О чем меня заставил задуматься рассказ соня
Смысл рассказа «Соня» Татьяны Толстой
Татьяна Толстая — известный литературный деятель и российская писательница. Она была настоящим новатором для своего времени, так как была одной из первых русских писательниц, начавших писать в стиле постмодернизма. Именно в этом направлении и написан рассказ «Соня», смысл которого вы узнаете в этой статье.
Смысл произведения
Главным проявлением постмодернизма в рассказе стала часть, где Татьяна Толстая рассуждает о достаточно философских понятиях: что такое время, для чего человек существует в этом мире, что останется, когда время человеческой жизни истечет? Затем речь в рассказе пойдет от лица другого человека, который стал свидетелем этой истории в реальной жизни. Голос автора проявляется только в конце произведения, когда происходит разговор писательницы с Адой.
Рассказ — небольшой, он занимает всего 4 страницы. Но за такой маленький объем Толстая сумела рассказать о судьбе сразу двух героинь. Так мало, но точно и детально умел писать разве что только Чехов = достаточно вспомнить его сборники рассказов.
В рассказе речь идет сразу о двух главных героинях — Аде и Соне. Каждый из образов очень точен и обладает индивидуальными чертами. Соня — не привлекательна внешне, но обладает широким кругозором и добрым нравом. Татьяна Толстая не зря выбрала это имя для героини, ведь первая ассоциация с ним — Соня Мармеладова из «Преступления и Наказания» Достоевского. Обе героини обладают сходными чертами: обе они в начале произведения были еще детьми по характеру, но отличались бескорыстностью и человечностью. Однако в образе героини заключен еще один персонаж Достоевского, и это князь Мышкин из «Идиота». Как и князя, Соню за ее доброту и открытость считают откровенной дурой. Толстая хотела показать, что со времен Федора Михайловича отношение к таким людям не изменилось.
Но при этом Соне все доверяли, оставляли на нее детей. В таких ситуациях девушка проявляла всю ответственность, но окружающие продолжали смеяться над ней, называя глупой. При этом не раз благодаря Соне раскрывались обманы и предательства. Так, при жене она спросила у мужа о девушке, с которой он был в филармонии. Девушка не хотела причинять кому-либо боль, но не поняла своей ошибки, ведь не привыкла к лжи.
В рассказе у Сони есть возлюбленный по имени Николай. Ради него она рассталась с брошкой в виде голубка, который представлял для девушки ценность. И это — только ради спасения из беды любимого.
Вторая героиня — Ада, полная противоположность Соне. Толстая описывает ее внешность и характер как «змеиные». Точеная фигура, элегантность, смугловатое лицо, в любой ситуации она оставалась заводилой в компании. Да и мужским внимание Ада обделена не была. Но случилось так, что из-за «глупости» Сони девушка попала в нелепую ситуацию и решила проучить девушку. Она придумала Николая, который стал вымышленным поклонником Сони, и на данный момент жил на квартире у отца Ады. «Мужчина» был женат и имел троих детей, но без памяти влюбился в Соню. Ада стала писать письма от лица поклонника и смеяться над чувствами Сони. А девушка поверила в эту легенду, влюбилась в фантазию Ады. Вскоре все те, кто поддерживал Аду с этой идеей, остыли, но девушка решила не бросать начатое. И вот началась война и ни одна из героинь не успела уехать из города. И вот, живя на разных концах Ленинграда, двух девушек объединяла одна история, к которой каждая из них относилась по-разному.
Но ситуация стала хуже. Ада осталась одна, потеряв всех близких, сходя с ума от голода. Она сожгла все Сонины письма ради того, чтобы согреться. А та маленькая порция томатного сока, которую принесла Соня «Николаю», спасла героине жизнь.
Татьяна Толстая в своем произведении показала любовь, но не те чувства между женщиной и мужчиной, а любовь к ближнему. Символом этой «любви» стал тот самый голубок. Будучи современным писателем, Толстая все равно возвращает нас к вечным темам, которые являются главной ценностью литературы.
Анализ рассказа Л. Н. Толстой «Соня»
Рассказ «Соня» произвел на меня сильное впечатление. Во-первых, потому, что написан от третьего лица, человека, совершенно постороннего, наблюдателя, который смотрит со стороны на все происходящее, без оценивания, просто передает то, что услышал. Такой прием придает достоверность всему повествованию, таким образом, утверждается истинность ценностей, основанных на опыте человека, прожившего почти век: с Соней мы знакомимся со слов старой женщины, Ады Адольфовны, которая рассказывает о жизни до войны (Ада Адольфовна прошла войну и блокаду).
Во-вторых, можно сразу обратить внимание на то, что язык рассказа насыщен тропами и фигурами речи: метафорами («стыло бульонное озерцо»), сравнениями («истуканом сидела в торце длинного накрахмаленного стола», «Влюбилась так, что только оттаскивай»), необычными эпитетами («лежала праздная ложка», «Сонины лошадиные черты», «нарядно бессмертная»), каждая новая мысль-предложение основано на инверсии («Было ли у неё счастье?», «не мешайте, дураки!»), синтаксические конструкции разговорного стиля («Год шел что-нибудь тридцать третий», «И вот надо же — жизнь устраивает такие штуки!»). Рассказ построен на антитезе, проявляющейся на разных уровнях: пространственном (небо – квартира), временном: время в рассказе организованно очень плотно и четко (жизнь до войны противопоставляется жизни военной). Даже внешность Сони противоречива: «Грудь впалая, ноги такие толстые — будто от другого человеческого комплекта»; тонкая натура, но одевается безвкусно: «огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава всегда слишком длинные». Несоответствие облика и личностных качеств и Сони (непривлекательная внешне, Соня наделена добрым и покладистым характером), и героев из компании (привлекательные негодяи, способные на подлость), Соня противопоставляется всей компании.
С самых первых строк рассказа мы понимаем, что рассказ печален, серьезен и даже грустен: «Жил человек – и нет его. Только имя осталось»
Неизвестно, каким образом Соня попала в эту компанию, откуда она появилась, но сразу же стала объектом насмешек «милейших» людей: «А Ада сладким голоском говорила: «А я вот в восторге от ваших бараньих мозгов!» — «Это телячьи», — не понимала Соня, улыбаясь. И все радовались: ну не прелесть ли?!» Соня все время находится в центре конфликта, с идеями и мыслями, которые идут вразрез с общественными (ее одежда, манера поведения: «А на свадьбе от Сониных тостов веяло вчерашней кутьей с гробовыми мармеладками»). При помощи овеществления автор показывает, что люди, окружающие Соню, «используют» её в своих целях, как нужную вещь, но при этом подсмеиваются над ней, считают, что она некрасива («голова как у лошади Пржевальского»), глупа («Соня была дура»), снашивает туфли набок и не умеет одеваться. Но у Сони обнаруживаются необыкновенно полезные для общества качества: хорошо готовит, на нее можно оставить детей и квартиру.
Несмотря на то, что Соня наивный и скучный человек, она «романтична и по-своему возвышенна». В этой фразе мы видим отношение автора к Соне: в ней и симпатия, и ирония одновременно. С помощью иронии автор, в том числе, помогает понять фальшивое прожигание жизни всего элитного общества («Какие судьбы! О каждом можно говорить без конца»), их внутреннюю пустоту, противопоставленную крайне редкому в этом обществе качеству Сони – бескорыстному служению людям. Она, как и положено появляться романтическому герою, появляется ниоткуда: «неизвестно, кто были ее родители, какой она была в детстве, где жила и что делала до того дня, когда вышла на свет из неопределенности и села дожидаться перцу в солнечной, нарядной столовой». К тому же, Соня по своим моральным, личностным качествам выше окружающих ее людей: она умеет любить, бескорыстна, честна. Но у Сони есть и недостатки – она не имеет сильного характера и веры в себя. Автор показывает свое отношение к Соне через отношение к ней детей: дети, как известно, очень тонко чувствуют душу человека, не умеют лгать. Они любят Соню и искренне огорчаются, когда Соню «перебрасывают» в другую семью. Именно дети по-настоящему ценят Соню, и она тоже рада им.
Несмотря на все ее недостатки, о которых все время напоминала Ада, Соня оказывается высоко моральным и глубоко нравственным человеком. Она смогла вынести все издевательства над собою, не унижаясь, смогла не уронить достоинство.
Я думаю, что дело не в том, был ли реален человек, которого она любила, или нет, дело в том, что она могла любить – это и есть настоящее счастье! И мне жаль, что в жизни Сони не было человека, оценившего ее по достоинству. Таким образом, основная идея этого рассказа – любовь, способная на подвиг.
Я считаю, Татьяна Толстая поднимает также проблему маленького человека.
Автор раскрывает перед нами человеческие образы и характеры обычных людей, старающихся прожить жизнь как можно лучше, веселее. Но наша жизнь по сути своей прекрасна, ее не надо ни приукрашать, ни перекрашивать. Не надо притворяться человеком, надо быть им. Наша жизнь – бесценный подарок, а истинны в ней только те ценности, которые мы создаем сами, своими руками и своей душой: любовь, семья, дети, дом, работа. Все это и есть смысл существования человека. Рассказ о жизни Сони заканчивается так же, как и начинался: «Жил человек – и нет его» – это кольцевая композиция, – как будто напоминая нам о том, что ничто не вечно и никто не вечен, и что все возвращается на круги своя. Парадоксально, но именно скучная, некрасивая, неинтересная Соня по прошествии времени признается самым счастливым человеком: «Уж что-что, а счастье у нее было». Соня оказалась самой счастливой потому, что верила в любовь. Жизнь скрыла от нее пошлую правду, и она умерла умиротворенной. Т. Толстая говорит нам, что это есть истинная, вечная ценность человеческого существования: «Ведь голубков огонь не берет».
О чем меня заставил задуматься рассказ соня
Длина жизни измеряется не числом
прожитых дней, а тем, чем эти дни
были наполнены, количеством
тех прекрасных минут,
в которые действительно
чувствуешь себя счастливым.
Рассказ «Соня» произвел на меня сильное впечатление. Во-первых, потому, что написан от третьего лица, человека, совершенно постороннего, наблюдателя, который смотрит со стороны на все происходящее, без оценивания, просто передает то, что услышал. Такой прием придает достоверность всему повествованию, таким образом, утверждается истинность ценностей, основанных на опыте человека, прожившего почти век: с Соней мы знакомимся со слов старой женщины, Ады Адольфовны, которая рассказывает о жизни до войны (Ада Адольфовна прошла войну и блокаду).
С самых первых строк рассказа мы понимаем, что рассказ печален, серьезен и даже грустен: «Жил человек – и нет его. Только имя осталось…»
Неизвестно, каким образом Соня попала в эту компанию, откуда она появилась, но сразу же стала объектом насмешек «милейших» людей: « А Ада сладким голоском говорила: «А я вот в восторге от ваших бараньих мозгов!» — «Это телячьи», — не понимала Соня, улыбаясь. И все радовались: ну не прелесть ли?!» Соня все время находится в центре конфликта, с идеями и мыслями, которые идут вразрез с общественными (ее одежда, манера поведения: «А на свадьбе от Сониных тостов веяло вчерашней кутьей с гробовыми мармеладками»). При помощи овеществления автор показывает, что люди, окружающие Соню, «используют» её в своих целях, как нужную вещь, но при этом подсмеиваются над ней, считают, что она некрасива («голова как у лошади Пржевальского»), глупа («Соня была дура»), снашивает туфли набок и не умеет одеваться. Но у Сони обнаруживаются необыкновенно полезные для общества качества: хорошо готовит, на нее можно оставить детей и квартиру.
Несмотря на то, что Соня наивный и скучный человек, она «романтична и по-своему возвышенна». В этой фразе мы видим отношение автора к Соне: в ней и симпатия, и ирония одновременно. С помощью иронии автор, в том числе, помогает понять фальшивое прожигание жизни всего элитного общества («Какие судьбы! О каждом можно говорить без конца»), их внутреннюю пустоту, противопоставленную крайне редкому в этом обществе качеству Сони – бескорыстному служению людям. Она, как и положено появляться романтическому герою, появляется ниоткуда: «…неизвестно, кто были ее родители, какой она была в детстве, где жила и что делала до того дня, когда вышла на свет из неопределенности и села дожидаться перцу в солнечной, нарядной столовой». К тому же, Соня по своим моральным, личностным качествам выше окружающих ее людей: она умеет любить, бескорыстна, честна. Но у Сони есть и недостатки – она не имеет сильного характера и веры в себя. Автор показывает свое отношение к Соне через отношение к ней детей: дети, как известно, очень тонко чувствуют душу человека, не умеют лгать. Они любят Соню и искренне огорчаются, когда Соню «перебрасывают» в другую семью. Именно дети по-настоящему ценят Соню, и она тоже рада им.
Несмотря на все ее недостатки, о которых все время напоминала Ада, Соня оказывается высоко моральным и глубоко нравственным человеком. Она смогла вынести все издевательства над собою, не унижаясь, смогла не уронить достоинство.
Я думаю, что дело не в том, был ли реален человек, которого она любила, или нет, дело в том, что она могла любить – это и есть настоящее счастье! И мне жаль, что в жизни Сони не было человека, оценившего ее по достоинству. Таким образом, основная идея этого рассказа – любовь, способная на подвиг.
Я считаю, Татьяна Толстая поднимает также проблему маленького человека.
Автор раскрывает перед нами человеческие образы и характеры обычных людей, старающихся прожить жизнь как можно лучше, веселее. Но наша жизнь по сути своей прекрасна, ее не надо ни приукрашать, ни перекрашивать. Не надо притворяться человеком, надо быть им. Наша жизнь – бесценный подарок, а истинны в ней только те ценности, которые мы создаем сами, своими руками и своей душой: любовь, семья, дети, дом, работа. Все это и есть смысл существования человека. Рассказ о жизни Сони заканчивается так же, как и начинался: «Жил человек – и нет его» – это кольцевая композиция, – как будто напоминая нам о том, что ничто не вечно и никто не вечен, и что все возвращается на круги своя. Парадоксально, но именно скучная, некрасивая, неинтересная Соня по прошествии времени признается самым счастливым человеком: «Уж что-что, а счастье у нее было». Соня оказалась самой счастливой потому, что верила в любовь. Жизнь скрыла от нее пошлую правду, и она умерла умиротворенной. Т. Толстая говорит нам, что это есть истинная, вечная ценность человеческого существования: «Ведь голубков огонь не берет».
«Не стоит село без праведника ни село, ни город, ни земля наша!» По рассказу Т. Н. Толстой «Соня»
«Не стоит село без праведника ни село, ни город, ни земля наша!» По рассказу Т. Н. Толстой «Соня»
Мерцающий в сосуде?
Начать наш урок мне хотелось бы словами: « Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности. Каждый из нас встречал таких – это праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – тут же погружались опять в нашу обреченную глубину. »
Не правда ли, к таким «прирожденным англам» можно отнести и героиню нашего рассказа Соню?
Что мы узнаем о Соне в начале рассказа?
(Соня была дурой. Плохо, безвкусно одевалась, хотя превосходно шила. Прекрасно готовила. Работала хранительницей в музее. Была одинока. Любила детей ( всех! А это трудно!) Ответственная. Наивная и непосредственная. Любила сентиментальные стихи. Была романтична и по– своему возвышенна. Чуткий инструмент ее душа. )
Найдите в тексте детали портрета.
(Сонины лошадиные черты; голова, как у лошади Пржевальского; грудь впалая, ноги такие толстые – будто от другого человека. )
Как окружающие относятся к Соне?
(Соня была дурой. Если человек глуп, то это навсегда! Сонин идиотизм Самим посмеяться, и дурочке доставить небольшое развлечение. Кристалл Сониной глупости. )
Окружающие подсмеиваются над Соней, но постоянно пользуются ее безотказностью и добротой.
В рассказе у Сони есть антипод – Ада. В чем их противоположность?
( Ада красавица, всегда в центре внимания, всегда окружена поклонниками.
Именно Ада придумывает историю с Сониным поклонником. Для чего? Как вы думаете, почему, когда эта история уже надоела всей компании, Ада продолжала писать письма от Николая?
Как раскрывается Соня в письмах?
( Горела неугасимым пламенем высокого чувства; обещала вечную верность;
Какой предстает героиня в самый кульминационный момент рассказа?
(Сока там было ровно на одну жизнь. )
А если бы Соня получила письмо Ады, поступила бы она так же?
Несомненно, потому что всегда была готова пожертвовать собой ради других!
Возможно, благодаря этой баночке сока, этим письмам, обогревшим ее пальцы холодной ленинградской зимой, Ада Адольфовна пережила войну. Та, над которой она так безжалостно подшутила, отплатила ей бескорыстием и состраданием.
Почему из всего окружения, где было много выдающихся, интересных людей, автору запомнилась именно Соня?
Имя Соня означает мудрость. В чем же она, Сонина мудрость?
Как вы понимаете последнее предложение рассказа? Белый голубок – символ чистоты, бескорыстия, любви. А над этими понятиями не властны ни огонь, ни время.
Вернитесь к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова? Что значит внутренняя красота?
А кто еще из литературных героинь обладал такой красотой?
Татьяна Ларина, княжна Марья Болконская, Матрена, Соня – все эти женщины не обладали внешностью красавиц. Но от их души исходил волшебный свет красоты и гармонии, согревающий каждого.
Дома я прошу написать вас размышление «О чем заставил задуматься меня рассказ «Соня»?
Размышления получаются разные, но вот это мне запомнилось особенно:
«Знаете, как не хочется иногда идти в школу? Нет, учусь я нормально. Но вот отношения с одноклассниками Я – белая ворона! И фигура у меня не супермена, и одеваюсь не от кутюр. Да и лицом красавчик!
Я рад, что мы познакомились с героиней рассказа Татьяны Толстой «Соня». Быть может, теперь другие люди задумаются, что нам, белым воронам, тоже хочется любви и понимания. Мы тоже умеем любить, страдать и сострадать. Наше внешнее несовершенство окупается огромным внутренним миром. И, быть может, я надеюсь, одноклассники станут терпимее ко мне. Ведь я тоже человек! Пусть не похожий на них, но живой и ранимый!»
А это, согласитесь, дорогого стоит.
Е. Е. Мельчакова, МБОУ ООШ №1, г. Чусовой, Пермский край
Конспект урока по русской литературе для 9 и 11 классов по рассказу Т.Толстой «Соня»
«Не стоит село без праведника ни село, ни город, ни земля наша!»
(По рассказу Т.Н.Толстой «Соня».)
Мерцающий в сосуде?
Не правда ли, к таким «прирожденным англам» можно отнести и героиню нашего рассказа Соню?
Что мы узнаем о Соне в начале рассказа?
(Соня была дурой. Плохо, безвкусно одевалась, хотя превосходно шила. Прекрасно готовила. Работала хранительницей в музее. Была одинока. Любила детей ( всех! А это трудно!) Ответственная. Наивная и непосредственная. Любила сентиментальные стихи. Была романтична и по- своему возвышенна. Чуткий инструмент ее душа.)
Найдите в тексте детали портрета.
(Сонины лошадиные черты; голова, как у лошади Пржевальского; грудь впалая, ноги такие толстые – будто от другого человека.)
Как окружающие относятся к Соне?
(Соня была дурой. Если человек глуп, то это навсегда! Сонин идиотизм… Самим посмеяться, и дурочке доставить небольшое развлечение. Кристалл Сониной глупости.)
Окружающие подсмеиваются над Соней, но постоянно пользуются ее безотказностью и добратой.
В рассказе у Сони есть антипод – Ада. В чем их противоположность?
( Ада красавица, всегда в центре внимания, всегда окружена поклонниками.
Именно Ада придумывает историю с Сониным поклонником. Для чего? Как вы думаете, почему, когда эта история уже надоела всей компании, Ада продолжала писать письма от Николая?
Как раскрывается Соня в письмах?
( Горела неугасимым пламенем высокого чувства; обещала вечную верность;
Сообщала о себе все –превсе; готова отдать за Николая жизнь; подарила ему белого эмалевого голубка; благословила свою счастливую судьбу.)
Какой предстает героиня в самый кульминационный момент рассказа?
(Сока там было ровно на одну жизнь.)
А если бы Соня получила письмо Ады, поступила бы она так же?
Несомненно, потому что всегда была готова пожертвовать собой ради других!
Возможно, благодаря этой баночке сока, этим письмам, обогревшим ее пальцы холодной ленинградской зимой, Ада Адольфовна пережила войну. Та, над которой она так безжалостно подшутила, отплатила ей бескорыстием и состраданием.
Почему из всего окружения, где было много выдающихся, интересных людей, автору запомнилась именно Соня?
Имя Соня означает мудрость. В чем же она, Сонина мудрость?
Как вы понимаете последнее предложение рассказа? Белый голубок – символ чистоты, бескорыстия, любви. А над этими понятиями не властны ни огонь, ни время.
Вернитесь к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова? Что значит внутренняя красота?
А кто еще из литературных героинь обладал такой красотой?
Татьяна Ларина, княжна Марья Болконская, Матрена, Соня – все эти женщины не обладали внешностью красавиц. Но от их души исходил волшебный свет красоты и гармонии, согревающий каждого.
Дома я прошу написать вас размышление «О чем заставил задуматься меня рассказ «Соня»?
Размышления получаются разные, но вот это мне запомнилось особенно:
«Знаете, как не хочется иногда идти в школу? Нет, учусь я нормально. Но вот отношения с одноклассниками… Я – белая ворона! И фигура у меня не супермена, и одеваюсь не от кутюр. Да и лицом красавчик!
Я рад, что мы познакомились с героиней рассказа Татьяны Толстой «Соня». Быть может, теперь другие люди задумаются, что нам, белым воронам, тоже хочется любви и понимания. Мы тоже умеем любить, страдать и сострадать. Наше внешнее несовершенство окупается огромным внутренним миром. И, быть может, я надеюсь, одноклассники станут терпимее ко мне. Ведь я тоже человек! Пусть не похожий на них, но живой и ранимый!»