Менеджер или учитель что лучше
Учитель или менеджер? Как технологии перевернули образование
Образование как бизнес
Студент в американском вузе, который платит большие деньги за свое обучение, воспринимает образование как услугу. Он покупает себе четыре года качественного преподавания и требует соблюдения высоких стандартов. Если он чем-то недоволен, молчать он, скорее всего, не будет. Алиса Безман говорит, что такой утилитарный взгляд на образование пока не очень популярен в России.
«У нас привыкли считать что преподавание – это что-то возвышенное. Учитель – это миссия. Еще в советские времена он должен был воспитывать патриотов. И эта работа была никак не связана с деньгами. Зарабатывать на образовании? Да вы что, это почти святотатство. И эти взгляды прочно засели в сознании многих учителей». Алиса Безман
Ситуация начала меняться с ростом популярности EdTech проектов. Их создатели разрабатывают продукт, который нужно продвигать и продавать. Конечно, при этом у них есть миссия мир сделать лучше, а образование – более доступным. Но, в первую очередь, это бизнес. Время и развитие технологий стало диктовать свои правила. Учитель перестал быть единственным источником знаний. Теперь он конкурирует с Google и образовательными платформами.
Как перевернуть класс
Из-за того, что многим ученикам стало проще задать вопрос своему планшету, чем преподавателю, начали меняться учебные методики. Например, появилась система перевернутого класса. Если раньше учитель на уроке долго объяснял новую тему, а потом давал домашнее задание, то в этом методе все построено ровно наоборот.
Преподаватель рассказывает, в каких источниках можно получить информацию, а ученики сами изучают предмет в удобном им формате. Затем они возвращаются в класс и отрабатывают полученные навыки, выполняя с учителем задания. Один из главных плюсов этого метода – учитель сохраняет свой авторитет в учебном процессе. И ему для этого нужно просто поменять свои функции.
Еще один вызов, с которым столкнулись учителя с приходом технологий, – клиповое сознание. И дети, и взрослые сегодня привыкли получать информацию маленькими порциями. Слушать длинную лекцию многим сложно. Намного проще посмотреть по заданной теме небольшой ролик, прочитать статью и пройти тест. Двигаться к результату небольшими шагами. И образованию приходится подстраиваться.
В учебном процессе учитель становится менеджером. Он должен не столько принести новые знания, сколько направить учеников туда, где они могут новые знания получить. И сделать это в удобной им форме, пусть даже она будет интерактивная или геймифицированная. Учитель также должен проверять, хорошо ли усвоена новая информация.
«Да, слово менеджер многих может оскорбить. Особенно в условиях, когда профессию привыкли романтизировать. Но в этом нет ничего плохого. Учитель остается авторитетом, только теперь в его руках, в первую очередь, управление учебным процессом. Он не единственный источник знаний, а человек, который сам дает разные источники». Алиса Безман
Технологии в помощь
Алиса Безман говорит, что самый главный вывод, к которому она пришла за время работы с EdTech проектами, – технологии лишь вспомогательный инструмент. Если преподаватель не компетентен, занятие не спасут никакие платформы или приложения. Технологии в класс нужно правильно принести и внедрить. При этом они должны помогать педагогу, а не заменять или вытеснять его.
Поэтому учителю важно повышать свою квалификацию и отрабатывать основные приемы работы с аудиторией. Не важно, идет ли занятие в классе или преподавателя и слушателей разделяет монитор. Суть работы всегда будет одна – мотивировать учеников. В офлайне если преподаватель видит, что внимание аудитории рассеялось, можно предложить сделать короткий перерыв и пообщаться друг с другом.
В онлайне такой возможности нет. Но уже появились другие методы работы с учениками. Например, можно разделить людей на группы и пригласить их в Skype call пообщаться на заданную тему или совместно решить задание. Или создать заранее Google документы и также предложить ученикам поработать над заданиями.
«Технологии не только ставят вызовы, но и приходят на помощь, открывают учителю новые возможности и инструменты. Да, вовлеченность на онлайн-занятиях меньше. Нельзя буквально помахать рукой перед носом слушателя. Но если педагог мотивирован заинтересовать учеников, он может освоить новые методы». Алиса Безман
Игра в образование
В погоне за вовлекающими форматами, которые помогут людям с клиповым мышлением освоить материал, важно также не увлечься чрезмерной геймификацией учебного процесса. Алиса Безман уверена, что, в первую очередь, элементы игры должны быть встроены в образование, а не образовательные элементы в игру.
Взрослый человек, который занимается непрерывным образованием, сам в состоянии решить, как ему проще получать информацию. Например, есть приложение для изучения иностранных языков Easy Ten, с помощью которого можно выучить десять новых слов в день. Пользоваться им можно по дороге на работу или стоя в очереди. Кому-то такой формат подходит. Для других учебный процесс – это полное погружение, и игра на бегу их не устроит. В любом случае человек решает и выбирает сам. Но если речь идет о школе или вузе, за составление программы отвечает администрация и преподаватели. И тут самое важное – соблюдать баланс между технологиями и классическими методиками, уверена Алиса Безман.
«Элементы игрофикации – это классно. Например, получение наград за достижения и правильные ответы. Это вносит азарт. Но главное, не переборщить. Например, VR пока очень дорогая игрушка, которая дает вау-эффект и все. Мне кажется, что это избыточная игрофикация, абсолютное погружение человека в игровую среду с небольшими образовательными элементами. Игра должна быть приставкой к каркасу. А каркас – это образование. И в основе образования стоит учитель, который составляет программу и соблюдает баланс элементов. Поэтому пока технологиям вытеснить его точно не удастся». Алиса Безман
Инженер, менеджер или педагог
Они бывают общие и специальные. Общие (целеустремленность, собранность, вдумчивость, внимательность и т. д.) нужны представителям всех профессий. Определить их достаточно легко. Наверняка уже сейчас Вы знаете, обладаете ли внимательностью, целеустремленностью или, например, трудолюбием. Но как выявить в себе специальные способности и узнать, правилен ли Ваш выбор? Если решили стать техническим специалистом, руководящим работником или учителем, то проверить Ваше соответствие выбранной профессии поможет эта статья, подготовленная по материалам сайта trud.com.
Педагогические способности
Движущая сила педагога – любовь к детям. Сразу оговоримся, любовь деятельная, а не созерцательная. Многие обожают любоваться детьми, играть с ними. Но многие ли готовы целенаправленно заниматься воспитанием, переносить детские шалости, глупые с точки зрения взрослого вопросы, бесконечные ссоры? Нет. На такое способны только люди, обладающие педагогическим даром и определенными способностями. Остановимся на некоторых из них.
Развитая речь. Педагог воздействует на детей в основном с помощью слов. Поэтому ему необходима ясная, четкая, эмоциональная речь. С детьми надо уметь разговаривать на понятном им языке.
Доброжелательность. Малыши очень чувствительны к недоброму слову. Даже неосторожным намеком вы можете нанести им душевную травму, последствия которой будут сказываться многие годы. С детьми не должны работать злые люди, ведь рано или поздно их чувства выйдут наружу, а малышам на пользу это не пойдет.
Терпение. Учителю постоянно приходится сталкиваться с ленью, непониманием, инертностью. Чтобы преодолеть их в своих учениках ни в коем случае нельзя раздражаться, кричать, злиться на них. Такая реакция лишь ожесточит детей, настроит против Вас.
Наилучший способ проверить годитесь ли Вы в педагоги – это устроиться на время каникул вожатым в детский лагерь или попробовать поработать с младшими школьниками.
Технические способности
Способность разбираться в чертежах, схемах, графиках. Без их изучения невозможно представить работу технических специалистов. Умение читать чертежи, графики, живо представлять стоящие за ними реальные объекты очень важно для технических профессий. А Вы можете по схеме додуматься до устройства простейшего радиоприемника, старой стиральной машинки или хотя бы электрической цепи, изображенной в школьном учебнике?
Способности к физике, математике, химии. Техника плотно связана с этими науками. Однако хорошая успеваемость в школе еще ни о чем не говорит. Дело в том, что в школе Вы пользуетесь готовым, описанным в учебнике алгоритмом решения задач и требуется от Вас, по сути, только хорошее усвоение математического материала, память, усидчивость, а также умение подставлять цифры в формулы (правда, это тоже часть математических способностей, но не главная). Под математической же и физической одаренностью подразумевается способность понимать и рассуждать, анализировать и обобщать. Логическое мышление. Лакмусовой бумажкой здесь может послужить умение решать нестандартные задачи, предложенные в специальных сборниках. Чтобы справиться с ними, надо всесторонне размышлять над задачей, искать свое решение. Вы решали такие задачки? Обязательно попробуйте. Если получится, а главное, понравиться, то, наверное, с математическими способностями у Вас все “о’кей”.
Развитое пространственное воображение. Весьма значимый компонент технических способностей. Некоторым профессиям без него не обойтись. Например, водитель должен четко представлять пространство вокруг своей машины, конструктор, прежде чем воплотить новую разработку в чертеж, “прокачивает” ее в уме со множеством деталей и подробностей. А у Вас пространственное воображение хорошо развито? Можете ли, единожды побывав в незнакомом районе города найти это место вновь? А объяснить его местонахождение знакомым? Сумеете мысленно воспроизвести механическую “начинку” какого-либо прибора? Чем больше положительных ответов, тем более развито у Вас пространственное воображение.
Организаторские способности
Какой начальник лучше? Тот, который реже появляется на работе!
Да-да, именно так, не удивляйтесь. У хорошего руководителя бизнес настолько отлажен, что его вмешательство просто не требуется. Добиться такой организации труда, чтобы руководитель имел возможность сосредоточиться на решении стратегических вопросов и не вмешивался в текущую деятельность – признак высокого управленческого искусства. И не случайно у топ-менеджеров столь высокие зарплаты.
Какие же задатки нужны будущему руководителю?
Перво-наперво – коммуникабельность (умение общаться с людьми). Руководитель должен уметь находить общий язык с самыми разными категориями людей: общительными и замкнутыми, радостными и хмурыми, самоуверенными и робкими. Иначе как он будет налаживать отношения в коллективе или вести деловые переговоры?
Руководитель – в большинстве случаев и неформальный лидер, вожак. Он должен уметь увлечь коллектив идеей, повести за собой, при необходимости жесткой рукой навести порядок и пресечь несправедливость. Лидерское начало заложено в человеке от рождения. Развить его крайне сложно.
Чтобы грамотно организовать работу подчиненных, надо уметь хорошо разбираться в людях. У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. К примеру, один программист лучше справляется с написанием программного обеспечения, а другой хорошо разбирается в построении локальных сетей. Квалифицированный менеджер распределит работу таким образом, что каждый будет заниматься тем делом, которое у него получается наилучшим образом.
Труд руководителя динамичен. Каждый день перед ним встают ситуации, требующие быстрого принятия решений. Следовательно, ему надо уметь разбираться в обстановке, быстро схватывать суть проблемы и принимать верные решения. Начальник не должен бояться брать на себя ответственность. Иначе работа застопорится из-за бесчисленного количества согласований, увязок, утрясок.
Профессия менеджера требует склонности к анализу, самокритичности. Надо постоянно совершенствоваться, стараться повысить эффективность работы Вашей организации. Одним словом, обеспечивать поступательное движение вперед. Ведь в бизнесе нельзя стоять на месте!
А Вы быстро завязываете новые знакомства? В своей компании Вы “заводила” или предпочитаете держаться на вторых ролях? Всегда ли быстро принимаете решения? Знаете, сильные и слабые стороны своих друзей? Работаете над собой? Можете ли организовать “вылазку” на природу, поход в кинотеатр, общественные работы в школе? Нравится ли Вам заниматься этим?
Постскриптум
Диагностика собственных способностей – дело тонкое! Не пугайтесь, если не нашли у себя всех качеств, требующихся для выбранной Вами профессии. Это нормально. Люди, обладающие полным набором способностей только для одной специальности – редкость. Один из тридцати. Называется это призванием. Остальные, как правило, имеют задатки, одинаково подходящие для нескольких профессий, а недостающие способности им приходится или вырабатывать в себе путем постоянных тренировок, или компенсировать чем-то другим. Насторожиться надо в том случае, если Ваши способности уж слишком явно не стыкуются с требованиями профессии, которую хотите выбрать.
Посмотреть востребованность той или иной профессии на рынке труда удобно на сайте http://www.trud.com/. Тут есть вакансии со всех сайтов, дружелюбный интерфейс сайта, наличие фильтров по городам и категориям, удобная система поиска и возможность подписаться на вакансии нужного раздела.
К примеру, задумали стать менеджером, а кроме самоанализа никаких качеств, нужных руководителю за собой не заметили. Но даже в этом случае не стоит сразу отвергать свой выбор. Подумайте, может недостающие способности можно развить? Чем-то заменить? Или все-таки лучше присмотреться к другим профессиям? Обязательно посоветуйтесь с профконсультантом, пусть это даже и будет стоить определенных денег! А что, касается окончательного решения, то оно в любом случае за Вами. Прислушайтесь к себе, и все обязательно получится. Удачи!
Менеджер или учитель что лучше
Главная | Регистрация | Вход |
Приветствую Вас, Гость · RSS |
| |||||||||||||||||||||||||||
|