Сонет акростих что это
Акростих
Полезное
Смотреть что такое «Акростих» в других словарях:
акростих — акростих … Орфографический словарь-справочник
АКРОСТИХ — (греч. akrostichos, от akros крайний, и stichos строка). Такое стихотворение, в котором начальные буква каждой строки, взятые вместе, составляют имя или слово. Напр., вот старинный акростих «росы»: Родясь от пламени, на небо возвышаюсь, Оттуда на … Словарь иностранных слов русского языка
Акростих — АКРОСТИХ (ακρος крайний, στιχος стих) стихотворение, крайние буквы которого (большею частью начальные) складываются в слова. Обычно слова эти составляют наименование лица, которому акростих посвящен. Так, в сонете В. Брюсова начальные буквы… … Словарь литературных терминов
АКРОСТИХ — АКРОСТИХ, акростиха, муж. (от греч. akros крайний и stichos стих) (лит.). Стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое нибудь слово. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АКРОСТИХ — АКРОСТИХ, а, муж. Стихотворение, в к ром начальные буквы строк составляют какое н. слово или фразу. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АКРОСТИХ — муж., греч. стихотворение, где начальные буквы стихов составляют имя, слово или речь; краестишие, иместишие. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
акростих — сущ., кол во синонимов: 2 • парастих (1) • стихотворение (58) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Акростих — Акростих литературная форма: стихотворение, в котором некоторые (в норме первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение). Примером может послужить следующее стихотворение: Светит Солнце … Википедия
АКРОСТИХ — [греч. ἀκροστιχίς, ἀκροστίχιον, ἀνακλώμενον, ἀκροτελεύτιον], формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии. Суть А. состоит в том, что начальные буквы строф или глав… … Православная энциклопедия
Азбука поэзии. Акростих
Акростих — литературная форма: происхождение слова «акростих» греческое — ακσοε крайний, ςτιγοε — стих.
Крайние — начальные — буквы каждого стиха (строки) при чтении сверху вниз составляют слово, а иногда и целую фразу.
Акростих встречается не так уж редко, распространены также сонеты-акростихи. Сложить акростих может любой человек.
От Античности и до Средних веков выбор этой формы чаще связан с сакральными мотивами (читается имя Христа, Девы Марии и т. п.), или с обращением поэта (к своему покровителю, собрату по перу), или с подписью, встроенной в первый столбец букв авторским именем.
Считается, что акростих является изобретением Эпихарма, греческого филолога и драматурга, жившего в Сиракузах в V в. до н.э.
Фактически акростих был для него методом установления копирайта на своих работах: в его тексты было «вшито» имя автора. Долгое время акростих оставался текстом, первые буквы которого содержали авторское имя или посвящение.
Однако со временем стало ясно, что акростих может нести в себе гораздо более практические применения: так, безобидное стихотворение, написанное акростихом, превращалось в тайное послание, если адресат знал о необходимости прочесть отдельно первые буквы (последние буквы, вторые слоги и т.п.) присланных ему строк…
В русской поэзии краестишия известны с XVII века благодаря поэтам-монахам. Особенно преуспел тогда в составлении изощренных акростихов некий иеромонах Герман, сумевший даже в «Вольном переложении 140-го псалма» зашифровать свое имя — по левому краю псалма читается еще один стих: «Герман, монах, моляся, писах».
Акростих в русской поэзии приживался медленно и следующие два столетия почти не встречался. И лишь с XIX века начинается второе рождение краестишия.
Гениальный акростих написал мелом на грифельной доске буквально в последние часы своей жизни Державин:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
В первой вертикали здесь можно прочесть «Руина чти» (то есть чести).
Но особенно много замечательных акростихов появилось в начале XX века.
Большая часть из них предназначалась для альбомов и скрывала в первой вертикали имя адресата.
Полюбуйтесь, например, на этот акростих-сонет, записанный в 1909 году Николаем Гумилевым в альбом его знакомой Кати Кардовской (Бойка — имя собаки Кардовских):
Когда вы будете большою,
А я негодным стариком,
Тогда, согбенный над клюкою,
Я вновь увижу ваш альбом.
Который рифмами всех вкусов,
Автографами всех имен —
Ремизов, Бальмонт, Блок и Брюсов —
Давно уж будет освящен.
О, счастлив буду я напомнить
Вам время давнее, когда
Стихами я помог наполнить
Картон, нетронутый тогда.
А вы, вы скажете мне бойко:
«Я в детстве помню только Бойку».
Впрочем, акростихи писались не только в альбомы.
Немало блестящих акростихов-посвящений родилось в переписке или было написано для печати такими прекрасными поэтами, как Б. Пастернак, И. Северянин, С. Есенин, И. Анненский, М. Кузмин, А. Ахматова.
Особенно виртуозно проявил себя в этой области любивший всяческие ухищрения король символизма Валерий Брюсов. Посмотрите, например, как в ответ на аналогичное послание поэта Вадима Шершеневича он замуровал имя адресата в двух наклонных (!) строках своего стиха (ъ в слове Вадим написан в соответствии с правилами тогдашней орфографии):
ВлекисуровуюмечтУ,
дАйутомленнойреЧи,
ваДимъиэтудальИту,
дарИнастаромъВече
себеМгновениЕогня,
дайсмУтестеНыволи.
тыискуШениЕкремня:
затмениЕоШибкудня-
троньискРоюдоболи!
Этот пример показывает, что дополнительная строка, пронизывающая стихи, не обязательно должна быть вертикальной и тем более крайней слева. Стихи, в которых прочитывается последняя или средняя вертикаль, называются соответственно телестихами или месостихами.
Справедливости ради надо сказать, что последние встречаются гораздо реже традиционных акростихов.
Тем удивительнее работы выдающегося мастера подобных изощрений нашего современника поэта Валентина Загорянского (литературный псевдоним известного современного композитора Глеба Седельникова).
В его многочисленных суперакростихах прочитывается сразу несколько (до десяти!) вертикалей и диагоналей, причем в разных направлениях.
МАРИНА
(акростих десятикратный)
Минуты ли мерцаньем многолетним
Азарт знавала… Наказать глаза!
Радар рапир парируй, рупор рёбер, —
И жди, и жги, смирись и чти, и бди.
Нанят канон, на трон нанят канун!
Ах, Афродита, ах, звезда, ах, фреска.
В функциональном отношении трём случаям написания соответствуют три типа акростиха:
•
акростих-ключ: читаемый по первым буквам текст в концентрированном виде выражает смысл произведения и, по авторскому замыслу, должен быть замечен всяким читателем; частный случай такого решения — стихотворение-загадка с разгадкой в первых буквах:
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями — не быть я создана.
Составляли в форме акростихов и загадки, где отгадка заключалась в первых буквах строк:
Рязанские задумчивые клeны,
О, вашу грусть вовек мне не забыть.
Судьба, ко мне ты все же благосклонна,
Смогла решить — мне быть и только быть,
И благодарный возрожденья чуду,
Я клeнов грусти все же не забуду.
Словно небо в них отразилось
И солнце лучом играет,
Неоглядная даль поселилась,
И в сказку меня приглашает.
Едва лишь взглядом встречают,
Голубой волной обнимают,
Любовью своей покоряют.
А потом, красотою маня,
Закружат мечтою меня,
А я сгораю в них от огня.
•
акростих-посвящение: читаемый по первым буквам текст называет его адресата; часто этот адресат указан в тексте и другим способом (в названии, в эпиграфе, прямо в стихотворении), иногда других указаний нет, и тогда посвящение заметно только очень внимательному или подготовленному читателю:
Бывало, я с утра молчу
О том, что сон мне пел.
Румяной розе и лучу
С покатых гор ползут снега,
А я белей, чем снег,
Но сладко снятся берега
Разливных мутных рек.
Еловой рощи свежий шум
Покойнее рассветных дум.
Анна Ахматова
•
акростих-шифр: читаемый по первым буквам текст не имеет прямого отношения к содержанию стихотворения и вводит в произведение новую, побочную информацию.
Часто такой тип акростиха использовался как средство обойти цензурные или иные запреты.
Льётся песня вдалеке,
Уж дрожит и тень в реке,
Неторопливые движенья.
Ах, как прекрасно вдохновенье!
Елена Эрато
Дикий, жуткий, страшный лев,
Очень-очень злобный,
Чрезвычайно озверев,
Кушал несъедобный
Ежевичный пирожок.
Ну, и где же ежик?
Ах, сотру их в порошок
Дураков ничтожных —
Юмор им! А тут тоска —
Шлиплись жубы. Или…
Кинуть внутрь пирожка
Ежика забыли.
Легкой своей теплотой
Южному ветру подобна,
Бегом своим превзойдя
Лани стремительный бег,
Юность спешит за мечтой,
Жгучим желаньем влекома.
Да только… счастье найдя,
Уж ли застынет навек?
Еще один тип акростиха — алфавитный акростих (абецедарий), при котором каждая первая буква стихов или строф образуют алфавитную последовательность.
Самым известным произведением в этом жанре, безусловно, является древнерусская «Азбучная молитва» X в., авторство которой приписывают Константину Переяславскому:
Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ…и т. д.
Или вот пример современного алфавитного акростиха Елены Эрато
А ВОТ И ОСЕНЬ СНОВА ЗАКРУЖИЛА
А вот и осень снова закружила,
Бросая листьев горсти наугад,
Вот и берёза тоже загрустила,
Горит рябина красным, как закат.
Да только ветер что-то напевает,
^ Едва касаясь у осени ресниц,
Желанье мысли просто отпускает,
Зовёт в дорогу погрустневших птиц.
И дождь осенний, словно наважденье,
Когда приходит пасмурный рассвет,
Листьев опавших лёгкое движенье
Меняет всё на красно-жёлтый цвет.
Несмелый луч украдкою коснётся,
Озаряя кроны старых тополей,
Пряча взгляд, неловко улыбнётся,
Росой блеснёт — и спрячется скорей.
Сентябрь листья разрисует без остатка,
Теперь художник — только он один,
Уже с такой осенней жёлтой хваткой
Фантазии видны его картин.
Хризантем в саду благоуханье,
Цветов таинственной осенней красоты,
Чуть уловимое их нежное дыханье
Шелестит отчаяньем мечты.
Щедро золотом нас осень осыпает,
Это всё — как будто в дивных снах,
Ювелиром и волшебницей бывает,
Ярким образом в поэмах и стихах.
В общем, и для души полезно, и алфавит изучаешь.
Поэтому эта форма оказывается весьма удачной для образовательных целей.
Впрочем, В. Маяковский не менее успешно использовал абецедарий и для политической сатиры.
Вот отрывки из его «Советской азбуки»:
…Земля собой шарообразная.
За Милюкова сволочь разная
Интеллигент не любит риска
И красен в меру, как редиска.
Корове трудно бегать быстро.
Керенский был премьер-министром…
Формальными разновидностями акростиха можно считать более редкие телестих и месостих, в которых дополнительный текст читается не по первым, а соответст-венно по последним и по средним буквам стихотворной строки.
Вот пример телестиха авторства современного поэта Ивана Чудасова (последние буквы строчек образуют слово КОЛОКОЛ):
^ Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
Часто мезостихом называют и такое стихотворение, в середине которого слова подобраны так, что можно прочитать спрятанное слово или выражение (обычно они графически выделяются).
Так Карион Истомин, по традиции, спрятал в мезостихе свое имя и сан:
Иисус господь Ему Рабов Оных,
возмет ей МОлбы НАук всех свободныХ
Иже, Сия зде ТОщие навыкают.
МИлости любве всех благ Научают.
В XX веке был опробован ряд усложнений формы, начиная с двойных и тройных акростихов (первые, третьи и пятые буквы в каждом стихе), встречающихся в поэтической переписке Михаила Лозинского и Константина Липскерова.
Крупнейшим современным мастером русского акростиха является Валентин Загорянский (Настоящее имя Глеб Седельников), в чьих стихотворениях (автор называет их акрограммами) дополнительный текст может читаться сразу во многих направлениях (по первым, последним и средним буквам, обеим диагоналям и т. п.).
Ю. Анненков приводит в «Дневниках моих встреч» шуточную пьесу 15-летнего Саши Пушкина, где герои разговаривают на французском языке.
Вся соль заключена в том, что их разговор представлен… исключительно латинскими буквами, расположенными в алфавитном порядке.
Конечно, эффект связной речи получится только если буквы звучат в алфавитном произношении – «А», «БЭ», «СИ» и т. п., как это показано в расшифровке в квадратных скобках:
Eno (a Pecu): AB, CD! [Abbe, cedez!]
Pecu (meditatif): E… F… [E… ef…]
^ Eno (coupant net): GH! [Jai hache!]
Ijekaelle (se jetant au cou d’Eno): IJKLMNO! [Ijekaelle aime Eno]
Eno (triomphant): PQRST! [Pecu est reste!]
Перевод:
Эно (Пекю): Аббат, уступите!
Пекю (задумчиво): Э… эф…
Эно (резко): У меня секира!
Икаэль (бросаясь на шею Эно): Икаэль любит Эно!
Эно (торжествующе): Пекю остался с носом!
Вот уж действительно, Пушкин – наше всё.
Примером того, как пугающе акростих способен при правильном написании буквально вбивать идею в голову читателя: многострадальный Шолоховский «ВЧК», акростих-тавтограмма с его почти заклинательной нагрузкой:
В ночной тиши среди Лубянки
Через туман издалека
Кровавым светом блещут склянки,
Алеют буквы: ВЧК.
В них сила сдержанного гнева,
В них мощь раскованной души,
В них жуть сурового напева:
«В борьбе все средства хороши!»
Чарует взор немая сила,
Что льют три алых огонька,
Что массы к битве вдохновила,
Чем власть Советская крепка.
К чему сомненья и тревога?
К чему унынье и тоска?
Когда горит спокойно, строго
Кровавый вензель: ВЧК.
Обычно акростих теряется на слуху; он не бросается в глаза даже при чтении глазами с листа, декламация же делает его хребет практически неуловимым.
Шолохов преодолевает это тавтограммой; попробуйте прочитать «ВЧК» вслух: анаграмма здесь узнаваема и осязаема.
^ Практическое применение акростихов.
Отношение к акростиху обычно довольно прохладное, особенно у людей, чтущих так называемое органическое дарование.
Между тем «в средневековой литературе акростих встречается как изощренная форма поэзии». Но как раз изощренность якобы чужда органичности.
Можно бы согласиться, но вопрос об органичности и изощренности не так прост, недаром Дидро в свое время посвятил этой проблеме целый трактат — «Парадокс об актере».
Виршевики писали акростихи вполне серьезно, они читали и чтили греков и латинян и хотели сравниться с ними в мастерстве. Это была радость освоения самой стихотворной формы.
Силлабисты тщательно вписывали свои имена в начало строк, авторизуя послания в будущее. Для них это был и своего рода религиозный акт, если учесть, что religio есть связь. Строки, таким образом, как бы перевязывались — акростих, эта вертикальная строка, связывал небо с землей и одновременно служил обручем стихотворного сосуда.
Во всяком случае, защитой от забвения.
Разве не интересно узнать через три века, что это «монах Герман писах».
С таким же пиететом относился к акростиху Валерий Брюсов, в котором было, безусловно, что-то от первых поэтов-силлабистов.
Ему, кажется, как и виршевикам, было присуще «удовольствие писать стихи: в столбик, с рифмами и другими прелестями виршеписной техники».
Интерес Брюсова к форме общеизвестен.
Но акростих занимал в это же время и Анненского, и Северянина, и Городецкого, и Гумилева, и Кузмина, и даже Ахматову, в принципе не склонную к рациональным построениям.
Есть акростихи и у поэтов сугубо «органических» — Сергея Есенина и Павла Васильева.
В то же время «шифровальные» свойства акростиха широко использовались в целях сугубо светских. Aкростихом писали письма, где, скажем, за невинной салонной элегией могло скрываться признание в любви; об этом знали только автора и адресат.
B рассказе Вениамина Егорина «Вертихвостка» молоденькая барышня, невеста крупного чиновника, крутит роман с подчиненным своего жениха. При этом она наслаждается чтением в гостях акростихов собственного сочинения с пасторальным содержанием и весьма пикантным «хребтом», о наличии которого не знает никто, кроме ее и ее любовника.
Другой похожий пример — стихотворение вьетнамской поэтессы-классика Хо-Суан-Хыонг: она описывает сдобную пышку, набухающую и тонущую в сладкой воде; «хребет» составляет фразу «страстное желание».
Акростих был популярнейшей салонной игрой.
Он прекрасно подходил для демонстрации изысканности и одаренности автора, при этом зачастую не требуя чрезмерного труда. В «хребет» акростиха вшивалось имя адресата (иногда с эпитетом, типа «прекрасная Кати» или «Верфелев дурак»), или посвящение — «с любовью», «от друга», — или просто имя автора.
Одной из прелестей акростиха как светского подарка являлась его сверхличность, столь важная и приятная для получателя.
^ Родясь как всякий человек,
Жизнь отдал праздности, труда как зла страшился,
Ел с утра до ночи, под вечер спать ложился;
Встав, снова ел да пил, и так провел весь век.
Счастл ивец, на себя он злобы не навлек;
Кто, впрочем, из людей был вовсе без порока?
И он писал стихи, к несчастию, без прока.
Популярность светского акростиха возрастает в «серебрянном веке»: законодатель салонной поэтической моды Кузмин пишет акростихи-посвящения и акростихи на случай, Есенин дарит Рюрику Ивневу очаровательное «Радость, как плотвица быстрая. », несколько акростихов-посвящений пишет Гумилев:
Ангел лег у края небосклона,
Наклонившись, удивлялся бездне;
Новый мир был синим и беззвездным.
Ад молчал, не слышалось ни стона.
Алой крови робкое биение,
Хрупких рук испуг и содроганье
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире, пусть живет, мечтая
О любви, о свете и о тени,
В ужасе предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.
Кроме посвящений, aкростихом пишутся тосты, поздравления, благодарности.
Позже Тарковский создаст акростих-приглашение, в «хребте» которого содержится домашний адрес автора.
Акростихи часто использовались для деликатного выражения мыслей и чувств.
Например, в «хребте» могло быть записано: «Прости меня», «Люблю другую», «Не уходи».
Известна печальная история о нобелевском лауреате Фернандо Пессоа, которому любовница прислала письмо со вложенным акростихом; в письме говорилось о любви, акростих же неоднозначно сообщал о разрыве.
В форме акростиха написано и стихотворение, завершающее «Алису в Зазеркалье».
Первые буквы строк складываются в имя «Алиса Плэзнс Лидделл».
Так звали девочку, вдохновившую Л. Кэрролла на написание сказки.
Ах, какой был яркий день!
Лодка, солнце, блеск и тень,
И везде цвела сирень.
Сестры слушают рассказ,
А река уносит нас.
Плеск волны, сиянье глаз.
Летний день, увы, далек.
Эхо смолкло. Свет поблек.
Зимний ветер так жесток.
Но из глубины времен
Светлый возникает сон,
Легкий выплывает челн.
И опять я сердцем с ней –
Девочкой ушедших дней,
Давней радостью моей.
Если мир подлунный сам
Лишь во сне явился нам.
Люди, как не верить снам?
Вот и выходит, что сочинение акростихов вовсе не такая забава, как полагают многие серьезные и многие же веселые люди.
Вообще акростихом как головоломкой пользовались всегда.
По утверждению «Книги рекордов Гинесса», первый в мире кроссворд представлял собой акростих: начальные буквы 25-ти загаданных слов складывались в осмысленную фразу.
К типичным играм с акростихами относятся распространенные конкурсы на лучший акростих с заданным «хребтом», написание акростиха, «хребтом» которого является алфавит, создание акрокроссвордов.
Если говорить о старой поэтике, то это некая попытка внести смысл даже в вертикальную бессмыслицу букв, стройность, порядок — в хаос.
Может быть, автором это не осознается таким образом, но реально это именно так. Запечатление своего имени у виршевиков (очень силен при этом момент подражания латиноязычным авторам), у авторов XIX века — дань альбомности; запечатление имени адресата в символистское время имеет, конечно, уже магический смысл.
В наши дни акростих не редкость.
Но есть просто авторы-рекордсмены. Например, Николай Глазков. Это объясняется его глубокой погруженностью в игровую стихию, его простодушным лукавством, когда уже будучи зрелым мастером, он, оставаясь на периферии литературы, мог утереть нос любому приятелю и неприятелю, поместив его имя по краю изящного стихотворения о чем-нибудь совершенно к этому имени не относящемуся.
Акростих коварен.
Была история с молодежной газетой, в которой нагоняй получили сразу трое журналистов за пропущенное в печать ругательное акростишное посвящение Хрущеву.
Спонтанный акростих автор может и не заметить.
Обычно он захватывает три, реже — четыре строки. И тогда появляются разные случайнорожденные «коты», «лбы», «полы» и т. д. Вполне благородный акростих есть в начале сонета К. Р. (Константина Романова):
^ Гаснет день. Я сижу под палаткою
И гляжу, как гряды облаков
Мчатся тенью прозрачной и шаткою
Над зеленым простором лугов.
Но злую шутку сыграло сочетание букв с В. Субботиным в его «Листках календаря»:
Блеск молнии над головой,
Листва защелкала сердито,
И океан воды живой
На землю хлынул через сито.
Прикладная польза от акростихов может быть и в рекламном бизнесе – там, где текст зачастую рассчитан именно на зрительное восприятие.
Еще в 1922 г. в декабрьском номере «Правды» был напечатан стих, начальные буквы которого образовывали призыв: «Подпишитесь на «Правду»!».
Сегодня на сайтах Интернета можно найти предложения о написании акростихов на заказ. Стоимость одной строки приблизительно 60 рублей, наценка за срочность – 50 рублей за четверостишие.
Так что в некотором роде акростихи неплохой заработок в период кризиса.
Высокой поэзией акростихи так и не стали.
Зато их практическое применение имеет широкие перспективы, особенно в сфере посвящений, поздравлений и рекламы.
Ученые пришли к выводу, что в целом акростих как средство выражения в какой-то мере воздействует не на сознание, а на подсознание читателя: даже не осознавая, что перед ним акростих, читатель воспринимает встроенные в него особые фразы.
Это легальный метод замены «двадцать пятого кадра».
Неканонические формы сонета, ч. 1
Форма сонета – строгая. Однако «правильных» сонетов, подобных стихотворению Дмитриева, в русской и других европейских литературах значительно меньше, чем сонетов «неправильных». Из сказанного не следует, что большинство обращавшихся к сонету стихотворцев не были знакомы с перечисленными требованиями или не справились с трудной формой. Причина многочисленных отступлений от правил сонета в том, что каждый из поэтов был волен выбирать, каких именно норм следует придерживаться. Правила уточняли, каким должен быть идеальный сонет, они всего лишь обозначали эталон. А реальные отступления от них обеспечивали многообразие жанровых форм сонета, и в итоге сонет стал едва ли не самой популярной формой в европейской лирике последних веков.
В наше время лексика сонета постепенно перестала быть возвышенной и изысканной, а тема – глубокой и философской. Поэты, все еще формально соблюдая правила рифмовки и ритма стали позволять себе писать шутливые сонеты на современном и далеко не возвышенном языке, с использованием таких сомнительных слов-новоделов, как «стишистой» и «архива-головная».
Однажды дома я весь вечер просидел,
От скуки книгу взял – и мне сонет открылся.
Такие ж я стихи сам сделать захотел.
Взял лист, марать его без милости пустился.
Часов с полдюжины над приступом потел.
Но приступ труден был – и, сколько я ни рылся
В архиве головной, его там не нашел.
С досады я кряхтел, стучал ногой, сердился.
Я к Фебу сунулся с стишистою мольбой;
Мне Феб тотчас пропел на лире золотой:
«Сегодня я гостей к себе не принимаю».
Досадно было мне – а все сонета нет.
«Так, черт возьми, сонет!» – сказал и начинаю
Трагедию писать; и написал – сонет.
Сонет Дмитриева – юмористический, хотя традиция связывает сонетную форму с выражением высоких переживаний. Автор данного сонета, известный поэт–сатирик, современник И.А.Крылова и Г.Р.Державина, справился с творческой задачей, не нарушив ни одного из основных правил классического сонета.
Другое дело исторические видоизменения в структуре самого сонета. Поэт мог сознательно нарушать какое–то отдельное правило, но при этом соблюдать остальные условия сонетной формы, предписанные традицией. Периодические отступления от некоторых сложившихся правил привели к образованию отдельных исторических разновидностей сонета.
1.1. Разностопный или ХРОМОЙ СОНЕТ
Примером хромого сонета является Д.В.Веневитинова, где чередуются строки 4–стопного и 6–стопного ямба:
К тебе стремился я, страна очарований!
Ты в блеске снилась мне, и ясный образ твой,
В волшебные часы мечтаний,
На крыльях радужных летал передо мной.
Ты обещала мне отдать восторг целебный,
Насытить жадный дух добычею веков,
И стройный хор твоих певцов,
Гремя гармонией волшебной,
Мне издали манил с полуденных брегов.
Здесь думал я поднять таинственный покров
С чела таинственной природы,
Узнать вблизи сокрытые черты
И в океане красоты
Забыть обман любви, забыть обман свободы.
Здесь не только нарушена равностопность стихов, но и правило синтаксической завершенности строф, по сути, данный текст вообще на смысловые строфы не делится.
1.2. Сонеты, написанные НЕ ЯМБОМ.
В 19 веке начали изредка появляться сонеты, написанные хореем (в стихотворении А.А.Дельвига «Что вдали блеснуло и дымится. » – 5–стопный хорей). Позднее авторы русских сонетов обращались к 3–сложным размерам, чаще всего сохраняя 5–стопность стиха («Смерть Ермака» П.П.Ершова – 5–стопный амфибрахий, «Гигантша» К.Д.Бальмонта – 5–стопный анапест).
Что вдали блеснуло и дымится?
Что за гром раздался по заливу?
Подо мной конь вздрогнул, поднял гриву,
Звонко ржет, грызет узду, бодрится.
Снова блеск. гром, грянув, долго длится,
Отданный прибрежному отзыву.
Зевс ли то, гремя, летит на ниву
И она, роскошная, плодится?
Нет, то флот. Вот выплыли ветрилы,
Притекли громада за громадой;
Наш орел над русскою армадой
Распростер блистательные крилы
И гласит: «С кем испытать мне силы?
Кто дерзнет, и станет мне преградой?»
/А.А.Дельвига «Что вдали блеснуло и дымится. »/
2. Изменение количества строк и строф
Новые разновидности сонета – это изменение количества строк и строф в стихотворении. Поэт мог добавить к произведению «хвост» в виде терцета или графически обособленной строки – и получался ХВОСТАТЫЙ СОНЕТ (или сонет с кодой).
Не хищный зверь, не тварь и не творенье
на чёрных кочках торфяных болот
росянка расцветает каждый год
и крови жаждет в тягостном томленьи.
и пропадёт прекрасное творенье.
И в сумерках тупых пищеваренья
росянка сладострастный морщит рот.
/ Константин К.Кузьминский «Росянка»/
2.2. БЕЗГОЛОВЫЙ СОНЕТ
Если строфы сонета уменьшались на одну (этой отсутствующей строфой был начальный, «головной» катрен), то возникала форма БЕЗГОЛОВОГО СОНЕТА («Заблуждение Купидона» и «Гроза шумит в морях с конца в конец…» М.Ю.Лермонтова).
Гроза шумит в морях с конца в конец.
Корабль летит по воле бурных вод,
Один на нем спокоен лишь пловец,
Чело печать глубоких дум несет,
Угасший взор на тучи устремлен —
Не ведают, ни кто, ни что здесь он.
Конечно, он живал между людей
И знает жизнь от сердца своего;
Крик ужаса, моленья, скрып снастей
Не трогают молчания его.
Если на одну строфу уменьшалась каждая из двух асимметричных частей (т.е. исчезали один катрен и один терцет), стихотворение приобретало вид ПОЛОВИННОГО СОНЕТА (или ПОЛУСОНЕТА). Например, В.В.Набокову было удобно придать вид полусонета стихотворению «Большая Медведица», потому что в этом случае число стихов уравнивалось с числом звезд, которые входят в указанное автором созвездие:
Был грозен волн полночный рёв…
Семь девушек на взморье ждали
невозвратившихся челнов
и, руки заломив, рыдали.
Семь звездочек в суровой мгле
над рыбаками четко встали
и указали путь к земле.