Метафорические картины что это

6 направлений бизнеса на метафорических ассоциативных картах

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

Даже если вы весьма далеки от частной психологической практики и проведения тренингов или не обладаете необходимым стартовым капиталом, то вы можете построить свой бизнес, связанный с психологией. На помощь придут метафорические карты.

Метафорические ассоциативные карты появились в 80-х годах прошлого века, но наибольшую популярность они приобрели лишь сейчас. Впрочем, эти стимульные материалы имеют огромный потенциал для индивидуальной работы, работы с психологом или в рамках тренинга. Соответственно, бизнес, связанный с проективными картами, является перспективным, ведь конкуренция в этом сегменте практически отсутствует, а спрос велик.

Что такое метафорические карты

Для начала разберемся в том, что из себя представляют метафорические ассоциативные карты и в каких сферах они применяются.

Чисто внешне традиционные метафорические ассоциативные карты представляют собой набор картинок с изображением различных людей, пейзажей, животных, предметов, жизненных ситуаций или просто абстракций.

Но за внешней составляющей скрываются большие возможности. Эти карты, которые также называют проективными или терапевтическими, позволяют человеку лучше узнать себя, решить насущные проблемы и найти необходимые ресурсные состояния. Сфера применения метафорических ассоциативных карт довольно широка. Они используются психологами и психотерапевтами в индивидуальной работе, помогая создать атмосферу доверия и безопасности, а также многими другими специалистами, работающими с людьми и не имеющими психологического образования.

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

Принцип действия метафорических карт основывается на механизме проекции. Все люди воспринимают то, что происходит с ними, через определенные впечатления и ассоциации, вызванные их предыдущим опытом. Использование специального стимульного материала позволяет получить необходимое количество объективной и, главное, достоверной информации с целью ее дальнейшего использования для решения психологических проблем клиента.

Простыми словами, наш опыт диктует нам смысл изображений, а специалист по работе с метафорическими картами может легко истолковать сказанное клиентом.

Метафорические карты – удобный инструмент для работы с травмами, так как они создают безопасную обстановку, позволяя разговаривать на болезненные темы с помощью метафор. Они помогают управлять стрессом и находить верные решения в стрессовой ситуации, снимают значимость и позволяют взглянуть на проблему отвлеченно, со стороны. Метафорические ассоциативные карты – это прекрасный диагностический материал для оценки персонала и стимульный материал для проведения различных тренингов. Наконец, они могут использоваться для проведения увлекательных психологических игр в дружеской компании.

Варианты бизнеса на метафорических картах

Построить успешный бизнес на проективных картах возможно даже в том случае, если вы весьма далеки от частной психологической практики и проведения тренингов или не обладаете необходимым стартовым капиталом. Заработать можно также на продаже карт целевой аудитории и обучении работе с ними. Метафорические ассоциативные карты – уникальный стимульный материал, который значительно облегчает работу психолога. По стоимости они вполне сравнимы с другими материалами, которые используют специалисты в своей работе (например, для арт- терапии, песочной терапии и т. д.).

1. Индивидуальное консультирование с классическими МАК

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

2. Групповая работа с классическими МАК

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

4. Индивидуальные и групповые мероприятия с психологическими картами

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

5. Психологические игры с картами

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

6. Онлайн-игры и психологические тренинги с картами

Приведенный выше бизнес на услугах игропрактика, консультирующего с психологическими картами, возможен не только в очном варианте, но и в онлайн-формате. В этом и преимущество нашего времени: сегодня совершенно необязательно жить в Москве или Санкт-Петербурге, чтобы вести психологические игры с картами для жителей этих городов. На сегодняшний день существуют лишь единицы площадок для онлайн-консультирования с метафорическими и психологическими картами. На поверку почти все “пионеры” устроены довольно примитивно и не приспособлены для удобства консультанта и клиента, а также не имеют режимов коллективной работы. Наиболее предпочтительный вариант такого бизнеса предлагает компания “1000 идей”. Сервис 1000-cards, разработанный компанией, предусматривает работы как с индивидуальными раскладами, так и включает сложные игровые режимы. Получить доступ к такому сервису можно, пройдя курс «Игропрактик» или партнерский курс “Психологический салон”.

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

В заключении

Хотя метафорические карты – это продукт с большими возможностями, но большинство специалистов, работающих с ними, используют лишь одну десятую всего их потенциала. Бизнес, основанный на метафорических картах, может быть не только дополнительным источником заработка, но и основой полноценных тренинговых центров. Работа на консультировании с метафорическими картами не имеет ярко выраженной сезонности, однако пик продаж приходится на ноябрь-декабрь. Кроме непосредственно оказания услуг, у специалиста есть возможность дополнительного заработка на продаже/перепродаже самих карт: многие клиенты хотят приобрести метафорические карты для себя или на подарок.

Для тех кто не может определится с идеей своего бизнеса, рекомендуем трансформационные психологические игры от компании “1000 идей”:

“Стартап” в этой игре, в формате настольного мозгового штурма отрабатывается техника предпринимательского мышления и создания бизнес-идеи с нуля, а также вывода ее на рынок

Многие участники игр не только находят ответы на свои запросы, но, испробовав эффект на себе, решаются помогать и другим людям, при этом неплохо зарабатывают. Многим нравится, что играть с клиентами можно в том числе и онлайн. О том, как открыть бизнес на проведении психологических игр, можно узнать здесь.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Источник

Чем метафорические карты будут полезны педагогу и тренеру

Этот инструмент изначально был придуман для самоанализа и психотерапии, но эффективно применяется и в учебных целях.

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

Катя Павловская для Skillbox Media

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

Анастасия Блинова

Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».

Фото: Skillbox Media

Что представляют из себя метафорические карты

Однако в целом для использования в качестве метафорических карт подойдут практически любые иллюстрации и фотографии.

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Как применять метафорические карты в обучении

Важная особенность метафорических карт в том, что каждая из них представляет собой неоднозначный образ, при попытке толкования которого человек раскрывает собственные мотивы, эмоции и переживания, личный или профессиональный опыт.

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

Коуч или педагог может задавать направление, например с помощью открытых вопросов, однако кроме этого не должно быть никаких ограничений и тем более оценок («правильно» или «ошибочно»).

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

Однако, проявляя уважение к любым возникшим у обучающегося ассоциациям, педагог или тренер должен помочь перенести эти образы в реальные решения и практические действия. Иначе достичь результатов обучения не получится.

Карты для мотивации и вовлечения в учебный материал

Метафорические карты помогают создать атмосферу доверия, настроить обучающегося на самоанализ, рефлексию, саморазвитие и поиск решений. В начале тренинга или занятия можно предложить участникам выбрать по карте из колоды и попросить их интерпретировать изображение с точки зрения внутренних мотивов обучения, желаемых результатов, возможных препятствий.

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

Карты для развития soft skills

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

В обучении взрослых людей метафорические карты тоже полезны. Так, колода Persona («Персона»), как было описано в статье Николая Буравцова в журнале «Мир науки, культуры, образования», успешно применялась в тренинге по развитию креативности, харизматичности и других лидерских качеств. Психолог-консультант предлагал клиенту выбрать и описать карты-портреты, а также ответить на вопросы, какими качествами, по его мнению, обладают эти личности и какую роль названные качества играют в их жизни. В результате это помогло клиенту построить стратегию личностного развития.

Для корпоративного обучения можно использовать и специализированные колоды — такие тоже появились. Например, Mapping Business и «​​Деловые игры». В коробках, как правило, содержатся описания техник и упражнений. Также можно применять самый простой подход: попросить участников тренинга вытащить вслепую по три карты, а затем истолковать их как ответы на следующие вопросы:

Карты для проработки сценариев поведения

Карты для анализа групповой динамики и управления ею

Для сближения также хорошо помогает упражнение, где каждый член группы вытаскивает вслепую по одной карте, а потом сочиняет фрагмент общей истории, продолжая за предыдущим рассказчиком.

Карты для подведения итогов обучения

МАК могут быть полезны и в конце обучения. Попросите участников вытащить по две карты и с их помощью описать своё состояние в начале и конце учебного курса или тренинга: вспомнить свои цели, оценить достигнутые результаты. Это поможет педагогу или тренеру получить обратную связь, а обучающимся — отрефлексировать свой опыт.

Источник

Метафорические картины что это

Метафорические картины что это. Смотреть фото Метафорические картины что это. Смотреть картинку Метафорические картины что это. Картинка про Метафорические картины что это. Фото Метафорические картины что это

Картузов М.В.

«Концепция о «метафорическом реализме» в живописи. Перенос понятия «метафорический реализм» на визуальное восприятие».

Итак, что же такое Метафорический реализм.

Начну с того, что термин «метафорический реализм» изначально появился как литературный. Но это ни в коем случае не отрывает его от изобразительного искусства. Напротив, литература и изобразительное искусство испокон веков тесно сосуществовали.

Но вернемся к терминам.

По своей природе любое изображение – материальная метафора. Это крашеный холст или заштрихованная бумага, и только восприятие «оживляет» их, чудесным образом претворяя материал в нечто зримое и узнаваемое.

Термин же «метафорический реализм» был предложен литератором Михаилом Эпштейном и обнародован перед публикой 8 июня 1983 года в его «Тезисах о метареализме и концептуализме», зачитанных в Центральном доме работников искусств как зачин дискуссионного вечера «К спорам о метареализме и концептуализме». О метареализме делаются (особенно американцами, очень часто не имеющими отношения к так называемой «славистике») бесконечные доклады на всевозможных конференциях, пишутся статьи, диссертации и даже книги.

Иными словами, если в литературе «метареализм» поднимает на пьедестал метафору, как самостоятельное явление, отдельное от сравнения, то в живописи, с помощью сложения двух реальностей (реалистической, как таковой, и метафорической) рождается третья реальность. Эта реальность воздействует не только на глаз и на чувство, но заставляет сопоставлять все три реальности, ассоциировать их друг с другом, как бы наводя «фокус» и, в конечном итоге, выхватывать то, что лежит в основе их пересечения.

Визуальное мышление, существующее наряду и в связи с вербальным мышлением, порождает новые образы и наглядные схемы, отличающиеся автономией и свободой по отношению к объекту зрительного восприятия. Они несут определенную смысловую нагрузку, делают значения видимыми.

Ещё для древних греков глаз был органом познания, неслучайно АфинеПалладе, покровительнице греческого государства была посвящена сова с её огромными глазами, а саму Афину, богиню мудрости, называли «волоокой» По Хайдеггеру, грек был “человеком зрения” потому, что воспринимал бытие сущего как присутствие и постоянство. Само бытие понималось как идея, “видность, присутствование как выглядение”

Интересны наблюдения, оставленные М. Бахтиным. По его оценке, у Гёте работа видящего глаза сочетается со сложнейшим мыслит. процессом; все размышления и абстрактные понятия объединяются вокруг видящего глаза как своего центра; зримость предстает первой и последней инстанцией, где зримое уже насыщено всей сложностью смысла и познания. В понимании зримости глаза и его культуры Гёте не принимал как грубый сенсуализм, так и узкий эстетизм; не принимал слово, если за ним не было собственного зримого опыта, все незримое оказывалось несущественным. Одна из главных особенностей Гёте — умение видеть время, к-рое он всегда обнаруживал в пространственных формах; для него конкретная зримость лишена статичности, сочетается с временем, повсюду видящий глаз ищет и находит время — развитие, становление, историю. Именно Гёте была достигнута одна из вершин видения истор. времени в мировой литературе.

Но если для Гёте зримостью поверялась достоверность его образов и идей, то почему у современных авторов считается хорошим тоном избегать её?

2. Генезис человеческого восприятия (от палеолита к современности) и мифологизм человеческого восприятия.

Само явление разумности homo sapiens порождает на определенном историческом этапе слово и рисунок. «Миф» по-гречески «слово». Одновременно с появлением слова возникает иллюстрация слова-понятия – рисунок, пиктограмма. Всякое слово – это уже обобщение.

Миф – синкретическое обобщение, как и те существа в системе ранних верований человека, которым подчиняется определённая область природы и действительности как совокупность частных явлений

В книге «Античная мифология» профессор А. Ф. Лосев говорит о зарождении и развитии античного мифа от дикой архаики к позднейшим красивым и пластическим образам. «Развитие сознания, как и развитие мифологии (его отражение) «шло прежде всего от простого к сложному одновременно с развитием от внешнего к внутреннему. Вместе с этим шло также развитие от хаотического, дисгармонического, или, выражаясь мифологическим языком, от титанически-циклопического к упорядоченному, соразмерному, к олимпийскому, к царству Зевса, Афины Паллады и Аполлона».

«Как только в развитом животном организме забрезжил свет сознания, так уже появились и все основные логические категории мышления, как бы низко ни было развито это первобытное мышление … Начальный период первобытного мышления … весьма интересен. Человек здесь ещё не выделился из природы, в нём ещё плохо отчленяется «я» и «не я». Человек здесь ещё не осознаёт себя более или менее самостоятельной субстанцией, но скорее только атрибутом или, попросту говоря, одним из внешних признаков природы». Так возникает «Оборотническая логика. как первоисточник тотемизма Первоначально понятие субстанции ещё не выделилось из общей смутной и нерасчленённой сферы человеческого сознания и мышления. Человек ещё не находит этой субстанции ни в чём окружающем. Но отсутствие подобной категории характерно только для его логического мышления, но не для жизненной ориентации (в последнем случае даже животные вполне расчленяют предметы и так или иначе ими пользуются)… в результате такого неразвитого функционирования категории субстанции… ни в какой вещи человек не находит ничего устойчивого, ничего твёрдого или определённого»

— согласитесь, ситуация куда хуже нынешней постмодернистской, в которой мы с вами вынуждены существовать, кто с удовольствием, кто с отвращением и ностальгией по былым временам.

«Отделение идеи вещи, или, выражаясь мифологически, демона вещи от самой вещи» впервые приводит к «появлению индивидуальных образов со своим собственным содержанием и со всеми своими второстепенными и третьестепенными свойствами и атрибутами»

Заметим, что отделение демона вещи от самой вещи и есть метонимический процесс, таким образом метонимия и метафора выступают на раннем этапе как некий механизм магического, всё усложняющегося сознания, в котором господствует зрение, и это не лингвистическая форма. Магическая психология действует на протяжении тысячелетий до появления письменности. Подобный способ мышления Аристотель назвал тропом (греч. tropos — «оборот») — Напомним мысль Хайдеггера: «метафора принадлежит поэтической сфере, первоистоку языка, где слово было открытым и многогранным. Однозначность — сужение, пришедшее с наукой и логикой». Но если метафорическое сознание явилось раньше слова, значит и раньше логики, такому сознанию присущ т.н. пра-логизм. Потому и живопись новейшего времени вслед за поэзией имеет право на скрытую логику или даже отсутствие логики.

3. Место живописи в истории и культуре от античности до наших дней, развитие её пластических возможностей и техники.

Итак, «Зарождение мифологии начинается с представления одушевлёнными самых обыкновенных физических предметов. В сравнении с этим анимизм, выраженный тотемными культами, есть уже высокая ступень мифологической абстракции, когда демон вещи отделён. … Метонимия и метафора возникают последовательно с развитием первых форм верований. И лишь в поздний классический период метафорическое мышление порождает новую форму – «Аллегория» (греч. allegorein — «говорить иначе») — иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла. Возникло в глубокой древности, поскольку изначально произведения скульптуры, живописи, архитектуры служили культовым целям и несли в себе эзотерическоесодержание.

В Древней Греции сформировался литературный жанр — аллегореза (allegoreza), толкование скрытого смысла поэтических мифов. Это было началом исторического сознания, стремления связать образы прошлого с настоящим, сделать их актуальными. Историзм — основополагающий принцип художественного мышления, поэтому и аллегоричность есть непременное свойство художественной деятельности человека. В тех же случаях, когда необходимо конкретно выразить наиболее общие, абстрактные и потому почти неизобразимые идеи, например: добро, силу, власть, справедливость, любовь, художник прибегает к аллегории как типу композиции в особом жанре изобразительного искусства.

В этом жанре абстрактные понятия показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Изображение льва традиционно олицетворяет силу, орла — зоркость, совы, поскольку она видит в темноте, — мудрость. Иносказательный смысл появляется либо из-за природных свойств самого объекта, либо ассоциативно, по аналогии с другими явлениями природы и жизни человека.. Аристотелю принадлежат крылатые слова: «Тот, кто открывает новый троп, — открывает новую связь в мире». Один из наиболее древних изобразительных приемов переноса значений следствие тотемизма — «замена голов» в египетском искусстве: человеческие фигуры с головой сакральных животных и животные с головой человека. Так античные музы с их атрибутами (лат. at-tributum — «приданое») аллегорически изображают виды искусства.

Фигура женщины с завязанными глазами изображает Фемиду и символизирует Правосудие. Летящая Ника, богиня победы, — Славу и т.д. В аллегорическом типе композиции соединение фигуры и атрибута — изобразительная метафора, в результате которой образный смысл изображения находится не в самой фигуре человека и не в ее атрибуте, а где-то между ними. Эта двойственность, подвижность смысла придает жанру аллегории глубину. В эпоху итальянского Возрождения потребовалось совместить изображение прекрасного тела, — как это делали древние греки, — с абстрактными идеями христианства. ППРИМЕР Ранние опыты — «прекрасныемадонны» и «прекрасное тело» обнаженного, но страдающего Христа — еще противоречивы и художественно не цельны. У Микеланджело душа и тело его сверхчеловеческих образов находятся в мучительном противоборстве. Наглядная изобразительная форма оказалась способной выражать более широкое содержание по сравнению с тем объектом, непосредственным отражением которого она является. А. Дюрер. Большая Триумфальная колесница. Около 1516 г. Офорт. Колесницей управляют: Расчет (лат. Ratio) с помощью Власти или Силы (Potentia) и Благородства, или Достоинства (Nobilitas). Колесами служат Величие (Magnificentia), Честь (Honor), Достоинство (Dignitas) и Слава (Gloria). На колеснице восседает император (Максимилиан I), его венчает Истина (Veritas). Рядом фигуры Умеренности (Clementia) и Справедливости (Justicia). Колесницу сопровождают бегущие рядом Стойкость (Perseverantia) и Строгость (Gravitas). Балансируют фигуры Твердости (Fortitudo) и Благоразумия (Prudentia). В композицию включены названия и других добродетелей: Доброты (Bonitas), Постоянства (Constantia), Победы (Victoria), Свободолюбия (Liberalitas), Воздержанности (Temperantia), Спокойствия (Aequitas), Безопасности (Securitas), Понимания (Intelicentia), Кротости (Mansuetudo), Уверенности (Fidentia)

Но, говоря об аллегории нельзя не упомянуть о таком явлении искусства как акроаматические образы (от греч. akroamatikos — «предназначенный для слушания, понимания, разгадывания»; akros — «верхний, поверхностный»; amatos — «неизвестный, сокровенный»; см. изображение; образ) — зашифрованное повествование, темы, образы и сюжеты, содержание которых не может быть истолковано однозначно. Акроаматические образы всегда скрывают в себе двойной смысл, намек (лат. discors concordia — «совмещение несовместимого») — более глубокое значение, чем кажется на первый взгляд. Это наиболее тонкая и сложная форма иносказаний, доступная не всем, а знатокам и Посвященным. Термин впервые появился в гностической философии. Гностики (от греч. gnosis — «знание, учение») в I—III вв. н. э. «акроаматическим текстом» называли Библию. В каждом стихе Библии они находили «семь значений»: «верхний» — фактологический, затем — религиозный, нравоучительный, исторический, поэтический, аллегорический и, наконец, самый глубинный — всеобъемлющий, раскрывающий смысл эзотерических учений древности. В сущности, акроаматическими можно назвать многие классические литературные произведения: сочинения Гомера и Гесиода, Платона и Аристотеля, «Метаморфозы» Апулея, «Басни» Эзопа, стихи Данте и Вергилия, пьесы Шекспира. В изобразительном искусстве, чаще всего связанном с иллюстрациями к этим литературным произведениям, сложился жанр картинных криптограмм (от греч. kryptos — «тайный» и gramma — «знак»), язык изобразительных притч, символов и аллегорий. Акроаматическими являются многие рисунки, картины-притчи Питера Брейгеля Старшего, отразившие мистические настроения конца XVI в. (см. авторитет; «Безумная Грета»; «Притча ослепых»; «Мизантроп»; «Страна лентяев»; «Дурной пастырь»; «Разоритель гнезд»), фантасмагорические композиции И. Босха (см. Рай), навеянные текстами Апокалипсиса, устными преданиями и апокрифами (рис. 129—131). К этому жанру, безусловно, надо отнести многие зашифрованные изображения культовых таинств Древнего Египта, Дионисийских и Элевсинских мистерий, произведения раннехристианского искусства, алхимические и масонские символы... Но акроаматика — невозможность однозначного толкования — прежде всего свойство художественности; любому изображению, имеющему образный смысл, присуща неисчерпаемость содержания

Аллегории были особенно любимы в искусстве Классицизма и Барокко, где романтическая идеализация стала эстетической нормой. Разновидности и композиционные приемы Аллегории основываются на применении художественных тропов, разработанных к тому времени в классической литературе: сравнении (целого с целым), метафоры (соединении в единое целое разнородных образов), олицетворении (перенесении свойств одушевленного предмета на неодушевленный), метонимии (замещении одного образа другим), эпитете (парных сопоставлений), синекдохи (изображении целого через его часть), стилистических фигур — гиперболы (преувеличении) и литоты (преуменьшении). Применение этих тропов в изобразительном искусстве позволило значительно расширить его образную природу, выражать сложные, неоднозначные идеи, сохраняя при этом композиционную целостность. Говоря о живописи, можно утверждать, что аллегоризм XVIII- начала XIX вв есть средоточие её литературоцентричности.

Период барокко и классицизма в истории христианской культуры можно соотнести с периодом заката античной культуры в том отношении, что развитый и переусложнённый аллегоризм был призван прикрыть как ширмой отсутствие искренности и подлинной веры в божественность его персонажей. Лосев упоминает аллегоризм как позднейший литературный приём, который характерен не для расцвета мифологии, но для её разложения.

Но с изобретением сначала в XVI веке камеры обскура ВЕРМЕЕР, затем, в 1839 году фотоаппарата – двухмерное изобразительное искусство освободилось от документирующей функции, вернее, та стала необязательной. Это и было первым импульсом к развитию в искусстве впоследствии абстрактного направления. На пике этого развития абстракционизм заявил устами Малевича об освобождении пластического искусства от изобразительности, которая мыслилась как нечто безусловно сковывающее и рабское для «творца», каковым объявлялся художник. Пикассо последовательно двигался по пути дематериализации и дегуманизации образа.. Но путь Малевича был намного короче. Как выстрел из ружья. Ба-бах, и «Черный квадрат». Черный, а затем красный квадрат – как некое предчувствие или иллюстрация ко всему нарождающемуся кровавому веку. Финита.

Точка в процессе дегуманизации образа поставлена. Навсегда. Но мы-то живы.

4. Нынешнее состояние художника и зрителя, жизнеспособность метареализма в живописи.

Можно считать его отождествление с именем эпохи “усталой”, “энтропийной” культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры.

Каков он, наш современник, он же – художник и зритель? Сегодня грань между тем и другим незначительна, как в древности. Достаточно взглянуть на эти толпы творческих людей и горы художественных произведений в пространстве интернета.

«В эпоху матриархата и раннего анимизма «отдельный индивидуум мыслит себя носителем каких угодно сил, т.е. мыслит себя и всё прочее магически», «Здесь господствует принцип «всё есть всё» и «всё во всём».

Сегодня над человечеством нависли апокалиптические опасности… Конрад Лоренц, современный философ-этолог, нобелевский лауреат называет семь смертных грехов человечества, по его мнению это

-Опустошение естественного жизненного пространства ФОТО

-Изнеженность человека, исчезновение всех его сильных чувств и аффектов

-Генетическая деградация человека ЖИР

Постоянное бездумное использование фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению этой проблемы

-Разрыв с традициями

Традиция – это нормы культуры, которые определяются опытом людей, существовавших в прошлом. Отвергая их опыт как консервативный, не соответствующий сегодняшнему дню, люди лишаются своих культурных корней. Поэтому молодёжь обращается со старшими как с чужой этнической группой, испытывая «национальную ненависть» и непонимание.

-Возрастающая индоктринация человека

Чрезвычайно опасная для современного общества тенденция, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе только благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение. Унификация взглядов постиндустриального общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой модой, официальной политической и социальной пропагандой. Так, в частности, в России на протяжение последнего двадцатилетия наблюдается американоцентризм как паразитическое явление внутри нашей собственной культуры.

Единственно важный глобальный вопрос — удастся ли человечеству избежать самоуничтожения. Таким образом для рядового члена социума создаётся всё такое же ощущение зыбкости мира, тревожной неопределённости в виду множества угроз, невозможности прочной нравственной опоры, каким обладали и наши далёкие предки.

Одновременно в философии сегодня торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма. В этике — постгуманизм постпуританского мира, нравственная амбивалентность личности. Искусствоведы рассматривают постмодерн как новый художественный стиль, отличающийся от неоавангарда возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии.

В своей практике я мыслю метареализм как отказ от сюжета и повествовательности.

Предлагая зрителю мотив до сюжета и сцену до повествования как необходимое условие для внутренней концентрации образа.

5. Синкретизм образа и синтетизм стиля

в том числе и опыт фотографии, главным свойством которой является объективизм. Да. Я настаиваю на том, что объективизм, документальность фотоснимка – не проклятие для живописи. И что именно опыт фото- и киноискусства убеждает нас пересмотреть отношение к натурализму предмета в картине. Рано приписывать натурализм «малым голландцам», рано забывать виртуозную фламандскую технику Яна Ван Эйка.

6. Представление автором собственного художественного метода, наглядно подтверждаемое произведениями экспозиции.

Итак, контекстуально ни один предмет неотделим от своей среды. На меня в своё время произвела впечатление трансляция с космической станции, когда космонавты ради эксперимента выпустили живых перепелок поплавать в невесомости. Несмотря на то, что крылья и лапки перепёлкам в тех условиях были не нужны, они оставались перепёлками, машущими крыльями, двигающими лапками. Так и обрывки контекстов, которые несёт каждый предмет изображения, создают силовое поле метафоры, и начинают взаимодействие на новых условиях произведения. Метафора на холсте рождается между предметами и персонажами подобно тому, как в поэзии главные смыслы рождаются между строк.

И поскольку предметы узнаваемы, эмпирически доступны обыденному восприятию, то способны вызывать соответстующие им в действительности эмоции. Здесь-то и вступает в действие механизм иносказания, но для того, чтобы достичь ума и чувства зрителя иносказание ещё должно быть искренним и пережитым как любое другое творческое высказывание.

Там же читаем: «бывают такие эпохи, когда человечество, не довольствуясь сегодняшним днем, тоскуя по глубинным слоям времени, как пахарь, жаждет целины времен» Не правда ли, наша эпоха как раз такая. Что же касается поэта, мы знаем, что вскоре и надолго наступил конец подобным рассуждениям. Мне кажется, что только сегодня, в ситуации постмодернизма мы вправе эти рассуждения возобновить. Именно сейчас, когда мир открыт, отсутствует железный занавес, политическая и религиозная цензура, когда коллекции европейских музеев доступны для изучения всем не только по вылинявшим слайдам или чрезмерно дорогим фотоальбомам. Молодые художники вправе опираться в своих поисках не только на подлинники Третьяковской галереи и Эрмитажа, подлинники Лувра, Неаполитанского музея или галереи Тейт, но и очистить самое зрение от нашей северной блёклости. Ведь ещё никогда, со времён ПетраI влияние западно-европейской классики не было столь прямым как сегодня.

Но современная живопись должна, безусловно, обрести самостоятельное значение, в отличие от классической, иллюстрировавшей сначала античный, затем христианский контекст.

Возможно, я не первый кто предлагает вернуться к пра-логическому и до-аллегорическому образу. Но довольно говорить о логоцентризме отечественной и европейской живописи. Пора

То есть моя мысль проста. Я исповедую синкретизм традиций в едином направлении метафорического реализма.

В условиях засилья одноразовых вещей, в условиях высоких технических возможностей тиражирования и современный молодой зритель, к сожалению, привык ценить картину не выше постера, не выше кадра из видеоклипа.

Метафорический реализм в живописи. Концепция о «метафорическом реализме» в живописи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *