Мод что это такое в школе
Классный час «Человек и мода. Хороший вкус»
Надежда Мухина
Классный час «Человек и мода. Хороший вкус»
Цель. Дать понятие моды. Рассмотреть различные проблемы моды. Показать влияние хорошего вкуса на моду.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
Введение в тему, проблему.
«Дураки придумывают моду, а умные поневоле ей следуют» (Сэмюэл Батлер)
Что такое мода? Как вы понимаете это высказывание? Вы любите модных людей? А сами вы модные? Почему? Только ли девушки и женщины следуют моде? А существует ли мода для мужчин?
Проблема. Всегда ли модное красиво?
Итак, мода – это совокупность взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время.
Вы согласны с таким определением моды, данным в словаре Ожегова? Почему?
Почему всё-таки мода занимает такое место в нашей жизни?
Нужна ли мода в школе?
Задание. Представьте, что вы модельер. Какую одежду, форму вы бы сделали для старшеклассников?
А мода существует только в одежде?
А где ещё? Что значит модный дом? Интерьер?
А всегда ли модные прически вам идут, модная одежда вам подходит?
Нужно ли соблюдать стиль в одежде, прическе, косметике?
Что такое стиль? Есть ли модный стиль?
«Встречают по одежке, а провожают по уму». Ум, духовное богатство – это главное. Но встречают все-таки по одежке!
Итак, мы хотим выглядеть хорошо одетыми и воспитанными людьми. Что для этого необходимо? Предлагаю вам несколько ответов. Какой из них вы считаете правильным?
Надо иметь много денег, чтобы покупать дорогие вещи.
Надо покупать только заграничную одежду,лучших фирм: она лучше.
Надо не покупать вещи на базаре, а шить по заказу.
Надо следить за модой, носить только модное.
Надо, чтобы никто не мешал нам носить то, что мы хотим.
Какой бы вы ответ не выбрали, все они не правильные. Как же ответить на поставленный вопрос? Наверное,лучше всего так: чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь хороший вкус. Так что мода здесь не при чем, главное иметь хороший вкус.
А что значит, хороший вкус?А можно сказать: свой стиль, имидж? Приведите примеры.
О вкусах не спорят. А о хорошем вкусе?
Что нужно для выработки хорошего вкуса?
Существует несколько простых, но важных правил, которых придерживается человек с хорошим вкусом.
• Не может быть красивым то, что может нанести вред твоему здоровью. Например, в теплую погоду одевать шерстяные, но модные вещи.
• Одежда должна соответствовать своему назначению. Можно ли в кроссовках и спортивном костюме пойти в театр?
• Одежда должна соответствовать возрасту. Может ли маленькая девочка ходить на высоких каблуках?
• Одежда должна соответствовать индивидуальным особенностям человека.
• Все предметы и части костюма должны хорошо сочетаться друг с другом. Можно ли одеть строгий костюм и спортивные кроссовки или туфли и шубу?
Вывод: должен быть ансамбль –это значит: все согласованно, все хорошо сочетаться. Если нет ансамбля (в волосах голубая ленточка, на платье зеленые валанчики, на туфлях желтые пряжки – бабочки) выпадает самое главное – человек.
Белье – его посторонние не видят. А как сейчас большинство молодежи выставляет напоказ белье?
Вульгарный – безвкусный, крикливый. Нравится ли вам вульгарная девочка с накрашенными яркими веками, развязная, громко хохочущая, хлопающая своего парня по плечу со словами6 «Ну, ты отваливай!» или вульгарный подросток с грязными ногтями, с прилипшей сигаретой в углу рта.
Дорогие вещи не всегда самые лучшие. Иногда пытаются деньгами возместить отсутствие вкуса.Древние греки говорили: Он не мог сделать красиво, потому сделал богато».
Импортный – магическое слово для некоторых взрослых и детей. Беда в том, что все они покупают всё без разбору и тряпки стали смыслом жизни.
Носки – обычно подбираю в тон костюма, обуви, рубашки. Но важнее другое – к любому костюму надевают чистые носки.
Украшения – брошки, кольца, цепочки. При хорошем вкусе можно позволить себе иногда. Но, во-первых, не все сразу, чтобы не превратиться в новогоднюю елку, во-вторых, не в школу, потому, что украшения выглядят безвкусно в сочетании с деловой одеждой, в-третьих, никаких подделок под золото или бриллианты – пусть стекло будет стеклом, а пластмасса не янтарем, а пластмассой.
Какие выводы вы сделали из нашего занятия посвященного моде и вкусу?
Конспект занятия «Эпоха Моцарта в детском рисунке» поха Моцарта в детском рисунке Тема: Моделирование костюма для дамы ХVIII века Ход занятия: Педагог предлагает детям отправиться.
Методическая разработка на тему «Стиль» урок, входящий в программу по плану Студия моды «Алиса» существует более 15 лет. Целью работы кружка является деятельность детей в области моды и все, что с ней связано. Дети.
Мод что это такое в школе
Мониторинг образовательных достижений обучающихся
В соответствии с пунктом 4 статьи 55 Закона Об образовании РК от 27 июля 2007 года (с изменениями и дополнениями от 8 января 2021 года) Внешняя оценка учебных достижений среднего образования изменена в Мониторинг образовательных достижений обучающихся начального и основного среднего образования.
В организациях начального и основного среднего образования МОДО является независимым от организаций образования систематическим наблюдением за качеством обучения, осуществляется в целях оценки качества знаний обучающихся на соответствие государственным общеобязательным стандартам начального и основного среднего образования.
МОДО включает в себя подготовку и проведение, обработку и системный анализ результатов тестирования с последующим оказанием методической помощи и выработкой рекомендаций по обеспечению качества образования.
МОДО в 4 классах проводится в форме комплексного тестирования с применением информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) на языке обучения по трем направлениям функциональной грамотности: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.
МОДО в 9 классах проводится в форме комплексного тестирования с применением ИКТ на языке обучения по трем направлениям функциональной грамотности: грамотность чтения (тексты на русском, казахском и английском языках), математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.
Внеурочное занятие «Поговорим о моде»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДА ШУМЕРЛЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Внеурочное занятие «Поговорим о моде»
Составила: Михайлова Е.Ю., педагог дополнительного образования
ЦЕЛЬ: создание условий для формирования эстетической и нравственной культуры детей.
дать детям представление о культуре одежды, этикете;
формировать чувство ответственности за своё здоровье;
развивать критическое мышление.
Методы и технологии:
форма работы – беседа, игра.
средства обучения – наглядные и раздаточные материалы для выполнения практической работы;
методы изучения – объяснение нового материала, рассказ, демонстрация;
методы закрепления – упражнения и практические задания.
Коллекция чувашских национальных костюм ов, раздаточный материал для работы в группах, памятки, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.
План классного часа:
2. Мозговой штурм «Зачем быть модным?».
3. Дискуссия «Опасные украшения».
4. Проблемные ситуации: «Мода и этикет. Мода и профессия».
5. Игра «Выбери наряд». Викторина.
6. Дискуссия «Как быть модным и не стать жертвой моды?».
7. Заключительная беседа «По одежке встречают, по уму провожают».
8. Подведение итогов (рефлексия).
Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня наше занятие мне хотелось бы начать со слов известного писателя А.П.Чехова:
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Учитель. А теперь послушайте такую историю в 18 веке, когда Петр 1 возвращался из-за границы, о н написал такой у каз №1 « На Москве и в городах носить венгерские кафтаны. Кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего года, на Москве и во всех городах всем сказать, чтоб впредь с сего его великого государя указа бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, и с тех иметь денежное вознаграждение»
Ведь Испокон веков на Руси мужчины не стригли бороду и усы. В Европе же бороды давно уже вышли из моды. Да и одежду носили длиннополую, не европейскую. Решил Петр изменения жизни начать с изменения внешнего вида людей, по новой моде.
Учитель. Как вы думаете о чем же сегодня пойдет речь на занятии? (ответы детей)
Учитель. Верно, речь пойдет о моде.
Учитель. В словарях дается следующее определение моды. Слово мода – (франц. mode – от лат. modus – мера, способ, правило), непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. Мода – это то, что в определённое время пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства. Основная черта моды – это её новизна.
Учитель. Скажите, ребята, а как вы понимаете, что такое мода? (Ответы детей) Ребята, давайте в течение занятия мы попытаемся дать свое определение моде.
Учитель. Ребята, а что модно сейчас? (тату, пирсинг, борода, узкие джинсы, длинные волосы). Беседа с ребятами.
3. Дискуссия «Опасные украшения» (презентация)
… Это украшение было известно 60 тыс. лет назад, его обнаружили на древнеегипетских мумиях. Это украшение наносится на кожу с помощью иглы, в результате чего можно заразиться такими смертельными болезнями, которые передаются через кровь. Что же это за вредные украшения? ( Татуировки, пирсинг.)
Пирсинг – это вдевание предметов в отверстия, сделанные на теле или лице. Самым известным видом пирсинга являются сережки в мочках ушей. Но современные модники прокалывают не только уши, но и язык, пупок, брови, губы, нос.
Учитель. Татуировка – это рисунок на коже, получаемый путем введения в кожу красящего вещества через проколы ее поверхности. Такой рисунок не смывается водой.
22 заболевания может получить человек при уколе иглой. Среди этих заболеваний СПИД, туберкулез и многие другие, опасные для жизни человека. Самыми распространенными из них являются гепатит В и гепатит С. Британские врачи обнаружили, что гепатитом С заражается каждый третий человек, который сделал татуировку или пирсинг. Не случайно люди с пирсингом и татуировкой не могут быть донорами, потому что среди них много носителей вируса гепатита или другого опасного заболевания.
Учитель. Тем, кто решился сделать татуировку, не стоит забывать о своей карьере и репутации. Татуировка и пирсинг могут стать препятствием для получения престижной работы, для успешной карьеры.
Далее учитель, беседуя с ребятами, акцентирует внимание на том, что это веяние моды, которая со временем обязательно изменится.
Без шапки на мороз. Сейчас пришла тоже неудобная, может быть, даже вредная мода ходить без шапки. И дети яростно борются с родителями, которые, с их точки зрения, отстали от жизни. «Подумаешь холодно, зато круто!» Подросток, уступая родителям, выйдет из квартиры в шапке, а из подъезда выскочит уже без неё.
Чем опасно охлаждение головы? Наиболее чувствительны к холоду уши. Именно они первыми отмораживаются и болят. Также страдает носоглотка. Слуховые проходы, слизистые носа, глоточные миндалины находятся близко друг от друга. Если воспалился какой – то другой орган, инфекция тут же переходит и на все остальные. В результате может возникнуть острый средний отит, ангина или насморк, осложнённый гайморитом. Переохлаждение головы может спровоцировать невралгию лицевого и троичного нервов, выпадение волос.
4. Проблемные ситуации: «Мода и этикет. Мода и профессия».
Учитель. Ребята, хочу заметить, что есть люди, профессии которых не позволяют им слепо следовать моде. Попробуйте привести примеры: (врачи, летчики …… )
Могут ли модные тенденции сделать человека известным? Исключительно профессиональные качества, высокие нравственные мотивы, искреннее желание прийти на помощь.
Беседа с детьми. Акцентируется внимание на наличие у человека, в первую очередь, нравственных качеств.
Делается вывод: «Мода – это отражение нравственных качеств».
Учитель. Знаменитый историк моды Александр Васильев заметил, что современные российские модницы хотят быть похожими на топ-моделей глянцевых журналов. Согласны ли вы с этим мнением? (Дети высказываются.)
Фото в глянцевом журнале – целый спектакль, который ставит фотограф. Для этого спектакля подбираются соответствующий грим, прическа, наряды, обстановка.
Можно ли в таких же нарядах, с такой же косметикой, прической прийти в школу, в магазин, в офис, на рынок? Нет, одежда, прическа, косметика должны соответствовать времени и месту. Существует несколько простых, но важных правил, которых придерживается культурный человек с хорошим вкусом.
Делается вывод: «Одеваться модно – это значит одеваться как все, но при этом надо уметь выразить и подчеркнуть свою индивидуальность».
Не может быть красивым то, что может нанести ущерб твоему здоровью.
Одежда должна соответствовать своему назначению.
Одежда должна соответствовать возрасту.
Одежда должна соответствовать индивидуальным особенностям.
Все предметы и части костюма должны хорошо сочетаться друг с другом.
В одежде должно быть чувство меры.
Делается вывод: «Мода – это уместность, чувство меры».
5. Игра «Выбери наряд».
Ребята работают в группах, затем вывешивают результат на доске. Обсуждают.
В четвёртых и девятых классах школ вместо ВОУД будут проводить новый срез знаний – МОДО
Вместо ВОУД для наблюдения за качеством образования вводится мониторинг образовательных достижений обучающихся.
В Казахстане на уровне начального и основного среднего образования, технического и профессионального, послесреднего образования будет проводится мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО). Проект правил проведения такого мониторинга опубликован на портале «Открытые НПА».
Согласно документу, МОДО проводится:
В мониторинге принимают участие все вышеуказанные категории учащихся, кроме:
Перечень организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, по которым проводится мониторинг образовательных достижений обучающихся, ежегодно определяется уполномоченным органом в области образования. Перечень составляется методом случайной выборки, охват составляет 25%.
При проведении тестирования обучающиеся обязаны выполнять указания координаторов. Во время тестирования запрещается:
При проведении мониторинга для определения факторов, влияющих на качество знаний обучающихся, проводится анкетирование среди тестируемых, учителей и администрации образовательных организаций.
Результаты мониторинга не имеют правовых последствий, не влияют на успеваемость обучающихся и не являются основанием для перевода или оставления обучающихся на повторный курс обучения.
По результатам мониторинга уполномоченный орган будет составлять аналитический отчёт, отражающий оценку текущей ситуации в сфере образования. Её включат в национальный доклад о состоянии и развитии системы образования в РК и будут использовать при проведении рейтинговых исследований.
Руководитель департамента по обеспечению качества образования Алматы Гульнара Ермекбаева на пресс-конференции сообщила, что в статье 55 Закона «Об образовании» («Управление качеством образования») в пункте 4 заменили ВОУД на МОДО, который является независимым от организаций образования, систематическим наблюдением за качеством обучения. По её словам, МОДО для девятых классов пройдёт в апреле-мае 2021 года.
«Срез знаний будет, ещё не могу сказать, по каким предметам. Наверное, это будет математика, читательская грамота. У нас дети плохо читают», – отметила Гульнара Ермекбаева.
Публичное обсуждение правила проведения МОДО на портале «Открытые НПА» продлится до 8 февраля.
Как и зачем Minecraft применяют в образовании
Рассказываем, как онлайн-конструктор превратился в инструмент для обучения.
Методы интерактивного обучения становятся всё более популярными. Специалисты называют одним из главных трендов современного образования геймификацию — систему приёмов, которые превращают образовательный процесс в игровой.
Некоторые эксперты мечтают о том, что через несколько лет школьное образование можно будет полноценно перенести в видеоигру и обучать детей математике и литературе с помощью, например, Fortnite. Подобные идеи не выглядят фантастикой, хотя бы потому, что первые эксперименты уже начались — во многих школах США и Европы в образовательный процесс активно внедряют Minecraft.
С помощью нескольких примеров и комментариев от эксперта в Minecraft-образовании из проекта Shkolakola Максима Сыныцы мы разобрались, как популярная среди школьников игра помогает им в учёбе.
Во-первых, потому что Minecraft — самая популярная игра в мире. Ежемесячно в неё играют порядка 112 миллионов человек, конструктор лидирует по просмотрам на YouTube за 2019 год (видео, связанные с Minecraft’ом посмотрели более ста миллиардов раз), а сайт Polygon вообще признал её игрой десятилетия. У Minecraft огромная фан-база, а значит среди учеников наверняка есть те, кто хорошо знаком с игрой — лишний раз правила объяснять не придётся.
Во-вторых, Minecraft даёт простор для фантазии и почти не ограничивает возможности. В нём можно строить, добывать ресурсы, создавать и проходить квесты, заниматься совместной деятельностью или просто бродить по миру. Чем больше свободы, тем больше идей, как её можно использовать. В этой игре нет линейного повествования, но есть множество инструментов для творчества, — поэтому свобода игрока ничем не ограничена. Во многом именно она заставляет многих возвращаться в Minecraft снова и снова.
Я недавно начал играть в Metro Exodus, и это потрясающий кинематографический опыт в виртуальном мире, — но игра стоит на сюжетных рельсах. Я могу пойти туда-то и сделать то-то, но всё равно должен следовать сюжетной линии. Думаю, Minecraft несёт в себе такую ценность, особенно для работы в классе, потому что в нём нет основной сюжетной линии, и учитель может сам её определять.
В-третьих, Minecraft — это конструктор: форма развлечения, понятная детям с раннего возраста. Давно доказано, что работа с конструктором развивает в детях логику, пространственное мышление, память и фантазию. Привыкнув создавать миры из кубиков или деталей Lego, ребёнок легко перестраивается на онлайн-конструктор и схватывает его правила интуитивно.
Minecraft — это большая платформа, которая работает как игровой движок. Внутри игры можно делать кучу разного контента, механик, добавлять интерактивные элементы. Это полноценный геймдев: здесь и левел-дизайн, и гейм-дизайн, и даже иногда саунд-дизайн.
Кроме того, Minecraft понятен детям. Его легко освоить за счёт простоты и доступности, — плюс, удобно, что у игры есть большая детская аудитория. Поэтому Minecraft и стал популярным инструментом в образовании: это удобная платформа для создания контента, а интерес детей по всему миру к ней огромен.
На сегодня более 400 школ из США, Индии и скандинавских стран применяют Minecraft в обучении, а в Швеции даже ввели обязательные уроки по игре.
Простота и универсальность позволяют применять Minecraft практически во всех базовых школьных предметах: решать математические задачи, иллюстрировать химические и физические эксперименты, моделировать органические системы в биологии и погружать в литературные или исторические миры.
Особенно Minecraft полезен для школьников из сёл или небольших городков — с помощью онлайн-платформы они могут получить новый опыт, больше узнать о мире и познакомиться с ровесниками из других стран. Важная составляющая успеха Minecraft — это сообщество, образовавшееся вокруг игры: как блогеры, так и преподаватели отмечают, что многие дети регулярно общаются на форумах в поисках советов и знакомятся со взрослыми игроками, которые помогают им освоить новые знания и виды деятельности.
Поэтому Minecraft — не только инструмент для обучения, но и платформа, которая помогает подготовиться ко взрослой жизни в современном обществе. Преподаватели, которые применяли игру на уроках, замечают, что Minecraft помогает детям почувствовать ответственность и дают возможность выступать в руководящей роли, потому что любой играющий в Minecraft ребёнок разбирается в нём лучше преподавателя и всегда готов подсказать.
Это, в том числе, помогает выстроить партнёрские отношения учителя с учениками — очень важный элемент образовательной коммуникации. Например, учитель математики Стивен Элфорд провёл эксперимент: попросил учеников сформировать в игре сообщества с собственными правилами и самостоятельно их регулировать. Результаты оказались впечатляющими: группы учеников построили совместные клубы, поровну распределив управление ими.
Понятно, что дети заходят в Minecraft с желанием поразвлекаться и побеситься, но Minecraft, являясь не только игрой, но и платформой для разработки, позволяет эти вещи ограничивать: можно ограничить действия игрока, можно выдавать конкретные цели.
Minecraft может быть полезен. Для этого мы делаем контент таким, чтобы дети фокусировались на задаче. Есть задача в формате квеста, а в квесте есть цель: соответственно, чтобы этой цели достичь, нужно пройти несколько этапов и решить несколько подзадач. То есть, мы ограничиваем обычную деятельность детей в Minecraft так, чтобы сфокусировать их внимание на чём-то конкретном.
Польза есть и от неструктурированной игры. Главное — правильно выстроить мир и дать ученикам свободно изучать его. Исследуя различные части карты самостоятельно, ребёнок лучше запоминает информацию и понимает, как можно применить в дальнейшем.
Это касается не только базовых школьных знаний, но и социальных навыков. При правильном подходе Minecraft может воспитать в ребёнке эмпатию. Учитель Бенджамин Келли создал урок по сохранению живой природы, чтобы наглядно показать, к каким последствиям приводят браконьерство, загрязнение диких пространств и нерациональное использование ресурсов. Преподаватель Стивен Рейд сфокусировался на ещё более узкой проблеме и с помощью Minecraft рассказал детям о проблеме беженцев: он построил карту так, чтобы каждый мог увидеть мир глазами ребёнка-беженца.
Пока Minecraft в образовательных целях применяют в основном среди детей младшего и среднего школьного возраста. Но простота и универсальность платформы открывают возможности для более широкого Minecraft-обучения — в том числе и для взрослых людей.
На текущий момент мы ориентируемся только на школьников, причём больше на начальную школу: первый-четвёртый класс и, может быть, пятый-шестой. Но мы работаем с тренинговой компанией и также разрабатываем контент для взрослых людей. Конкретно — для сетевых инженеров. Minecraft — очень непривычный мир для взрослого человека, но, тем не менее, они быстро адаптируются. Мы помогаем решать более взрослые задачи — в таком же игровом формате, как и детям. Например, они решают задачи, связанные с роутерами и сетями — мы интегрируем их в игровой процесс, где задача подаётся как преграда: ответишь правильно — идёшь дальше.
Minecraft подходит для обучения не только школьников, но и старших возрастов. Недавно мы проводили большое исследование о том, кому интересен Minecraft сейчас. Понятно, что в основном это школьники до 12 лет или чуть старше. Но, поскольку Minecraft существует уже больше десяти лет, у людей студенческого возраста, 20–24, Minecraft остался в памяти как что-то приятное из прошлого. Поэтому если сказать, что в Minecraft происходит что-то необычное и крутое, их тоже легко туда привлечь.
Для преподавания с помощью Minecraft Microsoft создала специальную платформу — Minecraft: Education Edition. Она почти идентична стандартной версии, а основное отличие — набор новых инструментов, созданных специально для учителей. В игре появились классные доски, телепорты для быстрого перемещения по карте и возможность следить за перемещением учеников. Также в игре есть инструменты «камера» и «портфолио», которые позволяют ученикам быстро фиксировать и отправлять результаты дистанционно.
Minecraft: Education Edition — это, в первую очередь, инструмент, с помощью которого преподаватель может проиллюстрировать лекцию. Специально для этого в системе есть несколько карт-шаблонов по конкретным темам уроков. Их можно предварительно скачать и отредактировать на своё усмотрение — регулировать сложность, создавать NPC, переставлять локации, менять задачи.
Присутствие внутри симуляции исторического периода или сюжета классического произведения помогает ученикам запомнить информацию, а различные квесты стимулируют к решению задач и уравнений. Такие уроки превращаются в совместную работу, которую учитель может отслеживать онлайн, сразу анализируя результаты каждого ученика.
Minecraft Education Edition — это официальная образовательная платформа для преподавателей. Они могут создавать уроки и по школьным предметам, и, например, по программированию. Они могут создать карту, загрузить её на сервер и пригласить туда учеников через Minecraft Education Edition.
Это именно инструмент для преподавания, потому что кейсов по самостоятельному обучению учеников, насколько мне известно, там нет. Есть возможность запускать сервер удалённо, но это всё равно вариант занятия с преподавателем. Там мало интерактива и квестов — это простой контент, который преподавателям будет удобно доносить детям.
Minecraft Education Edition распространён за рубежом, особенно в США. В России есть попытки проводить подобные уроки, но их очень мало. Во многом это связано с тем, что официально у нас в стране Minecraft: Education Edition не продаётся.
На сегодня преподавание с помощью Minecraft напрямую связано с Minecraft: Education Edition. Конечно, игра позволяет разным энтузиастам адаптировать её под любые лекции и презентации, но зарубежные учителя давно перешли на специализированную платформу.
Это, пожалуй, первый случай, когда популярная игра превратилась в полноценный инструмент для школьного образования.
В России есть несколько примеров применения Minecraft в школе — как удачных, так и не очень. Преподавательница биологии из Йошкар-Олы Светлана Садакова предложила детям, которые всё время играли в Minecraft на уроках, создать в игре кровеносную систему, но после нескольких попыток у школьников ничего не получилось. А учительница иностранного языка из Свердловской области Елена Дегтярёва предложила целый проект по внедрению игры в образовательную программу.
Теоретически с помощью Minecraft’а можно преподавать что угодно. Но на практике всё немного сложнее. Для отдельных дисциплин вроде математики Minecraft: Education Edition подходит идеально — квесты и геометрические формы дают большой простор для идей. Физику и другие предметы для более взрослых учеников адаптировать под Minecraft сложнее.
Конечно, всегда можно ограничиться серией квестов, в которых школьник должен решить задачу, чтобы продвинуться дальше по карте, но это самый простой и наименее эффективный путь. Практика показывает, что адаптация возможностей игры под конкретную науку работает лучше, — те же квесты можно сделать максимально разнообразными.
Уроки математики для Minecraft: Education Edition рассчитаны в основном на начальные классы, — то есть на правила сложения, умножения и деления с помощью игровых блоков. Для старших классов есть более сложные квесты и задачи по геометрии, в которых нужно построить фигуру или рассчитать площадь. Обучение математике с помощью Minecraft в первую очередь тренирует логику и пространственное мышление — дети не только осваивают базовые правила, но и сразу же учатся применять их на практике.
Мы считаем, что адаптировать можно любой материал по любому предмету. С какой-то дисциплиной это проще, как с математикой, а с какой-то сложнее, как с физикой. Математика — простой предмет для адаптации, особенно если это материалы для начальной школы.
В сети много примеров уроков математики в Minecraft. Пользовательница Pikabu, которая работает репетитором по математике, рассказала, как с помощью игры заинтересовала отстающую ученицу предметом, который ей всегда тяжело давался. Девушка обнаружила, что её ученица любит играть в Minecraft, и решила самостоятельно освоить игру для создания математических квестов.
В итоге у неё получилось построить большой замок с предысторией и внутренними правилами. Чтобы изучить все помещения замка и открыть все двери, нужно решать математические задачи разной сложности. Таким образом, через интерес к исследованию яркой игровой локации, ученицу удалось заинтересовать предметом, который ей никогда не нравился.
Minecraft за счёт формы конструктора и правил мира — игра очень математическая. Поэтому преподавание начальной математики с помощью Minecraft’а открывает перед учителями множество возможностей — именно уроки по математическим дисциплинам в Minecraft: Education Edition наиболее распространены.
Максим Сыныця приводит несколько примеров базовых математически задач, которые компания Shkolakola осуществила в рамках образовательных проектов в Minecraft:
1.Перед героем стоят призраки-стражники, над каждым написан отдельный пример. Чтобы пройти, нужно взаимодействовать с каждым стражником и правильно решить пример. Затем ребёнку нужно расставить стражников в порядке возрастания полученных чисел. Если выстроить правильно, стражники исчезнут.
2. Игрок встречает на пляже призрака, которого нужно освободить — для этого нужно сыграть с ним в игру. Призрак где-то закопал клад и озвучил условия, которые помогут этот клад найти. Условия — это типичные задачи на расчёт пути: скорость, время, расстояние. Он сообщает два параметра, а ребёнку нужно вычислить третий. Над каждой локацией на карте написаны варианты ответов. Соответственно, нужно найти точку, над которой написан правильный ответ, добраться до неё и откопать клад.
3. Задача на нахождение объёма фигуры. В таверне есть персонаж, который просит игрока помочь знакомому фермеру. Игрок приходит к фермеру, тот рассказывает, что строит башню для хранения сена и ему нужна помощь в подсчётах объёма.
Для решения этой задачи мы создали специальный инструмент для измерения длины блока сена: ребёнок нажимает на блоки, и на экране всплывает расстояние между ними. Сложенные вместе блоки образуют фигуру параллелепипед. Игрок нажимает на блок внизу, взбирается по лестнице наверх, нажимает на блок вверху — и вся сторона параллелепипеда подсвечивается вместе с информацией о её размере. Чтобы найти объём, остаётся умножить ширину на длину и на высоту. Игрок сообщает полученный результат фермеру, тот благодарит, и башня достраивается.
Литература — второй по популярности предмет для преподавания с помощью Minecraft. В этом случае речь в основном идёт о воссоздании миров из классической детской литературы, внутри которых школьники могут лучше познакомиться с персонажами и проходить квесты на основе сюжетов.
Американские преподаватели Саймон Бадделей и Бен Шпильденнер специально объединили усилия, чтобы создать несколько квестов на основе литературы. Их главная задача: помочь детям в изучении языка с помощью знакомых им персонажей. Один из примеров их работы — мир по сказке Чарльза Диккенса «Рождественская песнь».
Самый популярный пример воссоздания сказки в Minecraft — это мир по «Фантастическому мистеру Фоксу» Роальда Даля. Он призван обучать не только литературе, но и английскому языку. Например, по итогам прохождения ученикам дают задание написать газетную статью об этом мире с точки зрения любого животного. С миром можно полноценно взаимодействовать — строить целые деревни, откапывать тайные послания и общаться с персонажами.
Разработчики Shkolakola тоже активно занимаются воссозданием литературных миров в Minecraft. Их дебютной работой стала адаптация «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина, а прохождение ориентировано не только на литературу, но и на междисциплинарное обучение.
Идея была в том, чтобы создать сюжет, который будет близок аудитории и родителей, и детей. Дети это читают в школе, а родители, когда слышат, что это сказка Пушкина, становятся более благосклонными.
У нас получился целый набор: виртуальный мир, 20-минутный Minecraft-мультфильм и книга с иллюстрациями. Это достаточно хорошо зашло — фидбэк был положительным и от родителей, и от детей.
Мы создали большую локацию с древнерусским городом, воссоздав всё по описаниям Пушкина. Тут есть ключевые локации и ключевые персонажи сказки. Но это мультидисциплинарный проект. Идея Skolakola не в том, чтобы создавать миры по произведениям: мы хотим, чтобы дети непрерывно получали знания по разным предметам. Ребёнок погружается в этот мир и решает разные задачи: сначала по математике, потом по русскому, дальше по литературе. Складывается траектория, которая, по нашей задумке, выстраивается исходя из его потребностей и интересов.
Мы погружаем детей в мир для лучшего восприятия сказки, но параллельно внутри него обучаем и другим дисциплинам.
Конечно, прежде всего, это литература, но внутри есть много заданий по русскому языку и другим дисциплинам.Например, игрок встречает царя, а тот пишет письмо царице. Но по каким-то причинам царь неграмотный и ему нужно помочь написать это письмо — расставить запятые. Царь спрашивает, нужно ли ставить запятую, игрок отвечает — если правильно, идёт дальше и получает ещё один вопрос. Есть аналогичные задачи по математике в виде диалога с персонажем, где нужно что-то посчитать, — но не просто так, а в формате сеттинга.
Самый известный проект Shkolakola, связанный с литературой, — это недавние Minecraft-спектакли, поставленные совместно с Большим драматическим театром. Это экспериментальное краткое изложение двух классических произведений — «Вишнёвого сада» Чехова и «Моцарта и Сальери» Пушкина. О том, как эти спектакли связаны с образованием, Максим Сыныця подробно рассказал нам в недавнем интервью.