Сонет это что за стихотворная форма
Формула написания сонета
Итак, сонет (итал. sonetto, окс. sonet) – это твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), написанное в одной из известных рифменных последовательностей – итальянской, французской или английской. О них мы еще поговорим в дальнейших главах более подробно и с конкретными примерами. Сегодня просто попытаемся разобраться, какое стихотворение можно назвать сонетом, а какое нет.
Прежде чем поговорить о каноне (правилах) написания сонета, постараемся выяснить для себя все признаки, которые отличают канонический (классический) сонет от неклассического и вообще от стихотворения длиной 14 строк, сонетом не являющимся.
Приведу пример случайно выбранного из интернета стихотворения, отнесенного автором к жанру сонета. Не буду здесь даже рассматривать другие его отклонения от сонета, и даже оставлю в стороне выбор темы и её исполнения, обращу внимание только на лексику.
Пора давно приобрести костюм
и галстук, чтобы выглядеть прилично.
Зачем подобный вздор идет на ум,
когда я горячо влюблен в античность.
Пойду куплю родной на завтрак суши,
ведь ты певца и без костюма любишь.
Во-первых, в одном стихотворении рядом находятся слова из разных «миров»: Гераклит и древние греки вместе джинсами и суши. Смешение языковых стилей – не для сонета.
Вторая беда данного опуса – построение предложений. Каждая строка сонета – это в идеале отдельный, содержательный стих, несущий определенную мысль, желательно и умещающуюся в эту одну строку. Не должны сонетные строчки начинаться с союза или с предлога (и даже с притяжательного местоимения!), а здесь это правило нарушено в большинстве строк:
Итак: сонет, становится сонетом, когда он:
2. Написан литературным, возвышенным языком (высоким стилем), не содержит в себе смешения разных языковых стилей.
А далее вступают в силу все остальные признаки КЛАССИЧЕСКОГО сонета:
О канонах итальянского, французского, английского и русского классического сонетов речь пойдет далее.
Сонет, Венок Сонетов, Корона Венков Сонетов
СОНЕТ (итал. sonetto, от sonare — звучать, звенеть) — итальянская форма стихотворения в 14 строк, возникшая в 13в. в Сицилии (предположительно). Как каноническая форма сонет достиг совершенства у Петрарки. Блестящие сонеты писали Данте и Микельанджело. Из Италии сонет перешел во Францию, где утвердился как классическая форма стиха в творчестве П.Ронсара (16в.), в Англию (В.Шекспир), в Германию (М.Опиц — 17в., И.Гете — 19в.). В России первый сонет написан В.Тредиаковским в 1735г., это — перевод с французского классического сонета Барро, перевел его Тредиаковский своим «тонизированным» тринадцатисложником с женскими рифмами. В дальнейшем сонеты писали А.Сумароков, Г.Державин, В.Туманский, А.Дельвиг, А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Фет, Я.Полонский, К.Павлова, Ап.Григорьев. В 20в. сонеты писали К.Бальмонт, А.Блок, Вяч.Иванов, В.Брюсов, М.Волошин, М.Кузмин, Н.Гумилев, И.Анненский, А.Ахматова, С.Кирсанов, Л.Вышеславский и др.
Сонет является строгой формой четырнадцатистишия. Первая часть сонета состоит из двух катренов (четверостиший), вторая из двух терцетов (трехстиший). Стихотворный размер сонета — обычно пятистопный, реже шестистопный ямб. Каноническая форма рифмовки: для катренов две равнозвучные рифмы (опоясанная и смежная), для терцетов — две или (реже) три рифмы, отличающиеся от рифм в катренах. Рифмы в сонете должны быть звучными, звонкими, оправдывающими название этой стихотворной формы. Для строгого сонета существует правило, по которому при наличии опоясанных рифм в катренах третья строка первого терцета рифмуется со второй строкой второго терцета (ccd cdc, или cdc dcd, или ccd cdd, а при трех рифмах — ccd ede); при перекрестных же рифмах в катренах первые две строки терцетов имеют смежные рифмы, последние же строки терцетов рифмуются так: ccd ccd, или cdc ddc, а при трех рифмах — ccd eed.
Василий Кириллович Тредиаковский
(1703-1768)
Большую роль играет внутренняя композиция сонета. Каждая строфа сонета — это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъема. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка ее, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке сонета, самой сильной по мысли и образности (сонетный замок). В сонете нетерпимы повторения слов или выражений, за исключением случая, когда того требует само построение стиха (анафора, параллелизм и т.п.). Несмотря на каноническую чеканку формы сонета, многие поэты стремились внести в него некоторое разнообразие. Так, Шекспир писал сонеты в форме трех четверостиший и заключительного двустишия с разнообразными свободными рифмами. Имеются варианты сонета: хвостатый сонет — два четверостишия и три терцета; сплошной сонет — на двух рифмах; опрокинутый сонет — два терцета и два четверостишия; безголовый сонет — одно четверостишие и два терцета; половинный сонет — четверостишие и терцет; хромой сонет — неравностопность четвертого стиха в катренах и т.д. Однако все эти ухищрения не поколебали классической формы стиха сонета, которая остается незыблемой. Существует своеобразная и весьма трудная циклическая форма сонета — венок сонетов, требующая от поэта огромной изобретательности и мастерства.
Вильям Шекспир
(1564-1616)
Что такое сонет в литературе, какие особенности жанра
Сонет — уникальный стихотворный жанр, доступный лишь поэтам-виртуозам. За многие века развития литература обрела немало сонетов-шедевров. На их примерах рассмотрим особенности формы и углубимся в историю жанра.
Суть, виды и история жанра сонет
Что такое сонет в литературе? Это поэтическая форма, которая относится к строгим формам и всегда состоит из определенного количества строк. Они образуют два четверостишия на две рифмы и два трехстишия на 2–3 рифмы в итальянской, французской или английской последовательности.
История жанра
На какие темы пишут сонеты? С веками тематика сонетов менялась. Изначально в стихах воспевали любовь, дружбу, как это делал Шекспир. В наше время к любовной теме добавились религиозные, философские, сатирические сюжеты.
Виды сонетов
Французским принято называть сонет, имеющий такую схему рифмовки: АББА АББА ВВГ ДДГ (вариант — ВВГ ДГД). К такой форме обращались не только французские, но и русские поэты, например Николай Гумилев :
Я верно болен: на сердце туман,
Мне скучно все, и люди, и рассказы,
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.
Мне чудится (и это не обман),
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн… я веяньем заразы,
Через века дошедшей, обуян.
Молчу, томлюсь, и отступают стены —
Вот океан весь в клочьях белой пены,
Закатным солнцем залитый гранит.
И город с голубыми куполами,
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там… Ах, да! Я был убит.
Английский сонет представлен, в частности, творчеством Шекспира и имеет рифмовку АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ. Его отличительная черта — наличие парной рифмы в конце:
Прекрасный облик в зеркале ты видишь,
И, если повторить не поспешишь
Свои черты, природу ты обидишь,
Благословенья женщину лишишь.
Какая смертная не будет рада
Отдать тебе нетронутую новь?
Или бессмертия тебе не надо, —
Так велика к себе твоя любовь?
Для материнских глаз ты — отраженье
Давно промчавшихся апрельских дней.
И ты найдешь под старость утешенье
В таких же окнах юности твоей.
Но, ограничив жизнь своей судьбою,
Ты сам умрешь, и образ твой — с тобою.
Итальянский сонет избегает парной рифмовки в трехстишиях, его схема выглядит так: АБАБ АБАБ ВГД ВГД. Проиллюстрируем поэзией Петрарки:
Я поступал ему наперекор,
И все до неких пор сходило гладко,
Но вновь Амур прицелился украдкой,
Чтоб отомстить сполна за свой позор.
Я снова чаял дать ему отпор,
Вложив в борьбу все силы без остатка,
Но стрелы разговаривают кратко,
Я даже не успел загородиться,
В мгновенье ока взятый на прицел,
Когда ничто грозы не предвещало,
Иль на вершине разума укрыться
От злой беды, о чем потом жалел,
Но в сожаленьях поздних проку мало.
В России сонет преобразился в так называемую онегинскую форму. Это вариация английского типа, которая немного иначе чередует рифмы. Убедитесь, прочитав отрывок из «Евгения Онегина» Пушкина :
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки…Грустный, охладелый,
Я всё их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.
Сонеты могут отличаться рифмовкой, поэтическим размером, но основные черты жанра остаются неизменными много веков. Рассмотрим их далее.
Жанровые особенности сонета
Сонет не зря называют строгой формой. Этот жанр характеризуется набором четких требований к написанию, в частности к структуре произведения.
Структура сонета
Сколько строк в сонете? Главная особенность сонета — наличие ровно 14 строк. Обычно они делятся на 4 строфы:
Впервые унифицированные требования к жанру изложил французский поэт Никола Буало в трактате «Поэтическое искусство»:
Французских рифмачей желаю извести,
Законы строгие в сонет решил внести:
Дал двух катренов он единый строй в начале,
Чтоб рифмы в них нам восемь раз звучали;
В конце шесть строк велел искусно поместить
И на терцеты их по смыслу разделить.
В сонете вольности нам запретил он строго:
Счет строк ведь и размер даны веленьем бога;
Стих слабый никогда не должен в нем стоять,
И слово дважды в нем не смеет прозвучать.
Иногда 14 строк сонета делятся на строфы по-иному. Например, шекспировская форма позволяет использовать три катрена и один дистих (двустишие).
Композиция сонета
Как распознать сонет? Помимо особой структуры, есть и другие специфические черты, которые определяют жанр.
Прежде всего это строгая композиция. Сонет — довольно лаконичная форма, где в 14 строках нужно уместить завершенную мысль. Поэтому сформировалась общепринятая схема развития сюжета в сонете:
Рассмотрим для примера лирику Шекспира в переводе Маршака:
Смотри же, чтобы жесткая рука
Седой зимы в саду не побывала,
Пока не соберешь цветов, пока
Весну не перельешь в хрусталь фиала.
Как человек, что драгоценный вклад
С лихвой обильной получил обратно,
Себя себе вернуть ты будешь рад
С законной прибылью десятикратной.
Ты будешь жить на свете десять раз,
Десятикратно в детях повторенный,
И вправе будешь в свой последний час
Торжествовать над смертью покоренной.
Ты слишком щедроодарен судьбой,
Чтоб совершенство умерло с тобой.
Классические сонеты состояли из 154 слогов и писались одним из двух вариантов ямба — пятистопным или шестистопным. Однако эти требования не обязательные, их часто нарушают авторы.
За восемь веков существования сонет обрел репутацию совершенной стихотворной формы. Лаконичное стихотворение позволит красиво выразить мысли, чувства и ощущения. Ознакомьтесь с правилам создания сонетов и начинайте упражняться в поэтическом искусстве.
Что такое сонет в литературе, какие особенности жанра
Что такое сонет в литературе: Flickr
Сонет — уникальный стихотворный жанр, доступный лишь поэтам-виртуозам. За многие века развития литература обрела немало сонетов-шедевров. На их примерах рассмотрим особенности формы и углубимся в историю жанра.
Суть, виды и история жанра сонет
Что такое сонет в литературе? Это поэтическая форма, которая относится к строгим формам и всегда состоит из определенного количества строк. Они образуют два четверостишия на две рифмы и два трехстишия на 2–3 рифмы в итальянской, французской или английской последовательности.
История жанра
Название жанра ассоциируется с творчеством Уильяма Шекспира. Сонеты о любви принесли поэту вековую славу. Однако родоначальником жанра был не он.
Как зародился сонет? Впервые стихотворение сонетной формы было написано в VIII веке на Сицилии. Его автором был нотариус Джакомо Лентини, живший при дворе короля. Монарх был большим поклонником искусства и часто устраивал публичные состязания поэтов. Жанр сразу обрел популярность, но до его расцвета было далеко.
Кто писал в жанре сонета? Ввести строгую форму в моду удалось итальянскому поэту Данте Алигьери и его последователю Франческо Петрарке, чья «Книга песен» стала образцом владения искусством сонета.
Позже к этой литературной форме прибегали многие поэты эпохи Ренессанса: Джованни Боккаччо, Мигель де Сервантес, Мишель де Монтень, Лопе де Вега, Луиш де Камоэнс. Однако второе рождение жанр получил благодаря творчеству Шекспира. Его наследие насчитывает 154 сонета.
Среди русских классиков к этой форме обращалась Анна Ахматова, Александр Пушкин, Николай Гумилев, Семен Кирсанов.
На какие темы пишут сонеты? С веками тематика сонетов менялась. Изначально в стихах воспевали любовь, дружбу, как это делал Шекспир. В наше время к любовной теме добавились религиозные, философские, сатирические сюжеты.
История сонета: Unsplash
Виды сонетов
С развитием жанра каждая поэтическая школа стремилась добавить свою особенность. Во Франции, Англии и других странах сонеты отличались схемой рифмовки.
Французским принято называть сонет, имеющий такую схему рифмовки: АББА АББА ВВГ ДДГ (вариант — ВВГ ДГД). К такой форме обращались не только французские, но и русские поэты, например Николай Гумилев:
Я верно болен: на сердце туман,
Мне скучно все, и люди, и рассказы,
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.
Мне чудится (и это не обман),
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн… я веяньем заразы,
Через века дошедшей, обуян.
Молчу, томлюсь, и отступают стены —
Вот океан весь в клочьях белой пены,
Закатным солнцем залитый гранит.
И город с голубыми куполами,
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там… Ах, да! Я был убит.
Английский сонет представлен, в частности, творчеством Шекспира и имеет рифмовку АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ. Его отличительная черта — наличие парной рифмы в конце:
Прекрасный облик в зеркале ты видишь,
И, если повторить не поспешишь
Свои черты, природу ты обидишь,
Благословенья женщину лишишь.
Какая смертная не будет рада
Отдать тебе нетронутую новь?
Или бессмертия тебе не надо, —
Так велика к себе твоя любовь?
Для материнских глаз ты — отраженье
Давно промчавшихся апрельских дней.
И ты найдешь под старость утешенье
В таких же окнах юности твоей.
Но, ограничив жизнь своей судьбою,
Ты сам умрешь, и образ твой — с тобою.
Виды сонетов: Unsplash
Итальянский сонет избегает парной рифмовки в трехстишиях, его схема выглядит так: АБАБ АБАБ ВГД ВГД. Проиллюстрируем поэзией Петрарки:
Я поступал ему наперекор,
И все до неких пор сходило гладко,
Но вновь Амур прицелился украдкой,
Чтоб отомстить сполна за свой позор.
Я снова чаял дать ему отпор,
Вложив в борьбу все силы без остатка,
Но стрелы разговаривают кратко,
Я даже не успел загородиться,
В мгновенье ока взятый на прицел,
Когда ничто грозы не предвещало,
Иль на вершине разума укрыться
От злой беды, о чем потом жалел,
Но в сожаленьях поздних проку мало.
В России сонет преобразился в так называемую онегинскую форму. Это вариация английского типа, которая немного иначе чередует рифмы. Убедитесь, прочитав отрывок из «Евгения Онегина» Пушкина:
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки…Грустный, охладелый,
Я всё их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.
Сонеты могут отличаться рифмовкой, поэтическим размером, но основные черты жанра остаются неизменными много веков. Рассмотрим их далее.
Сонет как литературная форма: Pexels
Жанровые особенности сонета
Сонет не зря называют строгой формой. Этот жанр характеризуется набором четких требований к написанию, в частности к структуре произведения.
Структура сонета
Сколько строк в сонете? Главная особенность сонета — наличие ровно 14 строк. Обычно они делятся на 4 строфы:
Впервые унифицированные требования к жанру изложил французский поэт Никола Буало в трактате «Поэтическое искусство»:
Французских рифмачей желаю извести,
Законы строгие в сонет решил внести:
Дал двух катренов он единый строй в начале,
Чтоб рифмы в них нам восемь раз звучали;
В конце шесть строк велел искусно поместить
И на терцеты их по смыслу разделить.
В сонете вольности нам запретил он строго:
Счет строк ведь и размер даны веленьем бога;
Стих слабый никогда не должен в нем стоять,
И слово дважды в нем не смеет прозвучать.
Иногда 14 строк сонета делятся на строфы по-иному. Например, шекспировская форма позволяет использовать три катрена и один дистих (двустишие).
Шекспировский сонет: Unsplash
Композиция сонета
Как распознать сонет? Помимо особой структуры, есть и другие специфические черты, которые определяют жанр.
Прежде всего это строгая композиция. Сонет — довольно лаконичная форма, где в 14 строках нужно уместить завершенную мысль. Поэтому сформировалась общепринятая схема развития сюжета в сонете:
Рассмотрим для примера лирику Шекспира в переводе Маршака:
Смотри же, чтобы жесткая рука
Седой зимы в саду не побывала,
Пока не соберешь цветов, пока
Весну не перельешь в хрусталь фиала.
Как человек, что драгоценный вклад
С лихвой обильной получил обратно,
Себя себе вернуть ты будешь рад
С законной прибылью десятикратной.
Ты будешь жить на свете десять раз,
Десятикратно в детях повторенный,
И вправе будешь в свой последний час
Торжествовать над смертью покоренной.
Ты слишком щедро одарен судьбой,
Чтоб совершенство умерло с тобой.
Классические сонеты состояли из 154 слогов и писались одним из двух вариантов ямба — пятистопным или шестистопным. Однако эти требования не обязательные, их часто нарушают авторы.
За восемь веков существования сонет обрел репутацию совершенной стихотворной формы. Лаконичное стихотворение позволит красиво выразить мысли, чувства и ощущения. Ознакомьтесь с правилам создания сонетов и начинайте упражняться в поэтическом искусстве.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Русский сонет. Давайте разберемся!
Уважаемые друзья и коллеги-сонетописцы!
Если возникла устоявшаяся форма – давайте узаконим. Для себя, хотя бы. Но при этом надо помнить, что и мы из бывших преступников, и на мелочи не налегать.
Здесь воспроизвожу Юлин канон.
КАНОН РУССКОЙ ФОРМЫ СОНЕТА
2. Сонет пишется пятистопным ямбом.
4.Каждая из четырёх частей должна обладать внутренней синтаксической законченностью и цельностью
7. Рифмы должны быть точными, рекомендуется регулярная смена мужских рифм с рифмами женскими.
8. Катрены и терцеты различаются интонационно: на смену напевности первых приходит динамичность и экспресия вторых.
9.Не рекомендуется повторяемость слов в тексте сонета (за исключением таких частей речи, как союзы, предлоги и пр.), если только это повторение не продиктовано сознательным замыслом автора.
В меру сил своих и предельно доброжелательно разбираю:
1. В этом пункте мы утверждаем, что русская кошка имеет четыре ноги и один хвост. А что, со всеми остальными кошками по-другому? Может быть, лучше определить, что наша кошка относится к семейству кошачьих? Или русская кошка – это вообще какое-то новое животное?
Обращаемся к классическому определению сонета (Энциклопедия Стихиры):
Если следовать этому определению, то русский сонет – это вообще не сонет!
Может быть, определение устарело? Однозначно!
Предлагаю новое определение сонета:
Это – видовое определение.
Дальше нужно определить подвиды.
Предлагаю (знаю, что получу на свою голову град критики и яиц разной степени свежести) следующую формулировку:
Правильный (мне больше нравится – благородный) сонет содержит два четверостишья (катрена) с последующими двумя трехстишьями (терцетами). Сонеты, не удовлетворяющие этому требованию, относятся к условно сонетам.
Данное определение не противоречит классическому, где английскую форму относят к форме условного сонета.
А вот теперь мы можем определить классический и русский сонет:
Классический сонет – правильный (благородный) сонет, имеющий в катренах две повторяющиеся рифмы, а в терцетах – две или три повторяющиеся рифмы во «французской» — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» последовательности — abab abab cdc dcd (или cde cde).
Вот мы и закончили первый (и основной пункт). Все остальное – от лукавого. Попробую обосновать.
2. Сонет пишется пятистопным ямбом.
Господа, не пытайтесь быть святее Папы Римского! Уж если мы сейчас попираем классические формы сонета, стоит ли уж. Что до меня – я могу писать в любой форме и в любом размере. Но, думаю, что элементарная этика диктует перевести это требование в разряд рекомендуемых и перенести в конец.
3. Отражен в п. 1.
4. Утверждение спорное. Вопросы синтаксической законченности и целостности относятся к разряду тонких экспертных. В суде будем решать или как? Предлагаю снять.
5. Отражен в п. 1.
6. Отражен в п. 1.
7. Принято.
8. Вопрос тонкий и зависит от индивидуального восприятия. Предлагаю снять.
9. Ну, в общем, принято, хотя «сознательный замысел автора»… Предлагаю категорически запретить повтор слов в рифмах.
ИТАК, суммирую набор постулатов:
Ну, вот и все. Не претендую на роль глаголящего истину в последней инстанции. Все обсуждаемо.
Далее. Если мы хотим что-то затвердить, то тех двух десятков энтузиастов, которые приняли участие в обсуждении – явно недостаточно. Выступление Стихиры, как крупнейшего сообщества русскоязычных поэтов, наверное, будет иметь вес. Это нужно организовать.
И еще. Надеюсь, все понимают, что мы пытаемся утвердить лишь одну из форм великого явления, именуемого СОНЕТ. Любые другие формы имеют право на существование.