Место урока в системе уроков что это
Общепедагогический анализ урока
1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели урока.
Урок занимает значимое место в системе уроков по данной теме, так как способствует изучению нового материала. Цель урока поставлена правильно.
2. Организация урока:
б) структура урока – четко выделены организационный этап, этап актуализации знаний, этап ознакомления с новым материалом, подведения итогов урока и сообщения домашнего задания; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени – все элементы урока четко спланированы, расположены последовательно в соответствии со временем; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели – построение урока полностью соответствовало его содержанию и поставленной цели;
в) подготовленность класса к уроку – учащиеся к уроку подготовлено должным образом;
г) организация учащихся для активной работы на протяжении урока – учащиеся организованы для активной работы на протяжении урока должным образом; сочетание фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке – сочетаются гармонично, грамотно, без резких переходов;
3. Содержание урока:
а) научность материала – материал изложен научно, последовательно и доступно;
б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся – материалы подобраны правильно для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой
работает учитель – содержание данного урока соответствует требованиям программы, по которой работает учитель;
и) качество знаний учащихся, их умений и навыков – выше среднего;
к) речь учащихся – грамотная, богата лексически.
4. Методика проведения урока:
а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока – проектор, компьютер;
г) постановка учителем перед учащимися цеди урока и подведение итогов – цель урока была поставлена, итоги были подведены;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке – не было таковых;
ж) система оценки знаний учащихся учителем – оценивание не производилось.
5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми – тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям и говорят о высокой педагогической культуре учителя.
6.Работа и поведение учащихся на уроке:
а) активность класса и отдельных учащихся – в целом активность достаточная;
б) заинтересованность учащихся материалом урока – большинство учащихся заинтересованы изложенным материалом; отношение к уроку – в целом ответственное, осознанное;
г) дисциплинированность и организованность учащихся – в целом учащиеся организованы и дисциплинированы;
7. Общие выводы по уроку: урок проведен в соответствии с программой, поставленные цели и задачи были достигнуты, материал изложен последовательно и ясно, учащиеся хорошо подготовлены, имеют четкое представление о месте данного урока в системе обучения.
8. Как будет учтён опыт данного урока в вашей дальнейшей работе? Так как урок был проведен на достаточно высоком уровне, я планирую в дальнейшем учесть все его положительные стороны в своей профессиональной деятельности как педагога.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Самоанализ
Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Примерная схема анализа урока
Тема урока:
соответствие программе; место урока в системе уроков по разделу; точность формулировки и эстетика ее оформления на доске.
Цели и задачи урока:
осознанность учителем целей (задач) урока; четкость и доступность постановки цели для детей; обучение учащихся целеполаганию.
Готовность учащихся к уроку:
готовность рабочих мест, классного помещения; психологическая готовность учащихся (мобилизация их внимания, формирование положительной мотивации, стимулирование интереса, создание эмоционального настроя).
Готовность учителя к уроку:
готовность доски, оборудования, наглядности; степень владения учебным материалом; качество дидактических средств, их содержание и оформление.
Тип и структура урока:
целесообразность избранного типа урока с точки зрения темы в целом; этапы урока (назвать).
Соответствие структуры данному типу урока. Чем вызваны отклонения, если таковые имеются; соответствие структуры урока его целям; четкость, логичность, последовательность этапов урока; завершенность каждого этапа, направленность на решение поставленных задач.
Содержание урока:
соответствие содержания программе;
соблюдение научности, фактической точности и доступности;
полнота освещения темы;
логичность и системность изложения;
выделение главного, наличие выводов;
воспитывающий характер содержания;
эффективность методов и приемов изложения новых знаний, их целесообразность и разнообразие;
эффективность методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;
связь учебного материала с современностью, практикой применения знаний;
уместность повторения (с точки зрения содержания и приемов).
Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний:
обеспечение постепенного усложнения упражнений (заданий) и увеличение самостоятельности учащихся;
разнообразие (по содержанию и методике проведения) упражнений (заданий);
соотношение репродуктивных и творческих видов работ на уроке;
четкое и грамотное в речевом отношении выполнение задания;
объяснение методики выполнения заданий;
уместность игровых и занимательных моментов на уроке.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков:
проверка знаний, умений и навыков на различных этапах урока;
использование приемов, форм, их разнообразие;
характеристика качества ответов учащихся;
характер вопросов и заданий ученику;
адекватность отметки качеству ответа;
реакция учителя на степень подготовленности учащихся, комментирование отметки;
формирование способности самостоятельно оценивать свою деятельность (совместная рефлексия на уроке).
Домашнее задание:
рациональность содержания, объема, подготовленности учащихся к его выполнению, осуществление индивидуального и дифференцированного подходов, своевременность записи;
Итоги урока:
наличие и своевременность этого этапа;
характер заключительных вопросов классу.
Стиль общения на уроке:
педагогический такт учителя, стиль общения с детьми;
умение владеть классом, поддерживать дисциплину, активизировать деятельность учащихся;
умение учителя видеть и слышать класс, слушать ответы учащихся;
предоставление учащимся возможности самовыражения;
организация учебного диалога;
речь учителя (содержательность, эмоциональность, выразительность, громкость, темп, дикция, соответствие литературным нормам, яркость мимики и жестов, эстетика костюма, поз и движений).
Общая оценка урока:
степень достижения поставленных целей;
достоинства, удачи, причины ошибок и неудач;
выводы и предложения по совершенствованию урока.
Самоанализ урока (1 вариант)
Вариант 2.
Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….
Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).
Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).
На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.
В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….
Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.
Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….
Учащиеся имели возможность выбора ….
Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….
Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….
Цель урока можно считать: …, план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….
Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что ….
В целом урок можно считать ….
В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.
Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004.
Общая педагогика. Курс лекций. О. С. Гребенюк. – Калининград, 1996.
Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство “ Питер”,2000. ¾ 304 с.
Схема анализа внеклассного мероприятия
«Мероприятие» – любое целенаправленно организованное событие во внеклассной жизни учащихся независимо от того, к какому типу и виду форм воспитательной работы оно относится, кем оно организовано (взрослыми или учащимися).
За каждый утвердительный ответ присваивается один балл, сумма сопоставляется с максимально возможным количеством баллов, делается вывод о профессионализме классного руководителя.
Предмет
анализа
Характеристика
мероприятия
А) продумана вместе с учащимися;
Б) вытекает из проблем (цели) воспитания класса на год;
В) вытекает из проблем (задач) воспитания конкретного ребенка;
Г) ориентирована одновременно на прикладные и воспитательные результаты;
Д) ориентирована одновременно на внешний эффект и внутренний результат;
Е) соотносима с целью деятельности школы.
А) продуманы совместно с учащимися;
Б) обусловлены целью мероприятия;
В) соответствуют возрасту учащихся;
Г) достаточно оригинальны.
А) в организации большую роль играют дети;
Б) проходит по четкому, составленному совместно с учащимися плану (поэтапно);
В) задания по подготовке мероприятия были распределены между организаторами.
А) соответствует цели;
Б) соответствует теме;
В) соответствует возрасту;
Д) отражает целостность мира;
Е) нравственно окрашено.
А) дети — в роли ведущего;
Б) мероприятие не затянуто;
В) мероприятие имеет разумное количество этапов;
Д) предоставлена возможность импровизации;
Е) родителям предусмотрена активная позиция.
А) проводится в доброжелательной атмосфере;
Б) осуществляется изучение эмоционального отношения к мероприятию, собственной позиции в нем (различными методами);
В) организовано обсуждение «+» и «–», делаются заметки на будущее;
Г) стимулируется участие каждого ребенка в обсуждении (различными методами).
Схема самоанализа внеклассного мероприятия.
Показатели и критерии эффективности
внеклассного воспитательного мероприятия
Оценка деятельности учителя
Оценка деятельности учащихся
Создание условий для самореализации учащихся
Четкость поставленных целей и степень их достижения
Степень включенности учащихся в проведение мероприятия
Оптимальность выбора содержания, форм и методов для достижения поставленных целей
Эмоциональный контакт педагога и учащихся
Развитие навыков коллективной работы
Стимулирование позитивного поведения учащихся
Духовно-нравственная направленность мероприятий
Степень самостоятельности и инициативности учащихся
Наличие интереса у учащихся к проводимому мероприятию
Влияние мероприятия на улучшение эмоционального и нравственного климата в классе (группы)
Уровень творческий самореализации учащихся
Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей
Направленность мероприятия на повышение общей культуры воспитанников
Развитие навыков самоуправления
Педагогическая культура, такт, внешний вид учителя
Степень использования здоровьесберегающих технологий, методик воспитания
Степень организованности и дисциплинированности
Наличие эффективной обратной связи с учащимися
Эстетическое воздействие мероприятия на учащихся
Развитие коммуникативной культуры учащихся
Уровень педагогического и методического мастерства
Развитие самоуправления в классе (группы)
Степень товарищеской взаимопомощи
Уровень эстетического оформления воспитательного мероприятия
Развитие речевой культуры учащихся
Уровень взаимодействия (сотрудничества) учащихся друг с другом и учителями
Степень эффективности и целесообразности использования наглядности и ТСО
Коррекция поведения учащихся
Внешний вид учащихся
ультат урока (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся);
в) анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
7. Аспект оценки конечного результата урока:
а) оценка качества знаний, полученных учащимися на уроке;
б) определение разрыва между темой, целью урока и конечным результатом;
в) выводы и самооценка урока.
Самоанализ урока
/Модель 2/
Предмет:
Тема урока:
Тип урока и его структура:
1. Каково место данного урока в изучении темы? Как этот урок связан с предыдущим и работает на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, одаренных и т.д.) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
3. Какова триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока. Как она отражает продукт урока?
4. Отбор содержания материала, целесообразность выстраивания именно данных этапов. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано.
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
6. Отбор учебно-методического обеспечения урока (дидактический материал, ТСО, наглядные пособия, вопросы, задания для учащихся).
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах, какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? Получен ли запланированный продукт урока? Каково его качество?
8. Психологическая атмосфера на уроке и рефлексия учителя и учащихся.
9. Как вы сами оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то выявить причины.
10. Наметить перспективы своей деятельности.
Схема самоанализа урока
/Модель 3/
1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?
2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока? Была ли опора на диагностику общеучебных специальных умений?
3. Какие задачи решались на уроке:
Была ли обеспечена их комплексность? Какие задачи были главными, стержневыми, как учтены в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.
5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).
7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?
8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся?
9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель вел себя в критической ситуации? Как было организовано воспитательное влияние личности учителя?
12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учащимися) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
Самоанализ урока с позиций здоровье сбережения
/Модель 4/
1. Какие образовательные, развивающие, воспитательные и здоровье сберегающие цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? В чем их взаимосвязь?
2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место урока в разделе, теме, курсе?
3. Как учитываюсь индивидуальные особенности учащихся при планировании урока?
4. Рациональна ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока с учетом особенностей учащихся?
5. На каком этапе урока был сделан главный акцент? Почему?
6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7. Как отбирались для урока формы обучения?
8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?
10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?
11. Каким образом предупреждалась перегрузка учащихся?
12. Как проявлялась забота учителя о здоровье учащихся на уроке?
13. Какие методы здоровье сберегающей педагогики были использованы?
14. Достигнуты ли поставленные цели и почему?
15. Какие изменения можно было бы внести при подготовке и проведении урока?
Место урока в системе уроков по теме__________________________________________________________
Внутрипредметные связи_____
Межпредметные связи________
Методы и приемы работы____
Технологии_________________
Использованная литература__________________________________________________________________
Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, слово учителя о целях и плане урока, запись темы) ____мин.
Повторение предыдущего материала (проверка домашнего задания)________________мин.
Формы организации учебной деятельности | Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся |
Подготовка к объяснению нового материала _____________________________________мин.
Формы организации учебной деятельности | Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся |
Объяснение нового материала__________________________________________________ мин.
Формы организации учебной деятельности | Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся |
Закрепление пройденного материала____________________________________________ мин.
Формы организации учебной деятельности | Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся |
Подведение итогов урока_______________________________________________________ мин.
Формы организации учебной деятельности | Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся |
Задание на дом________________________________________________________________ мин.
Требования к составлению конспекта урока русского языка
1. Наличие четко сформулированных темы и цели урока, которая включает обучающую, развивающую, воспитательную цели.
2. Определены тип урока (объяснение нового материала, закрепление материала и развитие навыков, повторение, обобщение материала и совершенствование навыков, развитие речи, проверка знаний и навыков, работа над ошибками) и вид (урок изучения морфологии, лексики, словообразования, фонетики, синтаксиса).
3. Указаны формы интеграции (межпредметная и внутрипредметная), оборудование; методы, используемые на уроке.
4. В описании хода урока необходимо выделять все этапы организации учебной деятельности школьников: мотивационный, целеполагание, актуализация опорных знаний, объяснение нового материала, закрепление новых знаний, формирование умений и навыков, подведение итогов урока.
5. При описании урока развития речи структура урока может быть изменена. Главными этапами уроков развития речевых умений и навыков являются:
¾ целеполагание (первичное знакомство с текстом, постановка учебных задач),
¾ планирование (составление плана анализа текста),
¾ исследование (языковых, стилистических, жанровых и других особенностей текста),
¾ дискуссия (уточнение, обобщение, корректировка наблюдений),
Тематическое планирование по русскому языку, литературе
В методике преподавания русского языка существуют разные виды планирования: поурочное, календарно-тематическое, четвертное и годовое. В практике школьного преподавания используются три учебно-методических комплекса (УМК) и в соответствии с ними разработаны три типа ориентировочного планирования: Т.А.Костяевой (по УМК под редакцией М.Т.Баранова), С.Н.Пименовой (по УМК под редакцией В. В. Бабайцевой), В.В.Львова (по УМК под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта). Студенты должны при составлении тематического планирования по русскому языку дополнить информационную базу, опубликованную в журнале «Русский язык в школе», методическим комплексом, включающим цели (обучающие, развивающие, воспитывающие), тип урока, методы и приемы, формы организации учебной деятельности учащихся, структуру урока и домашнее задание. Разработанное студентами планирование должно учитывать контекст педагогической реальности (методическую систему учителя, его концептуальные предпочтения и специфику учебно-педагогической аудитории [см. Приложения 5, 7]).
В тематическом планировании монографической темы по литературе указывать тему и обучающую цель каждого урока, тип и вид занятия, путь анализа. Ход урока фиксировать в виде таблицы:
Этапы урока и время | Рассматриваемые вопросы | Методы, приемы и виды деятельности учащихся |
При составлении тематического планирования по литературе необходимо указывать программу и учебник, по которому работают ученики данного класса (сделать выписки из программы: выходные данные, сколько часов отводится на изучение данной монографической темы, какие вопросы предлагается осветить на уроках, какие новые литературоведческие термины изучить, какие произведения внеклассного чтения и литературно-критические статьи прочитать и проанализировать, какие формы контроля и развития речи использовать), учитывать соответствие темы, цели и содержания урока (рассматриваемые на занятии вопросы должны отвечать теме урока и обеспечивать достижение обучающей цели урока). Параллельно рассматриваемым вопросам необходимо фиксировать методы, приемы и виды деятельности учащихся (методическое обеспечение урока). Задание на дом должно быть дифференцированным: для всего класса; индивидуальные задания для сильных, средних и слабых учащихся, групповые задания. Необходимо фиксировать в конспекте следующего урока формы и способы проверки домашнего задания. Этапы урока необходимо записывать с отводимым на них временем. В планировании монографической темы по литературе должны быть представлены следующие этапы рассмотрения художественного текста:
1. Вступительное (вводное) занятие.
2. Урок (и) чтения текста.
3. Урок (и) анализа текста.
4. Обобщение и систематизация изученного.
7. Внеклассное чтение.
8. Уроки изучения литературно-критической статьи (в 9-11 классах)
В конце тематического планирования необходимо представить список использованной литературы: художественной (тексты художественных произведений), учебной (учебник, пособия для учащихся), методической (программа, методические пособия для учителя), литературоведческой (литературно-критические статьи, монографии и сборники).
Схема модели урока
1. Тема (Формулировка программы или название параграфа учебника. Место урока в теме, разделе курса — см. программу, учебно-методический комплекс (УМК), тематическое планирование).
2. Характеристика учебно-педагогической аудитории (тип учебного заведения (средняя общеобразовательная школа, основная школа, специализированная школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, колледж, гимназия), дифференциация учащихся по предметной направленности: естественно-научной, гуманитарной, технической; психолого-педагогическая специфика классного коллектива, структура межличностных отношений (лидеры, предпочитаемые, аутсайдеры, наличие/отсутствие группировок, их состав); возрастные особенности учащихся (три возрастные группы (младший подросток, средний подросток, старший подросток) и три типа восприятия литературных произведений (наивный реализм, нравственный эгоцентризм, период связей); обученность школьников (различение (распознавание); запоминание и воспроизведение; понимание; простейшие (элементарные) умения и навыки; перенос — творческое применение полученных теоретических знаний на практике в новой, нестандартной ситуации) и обучаемость (сформированность навыков учебного труда: умения внимательно слушать, наблюдать, отвечать на вопросы и задавать их, высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения на основе аргументирования, строить доказательства, принимать чужую точку зрения, критиковать безопасно-продуктивно, сравнивать, сопоставлять, делать вывод (обобщать сказанное), выявлять, анализировать и оценивать факты, события, явления; навыки самостоятельной работы с учебником и книгой, письменного и устного изложения содержания прочитанного, выполнения самостоятельных работ (репродуктивного и творческого характера), составление плана ответа, конспекта, реферата, рациональное расположение и аккуратное ведение записей, рисунков, схем, чертежей; наблюдения, экспериментирование, измерения; применение полученных знаний в различных учебно-практических работах); развитие контроля (оценки и самооценки) (требовательное отношение к знаниям, умениям, навыкам (ЗУНам) одноклассников, умение объективно оценивать качество своих ЗУНов, вносить коррективы, признавать ошибки); характеристика развития психических свойств (наличие/отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в развитии интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер личности у отдельных учащихся).
3. Цели (Обучающая — дать (закрепить, повторить, обобщить и систематизировать) знания; сформировать умения. Развивающая — развивать качества личности: интеллектуальные (развитие аналитико-синтетического мышления, речи (виды, типы и формы речи)); волевые (развитие настойчивости и упорства в достижении цели); эмоциональные (развитие воображения, образного восприятия, эмоций). Воспитывающая (ценностно ориентирующие направления: духовно-нравственное, патриотическое, социально-психологическое, этико-эстетическое, экологическое, этно-культурологическое).
4. Структура (Организационный момент; проверка домашнего задания; повторение предыдущего материала (всесторонняя проверка знаний); подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала; объяснение нового материала (усвоение новых знаний); закрепление нового материала (обучение применению на практике полученных знаний); формирование умений и навыков; подведение итогов урока; информация о задании на дом и инструктаж по его выполнению). Каждый этап урока записать с отводимым на него временем!
5. Типивид (Тип — в соответствии со структурой (урок объяснения нового материала, урок закрепления изученного, урок повторения изученного, урок обобщения и систематизации изученного, урок контроля, комбинированный урок (сочетание разных типов на одном уроке). Вид — по преимущественному приему работы на уроке: урок-лекция, урок-беседа, урок-семинар, урок-практикум, урок теоретических или практических самостоятельных работ, урок контрольных работ, урок развития речи, урок анализа работ учащихся, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-игра, урок-соревнование, урок — экскурсия (заочная), урок-зачет, киноурок, видеоурок, смешанный урок (сочетание разных видов на одном уроке) и т. д. По литературе — этап работы с текстом (вводный урок, урок чтения текста, урок анализа текста, урок обобщения и систематизации изученного, урок контроля, урок развития речи, урок внеклассного чтения).
6. Дидактическийматериал (учебник, сборник упражнений, словарь, текст, выставка книг, таблица, карта, рисунок, репродукция картины, иллюстрации, видео- (аудио-) магнитофон, видео- (аудио-) кассета, проигрыватель, грампластинка, диафильм, диапозитивы, фильмоскоп, кодоскоп и т. д.).
7. Технология (Монологическая — диалогическая. Информационно-репродуктивная — проблемно-исследовательская.).
8. Методыиприемы (По русскому языку см.: Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980, § 5. По литературе см.: Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М, 1981. С. 59-75; Методика преподавания литературы / Под ред. З. Я. Рез. М., 1977. С. 62-77).
Схема самоанализа урока
1. Место урока в теме, разделе курса (устанавливается характер связи урока с предыдущими и последующими уроками, реализация принципа преемственности и перспективности).
2. Соответствует ли замысел урока реальной учебно-педагогической ситуации (характеристика триединой цели урока (реализация принципа единства обучения, воспитания и развития учащихся) с опорой на характеристику класса: какие ЗУНы сформировались, какие качества начали, какие продолжили развивать на уроке, какое воспитательное воздействие оказал урок на учащихся, исходя из специфики развития классного коллектива).
3. Выбор типа (содержания) и вида (формы) урока. Обоснование определенного структурно-логического хода занятия, последовательность и целесообразность подбора, объема и распределения учебного материала (информационной базы урока). Степень новизны, проблемности, актуальности, доступности, посильности и привлекательности учебной информации. В какой мере применяемые на уроке методы и приемы соответствовали целям урока, какой характер познавательной деятельности они обеспечивали (репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, проблемный, творческий)? Какие методы способствовали активизации учения школьников? Как выразилась эффективность использованных методов и приемов обучения? Какое сочетание форм обучения было выбрано для достижения цели урока? Как был организован контроль усвоения информации? Были ли отклонения от первоначального замысла урока? Какие? Почему (если были)?
4. Реализация общедидактических принципов обучения на уроке (наглядность, научность, связь теории с практикой, доступность, посильность, систематичность обучения, последовательность формирования ЗУНов, сознательность, активность и самостоятельность учащихся, индивидуализация и дифференциация обучения).
5. Особенности учебно-научного общения: степень диалогичности. Определение потребности учащихся в диалоговом режиме общения. Какие условия были созданы для организации познавательной деятельности учеников, для достижения творческого взаимодействия, для продуктивной работы мышления, воображения? Как учитель налаживал и поддерживал «обратную связь» со всеми учащимися в ходе урока? Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке? Как учитель добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов? Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение? Как добивался сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся? Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке? Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися? Какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке? Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом?
6. Система работы учителя: умения общей организации работы на уроке (распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, чередование и смена видов деятельности, освоение рациональных приемов учебной работы); поведение учителя (такт, местонахождение, внешний вид, манеры); речь учителя (темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специальная грамотность); характер (стиль) взаимодействия учителя и учащихся (авторитарный, демократический, либерально-попустительский); объективность и доброжелательность учителя в выставлении отметок и оценивании ответов учащихся; самоорганизация учителя (подготовленность к уроку, рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления — собранность, настроенность с темой и целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость); роль учителя в создании психологического климата на уроке.
7. Какова результативность урока? Удалось ли через решение учебных задач достичь целей урока? Докажите. Как на уроке была проведена диагностика степени достижения поставленных целей? Выраженность обучающего, развивающего, воспитательного эффекта проведенного урока (стадия, степень освоения учебно-воспитательной информации, средства достижения обучающе-воспитательного результата). Каковы критерии эффективности методической системы работы учителя, методических приемов, использованных на уроке? Направленность урока на решение следующих задач: становление и проявление индивидуальности учащихся, развитие творческих способностей, формирование положительной Я–концепции личности учеников, выработка индивидуального стиля познания и поведения.
8. Причины успешного / неуспешного, по Вашему мнению, проведения урока. Что в уроке Вы сделали бы по-другому? Потребуется ли коррекция целей, содержания и формы других (последующих) уроков, и какая именно?
Схема методического эссе
1. Информационная база (знание преподаваемого предмета).
2. Методическая база (владение методами, приемами, технологиями обучения и т.д.) и ее реализация на практике.
3. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.
4. Эффективность методической системы (повышение обученности и обучаемости школьников).
5. Концептуальные предпочтения учителя-словесника (грамматико-орфографическая, рече-развивающая, культурологическая, культуродиалогическая и т. п. направленности методики).
6. Общедидактические основы педагогического проектирования (репродуктивный, творческий, проблемный, исследовательский и другие подходы).
7. Профессиональная компетентность: психолого-педагогическая (социально-педагогическая коммуникативная и др.), филологическая (литературоведческая, языковая), культурологическая, частнометодическая (технологическая).
Характеристика жанра эссе
Эссе (от франц. «essai» — попытка, проба, очерк) — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Эссеист, как правило, не выносит окончательного приговора оцениваемому явлению действительности.
Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке какой-либо темы или проблемы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем, манера изложения.
Эссе могут быть литературно-критические, публицистические, философские, историко-библиографические, беллетристические. Эссеисты, пишущие на публицистические темы, часто используют форму письма или дневника.