почему соня считает что лизавета бога узрит
Анализ эпизода чтения евангелия о Воскрешении Лазаря в романе «Преступление и наказание».
Притча о Воскресении Лазаря, это рассказ о великом чуде, о великой вере в бога и истинной любви.
Не случайно сцена из Евангелия включена в роман почти целиком, это показывает акцент автора на данной теме. Благодаря этой сцене мы можем почувствовать глубокий религиозный смысл романа, его суть.
В этом эпизоде многие детали имеют значение.
Раскольников приходит к дому в канаве, это то место где жила Соня. Её местоположение в пространстве обозначает её близость к спаду в «канаву». Она как бы находится на обрыве. Немало важно то, что комната её была «единственная отдававшаяся от Капернаумовых». Эти люди были очень добрые и ласковые. Они жили большой дружной семьёй. Сонина комната напоминала «сарай». В этом всём мы можем увидеть частичку библейского сюжета. Она словно Иисус находилась какое-то время в сарае. Но ещё больше вызывает интерес фамилия хозяев этой комнаты. Капернаум упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес. Получается автор хочет нам показать что комната Сонечки Мармеладовой «от жильцов» является неким местом где случаются чудеса. И это чудо может произойти с Раскольниковым, и оно постепенно после чтения Лазаря произойдёт.
Раскольников живёт разумом, протестует, не принимает жизнь, а Соня полная противоположность ему, она живёт, ведь главное в жизни для неё любовь и вера в бога. Соня для Раскольникова является родственной душой и он пытается вызвать протест в её душе, говоря о несчастной будущности её и найти поддержку для его преступления под девизом «Одна жизнь и тысячи жизней взамен!». Но соня не бунтует, она смиряется и верит в бога. Раскольников почувствовал её силу! Её сила заключалась в вере, и он тоже захотел уверовать. Позор и низость в Соне совмещаются с противоположными святыми чувствами, она оказывается духовно выше, сильнее Раскольникова. Соня сердцем верит в существование высшего божественного смысла жизни.
«На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперёд, замечал её. Это был Новый завет в русском переводе ». Придя к Соне, Раскольников недаром несколько раз заметил Новый завет, этим он положил дорогу становления на путь истинный. Раскольников обращается к Евангелию и по мнению автора именно там он должен найти ответы на мучающие его вопросы. Он как бы должен встать на путь исправления. Достоевский предполагает, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и станет жить по его заповедям.
Тот факт что книгу принесла убитая им Лизавета, которая по мнению Сони «бога узрит» показывает на связь этой книги с Раскольниковым. Ближе к концу книги будет эпизод который подтверждает таинственную связь между Раскольниковым и Лизаветой. (Когда Раскольников отправится на каторгу, то есть примет страдание, Сонечка даст ему кипарисовый крестик, который раньше принадлежал убитой им Лизавете) Лизавета как будто помогает ему искупить грехи.
При чтении последнего стиха она передаёт «сомнение, укор и хулу неверующим», подразумевая под ними Раскольникова. И он тоже услышит и уверует, мечталось Соне и она «дрожала от радостного ожидания», как бы предвкушая победу над неверием. «Ибо четыре дни как он во гробе». Соня сделала ударение на слово четыре, дабы дать Родиону понять, что не всё потеряно, что есть ещё шансы на воскрешение. Недаром Соня читает эту притчу в четвёртой главе четвёртой части романа. Более того Соня читает Раскольникову Лазаря на четвёртый день после преступления, в чём тоже есть своя символичность. Именно срок четыре дня становится таким сроком когда ещё не всё потеряно и можно начинать жить заново, даже если ты уже «мёртвый на протяжении четырёх дней». В то же время не является совпадением то, что старуха-процентщица, то есть жертва Раскольникова живёт на четвёртом этаже и комната Семёна Мармеладова находится так же на четвёртом этаже. Полицейская контора находится на четвёртом этаже. Соня советует Раскольникову поклониться на все четыре стороны. Следовательно число четыре в данном случае как число искупления греха, то число, с помощью которого наш герой сможет возродиться. И при прочтении самого финала сцены она громко и восторженно его произнесла, так, чтобы Раскольников поверил в чудо. Чтобы он смог воскреснуть.
Таким эмоциональным прочтением данного эпизода Соня пытается донести до Раскольникова смысл. Возможно поэтому Раскольников решил открыться Соне целиком и полностью, тем самым избавиться от части греха.
Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе, если я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!»
На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мысли он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Всё разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы… он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Это он покаялся, кланяясь перед народом и на душе ему сразу же стало легче.
Преступление и наказание
Сцена коленопреклонения характерна для церковных сюжетов. Преклонить колени — означает отдать должное человеку более высокого положения, умолять о чем-то, признать свое подчинение и более низкое положение. Следовательно Раскольников преклоняет колени дважды: первый раз «всему человеческому страданию» в лице Сони, а второй раз по просьбе Сони он преклоняет колени на площади. И оба раза он это делает непроизвольно, как будто бессознательно.
В итоге Раскольников сам сознаётся в убийстве и идёт на каторгу.
Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря показывает человеку к чему приводит вера в бога и покаяние, ведь истинная вера в бога способна творить чудеса. И в нашем случае Раскольников принимает этот путь и идёт верным путём очищения через великое страдание.
Урок литературы по теме «Роман «Преступление и наказание». «Правда» Родиона Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой. Анализ эпизода.» (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Роман «Преступление и наказание». «Правда» Родиона Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой. Анализ эпизода.
Цель урока: определить, в чем «правда» Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова; проследить с помощью анализа эпизода, как меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки.
— обучающие: 1) продолжать формировать умение воспринимать информацию на слух и составлять конспект урока в виде схем и таблиц, 2) сформировать представление об особенностях творчества писателя; 3) раскрыть значение образов Раскольникова и Сони через их «правду» (идейное содержание) и выявить художественные приемы построения образов героев;
— развивающие: 1) стимулировать у учащихся проявлять инициативу, 2) развивать эмоциональную сферу учащихся, 3) развивать устную и письменную речь учащихся, 4) развивать умение выразительно читать и анализировать художественный текст; 5) развивать навыки аналитического чтения и художественного пересказа;
— воспитательные: 1) воспитывать бережное отношение к нравственным категориям (вере, истине, правде, состраданию), 2) воспитывать интерес к биографии писателя и произведению классической литературы.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, работа с учебником.
I . Организационный момент
-Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.
-Давайте проверим, кто сегодня присутствует на занятии.
-Запишем дату, 08.03.17, тему урока.
II . Проверка д/з, репродуктивная беседа
Ведущее слово учителя:
— Дома вам необходимо было дочитать роман «Преступление и наказание» и заполнить таблицу, связанную с характеристикой героев. Проверим, как вы выполнили задание. III . Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя
Мы уже говорили о том, что «Преступление и наказание» – роман идеологический. Каждый из героев – носитель какой-то идеи, то есть правды.
На предыдущем уроке мы рассматривали теорию Раскольникова о праве сильной личности, приведшую его к преступлению. Героиней сегодняшнего урока будет Соня Мармеладова.
У Сони никакой теории нет. Она живет не умом, а сердцем. А вот сам образ её несет определенную и очень важную идею.
Проблемный диалог с опорой на текст романа
– Когда мы слышим первое упоминание о Соне?
(В грязной распивочной, от её отца – спившегося, опустившегося чиновника Мармеладова)
Мы долго не будем видеть её лица, одежды, слышать её голоса. А Мармеладов говорит:
«Моя Соня, безответная она, и голосок у неё такой кроткий, белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…»
Это слова отца о дочери. О дочери, которая пожертвовала собой, чтобы спасти семью от голода.
Само имя Софья, София (мудрость) не случайно. Ей 18 лет.
– Что же мы узнаем из рассказа Мармеладова?
Художественный пересказ эпизода учащимися.
О внешности Сони Мармеладовой известно следующее : «. белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое. » «. худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.» «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях.»
Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным «зеркалом» ее душевных качеств. Автор «наделил» Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью.
Мармеладов рассказывает Раскольникову о Соне:
А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет. Да-с! Ну да нечего вспоминать о том! Воспитания, как и представить можете, Соня не получила. Пробовал я с ней, года четыре тому, географию и всемирную историю проходить; но как я сам в познании сем был некрепок, да и приличных к тому руководств не имелось, ибо какие имевшиеся книжки. гм. ну, их уже теперь и нет, этих книжек, то тем и кончилось всё обучение. На Кире Персидском остановились. Потом, уже достигнув зрелого возраста, прочла она несколько книг содержания романического, да недавно еще, через посредство господина Лебезятникова, одну книжку — «Физиологию» Льюиса, изволите знать-с? — с большим интересом прочла и даже нам отрывочно вслух сообщала: вот и всё ее просвещение. Теперь же обращусь к вам, милостивый государь мой, сам от себя с вопросом приватным: много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши! Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович, — изволили слышать? — не только денег за шитье полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал ее, затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком. А тут ребятишки голодные. А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: «Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься», а что тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят! Лежал я тогда. ну, да уж что! лежал пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий. белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое), говорит: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?»
Не случайна и фамилия. Копернаум – селение в Палестине, недалеко от которого расположено село Магдала. Мария из Магдалы, Мария Магдалина, пойдет за Христом, Соня последует за Раскольниковым на каторгу.
А дальше Раскольников проводит Мармеладова по его просьбе домой.
– Расскажите, как это произойдет.
Художественный пересказ эпизода. Ч.1, гл.2
Спускаясь по грязной черной лестнице, Раскольников подумает: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»
Намечены два пути : примириться и жить за счет того, что она заработает (и тогда человек подлец), а если хоть кто-то не подлец, он постарается все это разрушить, противопоставив этому всю волю. И тогда его теория оправданна.
И только через 140 страниц после начала романа появляется Соня Мармеладова.
– В каком эпизоде это произойдет?
(У постели умирающего отца)
Просмотр видеофрагмента.(1 встреча)
По окончании просмотра – обсуждение:
Почему Соня остановилась у порога?
Такой ли вы представляли себе героиню?
В следующий раз мы увидим Соню Мармеладову в комнате Раскольникова, когда она придет звать его на поминки. Просмотр видеофрагмента – 2 встреча.
– Где происходит действие (в комнате Раскольникова)? Что можно сказать о комнате (небольшая, тесная, бедная, одна полка, на которой 2 книги, темные, грязные стены, на вешалке всего 2 тряпки, стулья скрипят, в комнате темно, одно маленькое окно – свет в конце тоннеля). Кто еще был у него в тот момент? (Дуня, Пульхерия Ивановна, Разумихин Дмитрий Прокофьич). Как ведут себя герои? Соня робеет, стесняется, благодарит, речь прерывиста. Затем она плачет. Дуня дает ей платок. О чем они разговаривают? (о поминках). Соня демонстрирует бесприкословное подчинение. Екатерина Ивановна приказала ей пойти к Р. Чему удивляется Раскольников? (тому, как можно на такие малые деньги еще и поминки устроить).
Обратите внимание, что Соня похожа на девочку. Это ощущение «детскости» есть и в Раскольникове, и в Разумихине, и в Пульхерии Александровне.
Откройте эту сцену.
— Какие события предшествуют этой встрече? (смерть Мармеладова, убийство старухи и Елизаветы).
-Зачем Раскольников совершает свой первый визит к Соне Мармеладовой? (чтобы поговорить с ней наедине.)
— Как ведет себя Соня? (Раскольников, «стараясь не глядеть на нее» прошел в комнату…Соня, «совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении»; «краска бросилась в ее бледное лицо»; «ей было и тошно, и стыдно, и сладко». Обратить внимание на символику цвета: дом «зеленого цвета», «желтоватые обои». Именно с этого визита начинается возрождение Раскольникова).
— Что же дает ей силу жить дальше? (забота о близких).
– Что видит Р-в в комнате Сони? Почему она живет одна? (Бедность и страдание. Соня занимается проституцией. Ей неприлично было оставаться в квартире ее семьи. Соня проживает на третье этаже, в квартире № 9. Она снимает комнату в квартире портного Капернаумова. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.)
— Обратите внимание на жест Раскольникова. Что он делает? (Целует ноги Соне с порога. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»)
Художественный пересказ эпизода.
Вчитаемся внимательнее в финальные строки анализируемого эпизода «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги».
– Какое слово в этом авторском контексте синонимично слову «чудо»? (Слово «странно».) Это ли не чудо, что словам Святого писания внемлют униженные, оскорбленные, отвергнутые обществом люди. Но у Господа всё возможно. Возможно даже возрождение самой заблудшей души. Чудо произошло.
В этом же эпизоде романа Раскольников скажет о детях: «Разве Полечка не погибнет? Неужели не видала ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор».
И когда Соня спрашивает: «Что же делать?» – Раскольников ответит: «Ломать надо всё и навсегда! Свобода и власть!»
– В чем же новое слово Раскольникова?
(Достоевский отмечает, что оно состоит «из расхожих словечек», что Раскольникову было отведено место среди «тварей дрожащих». Он осмелился протестовать. Так выглядит его идея в его собственных глазах.)
Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?
— Приводя текст Евангелия от Иоанна, Достоевский курсивом выделил слова «Я есмь Воскресение и жизнь». Как Вы думаете, почему?
( Ученики должны понять, что Соня, глубоко верующая, «переступила» ради блага голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Она поступила так потому, что не могла бездействовать. Раскольников, слушая ее рассказ о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о Соне. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над всей тварью дрожащею и над всем муравейником», понял правду Сони, ее жертвенность, ее чистоту).
— Как вспоминается имя Лизаветы? Что могло связывать Соню и Лизавету? Почему Соня считает, что Лизавета «Бога узрит»?
— Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?( нет, но в этом эпизоде вера Сони пошатнула его идеи ).
— Просмотр и обсуждение видеофрагмента «2 визит Р-ва к Соне». IV гл. ч. 5 романа.
— Когда происходит вторая встреча Сони и Раскольникова? — в день похорон чиновника Мармеладова. Как известно, подлый господин Лужин прямо на поминках Мармеладова клевещет на Соню. Он обвиняет Соню в воровстве денег. К счастью, оказавшийся рядом Лебезятников доказывает невиновность Сони. После этого эпизода Соня бежит к себе на квартиру. Вскоре к ней приходит Раскольников.
Во время второго визита Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу. Но на этот раз Соня уже не выдерживает и просит Раскольникова «не мучить» ее: «. Говорите лучше прямо, чего вам надобно! вы опять на чтото наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли. « (Соня Раскольникову)
-Как Соня реагирует на признание Раскольникова в убийстве?
— В чем Раскольников хочет убедить Соню?
Вывод: Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория, этот мрачный катехизис (руководство, содержащее основные положения христианского вероучения) стал его верой и законом. Соне абсолютно ясен единственный путь спасения – через покаяние и искупление страданием. Но она понимает, что ему одному не справиться со своей гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей.
Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?
– К каким же приемам раскрытия образа героини мы обращались в ходе урока?
IV . Домашнее задание
Ведущее слово учителя:
-Запишем домашнее задание. Вам необходимо выучить записи в тетради. Дочитать роман «Преступление и наказание». Тест на знание текста.
V . Обобщение изученного материала
Обобщающее слово учителя: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с правдой двух главных героев романа.
Заключительное слово учителя: Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания.
Почему соня считает что лизавета бога узрит
А что могло связывать Соню и Лизавету? Какой видят эту женщину Раскольников и сту дент, рассказывающий о ней офицеру в трак тире? Случайная безропотная жертва, «тихая, кроткая, безответная, согласная, на все согла сная», к тому же она «поминутно была беременна». На вопрос Раскольникова о ней Соня отвечает скупо, даже нехотя, как бы не желая говорить о чем-то очень личном. Но именно Лизавета принесла ей Новый завет, старую подержанную книгу в кожаном переплете, ко торую они вместе «читали и говорили», 0 чем говорили, какие страницы вечной книги читали, на какие вопросы искали в ней ответы? Наверное, в эти светлые минуты духовного откровения и обменялись крестами? И носит те перь Соня Лизаветин медный крест, заказыва ет панихиду по ней в церкви и помнит такой, какой не знали ее окружающие: «Она была справедлива. Она Бога узрит».
Соня обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким уме нием видеть в людях прежде всего их лучшие качества, будь это квартирные хозяева Капер-наумовы («Хозяева очень хорошие, очень лас ковые. И они очень добрые. ») или каторжане.
Состояние, переживаемое героем после убийства, передано Достоевским с порази тельным мастерством. Вот почему Соня после признания Раскольникова сразу понимает, что произошло: «Что вы. над собой сделали!» Исповедь героиня воспринимает очень обостренно, всей душой, безмерно страдая за него, автор отмечает это в ремарках: «вскричала со страданием», «со страданием произнесла она», «бросилась на шею, обняла его и креп ко-крепко сжала его руками, заплакала нав зрыд», «вскрикнула, всплеснув руками». Она сразу поняла весь трагизм ситуации: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом све те!» Пытается ли Соня разубедить героя, опровергнуть его идеи? «Это человек-то вошь?» «Убивать? Убивать-то право имеете?»
Что это: случайность, чудо? А может быть, закономерное воздаяние за веру, терпение, любовь к людям, доверие к Промыслу Божию?
История, начавшаяся так трагично, закон чилась для Сони счастливо, как в святочных рассказах: дети устроены в приют, есть день ги Свидригайлова, с помощью которых можно начать новую жизнь. Но как могла бы сложить ся дальнейшая судьба Сони, не будь этой встречи с Раскольниковым? Скорее всего, она служила бы где-нибудь в швейной мастер ской, вышла бы замуж, была бы хорошей ма терью и женой, воспитывала бы сирот Катери ны Ивановны,
Но судьба свела героев в такой момент их жизни, когда они были необходимы друг другу: все, что Раскольников узнает о Соне от Мармеладова, Катерины Ивановны, услышит от нее, чему станет свидетелем в эти же дни, незаметно для него самого будет разру шать те идеи, которые стали его «мрачным катехизисом» и исказили представление о человеке. Жизнь самой Сони, несмотря на ее внешнюю простоту и будничность, наполнит ся ощущением счастья. Достоевский тонко вводит в роман тему любви. Когда она впервые прозвучала?
Просмотр видеофрагмента.(1 встреча)
По окончании просмотра – обсуждение:
В следующий раз мы увидим Соню Мармеладову в комнате Раскольникова, когда она придет звать его на поминки. Просмотр видеофрагмента – 2 встреча.
– Где происходит действие (в комнате Раскольникова)? Что можно сказать о комнате (небольшая, тесная, бедная, одна полка, на которой 2 книги, темные, грязные стены, на вешалке всего 2 тряпки, стулья скрипят, в комнате темно, одно маленькое окно – свет в конце тоннеля). Кто еще был у него в тот момент? (Дуня, Пульхерия Ивановна, Разумихин Дмитрий Прокофьич). Как ведут себя герои? Соня робеет, стесняется, благодарит, речь прерывиста. Затем она плачет. Дуня дает ей платок. О чем они разговаривают? (о поминках). Соня демонстрирует бесприкословное подчинение. Екатерина Ивановна приказала ей пойти к Р. Чему удивляется Раскольников? (тому, как можно на такие малые деньги еще и поминки устроить).
Обратите внимание, что Соня похожа на девочку. Это ощущение «детскости» есть и в Раскольникове, и в Разумихине, и в Пульхерии Александровне.
Просмотр видеофрагмента – 3 втреча. 4 ч.4 гл. Раскольников сам придет к Соне- 1 визит Р-ва к Соне.
Откройте эту сцену.
— Какие события предшествуют этой встрече? (смерть Мармеладова, убийство старухи и Елизаветы).
-Зачем Раскольников совершает свой первый визит к Соне Мармеладовой? (чтобы поговорить с ней наедине.)
–Почему он идет именно к ней? ( Его тянет к этой бедной и безответной девушке. Он видит в ней родственную душу, грешницу, как и он. Он идет к Соне, как к человеку, тоже совершившему преступление. Но в тот момент Раскольников еще не замечал разницы между своим и ее преступлением. Он хотел понять, как она с этим живет. Что дальше?)
— Как ведет себя Соня? (Раскольников, «стараясь не глядеть на нее» прошел в комнату…Соня, «совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении»; «краска бросилась в ее бледное лицо»; «ей было и тошно, и стыдно, и сладко». Обратить внимание на символику цвета: дом «зеленого цвета», «желтоватые обои». Именно с этого визита начинается возрождение Раскольникова).
— Что же дает ей силу жить дальше? (забота о близких).
– Что видит Р-в в комнате Сони? Почему она живет одна? (Бедность и страдание. Соня занимается проституцией. Ей неприлично было оставаться в квартире ее семьи. Соня проживает на третье этаже, в квартире № 9. Она снимает комнату в квартире портного Капернаумова. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.)
Комната Сони:
— Обратите внимание на жест Раскольникова. Что он делает? (Целует ноги Соне с порога. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»)
Затем Раскольников требует, чтобы Соня прочитала ему притчу о Лазаре.
Художественный пересказ эпизода.
Вчитаемся внимательнее в финальные строки анализируемого эпизода «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги».
– Какое слово в этом авторском контексте синонимично слову «чудо»? (Слово «странно».) Это ли не чудо, что словам Святого писания внемлют униженные, оскорбленные, отвергнутые обществом люди. Но у Господа всё возможно. Возможно даже возрождение самой заблудшей души. Чудо произошло.
В этом же эпизоде романа Раскольников скажет о детях: «Разве Полечка не погибнет? Неужели не видала ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор».
И когда Соня спрашивает: «Что же делать?» – Раскольников ответит: «Ломать надо всё и навсегда! Свобода и власть!»
– В чем же новое слово Раскольникова?
(Достоевский отмечает, что оно состоит «из расхожих словечек», что Раскольникову было отведено место среди «тварей дрожащих». Он осмелился протестовать. Так выглядит его идея в его собственных глазах.)
Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?
— Приводя текст Евангелия от Иоанна, Достоевский курсивом выделил слова «Я есмь Воскресение и жизнь». Как Вы думаете, почему?
( Ученики должны понять, что Соня, глубоко верующая, «переступила» ради блага голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Она поступила так потому, что не могла бездействовать. Раскольников, слушая ее рассказ о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о Соне. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над всей тварью дрожащею и над всем муравейником», понял правду Сони, ее жертвенность, ее чистоту).
— Как вспоминается имя Лизаветы? Что могло связывать Соню и Лизавету? Почему Соня считает, что Лизавета «Бога узрит»?
— Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?(нет, но в этом эпизоде вера Сони пошатнула его идеи).
Вывод:
— Просмотр и обсуждение видеофрагмента «2 визит Р-ва к Соне». IV гл. ч. 5 романа.
Во время второго визита Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу. Но на этот раз Соня уже не выдерживает и просит Раскольникова «не мучить» ее: «. Говорите лучше прямо, чего вам надобно! вы опять на что‑то наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли. « (Соня Раскольникову)
-Как Соня реагирует на признание Раскольникова в убийстве?
—В чем Раскольников хочет убедить Соню?
Вывод: Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория, этот мрачный катехизис (руководство, содержащее основные положения христианского вероучения) стал его верой и законом. Соне абсолютно ясен единственный путь спасения – через покаяние и искупление страданием. Но она понимает, что ему одному не справиться со своей гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей.