Методологические принципы что это

Методологические принципы

Смотреть что такое «Методологические принципы» в других словарях:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — – принципы объективности, детерминизма, познаваемости, развития, историзма, единства теории и практики [89, c. 11] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

методологические принципы этнопсихологии — это наиболее общие обобщенные представления о содержании, формах и закономерностях ставителей конкретных этнических общностей. М.э. определяется свойствами ее предмета: чтобы успешно исследовать национально психологические особенности людей,… … Этнопсихологический словарь

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ — это наиболее общие обобщенные представления о содержании, формах и закономерностях ставителей конкретных этнических общностей. М.э. определяется свойствами ее предмета: чтобы успешно исследовать национально психологические особенности людей,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПРИНЦИПЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ — методологические принципы воспитания и обучения, представляющие собой конкретно историческое исследование общественных явлений во всем многообразии их связей и зависимостей. На каждом историческом этапе общественного развития педагогика, сохраняя … Профессиональное образование. Словарь

Принципы организации логистических систем — При проектировании логистических систем, методов и приемов логистического менеджмента были разработаны и апробированы многие методологические принципы, основными из которых являются: Системный подход, который проявляется в рассмотрении всех… … Википедия

методологические направления в советской и российской философии — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ понятие, охватывающее направления, школы, отдельных исследователей, которые рассматривали решение задач философии как обусловленное изучением, или мышления как такового, или… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

принципы психологии — основополагающие, исходные идеи, положения, выступающие как методологические требования к исследованию, изучению психических явлений. Психология основывается на философских и общенаучных принципах: единства и борьбы противоположностей, отрицания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Методологические основы педагогики (социальной педагогики) — теоретические, научно теоретические основы педагогики, социальной педагогики (те учения, теории, концептуальные подходы, на основе которых развивается педагогика, социальная педагогика) и теоретические основы самой педагогики, социальной… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

КРИТЕРИИ (ПРИНЦИПЫ) КАУЗАЛЬНОСТИ — методологические требования к регрессионным моделям причинных связей. Статистическая связь между двумя или несколькими переменными является причинной, если значение зависимой переменной можно рассматривать как функцию различных условий,… … Социология: Энциклопедия

регулятивные принципы — РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ (от лат. regulare приводить в порядок, налаживать) множество правил, определяющих направленность и характер исследовательского поиска. Будучи выражением мировоззренческих и методологических установок, которыми… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

Основные методологические принципы исследования

Методологические принципы что это. Смотреть фото Методологические принципы что это. Смотреть картинку Методологические принципы что это. Картинка про Методологические принципы что это. Фото Методологические принципы что это Методологические принципы что это. Смотреть фото Методологические принципы что это. Смотреть картинку Методологические принципы что это. Картинка про Методологические принципы что это. Фото Методологические принципы что это Методологические принципы что это. Смотреть фото Методологические принципы что это. Смотреть картинку Методологические принципы что это. Картинка про Методологические принципы что это. Фото Методологические принципы что это Методологические принципы что это. Смотреть фото Методологические принципы что это. Смотреть картинку Методологические принципы что это. Картинка про Методологические принципы что это. Фото Методологические принципы что это

Методологические принципы что это. Смотреть фото Методологические принципы что это. Смотреть картинку Методологические принципы что это. Картинка про Методологические принципы что это. Фото Методологические принципы что это

Методологические принципы что это. Смотреть фото Методологические принципы что это. Смотреть картинку Методологические принципы что это. Картинка про Методологические принципы что это. Фото Методологические принципы что это

1. Принцип объективности требует всестороннего учета порождающих то или иное явление факторов, условий, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте; предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.

Этот принцип требует доказательности всех выводов, обоснованности как исходных посылок, так и каждого шага исследования.

Исходя из этого принципа педагогическое исследование (как и в медицине, сельском хозяйстве, агрометеорологии), проведенное менее чем за 3 года, считается недостаточно убедительным.

Достоверность фактов есть необходимое, но еще недостаточное условие достоверности выводов. Требование доказательности предполагает альтернативный характер научного поиска. Поэтому в педагогическом исследовании должно быть если не несколько, то как минимум 2 варианта: контроль и эксперимент.

2. Принцип научности очень близок к принципу объективности. Он определяет требование конкретно-исторического исследования педагогических явлений и использование современных техник проведения эксперимента.

Л. Я. Зорина в принцип научности включает:

— соответствие содержания образования уровню современной науки;

— создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания;

— показ важнейших закономерностей процесса познаний (знания о теории, ее элементах, структуре и функциях).

М. Н. Скаткин, сформулировавший дидактический принцип научности как самостоятельный еще в 1980 г., указал на следующие требования этого принципа:

— научная достоверность сообщаемых учащимся сведений;

— вскрытие сущности описываемых явлений;

— показ явлений в их взаимосвязи;

— показ явлений в развитии;

— ознакомление учащихся с важнейшими теориями;

— создание у учащихся представлений о познаваемости мира;

— создание у них верных представлений об абсолютной и относительной истине.

3. Принцип диалектического подхода к педагогическим явлениям, базирующийся на противоречивости изучаемого предмета или явления, взаимосвязи и взаимообусловленности количественных и качественных изменений.

4. Принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект), его теории (связи объекта в его современном состоянии) и перспектив его развития.

5. Принцип концептуального единства исследования. Если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики.

Этот принцип внутренне противоречив, так как он представляет единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. Это и отличает его от предвзятости.

6. Принцип единства учебно-воспитательного процесса. В каждый исторический период выделялись ведущие концепции обучения:

— как информирования и контроля над усвоенным;

— как руководства познанием;

— как способа воспитания и развития личности;

— как средства образования и воспитания.

Источник

Методология и методологические принципы

Методологические принципы что это. Смотреть фото Методологические принципы что это. Смотреть картинку Методологические принципы что это. Картинка про Методологические принципы что это. Фото Методологические принципы что это Методологические принципы что это. Смотреть фото Методологические принципы что это. Смотреть картинку Методологические принципы что это. Картинка про Методологические принципы что это. Фото Методологические принципы что это Методологические принципы что это. Смотреть фото Методологические принципы что это. Смотреть картинку Методологические принципы что это. Картинка про Методологические принципы что это. Фото Методологические принципы что это Методологические принципы что это. Смотреть фото Методологические принципы что это. Смотреть картинку Методологические принципы что это. Картинка про Методологические принципы что это. Фото Методологические принципы что это

Методологические принципы что это. Смотреть фото Методологические принципы что это. Смотреть картинку Методологические принципы что это. Картинка про Методологические принципы что это. Фото Методологические принципы что это

Методологические принципы что это. Смотреть фото Методологические принципы что это. Смотреть картинку Методологические принципы что это. Картинка про Методологические принципы что это. Фото Методологические принципы что это

1. Понятие методологии в педагогической науке;

2. Методологические принципы в педагогике.

Понятие методологии в педагогической науке.

Методология – учение о принципах построений в формах и способах научно-познавательной деятельности.

Наука постоянно пополняется новыми фактами, которые требуют анализа, а для этого нужны специальные методы исследования, которые зависят от теоретических принципов, получивших название методологических.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования:

а) тема исследования;

Существует 2 функции методологии:

·Описательная – учение о структуре научного исследования, которое служит ориентиром в процессе самого исследования;

· Нормативная – направлена на регуляцию и осуществление деятельности в процессе исследования.

Юдин Э.Г. в структуре методологических знаний выделил

4 уровня исследования:

1) Философский – его составляют общие принципы познания. Методологическая функция выполняет все системные философские знания;

2) Общенаучный– к нему относятся в се теоретические концепции, которые применяются к большинству научных дисциплин;

4) Технологический – методика и техника исследования, т.е. набор диагностического инструментария (тесты, диагностики) обеспечивающие получение достоверного материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, поэтому между ними существует определенное соподчинение и взаимосвязь.

Метод – способ достижения цели.

Источник

Вопрос Методологические принципы научного исследования

При рассмотрении этого вопроса будем исходить из того, что мето­дология есть не что иное, как применение общих принципов, теорий при решении исследовательских задач, проблем конкретной науки. При этом следует отметить, что степень общности самих принципов различна. Можно говорить только о наиболее общих — так называ­емых всеобщих — принципах, законах и категориях. Все они носят философский характер, и в данном случае диалектика выступает как общая методология научного познания.

Каковы же основные методологические принципыпсихолого-пе­дагогического исследования?

1. Большую роль в успешном осуществлении психолого-педагоги­ческих исследований играет принцип единства теории и практики. Практика — критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умо­зрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийно­стью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективностью. Поэтому при организации психолого-педагогических исследо­ваний очень важно исходить не только из достижений психолого-педагогической теории, но и из развития практики. Без глубокого и всестороннего научного анализа практической деятельности буду­щих специалистов невозможно наметить эффективные пути совер­шенствования образовательного процесса в вузах. Любое психолого-педагогическое исследование — не самоцель. Оно должно отражать передовую практику, проверяться ею и способствовать успешному решению учебныхи воспитательных задач, формированию всесто­ронне и гармонично развитых профессионалов.

2. Другим методологическим принципом является конкретно-исто­рический подход к исследуемой проблеме, но он немыслим без творче­ства. Этого требует весь дух диалектики. Опыт убеждает, что нельзя глубоко исследовать ту или иную проблему подготовки будущих специалистов, идя только проторенными путями, следуя выработан­ным шаблонамине пытаясь творчески преобразовать их. Если ис­следователь стремится по-настоящему помочь бурно развивающейсяпедагогической практике, он должен по-новому решать возника­ющие проблемы.

В ходе исследования следует искать свое аргументированное объ­яснение новым фактам, явлениям, дополнять иуточнять сложив­шиеся взгляды, быть смелым в своих предположениях. Однако эта смелость должна сочетаться снаучной обоснованностью и преду­смотрительностью, так как психолого-педагогические исследования связаны с живыми людьми, а каждое общение с человеком должно его духовно обогащать. Творчество неотделимо от конкретно-исто­рического подхода к оценке психолого-педагогических явлений: то, что на определенном историческом этапе считается прогрессивным, в иных условиях может быть реакционным. Иначе говоря, нельзя оценивать психолого-педагогические теории прошлого с позиций со­временности.

3. Творческий подход к решению исследуемой проблемы тесно свя­зан с принципом объективностирассмотрения психолого-педагогиче­ских явлений самих по себе. Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти пути и средства проникновения в суть феномена, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного. К примеру, в ис­тории науки долгое время бытовало мнение, что объективная реаль­ность, в том числе и внутренний мир человека, непознаваема и что в лучшем случае эту реальность можно познать, уловить только с по­мощью самонаблюдения, самосозерцания (такой метод называется интроспекцией). Естественно, что данный метод не соответствовал принципу объективности рассмотрения исследуемых явлений.

При изучении личности и групп людей объективность способов воздействия на них становится одним из краеугольных камней со­временных психологии и педагогики. Методологической основой конкретной реализации принципа объективности при исследовании личности служат практические действия людей, представляющие собой социальные факты.

4. Успех психолого-педагогического исследования во многом зави­сит от реализации принципа всесторонностиизучения психолого-пе­дагогических процессов и явлений. Любой педагогический феномен связан многими нитями с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу. К примеру, образовательный процесс в вузе сло­жен, динамичен и неразрывно связан со многими факторами. Следо­вательно, его и надо изучать как определенное явление, относитель­но обособленное от внешней среды ив то же время находящееся в тесном контакте с ней. Такой подход дает возможность моделиро­вать изучаемые явления и исследовать их в состоянии развития и в разных условиях. Он позволяет осуществить многоуровневое и мно­гоплановое изучение того или иного психолого-педагогического процесса, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей, отражаю­щих данное явление на разныхуровнях и срезах. При этом возможен синтез этих моделей в новой целостной обобщающей модели и в ко­нечном счете — в целостной теории, раскрывающей суть исследуе­мой проблемы.

5. Методологический принцип всесторонности предполагает ком­плексный подходк исследованию педагогических процессов и явле­ний, Одно из важнейших требований комплексного подхода — уста­новление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внеш­них воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы. Другое его существенное требование — использование в ходе иссле­дования разнообразных методов в их различных сочетаниях. Опыт убеждает, что нельзя успешно исследовать ту или иную проблему с помощью какого-то одного универсального метода.

Комплексный подход к исследованию в области психологии и педагогики предполагает опору на достижениядругих наук, прежде всего таких, как социология, философия, культурология и др.

Очень плодотворен подход к исследованию психолого-педагоги­ческих явлений с позиций кибернетики, когда процесс обучения, вос­питания и развития рассматривается как особый вид управления познавательной деятельностью студентов, формирования у них про­фессионально-этических качеств. В этом проявляется специфика прямых и обратных связей в педагогическом процессе, условия ус­пешного функционирования учебной информации, изучаются сред­ства, позволяющие повысить эффективность управления подготов­кой будущих специалистов.

6. Еще один методологический принцип психолого-педагогического исследования — единство исторического и логического.Логика по­знания объекта, феномена воспроизводит логику его развития, т. е. его историю. История развития личности, например, служит свое­образным ключом к пониманию конкретной личности, принятию практических решений по ее воспитанию и обучению. В истории раз­вития личности сказывается ее сущность, так как человек лишь постольку является личностью, поскольку он имеет свою историю, жизненный путь, биографию»

7. К методологическим принципам исследования относится сис­темность, т. е. системный подход к изучаемым объектам. Он предпо­лагает рассмотрение объекта изучения как системы: выявление определенного множества ее элементов (выделить и учесть все их невозможно, да этого и не требуется), установление классификации и упорядочение связей между этими элементами, выделение из мно­жества связей системообразующих, т. е. обеспечивающих соедине­ние разных элементов в систему.

Системный подход выявляет структуру (выражающую относи­тельную жизненность) и организацию (количественную характери­стику и направленность) системы; основные принципы управления ею. В процессе реализации системного подхода необходимо иметь в виду, что объект психолого-педагогического исследования и система не одно и то же (в объекте можно выделить несколько систем в зави­симости от цели исследования); при выделении системы исследу­емое явление искусственно отделяется от окружающей среды, т. е. абстрагируется от нее; при выделении системы объекта исследова­ния устанавливаются ее элементы и элементы ее среды, системо­образующие отношения между элементами системы, существенные отношения самой системы к среде. В сложных процессах каждый элемент системы может быть самостоятельной системой, и ее качест­во определяется не только качеством отдельных элементов, но и от­ношениями элементов со средой.

Важную методологическую роль в психолого-педагогическом ис­следовании играют категории диалектикисущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; единичное, особенное и об­щее и др. Они служат надежным методологическим средством в ру­ках педагога, которое дает ему возможность не только глубоко про­никать в сложные проблемы обучения и воспитания будущих специа­листов, но и творчески решать их.

Так, категория сущности представляет собой устойчивую сово­купность всех необходимых связей, отношений, сторон, свойствен­ных рассматриваемому процессу, объекту. Явление же — это высве­чивание указанных сторон процесса, взаимоотношений между людьми на поверхности через массу конкретностей. Тезис о многопорядковости сущности — постепенного перехода от явления к сущ­ности первого, затем второго и т. д. порядка — имеет важное методо­логическое значение. По отношению к психологии и педагогике это означает, что:

На базе накопленных фактов эмпирическое познание поднимается до уровня теоретического обобщения. Этот процесс характеризуется движением от одностороннего знания к все более разностороннему; выработкой на основе первичных обобщений определенных моделей и идей; соединением чувственного и рационального, в ходе которого чувственные впечатления и практический опыт освобождаются от всего случайного и поднимаются до теоретического уровня, харак­терного для ряда подобных явлений. Разумеется, факты важно рас­сматривать в исторически конкретной обстановке, в целом, в их взаи­мосвязи. При этом условии они будут доказательны.

Конкретные пути и способы сбора, обработки, обобщения и ана­лиза фактического материала определяются законами научной ло­гики, представляющей собой синтез диалектической и формальной логики. Научиться мыслить научно — самое важное для любого ис­следователя.

Следует подчеркнуть, что научное мышление предполагает преж­де всего твердое владение исследователем научными понятиями, ка­тегориями, особенно относящимися к теме исследования. Без этого невозможно успешно провести научное исследование, разобраться в научной литературе.

Важные методологические требования к исследованию психоло­го-педагогических проблем вытекают из основных законов диалек­тики, ядром которой является закон единства и борьбы противопо­ложностей,проявляющийся через действие противоречий. Существу­ют различные виды противоречий:внутренниеи внешние, основные и производные, главные и второстепенные. Так, например, основанием для классификации противоречий развития личности служат внут­ренние и внешние противоречия.

К первой группе противоречий, предопределяющихразвитие личности будущего специалиста, обычно относят противоречия ме­жду внешними факторами.Уважение личности — реальное требова­ние к работе любого профессионала. Поэтому, встречаясь с элемен­тами грубости, невнимательности, казенщины со стороны отдельных руководителей, молодые специалисты нередко глубоко переживают данные факты, существенно влияющие на развитие их личности. В большинстве же случаев противоречия между внешними фактора­ми, предопределяющими развитие личности, становятся движущей силой ее гармоничного формирования, социального созревания.

Ко второй группе противоречий, как правило, относят противо­речия между внешними и внутренними факторами.Важнейшие из них следующие: противоречия между требованиями к личности и ее подготовленностью к выполнению этих требований; между новыми требованиями и привычными взглядами, поведением; между внеш­ними требованиями и требованиями личности к себе; между уров­нем подготовленности личности и возможностями применять свои знания, умения и навыки на практике.

Третью группу противоречий составляют противоречия между внутренними факторами. В основе этих противоречий лежит нерав­номерность развития отдельных сторон, свойств, структурных ком­понентов личности. К этой группе противоречий относят противоре­чия между рациональным компонентом сознания и чувственным, притязаниями личности и ее реальными возможностями, новыми по­требностями и старыми стереотипами поведения, новым и старым опытом и т. д. Однако основной и главной системой внутренних про­тиворечий являются противоречия между мотивами деятельности, которые составляют реальную основу конкретной личности истано­вятся непосредственным выражением системы общественных отно­шений, определяющих сущность этой личности. Изучение данной системы противоречий — важная задача любого психолого-педагоги­ческого исследования.

Противоречиво развитие любого процесса и явления. И понять с достаточной глубиной то или иное явление, его развитие невозмож­но без конкретного анализа системы противоречий, предопределя­ющих это развитие.

Закон перехода количественных изменений в качественныетре­бует исследовать любые психолого-педагогические явления в един­стве их качественных и количественных характеристик.

Каждый человек обладает неисчерпаемым количеством многооб­разных свойств (качеств), которые допускают сравнение их со свой­ствами других людей. Как целостная качественная определенность человек — социальноесущество.

Психика человека обладает своей качественной определенно­стью. Однако сама психика как таковая разнокачественна. Можно привести массу примеров, так сказать, «чистого», наглядного дейст­вия закона перехода количественных изменений в качественные. Так, раздражители рецепторов не приводят к возникновению ощу­щений у человека до тех пор, пока не превысят определенный уро­вень — минимальныйпорог ощущений. Лишь тогда данные раздра­жители воспринимаются сознательно, субъективно, происходит их отражение на качественно ином уровне.

Закон отрицания отрицаниякак устранение старого и утверж­дение нового в процессе поступательного развития, или котором сохраняются «в снятом виде» отдельные стороны, элементы предше­ствующего явления, процесса, постоянно обнаруживается в жизнилюдей. Каждый новый этап в развитии личности, группы есть в стро­го философском смысле отрицание старого, но отрицание как мо­мент прогрессивного развития. Важную роль в таком отрицании иг­рает самовоспитание самой личности, активная работа педагога по формированию личности будущего специалиста.

Методологическая роль рассмотренных принципов, законов диа­лектики проявляется в конкретном психолого-педагогическом иссле­довании прежде всего через диалектическую логику. В концентриро­ванном виде требования диалектической логики, всех рассмотрен­ных и других принципов и категорий диалектики сводятся к тому, чтобы изучать предмет исследования всесторонне, в его развитии, применять при этом практику как критерий истины, имея в виду, что последняя всегда конкретна.

Таковы наиболее общие методологические требования к конкрет­ному психолого-педагогическому исследованию. Диалектика, ее за­коны, категории учитываются в конкретном исследовании прежде всего как всеобщие принципы.

На базе всеобщих принципов сложились в частные принципиаль­ные требования, которые непременно должны учитывать исследова­тели в области психологии и педагогики: принцип детерминизма; единства внешних воздействий и внутренних условий развития; ак­тивной деятельности; принцип развития и др. В чем суть данных принципов?

Принцип детерминизмаобязывает исследователя учитывать влияние различных факторов и причинна развитие психолого-педа­гогических явлений. При исследовании личности необходимо учи­тывать три подсистемы детерминации ее поведения: прошлое, на­стоящее и будущее, объективно отражаемое ею.

Прошлое личности отражается в ее жизненном пути, биографии, а также в личностных качествах и моральном облике. Влияние про­шлого, истории развития личности на ее поведение носит опосре­дованный характер. Непосредственное же влияние на поведение, поступки оказывает сознание, мотивы деятельности личности. Внут­ренние условия развития личности наряду с деятельностью и обще­нием составляют настоящую систему, обусловливающую ее совер­шенствование. Кроме этого, детерминирующее влияние на личность оказывают и внешние условия.

Исключительно велико влияние на развитие личности целей ее деятельности, которые в значительной степени устремлены в буду­щее. В этом смысле можно говорить о будущем как подсистеме де­терминации развития личности. При этом сознательная цель как закон предопределяет способ, характер деятельности личности и ока­зывает в силу этого существенное влияние на ее развитие.

Все три подсистемы (прошлое, настоящее и будущее) взаимосвя­заны между собой ивзаимообусловливают друг друга.

В соответствии с принципом единства внешних воздействий и внутренних условийпознание внутреннего содержания личности про­исходит в результате оценки внешнего поведения, дел и поступков.

Связь внутренних условий с внешними опосредована историей развития личности. По этому поводу С. Л. Рубинштейн писал:

По мере общественного развития человека все более сложной становится его внутренняя природа и возрастает удельный вес внут­ренних условий развития по отношению к внешним. Соотношение внутреннего и внешнего в развитии личности изменяется как исто­рически, так и на различных этапах жизненного пути человека: чем больше он развит, тем в большей степени прогресс его личности свя­зан с актуализацией внутренних факторов.

Принцип активной деятельности личностиакцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда формирует личность, но и личность активно познает и преобразует окружа­ющий мир. Данный принцип предполагает рассмотрение всех изме­нений в личности через призму ее деятельности. Влияние деятельно­сти на личность огромно. Вне деятельности нет человека, но сущ­ность человека не исчерпывается ею и не может быть сведена к ней и полностью с ней отождествлена. Психолого-педагогические воздей­ствия на личность должны учитывать характер ее деятельности, инередко наиболее эффективное воздействие заключается в измене­нии, коррекции той или иной деятельности человека.

Принцип развитиядиктует рассмотрение психолого-педагогиче­ских явлений в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. Принцип развития в психологии и педагоги­ке рассматривается обычно в двух аспектах: историческое развитие личности от ее зарождения до современного состояния — филогенез, и развитие личности конкретного человека — онтогенез.Кроме того, возможно и необходимо рассматривать развитие различных компо­нентов личности — направленности, характера, других личностных качеств. Естественно, что эффективность психолого-педагогических воздействий в решающей степени зависит от того, насколько полно и точно учитывается развитие будущего специалиста, на которого ока­зывается воздействие, насколько точно учитывается развитие педа­гогической системы.

Конкретная реализациявсех этих принципов осуществляется в соответствии с принципом личностно-социально-деятельностного подхода. Этот принцип ориентирует исследователя на целостное изучение личности в единстве основных социальных факторов се развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, ее внутренней активности.

Принципы выступают непосредственной методологией научных психолого-педагогических исследований, предопределяя их методи­ку, исходные теоретические концепции, гипотезы.

1 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.

Опираясь на рассмотренные принципы, сформулируем методо­логические требованияк проведению психолого-педагогических ис­следований:

Обобщая эти требования, можно определить методологические требования к результатам проведения психолого-педагогического исследования, которые имиобусловлены. К ним относятся объек­тивность, достоверность, надежность и доказательность. Более под­робно мы остановимся на этом в главе, которая будет посвящена проблеме разработки методики психолого-педагогического исследо­вания.

Контрольные вопросы и задания

1.
Почему в настоящее время возрастает роль методологии в опре­делении перспектив развития психологии и педагогики?

2.
Сформулируйте определение понятия «методология» в широком и узком смысле этого слова.

3.
Дайте определение понятию «методология педагогики».

4.
Какие функции выполняет методология психолого-педагогиче­ского исследования?

5.
Какие две функции определяют разделение оснований методоло­гии педагогики на две группы — теоретические и нормативные?

6.
Какие методологические принципы психолого-педагогического исследования вы знаете? Перечислите и охарактеризуйте каждый из них.

7.
Какую методологическую роль в исследовании проблем психоло­гии и педагогики играют основные законы и категории диалек­тики?

8.
Сформулируйте наиболее общие методологические требования к конкретному психолого-педагогическому исследованию.

Курс «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Курс: «МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

(Материалы для самостоятельного изучения студентам-психологам и социальным работникам)

Лекция 3. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *