nosferatu что это значит
Носферату
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Носферату» в других словарях:
Носферату. Симфония ужаса (фильм) — Носферату. Симфония ужаса Nosferatu Eine Symphonie des Grauens Жанр ужасы Режиссёр Фридрих Мурнау Продюсер Энрик … Википедия
Носферату. Симфония ужаса — Nosferatu, eine Symphonie des Grauens … Википедия
Носферату: Симфония ужаса — Носферату. Симфония ужаса Nosferatu Eine Symphonie des Grauens Жанр ужасы Режиссёр Фридрих Мурнау Продюсер Энрик … Википедия
Носферату: Симфония ужаса (фильм) — Носферату. Симфония ужаса Nosferatu Eine Symphonie des Grauens Жанр ужасы Режиссёр Фридрих Мурнау Продюсер Энрик … Википедия
Носферату (фильм, 1922) — Носферату. Симфония ужаса Nosferatu Eine Symphonie des Grauens Жанр ужасы Режиссёр Фридрих Мурнау Продюсер Энрик … Википедия
НОСФЕРАТУ СИМФОНИЯ УЖАСА — «НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens), Германия, 1922, 94 мин. В основе сценария фильма лежит вольное изложение романа Брэма Стоккера «Дракула». Несмотря на многочисленные изменения имен, места действия и сюжетных… … Энциклопедия кино
Носферату — призрак ночи — Nosferatu: Phantom der Nacht Жанр фильм ужасов … Википедия
Носферату, призрак ночи — Носферату призрак ночи Nosferatu: Phantom der Nacht Жанр фильм ужасов Режиссёр Вернер Херцог В главных ролях … Википедия
Носферату: призрак ночи — Носферату призрак ночи Nosferatu: Phantom der Nacht Жанр фильм ужасов Режиссёр Вернер Херцог В главных ролях … Википедия
Nosferatu что это значит
Детей Каина называют проклятыми, и ни к кому это прозвище не подходит больше, чем к уродливым Носферату. Носферату несут древнее ужасное проклятие, ибо более не являются подобием Господа; преображение в вампиров искажает их тела, делая их отверженными в глазах людей и ангелов. Презираемые в обществе людей и вампиров, эти несчастные вынуждены искать прибежища в катакомбах, пустошах и прочих укромных местах Средневекового мира.
В период античности Носферату редко общались с людьми, обитая на окраинах цивилизации и считаясь монстрами. Другие вампиры, желая оградить свои «стада» от контактов с Носферату, вытеснили их в пустынные земли. Это изгнание, так же, как и вызываемое их внешностью инстинктивное отвращение, сделало Носферату козлами отпущения во всех сомнительных случаях, как настоящих, так и придуманных. Эта зловещая (и в основном незаслуженная) репутация вынуждает Носферату постоянно переходить с места на место и скрываться, чтобы избегнуть преследований.
Часто Носферату удается избежать гибели только благодаря тому, что они владеют нужной информацией. Их способности к маскировке, умение наладить контакт с животными и потребность в перемене мест дают им доступ к информации, закрытой от их менее храбрых собратьев. Даже обитающие в городах Носферату быстро поняли, что их выбор жилищ и жертв позволяет им узнать то, что другим кланам просто недоступно. Они знают, что даже самый элегантный князь Вентру попридержит спесь, зажмет нос и не откажется пообщаться с парочкой нищих, чтобы получить новости о своем сопернике-Ласомбра, проживающем в соседнем герцогстве. Если же обмен покажется не слишком выгодным, Носферату не побрезгуют и мелким шантажом…
После распространения христианства многие Носферату изменили модель поведения. Считая себя проклятыми Господом, но желая получить прощение от Христа (или кого-нибудь еще), они терпеливо переносят все земные страдания в надежде избежать Ада. Так как Носферату по большей части общаются с низшими слоями населения, у них имеется немало возможностей творить добро, не выходя из тени. Они испытывают склонность к покаяниям; нечеловеческая выносливость и способности к исцелению позволяют им неделями заниматься самоистязаниями.
Особенности
Клан вызывающих отвращение Носферату, на удивление остальным вампирам, отличается единством и целостностью. Может быть, так и должно было случиться: в конце концов, кто вынесет общество чудовища, кроме таких же чудовищ? Как бы там ни было, Носферату охотно сотрудничают друг с другом и обладают сильным чувством esprit de corps – или, возможно, их объединяет ненависть к их более удачливым собратьям…
В отличие от остальные кланов, которые считают Патриархов мифическими героями и приписывают им все хорошее, что только может быть в вампире, Носферату боятся и ненавидят своего прародителя. Некоторые Носферату заходят настолько далеко, что осмеливаются даже говорить о мистической войне, которую ведет против них их погруженный в спячку праотец. Солдаты этой невидимой войны, твари еще более ужасные, чем сами Носферату, называются по-разному, например, Никтуку, Нефилим и Ехидны.
Сила и влияние
Понятно, что Носферату очень трудно приобрести влияние в мире людей. Их уродство не просто не позволяет им напрямую командовать людьми – часто Носферату не может убедить человека на несколько мгновений задержаться в его присутствии и выслушать «интересное предложение».
Тем не менее, на свете обитает куда больше гулей Носферату, чем можно предположить. Жизнь в средневековой Европе полна трудностей, источником благ часто становится Дьявол, который в качестве платы может забрать ту или иную часть личности. Небольшое уродство, появившееся в результате введения крови Носферату, ничего не значит перед возможностью выращивать больший урожай или выжить в год эпидемии.
Носферату, с их характером и смекалкой, смогли проявить себя в зарождающемся движении «вольных каменщиков», и теперь числятся среди руководителей многих масонских орденов. Таинственность, практикуемая среди вольных каменщиков, позволяет Носферату скрывать их уродство (Таинственный Мастер Восковой Маски и т. п.), при этом сами вампиры знакомятся с новыми техниками и приемами строительства. Каменщики, которые, по приказу их руководителей, возводят некое здание, имеющее «мистическое значение», на самом деле могут трудиться над строением, задуманным Носферату.
Носферату редко переходят к открытым военным действиям; они – мастера засад и партизанской войны. Владение Дисциплиной Затемнения делает их превосходными диверсантами. Жертва может впасть в оцепенение от страха, едва увидев отвратительного Носферату, сам же Носферату может порвать жертву в клочья, не дожидаясь, пока она придет в себя. Иногда Носферату содержат целые зверинцы из жутковатых, гротескных тварей, которых используют в качестве разведчиков и сил поддержки.
Организация
Часто Носферату в силу обстоятельств живут по одиночке: в деревне на сто человек один монстр может спрятаться, а вот дюжина – уже нет. При этом, когда есть выбор, Носферату предпочитают компанию себе подобных. В крупных городах, в особенности тех, где сохранились древние римские катакомбы, могут обитать целые сообщества Носферату.
Носферату являются образцом внутреннего единства клана. Сообщества, проживающие в разных баронствах, графствах и герцогствах, охотно сотрудничают. Носферату стараются воздерживаться от привычных споров и раздоров и не придают значения статусу и положению в клане. Это позволяет им избежать обычных трудностей, возникающих перед другими, более разобщенными, кланами.
Текущая ситуация
Можно сказать, что сейчас Носферату все проще и проще устроиться в этом мире – вполне возможно, просто потому, что хуже им стать уже не может. Растут человеческие города, и у Носферату появляется все больше мест, где можно прятаться днем и охотиться по ночам. В большинстве крупных поселений имеются таверны, так что всегда можно сказать, что пьяным жертвам просто приснилось нападение Носферату.
В ночи солнцестояния и равноденствия Носферату часто собираются в определенном месте для проведения затейливых ритуалов, копирующих (или пародирующих) человеческие и вампирские празднества. Один из таких праздников, Танец Смерти, или Danse Macabre, раз в 10 лет проводится в тайном месте, которое каждый раз меняется. Все Носферату, имеющие такую возможность, стараются попасть на этот праздник, который (в отличие от большинства сборищ Носферату) известен своей зрелищностью и пышностью. На празднике Носферату воздают почести собственному уродству, и катакомбы становятся красными от крови их смертных «гостей».
Задачи
Сейчас клан решает ту же проблему, что и всегда – проблему выживания.
Носферату активно поддерживают рост городов (в особенности тех, что возникают на месте старых римских поселений, ведь сохранившиеся руины и катакомбы представляют массу потайных мест, где можно скрыться). Носферату также проявляют интерес к не так давно возникшей буржуазии, считая ее более добродетельной и менее чванливой, чем старое дворянство. Иногда городским советам удавалось добиться уступок (а то и полной независимости) от правителя-феодала при помощи секретной информации, тайком полученной от хитроумных Носферату.
Внешность: каждый Носферату уникален, и каждый из них отвратителен. Их многочисленные уродства отличаются большим разнообразием. Некоторые из них походят на разложившиеся трупы со сгнившими носами и ушными раковинами, другие выглядят как клыкастые демоны или гигантские грызуны, третьи, с их расплывшимися рыхлыми телами, похожи на пьяных матросов. Многие из них полностью лысеют и покрываются шишками и бородавками, как жабы, или же обрастают колючками, как ежи. Часто их тела покрыты гниющими язвами и незаживающими нарывами, у них жирная, морщинистая кожа, а у самых кошмарных из них и вовсе нет кожи, как у свиной туши на рынке. От них исходит острая вонь; за этими вампирами часто следуют тучи мух и саранчи. На всех Носферату лежит явная печать нечистоты. Пытаясь скрыть свои уродства (и тем самым обезопасить себя от охотников на ведьм), Носферату носят рубища из мешковины.
Убежище: Носферату обитают в заброшенных, вымерших городах, предпочитают руины, болота, темные леса и – в идеале – пораженные чумой территории. В городах они обычно селятся в старых катакомбах, лепрозориях, подземельях, национальных гетто и обителях за пределами городской стены. Огромные помойные ямы, обычные в средневековых городах, предоставляют вампирам отличные, хотя и грязные, убежища от лучей солнца. К тому же, даже самый фанатичный охотник на ведьм не будет перерывать навозную кучу, чтобы отыскать спящего под ней вампира.
Происхождение: Носферату выбирают себе жертв из самых низов общества: уродов и дурачков, прокаженных, отшельников, бродяг, преступников, лишенных сана священников и т. д. Вампиры, идущие по Пути Небес, часто наказывают гордецов, лицемеров и прочих грешников, вводя их в клан. Предпочтение отдается евреям, так как они умны и практичны, при этом общество слабо защищает их от вампиров-похитителей. Иногда злобный Носферату выбирает себе в жертву человека, отличающегося красотой, но такие случаи редки.
Дисциплины клана: Анимализм, Затемнение, Могущество.
Слабости: все Носферату отличаются ужасающим уродством. Их Внешность автоматически приравнивается к нулю и не может быть улучшена. Все броски на социальные действия, в состав которых входит Внешность (в том числе и на самые первые впечатления), автоматически проваливаются.
Организация: сообщество Носферату, хотя и не является формальным, имеет довольно четкую организацию. Возможно, они – самый целостный клан; тысячелетия уродства, преследований и скитаний объединили их. Старшие пользуются уважением, но при этом от них ожидается справедливость при обращении с младшими. Друг к другу Носферату относятся с заботливым уважением и тщательно соблюдают правила вежливости, они свободно обмениваются друг с другом свей имеющейся информацией. Из-за этого клан славится своей отличной информированностью; некоторые Носферату могут практически безошибочно предсказать развитие событий на территории от Ирландии до Киева.
Цитата: горе презренному, князь, ибо он побеспокоил тебя! Вгони меня в торпор! Проткни меня колом и оставь под лучами солнца! Снеси мне голову! Только… не отправляй меня назад во владения графини Изабель из клана Ласомбра. Что? Она твой враг, господин мой? Да, я сумел бежать из ее неприступной крепости… через потайной проход, разумеется. Что за проход? Может быть, господин мой, нам стоит обсудить это в твоих личных покоях…
Носферату (Камарилья)
Символ клана до 5-ой редакции
Детей Каина называют проклятыми, и никто из вампиров не подходит под это определение лучше, чем несчастные создания из клана Носферату. Другие вампиры по-прежнему сохраняют схожесть с людьми и могут существовать в человеческом сообществе, но тела Носферату под воздействием проклятия меняются и приобретают уродливые черты. Остальные Сородичи с содроганием говорят о метке, которую Каин наложил на весь клан из-за злодеяний их Патриарха. По этой причине Носферату вынуждены терпеть презрение и гонения со стороны других детей Каина, которые считают их отвратительными и без крайней необходимости не вступают с ними в общение.
После Становления новообращенный Носферату переживает мучительную трансформацию, постепенно, в течение нескольких недель, превращаясь из человека в отвратительное чудовище. Ужас от физических изменений часто приводит к психологическим травмам. Носферату, лишенные возможности жить среди людей, вынуждены таиться в канализации и катакомбах.
Для Становления Носферату часто выбирают физически или морально изуродованных людей, считая, что проклятие вампиризма может стать для этих людей спасением. Как ни странно, но в этом убеждении есть своя доля истины. Многие Носферату отличаются удивительной уравновешенностью и практичностью и избегают страстей, порывов и бурных эмоций, свойственных их более привлекательным собратьям. Нельзя сказать, что это делает Канализационных Крыс более приятными в общении; на самом деле некоторые Носферату начинают получать удовольствие от ужаса и потрясения, которые их внешность вызывает у окружающих.
Носферату способны выжить практически в любых условиях. Мало кто из горожан, будь то вампиры или смертные, знают темные закоулки города так хорошо, как Носферату. К тому же Носферату в совершенстве овладели искусством маскировки и шпионажа; они всегда в курсе последних новостей и событий, не ради удовольствия, но ради выживания. Непревзойденные поставщики информации, они могут потребовать за свои знания высокую цену. Пользуясь Дисциплиной Затемнения, Носферату тайно подслушивают чужие разговоры или присутствуют на «секретных» встречах. Если Сородич желает побольше узнать о событиях и жителях города, он может обратиться к Носферату.
Наконец, тысячелетия унижений и общее для клана уродство выковали сильные узы между этими чудовищами. Носферату избегают дрязг и раздоров, привычных для остальных кланов, и предпочитают действовать сообща. Они обращаются друг с другом с щепетильной вежливостью и свободно обмениваются информацией внутри клана. Причинить неприятности одному Носферату значит причинить неприятности им всем, и результат этого может быть крайне неприятным.
Содержание
Прозвище [ ]
Секта [ ]
Как ни странно, но клан в целом входит в Камарилью, несмотря на очевидные трудности с поддержанием Маскарада. Может быть, они ценят безопасность, которую им обеспечивает Камарилья; может быть, хотят, чтобы остальные кланы оставались в поле их зрения. Но все же некоторая часть Носферату поддерживает Шабаш или считает себя отшельниками (не принадлежащими ни к одной из сторон).
Внешность [ ]
Нет двух Носферату, которые выглядели бы одинаково, но все они отвратительны на вид. Приоткрытые клыкастые пасти, пятна на коже, опухоли, дырки вместо носа, уши, как у летучих мышей, лысые головы со скошенными лбами, искривленные позвоночники, когти, сморщенная шкура, гнойные язвы и перепонки между пальцами — вот лишь небольшой перечень уродств, встречающихся у Носферату. Жизнь в канализации и склепах обычно приводит к тому, что пахнут Носферату ничуть не лучше, чем выглядят.
Убежище [ ]
Уродство вынуждает Носферату искать себе убежища подальше от взоров смертных: на кладбищах, в заброшенных складах и подвалах. В крупных городах целые выводки Носферату обитают в канализации и тоннелях метро. Эти «владения», особенно старые, часто бывают куда более обширными, чем себе могут представить люди или Сородичи, — подземные лабиринты тянутся глубоко во тьму и охраняются уродливыми гулями. Даже князья с осторожностью относятся к владениям Носферату.
Происхождение [ ]
Носферату выбирают себе потомков из социальных низов — отщепенцев, психически больных и безнадежно асоциальных людей. Иногда мстительный Носферату может дать Становление красивому, тщеславному человеку, а затем радостно наблюдать за переменами, происходящими под воздействием проклятия.
Создание персонажа [ ]
Носферату часто происходят из одиночек, изгоев и бродяг. Часто первичными становятся Ментальные Атрибуты (Социальные чаще всего бывают третьестепенными!). В клане высоко ценится искусство Маскировки, а Выживание позволяет Канализационным Крысам находить убежища в трущобах, столь милых сердцу Носферату. Иногда у Носферату есть слуги, как правило — животные-гули, или даже один-два союзника из числа людей, но в целом Дополнения в клане большой роли не играют.
Клановые Дисциплины [ ]
Слабости [ ]
Как уже говорилось выше, Носферату отличаются совершенно безобразной внешностью. У всех Носферату значение Внешности равно нулю — автоматически начисляемая при создании персонажа единица перечеркивается прямо в листе персонажа. Значение Внешности нельзя улучшить за счет баллов опыта. Большинство социальных действий, основанных на первом впечатлении, за исключением запугивания и тому подобных, автоматически считаются неудачными.
Организация [ ]
Хотя у Носферату нет четких уложений, свойственных таким кланам, как Тремеры или Вентру, их уродство стало причиной невероятного единства внутри клана. Избегаемые и презираемые другими существами, Носферату держатся вместе, в равной степени по необходимости и из желания избежать одиночества.
Линии крови [ ]
Как и многих других кланов, среди Носферату есть отступники, ушедшие в Шабаш, но эта ветвь не сильно отличается от основной части клана, причем отличия в основном касаются идеологии. Потомки некоторых сиров иногда несут на себе печать одинаковых уродств, но мало кто из них сильно выделяется на фоне остальных.
Цитата [ ]
Иди сюда, малыш, как насчет поцелуя? (влажный свистящий кашель) Что такое? Большой страшный трахарь испугался? Не нравится быть жертвой, э? Ну, привыкай давай, потому что ты еще и половины не видел.
Носферату
Содержание
Носферату [ ]
Вот это да, ты не трясся как лист почти две минуты. Должно быть, когда тебе что-нибудь от меня нужно, я само великолепие.
Многие Носферату скрывают своё одиночество и досаду под маской безразличия. Они смеются над теми, кто от них шарахается, зубоскаля над симпатичными вампирами с их вечеринками и политическими интригами – но не могут забыть о своей ненавистной исключительности. Впрочем, подобная изоляция способствует укреплению плотных семейных уз между Носферату. В глазах тех, кто не входит в эту семью, Носферату выступают единым фронтом, создавая впечатление единой, очень широкой и хорошо скоординированной сети. В действительности Носферату ссорятся и конкурируют друг с другом не меньше, чем представители других кланов, однако встретившись с общей угрозой, они смыкают ряды.
Прозвище [ ]
Ковенант [ ]
Внешность [ ]
Убежища [ ]
Происхождение [ ]
Создание персонажа [ ]
Лучшие Атрибуты [ ]
Самообладание или Сила
Клановые Дисциплины [ ]
Слабость [ ]
Все Носферату обладают чудовищной внешностью или, по меньшей мере, отталкивающей аурой. Причиной этого не обязательно должно быть физическое уродство. Неописуемая атмосфера опасности, окружающая Носферату, могильный запах или монструозное поведение этих вампиров могут обладать столь же отталкивающим эффектом, что и уродство. В случае с социальными проверками, основанными на Внушительности или Манипулировании, правило снова-десять не применяется. Кроме того, каждая единица, полученная при броске, отнимает один успех (это правило не действует в случае полного провала). Слабость не применяется к проверкам, основанным на Запугивании или Самообладании.
Организация [ ]
Носферату практически не обладают официальной организацией, но, как уже говорилось выше, они склонны объединять усилия перед лицом общей угрозы. Клан отличается почти племенной структурой, которая делится на различные «семьи», сотрудничающие или воюющие друг с другом. Положение в клановой иерархии чаще всего зависит от возраста и заслуг отдельного Призрака.
Родословные [ ]
Концепты [ ]
Бугимен, цирковой уродец, изощрённый садист, ангел-хранитель, костолом, выскочка, мелкий воришка, крысиный король, одинокий чудак, осведомитель, пресмыкающийся слуга.
Стереотипы [ ]
Дэва: Дурачат сами себя, полагая, что можно избавиться от страданий.
Гангрел: Просто погладь их по голове и прикинься, что благодарен – однако ни в коем случае не говори, что ты на самом деле думаешь об их идиотских взглядах. Может, ты и не первый красавец, но твоё лицо лучше смотрится на своём месте, а не на кончиках звериных когтей.
Мехет: Тени тянутся к огню, как мотыльки. Интересно, могут ли тени сгореть?
Вентру: Они хотят поиграть в короля горы? Замечательно. Только что-то они не торопятся приходить сюда и объявлять о своих «правах».
Люпины: Страшнее, чем это? Хочется думать, такого не существует.
Маги: Они что-то знают. правда, я не уверен, что хочу знать, что именно.
Дракула против Носферату
Как вампиры выясняли отношения в суде
№ 6(298) от 16.02.2012 [«Аргументы Недели », Сергей НЕХАМКИН ]
Дракулу всякий знает. Это самый знаменитый вампир, граф с Карпатских гор. Носферату у нас менее известен – хотя тоже вампир, тоже граф и тоже культовый персонаж. Он появился на свет как раз 90 лет назад. Дракула тогда решил, что двум кровососущим аристократам рядом не жить – и решил Носферату уничтожить. Юридически. Через суд. Дело было так.
Тень вампира
К то видел фильм «Тень вампира» с Д. Малковичем и У. Дефо в главных ролях (его показывали по телевидению), вспомнит – «Тень» и начинается с того, что знаменитый немецкий кинорежиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау узнаёт: ему отказано в праве экранизации книги «Дракула». Чтобы обойти запрет, Мурнау задумывает чуть иную картину – «Носферату, симфония ужаса»:тот же «Дракула», но у героев другие имена и немного изменён сюжет. Правда, дальше фантазия авторов «Тени» начинает собственный прихотливый полёт: выясняется, например, что исполнитель главной роли – сам вампир, потому и играет так блестяще…
Но ведь происходившее на самом деле не менее интересно!
Великий и ужасный
Г раф Дракула к тому времени уже царил в мире нежити. Он, как известно, появился на свет благодаря фантазии английского писателя Брема Стокера (1847–1912).
Сделаем поправку на время. Сегодня роман Стокера (выскажу своё мнение) элементарно скучноват. А когда-то! Сам Александр Блок писал: «Читал две ночи и боялся отчаянно».
Вот и Мурнау читал – и боялся. А в 1921-м на него вышел продюсер Альбин Грау, накануне организовавший маленькую киностудию Prana Film,и тоже ушибленный темой – состоял в оккультных обществах, уверял, что в Первую мировую познакомился с потомком настоящего вампира (который даже предъявлял какие-то пожелтевшие бумаги).
В общем, сценарист Х. Галеен сел за литературный сценарий, Мурнау – за режиссёрский, Грау начал договариваться о правах на экранизацию.
И получил полный отлуп.
Железная леди
Е му отказала Флоренс Стокер – вдова писателя. Не сошлись в цене? Или.
В биографии Флоренс – два любопытных момента. Когда-то за ней, юной и очень хорошенькой, ухаживал Оскар Уайльд, будущий великий английский писатель. Девушка, однако, предпочла добродушного Стокера. Которому после рождения сына напрочь отказала в интимной близости. То ли исходила из принципа, что ребёнок уже есть, а просто так – грех, то ли дело в каких-то семейных проблемах, – но в итоге Стокер, полноценный здоровый мужик при любимой (и любящей!) жене стал бегать по проституткам, подцепил сифилис, который и свёл его в могилу. При этом Флоренс супруга искренне оплакивала. Мы сейчас не копаемся в чужом белье, просто данный момент тоже имеет отношение к теме. В романе есть линия отношений Дракулы с невестой Харкера и её подружкой, которая становится жертвой вампира. Не отражение ли это давней жизненной коллизии, когда Стокер боролся за сердце любимой с демоническим Уайльдом? Соперник проиграл – однако без последствий борьба не прошла. То есть у Флоренс действительно могло быть трепетное отношение к книге мужа, и она не желала, чтобы какие-то чужаки по-своему корёжили созданные им образы.
Человек-крыса
Н о студии-то что делать? Машина уже заверчена! Мурнау и Грау переименовали героев, поменяли место действия (см. выше). Главный злодей в фильме именовался не Дракулой, а Носферату (средневековое слово, которое можно перевести как «переносчик чумы»), «в миру» он – граф Орлок. Кровь не просто так пьёт, а для смертоубийства, причём все думают, что началась эпидемия…
90 лет назад работа была закончена, в марте 1922-го состоялась премьера.
Сегодня «Носферату» можно найти в Интернете. Правда, в XXI веке смотреть немую чёрно-белую ленту, с аффектированной актёрской жестикуляцией, с наивным сюжетом – занятие на любителя. Но что действительно мощно – игра Макса Шрека, исполнителя роли Носферату. Лысый упырь, человек-крыса, машина смерти с неживыми глазами и пальцами-крючьями – на зрителя производил такое впечатление, что в Швеции, например, аж до 1972-го картина находилась под запретом.
Красивую работу надо красиво подать. Студия организовала рекламную кампанию, в день премьеры устроила «Фестиваль Носферату»: роскошный зал, банкет, костюмы в стиле эпохи, афиши по всему городу…
Спор упырей
И менно афишу «Фестиваля» вместе с другими рекламными материалами кто-то (добрые люди есть везде) анонимно послал Флоренс. Вдова возмутилась. Она обвинила создателей «Носферату» в плагиате, подала в суд – и выиграла дело. Суд постановил уничтожить все негативы и отпечатки ленты – даже памяти о новом вампире не должно было остаться! Prana Film обязали выплатить потерпевшей гигантский штраф. Правда, студия тут же объявила о банкротстве, и денег Флоренс не досталось. Но так или иначе торговая марка «Дракула» победила торговую марку «Носферату»!
Дракула едет в Голливуд
Р оман Б. Стокера «Дракула» вышел в 1897 г. Образ рокового вампира – отголосок балканских сказаний о жестоком валашском князе Владе Цепеше по прозвищу Дракула. Сюжет наверняка многим известен (хотя бы по многочисленным экранизациям), потому напомним только суть. Действие происходит в современную автору эпоху. Молодой англичанин Харкер, юрист по недвижимости, едет в Трансильванию по вызову некоего графа Дракулы, решившего перебраться в Лондон. На месте выясняется, что хозяин – вампир. Потом мрачный клиент оказывается в британской столице, Харкер с помощью друзей вступает с ним в борьбу.
Процессом 1925 г. Флоренс Стокер, вдова и наследница писателя, казалось, утвердила своё авторское право на литературный образ Дракулы. Но что толку сидеть на нём собакой на сене? Флоренс, жившая в Дублине, разрешила театральную инсценировку романа мужа знакомому местному режиссёру. Уже у него право постановки купил один американский театр, который чуть позже право экранизации своего спектакля продал знаменитой голливудской студии Universal – а тас ходу запустила свои знаменитые фильмы об ужасном вампире. Первый же из них, с Б. Лугоши в главной роли (1931), принёс студии многомиллионные доходы. Но Флоренс ничего не перепало: она не зарегистрировала свои права в США. Частично компенсировать убытки смогла, продав известному продюсеру Д. Селзнику из другой голливудской студии – MGM – право на экранизацию эпизода, не вошедшего в окончательный вариант романа, – встречи Харкера с женщиной-вампиром. Так начало разрабатываться новое направление темы – дочери и сёстры Дракулы.
Страшные сказки
Т очнее, пугает тех, кто хочет пугаться.
История «Носферату» интересна ещё и тем, что это был первый «вампирский фильм» в истории кино. С тех пор вырос целый жанр. И наряду с традиционными перепевами темы дедушки Дракулы (вампир – враг), на переломе XX–XXI веков появились другие картины. В них вампир – не обязательно враг («Блейд», «Сага»). Он может прийти на помощь, это человек (человек?), которому мы сочувствуем. Именно такие фильмы сегодня становятся культовыми.
Доктору филологических наук Михаилу Одесскому, автору серьёзных исследований о «вампирском мифе» в мировой культуре, «АН» задали вопрос – почему?
…Что ж – послушав умного человека, автор данного материала отправился в магазин за каким-нибудь свежим диском про ребят с длинными клыками.
Как говорится, «не бойтесь сказок – жизнь страшнее!».