mvpdn что это такое
Технология PON — что это такое и зачем она нужна?
Содержание
Содержание
Оптоволокно, бывшее раньше уделом провайдеров и крупных компаний, потихоньку становится доступным для рядовых пользователей. «Оптика» в квартирах и частных домах появилась благодаря технологии PON, позволившей снизить стоимость подключения до приемлемых для частного потребителя величин. Что же это за технология?
Что такое PON
PON («Passive Optical Network» — «пассивная оптическая сеть») представляет собой оптоволоконную сеть, в которой для доставки трафика конечному (терминальному) клиенту используются недорогие пассивные делители (сплиттеры).
Они не требуют электропитания, сложной настройки, обогреваемых шкафов и т. п.
В этом главное отличие от активных сетей, где перераспределение трафика к клиентам производится через активное устройство — маршрутизатор.
Такое решение позволило в разы сократить затраты на прокладку оптоволоконной сети. Низкая стоимость сплиттеров позволяет ставить их на магистраль возле каждого клиента, делая топологию сети ближе к шине с её минимальным расходом кабеля.
По сравнению с классической «звездой», затраты на кабель снижаются в разы. Особенно это заметно, когда клиенты не «кучкуются» в небольшом пространстве, а разнесены друг от друга на несколько десятков метров.
Чаще всего именно технологию PON следует благодарить жителям коттеджных поселков за быстрый Интернет. И не только Интернет — канал передачи в PON-сетях разделен на три диапазона: приема — с длиной волны 1490 нм, передачи — 1310 нм, и телевидения — 1550 нм. Поэтому обычно провайдер вместе с Интернетом предоставляет и IPTV.
Увы, ничто хорошее не достается даром. За низкую цену приходится платить:
Разновидности PON
Первые стандарты PON — APON и BPON — на сегодняшний день практически не используют. Десятигигабитные сети 10G xPON пока распространены слабо, так что пока выбор может быть только между двумя стандартами — GPON и GEPON (EPON). Первая — более современная и более скоростная, но оборудование для неё стоит дороже.
Характеристика | GEPON(EPON) | GPON |
Скорость приема/передачи, Мбит/с | 1000/1000 | 2488/1244, 2488/2488 |
Максимальное число абонентов | 64 (128) | 64 (128) |
Максимальный радиус сети, км | 10 (20) | 20 |
Стандарт | ITU-T G.984.x | EEE 802.3ah/ IEEE 802.3av |
Конечные пользователи особой разницы между этими стандартами обычно не замечают. На скорость куда сильнее влияет загрузка подсетей, а различия в составе пакетов или, например, возможности передачи TDMA-трафика для обычного пользователя маловажны и неинтересны.
В перспективе сети GPON и GEPON заменят на десятигигабитные аналоги — 10G-PON и 10G-EPON. Эти стандарты разработаны уже 10 лет назад, но их повсеместное распространение сдерживают два фактора:
Вывод
PON — технология организации сети на основе оптоволокна, повысившая доступность Интернета для рядовых пользователей. Она способна обеспечить от 20 Мбит/с до 1 Гбит/с на клиентское устройство. Характеристики делают xPON-сети вполне конкурентоспособными и в городской среде, а за городом PON, несмотря на свои минусы, и вовсе может оказаться единственной технологией, способной обеспечить «быстрым» Интернетом всех желающих.
Что такое NFT и почему они приносят миллионы
Все говорят о сделках с NFT на сотни тысяч и миллионы долларов. Что там продают?
С помощью NFT можно продать почти любой виртуальный объект — изображения, музыку, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.
Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT.
Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу.
Работа высмеивает коллекционеров, тратящих большие деньги на предметы искусства. На трафарете изображен аукцион: его участники борются за картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).
Илон Маск тоже не мог остаться в стороне от шумихи. Он спродюсировал трек про NFT и объявил в своем Twitter, что собирается его продать как токен.
Как цифровые объекты превращаются в NFT?
Это происходит на специальных платформах, работающих с NFT. Есть несколько популярных площадок — например, Rarible, Mintable, OpenSea. Последняя — самая крупная. Все они являются одновременно NFT-маркетплейсами и NFT-мастерскими.
Для создания токена понадобится кошелек в системе Ethereum (криптовалюта и блокчейн-платформа, созданные выходцем из России Виталиком Бутериным. — РБК Тренды), а также файл с цифровым контентом. Обычно алгоритм действий похож на работу с виртуальным фотоальбомом. Просто создаете коллекцию и добавляете в нее медиафайл (или файлы) в любом из доступных форматов — от PNG до MP4. Каждому файлу нужно придумать название и, желательно, описание.
Теперь остается только нажать кнопку Create. Площадка сама создает токен и отправляет его на верификацию. Некоторые платформы делают это с отсрочкой: токен создается уже после того, как на медиаконтент нашелся покупатель.
Схема монетизации у платформ разная: одни берут комиссию с покупателей NFT, другие — с автора (продавца). Размер комиссии тоже отличается — от десятых долей процента до 10% и более процентов от суммы сделки.
Так что такое NFT?
NFT — это non-fungible token, невзаимозаменяемый, или уникальный токен. Работают NFT на блокчейне, впервые они появились еще в 2017 году в системе Ethereum.
Сам по себе блокчейн фактически является реестром записей. Например, биткоин или эфир — записи в блокчейне. NFT — тоже. Такие токены, как и любую криптовалюту, можно хранить в своем криптокошельке и совершать с ними транзакции, покупать и продавать.
Но есть важное отличие. Биткоины, эфиры, прочие цифровые валюты и даже реальные деньги легко заменяют друг друга и делятся на части. Скажем, 0,1 биткоина или 0,1 эфира, как и 0,1 руб. — неуникальны. Их можно поменять на любые другие 0,1 биткоина, 0,1 эфира или 0,1 руб.
NFT нельзя разделить на части или заменить на аналогичный токен. С этой точки зрения NFT обладает всеми свойствами уникального предмета в физическом мире.
Понятнее не стало. У NFT есть четкое определение?
Единого и четкого определения для уникальных невзаимозаменяемых токенов нет и, вероятно, не появится. Попробуем привести более приземленный пример.
Когда вы покупаете квартиру в России, запись об этом появляется в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эта запись регистрирует и доказывает ваши права на объект. Там указаны ваши личные данные и параметры квартиры. Так реальный объект недвижимости связывается с записью, подтверждающей права на него.
NFT — тоже реестровая запись, но в блокчейне. Она содержит в себе сам цифровой объект, например, картину Everydays: The First 5000 Days, информацию о создателе произведения (так NFT помогают защищать авторские права) и данные о владельце, а именно — номер его кошелька в системе Ethereum.
Кроме того, в NFT вшит определенный набор прав владельца. Обычно это разрешение на свободную демонстрацию изображений или проигрывание музыки и видео. Но иногда продавцы включают в токен весь набор авторских прав.
Таким образом, NFT — цифровое имущество (картины в формате JPG, аудиодорожки, видео, фотографии и много другое) плюс набор определенных прав на него. И с технической точки зрения неважно, идет ли речь о настоящем искусстве или о случайно созданном файле.
Откуда такой хайп вокруг NFT и такие суммы сделок? Люди сошли с ума?
Ажиотаж вокруг NFT только на первый взгляд кажется безумным. Давайте сделаем несколько шагов назад.
Ни о каких уникальных токенах или авторских правах речь здесь не идет: пользователи платят реальные деньги за кусок кода и картинку на экране. Причем принадлежит все это разработчикам — Valve в случае с Dota 2 и Team Fortress 2 или Blizzard в случае с Diablo 3.
Изображение T206 Honus Wagner легко найти в интернете. Посмотреть на него может каждый. Но оригиналом бейсбольной карты владеет тот, кто за нее заплатил. Так и с NFT, которым стала, к примеру, фотография проекции работы Покраса Лампаса на ГЭС. Фотография доступна всем, у кого есть доступ в Сеть. На нее можно посмотреть в Instagram художника. Но NFT с этим фото — уникальный цифровой объект, и он хранится в криптокошельке единственного владельца.
Если принять во внимание все эти факты, то NFT-бум уже не кажется чем-то странным. Почва для него давно была подготовлена геймерами и коллекционерами.
А причем тут котики?
«Криптокотики» (CryptoKitties) — популярная игра на блокчейне Ethereum, запущенная в конце 2017 года. Здесь пользователи создают, покупают, продают и разводят виртуальных котят.
Получается, NFT — это дорогая игрушка для геймеров и коллекционеров?
NFT, как и блокчейн с криптовалютами, — это всего лишь инструмент. Использовать его можно по-разному. Теоретически, в NFT можно упаковать что угодно, любой цифровой объект.
Сейчас NFT как инструмент активнее всего используют для распространения цифровых коллекционных предметов. Криптокотики, карточки с покемонами, работы Покраса Лампаса, Бэнкси и Beeple прекрасно оцифровываются и, с одной стороны, удовлетворяют тягу людей к коллекционированию, с другой — поддерживают создателей искусства.
Но использование уникальных токенов не ограничивается одним только коллекционированием.
Так, в 2019 году Nike запатентовала систему проверки подлинности кроссовок CryptoKicks. При покупке пары обуви генерируется NFT. Как и в случае с криптокотиками, такой токен содержит всю «родословную» кроссовок: данные о производителе, внешний вид и особые параметры, информацию о перепродажах.
Дальше виртуальная обувь начинает жить своей жизнью. Владельцы уникальных токенов с цифровыми кроссовками смогут скрещивать пары (да, опять как в CryptoKitties), и получать потомство, но уже в виде реальной обуви. Впрочем, новостей о CryptoKicks с 2019 года не было: похоже, пока эти планы остаются на бумаге.
Еще один пример связки реального и виртуального мира через NFT — проект Crypto Stamp австрийской почтовой службы. Это почтовые марки, привязанные к токенам. Их используют для отметки реальных почтовых отправлений. При этом каждая марка сохраняется на блокчейне и может быть частью цифровой филателистической коллекции.
А я могу дорого продать свои файлы с помощью NFT?
Скорее всего, здесь вы немного опоздали. В продажу и создание NFT уже включились коллекционеры и известные художники. Поэтому придумать что-то хайповое и привлечь внимание к своим цифровым произведениям обычным пользователям довольно сложно.
Судя по последним новостям и участию таких игроков как Christie’s, в 2021 году рынок NFT может еще раз рвануть вверх. Но как долго продлится этот рост и что будет с ценами на уже реализованные цифровые объекты, предсказать невозможно.
Настройка PPTP (VPDN) сервера на маршрутизаторе Cisco.
Point to Point Tunneling Protocol (PPTP) — сетевой протокол, используемый для создания VPN-туннелей между сетями общего пользования.Эти VPN туннели зашифрованы от одного конца до другого и позволяют безопасную передачу данных между ними.PPTP — как правило, осуществляются между сервером и клиентом,сервер,принадлежит к корпоративной сети,а клиент удаленному рабочему месту.
Пример сценария
В этом примере, мы должны установить наш маршрутизатор Cisco,так что бы он принимал VPDN запросы,что позволит нашим удаленным клиентам для подключения к внутренней сети,назначить их внутренний IP-адрес и предоставить им доступ ко всем ресурсам сети:
Удаленный VPN пользователь должен будет создать VPDN dialup в его операционной системе ( предполагаем Windows XP),чтобы инициировать VPN соединение и аутентификацию на маршрутизатор Cisco.
Первый шаг — включение VPDN и создание VPDN группы параметров, которые будут определять различные аспекты PPTP-соединения:
R1#configure terminal — настройки терминала
R1(config)#vpdn enable— vpdn включить
R1(config)#vpdn-group 1 — vpdn-группа 1
R1(config-vpdn)#accept-dialin accept-приема входящих звонков
R1(config-vpdn-acc-in)#protocol pptp — протокол pptp
R1(config-vpdn-acc-in)# virtual-template 1
R1(config-vpdn-acc-in)# exit— выход
Приведённая выше конфигурация позволяет маршрутизатору принимать входящие соединения PPTP и задаёт виртуальный интерфейс, на который PPTP туннель был настроен.
Далее,мы должны связать виртуальный интерфейс с реальным интерфейсом. Это эффективно свяжет PPTP подключения в реальный интерфейс.Мы также должны создать пул IP-адресов,которые будут назначены VPDN пользователям.Этот бассейн с именем ‘PPTP-Pool», и позднее мы перейдём в него для назначения адресов,которые будут выделены для VPN пользователей.
R1(config)#interface Virtual-Template1 — интерфейс виртуальной Template1
R1(config-if)#ip unnumbered FastEthernet 0/0 — ip ненумерованных шрифтов 0/0
R1(config-if)#peer default ip address pool PPTP-Pool— ip-адрес по умолчанию в пуле PPTP-Pool
R1(config-if)# no keepalive
R1(config-if)# ppp encrypt mppe 128— ppp шифрование mppe 128
R1(config-if)#ppp authentication ms-chap ms-chap-v2— ppp-аутентификация ms-chap, ms-chap-v2
« ppp encrypt‘ команда задает шифрование для использования — в нашем случае,в 128 бит.Это может быть задано значением ‘auto’ для максимальной совместимости.Аутентификация для ms-chap и ms-chap v2, так что мы можем предложить лучший метод аутентификации для этого случая.
» ip unnumbered ‘ команда анализа.
Все VPDN клиенты будут либо получать IP-адрес,который является частью существующей внутренней сети (как в нашем примере), или они должны будут присвоить IP-адрес,который полностью отличается от схемы внутренней сети,например, 192.168.5.20 — 192.168.5.25.
Если вы хотите присвоите им IP-адрес,который находится в рамках существующей внутренней сети (в большинстве случаев), вы должны использовать команды ip unnumbered,чтобы связать виртуальный адаптер для реального интерфейса, подключенного к внутренней сети — в нашем примере это FastEthernet 0/0.
С другой стороны,если вы хотите обеспечить VPDN клиентов совершенно другими IP-адресами,которые отличаются от вашей внутренней сети, то вы должны настроить интерфейс Virtual-Template с IP-адреса, принадлежащего к этой сети,например 192.168.5.1 и настроить VPDN Template с соответствующим диапазоном, например, 192.168.5.20 — 192.168.5.25.
Маршрутизаторы Cisco старших моделей,такие,как 836 837 & серии были проблемными при назначении VPDN clients IP-адреса,который принадлежал к существующей внутренней сети,поэтому инженерам ничего не оставалось,как назначить разные IP-схемы адресации для VPDN clients.
Из конфигурации и схемы,представленной выше,вы можете увидеть, что мы будем назначать VPDN clients диапазон IP-адресов,как часть существующих в внутренней сети:
R1(config)# ip local pool PPTP-Pool 192.168.0.20 192.168.0.25
Последний шаг-это создание учетных записей пользователей нашей VPDN clients,которые будут требовать аутентификацию на маршрутизаторе,и доступ к внутренним ресурсам.Это довольно простая задача,так как вам нужно лишь добавить имя пользователя, за которым последует пароль:
R1(config)# username firewall password gfk$251!
Удаленному пользователю нужно будет как описано выше,ввести имя пользователя и пароль для успешного подключения к VPN.
Резюме
В этой статье описаны настройки PPTP или VPDN сервера на маршрутизаторе Cisco.Мы видели все аспекты его конфигурирования, плюс альтернативные конфигурации,которые помогут вам отрегулировать настройки для ваших нужд.Если вы нашли статью полезной,я буду очень Вам признателен,если вы поделитесь этим с другими.Совместное использование моих статей занимает всего лишь минуту вашего времени и помогает привлечь больше людей посредством таких услуг.
MVP: что это такое и как работает?
Читая новости про новые проекты и сервисы, вы могли часто сталкиваться с понятием MVP. Но что скрывается под этой аббревиатурой и почему MVP так часто используют на начальных этапах развития продукта? Давайте прямо сейчас вместе разберемся в этом.
Minimal Viable Product (минимально жизнеспособный продукт) — тестовая версия товара, услуги или сервиса с минимальным набором функций (иногда даже одной), которая несет ценность для конечного потребителя.
MVP создают для тестирования гипотез и проверки жизнеспособности задуманного продукта, насколько он будет ценным и востребованным на рынке.
Результаты тестирования минимально жизнеспособного продукта и обратная связь от целевой аудитории помогают понять, стоит ли развивать проект дальше, какие изменения следует внести в стратегию, а что оставить в первоначальном виде.
В 2008 году, когда аренда отеля или жилья во время путешествия была большой проблемой, два энтузиаста решили подойти к вопросу нестандартно и сдали свою квартиру по простому факсу. По сути, это тоже MVP, в котором тестировалась основная функция. Эксперимент показал, что продукт получит спрос, а сегодня Airbnb — одна из крупнейших площадок по поиску краткосрочной аренды жилья.
Proof of Concept (PoC) — доказательство правильности концепции и некоторые новички часто путают его с минимально жизнеспособным продуктом. PoC описывает процессы выяснения технической жизнеспособности концепции программного обеспечения (или любого другого продукта).
Да, эти определения взаимосвязаны, но не взаимозаменяемые. Proof of Concept — описание процессов на начальной стадии развития продуктов, которые потом реализуются фактически, из чего получается MVP.
Есть много разных подходов к созданию минимально жизнеспособного продукта, но на практике чаще всего используют некоторые из них. Далее поговорим о наиболее популярных.
Помните, как в популярном мультике «Флинстоуны» глава семейства создавал иллюзию передвижения на автомобиле? Так вот, этот подход предусматривает имитирование наличия функционала, хотя на самом деле технически он никак не реализован. MVP нацелен на проверку гипотезы, доказательство жизнеспособности выбранной модели развития бизнеса.
Он сделал сайт и опубликовал фото разных моделей обуви. Получил заказ, пошел в магазин, приобрел нужную пару и отправил покупателю. Так он проверил жизнеспособность идеи продаж обуви через интернет, при этом изначально он не тратил деньги на аренду склада и закупку продукции, а лишь имитировал их наличие.
Эта методология больше подходит для онлайн-сервисов, конечная цель которых — автоматизировать решение проблем целевой аудитории. На начальных этапах реализации продукта услуга оказывается вручную.
Например, мы хотим сделать сервис по финансовому учету и планированию для физических лиц. Но чтобы проверить, будет ли пользоваться спросом эта идея, сначала сделаем несколько финансовых планов для клиентов вручную через Excel. Так мы сможем понять, кто и сколько готов платить, какие функции нужно реализовать в первую очередь и т.п. Часто консьерж MVP помогает в генерации новых идей, которые впоследствии делают конечный продукт лучше.
Эту модель в конце 90-х годов использовал Чак Темплтон — основатель сервиса по онлайн-бронированию ресторанов, билетов и многого другого. Он не стал сразу вкладывать сотни тысяч долларов в техническую реализацию сервиса, а бронировал для других людей столики в ресторанах вручную. Так он проверил жизнеспособность идеи, понял, кто, сколько и за что готов платить и познакомился с целевой аудиторией.
Метод разрозненного MVP используют, когда идею можно проверить и реализовать без разработки уникального программного обеспечения. Вместо этого собирают готовые инструменты, объединяют в одну систему и преподносят в едином интерфейсе.
Если бы все компании начинались с разработки уникальных решений, которая обходилась бы в сотни тысяч долларов, мы бы не увидели много крутых проектов. К этому, как правило, переходят после запуска, получения обратной связи и первых результатов.
Посмотрите на популярный сервис совместных покупок Groupon. Когда-то он был простеньким сайтом на WordPress, где все взаимодействие с пользователями осуществлялось по электронной почте. Только после получения первой обратной связи и финансовых результатов были разработаны социальные функции, полноценная email-рассылка, автоматизация и мобильное приложение.
Эту разновидность используют чаще всего, когда есть готовый продукт с минимальным набором функций (как правило, одной). По такому принципу действовали основатели Spotify, которых упомянули в начале статьи.
Выпуск продукта с одной функцией (параметром) позволяет сузить целевую аудиторию, получить обратную связь и проанализировать ее, после чего приступить к тестированию.
Приступайте к разработке MVP на начальных стадиях развития продукта. Идея может быть крутой только у вас в голове (да, такова уж суровая реальность), так зачем сразу вкладывать большие деньги в разработку, когда есть вариант с маленькими затратами и точной проверкой? После выпуска минимально жизнеспособного продукта вы определите спрос и поймете, в правильном направлении развиваете проект или нет.
Но самое крутое в MVP — сбор ценной информации от первых пользователей. Именно конечный потребитель расскажет о правильной реализации проекта. Собранные данные используйте для планирования дальнейших обновлений и определения наиболее приоритетных целей: какие функции реализовать в первую очередь.
В теории вы узнали, что такое минимально жизнеспособный продукт, теперь поговорим о практической части — создании MVP. Для получения хорошего результата разложите работу на мелкие итерации (шаги/этапы), обозначьте цели для команды в целом и задачи для каждого члена. Но в первую очередь донесите до коллектива общие принципы работы и создания продукта.
Проведите общее собрание коллектива, который примет участие в разработке MVP. На нем вы должны разобраться, все ли члены команды понимают, зачем это нужно. Обсудите видение минимально жизненного продукта, сложите все воедино и постройте первый примерный план дальнейшей работы.
В ходе общего собрания обсудите следующие вопросы:
Постарайтесь привлечь к общему собранию максимум специалистов, чтобы рассмотреть идею и варианты тестирования с разных сторон. Обязательно составьте протокол собрания, в котором будут отражены основные мысли, идеи и принятые решения.
После определения основных принципов MVP, ответьте на вопрос: «Какую проблему решает продукт?». Опишите его ценность в нескольких предложениях. Во-первых, это полезно для себя и команды, во-вторых, в дальнейшем поможет в создании уникального торгового предложения, лендинга и рекламной кампании.
Например, создаем сервис по финансовому планированию для физических лиц. Он решает проблему «бесконтрольного расходования денежных средств, помогает организовать бюджет и ставить долгосрочные цели».
Распространенная ошибка начинающих продактов и предпринимателей — они считают, что их проект решает проблему широкой аудитории (всех людей). Такой подход в разы повышает вероятность провала. Сфокусируйтесь на определенной целевой аудитории.
Составьте портрет клиента, который обязательно купит продукт. Опишите его пол, возраст, социальное положение, уровень дохода, потребности, привычки, используемую им технику, распространенные проблемы, предпочтения в отдыхе и т.п.
Не торопитесь на этом этапе! Лучше потратить несколько часов для формирования портрета ЦА, чем потом «слить» весь рекламный бюджет и получить минимальную конверсию. И не забывайте про то, какую проблему решает MVP (это определяется на первом этапе).
Пример с сервисом по составлению финансовых планов для физических лиц:
Составлен примерный портрет, даже такой минимум позволяет ориентироваться и дает понимание, кому продаем продукт. Эта информация в дальнейшем поможет в организации рекламной кампании.
Не думайте, что ваш продукт (идея) уникален и такого больше нигде нет. Если вы с ним не сталкивались лицом к лицу, это не гарантирует уникальность. И вообще есть гипотеза «множественного открытия»: все исследования и изобретения делаются сразу несколькими учеными независимо друг от друга.
Эту гипотезу подтверждает история с разработкой радио. В России считают, что его изобрел Александр Попов, а вот в Италии лавры отдают Гульельмо Маркони. Оба начали работать над реализацией идеи в 1894 году, но Попов свою разработку презентовал в марте 1896 года (но при этом не запатентовал), а Маркони в июне 1896 года подал документ на патент. Кстати, есть еще несколько ученых в разных странах, которые также претендуют на звание «создатель Радио».
История с MVP аналогичная: вы должны потратить немало времени, но постараться найти конкурентов. Вам повезет, если идея все-таки окажется уникальной, а если нет, тогда решите следующие задачи:
В сборе информации помогут специальные аналитические инструменты: Similar Web, Ahrefs, Quantcast, App Annie, AppFollow и другие. Соберите данные о популярности конкурентов, ежемесячном трафике, основных интересах целевой аудитории, географическом расположении клиентов и т.п.
Для удобства советуем составлять сводную таблицу со всей собранной информацией. Впоследствии будет проще ориентироваться в больших массивах данных и принимать какие-либо решения.
SWOT-анализ представляет собой таблицу, состоящую из четырех блоков:
Опять же, его лучше проводить коллективно или, по крайней мере, с основными членами командами. Важно объективно оценивать каждый пункт и не бояться признавать слабые стороны. Посмотрим реализацию SWOT-анализа на примере сервиса по финансовому планированию для физических лиц:
Не расписывайте пункты на целые абзацы. Они должны быть короткими и понятными для всей команды.
Обратите внимание, что таблица разделена на две части. Сильные и слабые стороны, как правило, относятся к внутренним факторам, а возможности и угрозы — к внешним.
Цель SWOT-анализа выявить сильные стороны и возможности, чтобы сосредоточить работу на них для минимизации негативных последствий от слабых сторон и угроз. Сделанные выводы помогут выбрать стратегию развития и позиционирования бизнеса на рынке.
Простой блиц для определения удобства продукта: если вы сами не понимаете, что надо делать с вашим сервисом (продуктом, услугой и т.п.), то потребитель разобраться точно не сможет!
Чтобы избежать такого недоразумения, на пятом этапе создания минимально жизнеспособного продукта составляют карту пути пользователя — что делает пользователь при взаимодействии с продуктом. Вы должны понимать, какие у аудитории требования к контенту, дизайну, интерфейсу.
Кстати, не забывайте корректировать карту пути пользователя (user flow) после получения обратной связи от первых клиентов. Они расскажут, что хорошо, а что плохо или неудобно. На основе этого корректируйте карту, чтобы конечный потребитель получал то, что хочет.
Например, для сервиса по финансовому планированию сделали такую карту:
Провели первые тестирования, за два месяца в поддержку написали несколько человек: «у нас были финансовые планы в Excel, пришлось потратить часа два, чтобы все данные перенести в ваш сервис». Что делаем? Правильно! Добавляем функцию экспорта существующих в Excel финансовых планов.
На прошлом этапе вы определили основные взаимодействия пользователя с продуктом, теперь для каждого опишите конкретные функции. Для удобства составьте специальную карту: взаимодействия и функции для каждого. Сначала она выглядит так:
Дальше для каждого взаимодействия определяется перечень функций. Здесь помогут логика и пользовательские истории. В первом случае самостоятельно или вместе с командой подумайте, что нужно сделать для обеспечения того или иного взаимодействия.
Но как вы помните, наше видение часто искажено, а вот реальные пользователи дают объективную информацию на основе опыта. Пользовательские истории описывают те или иные действия людей, на основе которых определяются необходимые функции.
Дальше расставьте все функции по приоритету. Самые востребованные (которыми пользуются чаще всего) ставим в начало списка, редко используемые — в конец. Должна получиться вот такая карта:
На этом этапе вы должны определить функционал MVP или иными словами — запланировать объем минимально жизнеспособного продукта. Для начала определите несколько основных функций, без которых проект вообще не сможет существовать, от него не будет никакого толку. Это — каркас или наименьшая полезная версия продукта.
Каркас как дом без отделки — вроде бы, жить можно, но как-то не очень. Поэтому в большинстве случаев MVP дополняют разными «полезностями». Для этого необходимо определить существенные и несущественные функции: какие нужны сейчас, а какие можно доработать потом в процессе развития проекта.
Опять же, классифицировать функции лучше коллективом. Обсуждения, споры, аргументация — это приведет к определению оптимального объема минимально жизнеспособного продукта. На карте выделите каркас и дополнительные функции в рамках MVP для удобства дальнейшего планирования. Должно получиться что-то наподобие этого:
Такую карту с объемом минимально жизнеспособного продукта можно сделать на компьютере или на магнитной доске, стоящей в переговорной или аналогичном помещении. В ходе разработки допускается внесение корректировок.
Вы готовы к началу работы: определена идея, задачи, цели объем MVP. Осталось выбрать модель управления для достижения максимальной эффективности и соблюдения установленных сроков разработки. Возможно несколько вариантов:
Этот этап — один из важных. Можно придумать крутую идею, разработать качественный концепт, собрать команду высококлассных спецов, но если выберите неправильную модель управления, забудьте о достижении успеха. Поэтому хорошо подумайте, с какой системой работать в рамках реализации того или иного продукта.
Тестируйте MVP короткими итерациями: альфа- и бета-тестированием. Альфа — внутренний этап: закончили разработку, пользуйтесь продуктом внутри команды несколько дней. Если все окей, запускайте бета-тестирование — внешний этап, дайте доступ к проекту первым пользователям. Длительность: 7-14 дней.
После первой беты соберите отзывы, статистику посещений, аналитику поведений и проанализируйте весь массив данных. Так вы узнаете, что надо доработать, что можно убрать, а что, наоборот, надо добавить в срочном порядке.
Несколько итераций «разработка-альфа-бета» помогут прийти к оптимальной первой версии продукта, который можно выпускать на рынок для массового пользователя и продолжать дорабатывать.
Еще раз поговорим всю последовательность этапов:
Пройдя 10 этапов, вы получите хороший минимально жизнеспособный продукт, который впоследствии перерастет в первую версию полноценного проекта. И не бойтесь вносить правки: отказываться от каких-то этапов, добавлять собственные и т.п. Данная последовательность шагов — не строгое правило, а лишь пример или образец, на основе которого вы можете построить что-то собственное и уникальное.
Теперь вы знаете, как создать свой MVP. Но есть еще один момент: новички (им это простительно, кстати) часто допускают ошибки при планировании первых минимально жизнеспособных продуктов. На второй-третий раз, набравшись опыта, они работают быстрее и эффективнее.
Но зачем учиться на собственном опыте, когда есть чужой? Почему бы не использовать его и постараться избежать неточностей на своем пути? Поэтому далее поговорим о самых распространенных ошибках начинающих продакт-менеджеров и предпринимателей.
Закройте в клетке своего перфекциониста, потому что в ходе разработки MVP он сыграет с вами злую шутку! Запомните, задача минимально жизнеспособного продукта — дать пользователю базовое представление о продукте, он априори не должен и не может быть идеальным.
Вы тестируете гипотезу! Поверьте, маленького MVP хватит для определения потенциала идеи. Если она крутая, то спрос на продукт не испортит даже плохой дизайн, интерфейс и минимальная скорость работы. И только при подтверждении этой гипотезы начинайте тратить ресурсы на юзабилити и красивый фантик.
Если MVP не должен быть идеальным, это не значит, что его можно делать, как попало. Некоторые продакты бросаются из крайности в крайность, в результате получает вообще что-то непонятное.
Минимально жизнеспособный продукт должен быть простым, но качественным. Например, если делаете сервис, то купите хотя бы домен второго уровня, не надо оставлять его на поддомене какого-то бесплатного конструктора.
Некоторые новички так увлекаются разработкой, что забывают о приоритетной цели — сборе обратной связи. Еще на стадии планирования следует определить ключевые метрики, которые покажут успешность проекта. Это может быть количество скачиваний или покупок, число новых пользователей, коэффициент удержания клиентов и т.п.
Когда «глаза горят», есть ощущение способности свернуть горы! И в такие моменты руководитель начинает делать анонсы крутых и необычайных возможностей. Конечно, это все здорово с точки зрения маркетинга, но если не сдерживать обещания, пользователи начнут покидать проект.
Поэтому всегда принимайте решения о новых анонсах на «холодную» голову. Объективно оценивайте, что сможете сделать, а что нет.
Окрыленность собственной идеей часто дурманит разум и вся команда перестает обращать внимание на объективные факты: плохие метрики, отрицательные отзывы и т.п. Начинают думать, что просто пользователи не все понимают сейчас, а вот когда финальная версия продукта будет готова, тогда они оценят.
Нет, не оценят. В этом деле всегда важен объективизм. Есть обратная связь от реальных пользователей, слушайте ее, корректируйте работу проекта в соответствии с желаниями конечных потребителей, иначе во всей этой суете нет никакого смысла.
Итак, подведем краткий итог: MVP — минимально жизнеспособный продукт, который делают для тестирования идей и гипотез, сбора обратной связи от первых потребителей (и да, MVP ≠ PoC). Реализовать можно за 10 этапов и постараться избежать наиболее распространенных ошибок. Если вы планируете создание нового продукта, начинайте с MVP: это позволит избежать больших ресурсных потерь в случае плохого потенциала идеи.