Методика фребеля для дошкольников что это
Консультация для педагогов «Методика воспитания Фридриха Фребеля и его «дары»
Ольга Попова
Консультация для педагогов «Методика воспитания Фридриха Фребеля и его «дары»
Консультация для педагогов
Выполнила: Попова Ольга Константиновна
МКОУ «Ленинская СОШ № 47 (ОСП Детский сад «Огонек»)
«Методика воспитания Фридриха Фребеля и его «дары»»
Близится утвержденный не так давно день работника дошкольного образования — 27 сентября. Выбор даты неслучаен: в 1863 году в этот день был открыт первый в России детский сад. Однако не все знают, что детские сады появились немного раньше и в Германии, а их основателем считается Фридрих Фребель — известный немецкий педагог.
А знаете ли вы что рождение детского сада датируется 1837-м годом. Именно тогда Фридрих Фребель нарек «детским садом» образованное им учреждение для малышей в городе Бад-Бланкенбурге в Германии (точнее, «Kindergarten», ведь Фребель — немец). История наименования не исчерпывается одной версией. Наиболее распространено мнение, что педагог считал детей «Божьими растениями», нуждающимися в заботливом уходе. Отсюда и «детский сад», то есть сад растений. Другое предположение переносит рождение детского сада в 40-е гг. XIX в. : немецкий педагог тогда якобы открыл «первое учреждение по уходу за детьми» в бывшей гостинице «У дворцового сада» в Цорбихе. Жители городка, приводя сюда детей, восклицали: «Мы идем в сад». Наконец, известно, что его детский сад был садом по своему дизайну, с деревьями и клумбами цветов. Примечательно, что и воспитательниц Фребель именовал «садовницами».
Заслугой Фридриха Фребеля явилось не только открытие детского сада, но и создание методики дошкольного образования (хотя методику как пособие знаменитый воспитатель при жизни так и не выпустил, ограничившись несколькими трудами). В ее основу заложен крепкий фундамент — безграничная любовь к детям. Обозначим главные аспекты методики.
Творческая, подвижная, созидательная, фантазийная, подражательная и др. — любые игры Фребель считал нерушимой основой детского воспитания и выделял базисом собственной методики. Он был убежден, что «детская игра — это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Однако педагог призывал взрослых направлять игру в нужное русло, как бы распоряжаясь волей ребенка, но ни на чем не настаивать (к слову, многие педагоги считают этот факт весьма отрицательной чертой методики Фребеля).
Развитие речи
Формировать речь Фребель предлагал с помощью развития мелкой моторики, так как был убежден, что ребенок, который выполняет много упражнений с небольшими предметами, и говорить начнет значительно раньше других детей. Работа с бумагой, палочками, красками, лепка, «клейка», выпиливание являлись неотъемлемыми занятиями в детском саду Фребеля. Также во время игры дети должны были беседовать и высказываться. Тема беседы готовилась заранее.
Окружение любовью
Однажды Фребель понял, что дети очень любят зверей — и сразу стал рассказывать им огромное количество историй о животных. Затем уловил любовь к цветам — с тех пор его воспитанники самостоятельно ухаживали за клумбами. Наконец, заметил положительное влияние музыки на детей. В его заведении дети стали петь и слушать пение «садовниц». Все — для детей.
Коллективное воспитание
Дух коллективизма Фридрих Фребель считал основой человечества. Поэтому он выступал за обязательное нахождение ребенка среди других детей, то есть в детском саду. Педагог писал об этом: «Детей необходимо активно вовлекать в коллективную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние проявления чувств, знакомить с людьми и природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить к школе, помогая развиваться, словно растениям в саду». Однако он призывал не забывать и об индивидуальности каждого малыша. Именно поэтому в саду были как большие клумбы, где дети ухаживали за цветами группками, так и одиночные горшочки с растением, закрепленные за одним малышом.
Отсутствие наказаний
Фридрих Фребель был гуманистом и отрицал любое проявление жестокости по отношению к детям. Этот аспект претил мнению духовенства, а позже и мнению властей о работе с детьми: они считали, что в основе воспитания должны лежать дисциплина, заученный катехизис, «вязаные чулки» и жесткое наказание за любое нарушение. Сейчас это кажется невероятным, но именно из-за этого разногласия между добрым педагогом и строгими высокопоставленными лицами с 1851 по 1860 год детские сады были запрещены и продолжали существовать лишь тайно.
Дары Фребеля
Говоря о Фридрихе Фребеле, невозможно не упомянуть о его «дарах». «Дары Фребеля» — это разработанный педагогом дидактический материал, система игрушек, тренирующая различные умения и навыки малыша. Каждая игрушка подразумевает определенные правила использования и привносит свой вклад в развитие ребенка. Их описание заслуживает отдельного материала, поэтому ограничимся перечислением «даров», которых насчитывается 6.
• «Дар 1» — мяч. Это первая игрушка, так как шар не имеет углов и удобен малышу. В качестве материала чаще всего использовалась шерсть.
• «Дар 2» — деревянные куб, шар и цилиндр.
• «Дар 3» — куб, разрезанный на 8 кубиков.
• «Дар 4» — куб, разделенный на 8 плиток.
• «Дар 5» — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики.
• «Дар 6» — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых соответственно делится вдоль, а часть — поперек.
• Таким образом, целями и принципами детского сада по Фребелю были:
ориентир на 3 вида деятельности — игру, учение, труд;
• развитие чувств ребенка;
• укрепление тела и духа малыша;
• знакомство с природой и познание мира с помощью наглядного метода;
• развитие природных качеств ребенка;
• проявление безграничной любви к детям.
Данную консультацию лучше использовать вкупе с презентацией «Использование игрового набора «Дары Фребеля»»
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС до»
Тимофеева Анастасия
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС до»
Цель: показать педагогам практическое применение игрового набора
«Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.
Идеи Фрёбеля стали модными, последователей его методики было много. По всему миру открывались курсы, на которых подробно изучались приемы воспитания. А в современной основе воспитания дошкольника до сих пор просматриваются идеи основателей – Оуэна и Фрёбеля.
Но Фридрих Фребель пошел дальше: он разработал свой первый в мире дидактический материал для детей дошкольного возраста, изобрел систему раннего развития, основанную на т. н. «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Разумеется, ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».
В дары Фребеля входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания и т. д.
Дары пронумерованы по степени сложности. Первый набор предлагается ребенку уже с начала первого года, последующие вводятся позже, по мере готовности ребенка к новым знаниям.
Первый дар Фрёбеля
Первый дар представляет собой набор цветных мячиков. Он должен состоять из мячиков различных цветов. У каждого мячика должен быть шнурок соответствующего цвета.
Знакомство с мячиками рекомендуется уже с 2-х месяцев. С точки зрения Фрёбеля форма шара имеет сакральное значение для первого знакомства, ведь именно такую форму имеют все огромные небесные тела и даже зарождение жизни происходит из ячеек округлой формы.
В 2-3 года с помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения. Для этого необходимо толкать мячики в различные стороны и обращать внимание ребенка на траекторию движения мячиков.
Второй дар Фрёбеля
Со вторым даром рекомендуется знакомить малыша примерно в 3-4 года. Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. Причем диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика должны быть одного размера. Все фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб — покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. В качестве современного аналога для изучения отлично подходят блоки Дьенеша
Занятие по Фрёбелю со вторым даром
Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.
Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении. Выявление, фактов: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.
Знакомство с шаром. Раскладываем фигуры второго дара перед ребенком. Также под рукой держим первый дар. Затем обращаем внимание, что мячики первого дара все одинаковой формы: круглые. Акцентируем внимание, на том что мячики из-за их формы можно катать. На этом моменте просим ребенка выбрать фигуру из второго набора, которая похожа на мячик. Ребенок выбирает шар. Объясняете, что мячики тоже имеют форму шара и что все шары умеют кататься, при этом катаете шар и мячики совместно с ребенком.
Демонстрируем, как ведут себя эти объекты при броске:
Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно.
Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий. Тут же можно объяснить, что если такой шар упадет много раз, он может даже расколоться.
Затем предлагаем сравнить мячик и шар на ощупь. Объясняете, что мячик мягкий, а шар твердый. Рассказываете, что мячики сделаны из мягких ниток или лоскутков поэтому мягкие, а шар из дерева поэтому твердый. Предварительно на прогулке необходимо обратить внимание на то, что стволы деревьев твердые — постучать по ним.
После такой беседы предлагаем ребенку найти шарообразные предметы в интерьере. Тут обращаем внимание на шарообразные лампочки, фрукты, части тела и др.
Главная задача таких занятий, подводить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно находил сходства и отличия предметов.
Знакомство с цилиндром. Просим покатать фигуры из второго набора. Экспериментальным путем ребенок должен понять, что куб не может катится. Затем спрашиваем, какая из двух фигур (цилиндр или куб) больше похожа на шар. Конечно, же ребенок выделит цилиндр. Затем находим, что еще одинакового у этих фигур, помимо умения кататься: цвет, материал. Затем обращаем внимание на части цилиндра, опять же с помощью сравнения. Говорим, что шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание что у цилиндра есть два основания в форме круга. Затем предлагаем найти предметы похожие на цилиндр (стакан, банка, и т. п.). Сворачиваем цилиндр из листа бумаги.
Знакомство с кубом. Обращаем внимание, что у куба нет круглых сторон, что он весь плоский. Вместе с ребенком конструируем куб из листов бумаги. При этом обращаем внимание на количество сторон и то, что все стороны одинаковой длины. Сравниваем разницу сторон предметов интерьера, имеющих форму параллелепипеда (шкафы, коробки и т. п.).
Третий дар Фрёбеля
Третьим даром Фрёбеля являются 8 простых деревянных кубиков. Рекомендуется занятия с кубиками по Фрёбелю практиковать с 4-4,5 лет. Современный аналог для выкладывания рисунков и симметричных узоров — кубики Никитина
Фрёбель предлагает три основных типа занятий:
Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни.
Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.
Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.
При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила:
Готовые фигуры не разрушаются.
Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость.
Приучайте с детства ребенка строить не разрушая.
Четвертый дар Фрёбеля
Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.
Начинать занятие с четвертым даром рекомендуется спустя полгода после знакомства с третьим.
Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы). Для них остаются все те же правила.
Пятый и шестой дар Фрёбеля
Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.
Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.
При строительстве соблюдаем те же правила, что и для даров 3-4: строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух. В книге Е. Н. Водовозовой приведено множество примеров бесед. При регулярных занятиях конструированием ребенок к 6-ти годам может из кубиков построить практически любые объекты, которые знает, как выглядят.
Дополнительные материалы Фрёбеля. Знакомство с плоскостями (не ранее 5 лет)
Квадратики и треугольники
Для изучения плоских фигур Вам понадобятся квадратики и треугольники. Они могут быть из дерева или картона. Лучше если они будут окрашены в основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). Также хорошо если стороны квадратиков равны сторонам куба из второго дара.
В первую очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне куба.
Обводим квадратики разной величины карандашом.
Считаем стороны углы и стороны.
Рассказываем ребенку про параллельные стороны.
Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.
Следующим занятие с плоскими формами является выкладывание узоров из цветной мозаики, состоящей из геометрических фигур. Сейчас таких можно встретить множество, в том числе в комплекте с готовыми схемами и деталями на магнитах. Одной из основных задач игры с мозайкой является изучение сочетаемости цветов и составление цветных узоров.
Другие занятия по методике Фребеля:
Выкладывание рисунков из лучинок. Рекомендуется с 4 лет. Лучины представляют собой деревянные гладкие палочки длиной 35 см. Первые занятия с лучинами должны быть полностью творческими — ребенок должен из них выкладывать рисунки знакомых предметов. Только когда ребенок научится самостоятельно создавать простейшие рисунки, можно предложить различные схемы для выкладывания сложных рисунков и узоров. Следующий уровень сложности — это переход от лучинок к спичкам. Гораздо сложней выкладывать рисунки из спичек. Одно занятие в среднем должно занимать 20-25 минут самостоятельно работы. Современный аналог лучинок для выкладывания рисунков и обучения счету — палочки Кюизинера.
Выкладывание узоров и рисунков из колец, полуколец и четвертинок.
Во времена, когда Фрёбель разрабатывал свою систему материалов навыком деревообработки обладал каждый мальчишка, поэтому они были доступны всем. В современном мире обстоятельства изменились. Умением вязать или шить обладают многие современные мамы, что позволяет им сделать своими руками набор мячиков первого дара. Фигуры второго дара можно найти в магазине игрушек. В качестве третьего дара можно использовать любые однотонные кубики. Но начиная с четвертого дара все последующие наборы придется покупать. Сейчас их стоимость не так уж и доступна.
Я считаю очень важными занятия по конструированию, так как они развивают творческое и пространственное мышление.
Также хочу обратить внимание на плавность усложнения материалов для конструирования. Первый набор для конструирования имеет всего 8 деталей и только через полгода регулярных занятий рекомендуется переходить к следующему набору — снова из 8-ми деталей, но другой формы. Причем, в момент перехода к следующему набору ребенок должен освоить самостоятельное конструирование множества простейших предметов. Для меня этот момент стал еще одним поводом для размышлений. В обществе существует стереотип — хорошая игрушка должна состоять из множества деталей, чтобы на более длительное время отвлекать ребенка. Как правило, если малышу вручить такую игрушку, он будет занят, а мама рада. В большинстве случаев, оказывается, что малыш хаотично перебирает кучу деталей, безуспешно пытаясь понять, что с ними делать. Поэтому не стоит предлагать при знакомстве с конструированием наборы из большого количества деталей.
Все эти простые правила можно применять при игре с большинством современных конструкторов и строительных наборов. Они значительно повысят эффективность игры и увеличат её развивающие способности.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован для:
развития социальных и коммуникативных умений;
развития мелкой моторики;
развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирования элементарных математических представлений;
Использование игровых наборов Ф. Фрёбеля
Валентина Мельникова
Использование игровых наборов Ф. Фрёбеля
Актуальность.
В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Ф. Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.
Цель:
Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Ф. Фребеля.
Показать практическое применение игровых наборов Ф. Фребеля и введенное им разнообразие видов детской деятельности (подвижные игры, пальчиковые игры, рисование, плетение и вырезывание из бумаги, вышивание, конструирование, выкладывание из колец, гороха, бус и много другое методически преобразованное используемое до сих пор)
Принципы педагогики Ф. Флёбера:
Признание уникальности каждого ребёнка;
Признание целостности детства во всех его проявлениях;
Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);
Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка.
Признание ребёнка как части семьи и общества;
Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребёнка, его внутренним законам.
Игровые наборы Ф. Флёбера могут быть использованы для:
Развития социальных и коммуникативных умений;
Развития мелкой моторики;
Развития логических способностей;
Развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
Развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
Формирования элементарных математических представлений
В этом году развивающая образовательная среда наших групп пополнилась игровыми наборами Ф. Фрёбеля и я решила узнать как можно больше о самом Ф. Фрёбеле поэтому взяла тему для самообр. «Использование игровых наборов Ф. Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель 1782-1852
Родился в деревне Обервейсбах на юге Германии, в семье пастора. В Йенском университете изучает математику, архитектуру и топографию, Получение наследства после смерти дяди позволяет Фрёбелю стать обеспеченным человеком и искать дело по душе (архитектура). Но в 1806 во Франкфурте-на-Майне благодаря влиянию директора местной школы Готлиба Грюнера, меняет архитектуру на педагогику. В 1816 г открывается первая школа Фрёбеля.
В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.
Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.
Почему это именно «сад»? Ф. Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе и ухаживать за ними должны добрые садовницы».
Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.
Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.
Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание
НО 22 сентября 1851 года по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были закрыты.
Фридрих Фребель был гуманистом и отрицал любое проявление жестокости по отношению к детям. Этот аспект претил мнению духовенства, а позже и мнению властей о работе с детьми: они считали, что в основе воспитания должны лежать дисциплина, заученный катехизис, «вязаные чулки» и жесткое наказание за любое нарушение. Сейчас это кажется невероятным, но именно из-за этого разногласия между добрым педагогом и строгими высокопоставленными лицами с 1851 по 1860 год детские сады были запрещены и продолжали существовать лишь тайно.
Использование игровых наборов Ф. Флёбера в повседневной деятельности дошкольников.
]Игра «Одного поля ягода»
Ф. Фрёбель придумал задания по плетению из бумаги
Современный вариант
Именно Фребель изобрел первую детскую мозаику. Мозаика демонстрирует, что линия состоит из точек
Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
Заслугой Фридриха Фребеля явилось не только открытие детского сада, но и создание методики дошкольного образования (хотя методику как пособие знаменитый воспитатель при жизни так и не выпустил, ограничившись несколькими трудами). Но в ее основу заложен крепкий фундамент — безграничная любовь к детям.