можно ли заниматься любовью во время месячных по исламу
Запрет на половые отношения во время менструации
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца, дабы все мы восприняли истину, и даровать нам благословение в этом мире и в День Последнего Суда, Аминь.
Аллах запретил мужчинам вступать в половые отношения с женами во время менструации.
Коран четко указывает причину этого запрета, которая заключается в том, что менструация – это адха (нечистота). Аллах говорит:
«Спрашивают тебя о месячной крови у женщин. Скажи: «Это нечистота, сторонитесь женщин в это время и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда очистятся они, приходите к ним, исполняя то, что велел вам Аллах»» (Коран, 2: 222).
Научные исследования в этой области доказали вред, упомянутый в тексте Корана, но не полностью, а частично.
Д-р Мухий Аль-Дин Аль-Альби считает, что важно воздерживаться от половых сношений с менструирующей женщиной во избежание усиления менструального кровотечения из-за возможного разрыва или повреждения переполненных кровью сосудов матки. Кроме того, стенки влагалища в этот период восприимчивы к ранениям, что увеличивает вероятность их воспаления, которое приводит к воспалению в матке и в мужском половом члене из-за раздражения во время секса. Половой акт с менструирующей женщиной может также быть неприятен как для мужа, так и для жены из-за наличия крови и ее запаха, что может привести к мужской импотенции.
Д-р Мухаммед Аль-Бар указывает на возможный вред для менструирующей женщины: во время менструации утрачивается выстилающий слой матки, и матка в итоге травмируется точно так же, как [живая ткань] при снятии кожи. Из-за этого она уязвима для бактерий, которые находятся на кончике полового члена, что для нее очень опасно.
Следовательно, проникновение члена во влагалище во время менструации чревато введением микробов в то время, когда тело не способно бороться с ними.
Д-р Аль-Бар полагает, что вред не ограничивается введением микробов в матку и влагалище, что трудно вылечить, а заключается и во многом другом, а именно:
1. Проникновение инфекции в фаллопиевы трубы, что может заблокировать их и привести к бесплодию или внематочной беременности, которая является самым опасным видом беременности.
2. Проникновение инфекции в мочеиспускательный канал, мочевой пузырь и почки; болезни мочевых путей обычно являются серьезными и хроническими.
3. Увеличение количества микробов в менструальной крови, особенно микробов гонореи.
Кроме того, менструирующая женщина находится в таком физическом и психологическом состоянии, которое не способствует половому общению, и если оно будет иметь место, оно навредит ей и усилит менструальные боли.
Вот что говорит о состоянии женщины во время менструкации д-р Аль-Бар:
1. Менструация сопровождается более или менее сильной болью, в основном в спине и внизу живота. Для некоторых женщин боль невыносима и им приходится принимать болеутоляющие лекарства.
2. Многие женщины страдают от депрессии и стресса во время месячных, особенно вначале, и в это время понижается их умственное и интеллектуальное состояние.
3. Некоторые женщины перед началом менструации испытывают мигрень; эта боль серьезна и вызывает визуальные расстройства и рвоту.
5. Во время менструации у женщины снижается температура тела, а также пульс и кровяное давление, что приводит к головокружениям и слабости.
Доктор Аль-Бар также упоминает, что половой акт в это время вреден не только для женщины, но и для мужчины, поскольку его репродуктивная система также может быть инфицирована, что может привести к бесплодию. Сильные боли, которые могут появиться в результате этой инфекции, могут быть еще хуже, чем бесплодие, которое она вызывает.
Есть много других вредных последствий, которые не обнаружены, но упомянуты Аллахом:
«Скажи: «Это нечистота, сторонитесь женщин в это время и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда очистятся они, приходите к ним, исполняя то, что велел вам Аллах»» (Коран, 2: 222).
Аллах называет нечистоту адха, т.е. то, что вредно как для жены, так и для мужа, а также другие виды вреда, о чем Аллах знает лучше всего.
Следовательно, запрет на сексуальное общение во время менструации наложен не только лишь из-за крови, но и по многим другим причинам, как указано выше.
Мусульманин также должен повиноваться предписанию Аллаха, поскольку Он – Создатель, Который лучше знает, что для Его рабов хорошо, а что вредно. Он говорит:
«… сторонитесь женщин в это время и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся”,
и даже если причина этого не ясна, мы все равно должны подчиниться воле Аллаха, Который велел, чтобы у мужчины не было сексуального общения со своей женой в это время.
Однако мужу позволено сближаться с женой во время менструации без сексуального контакта.
Близость с женой во время менструаций или послеродовых кровотечений.
Дата публикации : 26-09-2011
Вопрос
Дозволено ли ласкать жену, когда у неё менструация (хайд) или послеродовое кровотечение (нифас)?
Текст ответа
Близость и ласки мужчины со своей женой, когда у неё менструация или послеродовое кровотечение, бывают трёх видов:
1- совокупление во влагалище. Это является запрещенным (харам) по единодушному мнению всех мусульман. На это указывает коранический текст. Сказал Всевышний Аллах:
وَيَسْأَلُونَكَ عَنْ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ وَلا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّى يَطْهُرْنَ
2- близость, а именно ласкание (поцелуи, объятия или касания и др.) того, что находится выше пупка и ниже колена. Это является разрешенным (халяль) по единодушному мнению всех ученых. См.: Ан-Навави. Шарх муслим; Аль-мугни. – Т. 1. – С. 414.
Ученые, считающие третий вид дозволенным, опирались на Коран и Сунну. Что касается Корана, то они опирались на предыдущий аят:
وَيَسْأَلُونَكَ عَنْ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ وَلا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّى يَطْهُرْنَ
Ибн ‘Усеймин сказал: Слово „аль-махид“, упоминаемое в аяте, означает время менструации и их место. Место менструации является влагалище. Пока у женщины есть менструации, совокупление с ней во влагалище запрещено (харам) (Аш-шарх аль-мумти‘. – Т. 1. – С.413).
Ибн Кудама сказал: Приказ избегать непосредственно место выхода крови, как это выделено в аяте, указывает дозволенность всего, что кроме этого (Аль-мугни. – Т. 1. – С. 415).
Что касается Сунны. Передаётся от Анаса, что когда у женщины из иудеев начиналась менструация, её не приглашали к столу и не собирались с ними (т. е. женщинами в период менструаций – прим. пер.) в одном доме. Тогда сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обратились к Пророку, и Всевышний Аллах ниспослал аят:
وَيَسْأَلُونَكَ عَنْ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ
В Фатауа ал-ляджна ад-даима сказано:
Мужу запрещено совокупляться с женой во влагалище, когда у неё менструации. Ему разрешено иметь близость с ней (и ласкать всё), что кроме этого (Фатауа ал-ляджна ад-даима. – Т. 5. – С. 395).
Если мужчина желает насладиться своей женой, то ему лучше велеть жене одеть что-то, что закрывало область между пупком и коленями. А после уже иметь близость, а именно ласкать (целовать, обнимать или касаться и др.) всё, что кроме этого.
‘Аиша сказала: Если у одной из нас была менструация, и посланник Аллаха желал вступить с ней в близость, то он повелевал ей завернуться в изар (одежда, прикрывающая всё, что между пупком о коленями – прим. пер.), когда менструация была сильной (или в начале периода менструаций, как разъяснял это аль-Хаттаби), а после имел с ней близость (привёл аль-Бухари под № 302 и Муслим под № 2293).
Маймуна сказала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел близость со своими женами поверх изара в период их менструаций (передал Муслим под № 294).
Возможно, есть различие между началом и концом периода менструации, и желательно прикрывать изаром место между пупком и коленями в дни, когда кровь выходит обильно, что бывает в начале менструации.
Ибн Хаджар сказал: Это (различие) подкрепляет то, что передал Ибн Маджа с хорошей цепочкой передатчиков, от Умм Салямы, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остерегался сильных менструальных кровотечений три дня, и имел близость после этого (сокращенно).
Всё упомянутое выше касается и женщины во время послеродовых кровотечений. Ибн Кудама, да помилует его Аллах, после перечисления видов близости мужчины со своей женой во время менструации сказал: И женщина в период послеродовых кровотечений подобна женщине во время менструаций (Аль-мугни. – Т. 1. – С. 419).
Покаяние и искупление за совокупление во время месячных
Если человек все-таки совершил это (вступил в совокупление с женой во время месячных), во-первых, мы скажем, что на этом человеке грех и не просто грех, а великий грех, из больших, великих грехов (кябира миналь-кябаир).
Приводится хадис, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من أتى كاهِنًا فصدَّقَه بما يقولُ أو أتى امرأتَه حائضًا أو أتى امرأتَه في دُبرِها فقد برِئَ ممَّا أنزِلَ على محمَّدٍ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ
«Тот, кто придет к прорицателю (тем, которые гадают, которые говорят, что будет в будущем, якобы знают) и поверит в то, что он говорит, или тот, кто вступил в половую близость с женой во время месячных, или вступил с женщиной в близость в задний проход, отрекся от того, что ниспослал Аллах Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует)». Этот хадис передали Абу Дауд (3904), ат-Тирмизи (135), ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (9017), ибн Маджах (639) и Ахмад (10167), шейх аль-Альбани назвал его достоверным. То есть тот стал неверующим в то, что ниспослано Мухаммаду. Это указывает на то, что это большой, великий грех. Сказано: «برِئَ ممَّا أنزِلَ على محمَّدٍ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ — тот, кто отрекся от того, что ниспослано Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует (не имеет отношения к тому, что ниспослано Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, проявил неверие)». Поэтому это большой грех. Значит, нужно быть осторожным.
Если все-таки это случилось, что должен сделать человек? Покаяние (таубу). Он должен покаяться искренне перед Аллахом (пречист Он и возвышен), имея твердую решимость больше никогда к этому не возвращаться.
Остается еще один вопрос: он покаялся, принес покаяние (таубу). Лежит ли на нем обязанность помимо покаяния еще и уплатить искупление (кяффару)? Правильное мнение, что да, лежит. Есть разногласия среди ученых (‘уляма) в этом вопросе, обязан ли он принести искупление или нет. Правильно, что да. Сколько? Динар или половину динара. Один динар — это сколько? Один мискъаль. Сколько граммов в мискъале? Динар — это 4,25 грамма золота. Значит, кяффара — это 4,25 г золота или половина этого.
А почему динар или половина динара? То есть если хочешь, динар, а если хочешь, половина динара, или как? Есть разные объяснения среди ‘уляма, но, Аллах знает лучше (Аллаху а’лям), наиболее близкое к истине — это если вступил в половую близость с женой именно во время кровотечений, то должен дать милостыню (съадакъу) в виде одного динара, если уже после окончания кровотечений, но до того, как она совершила полное омовение (гъусль), тогда половину динара. Аллаху а’лям, это правильно, потому что на это указывает сообщение от ибн Аббаса (да будет доволен им и его отцом Всевышний Аллах).
Есть хадис от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по поводу искупления. Мы сказали, что есть разногласия: некоторые ‘уляма говорят, что вообще нет искупления за это, а только покаяние; некоторые говорят, что есть искупление. Но мы говорим: есть хадис по этому поводу. Некоторые ‘уляма говорят, что хадис слабый. Но, Всевышний Аллах знает лучше (Аллаху Та’ля а’лям), хадис об искуплении, о том, что нужно принести искупление, заплатить, выплатить динар или полдинара, — сильный хадис. Целая группа ученых подтвердила достоверность этого хадиса. Это ат-Тирмизи, аль-Хаким, ибн ад-Дакик аль-Ид, ибн ат-Туркумани, ибн Каййим, ибн Хаджар аль-Аскаляни, шейх аль-Альбани. Имам Ахмад тоже посчитал хадис сильным и применял этот хадис, т. е. говорил о том, что нужно платить кяффару
Поэтому неправильным является утверждение имама ан-Науауи (да смилуется над ним Всевышний Аллах), что он говорит, что все единодушны или все согласны с тем, что этот хадис слабый. Нет, не все согласны с тем, что он слабый. Целая, большая группа ученых, выдающихся имамов хадиса указали на то, что этот хадис об искуплении достоверный.
Половая близость во время менструации
Вопрос: Ассаламу алейкум! Известно,что половой акт во время менструации запрещен. Что делать если произошел половой акт, как показалось, после завершения менструации, а оказалось, что месячные не закончились? (Башкортостан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Да, безусловно, половые сношения в период, когда у женщины месячные, строго запрещены исламом. Если супруги хотят близости, когда у жены месячные, они могут удовлетворить свои желания таким образом, чтобы муж воздерживался от прикосновения к тем частям тела жены, что начинаются от пупка и заканчиваются ее коленями.
عن ميمونة قالت * كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يباشر نساءه فوق الإزار وهن حيض
Маймуна (да будет доволен ею Аллаха) рассказывала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) был близок со своими женами в области выше той, что покрывалась их изаром, когда у них были месячные. (Муслим. Сахих. – № 294)
Если у супругов был половой акт в период месячных у жены, им следует совершить искреннее тауба (покаяние) и попросить Аллаха о прощении. Ни штрафа, ни каффары (искупления) за это не предусматривается.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Вопрос: Ассаламу алейкум!
В ответе на вопрос о половой близости во время менструации, опубликованном в феврале 2010 года, было сказано: «Если у супругов был половой акт в период месячных у жены, им следует совершить искреннее тауба (покаяние) и попросить Аллаха о прощении. Ни штрафа, ни каффары (искупления) за это не предусматривается».
Но, согласно хадису, переданному от Ибн Аббаса (р.а.), следует, что пророк Мухаммад (С.А.В.) сказал о человеке, совершившем со своей женой половой акт во время менструации: «Сделает садака один динар или половину динара».
Также в хадисе, переданном от Абу Дауда, говорится: «Если половой акт совершен в начале менструации – один дина; если в конце менструации, то половина динара».
Относясь с искренним уважением к вашему сайту, прошу дать разъяснение по поводу этого вопроса. (Узбекистан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Большинство имамов иджтихада интерпретировали данные хадисы в контексте истихбаба (предпочтительности), то есть подразумевается, что является предпочтительным (но не обязательным) отдать садака размером в 1 динар, 1/2 динара, 2/5 динара и т. д. в соответствии с различными повествованиями.
Имамы Абу Ханифа, Малик, Шафии, а также имам Ахмад в одном из своих сообщений, равно как и большинство саляфов, утверждали, что нет штрафа (каффара) для человека, совершившего половой акт со своей женой во время ее месячных. Скорее, следует просить Аллаха о прощении и раскаяться. (Базль-уль-маджхуд. – Изд. Дар-уль-башаир. – Том 2, стр. 307)
واختلف العلماء في وجوب الكفارة، فقال الشافعي في أصح قوليه وهو الجديد ومالك وأبو حنيفة وأحمد في إحدى الروايتين وجماهير السلف، إنه لا كفارة عليه، وعليه أن يستغفر ويتوب.
Существует большое количество асаров от сахабов и табиинов, указывающих на то, что хадисы, в которых упоминается садака размером в динар, и подобные им хадисы подразумеваются в контексте истихбаба.
عن سعيد بن جبير ، قال : يستغفر الله
Сагид ибн Джубейр (милость ему Аллаха) говорил: «(Тому, кто совершает половой акт со своей женой во время ее месячных) следует просить Аллаха о прощении».
عن إبراهيم ؛ في الرجل يأتي امرأته وهي حائض ، قال : ذنب أتاه ، يستغفر الله منه
Ибрахим Нахаи (милость ему Аллаха) сказал в отношении того, кто совершает половой акт со своей женой во время месячных: «Это грех, который он совершил. Ему нужно просить Аллаха о прощении его (греха)».
عن عبد الرحمن بن القاسم ، عن أبيه ؛ في الرجل يأتي امرأته وهي حائض ، قال : يعتذر ، ويتوب إلى الله
Касим (милость ему Аллаха) сказал в отношении того, кто совершает половой акт со своей женой во время месячных: «Ему следует признать свою ошибку и покаяться перед Аллахом».
عن عطاء ، قال : يستغفر الله
Имам Ато сказал (в отношении человека, совершающего половой акт со своей женой во время месячных): «Ему следует просить Аллаха о прощении».
عن إبراهيم ، قال : ليس عليه شيء ، ولكن لا يعد
Ибрахим (милость ему Аллаха) говорил (в отношении человека, совершающего половой акт со своей женой во время месячных): «На нем нет (штрафа/каффары), но ему не следует повторять этот грех вновь».
عن حماد ، قال : ذنب يستغفر الله منه
Хаммад (милость ему Аллаха) сказал (в отношении человека, совершающего половой акт со своей женой во время месячных): «Это грех, о прощении которого ему нужно просить Аллах».
عن أبي حرة ، أن عمر سأل عليا ما ترى في رجل وقع على امرأته وهي حائض ؟ قال : ليس عليه كفارة إلا أن يتوب
Как сообщал Aбу Хурра, господин Умар (да будет доволен им Аллах) задал вопрос господину Али (да будет доволен им Аллах) в отношении человека, который совершит половой акт со своей женой во время месячных, и получил следующий ответ: «Нет на нем штрафа, крое раскаяния перед Аллахом». (Ибн Аби Шейба. Мусаннаф. – Изд. Дар-уль-кибла. – Том 3, стр. 429)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Менструация и кровотечение (хайд и истихада)
Хайд — менструация[1], регулы[2]. Это естественное явление, которое происходит в здоровом половозрелом женском организме регулярно, ежемесячно. Оно не связано с каким-либо заболеванием, с беременностью или послеродовым периодом[3].
Истихада — кровотечение[4] у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду[5].
В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, которое необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы.
С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.
Отличия хайда (то есть обычные регулы) от истихады
1. Между двумя менструациями должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода[6].
2. Для обычных регул был обозначен минимальный период: по мнению богословов-ханафитов — трое суток; по мнению богословов-шафиитов — одни сутки.
3. У хайда имеется максимальный срок — десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов).
Истихада
То, что не укладывается в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой. Например — кровотечение, которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение, начавшееся менее чем через пятнадцать суток. Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток — это так же истихада[7].
Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных[8].
Каждая религиозно практикующая женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.
В чем реальная польза для женщины уметь отличать хайд от истихады?
Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем. То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв. Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному.
В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики женщиной подобны действиям оправдываемого человека (ма‘зур).
Если состояние ритуальной чистоты постоянно нарушается по причине тех или иных, не зависящих от человека выделений[9], которые в обычном состоянии являются причиной нарушения ритуальной чистоты, то данный человек становится «оправдываемым» (ма‘зур), то есть имеет определенные облегчения.
Из-за некоторых разногласий богословов в практическом применении данного положения считаю, что будет проще дать описание двух основных мнений раздельно.
Позиция ученых-ханафитов состоит в следующем.
Человек становится «оправдываемым» с того момента, когда причина постоянного нарушения омовения присутствует на всем протяжении времени одной обязательной молитвы[10], например с начала времени полуденной (Зухр) и до наступления времени послеполуденной (‘Аср). В последующем этот человек остается в положении «оправдываемого» до тех пор, пока в течение времени одной молитвы у него происходит данное выделение хотя бы единожды. Как только продолжительность отсутствия станет равной промежутку времени от начала одной обязательной молитвы до другой (в соответствии с местным расписанием)[11], этот человек становится обычным в совершении омовения и молитвы. Если выделения опять начнутся, то «оправдываемым» он станет только тогда, когда фактически, а лучше — предположительно (чтобы в ожидании окончания времени не пропустить молитву) у него будет это продолжаться на протяжении всего периода очередной обязательной молитвы.
В чем состоит каноническое послабление? В том, что этот человек может ограничиться одним омовением на все время очередной обязательной молитвы[12]. То есть ему не нужно совершать омовение для каждой обязательной или дополнительной молитвы[13], а также нет никакой необходимости обновлять омовение, когда произошло выделение прямо во время совершения намаза. Во временном отрезке одной обязательной молитвы он совершает одно[14] омовение и может молиться с ним до тех пор, пока временной промежуток молитвы не закончится[15]. Совершенное ма‘зуром омовение нарушается с завершением времени обязательной молитвы[16].
Богословы-шафииты считают по-другому.
Они акцентируют внимание на непрерывности совершения приготовлений к молитве и самой молитвы. Молитва-намаз должна совершаться сразу, непосредственно после омовения[17]. Допустимыми могут быть только те задержки, которые связаны с приготовлением к молитве или совершением ее. Например, если человеку необходимо одеться, прослушать читающийся азан и икамат, подождать человека, сообща с которым можно было бы совершить молитву, или дойти до мечети, в которой он собирается молиться, то это не аннулирует действительность совершенного омовения, даже если за этот период были выделения. Однако же если в промежутке между совершением омовения и началом молитвы мусульманин решил поесть, выпить воды или поразговаривать на отвлеченные темы, то подобными действиями омовение аннулируется.
Ма‘зур, считают ученые-шафииты, с одним омовением может совершить только одну обязательную молитву (фард) и неограниченное число дополнительных (нафиля). Погребальную молитву (джаназа) они относят к числу дополнительных[18].
Если у человека постоянно нарушается полное омовение, то практические рекомендации идентичны.
Исламские ученые единодушны в том, что имеющий упомянутые послабления (ма‘зур) должен по возможности использовать все, что минимизировало бы данные выделения (прокладки, повязки и т. п.). Если совершение молитвы в сидячем положении способствует, к примеру, уменьшению кровотечения или выделений, то больной должен совершать молитвы сидя. Необходимость сохранения одежды в чистоте определяется возможностями оправдываемого (ма‘зура).
Ответы на вопросы о регулах и кровотечении
1. Если менструация длится только пять дней, то можно ли делать намаз на шестой день? Некоторые говорят, что можно только через семь дней.
2. Как совершить омовение после полового акта? Обязательно полное омовение или можно мокрой рукой протереть голову и искупаться? Р.
1. Как только менструальный цикл заканчивается, вы продолжаете совершать молитвы-намазы в обычном режиме. У каждой женщины своя продолжительность менструации.
2. Если есть трудности с мытьем волос, то женщина может ограничиться следующими действиями: (1) омыть все тело один раз, касательно волос — достаточно полить воды на голову до проникновения ее к корням, а затем провести между волосами мокрой рукой, (2) прополоскать рот, (3) промыть нос[19].
Можно ли молиться при кровяных выделениях? У меня неделями кровяные выделения. Джамиля.
Если неделями, то это истихада, стоит обратиться к врачу-гинекологу, а молитву-намаз совершайте как ма‘зур (оправдываемый), когда выделения выходят за границы обычных для вас месячных.
Можно ли находиться в мечети во время менструации? Дания.
Можно ли читать Коран во время месячных? Например, на уроке чтения Корана или при ежедневном заучивании нескольких аятов?
1. При использовании женщинами современных средств гигиены им разрешается посещать мечети в критические дни, если на то есть необходимость.
2. Женщинам во время менструации или в послеродовом периоде запрещается то, что запрещено не совершившим малого омовения, а именно: совершение молитвы (намаз), обхождение Каабы (таваф), прикосновение к Священному Корану (на арабском языке).
Однако чтение отдельных аятов Священного Корана не возбраняется в следующих случаях: когда аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения. По этому поводу есть заключения современных богословских комиссий[20].
Правда ли, что во время критических дней нельзя мыться? Я часто это слышу и не знаю, так ли это.
Канонических запретов по этому поводу нет. С медицинской точки зрения во время месячных нельзя мыться в стоячей воде, так как есть вероятность попадания в организм опасных микробов. Но принятие душа во время менструации, наоборот, приветствуется, так как первостепенным является поддержание чистоты тела и использование благовоний, эфирных масел и ароматизирующих веществ. Как указывается в хадисах, чистота — это половина веры[21], то есть вера человека проявляется в том числе через его чистоплотность.
Можно ли во время критических дней стричь ногти? Слышала, что это нежелательно. А если пострижешь, то нужно сохранить их и помыть остриженные ногти во время полного омовения. Правильно ли это? Асем.
Это из категории канонических домыслов, которые не имеют соответствующего богословского обоснования и усложняют людям жизнь.
Для меня это очень важно, потому что касается моих отношений с супругом. Суть вот в чем: может ли жена прикасаться к своему супругу во время менструации (просто прикасаться, поцеловать его, обнять и т. п., конечно, я не говорю о близости), не испорчу ли я ему своим прикосновением омовение (вуду’)?
Нет никакой связи между наличием или отсутствием у супруги менструации и нарушением у мужа состояния ритуальной чистоты.
Вопрос этот может рассматриваться лишь относительно вообще прикосновения женщины к мужчине — нарушает ли это прикосновение состояние ритуальной чистоты или нет. Из-за отсутствия однозначного ответа на данный вопрос в Сунне Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), мнения ученых прямо противоположны: богословы-шафииты считают, что нарушается (вуду’), богословы-ханафиты — не нарушается.
Одна женщина заставляет свою невестку надевать резиновые перчатки во время приготовления пищи, когда у нее проходит менструация. Как быть?
Считается ли харамом (запретным) пища, приготовленная женщиной во время менструации? Мадина.
Категорически нет, не считается! Непонятно, откуда появилась эта традиция в некоторых мусульманских регионах. Никаких канонических аргументов в пользу этого нет. Наоборот, имеются хадисы, явно показывающие, что женщина во время месячных никак не становится «грязной» и «нечистой».
Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова ‘Аиши, супруги пророка Мухаммада: «Я причесывала посланника Божьего в период месячных»[22]. Там же приводятся слова сподвижника Пророка, ‘Урвы ибн Зубейра, у которого спросили: «Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем в период месячных? Можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные?» Он ответил: «Все это естественно! Ничего плохого в этом нет [то есть такова природа женского организма, а выдумывать ограничения для представительниц слабого пола из-за этого физиологического процесса — абсолютное невежество]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша говорила мне, что [как и обычно] причесывала Пророка, когда у нее были критические дни»[23]. Важно подчеркнуть, что это происходило в те времена, когда не было сегодняшних средств гигиены и чистоты во всем их разнообразии форм.
Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота (ат-тахара) женщины никак не нарушается в период месячных[24]. Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами.
Кровотечение влияет на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому, а также ради облегчения, во время менструации женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста.
Предположения о причинах появления такого новшества, что женщине нельзя готовить в период месячных, имеются. Во-первых, возможно это следствие невежественного проявления набожности и излишней осторожности в соблюдении ритуальной чистоты. Во-вторых, что очень даже вероятно, — это может быть результатом влияния библейской ветхозаветной традиции. Ведь мусульмане жили бок о бок с христианами и иудеями на протяжении многих веков. В Библии сказано: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего. И всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто…» (Лев. 15:19–20. См. также Лев. 15:25–28).
Данное библейское положение не утвердилось в наследии последнего Божьего посланника и не возымело продолжения в мусульманской культуре или богословии.
Кстати, у арабов также местами встречается такой, ничем не обоснованный и усложняющий жизнь обычай. На что, например, арабский богослов Рамадан аль-Буты отвечает: «Эта домысел-ошибка (что женщина якобы нечиста во время месячных) никак не связана с религиозными канонами»[25].
Как определить конец хайда? В одних источниках пишут, что надо дождаться начала белых выделений, в других говорят, что завершение выделений означает конец хайда. Когда брать гусль (полное омовение), если у женщины прекратились выделения, а до достижения белизны проходит еще 3–4 дня (возможно, связано с болезнью, но все мы не абсолютно здоровы).
Полное омовение (гусль) необходимо совершить после того, как прекратятся кровянистые, окрашенные выделения и останутся только прозрачные, белые выделения в обычные для данной женщины сроки[26].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Менструация — ежемесячное маточное кровотечение у женщины детородного возраста или девушки, достигшей половой зрелости. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 533.
Менструация наступает обычно через каждые 21–30 суток и продолжается 3–6 суток, в течение которых теряется от 50 до 150 мл крови. Менструация отсутствует во время беременности и кормления ребенка, а так же при различных заболеваниях. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.-Мн.: Аст-Харвест, 2002. С. 516.
[2] Регулы — то же, что и менструация. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1111.
[3] Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 189.
[4] Обильные и длительные выделения (меноррагия — усиление и удлинение менструальных кровотечений — признак ряда заболеваний матки), а также маточное кровотечение, не связанное с менструальным циклом, являются симптомами ряда гинекологических заболеваний. См.: Энциклопедия народной медицины. Москва: Анс, 1996. Т. 3. С.71.
[5] Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 59.
[6] Максимальное число дней чистого периода не ограничено. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 29; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 227.
[7] Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 26–30; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 225–230; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 282–287.
[8] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 459–461.
[9]Например, недержание мочи, кровь из носа, кишечные газы или метеоризм (урчание в животе к этому не относится), продолжающиеся больше обычного менструальные циклы, постоянно кровоточащая рана и т. п.
[10]Промежутки между выделениями не должны быть больше того периода, за который можно спокойно совершить омовение и молитву-намаз.
[11]То есть, например, с начала времени полуденной и до начала времени послеполуденной молитв.
[12]Важно заметить, что омовение должно совершаться после наступления времени обязательной молитвы. Когда оно совершено до этого, то не является действительным для совершения с ним молитвы, время которой наступит через некоторое количество минут или часов, если до наступления времени и фактического совершения молитвы будут выделения. Если же их не будет, то — допускается. И как только нарушится омовение, совершенное до наступления времени очередной молитвы, необходимо будет обновить омовение для очередного временного промежутка.
Исключением, проговариваемым только учеными-ханафитами, является полуденная молитва (Зухр). Так как в промежутке между восходом солнца и наступлением полуденной молитвы нет каких-либо обязательных молитв, богословы-ханафиты допускают совершение омовения для нее до наступления ее фактического времени. И даже если омовение нарушится до совершения намаза, оно все равно сохраняет свою каноническую пригодность.
[13]С одним омовением он может совершать любое количество молитв-намазов, как обязательных, например долговых, так и дополнительных. Так считают богословы-ханафиты и богословы-ханбалиты.
[14]Конечно же, он может постоянно или периодически обновлять омовение. Этого никто ему не запретит. Мы сейчас говорим о допустимом каноническом минимуме в данной ситуации.
[15]Это омовение также является действительным для допустимости прикосновения к Священному Писанию или, например, совершения обхода вокруг Каабы во время паломничества.
[16]См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 442–444; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 60, 61; Ибн Хаммам. Фатх аль-кадир. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т. 1. С. 179–186.
[17]Омовение совершается «оправдываемыми» людьми только после наступления времени молитвы. Исключение, которое оговаривают богословы-ханафиты относительно полуденной молитвы Зухр, богословы-шафииты не поддерживают.
[18]См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 447, 448.
[19] Полоскание рта и промывание носа у ханафитов является обязательным (фард), а у шафиитов — желательным (сунна).
Но в то же время шафииты говорят об обязательности (фард) намерения в мыслях, сердце в начале совершения полного омовения (гусль). Богословы-ханафиты относят намерение к категории желательного (сунна).
[20] См. также материал «Религиозная практика» данной книги.
[21] Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих».
[22] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 113, хадис № 295; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 528, хадис № 295; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 156.
[23] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 114, хадис № 296; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 528, хадис № 296; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 157.
[24] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 528–530; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 158.
[25] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 24, 25.
[26] Это соответствует мнению богословов ханафитсткого и шафиитского мазхабов. См., например: аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 115, 116.