Методы и приемы в чем разница
Чем отличается метод от приема: описание и отличия
Существует ли различие между словами «метод» и «приём»? Отличаются ли друг от друга эти два, на первый взгляд, совершенно взаимозаменяемые существительные? Об этом пойдёт речь в данной статье. Стоит отметить, что философская сторона вопроса затрагиваться не будет.
Целью данного исследования является выявление сходства и различия таких понятий, как метод и приём; при этом понятия будут описываться автономно, а затем результаты описания подвергнутся сравнению.
Что такое метод?
Авторитетные источники толкования слов русского языка, а именно: Большой энциклопедический словарь, выпущенный издательством «Советская энциклопедия» в 1991 году, и толковый словарь русского языка издательства «АЗЪ» 1992 года – предоставляют схожие определения слова “метод”.
Упомянутые выше солидные источники характеризуют несколькими значениями понятие “метод”. В одном из значений речь идет про некий способ достижения цели или осуществления чего-нибудь. В другом значении метод рассматривают как совокупность приёмов.
Из указанных выше определений легко сделать вывод, что методом называется совокупность приёмов, операций познания и правил изучения, например, того или иного явления.
Что такое приём?
Согласно определению БЭС, метод есть совокупность приёмов. Напрашивается логический вывод. Приём – элемент метода, его составная часть, разовое действие.
Что общего у слов «метод» и «приём»?
Слова являются синонимами. Словарь С.И. Ожегова предлагает одинаковое толкование анализируемых слов, а именно: метод и приём — это способы. Соответственно, метод есть приём. И наоборот.
Данные понятия в некоторых случаях употребления объединяет ещё и то, что они не могут существовать по раздельности. Метод должен раскрываться при помощи различных научных инструментов. Реализовываться в определенных формах. Таким инструментом является приём. Иными словами, без приёма не может существовать метода.
Что различает слова «метод» и «приём»?
Несмотря на кажущееся полное смысловое сходство слов, между значениями существует легкий оттенок различия.
Во-первых, метод – термин довольно объёмный. Его нередко можно встретить в совершенно разных аспектах научного мира.
Часто используется в научной сфере, когда речь заходит про исследовательскую составляющую. Например, чтобы провести какое-либо исследование, целью которого является получение знания или определенной информации, необходимо воспользоваться специальными инструментами. Одним из способов получения научных данных является метод. Частным случаем метода является приём. Именно благодаря приёмам существует метод.
Из этого следует, что слово «приём» имеет более узкий оттенок. Частный случай. Другими словами, метод есть стратегия, а приём – тактика.
Во-вторых, метод может реализовываться в различных формах: в конкретных действиях, приёмах и т.п. При этом методы и приёмы жестко не привязаны друг к другу. Они могут существовать параллельно.
Вывод
Подводя итог, можно заключить следующее. Существует тонкая грань между понятиями «метод» и «приём». Не всегда четкая. Иногда — едва уловимая.
Это говорит ещё о том, что исследуемые слова можно охарактеризовать как общее и частное. В данном случае метод выступает в качестве нечто общего, а приём – частного.
Согласно словарным определениям, метод является совокупность способов. То есть это некий алгоритм. Приём – один из инструментов метода.
В некоторых случаях слова «метод» и «приём» являются абсолютными синонимами. Например, метод можно охарактеризовать как исследовательский приём. В данном случае, одно будет абсолютно равносильно другому.
Сфера употребления этих понятий широка. Одно с легкостью можно спутать с другим. Слова «метод» и «приём» не всегда занимают одну и ту же ступень. Чаще метод будет на один шаг впереди. Если встречаются спорные моменты употребления понятий, всегда удачным и лучшим вариантом будет употребления слова с более широким смыслом.
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста
Анжела Булдакова
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное)
Наглядные методы и приемы обучения
Методы:
1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1. Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4. Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• беседа (после экскурсии, прогулки,просмотра диафильмов и т. п.).
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержания учебного материала;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы ;
— оснащенности педагогического процесса;
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Средства воспитания-это система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Классификация средств воспитания
1. Средства материальной культуры- игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.
2. Средства духовной культуры- книги, предметы искусства, речь.
3. Явления и объекты окружающего мира (явления природы, растительный и животный мир.)
Средство обучения- это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний
Выбор средств обучения зависит от:
— закономерностей и принципов обучения;
— общих целей обучения, воспитания и развития;
— конкретных образовательных задач;
— уровня мотивации обучения;
— времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— объема и сложности материала;
— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;- типа и структуры занятия;
— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;
— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
— особенностей личности педагога, его квалификации.
Словесные методы и приемы обучения детей
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.
Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.
Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.
Требования к рассказчику:
— Использование мимики, жестов, речевых выразительных средств.
Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.
По содержанию:
По дидактическим целям:
— Вводные беседы- готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.
*Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
*Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.
*После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.
*В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.
В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.
Эти приемы следующие:
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов — этических оценок поступков героев;
3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.
В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:
— требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто, что, какой, где, когда) ;
Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.
Консультация для воспитателей «Методы и приёмы развития речи у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы и приёмы обучения дошкольников Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.
Семинар-практикум «Нетрадиционные методы и приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» Цель семинара: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения. Задачи: • Дать.
Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.
Консультация «Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста» Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.
Методический материал на тему «Метод,прием,способ».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
вание, реакция, устное или письменное высказывание). Обучение предполагает активность не только обучающего, но и обучаемого, проявление учащимися усилий, направленных на систематизацию, обобщение, абстрагирование, выделение причинных, целевых, следственных, логических и других связей между предметами, явлениями, действиями.
Вопрос о том, как надо поступать для достижения определен ного результата в овладении деятельностью, составляет основной предмет любой методики (греч. methodos — путь, способ). Мето дика, определяющая законы, принципы, цели, содержание, мето ды, приемы, средства обучения речевой деятельности на любом иностранном языке, называется общей методикой обуче ния иностранным языкам. Методика, определяющая от бор языкового материала изучаемого языка, установление типоло гии трудностей овладения им, организацию его в учебном процес се, выбор методов, приемов, способов и средств обучения конкрет ному языку, называется частной методикой. Общая и част ные методики взаимосвязаны: частная методика обогащает общую методику опытом обучения конкретному иностранному языку, об щая — систематизирует, организует эти данные, выводит законо мерности и формулирует принципы.
Базисные категории методики
Методика обучения иностранным языкам имеет в своей основе
такие базисные категории, как система, метод, прием, способ …
Наиболее существенные данные об этих категориях излагаются в трудах таких советских ученых, как И. В. Рахманов, Г. В. Рогова, М. В. Ляховицкий, И. Л. Бим.
Система обучения — полный набор компонентов, соответствующий определенной методической концепции; она опредвг ляет цели, содержание, принципы, методы, приемы, способы, средА ства, формы организации обучения и в свою очередь обусловливается ими.
Система обучения иностранному языку, как и любому предмету, базируется на положениях диалектического материализма о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений действительности, о целостности беспрерывно развивающегося мира и системном отражении наших знаний о нем. В любую систему входит понятие множества элементов и понятие целостности. Целостность системы обеспечивается многообразными связями между ее элементами и их взаимодействием при функционировании системы. Применительно к обучению иностранным языкам целесообразно рассматривать понятие системы на двух уровнях: на уровне наиболее существенных явлений и процессов, определяющих исходные положения методики обучения иностранным языкам; на уровне педагогического процесса, то есть деятельности учителя и учащихся, опосредуемой учебным комплексом, что обусловливает конечный результат — определенную степень обученности.
Метод обучения — это способ деятельности, в наибольшей степени отвечающий поставленной цели. Термин метод, используется в методике обучения иностранным языкам в двух значениях: в узком смысле — как один из способов обучения, и в широком смысле как направление обучения, как методическая система. Методы учения в значительной мере соотносимы с методами познания, хотя они не могут отождествляться с ними. К основным методам научного познания относят наблюдение, размышление и эксперимент. Еще великий французский философ-материалист Дени Дидро писал, что наблюдение собирает факты, размышление их комбинирует, опыт проверяет результат комбинаций.
При обучении иностранным языкам выделяют основные и сопутствующие методы в деятельности учителя и учащихся. В деятельности учителя основными методами являются: 1) показ; 2) объяснение (выделение ориентиров или организация их поиска самим учащимся); 3) организация тренировки; 4) организация применения вводимого материала. Каждому из этих основных методов сопутствует контроль, включающий коррекцию и оценку. В деятельности учащихся к основным методам познания относятся: 1) ознакомление, включающее чувственное восприятие, осмысливание, проговаривание, наблюдение; 2) размышление, включающее осознание выделенных ориентиров или их самостоятельный поиск; оно может принимать форму развернутого рассуждения, соотноситься с измерением, гипотезой; 3) тренировка, соотносящаяся с экспериментом, вернее, практикой в искусственных условиях; 4) применение разных видов речевой деятельности, соотносящееся с практикой в естественных условиях. Каждому из этих основных методов учения сопутствует самоконтроль, включающий самокоррекцию и самооценку.
Прием — это элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи. Деятельность учителя и учащихся должна состоять из серии последовательных и целенаправленных приемов. При сравнении понятий метод и прием обнаруживаем, что метод связан с основной деятельностью (ознакомление, тренировка, применение), а прием — с конкретным действием (приемы беспереводной семантизации, приемы выработки реакции на речевой стимул, приемы построения предложения по грамматическому правилу или структурной модели, приемы выработки чистоты звучания речи на звуковых и интонационных оппозициях). Профессор Г. В. Рогова образно сравнивает понятие метода с емкостью, а понятие приема с заполнителями. Естественно, что емкость должна быть заполнена качественными заполнителями. Приемы должны быть такими, которые ставили бы учащегося перед необходимостью решения мыслительных и коммуникативных задач. Нужно, чтобы учащийся не только имитативно воспроизводил речевую единицу, но и сам создавал речевое произведение, то есть мог построить из единиц языка высказывание в связи с заданной ситуацией. Речевые произведения при этом могут быть разных величин: от элементарного ответа на вопрос до выступления, содержащего объяснение, аргументацию, побуждение и др.
Средства — основные и вспомогательные учебные материа лы, обеспечивающие процесс обучения иностранным языкам. Ос новными средствами являются урок, учебник и учебные пособия; вспомогательными — аудитивные, визуальные, аудиовизуальные учебные материалы и техническое оснащение, приводящее их в действие.
Методы, приемы, способы и средства обучения иностранным языкам используются избирательно в соответствии с методической концепцией, лежащей в основе обучения и традиционно именуемой словом метод (грамматико-переводный, прямой, аудиовизуальный, сознательно-практический). В обучении иностранному языку по любому методу и в любом типе учебного заведения ведущая роль, однако, принадлежит обучающему.
Методы обучения и пирамида Дейла
Методы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?
Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности
В литературе есть разные трактовки терминов “метод обучения” и “прием обучения“. По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.
Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.
Классификация методов обучения
Методы классифицируют по разным признакам:
Профессор Государственного университета в штате Огайо Эдгар Дейл в конце шестидесятых годов прошлого века экспериментировал с разными способами подачи материала – только рассказывал что-то студентам, демонстрировал рисунки, заставлял их выступать с речами на нужную тему или даже заставлял выполнять какие-то реальные действия. Потом смотрел, что через две недели осталось в студенческих головах. Результаты он оформил в виде картинки, названной «конусом опыта Дейла» («Dale’s cone of experience» по-английски).
Можно найти разные варианты его изображения — в прямом виде и в перевернутом. Это связано, прежде всего с тем, что его теорию дорабатывали его последователи. Так, есть сведения, что проценты были высчитаны опытным путем уже более поздними исследователями.
А на основе «конуса обучения» в 1980г. в Национальной тренинговой лаборатории США (National Training Laboratories in Bethel, Maine) была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения». Выглядит она явно проще конуса обучения.
Пирамида обучения (Learning Pyramid)
На этой схеме весьма наглядно показано, что классическая лекция (то есть монолог преподавателя, не сопровождаемый слайдами или какими-либо другими иллюстрациями) — наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий освоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации. Тогда как «активное обучение» (то есть вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности) явно позволяет надеяться на более высокие результаты
Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия “учитель = ученик”. Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Признаки активных методов обучения:
Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия “учитель = ученик” и “ученик = ученик”. То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения
Методы и приемы интерактивного обучения
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься “на блюдечке”. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.