shareware что это такое
Shareware
Исторически, слово обозначало программы, свободно распространявшиеся третьими лицами (например, через FidoNet, в сборниках программ на компакт-дисках) и содержавшие в себе просьбу заплатить деньги автору программы. Однако с течением времени значение изменилось и говоря о shareware все чаще стали иметь в виду не свободное распространение (которого в наше время может и не быть — программа может быть доступна только с сайта производителя) а приемы, используемые авторами shareware-программ с целью побудить пользователя заплатить за бесплатно полученную (но не бесплатную) им программу.
Сейчас shareware чаще всего понимают также тип, способ или метод распространения проприетарного ПО на рынке (то есть на пути к конечному пользователю), при котором испытателю предлагается ограниченная по возможностям (неполнофункциональная или демонстрационная версия), сроку действия (триал версия, от англ. trial /ˈtraɪəl/ — пробный) или версия с встроенным блокиратором-напоминанием (NAG) о необходимости оплаты использования программы. В лицензии также может быть оговорен запрет на коммерческое или профессиональное (не тестовое) её использование. Иногда незарегистрированная программа спустя некоторое время (например, 30 дней) прекращает запускаться. Иногда становится недоступной часть функций. Иногда функциональность остаётся в полном объёме, но пользователю время от времени показывается напоминание о том, что он пользуется незарегистрированной версией.
Статья на сайте проекта GNU описывает shareware, как собственническое программное обеспечение. [1] [2] Это не мешает некоторым программам с ограничивающей функцией распространяться под GNU GPL вместе с исходным кодом, но мнения об их свободности расходятся.
Основной способ распространения shareware-программ — это каталоги программного обеспечения или реклама в поисковых системах.
Содержание
Российская специфика
Россия занимает второе место в мире по объёмам доходов от продаж условно-бесплатных программ от независимых производителей. Многие такие программы созданы в России и продаются в США, Германии и других странах. Это небольшая, но активно развивающаяся статья экспорта высокотехнологичных продуктов.
Многие из продуктов, созданных в России, не имеют русскоязычного интерфейса. Причиной считается обширный объём нарушений авторских прав обладателей прав на продажу ПО, использование кряков и бедность населения, делающая невозможным для российских пользователей платить за программное обеспечение. Это заставляет разработчиков отказываться от распространения таких программ в России и заниматься продажами в других странах. Некоторые российские производители shareware допускают свободное некоммерческое использование своих приложений пользователями из России или стран СНГ (см. FAR Manager, Flash&Backup, Light alloy). Однако в последнее время ситуация меняется и многие приложения начинают продаваться и на территории России. Это происходит по причине повышения уровня благосостояния граждан, появления удобной системы оплаты посредством SMS-платежей, а также проведения периодических проверок юридических лиц на предмет использования контрафактного ПО.
Условно-бесплатное программное обеспечение
Свободное распространение не подразумевает его принадлежности к свободному программному обеспечению, равно как возмездность этого не исключает.
Исторически, под термином shareware обозначались программы, свободно распространявшиеся третьими лицами (например, через BBS или FidoNet, в сборниках программ на компакт-дисках) и содержавшие в себе просьбу заплатить деньги автору программы.
Однако с течением времени под shareware всё чаще стали понимать не свободное распространение, а приёмы, используемые авторами shareware-программ с целью побудить пользователя заплатить за бесплатно полученную им (но не бесплатную) программу. При этом пользователю предлагается «пробная» версия коммерческого продукта (англ. trial) ограниченная по возможностям, сроку действия или с юридическим запретом на использование в целях, отличных от ознакомительных.
Среди shareware-программ выделяют следующие варианты распространения:
* freemium — программа, в которой за оплату добавляется какая-либо дополнительная функциональность; freemium-игры называются free-to-play;
* nagware — программы, которые полностью функциональны в течение лишь какого-то ограниченного срока после установки, после чего они либо вообще перестают работать, либо постоянно выдают навязчивые уведомления о необходимости покупки платной лицензии;
* adware — пользователю предоставляется полностью функциональная программа, но при её использовании пользователь вынужден смотреть рекламу; как правило необходимость смотреть рекламу можно отключить, если купить платную лицензию;
* donationware — пользователю предоставляется полностью функциональная программа, но предлагается добровольно по возможности поддержать автора;
Некоммерческое shareware — когда пользователь, чтобы оплатить программу должен, к примеру, угостить автора кружкой пива (beerware) или отправить ему почтовую открытку (postcardware).Статья на сайте проекта GNU описывает shareware, как проприетарное программное обеспечение. Это не мешает некоторым программам с ограничивающей функцией распространяться под GNU GPL вместе с исходным кодом, но мнения об их свободности расходятся.
Основной способ распространения shareware-программ — это каталоги программного обеспечения или реклама в поисковых системах.
История shareware, изначального варианта организации покупок внутри приложения
До появления программного обеспечения (ПО) продажи работали так: вы заходили в магазин, покупали некий предмет, и он принадлежал вам до тех пор, пока не устаревал или не повреждался, и вы его не выкидывали. Но ПО, занимая гораздо меньше физического места, чем любые предметы продажи до этого, не было ограничено этими правилами. Данные хранились в битах и байтах, и их можно было распространять совершенно по-разному.
И данные с каждым днём уменьшались. Дискеты родили уменьшенные дискеты, которые родили жёсткие диски, которые родили CD-ROM… А если у вас был модем, вам даже диск был не нужен! Поэтому неудивительно, что на волне копирования дискет появилось shareware, условно-бесплатное ПО, поскольку возникла нужда в бизнес-модели, поощряющей копирование.
Поговорим о том, насколько shareware было важным для современных бизнес-моделей в компьютерном мире.
Вы, наверно, привыкли покупать дорогие рекламируемые программы, и их приносить домой в надежде, что они сделают то, что от них требуется. И часто вы обнаруживали, что они не оправдывают ожиданий. Модель shareware позволяет вам выбирать из множества высококачественных программ и опробовать их, пока вы не найдёте ту, что нравится вам больше всех. И только тогда вы выплачиваете невысокую стоимость регистрации автору программы.
Это объяснение ценности shareware во вводном каталоге The Software Labs, распространителя shareware по почте. Довольно неплохой каталог 1992 года, которым благодаря интернет-архиву можно насладиться и сегодня (уменьшенная версия), предлагает огромное количество игр, образовательных и графических программ. С другой стороны в нём всего лишь семь приложений для бизнеса – что говорит о том, какие именно программы создавались авторами, делавшими shareware. В начале 90-х такие каталоги были распространённым явлением, когда людям без модемов приходилось покупать софт в реальном мире.
Пять shareware программ, поменявших мир вычислений
2. McAfee Antivirus. До того, как упоминания о Джоне Макафи стали появляться в интересных заголовках, он провёл инновацию на рынке антивирусов, став первым, кто предлагал такие программы в формате shareware. Результат был настолько эффективен, что его программа быстро догнала Symantec’s Norton Antivirus – особенно после создания успешной кампании в СМИ по поводу вируса Michelangelo.
3. Wolfenstein 3D. Конечно, за этой игрой последовали Doom и Quake (и Duke Nukem 3D), но стратегия продаж этой знаменитой игры – ставшей инновацией, превзошедшей все современные игрушки – доказала скептическим игрокам, что игры shareware не были программами второго класса. Doom, возможно, оказал больше влияния, но Wolf3D доказал жизнеспособность модели.
4. ZZT. Первая игра, выпущенная компанией Epic Megagames, представляет собой нечто противоположное тому, что выпускает эта компания, ныне известная, как Epic Games, сегодня (например, Unreal Engine). Но логика развития видна. Игра, построенная на ANSI-графике, стала для фанатов особенной благодаря встроенным инструментам редактирования – что определило будущий подход компании к играм. Как и в случае с Wolfenstein 3D, успех этой игры подготовил сцену для выхода одной из компаний, определивших игровой рынок в XXI-м веке.
5. Trumpet Winsock. Годами Microsoft не замечала интернет, но shareware заполнило эту нишу для Windows 3.0 и 3.1. В частности, shareware версия Windows Sockets API стала необходимой для множества пользователей, желавших попробовать ранние версии графических браузеров типа Mosaic и Netscape. В Microsoft решили, что им нужна своя версия для всего этого, и непрямым образом заработали много денег. Увы, создатель Trumpet Winsock Питер Тэттэм [Peter Tattam] практически ничего не получил за свой широко распространившийся софт.
ZZT
Три человека, три приложения, одна замечательная идея: история создания shareware
Концепцию shareware можно отнести на счёт трёх разных людей, каждый из которых предлагал чуть изменённую версию того, что впоследствии превратилось в shareware.
«Изобретательная коммуникационная программа, созданная редактором Эндрю Флюгельманом, элегантно написана, работает без проблем, и свободна для всех»,- писал колумнист Ларри Магид.
Примерно тогда же работник IBM Джим Нопф [Jim Knopf] (также известный, как Джим Баттон [Jim Button]), разработал программу для работы с базой данных, и продавал её по сходной модели, названной Easy-File. Вскоре Нопф и Флюгельман встретились лично, и, видимо из солидарности к их общей модели, Нопф переименовал своё приложение в PC-File и запустил собственную компанию Buttonware.
В эссе о происхождении shareware Нопф отметил, что инновационная стратегия продаж вызвала повышенный интерес к его фирме. «Это была радикально новая рекламная идея, и компьютерным журналам было очень интересно писать про такие штуки,- писал он. – В результате вышло много бесплатной рекламы PC-File».
В следующем году работник Microsoft по имени Боб Уоллэс [Bob Wallace] покинул компанию и создал свою, QuickSoft, первой программой которой стала PC-Write. Именно Уоллэс, помогавший другим начинающим авторам программ с рекламой, и стал тем, кто придумал запоминающееся название этой маркетинговой стратегии: Shareware. (Это было гораздо лучше идеи Нопфа: «программное обеспечение, поддерживаемое пользователями» [user-supported software]).
Стратегия быстро распространилась, и ей последовали другие независимые разработчики. Компьютерные клубы по всей стране воспользовались её преимуществами, предлагая своим членам новое ПО по этой схеме, что также способствовало её распространению.
В результате shareware стало организованным. В апреле 1987 года возникла Ассоциация профессионалов shareware, с целью обеспечения безопасности распространения программ по этой схеме, а также сохранения прав изготовителей программ. Организация проверяла источники распространения подобного ПО, и создавала стандарты, которым независимые продавцы могли следовать для их же блага. Если вы когда-нибудь натыкались в ZIP-архиве на файлик FILE_ID.DIZ, ответственность за его появление там возлагайте на Ассоциацию. Это текстовый файл, описывающий функции ПО.
Концепция shareware, очевидно, стала жизнеспособной идеей, обогнавшей и пережившей своих создателей. Уоллэс умер в 2002, Нопф в 2013, Флюгельман, с наиболее трагичной из них судьбой, в 1985. Но их наследие живёт.
Никогда я ещё не имел столько социальных связей и не общался с таким количеством таких разных людей, как после того, как я начал заниматься компьютерами.
Цитата из материала, посвящённого Эндрю Флюгельману, вышедшему в Infoworld, за авторством Кевина Стрехло [Kevin Strehlo]. Материал вышел в честь исчезновения этого разработчика и редактора журнала в 1985 году. Наследие Флюгельмана оказало сильное влияние на компьютерный мир. Он не только изобрёл shareware, но и был основателем и редактором PC World и MacWorld. Но у него были проблемы со здоровьем, у него появился рак, и он страдал от колита. Он исчез, тело его так и не нашли, и он считается погибшим.
Как сказано в статье 1985 года на Newsbytes, Стрехло уволился из своего журнала из-за этой статьи, поскольку редактор решил не публиковать её последние несколько параграфов, в которых описывались обстоятельства исчезновения Флюгельмана, и указывалось на возможность его самоубийства. Возможно, вам также будет интересно почитать интервью с Флюгельманом для журнала MicroTimes, перепечатанное на Medium.
Как adware испортило доброе имя shareware
Shareware не было идеальной бизнес-моделью – очевидно, что большинство людей использовало программы бесплатно – но, несмотря на изначальные заявления Флюгельмана, оно было довольно альтруистичным. Оно позволяло выживать мелким разработчикам, и позволяло пользователям попробовать разные версии ПО, не тратя на это тысячи долларов в Best Buy.
Проблема в том, что альтруизм, встроенный в модель при её запуске, не дожил до второго поколения разработчиков.
В ранние годы существования Windows XP модель сломалась. Причиной тому стало несколько факторов, включая идентичность веб-сайтов, распространявших shareware, сайтам, распространявшим программы, содержащие adware – эта проблема сохраняется до сих пор.
Иногда adware превращалось в программы типа Gator, заявлявшей о наличии полезных свойств, и одновременно включавшей в себя рекламную сеть со всплывающими баннерами. Компания, сделавшая Gator, отрицала свою связь с adware и много раз меняла название, вплоть до своего неизбежного закрытия.
Но чаще всего вредоносное ПО с рекламой сопровождало программы в качестве нежелательного гостя, в любую секунду готового замусорить ваш компьютер. Будто бы отражая этот сдвиг в репутации shareware, Ассоциация профессионалов в области shareware в 2010 году поменяла своё название на Ассоциацию профессионалов в области ПО.
В блогпосте ассоциация пояснила, что «исчезла необходимость распространения софта путём распространения дискет или отправки чеков почтой. Многие потребители стали воспринимать ‘shareware’ как ‘дилетантство’».
Конечно, у shareware есть ещё свои ниши – разработчики софта для Mac, например, Panic и Rogue Amoeba набрали неплохую аудиторию, распространяя ПО по схемам, по сути являющимся shareware. Но в целом скачивание софта стало слишком опасным для того, чтобы shareware процветало. Это несправедливо, но это факт. Спад shareware открыл дорогу другим типам распространения ПО, например, ПО с открытым кодом, freemium ПО, или ПО как сервис (SaaS).
Также открылись возможности для подходов, схожих с App Store, когда существует модерация, препятствующая проникновению на ваше цифровое устройство всякого мусора. Эта система неидеальна, и она не shareware. Но до реалий сегодняшнего дня мы бы точно не дошли, не организуй несколько творческих разработчиков кустарное производство в 80-х и 90-х.
В 1992 году, когда The Software Labs опубликовала свой прекрасный каталог, Ассоциация издателей ПО [Software Publishers Association] выпустила видео, противоположное по духу мира shareware, бесплатности для всех. Видео «Don’t Copy That Floppy» (не копируй эту дискету) использовало рэп, чтобы неуклюже продвинуть в массы подрастающего поколения идею о недопустимости распространения ПО.
Это видео быстро забылось, а в нашу эпоху люди смотрят на него весьма иронически.
Shareware, поддерживаемое такими хитами, как Wolfenstein 3D, Doom и Commander Keen, выглядело в миллион раз круче, и ему не пришлось даже скатываться до убогого рэпа, чтобы продавать себя.
Сегодня мы ещё больше приветствуем одиноких разработчиков ПО. Сайты вроде Product Hunt существуют исключительно для чествования разработчиков, рискнувших встретиться с неизведанным. Очень сложно пытаться зарабатывать таким рискованным способом, но это возможно.
Shareware открыло путь для существования сегодняшних независимых разработчиков. Сегодняшняя культура ПО существует, поскольку тогда мы решили скопировать эту дискету. И прекрасно, потому что без независимых разработчиков наше ПО было бы отвратительным.
Что такое Shareware?
Shareware (или условно-бесплатные программы) – это коммерческое ПО с безвозмездным использованием. Однако, как правило, либо функциональность таких программ ограничена, либо они предоставляются бесплатно на испытательный период, который заканчивается по истечении определенного количества дней. Впервые о Shareware заговорили в 1980-х, а в 1990-х его популярность серьезно возросла, по мере того как персональные компьютеры прочно «обосновались» как в офисах, так и дома.
Формат позволяет разработчикам ПО предлагать попробовать свой программный продукт абсолютно бесплатно, но ограниченное время, по истечении которого потенциальный пользователь должен приобрести полноценную коммерческую версию программы у автора.
Shareware также пользуется популярностью у геймеров, поскольку дает им возможность опробовать новую игру в «сокращенной» версии, прежде чем решить, стоит ли оплачивать полную.
Shareware или Freeware
Shareware часто путают с Freeware, но у этих двух программных продуктов совершенно разные цели.
Freeware – это защищенное авторскими правами программное обеспечение, которое доступно в неограниченном количестве копий на неограниченное время абсолютно бесплатно. Разработчик сохраняет все права на программу и контролирует ее распространение. Иногда пользователи могут приобретать дополнительные услуги или опции.
Хорошим примером является базовое антивирусное ПО, которое защищает ваш компьютер бесплатно, но при этом предлагает пакеты премиум-класса с более сложной защитой.
Суть Shareware – пробовать демоверсию программы с целью способствовать распространению и продажам ее полной версии. Shareware не надо путать с открытым ПО, доступ к исходному коду которого есть у всех, а лицензия составлена таким образом, чтобы поощрять сотрудничество между разработчиками с целью изучения данного кода, его совершенствования, развития и расширения.
Типы Shareware
Существуют различные типы Shareware, но не все они желательны.
Обеспечение безопасности Shareware
Киберпреступники могут использовать Shareware для распространения вредоносного ПО, применяя тактику, аналогичную той, что применяется в других атаках с использованием методов социальной инженерии. Пользователей вводят в заблуждение якобы легитимные URL-ссылки, часто содержащиеся в рекламных объявлениях, которые на самом деле перенаправляют их на страницы, где жертвы вместо безопасного условно-бесплатного приложения загружают вредоносное ПО.
Хотя уязвимости и ошибки, которые, как правило, используются злоумышленниками для проведения вредоносных атак, могут быть в любом ПО, Shareware подвержено наибольшему риску. Поскольку Shareware-программы не имеют полноценной лицензии, исправления и обновления для них недоступны, и это может поставить систему под угрозу. Особенно актуален этот риск для программного обеспечения, которое более не используется, но остается на компьютере.
Некоторые Shareware (и Freeware) –программы предлагают пользователям возможность загрузить другое приложение в качестве дополнительной опции. Как правило, напротив опции с предложением установить это приложение по умолчанию уже установлен флажок, что позволяет автоматически загружать дополнительное ПО. Однако даже легитимное программное обеспечение может быть использовано мошенниками для того, чтобы обманом вынудить пользователей загрузить что-то вредоносное.
Shareware – отличный вариант для тех, кто хочет опробовать программу, прежде чем совершить дорогостоящую покупку, или для тех, кому конкретное приложение нужно только для одноразового использования. Однако следует помнить, что загрузка этих программ сопряжена с определенным риском. Перед скачиванием любого ПО важно убедиться, что сайт является легитимным и защищен современным антивирусным решением.
Национальная библиотека им. Н. Э. Баумана
Bauman National Library
Персональные инструменты
Shareware
Условно-бесплатное программное обеспечение (англ. Shareware ) — тип программного обеспечения, обусловленный особенностями распространения таких программ.
Содержание
История
Исторически, слово обозначало программы, свободно распространявшиеся третьими лицами (например, через FidoNet, в сборниках программ на компакт-дисках) и содержавшие в себе просьбу заплатить деньги автору программы. Однако с течением времени значение изменилось и говоря о shareware все чаще стали иметь в виду не свободное распространение (которого в наше время может и не быть — программа может быть доступна только с сайта производителя) а приемы, используемые авторами shareware-программ с целью побудить пользователя заплатить за бесплатно полученную (но не бесплатную) им программу.
Сейчас shareware чаще всего понимают также тип, способ или метод распространения проприетарного ПО на рынке (то есть на пути к конечному пользователю), при котором испытателю предлагается ограниченная по возможностям (неполнофункциональная или демонстрационная версия), сроку действия (триал версия, от англ. trial — пробный) или версия с встроенным блокиратором-напоминанием (NAG) о необходимости оплаты использования программы. В лицензии также может быть оговорен запрет на коммерческое или профессиональное (не тестовое) её использование. Иногда незарегистрированная программа спустя некоторое время (например, 30 дней) прекращает запускаться. Иногда становится недоступной часть функций. Иногда функциональность остаётся в полном объёме, но пользователю время от времени показывается напоминание о том, что он пользуется незарегистрированной версией.
Статья на сайте проекта GNU описывает shareware, как собственническое программное обеспечение. Это не мешает некоторым программам с ограничивающей функцией распространяться под GNU GPL вместе с исходным кодом, но мнения об их свободности расходятся.
Основной способ распространения shareware-программ — это каталоги программного обеспечения или реклама в поисковых системах.
Разновидности shareware
Adware
Пользователю предоставляется полностью функциональная программа, но при её использовании пользователь вынужден смотреть рекламу; как правило необходимость смотреть рекламу можно отключить, если купить платную лицензию;
Demoware
Демонстрационная версия коммерческого программного обеспечения, распространяемая бесплатно и имеющая определенные ограничения функциональности, по сравнению с основной версией. Наиболее популярные виды ограничений:
В соответствии с лицензией, после окончания тестового периода необходимо приобрести или удалить программу. После покупки программы пользователь получает код, снимающий ограничения, либо отдельную полноценную версию программы. Также к demoware относятся прототипы программ, которые не имеют реальной функциональности, а лишь демонстрируют, как программа будет работать в будущем. Они служат для показа концепции программы заказчикам или инвесторам.
Crippleware
Коммерческое ПО с умышленно урезанными функциями, предназначенное для привлечения потенциальных покупателей полноценной версии.
Donationware
Модель лицензирования, при которой пользователю поставляется полностью функционирующее программное обеспечение с возможностью сделать пожертвование разработчику. Размер пожертвования может быть фиксированным или устанавливаться пользователем на основании индивидуального восприятии ценности программного обеспечения.
Nagware
Модель лицензирования компьютерных программ, использующая навязчивое напоминание о необходимости регистрации программы за определенную плату. Обычно это делается в виде выскакивающего сообщения, когда пользователь запускает программу, или периодически во время использования приложения. Это сообщение может появляться в виде окна, заслоняющего часть экрана, или окна сообщений, которые можно быстро закрыть. Некоторые nagware-программы оставляют сообщение на определенный период времени, заставляя пользователя ждать перед продолжением работы программы.
Целью, как правило, является то, что пользователь будет настолько недоволен сообщениями, что зарегистрирует или купит программу, чтобы избавиться от этих сообщений.
Freemium
Регистрация shareware
Оплатив свободно распространяемое ПО с ограниченным функционалом, пользователь, как правило, получает лицензионный ключ или код, позволяющий войти в программу, отключить уведомления или получить доступ к полному функционалу ПО. Некоторые пиратские веб-сайты публикуют лицензионные коды для популярных условно-бесплатных программ, что приводит к гонке вооружений между разработчиком и пиратами, когда разработчик запрещает пиратские коды, а пираты пытаются найти или создавать новые. Некоторые условно-бесплатные программы полностью полагаются на честность пользователя и не требуют пароля. В некоторых из них требуется просто установить флажок «я заплатил», чтобы отключить уведомления о регистрации.
Shareware в России
Россия занимает второе место в мире по объёмам доходов от продаж условно-бесплатных программ от независимых производителей. Многие такие программы созданы в России и продаются в США, Германии и других странах. Это небольшая, но активно развивающаяся статья экспорта высокотехнологичных продуктов.
Многие из продуктов, созданных в России, не имеют русскоязычного интерфейса. Причиной считается обширный объём нарушений авторских прав обладателей прав на продажу ПО, использование кряков и бедность населения, делающая невозможным для российских пользователей платить за программное обеспечение. Это заставляет разработчиков отказываться от распространения таких программ в России и заниматься продажами в других странах. Некоторые российские производители shareware допускают свободное некоммерческое использование своих приложений пользователями из России или стран СНГ. Однако в последнее время ситуация меняется и многие приложения начинают продаваться и на территории России. Это происходит по причине повышения уровня благосостояния граждан, появления удобной системы оплаты посредством SMS-платежей, а также проведения периодических проверок юридических лиц на предмет использования контрафактного ПО.
Критика
В 1980-х и в начале и середине 1990-х годов, shareware являлось удачным способом распространения ПО небольшими разработчиками для широкого распространения продукции среди пользователей, некоторые из которых могли бы купить продукт. После того, как Интернет стал популярным, данный термин стал использоваться в коммерческих стартапах, предлагающих коммерческое программное обеспечение в виде нефункциональных или ограниченных демо-версий. В результате, в начале 21-го века, термин shareware стал употребляться намного реже, и был заменен терминами демонстрационного или пробного программного обеспечения.
Другим типом распространения shareware, популярным в области мобильных устройств, являются рынки App Store. Там, пользователи могут получить shareware с поддержкой рекламных баннеров, а зачастую и его платную версия без рекламы и с большим функционалом.