sdn list что это такое
Работа экспортных компаний в условиях санкций и эмбарго. Разъяснения от Ак Барс Банка
6 декабря Ак Барс Банк провел образовательный семинар «Особенности деятельности предприятий в условиях санкций». Слушатели собрались в Торгово-промышленной палате края.
Что нужно знать о санкциях, чтобы заниматься экспортом, записал по итогам семинара корреспондент Юга.ру.
Сергей Мешалкин
руководитель службы внутреннего контроля Ак Барс Банка
— Передо мной не стоит задача научить бизнесменов обходить санкции. Теперь это существующая реальность, и предпринимателям и банкирам необходимо разобраться, как вести бизнес, развиваться и наращивать экспорт за рубеж в условиях уже действующих санкций и эмбарго, чтобы не допускать досадных ошибок и не нести ненужных рисков.
С чего начинаются санкции?
История санкционных режимов началась еще во времена Наполеона. Широкое распространение они получили после Второй мировой войны, когда санкции вводили против Германии и ее союзников. Главная особенность санкций — долгосрочный характер, например, Куба до сих пор живет с ограничениями, которые ввели еще после Карибского кризиса.
Если компания нарушает санкционный режим, ее ждет заморозка средств, расторжение договоров и сделок с партнерами, а также штрафы. К примеру, в 2014 году крупнейший французский банк BNP Paribas за нарушение санкционного режима заплатил властям США 9 млрд долларов штрафа, а российский Банк Москвы — 9,5 млн долларов.
Основные ограничения, которые ввели против России Соединенные Штаты Америки, делятся на две категории — SDN List и SSI List.
Что такое SDN List и SSI List и в чем между ними разница?
SDN List — это блокирующие санкции. Их применяют против конкретных физических и юридических лиц, а также объединений и организаций. Любое сотрудничество с участниками этого списка и операции с их имуществом запрещены. Их имущество на территории США считается заблокированным. Так что при заключении контрактов с SDN-компаниями стороны понимают, на какие риски идут — здесь случайностей практически не бывает.
SSI List — секторальные санкции. Они ограничивают заключение сделок и операций в отношении компаний, которые работают в финансовом, энергетическом и оборонном секторах экономики России. Имущество компаний из такого списка не считается заблокированным. То есть с ними нужно проявлять внимание только по определенным направлениям.
Кто еще попадает под санкции?
А вот как работает «Правило 50%»: если один или несколько владельцев компании находятся под санкциями и их общая доля владения акциями превышает 50%, то на юрлицо тоже распространяются запреты. Поэтому организаций, на которые распространяются санкции, по нашей оценке, намного больше, чем фактически числится в списках. Для таких случаев банки используют контрольные механизмы, которые приостанавливают платежи SWIFT [международная межбанковская система совершения платежей — Юга.ру], если один из участников денежной сделки — компания, которая попала в такую ситуацию.
Выстраивая внешнеэкономические отношения, нужно точно знать, кто в итоге владеет контрольным пакетом акций компании, с которой планируется сотрудничество, советует Сергей Мешалкин.
Правило U.S./EU Nexus гласит, что никакой резидент США не должен быть вовлечен в любую операцию, запрещенную санкциями страны. Даже если ни один из участников операции не является резидентом Соединенных Штатов, он может иметь с ними связь. Так, если банк имеет отделение в США, он должен выполнять все американские санкционные законы.
У Крыма и Севастополя свой набор санкций. Они включают в себя запрет на импорт товаров, которые произвели на полуострове, на туристические услуги в Крыму, инвестиции в местные проекты, приобретение собственности.
Поддержка бизнеса в экспортных операциях
Поддержку компаниям, которые занимаются экспортом, и тем, кто только планирует выйти на зарубежные рынки, оказывают Центры координации. В России их 66. Специалисты центров проводят консультации, помогают с таможенными вопросами, валютным контролем, сертификацией, логистикой и другими аспектами экспортной деятельности.
Главная функция Центра координации поддержки экспорта в Краснодарском крае — помощь в поиске зарубежных бизнес-партнеров, продвижение товаров и услуг региональных компаний, проведение экспортных семинаров, а также зарубежных выставок, форумов, бизнес-миссий.
Важный инструмент для любой кубанской компании, которая планирует выходить на внешний рынок, — включение ее в каталог экспортеров. Это электронный реестр, который содержит сведения об экспортно ориентированных предприятиях различных отраслей Краснодарского края.
Руководитель краснодарского подразделения Российского экспортного центра (РЭЦ) Владислав Есин рассказал о ключевых элементах государственной поддержки и развитии несырьевого экспорта.
Владислав Есин
руководитель краснодарского подразделения РЭЦ
— Одна из важных составляющих экспорта продукции — логистика международной торговли. Потому что произвести много товаров недостаточно, нужно еще вывезти их, используя существующие мощности. Что касается экспорта услуг (ИТ, медицина, туризм), здесь возникают вопросы с кодификацией и учетом. Так что создание благоприятной среды для работы экспортеров — одна из главных целей, к которым стремится РЭЦ.
Центр ведет работу с органами исполнительной власти и таможней, обеспечивает поддержку бренда Made in Russia, а также выступает в качестве агента правительства Российской Федерации. Сейчас кабмин передает РЭЦ часть функций органов исполнительной власти, в частности субсидии, которые ранее были в ведении Минпромторга, Минэкономразвития, Минсельхоза.
Елена Веко
директор краснодарского филиала Ак Барс Банка
— Все мы видим, как стремительно меняются правила игры на международной арене. Появляются новые нормативные документы, вносятся изменения в законодательную базу. Мы организовали семинар, чтобы помочь предпринимателям разобраться в нормативной базе, узнать новые инструменты, которые можно использовать для выхода на международные рынки.
Елена Веко выразила надежду на то, что полученные во время семинара знания помогут участникам вести свой бизнес в текущих реалиях и проводить платежи так, чтобы не иметь неожиданных проблем и задержек.
Соединенные Штаты расширили санкционные списки против России
Соединенные Штаты расширили антироссийские санкционные списки. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) министерства финансов США в четверг, 30 июля, выпустило соответствующее заявление.
Расширение списка граждан особых категорий и запрещенных лиц
Путин рассказал, что Италия потеряла от введения санкций против России
В частности, в черный список SDN (Specially Designated Nationals List – список граждан особых категорий и запрещенных лиц) были внесены российские юрлица: ОАО «Ижевский механический завод», Евпаторийский, Феодосийский, Керченский, Севастопольский, Ялтинский морские торговые порты, государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа». Также в список вошли зарегистрированный на Кипре нефтетрейдер IPP Oil Products, 50% которого, как сообщалось, Volga Group Геннадия Тимченко продала еще в марте 2014 г., и финский авиаперевозчик Airfix Aviation Oy, также проданный Тимченко.
Физические лица, внесенные в SDN, включают сына российского бизнесмена Бориса Ротенберга Романа, украинского в прошлом предпринимателя Сергея Курченко, топ-менеджеров «Концерна Калашников» Андрея Булютина и Александра Омельченко, совладельца «Сургутэкса» Петра Колбина, давнего бизнес-партнера Геннадия Тимченко Кая Паананена, экс-министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуарда Ставицкого.
Всего же в этот черный список попали 15 новых юридических и 11 физических лиц.
Включение в SDN List подразумевает, что активы компаний, находящихся в этом списке, блокируются, а американским гражданам запрещено каким-либо образом соприкасаться с людьми и компаниями, внесенным в него.
«Дочки» ВЭБа и «Роснефти» вошли в секторальный санкционный список
Также управлением по контролю за иностранными активами минфина США был расширен список секторальных санкций (Sectoral Sanctions Identifications, SSI). Под него подпали дочерние структуры ВЭБа и «Роснефти». Среди «дочек» ВЭБа упоминаются белорусский Белвнешэкономбанк, Корпорация развития Северного Кавказа, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭСКАР), Росэксимбанк, управляющие компании Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Федеральный центр проектного финансирования, банк «Глобэкс», «Краслесинвест», украинский Проминвестбанк, «Ресад», Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства, Связь-банк, «ВЭБ-инжиниринг», «ВЭБ капитал», «ВЭБ-лизинг». Как связанный с ВЭБом в список попал застройщик Rose Group, несмотря на то что в марте 2015 г. Внешэкономбанк сократил до нуля долю участия в компании.
«Роснефть» и ExxonMobil поищут нефть и газ в Мозамбике
Для «дочек» ВЭБа и «Роснефти» почти ничего не изменится
Это подтверждает источник, близкий к РФПИ. Для фонда, говорит он, фактически ничего не меняется, включение в список, по сути, техническое и подтверждает секторальные санкции против ВЭБа и его дочерних (50%+) компаний, введенные год назад. РФПИ уже год работает в таком режиме. Фонд не ожидает изменений в работе в сложившейся ситуации, добавляет источник, близкий к фонду. Впрочем, другой источник, близкий к одному из партнеров РФПИ, удручен тем, что фонд упомянут в санкционном списке США, поскольку это влечет за собой «репутационные риски».
Директивы OFAC
Условия секторальных санкций различаются в зависимости от отрасли – всего их четыре, так называемые «директивы». Вне зависимости от директивы описанные в каждой из них операции запрещается проводить всем лицам из США, а также на территории США.
Sdn list что это такое
Для ИХТЦ как инжиниринговой компании вопрос санкций имеет непосредственное отношение к работе. Наши партнеры хотят знать, какие материалы и технологии запрещены к импорту в Россию, что им могут дать русские ученые и инженеры в плане импортозамещения.
Мы пытались собрать информацию для собственного понимания и ощутили, что ничего толкового и по сути на русском языке нет. Новостные порталы и информационные ресурсы пишут про эмоции, хамон и пармезан, переливая из пустого в порожнее.
В итоге нам пришлось разбираться в теме самостоятельно, работая с первоисточниками – с документами Конгресса США, Министерства финансов и юстиции (в общей сложности прочитав и проанализировав более тысячи страниц). Результатами этого титанического труда мы рады поделиться с нашими читателями. Разложили по полочкам: какие пакеты санкций были введены, в отношении кого, как понять, на какие материалы, товары, технологии действуют ограничения.
Мы не разбирались в том, насколько за выполнением санкций строго следят. Хотя мы видим, что товарооборот между США и Россией в 2017 году в денежном отношении вырос на 14,4% к 2016 году, почти сравнявшись с показателями 2014 года (одного только бурбона в 2017 году из США ввезли более 2 млн. литров на сумму почти миллиард рублей).
Напоминаем о том, что мы плодотворно и активно трудимся над тем, чтобы никакие санкции были не страшны российским компаниям, пользующимся нашими услугами.
Мы собрали в одном месте все санкционные пакеты, актуальные на данный момент для понимания того, что, кому запрещено, и по какой причине.
В марте 2014 года в связи с ситуацией на Украине и воссоединением Крыма с РФ США заморозили сотрудничество с Россией в военной, космической (авиа- и ракетостроение) и атомной сферах и ввели санкции в отношении ряда лиц и компаний. Основанием для них стали исполнительные указы президента США Барака Обамы, принятые в том же году на волне массовой истерии:
Согласно этим документам, в отношении России была введена многоуровневая система санкций. Персональные санкции (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List, далее – SDN) предусматривают визовые ограничения и блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц, занесенных в черный список. Американским гражданам и компаниям запрещается поддерживать с ними деловые связи, торговые ограничения касаются экспорта, реэкспорта и передачи материалов и технологий и автоматически распространяются на компании, в которых одному или нескольким лицам/компаниям из санкционного списка принадлежит 50 и более процентов.
Секторальные санкции (или Sectoral Sanctions Identifications List, далее – SSI) затрагивают такие ключевые отрасли российской экономики как: финансовую, энергетическую, оборонную и горно-металлургическую. Они включают ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг, запрет на поставки вооружения, военной техники и технологий двойного назначения, а также высокотехнологичного оборудования и технологий (в частности, для использования в проектах по разведке и добыче нефти на глубоководных морских участках, на арктическом шельфе и в сланцевых пластах).
Все ограничения распространяются также на компании, в которых фигурантам «секторального» списка принадлежит 50 и более процентов. Крымские санкции запрещают ввоз или вывоз товаров, услуг или технологий в Крым и из Крыма, а также инвестиции в этот регион гражданам США.
Всего на руках американского регулятора есть четыре так называемых «директивы».
Директива №1 касается, в первую очередь банковского сектора. По ее последней редакции, с 28 ноября 2017 года кредитным организациям РФ запрещено предоставлять финансирование на срок свыше 14 календарных дней, покупать их акции и имущество (в том числе доли в других компаниях).
Директива № 2 с последними изменениями и дополнениями, вступившими в силу 28 ноября 2017 года, запрещает предоставлять финансирование на срок свыше 60 календарных дней ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам, а также покупать их акции и имущество (в том числе доли в других компаниях).
Директива № 3 также подразумевает запрет на покупку акций и имущества компаний, на которых она распространяется, а также запрет на предоставление им финансирования на срок свыше 30 календарных дней. Директива № 3 относится к предприятиям военно-промышленного комплекса и ряду других стратегических предприятий РФ.
Директива № 4 запрещает экспортировать и реэкспортировать товары, технологии и предоставлять нефинансовые услуги ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам в рамках проектов по освоению Арктического шельфа, добыче сланцевого газа и глубоководной добычи нефти. Данная директива распространяется на все подобные проекты, реализуемые на территории России, а также на проекты вне зависимости от их локализации (в том числе международные), если они инициированы после 29 января 2018 года.
Санкции, изложенные в Директиве №4, не повлияют непосредственно на банки. Они затрагивают инвестиционные проекты в области добычи нефти, в которых данные банки или аффилированные с ними компании, участвуют или, что касается проектов, начатых после 29 января 2018 года, владеют долей 33% или больше, либо контролируют большинство голосов акционеров.
В США не могут простить избрание президентом республиканца Дональда Трампа ни себе и никому другому, кто, якобы, в этом был заинтересован. Шок от результатов голосования привел к принятию ряда следующих ограничений в адрес государственного и корпоративного сектора РФ.
29 декабря 2016 года в связи с обвинениями во вмешательстве в выборы США объявили о введении очередного пакета санкций: дополнение к Исполнительному указу № 13694 от 1 апреля 2015 года «О блокировке собственности определенных лиц, проявляющих существенную вредоносную активность в киберпространстве» (далее EO 13694 или CYBER).
Поводом стали обвинения в адрес Москвы в организации хакерских атак в ходе американских выборов. Основанием для санкций послужил Исполнительный указ № 13757 от 28 декабря 2016 года – Принятие дополнительных мер касаемо национального чрезвычайного положения в отношении существенной вредоносной активности в киберпространстве (далее EO 13757 или CYBER2).
Санкции предусматривают замораживание активов фигурантов черного списка, а также практически всех сделок с Федеральной службой безопасности (ФСБ) и Главным управлением Генерального штаба ВС РФ (ранее Главное разведывательное управление, ГРУ). 27 марта 2018 года президент США Дональд Трамп продлил действие вышеупомянутых исполнительных приказов о введении санкций за кибератаки против США на год.
Летом 2017 года президент США Дональд Трамп подписал Публичный закон № 155-44 от 2 августа 2017 года «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, далее CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении России, Ирана и КНДР, принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные.
Закон усложнил процесс получения кредитов российскими предприятиями и работу оборонных и энергетических компаний, а также распространил действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые будут оформлены после 29 января 2018 года). Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).
Всего получается более дюжины санкционных пакетов, ограничивающих сотрудничество американского бизнеса с предприятиями из России. Судя по свежим сообщениям из-за океана, это еще далеко не предел.
Санкции: режимы, программы, правило 50 %, способ соблюдения
Мониторинг экономических санкций и контроль за их применением — пожалуй, наиболее сложная область комплаенса. Сейчас введение экономических санкций — это инструмент внешней политики. Их вводят против определенных стран, организаций или физических лиц.
Санкционные режимы делятся на несколько типов типов:
1. Замораживание активов / Блокирующие санкции SDN
2. Ограничения финансирования / Секторальные санкции SSI
3. Ограничения в нефтяной сфере
4. Эмбарго на поставку оружия
5. Ограничения в Крыму и Севастополе
Замораживание активов / Блокирующие санкции
Европейский союз запрещает:
Ограничения финансирования / Секторальные санкции
Отраслевые санкции применяются к отдельным субъектам в финансовом, энергетическом и оборонном секторах России. Лица США не имеют права участвовать в определенных сделках с организациями, которые определены в соответствии с одной из четырех директив:
Ограничения по финансированию применяются в отношении ряда банков, оборонных предприятий и нефтяных компаний.
Секторальные санкции США запрещают:
Секторальные санкции Евросоюза запрещают:
Те же политики применяется к дочерним компаниям и лицам, действующим от их имени.
Санкции США: обзор санкционных программ
1. OFAC SDN List. Список блокирующих санкций содержит 68 санкционных программ.
2. OFAC NON SDN. Consolidated Sanctions List Консолидированный список содержит 8 санкционных программ.
3. BISN Bureau of Internal Security & Nonproliferation. Консолидированный список содержит 11 санкционных программ.
Санкции ЕС, Швейцарии и UK: обзор санкционных программ
1. EU Consolidated List of Sanctions. Консолидированный список санкций ЕC содержит более 2 000 юридических и физических лиц по 29 санкционным программам. К ограничительным мерам относятся замораживание активов, запрет на въезд и т.д.
2. Финансовые санкции ЕС в отношении ряда стран не входят в консолидированный список. Финансовые санкции в отношении России.
3. Консолидированный список ООН санкций содержит более 1 000 юридических и физических лиц по 15 санкционным программам.
Все страны-участники ООН обязаны его соблюдать.
4. Списки SECO Швейцария Консолидированный список санкций содержит более 2 000 юридических и физических лиц к 21 санкционной программе.
5. Консолидированный список санкций Великобритании. К ограничительным мерам относятся: замораживание активов и инвестиционные запреты.
6. Финансовые санкции Великобритании в отношение некоторых стран.
Санкции других стран: обзор санкционных программ
1. Консолидированный список Австралия санкций содержит 8 санкционных программ.
Министерство иностранных дел и торговли «DFAT» ведет сводный перечень санкций.
2. Консолидированный список Канады содержит более 10 санкционных программ.
Департамент иностранных дел, торговли и развития ведет Консолидированный список.
3. Большинство стран Северной и Южной Америки выполняют требования ООН и не ведут своих локальных санкционных списков.
4. Большинство стран Европы выполняют требования ЕС и ООН и не ведут своих локальных санкционных списков. В некоторых случаях списки повторяют консолидированный список ООН.
Исключения — Франция, Германия, Люксембург, Гибралтар, Испания, Бельгия, Джерси, Латвия, Мальта, Монако, Нидерланды, Россия и Украина.
5. Большинство стран Африки и Среднего Востока не ведут своих локальных санкционных списков. Существует проблема с раскрытием информации.
6. Большинство стран Азии не ведут своих локальных санкционных списков.
Исключения — Япония, Гонконг, Сингапур, Китая, Индия, Пакистан, Азербайджан и Грузия.
Правило 50 %
Согласно правилу, любая организация, которая на 50 и более процентов принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Важно проверять контрагентов, чтобы быть уверенными в их защищенности от санкций.
Например, заблокированное лицо X владеет 50 % предприятия A и 50 % предприятия B. Каждому субъекту A и B принадлежит 25 % предприятия C. Получается, компанией С на 50 % владеют организации, находящиеся под санкциями. Значит, она тоже попадает под санкции.
Сотрудничать с компаниями, которые находятся под санкциями, опасно: это может привести к штрафам и судебным разбирательствам, из-за которых пострадает корпоративная репутация. Контур.Призма разработала глобальные санкционные списки, чтобы компании могли быстро проверять контрагентов не только по критериям 115-ФЗ, но и по требованиям международного законодательства.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Спецслужба по санкциям: как в США устроена работа над черными списками
«OFAC — одно из самых могущественных ведомств правительства США, о котором никто никогда не слышал», — говорит Марк Дубовиц, директор аналитического центра Foundation for Defense of Democracies и один из архитекторов иранской санкционной программы.
OFAC входит в структуру Министерства финансов США, непосредственно подчиняясь Управлению по финансовой разведке и противодействию терроризму (Office of Terrorism and Financial Intelligence). Сейчас OFAC управляет 37 санкционными программами — как страновыми (Сирия, Белоруссия, с марта — Украина/Россия), так и направленными на борьбу с экстерриториальными явлениями, например с международной торговлей наркотиками, терроризмом и ядерным распространением. Многие из программ агентства действуют уже больше полувека или около того: санкции против Северной Кореи длятся 64 года, против Кубы — 54 года, а против Ирана — 30 лет.
OFAC была создана в конце 1950 года после начала Корейской войны, чтобы ввести первые ограничительные меры против Китая и Северной Кореи. Но настоящий «расцвет» ведомство пережило уже в 2000-х годах, благодаря глобальной войне США против терроризма.
Долгое время OFAC в основном следил за тем, как банки хранят замороженные под санкциями активы, рассказывала в начале года The Wall Street Journal юрист из Wiley Rein Серена Мо (работала в Минфине США и самом OFAC до 1997 года). Деятельность агентства кардинально расширилась после вторжения Ирака в Кувейт в 1991 году. В 1995 году президент Билл Клинтон подписал указ о борьбе с международным наркотрафиком и ввел санкции против лиц, которые угрожают мирному урегулированию палестино-израильского конфликта. Это были первые санкции, которые OFAC разработала против явлений (таких как наркоторговля и терроризм), а не конкретных стран, отмечает Мо.
Gunvor была возмущена, назвав все ложью. Но представители Минфина США отказались предоставлять доказательства связи российского президента с Gunvor. OFAC в принципе не обязан раскрывать основания для своих решений (к этому службу не может принудить даже суд). И ведомство не скрывает, что может базировать свои выводы на любых источниках информации, включая СМИ.
Финансовые войны
В начале 2000-х годов США превратили финансовые санкции в ключевой инструмент воздействия на недружественные государства. После дорогостоящих и непопулярных военных кампаний в Ираке и Афганистане США отказались от военного вмешательства в Иран и Сирию, предпочтя стратегию экономических санкций. И по крайней мере в случае с Ираном этот метод сработал, уверяет Вашингтон: иранцы сели за стол переговоров и пошли на уступки по своей ядерной программе.
Решающую роль в этой стратегии играет практически тотальный контроль США над глобальной долларовой финансовой системой, считает бывший советник Буша-младшего и экс-чиновник Минфина США Хуан Сарате. «Это по сути финансовая «партизанская война», беспрецедентная по досягаемости и эффективности, ее цель — перекрыть финансовый кислород нашим врагам», — пишет Сарате в книге «Война казначейства» (Treasury’s War), на которую в недавнем интервью журналу Spiegel сослался президент «Роснефти» Игорь Сечин (находится в санкционном списке OFAC с апреля).
В арсенале OFAC колоссальные возможности, указывает Сарате. Агентство может заморозить американские счета, ограничить иностранцам и зарубежным организациям доступ к финансовой системе США, запретить американским банкам сотрудничать с любой финансовой организацией в мире. Обходить санкции не резон: это чревато серьезными штрафами, причем OFAC не снимает с банков ответственности, если нарушение произошло без злого умысла, например по недосмотру. OFAC редко предупреждает американские компании заранее о том, что они могут быть наказаны за несоблюдение санкционного режима: как правило, нарушители узнают о своей вине, когда уже слишком поздно что-то исправить.
Попадание в «черный список» OFAC (список лиц, чьи активы в юрисдикции США блокируются и кому запрещен въезд в Штаты) сродни бессрочному приговору. Установленного порядка обжалования такого решения не существует, фигуранты списка могут подать прошение непосредственно в OFAC, если считают, что их включили в список необоснованно или основания утратили актуальность. Но у OFAC даже не регламентированы сроки, в течение которых ведомство должно ответить. В начале 2014 года WSJ писал о хорватском генерале Анте Готовине, который был внесен в американский санкционный список в 2003 году, поскольку проходил по делу о военных преступлениях в бывшей Югославии. В ноябре 2012 года Готовина был оправдан Гаагским трибуналом, решение признал Госдепартамент США. Адвокаты Готовины попросили об исключении его из списка OFAC, но ведомство проигнорировало все запросы. Имя генерала было убрано из списка OFAC только в феврале 2014 года, после того как юристы обратились в федеральный суд США, при этом OFAC так и не прервало молчания.
При разработке санкций сотрудники OFAC тесно работают с другими федеральным агентствами, в том числе и с разведкой. Сами работники OFAC воспринимают себя не как «финансистов», а как правоохранителей и представителей разведывательного сообщества, рассказал РБК глава вашингтонской юридической фирмы Ferrari and Associates Эрих Феррари, специализирующийся на санкциях OFAC. Ведомство поддерживает максимальные стандарты секретности, характерные скорее для спецслужб. Если Евросоюз зачастую допускает (сознательно или несознательно) утечки на этапе подготовки санкций, то для OFAC это практически немыслимо. Контакты OFAC с «внешним миром» сильно ограничены, рассказывает Феррари. Ни частные лица, ни компании не уведомляются об их внесении в санкционные списки до официальной публикации на сайте Минфина. Кроме того, OFAС не консультируется с бизнесом на предмет того, стоит ли вводить те или иные санкции. Ведомство понимает, что любые санкции априори наносят ущерб американской экономике, но такова цена за отстаивание внешнеполитических интересов.
«Бюджетное» ведомство
OFAC располагается прямо через дорогу от головного здания Минфина США в Вашингтоне, в здании, больше похожем на «технический офис», пишет Сарате. По различным данным, в OFAC работают от 175 до 200 человек. Число сотрудников самого Минфина США превышает 100 тыс. OFAC настолько секретный, что пресс-служба Минфина США отказывается называть даже точный штат ведомства. Официальный представитель OFAC отказался отвечать на этот вопрос, сообщив РБК, что ведомство «обычно не комментирует вопросы персонала».
По словам Феррари, большинство сотрудников OFAC молоды — от 28 до 43 лет. У них может быть разнообразный бэкграунд, но большинство получали юридическое образование и владеют очень четким пониманием внешнеполитических задач.
Команда OFAC «работает до изнеможения», говорил замглавы Минфина по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Дэвид Коэн на слушаниях в сенате в 2013 году. Он отвечал на вопрос, достаточно ли у OFAC ресурсов, чтобы адекватно осуществлять иранские санкции. В интервью WSJ в феврале нынешнего года директор OFAC Адам Шубин также отмечал, что его подчиненные «работают на пределе своих возможностей [. ], но им это нравится».
Разработчики санкций не обладают никакими преференциями по сравнению с другими госслужащими США. Сейчас на сайте USA.gov (единый портал, содержащий информацию о вакансиях во всех федеральных агентствах США) открыты четыре вакансии в OFAC: ведомство ищет заместителя директора, который будет курировать направление по выдаче лицензий (разрешений на транзакции со странами под санкциями), старшего аналитика по контролю за выдачей лицензий, программиста и, собственно, «разработчика» санкций (Sanctions Investigator).
Открытые вакансии в OFAC отчасти свидетельствуют о масштабах его работы, писал Bloomberg в прошлом месяце. Дело в том, что санкции ужесточаются и усложняются быстрее, чем юрфирмы и банки успевают подготовить специалистов в этой сфере, поэтому последним остается только переманивать сотрудников самого ведомства. В прошлом году как минимум восемь человек покинули OFAC и не меньше шести — с начала 2014 года.