старинная сонатная форма скарлатти
Старинная сонатная форма
Старинная сонатная форма — музыкальная форма, основанная на тональном различии главной партии и побочно-заключительной группы в экспозиции и транспозиции побочно-заключительной группы в главную тональность в репризе.
Форма сформировалась и применялась в эпоху барокко. Позже она стала неактуальна и применялась исключительно в стилизациях.
Содержание
Классификация
Выделяют 3 аспекта в классификации старинной сонатной формы:
Старинная сонатная форма типа развёртывания
Этот тип формы в основных чертах схож со малыми формами эпохи барокко (двухчастной или трёхчастной) типа развёртывания. Ему также присущи тематическая однородность и отсутствие жёсткой метрики, позволяющая создавать протяжённые построения без метрических ограничений.
Отличие от малых форм состоит в том, что в старинной сонатной форме имеет место большая и чётко выраженная доминантовая зона в конце первой части (в малых формах она была представлена только каденцией). При этом старинная сонатная форма остаётся близкой малым формам, что подтверждается общей областью применения (прелюдии, танцы из сюит, арии).
Известны две разновидности этой формы: 2- и 3-частная (соответствующие простым 2- и 3-частной формам эпохи барокко).
Предклассическая сонатная форма
Она уже принципиально отличается от барочных малых форм и стоит ближе к классической сонатной форме. Здесь чётче выражены функции разделов, тематизм более определён, метрика ориентирована на квадратность, формируется разработочное развитие. При этом формы еще часто двухчастны и однотемны.
См. также
Вокальные формы | Куплетная форма • Запевно-припевная форма | |
---|---|---|
Простые формы | Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма | |
Сложные формы | Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната | |
Циклические формы | Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория | |
Полифонические формы | Канон • Фуга | |
Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения | Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал | |
Специфические формы эпохи барокко | Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка | |
Специфические формы эпохи романтизма | Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма | |
Формы музыкального театра | Опера • Оперетта • Балет | |
Музыка • Теория музыки |
Сонатная форма с двойной экспозицией — (сонатная форма в концерте) разновидность сонатной формы, применяемая в первых частях концертов для солирующего инструмента с оркестром. Использовалась со второй половине XVIII в. до приблизительно середины XIX века. Содержание 1 Общие … Википедия
Сонатная форма — Эта статья о музыкальной форме. Об остальных значениях слова см. Sonata (значения). Сонатная форма музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и… … Википедия
Сонатная форма — самая развитая нециклич. форма инстр. музыки. Типична для первых частей сонатно симф. циклов (отсюда часто применяющееся назв. сонатное allegro). Обычно состоит из экспозиции, разработки, репризы и коды. Зарождение и развитие С. ф. были… … Музыкальная энциклопедия
Форма музыкальная — Музыкальная форма (лат. forma вид, облик) композиционная схема, принцип построения и следования музыкального материала (например, бар, фуга, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.). В некоторых случаях понятие музыкальной формы… … Википедия
Музыкальная форма — (лат. forma вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима … Википедия
Простая двухчастная форма — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Бар (музыкальная форма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бар (значения). Бар, бар форма (нем. das Bar, возможно, сокращение от средневерхненем. barat или parat искусный выпад в фехтовании), текстомузыкальная форма, в которой сочинялись песни… … Википедия
Запевно-припевная форма — Куплетно припевная музыкальная форма (реже «запевно припевная» форма) широко распространённая песенная форма в народной, академической, рок и популярной музыке, основанная на чередовании двух мелодий куплета и припева. При этом чаще всего куплет… … Википедия
Куплетная форма — Куплетная музыкальная форма (реже «строфическая» форма) широко распространённая песенная форма в народной, академической, рок и популярной музыке, основанная на повторении одной мелодии (без изменений) с разным текстом (разные стихотворные… … Википедия
Предклассическая сонатная форма
СТАРОСОНАТНАЯ ФОРМА
СТАРОСОНА́ТНАЯ ФО́РМА — музыкальная форма, распространенная на рубеже XVII—XVIII вв. и предшествовавшая появлению сонатной формы. Старосонатная форма была основана на сопоставлении 2-х тем, обычно сходных; существенным отличием ее от сонатной формы являлось отсутствие индивидуализированных тем. В старосонатной форме 2 раздела. Первый — изложение главной партии в главной тональности, а побочной партии — в иной тональности. Второй раздел мог осуществиться в 2-х вариантах: 1) повторялся тематический материал первого раздела, но главная партия излагалась в тональности побочной партии, а побочная — в главной тональности сонаты; 2) вначале разрабатывался тематический материал экспозиции, а затем излагалась побочная партия в главной тональности произведения. Наиболее совершенные образцы старосонатной формы — сонаты для клавесина Д. Скарлатти.
Старинная сонатная форма — музыкальная форма, основанная на тональном различии главной партии и побочно-заключительной группы в экспозиции и транспозиции побочно-заключительной группы в главную тональность в репризе.
От классической сонатной формы она отличается меньшей интенсивностью развития и структурной невыработанностью партий. Как правило, побочный раздел не имеет своей выраженной темы и противопоставляется главному только тонально. Кроме того, разработка не выделена в самостоятельный раздел и не играет определяющей роли для формы. Нет драматургических контрастов и конфликтного противопоставления образов. Это доказывает, что связь старинной сонатной формы с классической только структурная, а классическая сонатная форма — принципиально новое явление в истории музыки.
Форма сформировалась и применялась в эпоху барокко. Позже она стала неактуальна и применялась исключительно в стилизациях.
Классификация
Выделяют 3 аспекта в классификации старинной сонатной формы:
· По преобладающему складу:
1. Старинная сонатная форма полифонического склада (типа развёртывания).
2. Старинная сонатная форма гомофонного склада (предклассическая сонатная форма).
· По количеству частей формы:
Старинная сонатная форма типа развёртывания
Этот тип формы в основных чертах схож с малыми формами эпохи барокко (двухчастной или трёхчастной) типа развёртывания. Ему также присущи тематическая однородность и отсутствие жёсткой метрики, позволяющая создавать протяжённые построения без метрических ограничений.
Отличие от малых форм состоит в том, что в старинной сонатной форме имеет место большая и чётко выраженная доминантовая зона в конце первой части (в малых формах она была представлена только каденцией). При этом старинная сонатная форма остаётся близкой малым формам, что подтверждается общей областью применения (прелюдии, танцы из сюит, арии).
Известны две разновидности этой формы: 2- и 3-частная (соответствующие простым 2- и 3-частной формам эпохи барокко).
Предклассическая сонатная форма
Она уже принципиально отличается от барочных малых форм и стоит ближе к классической сонатной форме. Здесь чётче выражены функции разделов, тематизм более определён, метрика ориентирована на квадратность, формируется разработочное развитие. При этом формы еще часто двухчастны и однотемны.
Разрыв связи с малыми формами барокко подтверждается различием области применения — предклассическая сонатная форма не применяется в танцах из сюит и связана преисущественно с жанром сонаты.
Формировалась она в основном в творчестве итальянских композиторов — Д. Скарлатти, Б. Галуппи, Д. Тартини и других.
Сразу договоримся не путать понятия «классическая музыка» и «музыка эпохи классицизма»…
Классическая музыка – это музыка образцовая, которая выдержала испытание временем и считается эталоном в своем жанре или стиле.
А эпоха классицизма – это время примерно с середины XVIII до середины XIX века. В этот период произведения искусства и литературы должны были создаваться в соответствии с определенными требованиями эстетики классицизма, в эти требования входили гармоничное сочетание частей, отделка деталей, каноны формы и т.д. То есть, произведение искусства (музыки, живописи, литературы и др.) должны были строиться по определенным канонам (правилам). Первоначально классицизм был прогрессивным явлением, т.к. вырабатывал стройность, определенность, некий образец того, каким должно быть произведение искусства. Но, как известно, процесс движения неостановим, постепенно рамки классицизма стали мешать творчеству, ограничивать его. Поэтому на смену классицизму пришло другое направление в искусстве – романтизм.
Обычно период классицизма связывают с венскими классиками – Гайдном, Моцартом, Бетховеном. Почему их называют «венскими классиками»? Все они жили в Вене, которая в то время считалась столицей музыкальной культуры. Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Кизеветтером в 1834 г. в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.
Этих великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разными стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии (одновременное звучание, развитие и взаимодействие нескольких голосов или мелодических линий, мелодий). Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.В этом и заключается основная особенность классицизма.
Для представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.
В эпоху классицизма сформировалась сонатная форма, симфония (4-частный сонатно-симфонический цикл),концерт, появился струнный квартет. Расширился состав симфонического оркестра. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие.
Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка. Моцарт оказал большое влияние на развитие оперного искусства: он развил различные типы оперы — лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.
Каждый из представителей венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену более близкой была инструментальная музыка, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен — к героике, Моцартбыл универсальным художником — ему удавалось всё.
Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.
А теперь поговорим более подробно о жанрах музыки эпохи классицизма.
Сонатная форма
Сонатная форма сформировалась во второй половине XVIII века в творчестве Моцарта и получила наивысший расцвет в творчестве Бетховена. Творчество Бетховена стало непревзойдённой кульминацией в истории сонатной формы. Композиторы следующей исторической эпохи понимали, что Бетховен довёл сонату до своего абсолюта, и были вынуждены искать пути обновления формы. Условно говоря, сонатная форма в чистом виде после Бетховена начинает уже разрушаться, приобретая изначально чуждые ей признаки.
Разные композиторы решали задачу обновления формы по-разному. Однако, все они искали способ соединения сонатной формы с иными принципами формообразования. Иногда это были принципы, противоположные идее сонатности (то есть непрерывного обновления и развития). Например, Шуберт внёс в сонатную форму песенное начало, Шуман соединил сонатную форму с принципом сюиты. Берлиоз соединил сонатную форму с подробной литературной программой. Лист шёл по пути объединения сонатной формы и сонатно-симфонического цикла.
Итак, сонатная форма — это музыкальная форма, основанная на сопоставлении и развитии 2-х тем, обычно контрастных. Применяется преимущественно в инструментальных произведениях.
Сонатная форма состоит из 3-х разделов:
1) экспозиция— завязка действия. В ней излагаются: главная партия и примыкающая к ней связующая партия, побочная партия и заключительная партия. Чаще всего главная партия носит динамичный, решительный характер, ей противостоит более созерцательная лирическая побочная партия;
2) разработка — драматический центр сонатной формы: сопоставление, столкновение и широкое развитие тем, изложенных в экспозиции; 3) реприза (французское reprise — возобновление) — развязка действия, несколько видоизмененное повторение экспозиции с изложением обеих основных партий в главной тональности.
Иногда перед экспозицией бывает вступление, а после репризы — кода(дополнительный, завершающий раздел, построенный на одной или обеих темах).
Сонатная форма характерна для первых, быстрых частей сонатного цикла, почему и называется сонатным allegro(аллегро).
Сонатной форме предшествовала старосонатная(на рубеже XVII—XVIII вв.).
Поясним, что из себя представляла старосонатная форма.
Старосонатная форма — музыкальная форма, распространенная на рубеже XVII—XVIII вв. и предшествовавшая появлению сонатной формы. Старосонатная форма была основана на сопоставлении 2-х тем, обычно сходных; существенным отличием ее от сонатной формы являлось отсутствие индивидуализированных тем. В старосонатной форме 2 раздела. Первый — изложение главной партии в главной тональности, а побочной партии — в иной тональности.
Наиболее совершенные образцы старосонатной формы — сонаты для клавесина Д. Скарлатти.
Симфония
В переводе с греческого слово «симфония» обозначает «созвучие».
В связи с тем, что симфония сходна по строению с сонатой, сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.
Существуют симфонии как с большим, так и с меньшим количеством частей (есть даже одночастные симфонии).
Программная симфония связана с известным содержанием, изложенным в программе (выраженной, например, в названии или эпиграфе), — например, «Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза и пр. Первыми ввели программу в симфонию Диттерсдорф, Розетти и Гайдн.
Концерт
Конце́рт (от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — музыкальное сочинение для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella (пение без инструментального сопровождения).
Концерт появился в Италии на рубеже XVI-XVII вв. как вокальное полифоническое произведение церковной музыки.
В концертах I половины XVIII в. быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах. Во II половине XVIII в. в творчестве «венских классиков» утвердилась сонатно-симфоническая форма концерта.
Струнный квартет
Струнный квартет — произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило — двух скрипок, альтаи виолончели), а также музыкальный коллектив соответствующего состава, исполняющий такие произведения. Струнный квартет — наиболее распространённая разновидность квартета, хотя пользуются популярностью и некоторые другие составы (фортепианный квартет, квартет деревянных духовых).
Здесь следует пояснить, что такое альт.Альт — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего он звучит в более низком регистре. Струны альта настроены ниже скрипичных и выше виолончельных
Форма струнного квартета определялась в творчестве Гайдна. Он кодифицировал квартет как четырёхчастнуюпьесу (до этого камерные ансамбли могли состоять из произвольного количества частей) и установил композиционную последовательность, аналогичную структуре симфонии: быстрая часть — медленная часть — менуэт — быстрый финал.
Эпоха венской классики стала для квартета эпохой расцвета, и вслед за Гайдном огромный вклад в развитие жанра внесли Моцарт и Бетховен.
1). Д. Скарлатти Сонаты для клавесина будь яка
2). П. И. Чайковский Концерт b moll
3) М. Глинка Арагонская хота
4) М. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
5) А. Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
6) Л. Бетховен Соната № 10 Адажио
7) А. Моцарт Концерт для флейты с оркестром
8) Д. Шостаковий Симфония № 7 Ленинградская Первая часть
9) Б. Галуппи, Сонаты для клавесина будь яка
10) Д. Тартини Сонаты для клавесина будь яка
Хотя Скарлатти писал также оперы, кантаты, церковные произведения, в историю музыки он вошел как автор сонат для клавесина, до наших дней занимающих почетное место в репертуаре пианистов. Мало обращаясь к контрапунктическим формам, Скарлатти создавал мелодичные, полные блеска, темперамента виртуозные одночастные сонаты, вернее, токкаты в форме сонатного аллегро, напоминающие по жизнерадостности итальянскую буффонаду. Во многих сонатах Скарлатти проходят танцевальные темы. Скарлатти справедливо считается основоположником современной фортепьянной техники; он первым начал широко применять перемену пальцев при повторении нот, скрещивание рук, скачки более чем на октаву и другие технические приемы, явившиеся новыми для того времени. Сонаты Скарлатти оказали влияние на формирование фортепьянного стиля Ф. Э Баха и Йозефа Гайдна. Полное собрание пьес для клавесина Доменико Скарлатти издано в 11 томах под редакцией А. Лонго (Милан, 1906).
Старинная сонатная форма скарлатти
Старинная двухчастная форма (конец XVII – первая половина XVIII вв.)
Старинная двухчастная форма была обычной формой танцев в старинной сюите (аллеманда, куранта, сарабанда и т. д.), также встречалась в прелюдиях, инвенциях и других пьесах И. С. Баха, Генделя, французских клавесинистов.
Характерными чертами формы являются неконтрастность, тематическая однородность, плавность переходов и непрерывное развертывание в обеих частях.
В прелюдиях и инвенциях ощущается влияние полифонических форм: неквадратность, текучесть изложения, полифонические приемы. Танцы в сюитах отличаются более четким разграничением частей.
I часть – период повторного, неповторного строения, либо период типа развертывания: особый вид периода, в котором проявляется влияние полифонической мелодики и ее принципов развития. За кратким тематическим ядром, экспонирующим основную тональность с кадансовым окончанием, следует более длительное секвентно-модулирующее развитие (развертывание), приводящее к заключению – кадансу в побочной тональности (D, параллельный мажор). Таким образом, развитие музыкальной мысли проходит три этапа (ядро – развертывание – завершение).
Для ядра характерна бóльшая индивидуальность и оформленность (у Баха часто ядро – каденциобразный оборот Т – S – D – T), для развертывания – бóльшая текучесть. Пример: И. С. Бах. Прелюдия C-dur из I т. «ХТК» (ядро 1 – 4 тт., развертывание 5 – 9 тт., заключение 9 – 11 тт.). В заключении возможно дополнение.
Назначение II части – развитие тематизма I части и заключение. II часть строилась на том же тематическом материале, что и I часть, но отличалась большей тональной неустойчивостью и крупными масштабами. Кроме того, она членилась на два раздела (по тональному признаку).
Первый раздел начинался обычно воспроизведением начального периода с изменениями (отсутствие ядра, гармоническая неустойчивость, полифонические преобразования). Тональный план первого раздела: движение от тональности или гармонии окончания I части к каденции в тональностях S группы (IV, VI, II), реже – в доминантовой или основной тональности.
Второй раздел содержал возвратную модуляцию в главную тональность. Часто в конце второго раздела помещалось транспонированное в главную тональность окончание I части (дополнение), что придавало форме черты сонатности:
Таким образом, старинная двухчастная форма является тематически однородной, безрепризной с типичным тональным планом: T – S – D – T.
Повторение частей в танцах сюит: ||: I часть : |||: II часть : ||, в прелюдиях и инвенциях может быть иначе.
Примеры формы: танцы из Английских сюит, клавирных партит, прелюдии из «ХТК» И. С. Баха.
Старинная сонатная форма
Сонатная форма эпохи барокко произошла от старинной двухчастной формы. Область ее применения чрезвычайно широка: сонаты, прелюдии, фуги, танцы сюит, арии и хоры из кантат и месс. Она встречается во многих сочинениях И. С. и Ф. Э. Бахов, Генделя, Тартини, Скарлатти, Чимарозы и других композиторов XVIII века. Д. Скарлатти написал в сонатной форме свыше 500 «Экзерсисов» («Упражнений») для клавесина, которые позднее были названы сонатами.
В отличие от зрелой сонатной формы, в старинной отсутствовал драматургический контраст между главной и побочной партиями.
Основные структурные разновидности: двухчастная и трехчастная, однотемная и многотемная.
Таким образом, старинной сонатной считается репризная форма, основанная на тональном сопоставлении Гп и побочно-заключительной группы в экспозиции и транспозиции последней в главную тональность в репризе. То есть, Пп излагалась в экспозиции в тональности доминанты, а в репризе – в основной. Кроме того, для формы свойственна мотивная разработочность во всех разделах и тематическая производность.
Двухчастная сонатная форма наиболее характерна для данного периода. В ней разработка и реприза слиты в одну часть.
||: Гп Пп : |||: Гп Пп : ||
Экспозиция – модулирующий в доминантовую тональность раздел с малоконтрастными структурно-незамкнутыми темами и слитной побочно-заключительной партией (без каденции между ними). Возможно как членение на четыре партии, так и нерасчленимое единство (Гп – Св.п; Св.п – Пп; Пп – Зп).
Главная партия излагает основную мысль в главной тональности. По тематической основе она бывает однородной или контрастной. Главная партия завершается полным или половинным кадансом в главной тональности. По структуре – предложение или период.
Связующая партия – модулирующий переход к Пп, обладающий неустойчивым характером и текучестью. Тематической основой ее является Гп или новый материал. Гармонически Св.п начинается в главной тональности, заканчивается в тональности доминанты (или на D основной тональности).
Побочная партия несет в себе функцию тонального или тонально-тематического контраста по отношению к Гп. Она звучит в тональности D, часто – на D о.п., что придает ей черты серединного построения. Тематизм Пп в однотемных сонатах тот же, что и в Гп, а в многотемных производен от Гп. Количество тем Пп может достигать двух или трех.
Заключительная партия часто слита с побочной. Если она обособлена, то обычно представляет кадансирующее построение в D тональности на различном тематическом материале. Как и связующая партия, заключительная может включать две-три темы.
Разработка-реприза начинается неустойчивым развитием материала Гп (также и Св.п) в тональности D. Иногда встречается каданс в S тональности (особенно у И. С. Баха), что подготавливает классический тональный план сонатной формы: T – D – S – T.
Роль репризы выполняет транспонированная в основную тональность Пп, а также Зп. Разработку от репризы может отделять каданс. В репризе встречаются и масштабные изменения.
Примеры двухчастной сонатной формы: И. С. Бах. Партита для клавира № 3. Сарабанда; Д. Скарлатти. Соната № 23 D-dur.
Трехчастная сонатная форма по строению аналогична классической.
I часть II часть III часть
экспозиция разработка реприза
||: Гп Пп : |||: Гп Пп : ||
Данный тип сонаты особенно характерен для Ф. Э. Баха, хотя встречается уже у И. С. Баха (прелюдия D-dur из II т. «ХТК») и сохранился у Гайдна.
Экспозиция этого вида формы одинакова с двухчастной разработка часто повторяла чередованием тем экспозицию, но имела неустойчивый модулирующий характер, заканчиваясь в одной из близких тональностей (S, параллельный минор, D минора).
Реприза обособлена от разработки и отличается структурным разнообразием: полная (с Гп, Св.п, Пп, Зп), сокращенная (в однотемной сонатной форме) и др.
Примеры данного типа формы: И. С. Бах (см. выше), Д. Скарлатти соната № 32 С-dur (полная реприза).
Старинная сонатная форма закрепила тональные соотношения, позднее утвердившиеся в зрелой сонате, а также положила начало обособлению главной и побочной партий.
С другой стороны, закономерности классических форм совмещались здесь с сохранившимся от барокко принципом развертывания.
Главные признаки отличия от зрелой сонаты: отсутствие драматургического противопоставления Гп и Пп, преимущественно двухчастное строение, неупорядоченность членения экспозиции на четыре партии.
Старинная концертная форма
Старинная концертная форма – наиболее крупная неполифоническая форма эпохи барокко. Она встречается в первых частях и финалах старинных концертов, сонат, в крупных прелюдиях. Наиболее развита концертная форма в концертах (отсюда название), где она подобна сонатному allegro и исторически подготавливает его.
В большинстве концертов гомофонно-гармонический тематизм сочетается с полифоническими принципами развертывания без достижения нового качества.
Характерные черты: серьезность и сложность содержания, масштабность мысли. Наиболее яркое выражение концертная форма получила в творчестве А. Вивальди, И. С. Баха, Генделя. При отсутствии строго установленного типа строения соблюдается основной принцип: чередование темы с интермедиями (эпизодами). Количество частей – не менее 5 (7, 9 и т. д.).
Тема иногда называется ритурнелем (от франц. – возвращение). Тема – устойчивое изложение основного тематического материала с кадансом, обязательным в первом проведении. Она отличается жанровой обобщенностью, богатством связей. Излагается обычно в концертном tutti, плотном, массивном звучании. Строение темы: период из двух предложений, структуры типа дробления с замыканием, период типа развертывания, двухчастная форма и др.
Крайние проведения темы обычно в основной тональности. Серединные проведения – в побочных тональностях, возможно сокращение, меньшая устойчивость, отсутствие каданса, переход темы в интермедию.
Интермедия (эпизод) – неустойчивая модулирующая часть, контрастирующая теме. Интермедия развивает материал темы (секвентно, имитационно) или самостоятельна. Для нее характерна текучесть изложения, тональное развитие, избегание устойчивой структуры, дробление.
Если тема фактурно близка tutti, то в интермедиях – разрежение голосов, как бы solo. Это часто служит признаком границы между Т и И.
Общая тонально-тематическая схема формы
части: Т И Т И Т И…………………….И Т
тональности: Т → D → S →……… → Т
Старинная концертная форма обнаруживает связи с другими формами: фугой, сонатной формой, рондо.
Близость с фугой – чередование темы с интермедиями в различных тональностях.
Близость с сонатной формой – проведение темы в главной и доминантовой, а затем в главной тональности.
Близость с рондо – неоднократное чередование темы с эпизодами.
Примеры староконцертной формы: Бах. Итальянский концерт, ч. I; прелюдия As-dur из II т. «ХТК».