ok google кто такой федерико феллини
Биография Федерико Феллини
Федерико Феллини (Federico Fellini) родился в 20 января 1920 г. в семье коммивояжера Урбано Феллини (Urbano Fellini) и Иды Барбиани (Ida Barbiani). Семья жила в Римини (Rimini), небольшом курортном городке юга Италии.
Детство и юность
Мальчик рос болезненным, медики подозревали сердечную недостаточность. Маленькому Федерико нравилось всеобщее внимание, довольно быстро он научился имитировать обмороки и головокружения. Учеба в католическом колледже давалась мальчику легко, он любил читать и читал много.
Зачатки сценического таланта проявились рано: мальчик мастерил наряды для кукол, сочинял сценарии и разыгрывал кукольные пьесы. Но и улица привлекала юного Федерико: шатры бродячего цирка, пыльные дороги и маленькие лавочки Римини перекочуют в его лучшие фильмы, став декорациями.
Самостоятельная жизнь будущего мэтра началась во Флоренции (Firenze), где он работал карикатуристом в газете антифашистского толка. Потом был Рим, такая же работа плюс сочинение сценариев и зарисовок, непродолжительная учеба на юридическом факультете. Последнее, впрочем, лишь для того, чтоб не попасть в армию Муссолини (Benito Mussolini). В этом также помогал отточенный еще в детстве навык симуляции болезней.
Любовь и творчество
Судьба одного из самых великих режиссёров решилась, когда он стал писать сценарии для радио о жизни влюбленных Чико и Полины. Полиной была радиоведущая Джульетта Мазина (Giulietta Masina). Знакомство, взаимная симпатия, краткая пора ухаживания — и молодые люди, обручившись, поселились в доме тети Джульетты.
Семейная жизнь оказалась удачной во всем, кроме одного — пара так и не смогла завести детей. Первая беременность наступила быстро, но окончилась выкидышем. Долгожданный сын родился в 1945 г., но умер, не прожив и месяца. Позже Феллини предлагал усыновить малыша, но жена не согласилась. Своими детьми с этих пор они считали совместные фильмы.
Федерико Феллини и Джульетта Мазина были необычной парой. Она была неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Любимая женщина, лучший друг, муза — все она, несравненная Джульетта. Без жены Феллини не мог вести съемки, не имело значения, играет она в фильме или нет. Они словно создавали и дополняли друг друга — муж и жена, известный режиссер и актриса с непревзойденным драматическим даром.
Снимать кино он начал не сразу, но к началу своей режиссерской карьеры имел огромный опыт сценариста. Фильмы Федерико Феллини достаточно точно отражают этапы его жизненного пути. «Дорога» и «Амаркорд» — реминисценции детства, проведенного в итальянской провинции. В фильме «Ночи Кабирии» встречаются типажи, изученные им в период проживания в дешевой квартирке близ римского вокзала. «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной» — пик расцвета его творчества и грустные свидетельства того, что лучшие фильмы уже сняты.
Закат маэстро
Богата была фильмография Федерико Феллини, но не он сам. Их нельзя было назвать фешенебельной парой — жили в Риме, а не за городом, лето проводили в Римини, Мазина, в отличие от большинства известных актрис, не имела дорогих драгоценностей. Зато жизнь супругов была насыщена эмоциями, позже появлявшимися в сценариях и на экране.
В 1993 г. Феллини получил «Оскара», 5-го по счёту, за вклад в искусство кино, а 31 октября того же года умер от инсульта. Верная муза скончалась всего через пять месяцев, пожелав, чтобы ее погребли с фотографией мужа в руках.
Фильмография
Дорога (La Strada, 1954)
Ночи Кабирии (Le notti di Cabiria, 1957)
Сладкая жизнь (La Dolce Vita, 1959)
Герой мечется от одной женщины к другой, к каждой относясь по-своему, не может определиться, кто он и чего хочет от жизни. Одной из партнерш Мастроянни по фильму стала французская актриса Анук Эме (Anouk Aimée). Глубокий нравственный тупик на фоне вызывающей римской роскоши, изображенной со всем талантом великого фантазера Феллини. «Сладкая жизнь» вызвала негодование Ватикана, церковь особенно возмутило начало (статуя Христа на вертолете) и откровенная сцена стриптиза. За просмотр грозили отлучением от церкви, что послужило отличной бесплатной рекламой. Картина обогатила современный язык словом «папарацци» и устойчивым выражением «сладкая жизнь». Главная награда фильма — Золотая пальмовая ветвь.
Восемь с половиной (8 1/2, 1963)
Рим Феллини (Fellini Roma, 1972)
Амаркорд (A m’arcòrd, 1973)
«Амаркорд» послужил калькой для многих режиссеров, пожелавших воссоздать «босоногое» детство на большом экране. Критики считали такое подражательство не всегда удачным, ворча, что с легкой руки Феллини у каждого режиссера появился свой «Амаркорд». Одно из лучших подражаний — картина Тенгиза Абуладзе «Хевсурская баллада». «Амаркорд» изобилует откровенными сценами подростковой жизни, но советскому режиссеру пришлось обойтись без этого. Как и «Дорога», картина «Амаркорд» отражает фантазии режиссёра, смешанные с воспоминаниями детских лет.
Казанова (Il Casanova di Federico Fellini, 1976)
Фильм «Казанова Федерико Феллини» был задуман и снят фантазийно, но разочаровал критиков, зрителей, а в особенности — самого режиссера. Он говорил, что Казанова отвратителен, а мемуары его похожи на телефонный справочник.
Репетиция оркестра (Prova d’Orchestra, 1979)
В картине «Репетиция оркестра» Феллини вновь обратился к жанру псевдодокументалистики. Кино в формате интервью, которое журналист берет у каждого из музыкантов оркестра. «Репетиция оркестра» — интересная трактовка иерархии музыкального мира, на вершине находится тот, кто лучше чувствует музыку.
И корабль плывет… (E la Nave Va, 1983)
В фильме «И корабль плывет…» Феллини раскрыл себя в историческом жанре. Корабль в открытом море, его пассажиры — компания, состоящая из богемы и музыкального оркестра. Повод круиза — похороны эксцентричной оперной дивы, завещавшей развеять свой прах над морем. Корабль с богемой, роскошная и безмятежная с виду жизнь и вдруг — весть об убийстве эрцгерцога Фердинанда! Многие критики считают, что фильм «И корабль плывет…» — вольная вариация на тему гибели «Титаника».
Интересные факты
Книги
Некоторые сценарии, написанные Феллини, стали самостоятельными книгами. Это «Амаркорд», написанный в соавторстве с Тонино Гуэррой (Tonino Guerra), «Репетиция оркестра», «И корабль плывет…», «Белый шейх», «Интервью». Мэтр, в совершенстве владеющий искусством режиссуры, написал книги и об этом: «Делать фильмы», «Феллини о Феллини» (сюда включены интервью разных лет и подробные описания создания нескольких фильмов), «Мой трюк — режиссура». Последняя книга была написана в соавторстве с Шарлоттой Чандлер (Charlotte Chandler), американской журналисткой и кинокритиком, с которой маэстро связывала многолетняя дружба. Автобиография Феллини «Я вспоминаю…» также создана с ее участием.
Через год после смерти Джульетты Мазины вышел скандальный роман «Виды любви» голландской писательницы Розиты Стенбек (Rosita Steenbeek). В нем она описала вымышленную историю любовной связи с Феллини и свою римскую «dolche vita».
Основной идеей книги было то, что Феллини и Мазина не любили друг друга, их союз был всего лишь сделкой двух карьеристов.
О романе забыли вскоре после выпуска, так как свидетели совместной жизни двух кумиров Италии были еще живы. Правдой было одно: голландка имела поверхностное знакомство с четой и даже снялась в эпизоде картины «Джинджер и Фред».
Романтизированная версия истории любви Феллини и Мазины принадлежит перу Николая Надеждина, книга называется «Федерико Феллини: «Моя Джульетта» (2009 г.).
В 2015 г. в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга «Феллини». Ее автор Бенито Мерлино (Benito Merlino), популярный композитор, сценарист и режиссер короткометражных фильмов, был знаком с Федерико Феллини лично.
Цитаты
Федерико Феллини был искусным мастером слова. Его книги, статьи, сценарии и высказывания отличались чувством стиля и точностью формулировок. Цитаты Феллини – важная часть его творческого наследия. Склонность приукрашивать была следствием развитого ума и богатой творческой фантазии.
Интересны цитаты о цирке – впервые увидев, что это такое, Феллини «почувствовал, что его здесь ждали». Это и был его путь в большое искусство.
Другие цитаты мэтра касаются жизни, человеческих отношений, самопознания и искусства. Феллини, великий фантазер, никогда не лгал самому себе. Поэтому его цитаты – отражение его внутреннего «Я», непрестанных творческих исканий и большого жизненного опыта:
Федерико Феллини
Биография
Федерико Феллини — итальянский режиссер, который вошел в историю мирового кинематографа как непревзойденный гений и творец авторского стиля, вызывающего восхищение у широкой публики. Современники называли его непревзойденным вруном, таинственным итальянцем и эстетом, который способен снимать даже во сне.
Детство и юность
Федерико родился 20 января 1920 года в итальянском курортном городе Римини. Родители, Урбано Феллини и Ида Барбиани, поженились за два года до появления первенца и переехали на адриатическое побережье из столицы Италии. Отец занимался продажами товаров народного потребления. В 1921 и 1929 годах родились младшие дети — сын Рикардо и дочь Мария Маддалена.
В детстве Федерико часто болел, падал в обмороки. Медики подозревали у ребенка сердечную недостаточность, но потом состояние мальчика нормализовалось. В 7 лет ребенок пошел учиться в школу при монастыре в Фао. Богатая фантазия проявилась у Феллини в раннем возрасте: мальчик любил придумывать необычные истории, мастерил маски, кукол, шил для сказочных героев наряды. Большое впечатление на будущего маэстро произвела труппа цирковых артистов, приехавшая на гастроли.
В 17-летнем возрасте Федерико отправился во Флоренцию получать образование журналиста. На новом месте юноша устроился на работу создателем карикатур в издательство Демоса Боннини «Фебо». Маленького дохода хватало, чтобы прокормиться, не прибегая к помощи родителей. Через год Феллини переехал в Рим, где поселился в районе для бедных.
Комната будущего режиссера находилась в квартале, где обитали китайцы, торговавшие на улицах столицы, мелкие преступники и девушки легкого поведения. В молодости Федерико спасало умение рисовать смешные злободневные карикатуры, которые пользовались успехом у читателей газет. По заказу артиста варьете Альдо Фабрици молодой журналист писал тексты для представлений. Не гнушался Феллини и работы наборщиком текстов, а также создателем рекламных постеров и текстов для радиопостановок.
В Риме Феллини поступил на юридический факультет Национального университета — в основном для того, чтобы получить отсрочку от службы в армии итальянского диктатора Бенито Муссолини. С 1938 года юмористические очерки Федерико начали публиковать в издании «Марк Аврелий», содержание которого носило антифашистский характер. С 1942 года молодой карикатурист работал над сценариями для кино.
Фильмы
В середине 40-х произошел случай, изменивший биографию Феллини. Он познакомился с режиссером Роберто Росселлини, который пригласил сценариста поучаствовать в создании военной драмы «Рим — открытый город». За киносценарий в 1946 году автор впервые в жизни получил номинацию на «Оскар», а критики заговорили о создании жанра неореализм. В этом же году на экраны вышла вторая работа Феллини-сценариста — фильм «Пайза» («Земляк»), посвященный войне. И вновь картина попала в номинацию на «Оскар» за лучший сценарий.
В 1950 году Федерико решился на создание собственного фильма «Огни варьете» с соавтором Альберто Латтуада. Написав сценарий к следующей картине, «Белый шейх», Федерико вынужден был сам снять ее, так как режиссер Микеланджело Антониони отказался работать над проектом. Кинокартина не получила должного успеха среди зрителей, но уже с этого фильма Феллини начинает долгосрочное сотрудничество с композитором Нино Рота.
После картины «Маменькины сынки», которая получила премию «Серебряный лев» на Венецианском фестивале, и эпизода «Брачное агентство» из киноальманаха «Любовь в городе» в 1954 году Феллини приступил к работе над драмой «Дорога». Текст был написан еще в 1949 году. На роли деревенской девушки Джельсомины и ее друга силача Дзампано Феллини пригласил актеров Джульетту Мазину и Энтони Куинна. Кинолента принесла создателям многочисленные награды международных кинофестивалей, в том числе первый «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также хорошую выручку после проката.
В 1955 году вышла лента «Мошенники» с Бродериком Кроуфордом, Ричардом Бейсхартом и Джульеттой Мазиной в главных ролях. Через два года режиссер порадовал зрителей очередным шедевром — «Ночи Кабирии» о девушке легкого поведения, которая оказалась слишком доверчивой и обманулась в единственном возлюбленном. Режиссер получает «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а исполнительница главной роли Джульетта Мазина становится лучшей актрисой.
Мода играла большую роль в творческой жизни маэстро. Стиль героев фильмов итальянского гения повлиял на тенденции haute couture. Это и вечерние платья с декольте, и береты с приталенными жакетами, и причудливые шляпы с перьями, и наряды в блестках.
Сам Федерико черпал в дизайне вдохновение и становился законодателем мод для своего поколения: его шляпа и кашпо прочно вошли в обиход современников. На создание фильма «Сладкая жизнь» Феллини натолкнуло платье-мешок Givenchy, знаковое для рубежа 50–60-х годов.
Картина с Марчелло Мастроянни в главной роли получила «Оскар» за работу художников по костюмам и несколько номинаций на премию BAFTA. Именно после этой киноленты в обиход вошел термин «папарацци» в честь любопытного и вездесущего героя — журналиста Папараццо.
Трейлер фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной»В 1963 году на Московском кинофестивале состоялась премьера трагикомедии Федерико Феллини «Восемь с половиной» — фильма, который коренным образом повлиял на кинематограф XX столетия. Сюжет, выстроенный в виде потока сознания, стал использоваться кинематографистами разных стран: Андреем Тарковским, Вадимом Абдрашитовым, Питером Гринуэем, Такэси Китано. Это была уже третья кинолента Феллини, завоевавшая «Оскар», причем в двух номинациях — «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший дизайн костюмов».
В конце 60-х Феллини создал фильмы «Джульетта и духи», «Сатирикон». В 1969 году на экраны вышла феерическая комедия-притча «Рим Феллини», пронизанная ощущением праздника и карнавала, за которую в 1973 году режиссер получил премию «Золотой глобус». Через год на аналогичную тему Феллини снял телефильм «Клоуны».
В 1973 году кинорежиссер создал автобиографичную драму «Амаркорд», сюжет которой построен по типу калейдоскопа и отсылает зрителей на побережье Адриатики 30-х годов XX столетия. Картина принесла четвертую статуэтку «Оскар» своему создателю. В фильме 1976 года «Казанова Федерико Феллини» главную роль исполнил Дональд Сазерленд.
В 1979 году вышла лента «Репетиция оркестра», в которой режиссер реализовал классический театральный принцип единства времени, места и действия. Работа над картиной заняла всего три недели.
В последние годы Феллини все больше тяготел к театральности. Так, в киноленте «И корабль плывет…» повествование строилось вокруг показа съемочной группы, а морские волны и вовсе были изображены благодаря большому полотну.
Личная жизнь
В 1943 году, работая сценаристом на радио, Феллини создавал ряд театрализованных передач о любви двух героев — Чико и Полины. На существующий сценарий автор решил снять экранную версию постановки, для чего пригласил 22-летнюю актрису студенческого театра Джулию Анну Мазину. Между молодыми людьми завязался роман, уже осенью Джулия стала женой Федерико. По просьбе жениха девушка изменила имя на Джульетту Мазину. Сразу после свадьбы актриса забеременела, но, неловко упав с лестницы, потеряла ребенка.
Вторая беременность Джульетты закончилась благополучно. Родился мальчик, которому дали имя Пьер Федерико, но спустя две недели новорожденный сын скончался. Джульетта так и не смогла больше стать матерью.