Межотопительный период что это
Комитет по тарифам Санкт‑Петербурга
В межотопительный период тепловая энергия, приобретенная у теплоснабжающей организации (далее – ТСО) по договору теплоснабжения, используется исполнителем коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ или ЖСК) для предоставления
в многоквартирном доме коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее – ГВС).
При этом взаиморасчеты между исполнителем коммунальных услуг (далее – ИКУ) и ТСО за поставленную тепловую энергию производятся в руб./Гкал. При наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного и введенного в эксплуатацию, расход тепловой энергии, зафиксированный таким прибором учета в Гкал и указанный в отчетах о теплопотреблении, должен быть оплачен ИКУ в полном объеме.
Для потребителей в жилых помещениях плата за коммунальную услугу по ГВС рассчитывается ИКУ в руб./куб. м с применением тарифов на горячую воду, установленных Комитетом для населения Санкт‑Петербурга. На 2018 год тарифы на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой ГВС, установлены распоряжением Комитета от 20.12.2017 № 240-р (далее – распоряжение № 240-р) в следующих размерах:
с 01.01.2018 – 100,72 руб./куб. м (с НДС);
с 01.07.2018 – 104,75 руб./куб. м (с НДС).
Необходимо отметить, что при расчете данных тарифов Комитетом был применен норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС, в размере 0,06 Гкал/куб. м, установленный распоряжением Комитета от 15.12.2017 № 201-р.
В летний период в связи с отпускным сезоном количество фактически проживающих граждан существенно уменьшается, что приводит к снижению объема потребления горячей воды в кубических метрах. В то же время из-за необходимости обеспечения температуры горячей воды от 60 С° до 75 С° в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09, количество тепловой энергии в расчете на 1 куб. м может превысить норматив на подогрев холодной воды для предоставления услуги по ГВС независимо от дифференциации указанного норматива.
Таким образом, образуется нераспределенный объем тепловой энергии исходя из показаний приборов учета тепловой энергии на вводе в многоквартирный дом, который обусловлен технологическим процессом приготовления горячей воды.
Согласно информационному письму от 15.08.2013 № 01-13-922/13-0-0, подготовленному Комитетом по тарифам Санкт‑Петербурга совместно с Жилищным комитетом и Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собранием собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке может быть принято решение об обязательных платежах, в том числе о распределении в межотопительный период всего потребленного многоквартирным домом объема тепловой энергии, зафиксированного общедомовым прибором учета, между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме. В случае если такое решение собственниками помещений не принято, данные платежи могут быть предъявлены к оплате
в период отопительного сезона.
Отмечаем, что расчет дополнительного расхода тепловой энергии должен осуществляться ИКУ с применением тарифов на тепловую энергию для населения Санкт‑Петербурга.
На 2018 год указанные тарифы установлены распоряжением № 240-р в следующих размерах:
с 01.01.2018 – 1678,72 руб./Гкал (с НДС);
с 01.07.2018 – 1745,86 руб./Гкал (с НДС).
Как следствие, возникает разница в платежах граждан (оплата в руб./куб. м) и суммой, предъявленной ТСО к оплате ИКУ (оплата
в руб./Гкал).
Являются ли полотенцесушители отопительными приборами?
В межотопительный период коммунальная услуга по отоплению не предоставляется, то есть теплоэнергия для отопления помещений не потребляется. При этом очевидно, что полотенцесушители, установленные в ванных комнатах, тепло выделяют, то есть теплоэнергия потребляется, причем потребляется именно на обогрев помещения. Однако, полотенцесушители подключаются не к системе отопления, а к системе горячего водоснабжения (ГВС), и потребляется через них тепло, содержащееся в горячей воде, предназначенной для использования именно в качестве горячей воды, а не в качестве теплоносителя в системе отопления.
При открытой системе теплоснабжения и наличии общедомового прибора учета (ОПУ), измеряющего потребленное в помещениях многоквартирного дома (МКД) тепло, теплоэнергия, потребленная через полотенцесушители, учитывается ОПУ в составе тепла, затраченного на нагрев воды до требуемой температуры (компонента ГВС на теплоэнергию). Очевидно, что чем больше тепла потреблено через полотенцесушители, тем больший объем теплоэнергии покажет прибор учета в качестве компонента ГВС на теплоэнергию, что может привести к большему размеру стоимости коммунального ресурса, предъявляемой к оплате исполнителю коммунальных услуг (ИКУ) в пользу ресурсоснабжающей организации (РСО) и большему размеру стоимости одного кубометра горячей воды, предъявляемой к оплате потребителям ГВС в пользу ИКУ.
Полотенцесушитель предназначен для создания комфортного микроклимата, для снижения влажности, для ускорения высыхания воздуха и поверхностей в ванной комнате. Повышенная влажность, которая создается в ванной комнате в силу назначения этого помещения, способствует возникновению плесени, грибков, которые могут причинять вред здоровью человека. Для снижения риска возникновения плесени необходимо тщательно просушивать помещение, и именно для этого и предназначены полотенцесушители.
Немаловажно отметить, что полотенцесушитель должен работать и в отопительный, и межотопительный периоды, и именно поэтому он подключается не к системе отопления, а к системе горячего водоснабжения. То есть, несмотря на то, что полотенцесушитель по своей сути является отопительным прибором и излучает тепло, потребляемое именно на обогрев помещения, полотенцесушитель не относится к системе отопления и технически входит в систему горячего водоснабжения.
Юридически полотенцесушитель также является элементом системы горячего водоснабжения МКД и не относится к системе отопления. При этом площадь ванной комнаты, которую фактически можно признать отапливаемой полотенцесушителем, входит в площадь помещения, используемую при расчете стоимости коммунальной услуги по отоплению. То есть, законом установлено, что ванная комната, как и все прочие части жилого помещения, отапливаются теплоэнергией, потребляемой именно через систему отопления. Факт дополнительного (или отдельного от остальных частей помещения) отопления ванной комнаты полотенцесушителем законом не признается.
Приведенная позиция подтверждается судебной практикой.
Арбитражный суд Архангельской области Решением от 04.02.2016 по делу А05-14518/2015 (оставленным в силе Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 и Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.10.2016) установил:
Ранее Высший арбитражный суд РФ Определением ВАС РФ от 08.04.2013 № ВАС-3202/13 установил:
Таким образом, считать полотенцесушитель отопительным прибором и учитывать теплоэнергию, потребленную через полотенцесушитель, в качестве теплоэнергии, потребленной на отопление, неправомерно.
Возникает вопрос — если потребленное через полотенцесушитель тепло нельзя рассматривать, как тепло, затраченное на отопление, то каким образом ИКУ и РСО могут получить оплату этого тепла?
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) «В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению».
С учетом того, что полотенцесушители являются элементами системы горячего водоснабжения, многие ИКУ и РСО решили, что потребленное через полотенцесушители (и вообще в системе ГВС в целом) тепло, измеренное ОПУ, можно предъявить к оплате в качестве компонента на теплоэнергию в составе стоимости ГВС.
Однако, необходимо отметить, что такие действия не основаны на законе, поскольку Правила 354 не предусматривают использования при расчете стоимости ГВС показаний ОПУ, измеряющих объем потребления тепла в составе ГВС. Указанный вопрос был рассмотрен Верховным судом РФ, который установил, что при расчете стоимости ГВС использование в расчетах фактически потребленного в составе ГВС тепла неправомерно, а подлежит использованию в расчетах утвержденный субъектом РФ норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Полотенцесушители не являются отопительными приборами и не входят в систему отопления. Предъявление к оплате теплоэнергии, потребленной через полотенцесушители, как тепло, потребленное на коммунальную услугу по отоплению, неправомерно.
Фактически потребленное через элементы системы ГВС (в том числе и через полотенцесушители) тепло не может предъявляться к оплате потребителям или исполнителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению в составе стоимости ГВС. Применению в расчетах подлежит норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ.
Для исключения необоснованных убытков у РСО и ИКУ, связанных с превышением фактически потребленной в составе ГВС теплоэнергии над утвержденным нормативом расхода теплоэнергии на нагрев ГВС, представляется единственно верным принимать меры для понуждения органов госвласти субъектов РФ утверждать реальные нормативы потребления теплоэнергии, отражающие фактические затраты тепла в составе ГВС, а не заниженные из популистских соображений нормативы, приводящие к убыткам организаций жилищно-коммунального комплекса.
Автор статьи: Нифонтов Д.Ю.
Если у Вас остались вопросы, можете посетить раздел Вопрос-ответ, в котором собраны наиболее часто встречающиеся вопросы в сфере ЖКХ и ответы от квалифицированных специалистов УК «Комфорт-Сервис».
Оптимизация температурного графика отпуска тепла в межотопительный период
Н.М. Черковский, ведущий инженер ОАО «Белэнергоремналадка»
В системах теплоснабжения и теплопотребления нагрузка горячего водоснабжения относится к категории «условно постоянной». В отличие от нагрузки отопления и вентиляции нагрузка горячего водоснабжения не имеет прямой зависимости от температуры наружного воздуха. Потребление тепла с горячей водой имеет явно выраженный социальный характер, что отражается на суточной и недельной неравномерности. Величина суточных колебаний потребления тепла, например по Южной районной котельной (ЮРК), составляет от 7,8 до 39,6% от присоединенной максимальной тепловой нагрузки. Величина недельных колебаний потребления тепла, например по ЮРК, составляет диапазон от 97% (пятница) до 106% (воскресенье) средненедельной величины, т. е. до 10%. Также на потребление тепла с горячей водой оказывают влияние праздничные и предпраздничные дни, дни подготовки к началу учебного года и т. д. Анализ графиков среднесуточных величин отпуска тепла по ЮРК, расхода питьевой воды по городу и температур наружного воздуха показывает, что невозможно найти два периода с одинаковыми условиями потребления тепла. Таким образом был сделан главный вывод, что сравнивать чисто арифметически периоды с различными температурными параметрами теплоносителя и окружающей среды методически неверно.
Поэтому при сравнении вариантов было проведено приведение параметров к сопоставимым температурным условиям окружающей среды базового периода. И лишь затем, для определения эффективности использования ТЭР в вариантах, был применен метод прямых обобщенных удельных энергозатрат, рекомендованный «Положением по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве республики».
Краткое описание схемы и эксплуатационного режима ЮРК в межотопительном сезоне
Система теплоснабжения включает в себя:
1. Водогрейную котельную с водогрейными котлами типа КВГМ-100 (5 шт.) с сетевыми насосами типа СЭ1250-140 (5 шт.).
На период испытаний автоматика подогревателей ЦТП была включена в работу и контролировалась. Автоматика на подогревателях ИТП также была включена в работу, но не контролировалась. Была создана система теплоснабжения, квалифицирующаяся как «автоматизированная система горячего водоснабжения». Для обеспечения устойчивого гидравлического режима при температурах подающей сетевой воды ниже проектных на всех подогревателях были установлены ограничительные дросселирующие устройства (шайбы). Расчетная циркуляция сетевой воды через подогреватели определялась в соответствии с существующей методикой проведения наладочных работ на теплосетях. Установленные дросселирующие устройства не препятствовали работе регулятора при проектных и повышенных температурах подающей сетевой воды, но при нарушениях температурного режима не допускали гидравлическую разрегулировку системы теплоснабжения, сохраняя тем самым ее управляемость.
Расчетный режим характеризовался следующими параметрами:
а) давление в подающем трубопроводеР1 = 6,0 кг/см 2 ;
б) давление в обратном трубопроводеР2=2,0 кг/см 2 ;
Краткое описание схемы и эксплуатационного режима ВРК в межотопительном сезоне
Система теплоснабжения от Восточной районной котельной (ВРК) включает в себя следующее.
1. Водогрейную котельную с водогрейными котлами типа ПТВМ-50 (3 шт.), ПТВМ-100 (3 шт.)и КВГМ-50 (1 шт.), с сетевыми насосами типаСЭ1250-140(6шт.).
Расчетный режим характеризовался следующими параметрами:
а) давление в подающем трубопроводеР1 = 6,0 кг/см 2 ;
б) давление в обратном трубопроводеР2=2,0 кг/см 2 ;
Методика проведения испытаний
Испытания проводились на действующем оборудовании в натурных условиях без преднамеренного ухудшения социальных потребностей в горячей воде, в соответствии с программой, согласованной с Витебским горисполкомом.
При проведении испытаний фактически установившийся гидравлический и тепловой режим на начальный момент был использован в качестве базового.
Для создания максимально равных условий для сопоставимости режимов был использован недельный цикл с фиксированными температурными условиями подающего трубопровода в соответствии с программой. Понедельник был использован как переходной день на новый режим, поэтому исключался при обработке данных.
Измерения технологических параметров по системе теплоснабжения проводились исключительно штатными средствами измерений, т. е. использован принцип замера параметров во всех режимах одними и теми же приборами.
Методика сопоставления энергозатрат при различных температурных режимах отпуска тепла в межотопительный период
Затраты топлива, связанные с отпуском тепла в сеть,
зат р аты топлива на производство электроэнергии, необходимой для работы механизмов собственных нужд котельной, связанных с отпуском тепла в сеть, т у.т./ч.
Суммарные затраты топлива на подачу горячей воды потребителю:
где ВВДКээ- затраты топлива на производство электроэнергии, необходимой для работы механизмов собственных нужд водоканала, связанных с подачей холодной воды, т у.т./ч.
В соответствии с рекомендациями п.1.10 «Положения по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве республики», утвержденными Госкомэнергосбережения РБ [1] для комплексной оценки эффективности использования ТЭР, применяются прямые обобщенные удельные энергозатраты:
Анализ результатов обработки данных экспериментальных режимов по системе теплоснабжения от ЮРК
Результаты обработки данных по системе теплоснабжения от ЮРК характеризуются следующими общими закономерностями.
Например, с ростом температуры подающей сетевой воды на источнике устойчиво снижаются:
— циркуляция сетевой воды;
— расход электроэнергии на перекачку теплоносителя;
— расход холодной (питьевой) воды по городу(рис.1).
В это же время температура обратной сетевой воды, хоть и незначительно, но растет, что в совокупности с ростом температуры в подающем трубопроводе приводит к росту тепловых потерь.
При температуре в подающем трубопроводе 60 ОС отмечались жалобы на недостаточную температуру горячей воды. При температуре в подающем трубопроводе 75 ОС отмечались жалобы на высокую температуру горячей воды.
Режим отпуска тепла с ночным снижением температуры в подающем трубопроводе до 50 ОС несколько снижает средние температуры теплоносителя и, соответственно, теплопотери.
Однако анализ параметров по ЦТП показывает, что температурная волна со сниженной температурой перекрывает утренний максимум потребности в тепле, а температура горячей воды падает ниже 40 ОС, и отмечается рост потребления горячей воды. Из этого можно сделать вывод, что в автоматизированных системах ночное снижение температуры подающей сетевой воды неэффективно.
Анализ результатов обработки данных экспериментальных режимов по системе теплоснабжения от ВРК
Результаты обработки данных по системе теплоснабжения от ВРК характеризуются следующими общими закономерностями.
Например, с ростом температуры подающей сетевой воды на источнике циркуляция сетевой воды и расход электроэнергии на перекачку теплоносителя практически не изменяются (признак неавтоматизированной системы). В это же время температура обратной сетевой воды устойчиво растет, что в совокупности с ростом температуры в подающем трубопроводе приводит к росту тепловых потерь и в целом затрат топлива на транспорт.
Рис. 5. Энергоемкость отпуска тепла в теплосеть в летнее
время по ВРК г. Витебска в зависимости от температуры подающей сетевой воды и температуры горячей воды
Из анализа температурного режима работы неавтоматизированного ЦТП видно, что разность температур подающей сетевой и горячей воды составляет 7-11 ОС практически на всех режимах (большая цифра относится к суточному максимуму тепловой нагрузки), а разность температур между горячей водой и возвращающейся циркуляционной составляет 3-5 ОС. Из этого следует, что температура сетевой воды на входе в подогреватель должна составлять 66 ОС при условии обеспечения у потребителя 50 ОС в часы максимума теплопотребления (СНиП 2.04.01-85). Это минимальные условия для качественного снабжения потребителей горячей водой. Но при этих условиях работоспособная автоматика подогревателей горячего водоснабжения будет находиться постоянно в открытом состоянии (при настройке на 55 ОС), т. е. будет бесполезной.
Выводы и рекомендации
Рост температуры в подающем трубопроводе теплосети в межотопительный период приводит к сокращению потребления холодной воды потребителями в целом по городу.
Для режимов с другими температурами подающей сетевой воды за три летних месяца затраты энергоресурсов (без водоканала) будут большими на величину, приведенную в табл. 1.:
Необходимо исключить в ночное время понижение температуры прямой сетевой воды от источника теплоснабжения, если хоть у одного потребителя в 5 ч 30 мин не будет заданной температуры перед подогревателем ГВС. В автоматизированных системах ночное понижение температуры прямой сетевой воды от источника теплоснабжения неэффективно.
Для устойчивой работы автоматики горячего водоснабжения температура подающей сетевой воды на выходе из источника теплоснабжения должна быть не менее 70 ОС.
Системы теплоснабжения от ЮРК и ВРК имеют между собой различия по многим характеристикам: по уровню автоматизации, по соотношению нагрузок ЦТП и ИТП, по материальной характеристике трубопроводов теплосети, по характеристикам установленного оборудования на теплоисточниках, т. е. каждая система индивидуальна сама по себе. В связи с этим результаты, полученные в данной работе, могут отличаться от результатов, полученных в других системах теплоснабжения.
Проблемы учета и оплаты горячей воды в многоквартирных домах
К.т.н. С.Н. Канев, доцент, генеральный директор,
ООО «Хабаровский Центр энергоресурсосбережения», г. Хабаровск
Введение
Учет и оплата горячей воды в последнее время вызывают множество вопросов и дискуссий как на различных интернет-форумах, так и в центральной печати.
Хотя данная тема уже освещалась в [1, 2], еще раз вернуться к ней заставило:
■ вступление в силу новой нормативной документации в этой области;
■ споры и судебные разбирательства между энергоснабжающими организациями (ЭСО), управляющими компаниями (УК) и собственниками жилья в многоквартирном доме (МКД).
Судебная практика по данному вопросу многочисленна и противоречива. Прокуратура, как правило, становится на сторону жильцов, а судебные органы в большинстве случаев становятся на сторону ЭСО, но, иногда, и на сторону УК и жильцов. В различных регионах РФ эта практика разная.
История возникновения проблемы
Необходимо напомнить, что до выхода [3] не существовало понятия горячей воды как товара, а существовало только два товара и, соответственно, два тарифа:
Данный тариф, в соответствии с [3], включает в себя стоимость 1 м 3 холодной воды и стоимость израсходованной тепловой энергии на ее подогрев. К чему это привело, показано в [1].
Отметим, что нигде в мире понятие «горячая вода» как товар не применяется [4], т.к. в закрытых системах ГВС, применяемых за рубежом, горячая вода получается путем нагрева холодной воды непосредственно на объекте теплоснабжения. И даже в открытых системах ГВС, которые широко используются в РФ, товаром является теплоноситель, используемый на нужды ГВС, температура которого регулируется в соответствии с нормативными документами непосредственно на объекте теплоснабжения.
Затем, в соответствии с [5], были внесены изменения и дополнения в [7], которые вступили в силу с 01.01.2013 г., а, в соответствии с [6], были внесены изменения в [3], которые также вступили в силу с 01.01.2013 г.
На основании этих документов в 2013 г. на горячую воду был установлен двухкомпонентный тариф для закрытой системы ГВС в виде:
Для открытой системы ГВС:
Отметим, что, как правило, компонент на тепловую энергию, используемую для целей ГВС, равен тарифу на тепловую энергию, т.е. Т5=Т1. Однако имеются регионы, где эти тарифы отличаются друг от друга, что приводит к дополнительным недоразумениям. Например, в г. Сочи Т5, примерно на 40% больше чем Т1.
Фактически в 2013 г. Правительство РФ запретило устанавливать единую ставку на горячую воду, внеся соответствующие изменения в Правила установления тарифов.
Единый тариф на горячую воду Т3 не учитывал фактическую температуру горячей воды, поступающей в квартиры. Как правило, в тариф закладывали максимальный нагрев tгв=60-65 О С, а граждане получали чуть теплую воду tгв =30-40 О С, платить за которую приходилось по полной.
В итоге, в некоторых регионах РФ, например, в Чувашии и Новосибирской области, двухкомпонентный тариф был отменен, и теперь в этих регионах переплачивать за горячую воду приходиться жильцам МКД с системами без циркуляции. Они сливают остывшую в трубах воду, а платят за нее как за горячую.
Чтобы устранить образовавшиеся пробелы в нормативных документах и снизить напряженность, было принято Постановление Правительства РФ № 129 от 14.02.2015 г. [9]. Согласно этому документу окончательный переход на двухкомпонентный расчет должен завершиться не позднее 01.01.2018 г.
1. Норматив потребления коммунальных услуг (КУ) по ГВС в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется из норматива потребления холодной воды для предоставления КУ по ГВС в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления КУ по ГВС. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по ГВС в соответствии с требованиями и качеству КУ по ГВС, установленными Правилами предоставления КУ.
2. Уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления КУ по ГВС, с учетом вида системы ГВС (открытая, закрытая) внутри МКД, а также следующих особенностей таких домов:
■ неизолированные стояки и полотенцесушители;
■ изолированные стояки и полотенцесушители;
■ неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
■ изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
3. Информация об оснащенности МКД стояками и полотенцесушителями на территории субъекта РФ предоставляется органами местного самоуправления или на основании сведений, полученных от исполнителей КУ.
4. Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления КУ и ГВС (Гкал/м 3 ), при применении метода аналогов определяется по формуле:
5. Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления КУ по ГВС (Гкал/м 3 ), в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду при применении расчетного метода, определяется по следующей формуле:
При открытой системе ГВС, если МКД оснащен ОДПУ, учитывающим общий объем тепловой энергии (на отопление и ГВС), то размер платы за КУ по отоплению в течение отопительного сезона определяется как разность между общим количеством потребленной тепловой энергии и произведением объема потребленной за расчетный период тепловой энергии на подогрев воды, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, а также на общедомовые нужды (ОДН).
Таблица 1. Коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения.
Коэффициент, учитывающий теплопотери трубопроводами систем ГВС | ||
Система ГВС | С наружной сетью ГВС | Без наружной сети ГВС |
С изолированными стояками: | ||
— с полотенцесушителями | 0,25 | 0,2 |
— без полотенцесушителей | 0,15 | 0,1 |
С неизолированными стояками: | ||
— с полотенцесушителями | 0,35 | 0,3 |
— без полотенцесушителей | 0,25 | 0,2 |
В связи с тем, что существующая нормативная база в области учета и оплата горячей воды является достаточно сложной и непрофессионалу в ней сложно ориентироваться, то в некоторых регионах РФ, в частности в Санкт-Петербурге, опубликованы специальные разъяснения о порядке применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Вообще-то данную проблему надо разделить на две части.
■ по показаниям приборов учета, установленных на внутренней системе теплоснабжения МКД и позволяющих разделить платежи за тепло на нужды отопления и нужды ГВС;
■ по нормативам, если отсутствуют приборы учета на внутренней системе теплоснабжения МКД.
Закрытая схема ГВС
Рассмотрим практические аспекты применения существующих на сегодня нормативных документов по учету тепловой энергии и горячей воды для закрытой системы ГВС (рис. 1).
Алгоритмы расчета для закрытой системы ГВС как в отопительный период, так и в межото- пительные периоды одинаковы.
1. Тепловая энергия, израсходованная на подогрев холодной воды от о до tre, Гкал, рассчитывается по формуле:
4. Тариф на горячую воду для нужд ГВС, руб./м 3 :
Отметим, что в случае отсутствия циркуляции теплоносителя во внешнем контуре системы теплоснабжения в межотопительном периоде, данная схема не работает.
Открытая схема ГВС
Принципиальная схема учета тепловой энергии и воды в открытой системе ГВС приведена на рис. 2.
Отметим, что в обеих схемах рассмотрен вариант с циркуляцией во внутреннем контуре ГВС при наличии циркуляционного стояка с полотенцесушителями и общедомовыми приборами учета тепла, установленными на вводе в МКД. Вариант с приборами учета, установленными на внутренней системе ГВС в МКД, в данной работе не рассматривается.
В отличие от закрытой системы, в открытой системе ГВС существуют два принципиально разных алгоритма учета тепла и ГВС в отопительный и в межотопительный периоды. Рассмотрим их по отдельности.
Отопительный период. В этом случае потребленная за расчетный период тепловая энергия на нужды ГВС и отопления, Гкал, рассчитывается по формуле:
а количество теплоносителя, израсходованное на производственные и непроизводственные нужды, т, рассчитывается по формуле:
В этом случае управляющая организация рассчитывается с ЭСО за Qпот и Мпот по тарифам Т1 и Т2 соответственно, а тариф на горячую воду на нужды ГВС рассчитывается в соответствии с [9] или принимается по данным регулирующего органа.
где норматив N гвс тэ, Гкал, рассчитанный по формуле (2), устанавливает уполномоченный орган. Поскольку ОДПУ учитывает всю тепловую энергию:
Далее распределение оплаты за отопление и горячую воду между собственниками помещений в МКД происходит согласно [8].
При отсутствии ОДПУ расчет производится по [8] с использованием нормативов потребления и тарифа на горячую воду, рассчитанному по формуле (9).
Межотопительный период. Как ни странно, но в этом случае расчеты становятся более прозрачными, простыми и понятными. В межотопительном периоде может быть два варианта.
Вариант 1. Наличие циркуляции во внешнем контуре, т.е. система теплоснабжения МКД работает так же, как в отопительный период. Теплоноситель из сети поступает в МКД по подающему трубопроводу и возвращается в сеть по обратному. В этом случае расчет с ЭСО происходит так же, как и в отопительный период:
■ потребленная МКД тепловая энергия Qпот рассчитывается по (7);
■ потребленная горячая вода Мпот рассчитывается по (8).
Расчеты с собственниками помещений в МКД производятся в соответствии с [8] с использованием тарифа на горячую воду для нужд ГВС, руб., который рассчитывается по формуле:
Вариант 2. Циркуляция во внешнем контуре системы теплоснабжения отсутствует и теплоноситель подается по одному трубопроводу: подающему или обратному. Отметим, что в этом случае циркуляция ГВС во внутреннем контуре МКД также отсутствует, а потребленная на нагрев теплоносителя тепловая энергия, Гкал, рассчитывается по формуле:
Количество израсходованного теплоносителя, т:
В этом случае все расчеты проводятся также, как и в варианте 1.
В случае, когда ОДПУ отсутствует, все расчеты как с ЭСО, так и с собственниками проводятся на основании нормативов, установленных уполномоченными органами.
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что во всех случаях (открытая или закрытая система ГВС) расчеты за потребленную тепловую энергию и горячую воду между ЭСО и УК производятся по показаниям ОДПУ и по тарифу Т1, Т2, Т4, установленному регулирующим органом.
Расчеты между УК и собственниками помещений с применением единого тарифа на горячую воду для нужд ГВС с учетом норматива на нагрев 1 м 3 холодной воды или теплоноситель Т3, производятся или по показаниям ОДПУ (5, 14), или расчетным путем (2).
Как видно из вышеизложенного, при расчете по ОДПУ в открытой системе в отопительный период и при расчетах по нормативам при отсутствии ОДПУ необходимо знать норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления КУ по ГВС, который рассчитывается по формуле (2), приведенной в [9]. Ранее указывалось [1], что при расчетах по этой формуле возникает множество вопросов, на которые нет однозначного ответа.
1. Какую температуру горячей воды t rB применять при расчетах по данной формуле? Дело в том, что при существующей нормативной базе эта температура может колебаться в пределах от 55 до 65 О С [1].
2. Какую температуру холодной воды tXB применять при расчетах по данной формуле? Эта температура непостоянна и изменяется от месяца к месяцу. Если это закрытая система ГВС, то холодная вода поступает в МКД, как правило, по сетям водоснабжающей организации и температура ее зависит от многих факторов. При открытой системе ГВС холодная вода поступает на источник теплоснабжения, где подогревается теплоносителем, и в этом случае возникает также много неясностей.
3. Откуда взяты значения коэффициента Кп, приведенные в табл. 5.2 [9]? Ведь даже в однотипных домах количество и площадь полотенцесушителей могут быть различными. А если рассмотреть, например, 40-квартирный и 200квартирный дом, то количество циркуляционных стояков, количество и площадь полотенцесушителей могут различаться в несколько раз. Ранее, до выхода [9], Кп=0 и формула (2) имела вид:
Это бы никак не повлияло на МКД, у которых имеется ОДПУ тепловой энергии и воды, т.к. в этом случае общедомовой прибор учитывает всю тепловую энергию, идущую как на нужды отопления, так и на нужды ГВС. При этом, не важно: есть ли циркуляция во внутреннем контуре системы ГВС или нет, изолированы ли стояки ГВС или нет.
Тогда увеличение норматива создало бы экономические предпосылки для выполнения ФЗ № 261 в части установки общедомовых приборов учета, поскольку в этом случае невыгодно было бы расплачиваться по нормативам в летний период, игнорируя показания ОДПУ
На сегодняшний день в Хабаровске действуют нормативы потребления КУ в МКД, которые приведены в табл. 2.
Таблица 2. Нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в МКД с централизованным ГВС, оборудованным ваннами с душем, раковиной, мойкой кухонной (с применением метода аналогов), (м 3 /мес. на чел.).
Рассмотрим какая сложилась ситуация при оплате и учете горячей воды в МКД при использовании двухкомпонентных тарифов на ГВС на примере отдельных МКД Хабаровска в 2015 г В 2015 г. регулирующим органом (Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края) в городе были установлены следующие тарифы (табл. 3).
Таблица 3. Тарифы на энергоресурсы в Хабаровске на 2015 г. (с НДС).
Оплата и учет тепловой энергии и горячей воды в Хабаровске происходят вне зависимости от системы теплоснабжения (открытая или закрытая система ГВС) следующим образом.
В отопительном периоде расчеты между ЭСО и УК происходят на основе показаний ОДПУ по формулам:
для открытой системы;
для закрытой системы.
Оплата за тепловую энергию и горячую воду за расчетный период производится по формулам:
Распределение этой оплаты по собственникам квартир производит УК в соответствии с [8]. Тепловая энергия рассчитывается по формуле (18). Отметим, что при этом не происходит разделения на тепло, используемое для нужд отопления и нужд ГВС. Но т.к. тариф на тепловую энергию для целей отопления и целей ГВС один и тот же, т.е. Т1=Т5, то в этом случае количество средств, оплаченных собственниками, совпадает с количеством средств, перечисленных УК.
С оплатой горячей воды дело обстоит сложнее. Масса горячей воды распределяется среди собственников или на основании индивидуальных приборов учета горячей воды или по нормативам при отсутствии таких приборов. В этом случае с учетом ОДН масса горячей воды, определенная по показаниям ОДПУ и распределенная среди собственников, должны совпадать, т.е.:
Однако расчеты за горячую воду УК и ЭСО происходят по формуле (22), а расчеты с собственниками по формуле:
Заметим, что это касается только открытой системы ГВС, т.к. в закрытой системе МГВС=0 и оплата производится только за холодную воду в
адрес Водоканала. А поскольку Т2^Т3, то происходит необоснованное обогащение УК на:
В данном случае происходит двойная оплата за ГВС, т.к. тепловая энергия, используемая на нагрев горячей воды для нужд ГВС, уже учтена в (18) и за нее заплачено в соответствии с (21).
В межотопительный период Qот=0 и поэтому Qпот=ОГВС. В этом случае существует два варианта расчетов:
Вариант 1. Двухкомпонентный тариф. В этом случае расчеты между УК и ЭСО производятся в соответствии с формулами (21-23). Распределение тепловой энергии и массы горячей воды МГВС производится в соответствии с [8], а оплата за эти ресурсы производится:
■ за тепловую энергию на нужды ГВС по формуле (21);
■ за теплоноситель по формуле (22), но иногда используется формула (25), т.е. опять появляется дополнительная оплата.
Вариант 2. Единый тариф на горячую воду для нужд ГВС. В этом случае оплата за Qпот не взимается, а оплачивается только МГВС по формуле (25).
Все вышеперечисленные варианты учета и оплаты приведены для случая, когда МКД оборудован ОДПУ
Если ОДПУ отсутствует, то используется расчетный способ. В этом случае оплата и распределение тепла в МКД между собственниками происходит с использованием тарифа на горячую воду Т3 с учетом нормативов потребления горячей воды, или по двухкомпонентному тарифу. УК рассчитывается с ЭСО в соответствии с договорными нагрузками, приведенными в договоре теплоснабжения для каждого расчетного периода.
После введения двухкомпонентных тарифов на ГВС платежи МКД Хабаровска, рассчитывающихся по показаниям ОДПУ, выросли в 1,5-2 раза, что вызвало недовольство жильцов этих домов. Поэтому многие МКД отказались от использования ОДПУ в межотопительный период и при этом их платежи стали меньше, чем при наличии ОДПУ, несмотря на то, что они стали рассчитываться по нормативам.
Разница в платежах за горячую воду по единому и двухкомпонентному тарифу произошла не из-за «умысла энергетиков», а из-за несовершенства тарифов. При расчетах по ОДПУ с применением двухкомпонентных тарифов МКД платят за фактически (измеренное прибором) количество тепловой энергии и воды, что полностью соответствует ГК РФ. Использование же непонятно как рассчитанного единого тарифа на горячую воду без учета конкретных особенностей МКД запутывает население и приводит к убыткам ЭСО. Покажем это на примере двух МКД Хабаровска.
Многоквартирный жилой дом по ул. Руднева, 70, г. Хабаровск
В отчете о теплопотреблении за этот месяц приводятся такие данные.
М1=980 т, М2=950,5 т, Мпот=М1-М2=29,5 т, Qпот=12,3 Гкал.
При этом, т.к. QOT=0, то вся тепловая энергия идет на нагрев воды, т.е. это компонент на тепловую энергию для нужд ГВС. Количество холодной воды, нагреваемой до горячей, неизвестно, т.к. прибор учета в системе ГВС отсутствует.
ЭСО выставило УК оплату по двухкомпонентному тарифу:
1) компонент на тепловую энергию Ц1=Т1*Qпот==1403,68*12,3=17265 руб.;
2) компонент на теплоноситель:
Итого за горячую воду начислено: Ц=Ц1+Ц2=17265+1 022=18267 руб.
ЭСО в данном случае совершила ошибку, посчитав, что Мпот=∆М, но на самом деле это не масса ГВС, а просто погрешность измерений:
Таким образом, если бы МКД не подал сведения в ЭСО о показаниях по ОДПУ и ЭСО взяла бы с него оплату по нормативам и единому тарифу, то ЭСО понесла бы убытки в размере примерно 11 тыс. руб.
Поэтому в июле УК отказалась от использования ОДПУ, не подала сведения в ЭСО и ей выставили счет по нормативам. Однако цифра 18 зарегистрированных в 64 квартирах вызывает большое сомнение, т.к. получается 0,3 человека на квартиру. Если считать, что, как правило, в квартире проживает не менее 2 человек, т.е. если условно принять п=128 чел., то в этом случае оплата за горячую воду данным МКД составляла бы: Ц=128.3*107,79=41391 руб., т.е. примерно в 2,2 раза выше, чем по ОДПУ
Многоквартирный жилой дом по ул. Руднева, 74, г. Хабаровск
В пересчете на единый расчетный тариф на горячую воду это составило:
Это не устроило УК, и она подала протест в прокуратуру на ЭСО, посчитав, что ЭСО ее «обобрала». На самом деле ЭСО никого не обирала, а просто получила с абонента плату за фактически потребленный энергоресурс, рассчитанную на основании показаний ОДПУ
Далее УК хотела отказаться от использования ОДПУ и оплачивать ЭСО за горячую воду как бесприборник по нормативным значениям. Рассмотрим к чему бы это привело. Здесь также имеется два варианта расчетов.
Если на основании этих данных рассчитать плату за ГВС, то получим:
Ц2=Т1* Q ГВС ТЭ +Т2*МГВС=1403,68*29,276+33,96*557=59,854 тыс. руб., т.е. в этом случае оплата была бы меньше на: ΔЦ=Ц1-Ц2=82,523-59,854=22,669 тыс. руб. Таким образом, ЭСО был бы нанесен ущерб в размере примерно 22,7 тыс. руб.
Если при расчетном методе не учитывать компонент на тепловую энергию, а расчет провести, исходя из единого тарифа, то получилось бы: Ц3=Т3 баз*Мгвс=107,79*551=60,04 тыс. руб.
Если в соответствии с [9] мы бы откорректировали базовый тариф с использованием Кп=0,35, т.е. Т3 кор=1,35, Т3баз=145,52 руб./м 3 и произвели бы перерасчет:
Цз=Тз кор*Мгвс=145,52.557=81,05 тыс. руб., то это практически бы совпало с расчетом по двухкомпонентному тарифу Ц1=82,5 тыс. руб. (разница составляет около 2%). Это говорит о том, что если базовый единый тариф на горячую воду откорректировать с использованием [9], то расчеты, в этом случае, практически совпадут.
В данном МКД нашей организацией был проведен эксперимент: были отключены циркуляционные стояки. В этом случае, оплата как по единому базовому тарифу, так и по двухкомпонентному тарифу практически совпала.
Но жильцов это не устроило, т.к. они стали потреблять больше горячей воды, но с меньшей температурой. Поэтому они включили циркуляционные стояки, но оплату хотели провести по единому базовому тарифу, не учитывающему циркуляцию во внутреннем контуре, т.е. за счет средств ЭСО.
Отсюда возникли все «непонятки» и обращения УК в прокуратуру на ЭСО.
Надо отметить, что аналогичная ситуация наблюдается практически во всех МКД, где имеется циркуляция во внутреннем контуре системы ГВС, и причем не только в Хабаровске. По всей РФ происходят судебные разбирательства между УК и ЭСО, причем в большинстве случаев суды становятся на сторону УК и жильцов, заставляя ЭСО оплачивать тепло, прошедшее через циркуляционные стояки и полотенцесушители, за ее счет [2].
Выводы
Видно, что вся путаница в оплате и учете горячей воды связана с нестыковкой и несовершенством нормативных документов в этой области:
Рекомендации
1. Ввести базовый норматив тепловой энергии на нагрев 1 м 3 холодной воды по формуле (2), где Кп=0, т.е.:
а также 4 расчетных норматива, учитывающих конструктивные особенности системы ГВС МКД, и далее по формуле определять:
2. На базе данных нормативов можно ввести единый тариф на 1 м 3 горячей воды по формуле:
Эти единые тарифы, а их также будет пять (1 базовый и 4 расчетных), будут различны для разных регионов РФ. Их может устанавливать регулирующий орган при утверждении тарифов.
4. Учет, оплату и распределение горячей воды при отсутствии ОДПУ производить по нормативам и по единому тарифу Т3, утвержденному регулирующим органом. То есть, также, как это было и раньше, но с учетом Кп.
5. Учет, оплату и распределение горячей воды при наличии ОДПУ вести по следующим алгоритмам.
Алгоритм 1. Открытая система ГВС. Отопительный период.
Количество тепловой энергии, израсходованной на ГВС, находится по формуле:
Алгоритм 2. Открытая система ГВС. Межото пительный период.
В этом случае: Qпот=Qгвс, а QOT=0.
Здесь есть три варианта распределения:
Вариант 1. Единый тариф.
Вся горячая вода МГВС=М1-М2 распределяется в соответствие с [8] и оплачивается по тарифу Т3, который рассчитывается по формуле (29), но в этом случае:
Вариант 2. Двухкомпонентный тариф.
Тепловая энергия Qпот=QГВС и МГВС=М1-М2 распределяется в соответствии с [8]. При этом Qпот оплачивается по тарифу Т1, а МГВС по тарифу Т2.
В этом случае цена оплаты за горячую воду по обоим вариантам будет одинакова, но она будет отличной, если N гвс расч рассчитывать по формуле (28), а воду по единому тарифу:
Здесь снова будет двойное «налогообложение», т.к. собственники дважды заплатят за тепловую энергию на нагрев воды.
Причем в данном случае разделить Qпот на Qгвс и Qoт невозможно, т.к. неизвестно Мгвс.
Вариант 3. Есть отдельный прибор в системе ГВС, по которому можно учесть расход горячей воды (МГВС=МХВС).
В этом случае можно разделить Qпот на Qгвс и Qoт по формуле (30) и (31). Затем распределить Qoт среди собственников по [8] и оплату произвести по тарифу Т1, а Мгвс также распределить среди собственников по [8], а оплату производить по единому тарифу Т3.
Алгоритм 3. Закрытая система ГВС. Отопительный период.
В этом случае Qпот=Qot и Qгвс, т.е. прибор учитывает суммарную тепловую энергию и на ГВС, и на отопление. Здесь также возможны два варианта.
Вариант 1. Отсутствует отдельный прибор учета воды в системе ГВС, а вся вода, идущая на нужды ХВС и ГВС, учитывается ОДПУ на вводе в МКД.
При этом УК распределяет Qпот среди собственников в соответствии с [8], т.е. по квадратным метрам. При этом индивидуальные приборы учета не нужны. Можно, конечно, искусственно рассчитать единый тариф на горячую воду по (32).
Вариант 2. Имеется отдельный прибор учета воды на входе в теплообменник (рис. 1), который учитывает массу воды, идущую на нужды ГВС.
В этом случае можно использовать или двухкомпонентный тариф, или единый тариф на горячую воду.
Алгоритм 4. Закрытая система ГВС. Межотопительный период.
Если же имеется отдельный счетчик в системе ГВС, который измеряет Мгвс, то снова возникает два варианта.
Вариант 1. Компонент на тепловую энергию не оплачивается отдельно: он учитывается в едином тарифе Т3, рассчитанном по (32). Мгвс распределяется среди собственников по [8] и оплачивается по тарифу Т3.
Вариант 2. Оплачивается и компонент на тепловую энергию Qr—вс по тарифу Т1, и масса горячей воды по тарифу Т3. В этом случае снова происходит двойная оплата.
Все вышеизложенное показывает, что вопросы учета и оплаты горячей воды на сегодняшний день довольно запутаны и нет нормативных документов, которые бы могли однозначно решить данную проблему.
Литература
1. Канев С.Н. Учет и оплата горячей воды и теплоносителя. Материалы 32-й Международной научно-практической конференции. «Коммерческий учет энергоносителей». СПб. 2012 г.
3. Постановление Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 г. «Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
5. Федеральный закон № 417-ФЗ от 07.12.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона» «О водоснабжении и водоотведении».
6. Постановление Правительства РФ № 1149 от 08.11.2012 г. «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
7. Федеральный закон № 190-ФЗ от 23.04.2010 г. «О теплоснабжении».
8. Постановление Правительства РФ от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в ред. ППРФ от 27.08.2012».
9. Постановление Правительства РФ № 129 от 14.02.2015 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду».
10. Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Утверждены Приказом Минрегиона России № 47 от 15.02.2011 г.
11. Постановление Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 г. «О коммерческом учете тепловой энергии и теплоносителя».
12. Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ № 99/Пр. от 17.03.2014 г. «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя».
Согласно требованию закона «Об энергосбережении» и обычному здравому смыслу, все, что продается, должно быть измерено приборами учета. В контексте горячего водоснабжения измерены могут быть: объем поступившей в дом воды или теплоносителя (м 3 ) и объем тепловой энергии (Гкал). Именно эти сущности и могут называться коммунальными ресурсами, именно их подают ресурсоснабжающие организации, и именно они должны быть оплачены. Горячая вода ресурсом не является, это искусственно придуманная сущность, и приборно она не измеряется. Привлечение расчетных способов исходя из «среднего по больнице» неизбежно приводит к небалансам, генерирует убытки РСО и некорректное распределение стоимости между потребителями. Нигде в мире горячая вода не является самостоятельным товаром.
В целом для профессионалов понятно, что нужно сделать со всем этим хаосом, чтобы навести порядок: внести изменения в ключевые законодательные акты, в т.ч. законы о теплоснабжении, о водоснабжении, в жилищный кодекс, а также в ряд подзаконных документов, вернув в законодательство о теплоснабжении все отношения, связанные с поставкой горячей воды, независимо от вида системы.
Эти изменения подготовлены, сейчас идет экспертное обсуждение.
Но следует иметь в виду, что в сфере ЖКХ «нормативка» меняется достаточно активно, поэтому чем дольше откладывать наведение порядка в части поставки горячей воды, тем больше нормативных актов потом придется менять.