pcn аэродрома что такое
Классификационное число покрытия
Классификационное число покрытия или классификационное число прочности покрытия (англ. Pavement Classification Number, PCN ) — нормативный параметр Международной организации гражданской авиации (ИКАО), выражающий несущую способность (грузонапряжённость) покрытия взлётно-посадочной полосы аэродрома для эксплуатации без ограничений, используемый совместно с классификационным числом воздушного судна.
Классификационное число содержит информацию о прочности взлётно-посадочной полосы. Например: PCN 44/R/B/X/T, где:
PCN 44 |
| ||||||||||
/R |
| ||||||||||
/B |
| ||||||||||
/X |
| ||||||||||
/T |
|
Классификационные числа искусственных покрытий (PCN) аэродромов определяются по действующей в гражданской авиации «Методике оценки прочности покрытий гражданских аэродромов», а в государственной авиации по «Методике определения классификационных чисел воздушных судов и жестких покрытий аэродромов авиации Вооруженных сил». [4]
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Классификационное число покрытия» в других словарях:
Классификационное число покрытия (PCN) — 5) классификационное число покрытия (далее PCN) число, выражающее несущую способность искусственного покрытия для эксплуатации без ограничений;. Источник: Приказ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 Об утверждении нормативных методических… … Официальная терминология
Классификационное число воздушного судна — (англ. Aircraft Classification Number, ACN) это нормативный параметр Международной организации гражданской авиации (ИКАО), выражающий относительное воздействие воздушного судна на искусственное покрытие взлётно посадочной полосы аэродрома,… … Википедия
Рулёжная дорожка — F 22 Raptor, выруливающие в Elmendorf AFB, Аляска, США Рулёжная дорожка (РД) часть лётного поля аэродрома, соединяющая между собой элементы лётного поля, специально подготовленная и предназна … Википедия
Взлётно-посадочная полоса — ВПП 31 аэропорта Рузине, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и об … Википедия
Усть-Кут (аэропорт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Усть Кут (значения). Аэропорт «Усть Кут» Код IATA: UKX Код ICAO: УИТТ (UITT) Информация … Википедия
Взлетно-посадочная полоса — ВПП 31 аэропорта Рузыне, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным… … Википедия
Порог ВПП — ВПП 31 аэропорта Рузыне, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным… … Википедия
Большое Савино (аэропорт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Большое Савино. Международный аэропорт Большое Савино … Википедия
Севастополь (аэропорт) — Севастополь (Бельбек) Страна: Регион: Украина Севастополь Тип: совместного использования Код ИКАО: Код ИАТА: UKFB UKS … Википедия
Аэропорт Березники — Содержание 1 Общие данные 2 Характеристика 3 Перспективы … Википедия
Pcn аэродрома что такое
Классификационное число покрытия или классификационное число прочности покрытия (англ. Pavement Classification Number, PCN) — это норматив Международной организации гражданской авиации выражающий несущую способность (грузонапряжённость) покрытия взлётно-посадочной полосы для эксплуатации без ограничений, используемый в паре классификационным числом воздушного судна.
Классификационное число покрытия подкрепляют данными о покрытии взлётно-посадочной полосы: PCN 44 /R /B /X /T, где:
PCN 44 — классификационное число покрытия
/R тип покрытия
R — жёсткое покрытие, работающее на изгиб
F — нежёсткое покрытие, работающее на сжатие
/B прочность основания
A — высокая прочность: k = 150 или CBR = 15
B — средняя прочность: k = 80 или CBR = 10
C — низкая прочность: k = 40 или CBR = 6
D — очень низкая прочность: k = 20 или CBR = 3
/X коэффициент упругости[3]
W — высокое, давление более 1, 5 МПа
X — среднее, давление не более 1, 5 МПа
Y — низкое, давление не более 1, 0 МПа
Z — очень низкое, давление не более 0, 5 МПа
/T метод определения
T — величина определена техническим путем
U — величина определена опытным путем
Классификационное число воздушного судна (англ. Aircraft Classification Number, ACN) — это норматив Международной организации гражданской авиации относительное воздействие воздушного судна на искусственное покрытие для установленных категорий стандартной прочности основания, используемый в паре классификационным числом покрытия.
За единицу ACN берется нагрузка, которое оказывает одно колесо массой 500 кг и давлением в пневматике 12, 5 кгс. ACN рассчитывается для различных ВС и представлен в сборнике Jeppesen, клапан Airport Directory. ACN ВС рассчитывается для центровки, при которой достигается критическая нагрузка на критическое шасси. Обычно для расчетов используется предельно задняя центровка при максимальной рулежной массе. Однако, в некоторых случаях, при предельно передней центровке достигается критическая нагрузка на носовую стойку.
Для ВС с полетной массой, равной или меньшей 5700 кг (12500 фунтов), ACN не рассчитывается. Для таких ВС в плане полета указывается максимально возможная полетная масса ВС и максимально возможное давление в пневматике. Например 4000kg (8800lbs)/0, 50MPa (73psi).
Операции на аэродроме с минимальной перегрузкой допускаются для:
* нежесткого покрытия, когда ACN больше опубликованного PCN не более чем на 10%;
* твердого или комбинированного покрытия, если ACN превышает PCN менее чем на 5%;
* неопределенного покрытия, если ACN превышает PCN менее чем на 5%.
В случае, если опубликовано, что на аэродроме разрешены операции с перегрузкой, необходимо проконсультироваться с соответствующим полномочным органом.
на картинке уже все отмечено ) осталось в головушке буйной собрать все в кучку, и будет готовый ответ на ваш вопрос 😉
РАСЧЕТ ГРУЗОНАПРЯЖЕННОСТИ АЭРОДРОМА
При определении возможности использования ВПП по грузоподъемности ВС соответствую-щего типа должны быть учтены следующие факторы:
1. тип покрытия ВПП;
2. прочность грунтового основания;
3. максимальная взлетная масса ВС;
4. нагрузка на колесо;
5. давление в пневматиках шасси ВС.
Для расчета грузонапряженности аэродрома используются 2 системы:
– система LCN/LCG;
– система ACN/PCN.
Система определения грузоподъемности аэродрома с помощью LCN – Load Classification Number (классификационное число нагрузки) / LCG – Load Classification Group (классификаци-онная группа нагрузки) использовалась ранее. Однако данную систему можно встретить и сей-час в описаниях некоторых аэропортов. Суть этой системы состоит в том, чтобы LCN (LCG) воздушного судна не превышало указанное в описании LCN (LCG) аэродрома. В противном случае использование данного аэропорта невозможно с данной массой ВС.
Для определения LCN (LCG) ВС необходимо:
1. В сборнике Jeppesen в разделе Airport Directory из ACN TABLES выбрать нагрузку на одну основную опору шасси в процентах от веса ВС (К%) и давление в пневматике.
2. Определить SIWL (ESWL) по формуле:
SIWL = (Мвс / Nколес на стойке) ґ К%
3. На графике (сборник Jeppesen, клапан Airport Directory, стр. 4) на левой шкале отложить значение SIWL/ESWL (в фунтах или тонах), на правой шкале – давление в пневматиках колес (в P.S.I. или кгс) и соединить их прямой линией.
4. На пересечении прямой со средней шкалой определить LCN/LCG воздушного судна.
Например. Рассчитано SIWL = 16, 5 тонн или 36000 фунтов. Давление в пневматике ВС 4, 9 кгс или 70 PSI. Получаем LCN = 32, LCG = IV.
Система ACN/PCN (новая система) рекомендуется ИКАО для определения грузонапряженно-сти ВПП и возможности ее использования данным ВС для ВС с максимальной взлетной массой более 5700 кг. При этом используются следующие обозначения:
ACN (Aircraft Classification Number) – классификационное число ВС, выражающее относи-тельное воздействие ВС на покрытие ВПП установленных стандартов прочности. За единицу ACN берется нагрузка, которое оказывает одно колесо массой 500 кг и давлением в пневматике 12, 5 кгс. ACN рассчитывается для различных ВС и представлен в сборнике Jeppesen, клапан Airport Directory. ACN ВС рассчитывается для центровки, при которой достигается критическая нагрузка на критическое шасси. Обычно для расчетов используется предельно задняя центров-ка при максимальной рулежной массе. Однако, в некоторых случаях, при предельно передней центровке достигается критическая нагрузка на носовую стойку.
CBR (California Bearing Ratio) – коэффициент грузонапряженности грунтового покрытия, вы-ражающий воздействие нагрузки на грунтовое покрытие по отношению к воздействию на стан-дартный материал.
К – модуль Вестергарда, выражающий реакцию покрытия ВПП в мега ньютонах на кубический метр (МН/м3).
PCN (Pavement Classification Number) – число, выражающее несущую способность покры-тия. Указанное в описании аэропорта число PCN показывает, что ВС с величиной ACN, соот-ветствующей указанной величине PCN или менее, могут использовать соответствующую ВПП. Число PCN дополняется данными о покрытии ВПП, которые шифруются следующим образом.
PCN40 /R /B /X /T
1 2 3 4 5
1. Число PCN.
2. Тип покрытия, указываемый буквами:
R (Rigid) – жесткое покрытие, работающее на изгиб;
F (Flexible) – нежесткое покрытие, работающее на сжатие.
3. Прочность основания:
A – высокая прочность. К = 150 или СВR = 15;
B – средняя прочность. К = 80 или СВR = 10;
C – низкая прочность. К = 40 или СВR = 6;
D – очень низкая прочность. К = 20 или СВR = 3.
4. Допустимая величина давления в пневматике (коэффициент упругости):
W – высокое, давление не ограничено;
X – среднее, давление не более 1, 5 МПа (217 psi);
Y – низкое, давление не более 1, 0 МПа (145 psi);
Z – очень низкое, давление не более 0, 5 МПа (73psi).
5. Метод определения PCN:
T (Technical evaluation) – величина определена техническим путем;
U (Using aircraft experience) – величина определена опытным путем.
Таким образом, обозначение PCN 80/R/B/W/T указывает на жесткое покрытие с грунтовым основанием без ограничения давления в пневматике, с несущей способностью PCN 80, опре-деленной техническим путем.
Соответствующим полномочным органом могут быть установлены правила эксплуатации по-крытия ВПП воздушными судами с ACN, большим опубликованного PCN.
Для ВС с полетной массой, равной или меньшей 5700 кг (12500 фунтов), ACN не рассчитыва-ется. Для таких ВС в плане полета указывается максимально возможная полетная масса ВС и максимально возможное давление в пневматике. Например 4000kg (8800lbs)/0, 50MPa (73psi).
Операции на аэродроме с минимальной перегрузкой допускаются для:
– нежесткого покрытия, когда ACN больше опубликованного PCN не более чем на 10%;
– твердого или комбинированного покрытия, если ACN превышает PCN менее чем на 5%;
– неопределенного покрытия, если ACN превышает PCN менее чем на 5%.
В случае, если опубликовано, что на аэродроме разрешены операции с перегрузкой, необхо-димо проконсультироваться с соответствующим полномочным органом.
Для определения возможности эксплуатации ВПП данным ВС, как было указано ранее, необ-ходимо из таблицы определить значение ACN ВС и сравнить его с PCN. Поскольку величины ACN публикуются для максимального взлетного веса и для веса пустого ВС, то на практике задача заключается в определении ACN для промежуточной, фактической массы. Эта задача решается по формуле:
ACNфакт = (Мвзл.макс – Мфакт) ґ (ACNмакс – ACNпуст)
(Мвзл.макс – Мпуст)
Кроме того, может возникнуть задача определения максимальной взлетной или посадочной массы для данной ВПП по значению опубликованного PCN. Эта задача решается по формуле:
Мфакт = Мвзл.макс – (ACNмакс – PCNаэр) ґ (Мвзл.макс – Мпуст)
(ACNмакс – ACNпуст)
Для безопасного и эффективного использования тротуаров этот метод был разработан для:
Метод основан на простом сравнении двух чисел:
СОДЕРЖАНИЕ
Классификационный номер воздушного судна (ACN)
Процедура расчета ACN такова:
ACN рассчитаны для четырех стандартных значений прочности земляного полотна, для гибких и жестких покрытий, что дает 8 различных значений.
ACN зависят от геометрии шасси (количество колес и расстояние между ними), нагрузки на шасси (которая зависит от веса и центра тяжести самолета) и давления в шинах.
Обычно задний центр тяжести для максимального веса на рампе (MRW) ведет к критическому ACN.
Руководство ИКАО по проектированию аэродромов содержит исходный код компьютерных программ для расчета ACN. FAA также разработало COMFAA, программное обеспечение, позволяющее рассчитывать ACN для различных самолетов в зависимости от входных параметров.
Классификационный номер дорожного покрытия (PCN)
В отличие от ACN, ИКАО не предписывает стандартизированную процедуру расчета для PCN. Поэтому во всем мире можно найти различные процедуры расчета PCN.
Однако ИКАО определяет стандартизированный формат отчетности для PCN, который включает числовое значение PCN и серию из 4 букв.
PCN зависят как от конструкции покрытия, так и от движения воздушных судов на этом покрытии.
PCN определяются аэропортами для их взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перронов и публикуются в сборнике аэронавигационной информации (AIP).
Заявление властей аэродрома и эксплуатантов воздушных судов
Воздушное судно, имеющее ACN (при заданном весе), равное или меньшее, чем PCN, может без ограничений летать на асфальте при условии, что давление в его шинах не превышает ограничение PCN.
Если ACN превышает PCN, могут применяться некоторые ограничения (например, по весовой частоте работы) в зависимости от национальных или местных правил для операций с перегрузкой.
За исключением сильных перегрузок, дорожные покрытия по своим конструктивным характеристикам не подвергаются особой предельной нагрузке, выше которой они внезапно или катастрофически разрушаются.
В результате администрация аэропорта может разрешить операции с незначительной или средней перегрузкой в зависимости от соответствующих потерь в ожидаемом сроке службы покрытия.
Эволюции и ограничения
Метод ACN-PCN претерпел два основных изменения с момента его появления в 1981 году:
Несмотря на эти изменения, метод ACN-PCN постепенно стал несовместим с недавними методами проектирования дорожного покрытия, в основном на основе линейного анализа упругости (LEA) или метода конечных элементов (FEM). Метод также не учитывает точно влияние современных конфигураций шасси (с несколькими колесами) и улучшенных характеристик материалов покрытия нового поколения.
В результате ИКАО инициировала разработку нового метода оценки покрытия, направленного на устранение этих недостатков. Эта новая система, метод ACR-PCR, вступила в силу в июле 2020 года.
Прочность покрытий аэродромов
Прочность PCN искусственных покрытий (ИКАО)
(Приложение 14. Аэродромы. Том 1. Проектирование и эксплуатация аэродромов)
Система ACN/PCN введена ИКАО как метод классификации прочности покрытия взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов для воздушных судов с максимальной взлетной массой более 5 700 кг (12 500 фунтов).
Классификационное число воздушного судна (ACN). Число, выражающее относительное воздействие воздушного судна на искусственное покрытие для установленной категории стандартной прочности основания.
Классификационное число покрытия (PCN). Число, выражающее несущую способность искусственного покрытия для эксплуатации без ограничений.
Несущая способность искусственного покрытия, предназначенного для воздушных судов с массой на стоянке более 5700 кг, определяется по методу ACN-PCN с представлением всех следующих данных:
Код | |
— PCN | |
Числовое значение | |
— Тип покрытия для определения ACN-PCN: | |
Жесткие покрытия | R |
Нежесткие покрытия | F |
— Категории прочности основания: | |
Высокая прочность: характеризуется К=150 МН/м 3 со всеми значениями К более 120 МН/м 3 для жестких покрытий и CBR=15 со всеми значениями CBR более 13 для нежестких покрытий. | A |
Средняя прочность: характеризуется К=80 МН/м 3 при изменении К от 60 до 120 МН/м 3 для жестких покрытий и CBR=10, при изменении CBR от 8 до 13 для нежестких покрытий. | B |
Низкая прочность: характеризуется К=40 МН/м 3 при изменении К от 25 до 60 МН/м 3 для жестких покрытий и CBR=6, при изменении CBR от 4 до 8 для нежестких покрытий. | C |
Очень низкая прочность: характеризуется К=20 МН/м 3 и всеми значениями К менее 25 МН/м 3 для жестких покрытий и CBR=3, при всех значениях CBR менее 4 для нежестких покрытий. | D |
— Категория максимально допустимого давления в пневматике: | |
Высокое — давление не ограничено | W |
Среднее — давление не более 1,50 МПа | X |
Низкое — давление не более 1,00 МПа | Y |
— Метод оценки: | |
Техническая оценка: представляет собой специальное исследование характеристик покрытия и применение технологии исследования поведения покрытия. | T |
Используя опыт эксплуатации воздушных судов: когда известно, что данное покрытие при регулярном использовании удовлетворительно выдерживает воздушные суда определенного типа и определенной массы. Пример: Если методом технической оценки определено, что несущая способность жесткого покрытия с грунтовым основанием средней прочности составляет PCN 80 и нет ограничений давления в пневматике, то представляемая информация имеет вид: PCN 80/R/B/W/T | U |
Данные о несущей способности искусственного покрытия, предназначенного для использования воздушными судами с массой на стоянке 5 700 кг или менее, представляются в следующем виде:
— максимально допустимая масса воздушного судна;
— максимально допустимое давление в пневматике.
Пример: 3 600 кг (7 900 фунтов)/4,0 кг/см2 (58 psi).
ACN не должно быть больше указанной величины PCN. Поскольку величины ACN публикуются для максимального веса на взлете, а также пустого самолета, то на практике задача заключается в определении ACN для промежуточной, фактической массы.
Эта задача решается по формуле:
ACNФАКТ. = ACNМАКС. — (макс. взл. масса — факт. масса) / (макс.взл.масса — масса пуст.с-та) х (ACNМАКС. — ACNПУСТ.)
В отдельных случаях второстепенные операции приемлемы с перегрузкой:
— для упругих покрытий, если ACN ВС превышает PCN не более, чем на 10 %;
— для жестких или смешанных покрытий, если ACN превышает PCN не более, чем на 5 %;
— если структура покрытия неизвестна, превышение ACN над PCN не более 5 %.
Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской федерации (стр. 19 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
Начальник АТБ__________________________________ (Ф. И.О.)
Начальник ОЭНС ________________________________ (Ф. И.О)
Приложение 18
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА АЭРОДРОМЕ ПО МЕТОДУ «ACN-PCN«
1. Возможность эксплуатации воздушных судов на искусственном покрытии определяется путем сопоставления классификационного числа PCN с классификационными числами воздушных судов ACN при одной и той же категории прочности основания.
Классификационные числа PCN и ACN определяются по формуле
2. Классификационные числа ВС (ACN) рассчитываются на ЭВМ по стандартным программам ИКАО.
Значения ACN рассчитываются и публикуются изготовителями ВС.
Значения ACN основных ВС приведены в табл. 1.
3. Классификационные числа покрытий (PCN) элементов аэродрома определяются расчетно-теоретическим методом на основе данных проектной документации, обследования и испытания покрытий в соответствии с МОС НГЭА.
Если техническую оценку выполнить нет возможности, то оценку можно основывать на опыте эксплуатации ВС Для этого значения ACN расчетного ВС, регулярно эксплуатируемого на данном покрытии, приравнивают к значению PCN при одной категории прочности основания.
Полученное таким образом PCN означает, что на данном покрытии могут эксплуатироваться другие ВС, если они не предъявляют более жестких требований по сравнению с эксплуатируемым воздушным судном.
4. Информация о несущей способности искусственного покрытия, предназначенного для эксплуатации ВС массой более 5700 кг, должна содержать следующие данные:
— классификационное число покрытия (PCN);
— максимально-допустимое давление в шине колеса главной опоры воздушного судна;
— метод оценки прочности покрытия.
Классификационные числа ACN воздушных судов
Тип воздушного судна
Нагрузка на основную опору. %
Давление в шинах, МПа
ACN при категории прочности основания
Жесткие покрытия (R)
Нежесткие покрытии (F)
Представление перечисленных данных осуществляется при помощи следующих кодом:
для обозначения тина покрытия:
Жесткие покрытия, перекрытые асфальтобетоном, кодируются дополнительным кодом «смешанное»;
для характеристики прочности оснований применяют четыре кода в соответствии с табл. 2.
Категория прочности основания
Коэффициент постели оснований жестких покрытий «К», МП/м3
Модуль упругости грунтового основания нежестких покрытий «Е», МПа
Разовые (аварийные) посадки ВС допускается выполнять при PCN/ACN ≥ 0,5.
12. При полетах с перегрузкой, когда ACN превышает PCN на 10-25 %, следует регулярно проверять состояние покрытий. В случае обнаружения повреждений, вызванных перегрузкой покрытий, полеты с перегрузкой необходимо отменить до завершения работ по усилению покрытий.
Пример. Определить допустимую массу самолета Ил-62М для регулярной эксплуатации на искусственном покрытии, несущая способность которого представлена следующей информацией:
Решение. В табл. 1 в графе 6 («Жесткие покрытия (R)», категория прочности основания «В») находим значения ACN самолета Ил-62М для максимальной массы кг и массой пустого ВСкг. Значения ACN соответственно равны 62 и 17.
Линейной интерполяцией по формуле (3) определяем допустимую массу самолета при PCN = ACN = 47.
Рис.1. График для назначения режима ограниченной летной эксплуатации по условию прочности покрытия жесткого типа