знамение Новгородская» (празднование 27 ноября / 10 декабря), которая в 1169/1170 г. оказала чудесную помощь новгородцам во время осады города суздальскими войсками. С чудесным знамением, данным иконой новгородцам во время осады, связано другое объяснение названия этого иконографического типа. Во всяком случае, именно новгородская икона и ее повторения именуются как «Знамение Пречистыя» в новгородских источниках начиная с XV в.

На иконках-привесках этой под группы, представленных в Каталоге (табл. IV, 45–56), находятся погрудные и поясные изображения Богоматери с молитвенно воздетыми руками и изображением на груди Младенца Христа. Иконки имеют круглую, овальную и прямоугольную формы и относятся к периоду времени от XII–XIII вв. до первой половины XV в. Подавляющее большинство публикуемых иконок найдено на исторической территории Киевской Руси.

Подгруппа II.Г. Иконки с изображением Богоматери Одигитрии.

Богоматерь Одигитрия (греч. Указующая Путь, Путеводительница) – один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем. Богомладенец сидит на руке у Богородицы, другой рукой Богоматерь указывает на Сына, направляя тем самым внимание пред стоящих и молящихся. Богомладенец правой рукой благословляет, а в левой держит свиток (реже – книгу). Богородица, как правило, представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост.

По преданию, самая первая икона Богоматери Одигитрии (Влахернская икона), написанная евангелистом Лукой, была привезена в Византию из Святой земли около середины V в. и помещена во Влахернском храме в Константинополе (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, от чего, по одной из версий, и происходит название). Икона стала охранительницей Константинополя.

Один из наиболее известных русских изводов Одигитрии – Богоматерь Одигитрия Смоленская (празднование 28 июля / 10 августа). Согласно преданию, древнейшая икона Одигитрии была привезена на Русь из Византии в XI в. и уже в XII в. находилась в Успенском соборе города Смоленска. Младенец Христос изображен на ней сидящим на левой руке Богоматери, обращен лицом к молящимся и больше похож на взрослого правителя, властелина, чем на маленького ребенка (рис. 5, 4). Это впечатление усиливается высоким лбом и царственным жестом, которым Христос благословляет стоящего перед иконой. В левой руке Богомладенец держит свиток Священного Писания.

После присоединения Смоленска к Московскому государству в первой четверти XVI в. иконы типа смоленской Одигитрии получают широкое распространение под названием «Смоленской Богоматери». Это название переносится и на более древние изображения. К типу Одигитрии относятся и такие широко почитаемые богородичные иконы, как Тихвинская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Ченстоховская и др.

Иконки-привески данной под группы, представленные в Каталоге (табл. V, 57–63), имеют круглую и прямоугольную формы, относятся к домонгольскому времени и найдены главным образом на исторической территории Киевской Руси.

Подгруппы II.Д1, II.Д3. Иконки с изображением Богоматери Умиление.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

Вариант иконографии Богоматери с Младенцем, получивший название Елеуса (Милостивая, Умиление), возник в византийском искусстве X–XII вв. Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувших друг к другу ликами. Голова Матери склонена к Сыну, который обнимает Мать рукой за шею.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

На Руси одной из наиболее известных и почитаемых икон с иконографией Умиление является византийская икона, в начале XII в. присланная в Киев константинопольским патриархом и в 1155 г. перенесенная князем Андреем Боголюбским в Успенский собор города Владимира (рис. 5, 5). Икона известна под названием Богоматери Владимирской (празднование 21 мая / 3 июня; 23 июня / 6 июля; 26 августа / 8 сентября). В 1395 г. икона оказалась в Москве, где в течение нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского Кремля (ныне – в собрании ГТГ). Списки с Владимирской иконы во множестве распространялись на Руси и послужили основой других изводов (Богоматерь Белозерская, Богоматерь Федоровская и др.).

Иконки-привески данной подгруппы, представленные в Каталоге (табл. V, 64–74; VI, 75–78), имеют круглую), прямоугольную и киотчатую формы, относятся к XII–XIII вв. и были найдены на исторических территориях как Киевской, так и Владимиро-Суздальской Руси.

Подгруппа II.Е. Иконки с изображением Богоматери Агиосоритиссы.



Подгруппа II.Ж. Иконки с изображением Богоматери на Престоле.

Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Смотреть картинку Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Картинка про Медная иконка богоматерь с младенцем для чего. Фото Медная иконка богоматерь с младенцем для чего

Изображения Богоматери, восседающей на Престоле (троне) и держащей на коленях Богомладенца, входят в число богородичных икон, у которых иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в акафисте и других гимнографических произведениях. Основной смысл иконографического типа – прославление Богоматери как Царицы Небесной, так как Престол символизирует Царственную Славу. Именно в этом виде данный образ возник в византийской иконографии и распространился на Руси (рис. 5, 7).

Иконки данной подгруппы, представленные в Каталоге (табл. VI, 80–82), найдены в Рязанской и Курской областях России и Волынской области Украины, имеют прямоугольную и киотчатую формы и датируются XII – первой половиной XIII в.

В недавнее время стали известны так же амулеты-привески в виде фигурки Богоматери на Престоле (рис. 15, 1, 2). Находки их единичны, и все они сделаны на исторической территории Киевской Руси. В настоящее издание они не во шли.

Автор: А.К. Станюкович
«Неизвестные памятники русской металлопластики. Миниатюрные иконки-привески XI–XVI веков.»

Изображения Богоматери на русских иконках-привесках XI–XVI вв. имеют много общих особенностей иконографии с изображениями Богоматери на русских нательных крестах того же периода, познакомиться с которыми можно в предыдущих материалах этой серии:

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *