Методический и методологический в чем разница

2.Примеры словосочетаний с паронимом методичный

3.Примеры предложений с паронимом методичный

4.Примеры словосочетаний с паронимом методический

5.Примеры предложений с паронимом методический

6.Примеры словосочетаний с паронимом методологический

7.Примеры предложений с паронимом методологический

МЕТОДИЧЕСКИЙ — 1)относящийся к методике как совокупности методов, приёмов;

2)точно следующий установленному плану, строго выработанным правилам, приёмам; строго последовательный, методичный.

1)Осенью 1941 г., овладев ближайшими аэродромами вокруг Ленинграда, немцы приступили к методичному уничтожению города систематическими бомбежками.

2)С тех пор началось методичное давление католиков на славянские земли, получившее название «Drang nach Osten» (натиск на Восток).

3)Может ли творчество стать результатом детальной методичной работы?

4)Мы слышим необычные звуки, похожие на хриплый лай собаки. Конечно, многоголосые «концерты» жабы-аги в противоположность методичным звукам, издаваемым местными жабами, производят довольно неприятное впечатление.

5)Слышится методичный стук неутомимого труженика леса – большого пестрого дятла.

6)Систематические занятия хореографией дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

7)Работа учителя нелегка. Это всегда огромное терпение, понимание и преодоление, это долгий, методичный, целенаправленный труд.

9)Поняв, что наскоком позицию не преодолеть, немцы предприняли методичный штурм.

11)Терпение и спокойный методичный подход сделают свое дело.

12)Слышится методичное движение токарного станка.

13)Во время зарядки человек совершает плавные, методичные движения рук.

14)Во время занятий в танцевальном кружке ребенок внимательно слушает музыку и делает плавные, методичные движения.

Источник

Методология, методика, методисты. Что стоит за популярными терминами и как это относится к VR-технологиям?

Термин «методология» в современной образовательной среде становится очень распространенным. Особенно это касается сферы Edtech. Если обратиться к тем, кто называет себя методологами, и спросить, почему они, например, не методисты или не педагогические дизайнеры, то ответы будут сильно разниться. Центр НТИ ДВФУ по VR/AR решил расставить термины по местам.

Методология – это учение об организации деятельности. В узком смысле термин «методология» относится только к научным исследованиям, в то время как в широком понимании она охватывает любую продуктивную деятельность, т.к. всегда нацелена на получение объективно нового или субъективно нового результата [Новиков, Новиков, 2008].

Методология существует и активно развивается в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности. Они могут отличаться друг от друга содержанием, принципами, методами и подходами, но тем не менее сводятся к одной цели – упорядочить деятельность.

Поэтому, если речь идет о педагогической составляющей образовательного контента, методология предлагает структуру учебной деятельности, формы и условия ее организации, требования к постановке учебной задачи и способы ее решения, регламентирует роль средств, способов и методов, учебных действий и операций в структуре этих учебных действий [Зимняя, 2004]. Другими словами, методология – это существующий каркас, которым создатели приложений пользуются, исходя из целей.

Образовательные решения способствуют формированию продукта (результата) учебной деятельности и обучения в целом, для этого разработчики образовательного контента должны сосредоточится на формах, средствах и методах обучения и воспитания. Здесь на помощь приходят методика обучения и воспитания, а также педагогический дизайн. Остановимся подробнее на этих терминах.

Методика в общем смысле – это совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо.

Методика обучения – это совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач [Дьяченко, Кандыбович, 1998].

Методистами называют специалистов в преподавании предметов, которые разрабатывают способы преподавания дисциплины и организации учебно-воспитательного процесса.

Педагогический дизайн – это реализация принципов обучения и преподавания в виде планов для учебных материалов, мероприятий, информационных ресурсов и системы оценивания [Smith & Ragan, 2004].

Соответственно, педагогический дизайн может входить в обязанности методиста, который организует учебный процесс в образовательном учреждении, или в задачи специалиста, который создает учебные материалы и не участвует напрямую в организации учебного процесса. Ключевыми факторами здесь являются принципы, формы, методы и средства обучения, которые методика предлагает, а педагогический дизайн реализует в каждом конкретном случае.

Педагогический дизайн VR-разработок или методика создания образовательного контента в VR – одна из наименее исследованных и сформированных областей педагогической науки. Первые образовательные платформы и приложения были направлены на высшее образование или подготовку кадров, т.е. образование взрослых. Позднее обучающие VR-приложения для школ создавались обособленно от образования, вероятно, на основе допущений о том, что должен знать ученик и уметь учитель. Это привело к рассогласованию между тем, что создают разработчики, и тем, что ожидают получить учителя. С другой стороны, сами учителя не часто проявляют интерес к новым технологиям, что становится камнем преткновения для внедрения VR в образовательный процесс. Эффективность лежит не только в самом продукте, но и в навыках, и в формате его использования, а такое понимание у российского учителя сегодня сформировано плохо.

Объединенная работа опытных методистов и талантливых разработчиков уже сейчас дает плодотворные результаты. На рынке постепенно стали появляться приложения, материал которых соотносится с программами школ. Теперь учителя после своего первого знакомства с виртуальной реальностью не просто демонстрируют заинтересованность, но и формируют представление о том, где и когда они могли бы эту технологию применить. Тем не менее вопрос интеграции обучающего VR-контента в школьное образование до сих пор остается открытым.

На данный момент не существует шаблонной методики, которую можно было бы перенести в готовое VR-приложение. Любая современная методика носит экспериментальный характер и формируется непосредственно в процессе разработки программ. Стоит непростая задача объединить видение разработчиков о том, как достигнуть необходимого уровня интерактивности, удобства использования, требования государственных образовательных стандартов и ожидания учителей. Не все методы обучения остаются одинаково эффективными при переносе их в виртуальную реальность, поэтому при педагогическом проектировании следует учитывать те приемы, способы и принципы, которые, во-первых, не противоречат возможностям виртуальной среды, а во-вторых, усиливают ее слабые стороны.

Проведем параллели между упомянутыми понятиями. Методология дает нам понимание того, как организовывается учебная деятельность. Методика обеспечивает конкретные знания о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебного процесса, а педагогический дизайн позволяет реализовывать знания на практике и в разработке учебных материалов, в частности, VR-приложений.

Источник

Научный словарь: что такое методика, методология, метод

Методический и методологический в чем разница. Смотреть фото Методический и методологический в чем разница. Смотреть картинку Методический и методологический в чем разница. Картинка про Методический и методологический в чем разница. Фото Методический и методологический в чем разница

Разработкой и составлением методических планов научной или практической деятельности «для себя» занимаются начинающие специалисты. Опытные, пройдя через теорию и наработав собственный профессиональный опыт, создают методические разработки и указания по конкретным видам деятельности или отдельным ее аспектам.

Методология, методика, метод…

За похожестью звучания этих терминов кроются существенные различия в их значениях.

Методика — более узкое понятие. Это последовательно описанный путь достижения конкретной научной или практической цели с указанием методов и средств работы специалиста. Например: «Методика изготовления сувениров из природного материала», «Методика подготовки и проведения эксперимента в условиях химической лаборатории».

Методический и методологический в чем разница. Смотреть фото Методический и методологический в чем разница. Смотреть картинку Методический и методологический в чем разница. Картинка про Методический и методологический в чем разница. Фото Методический и методологический в чем разница

Метод — способ, посредством которого решается выбранная задача. К примеру, задача изучения свойств и качеств предмета или природного явления будет осуществляться методами наблюдения, экспериментальными, лабораторными и многими другими.

О методике подробнее

Выбор методики своей работы любой специалист должен проводить с учетом как собственной квалификации, так и с точки зрения рациональности, достаточности для решения поставленных задач. Чаще всего ему не приходится разрабатывать новые методы и приемы. Он может заимствовать уже разработанные и апробированные из смежных наук.

Методические разработки или указания (письменная форма методики) имеют рекомендательный или обязательный характер для исполнителя.

Методический и методологический в чем разница. Смотреть фото Методический и методологический в чем разница. Смотреть картинку Методический и методологический в чем разница. Картинка про Методический и методологический в чем разница. Фото Методический и методологический в чем разница

На практике часто происходит переработка, комбинирование методик с учетом специфики различных обстоятельств: масштабов проведения, наличия материальных и кадровых ресурсов, природных особенностей. Так, например, будут отличаться методики проведения новогодних торжеств для учащихся московской и южной сельской школы.

Как правило, при разработке методики указываются: область применения, цели, задачи осуществления, раскрывается содержание подготовительного этапа (кто, что, к какому сроку должен подготовить), материалы и оборудование, формы контроля и регистрации подготовки и исполнения.

Общие принципы обучения

Теоретическое образование и формирование бытовых или профессиональных действий человека любого возраста может происходить в учебном заведении, непосредственно на производстве, в семье. Обучающий должен хорошо представлять, что такое методика — общая и частная — и принципы ее осуществления. Это гарантирует быстрое, качественное достижение целей и задач обучения.

Методический и методологический в чем разница. Смотреть фото Методический и методологический в чем разница. Смотреть картинку Методический и методологический в чем разница. Картинка про Методический и методологический в чем разница. Фото Методический и методологический в чем разница

Без соблюдения дидактических принципов методика обучения не может существовать. Они состоят в следующем:

Содержание и ход образовательного процесса конкретизируются с учетом возраста, состояния здоровья, интересов, запросов аудитории. Например, специалисты знают, что такое методики обучения работе на компьютере пожилых людей или людей с особенностями развития, у которых могут быть сниженными многие функциональные возможности.

Методика формирования практических умений и навыков

Теоретическая подготовка и сформированность навыков целесообразных действий — основа овладения любым видом деятельности. Поэтому в любом образовательном учреждении придается огромное значение разработке методики проведения практических занятий.

Методический и методологический в чем разница. Смотреть фото Методический и методологический в чем разница. Смотреть картинку Методический и методологический в чем разница. Картинка про Методический и методологический в чем разница. Фото Методический и методологический в чем разница

Навык — умение, доведенное до автоматизма на основе осмысленного отношения к выполняемому действию. Из этого определения следует, что такая методика формирования практических действий значительное время уделяет предварительному знакомству обучающихся с теоретическими основами деятельности. Им разъясняются цели, задачи обучения, дается описание значимых свойств и качеств материалов и оборудования, этапов овладения конкретными действиями и операциями, возможных ошибок, их причин, последствий и способов исправления, правил техники безопасности.

Далее методика проведения практических и лабораторных занятий по формированию умений и навыков включает:

Умения и навыки формируются тем быстрее, чем более осознанно относится обучающийся к выполнению практических операций.

Методики формирования социальных навыков

Прочные навыки правильного социального поведения гарантируют бесконфликтное сосуществование человека в обществе. Социальная компетентность включает в себя потребность заботиться о других, оказывать помощь, понимать и учитывать при общении их чувства, состояния, выбирать формы поведения, соответствующие ситуации и общественным нормам. Такие навыки активно формируются в детском и подростковом возрасте, а также, например, при смене места жительства, когда человек попадает в другую социальную среду с другими нормами общественного поведения.

Первые знания и навыки просоциального поведения ребенок получает в семье, как и образцы асоциального.

Методический и методологический в чем разница. Смотреть фото Методический и методологический в чем разница. Смотреть картинку Методический и методологический в чем разница. Картинка про Методический и методологический в чем разница. Фото Методический и методологический в чем разница

Задача специалистов всех уровней — выявление семей с неправильным типом воспитания и оказание им всесторонней помощи. Этим занимаются органы образования, правоохранительные, медицинские, социального обслуживания, общественные организации, волонтеры. Эти специалисты выявляют дисфункциональные семьи, разрабатывают и внедряют методики развития социальных навыков у детей и взрослых. Их основа — принципы осознания взрослыми причин и условий неправильного воспитания ребенка, добровольного и активного сотрудничества со специалистами, необвинительности.

Область семейных отношений очень деликатная. Вмешательство специалиста не должно вызвать агрессию у членов семьи и усугубить ее положение. Поэтому понятно, что такие методики касаются проблем изучения и выявления семей, детей с неправильными социальными установками и поведением, вопросов вхождения в семью, ее обследования, стимулирования и других аспектов работы с ее членами. В них детально разработаны цели и задачи, этапы работы, профессиональные методы и приемы работы специалиста.

Методист — это кто?

Методист — это специалист в каком-то виде деятельности. Как правило, он имеет высшее образование и большой опыт работы в избранной профессии, знает ее особенности и нюансы.

Методист должен обладать хорошей речью (устной и письменной), навыками индивидуального и аудиторного общения, организаторскими навыками, методикой изучения качеств рабочего процесса. Он несет ответственность за качество его методических материалов (инструкций, разработок, учебников, брошюр), информативность обучающих занятий и их результативность. Его профессионализм состоит в высоком качестве работы специалистов учреждения, где он работает, — детского сада, школы, вуза, соцслужбы, компании.

Источник

Чем метод отличается от методики

Содержание статьи

Методический и методологический в чем разница. Смотреть фото Методический и методологический в чем разница. Смотреть картинку Методический и методологический в чем разница. Картинка про Методический и методологический в чем разница. Фото Методический и методологический в чем разница

Метод как способ познания и практической деятельности

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь». Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Фактически любая область человеческой деятельности характеризуется своими собственными методами. Часто говорят о методах литературного творчества, методах сбора и обработки информации, ведения предпринимательской деятельности. При этом речь чаще всего идет о наиболее общих принципах и подходах, которые положены в основу познания одной из сторон действительности и действий с ее объектами.

Известно несколько самостоятельных классификаций методов. Они могут разделяться на общие и частные. Иногда выделяют особые методы конкретных научных дисциплин, например, сравнительный метод в языкознании или метод системных описаний в психологии. Но есть и наиболее общие методы, которые широко используются в любых науках, а также в образовании. К ним можно отнести непосредственное наблюдение, эксперимент и моделирование.

Отличие методики от метода

Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология».

Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем или педагогом. Если, к примеру, в социологическом исследовании решено использовать метод интервьюирования, то методика подсчета результатов и их интерпретации может быть разной. Она будет зависеть от принятой концепции исследования, особенностей выборки, уровня оснащенности исследователя и так далее.

Говоря другими словами, в методике непосредственно воплощается метод. Считается, что хороший ученый или педагог, работающий в рамках определенного метода, владеет целым репертуаром методик, что позволяет ему проявлять гибкость в подходах и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.

Источник

Методист/ методолог/ педагогический дизайнер?

Почему так много названий?

На рынке EdTech я работаю с 2017 года. За это время я успела побывать вот в таких ролях: специалист по дистанционному обучению, разработчик онлайн-курсов, администратор корпоративного портала онлайн-обучения, педагогический дизайнер, методист онлайн-курсов, руководитель проекта по онлайн-обучению, руководитель e-learning проекта, программный директор, методический директор, директор по продукту. При этом все эти роли были связаны с созданием образовательных продуктов.

Сейчас скорость изменений увеличилась, и непонятная ситуация с терминами усложняется тем, что люди стали «тэгировать» себя, пытаясь привлечь внимание потенциального заказчика, перечисляя через запятую все возможные варианты наименований для человека, создающего онлайн-курсы. Например, «Эмма, методолог, архитектор образовательной среды, методический директор».

Откуда такое многообразие?

Дело в том, что на русскоязычном рынке онлайн-образования еще не существует единой терминологии. И не существует единых названий ролей внутри образовательного проекта. Во многих названиях профессий, которые нужны в онлайн-школе, безопаснее ориентироваться на функционал, чем на название. В том числе, и в профессии методиста онлайн-курсов.

Мне кажется важным поговорить о разнице между методистом и методологом онлайн-школы. Давайте погрузимся в детали.

Кто такой методист?

Методист онлайн-курсов – это специалист, который владеет методиками проектирования онлайн-обучения. Опираясь на них, он:

Методист онлайн-курсов – это профессия, которая подойдет для старта в сфере онлайн-образования. В этом случае методист может начинать с более простых задач, постепенно наращивая новые компетенции.

Можно сказать, что методист – это тактик, который решает конкретные образовательные задачи, действуя по готовому плану.

В академической среде (школы, вузы) методистом называют специалиста (педагога) по методике преподавания какого-либо предмета, способного и разработать способ преподавания и непосредственно преподавать.

Кто такой методолог?

Методолог онлайн-обучения – это специалист, который также владеет методиками проектирования онлайн-обучения. Опираясь на них, он:

Методологом нельзя стать, пройдя краткий курс и имея 1-2 проекта в портфолио. Тут нужна практика и «насмотренность», а также умение перенимать опыт из других сфер.

Методолог – это стратег, который умеет действовать не по шаблону. Иногда этот специалист ближе к теории, чем к практике, ближе к науке.

В философских трактовках термина «методолог» поясняется, что этот человек занимается изучением и разработкой принципов формирования методов, разрабатывающие методы и технологии их применения.

Итак, если подводить итоги, в чем разница между методистом и методологом

работает по готовому фреймворку

создает фреймворк для онлайн-курса

использует готовые приемы работы в онлайн-образовании

разрабатывает новые инструменты, форматы, подходы к обучению

может иметь небольшой опыт в профессии

опытный специалист с высокой насмотренностью

На самом деле такое жесткое разделение провести не всегда возможно. Иногда методист может выступать в роли методолога, придумывая новое. Например, придумав сценарий для онлайн-обучения на целый день, которое раньше никто не проводил.

Кто такой методический директор?

Методический директор – руководитель методического отдела, где работают несколько методистов и, возможно, методолог. Методический директор:

Это управленец, часто выросший из методиста, умеющих при необходимости «включать» в себе методолога или поставить ему четкое техзадание.

Есть ли разница между педагогическим дизайнером и методистом?

Чаще всего функционал педагогического дизайнера и методиста онлайн-курсов близок или совпадает.

Сам термин «педагогический дизайнер» появился как перевод «Instructional designer», и это повлекло массу ассоциаций с дизайном и оформлением. Я помню времена, когда разработчики курсов своей основной миссией считали создание красивых слайдов, а логику и структуру упускали.

На мой взгляд, лучше значение «Instructional designer» передают словосочетания «образовательный проектировщик» или «инженер учебного процесса».

Иногда специалиста называют педагогическим дизайнером, когда хотят подчеркнуть, что в его задачи входит формирование образовательной среды и создание мультимедийного и интерактивного контента.

Еще, по моим наблюдениям, педагогическими дизайнерами любят называть себя методисты из корпоративной среды.

Как специалисты называют себя?

Я провела опрос среди специалистов сферы онлайн-образования, где предложила поделиться, как они привыкли называть себя. Из результатов:

Как называть себя начинающему специалисту?

Если вы только начинаете свой путь в сфере разработки онлайн-курсов, как вам называть себя, чтобы найти работу на рынке онлайн-образования?

Вот что могу посоветовать:

В любом случае, в поисках работы отталкивайтесь от функционала специалиста, а не от конкретного названия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *