Минпросвещения и минобрнауки в чем разница
Полномочия Минпросвещения и Минобрнауки разграничат окончательно
Правительство подготовило необходимые для этого поправки в Трудовой кодекс
Преобразование Минобрнауки в министерство просвещения и министерство науки и высшего образования произошло в мае прошлого года. Спустя месяц Правительство выпустило положения о двух ведомствах, в котором разграничило их полномочия. Но не до конца — точечные изменения приходится осуществлять с помощью законопроекта, который поступил на рассмотрение Госдумы 24 апреля.
Трудовой кодекс сам не изменится
Подготовленный и внесённый в Думу Правительством проект закона вносит поправки в Трудовой кодекс. Корректировки, как оказалось, требуют положения документа, касающиеся функций органов исполнительной власти в сфере образования.
По сути, законопроект устраняет правовые пробелы. Например, в нынешней редакции ТК, определять продолжительность рабочего времени педагогов может только орган, «осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования», то есть Минпросвещения. Правительство хочет изменить формулировки, упомянув и орган, отвечающий за сферу «высшего образования» — то есть Минобрнауки.
Одновременно, следует из поправок, Минобрнауки получит право утверждать форму справки-вызова на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, но только по согласованию с Минпросвещения.
В Правительстве пояснили, что разработка отдельного законопроекта для таких изменений понадобилась, поскольку внесения изменений в ТК «не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты».
Чем сейчас занимается Минпросвещения?
Согласно положению о Министерстве просвещения РФ от 28 июля 2018 года, ведомству переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования. Также в «зону ответственности» нового органа вошли сферы профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, вопросы воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся.
Кроме того, за министерством закреплены предоставление государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
Какие задачи решает Минобрнауки?
За Министерством науки и высшего образования закреплены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:
Также Минобрнауки России управляет государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Кроме того, на ведомство возложены обязанности по нормативно-правовому регулированию и оказанию госуслуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.
Чего ждут от образования и науки?
Законодатели надеются, что после внесения окончательного разграничения полномочий ведомствам станет легче. На это рассчитывают и сами министерства, главы которых уже прошли проверку на прочность в Госдуме и в Совете Федерации, отчитавшись о своей деятельности. И в том, и в другом случае им пришлось выслушать конструктивную критику.
«Самое печальное, что те инвестиции, которые идут в систему образования, реализуются на восемь процентов. Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт», — констатировал тогда председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Глава Минобрнауки Михаил Котюков, который, в свою очередь, 22 апреля представил в Совете Федерации своё видение развития системы высшего образования и науки, тоже не был понят парламентариями. Да, наверное, уместно было сказать о том, что в стране должны быть созданы не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня и разработаны не менее 140 прорывных технологий, но членов палаты регионов интересовала конкретика. Где, когда и в каких именно сферах произойдёт научный прорыв? Ответа не последовало, поэтому сенаторы посоветовали недавно назначенному на пост министру «не размазывать» финансирование отрасли по разным направлениям, а вместе с Российской академией наук сконцентрировать усилия на тех направлениях, где наша страна уже имеет мощный задел и может стать лидером.
Интересовали представителей регионов и проблемы развития отечественного семеноводства, которое призвано обеспечить продовольственную безопасность страны. Сегодня 98 процентов выращенной в России сахарной свёклы — из импортного материала. Ситуация с картофелем — не намного лучше. Ответ министра и здесь не внушил сенаторам оптимизма.
Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт.
«Селекцию надо поднимать с колен», — сказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, обратив внимание руководителя ведомства на нехватку амбиций. «Не сложилось впечатление, что точки роста сформированы», — отметила спикер. По опыту, денег науке всегда не хватает, но если «размазывать» их по всем направлениям, реального прорыва так и не будет. Поэтому сенаторы посоветовали в этом вопросе министру не пренебрегать советскими методиками, доказавшими свою эффективность. Кроме того, в Совете Федерации советуют не затягивать с внесением основного для отрасли документа — закона о науке.
Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2018 г. N 1225-р О преобразовании Министерства образования и науки РФ в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ
Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2018 г. N 1225-р
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»:
2. Установить, что федеральные государственные гражданские служащие и работники преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации продолжают выполнять возложенные на них обязанности, в том числе связанные с обеспечением проведения реорганизационных мероприятий и передачей функций преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации, до назначения их в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации или Министерство просвещения Российской Федерации либо до их высвобождения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Утвердить председателем комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Антонову Т.В.
4. Завершить реорганизационные мероприятия до 31 декабря 2018 г.
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации до 1 декабря 2018 г. обеспечить внесение изменений в нормативные правовые акты преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам финансового обеспечения находившихся в его ведении организаций, переданных в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, и осуществления данными организациями хозяйственной деятельности.
6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации до 1 декабря 2018 г. обеспечить принятие нормативных правовых актов по вопросам финансового обеспечения переданных в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации организаций, находившихся в ведении упраздненного ФАНО России, и осуществления данными организациями хозяйственной деятельности, а также о признании не подлежащими применению нормативных правовых актов упраздненного ФАНО России по указанным вопросам.
7. Министерству просвещения Российской Федерации:
а) в 10-дневный срок утвердить состав комиссии по проведению реорганизационных мероприятий, предусмотрев включение в него представителей Казначейства России, Росархива, Росимущества, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
б) осуществлять финансовое обеспечение реорганизационных мероприятий, не завершенных на дату оформления актов приема-передачи и разделительных балансов, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2018 год Министерству просвещения Российской Федерации;
в) принять не переданные Министерству науки и высшего образования Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2018 г. обязательства и имущество, указанные в подпункте «г» пункта 8 настоящего распоряжения.
8. Председателю комиссии по проведению реорганизационных мероприятий:
а) в недельный срок представить в Министерство просвещения Российской Федерации предложения о составе комиссии по проведению реорганизационных мероприятий;
б) в месячный срок утвердить по согласованию с Минфином России смету расходов на проведение реорганизационных мероприятий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных преобразованному Министерству образования и науки Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на финансовое обеспечение его деятельности;
в) обеспечить в установленном порядке передачу Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации оставшихся с учетом подпункта «б» настоящего пункта бюджетных ассигнований, предусмотренных преобразованному Министерству образования и науки Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на финансовое обеспечение его деятельности;
г) провести в 3-месячный срок инвентаризацию обязательств и имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за преобразованным Министерством образования и науки Российской Федерации, а также переданного ему по договорам безвозмездного пользования, определить совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Росимуществом перечни имущества, передаваемого Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации, и обеспечить передачу соответствующих имущества и обязательств преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации;
д) обеспечить совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации внесение в установленном порядке соответствующих изменений в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
е) представить до 31 декабря 2018 г. в Казначейство России, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации разделительные балансы на дату завершения реорганизационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах;
ж) в соответствии с законодательством Российской Федерации предупредить федеральных государственных гражданских служащих и работников преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации о предстоящем высвобождении;
з) оказать федеральным государственным гражданским служащим и работникам преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации содействие в трудоустройстве в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, а при невозможности трудоустройства или при отказе федеральных государственных гражданских служащих и работников от трудоустройства обеспечить предоставление им гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Казначейству России направить в Министерство просвещения Российской Федерации уведомление о принятии разделительных балансов.
Министерству просвещения Российской Федерации на основании указанного уведомления принять решение о прекращении полномочий председателя комиссии.
10. Росимуществу оформить до 1 декабря 2018 г. в установленном порядке закрепление на праве оперативного управления за Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации имущества, указанного в подпункте «г» пункта 8 настоящего распоряжения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2018 г. N 1225-р
Минпросвещения и минобрнауки в чем разница
Министерства образования и науки больше нет. Владимир Путин по рекомендации Дмитрия Медведева разделил главное образовательное ведомство страны на две части: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Первое будет отвечать за школы и среднее образование, второе – за развитие науки, инноваций и деятельность вузов. Этим же указом президента упраздняется Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), его функции перейдут Министерству науки, а Агентство по надзору за образованием станет подведомственным Правительству. Кому понадобилось деление Минобрнауки и принесет ли оно пользу – читайте в материале Накануне.RU.
Прежнее объединение в одном ведомстве управления всеми уровнями образования, да еще и наукой было ошибкой, которая привела к снижению уровня подготовки в колледжах и повальной ориентации всех учащихся на получение высшего образования, поэтому преобразования в структуре Минобра назрели давно, отметил президент Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков.
«Почти 20 лет все ведущие эксперты в данной области говорят о том, что объединение общего среднего образования, высшего профессионального образования и науки в ведение одной государственной структуры было большой стратегической ошибкой. Потому что система общего среднего образования тем самым была фактически отдана на откуп муниципальным властям, у которых для ее качественного развития порой не хватало ни материальных ресурсов, ни методического обеспечения, ни административной поддержки, – рассказал Сергей Комков Накануне.RU. – Резко снизился уровень внеклассной и внеурочной воспитательной работы, уровень развивающей деятельности школьников. Всех стали ориентировать исключительно на подготовку к поступлению в вуз. Без разницы в какой! Именно поэтому практически на-ура прошла, так называемая, «реформа» по внедрению в российских школах ЕГЭ».
«Взрастили несколько поколений, у которых в голове полный фаршмак, которые не знают историю своей страны, и, самое главное, у которых отсутствуют национальные ориентиры. Они воспитаны так, что там, где есть пармезан, должна быть и Родина. Это нужно исправлять. Но если ведомство возглавят те, кто до этого внедрял «Болонскую систему», проводил эксперименты над нашим образованием, уничтожая его, тогда образованию конец», – поделился своим мнением с Накануне.RU эксперт.
С виду реорганизация самого Минобра напоминает возврат к советскому опыту, при котором существовало несколько образовательных ведомств. За школьное образование отвечало Министерство просвещения, за высшее – Госкомитет высшей школы, отдельно существовала Академия наук, напоминает историк, соавтор проекта «Последний звонок» Евгений Спицын. Впрочем, нынешняя реорганизация могла понадобиться вовсе не для достижения благой цели спасения образования и науки, а для того, чтобы поделить власть между лоббистами.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»фурсенко андрей министр образования(2010)|Фото: Накануне.RU» />
«Мне кажется, это делается не ради решения серьезных и важных задач, а просто ради того, чтобы развести две группировки и сделать так, чтобы и овцы были целы, и волки были сыты», – пояснил Накануне.RU Евгений Спицын.
Опыт показывает, что в РФ постоянные правительственные реорганизации принципиально не меняют ситуацию с проводимой политикой. «В данном случае, я думаю, просто идет борьба разных группировок, которые хотят взять под контроль те или иные сферы государственного управления и соответствующие денежные потоки. Идет борьба за кресла между отдельными группировками. За кресла борются хорошо известные разные группировки в Администрации президента, Правительстве, Академии наук. Есть группировка Фурсенко-Ковальчука, они хотели поставить своего человека президентом РАН, но им это не удалось. Есть группировка Грефа-Кудрина-Кузьминова – группировка Высшей школы экономики. Есть группировки, которые существуют в РАН. Здесь завязано довольно много интересов и политических моментов», – считает он.
Евгений Спицын отмечает, что назначение Ольги Васильевой министром образования стало «ударом под дых той либеральной своре, которая все эти годы командовала образованием». Теперь реформаторы хотят вновь оказаться у руля.
«На мой взгляд, министр Васильева, которая пришла полтора года назад в министерство, только вошла в курс дела, начала что-то потихоньку исправлять. И бах! Все начинать сначала, что ли? Я этого не понимаю. По моему ощущению, она какой-то министерский пост должна занять, скорее всего, в Министерстве просвещения», – добавил историк.
Политолог Павел Салин напоминает, что против министра Ольги Васильевой последние два месяца шла достаточно интенсивная кампания, либеральная группа влияния была недовольна перспективами сохранения ею поста в Правительстве, в то же время у госпожи Васильевой есть влиятельные аппаратные покровители. «Принято соломоново решение – уж если ей действительно больше нравится то, что называется «просвещением», то ей решено отдать этот школьный блок среднего образования, а представителям либерального блока отдать высшее образование и науку», – говорит эксперт.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»Министерство образования и науки, экспертиза учебников, Ольга Васильева(2018)|Фото: минобрнауки.рф» />
По информации СМИ, возможным претендентом на пост министра просвещения называют руководителя центра для одаренных детей «Сириус» Елену Шмелеву.
Властям придется выбрать между эволюцией в лице Васильвой и революцией в лице Шмелевой, полагает Сергей Комков.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU» />
«Могу сказать лишь одно: назначение на пост министра просвещения уже проверенной временем Ольги Юрьевны Васильевой будет означать продолжение «эволюционного пути развития» российской системы образования и планомерного ухода от навязанных нам западными «советниками» и «консультантами» стандартов. А назначение министром просвещения мало кому известной Елены Владимировны Шмелевой может означать переход к «революционному пути развития» нашей отечественной системы образования. Так как ей либо придется полностью сменить свою парадигму, созданную во время работы с одаренными детьми, либо активно и достаточно быстро ломать сложившуюся порочную систему управления образованием. В первую очередь, ей придется принципиально решить вопрос по поводу ЕГЭ, так как ЕГЭ и работа с одаренными детьми – понятия несовместимые. А, во-вторых, ей придется достаточно активно заняться искоренением всей системы бюрократизации, сложившейся в российском образовании за последние 15-20 лет. И особое внимание обратить на возрождение работы во внеурочное время», – отметил профессор.
Кандидатом на пост министра науки называют заместителя Васильевой по научной и инновационой деятельности Григория Трубникова.
450? ‘450px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»Григорий Трубников(2018)|Фото: минобрнауки.рф» />
«У Ольги Васильевой есть зам, который курирует науку, молодой академик, физик. Я ничего не хочу сказать про этого человека, потому что я ничего о нем не знаю, насколько он крупный ученый, насколько хороший он организатор. У нас наука сейчас опущена до такого плинтусного состояния, что мы даже не знаем, насколько у нас серьезные научные школы, какие из них сохранились, насколько они авторитетны в мировом научном сообществе», – сказал Евгений Спицын.
Профессор Сергей Комков считает, что возглавить Миннауки должен один из действующих успешных ректоров вузов, либо один из руководителей РАН, активно сотрудничающий с высшей профессиональной школой и вузовским сообществом.
«Наука – это серьезная сфера, которой должны заниматься серьезные люди. Но я очень боюсь, что снова всплывет фигура или Фурсенко, или что-то типа него», – предположил Александр Жилин.
Наука нуждается в развитии, и упразднение ФАНО, существовавшего отдельно от Министерства образования и науки, выглядит вполне логичным шагом, считает Сергей Комков.
«Идея создания так называемого ФАНО изначально была воспринята всеми экспертами весьма скептически. Никакого дублирования функций в системе управления высшим образованием и наукой быть не должно!» – сказал профессор.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»школа, ЕГЭ, урок, экзамен(2016)|Фото: posta-magazine.ru» />
Еще одной новацией станет вынесение Рособрнадзора из ведения образовательного ведомства. Надзорный орган будет находиться «под Правительством» и контролировать деятельность средней, высшей школ и науки.
Стоит ли ждать от преобразований пользы или это очередная формальная перестановка, станет известно в конце недели, когда будут названы имена членов нового Правительства.
«По-хорошему, во главе министерства должен стать человек наподобие Берии, Мехлиса, Молотова, который своей железной рукой мог бы навести там порядок, привести систему в чувство – встряхнуть, провести чистку, не формальную, а настоящую, и нацелить людей на выполнение важнейших государственных задач. Совершенно очевидно: если мы окончательно угробим науку и образование, у страны не будет будущего», – резюмировал Евгений Спицын.
Раздел Минобрнауки: два министерства вместо одного
Министерство просвещения будет отвечать за «общую образовательную деятельность» — школы, среднее специальное образование, соответствующее дополнительное профобразование и профобучение и дополнительное образование детей и взрослых. Ведомство будет решать вопросы воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних, социальной поддержки и защиты детей.
Министерство науки и высшего образования будет заниматься развитием вузов, науки и нанотехнологиями. К компетенции министерства будут относиться контроль работы научных учреждений и университетов. Кроме того, ведомство будет отвечать за «деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности».
Помимо этого, президент упразднил Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которое было создано в 2013 году во время реформы Российской академии наук. Руководство РАН неоднократно жаловалось на то, что агентство пыталось вмешиваться в управление исследованиями. Теперь все функции ФАНО переходят к новому министерству науки и высшего образования.
Наконец, Рособрнадзор и Росмолодёжь, которые находились в ведении Минобрнауки, переведены в прямое подчинение правительству России.
Сообщения о разделении министерства образования на два ведомства (как и о ликвидации ФАНО) публиковались в СМИ ещё до официального подтверждения. 11 мая собеседник РИА «Новости» утверждал, что решение по этим вопросам уже принято окончательно. В тот же день зампред комитета Госдумы по науке и образованию Олег Смолин в беседе с «Интерфаксом» сообщил, что Минобрнауки может быть разделено: «Вопрос о разделении министерства образования и науки действительно обсуждается, причём уже более 10 лет. И, похоже, что данное решение именно в этом году может быть принято».
И правда, эксперты и специалисты говорили, что создание двух министерств в сфере образования и науки будет естественным и оправданным. Такой точки зрения придерживался, например, глава РАН Александр Сергеев. В интервью после своего назначения главой академии он прямо говорил, что в России оптимальной комбинацией было бы создание двух министерств. Правда, тогда он называл немного другой вариант: «Мне кажется, что можно организовать и министерство науки, скажем: министерство образования, включая и высшее образование, — это одно министерство, а второе — это министерство науки».
10 самых ярких министров образования России. От фаворита Екатерины II до «горящей избы»
Сразу после того, как стало известно о создании двух министерств, различные эксперты дали свои комментарии по ситуации, в основном положительные. Так, например, вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов сказал РИА «Новости», что подобное решение оправдано и необходимо для реализации «технологического прорыва страны».
Ректор Российского университета дружбы народов, председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК), экс-глава Минобразования (1999–2004 годы) Владимир Филиппов говорил ТАСС, что реформа пойдет на пользу школе, проблемами которой новое министерство сможет уделить максимум внимания: «Директора школ и педагоги обычно обижаются, потому что в Минобрнауки большим авторитетом всегда пользуются ректоры вузов, которых не так много. И таким образом сейчас будет уделяться больше внимания школьному образованию».
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов оценил преобразование так же конкретно: «Действительно, вполне логичным выглядит разделение министерства науки и образования на две части, потому что нельзя было создавать такой большой сверхкомплекс». По его словам, создание двух министерств — это оптимальная норма, которая функционирует во многих других государствах.
Некоторые эксперты обратили внимание, что само по себе разделение выглядит разумным, но очень многое зависит от того, кто возглавит новые ведомства. Такое мнение, например, высказал «Ведомостям» Михаил Гельфанд, замдиректора Института проблем передачи информации РАН, один из основателей сообщества «Диссернет»:
«Разделение министерства образования и на первый взгляд выглядит разумным: сочетание управления фундаментальной наукой и детскими садами в одном ведомстве выглядело странно. Отчасти это выглядит как задуманная еще прежним министром образования Дмитрием Ливановым реформа РАН, в которой не было Федерального агентства научных организаций (ФАНО в новой структуре правительства упраздняется — „Ведомости“), а распорядительные функции передавались министерству. Другое дело, что в нашей стране подобные преобразования нередко призваны не улучшить управление, а достичь каких-то иных целей. Недаром во времена хрущевских административных преобразований шутили, что Министерство путей сообщения разделят на „министерство туда“ и „министерства сюда“. В нашей системе госуправления важнее не само разделение, а персоналии, которые возглавят эти министерства».