Стих чему молилась ты с любовью тютчев
Чему молилась ты с любовью…
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Ее спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
«Чему молилась ты с любовью…» Ф. Тютчев
Чему молилась ты с любовью,
Что как святыню берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Ее спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!
Дата создания: 1851 – начало 1852 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Чему молилась ты с любовью…»
Роман Федора Тютчева с Еленой Денисьевой причинил поэту множество душевных страданий. Он любил эту хрупкую и удивительно красивую женщину, но не мог защитить ее от тех испытаний, которые были уготованы ей судьбой. Впрочем, их роман развивался настолько стремительно, что Тютчев просто не мог предположить последствий интимной связи с юной девушкой из благородной семьи. Тем не менее, очень скоро Елена Денисьева забеременела и была с позором исключена из пансиона, куда определили ее состоятельные родители. Семья также предпочла забыть о дочери, опозорившей весь род, поэтому Тютчеву пришлось полностью взять на себя все заботы по содержанию любовницы и ребенка. Своей репутацией поэт нисколько не дорожил, хотя и понимал, что о связи с 19-летней девушкой непременно узнает его супруга. Гораздо больше Тютчева волновало то, что светское общество буквально втоптало в грязь Елену Денисьеву, которой было отказано от приема во многих домах Петербурга. Пытаясь утешить свою избранницу и поддержать ее морально, в 1851 году Федор Тютчев посвятил ей стихотворение «Чему молилась ты с любовью…». В этом произведении, наполненном нежностью и горечью, автор признается, что для него, равно как и для его избранницы, эта порочная связь является святыней. Однако современное общество настолько жестоко и беспощадно, что готово уничтожить каждого, кто хочет и умеет любить. Поэт с сожалением отмечает, что чувства его возлюбленной «судьба людскому суесловью на поруганье предала».
По мнению Тютчева, злобная и жаждущая развлечений толпа буквально вломилась в «святилище души» его возлюбленной, заставив молодую женщину страдать и испытывать вину за свои чувства. Обращаясь к любимой, поэт констатирует: «Ты невольно устыдилась и тайн и жертв». Понимая, через какие унижения пришлось пройти Елене Денисьевой, автор сожалеет о том, что стал виновником ее падения в глазах общественности. Тютчев мечтает о том, чтобы его избранница была по-настоящему счастлива, но понимает, что отныне их роман будет омрачен сплетнями и грязными домыслами. Поэтому автору искренне хочется, чтобы у бестелесной души, которой пришлось пройти через страдания, появились бы вполне осязаемые крылья, которые смогли бы поднять ее над толпой и, тем самым, «спасли от насилья безмерной пошлости людской». Однако этому не суждено было сбыться, и до конца жизни Елена Денисьева несла свой крест порочной женщины, посмевшей стать счастливой вопреки общественным устоям.
Анализ стихотворения Тютчева Чему молилась ты с любовью
Любовные отношения между Тютчевым и Еленой Денисьевой были для поэта очень болезненными. Влюбившись в эту необычайно прекрасную и милую особу, Тютчев все же не смог предостеречь и обезопасить эту девушку от предначертанной ей судьбы. Раньше, поэт не смог бы и представить себе, какой исход получиться от отношений с дамой из знатной семьи. Вскоре Елена забеременела и стала настоящим позором своей семьи. Ее выгнали из пансионата, который ей обеспечила ее семья, а также родители поспешили отказаться от дочери и вычеркнуть ее из своих жизней. Тютчев был слишком обеспокоен тем фактом, что вся общественность постепенно отворачивается от Елены, отвечая отказом от приема в своих домах. Он начал заботиться о ней и полностью обеспечил ее и ребенка. О том, что будут говорить про него, поэт совсем не думал и прекрасно знал, что однажды все узнают о его романе с такой юной девушкой, в том числе и его жена.
Елена Денисьева была тем самым человеком, кому и было посвящено это стихотворение. Произведение сочетает в себе нотки радости и страданий одновременно. Поэт дает понять, что эти роковые отношения не что иное, как огромная и святая любовь. Только общество в то время слишком бессердечно и неумолимо, что может разрушить все, что может и желает любить. Тютчев с печалью описывает то, что чувствует его любимая в этих строках: «судьба людскому суесловью на поруганье предала»
Поэт считает, что современное общество, чрезмерно злое и жестокое, хочет позабавиться и проникает в душу Елены, пытаясь завладеть ей и принудить девушку постоянно переживать и ощущать глубокое чувство вины и раскаяния за свою любовь. Автор, безусловно, понимает, какой позор переживает Елена и ему становиться жалко от того, что именно он стал причиной такого унижения в обществе молодой девушки. Поэт живет грезами о том, чтобы его возлюбленная стала когда- нибудь еще счастлива, но в то же время ему известно и понятно, что их связь всегда будет подвержена критикой, слухами и разными сплетнями. Тютчев на самом деле хотел, чтобы у этой юной, но уже такой несчастной девушки, которая мужественно принимала на себя все удары судьбы, выросли за спиной крылья, которые она могла бы сполна прочувствовать и вознестись высоко высоко над землей, а также в первую очередь над этим бесцеремонным общественным мнением. Все же, его мечты так и не осуществились. Елена Денисьева всю свою оставшуюся жизнь прожила в статусе распутной женщины, которая осмелилась на счастье наперекор общественности.
Анализ стихотворения Тютчева «Чему молилась ты с любовью…»
Роман Федора Тютчева с Еленой Денисьевой причинил поэту множество душевных страданий. Он любил эту хрупкую и удивительно красивую женщину, но не мог защитить ее от тех испытаний, которые были уготованы ей судьбой. Впрочем, их роман развивался настолько стремительно, что Тютчев просто не мог предположить последствий интимной связи с юной девушкой из благородной семьи. Тем не менее, очень скоро Елена Денисьева забеременела и была с позором исключена из пансиона, куда определили ее состоятельные родители. Семья также предпочла забыть о дочери, опозорившей весь род, поэтому Тютчеву пришлось полностью взять на себя все заботы по содержанию любовницы и ребенка. Своей репутацией поэт нисколько не дорожил, хотя и понимал, что о связи с 19-летней девушкой непременно узнает его супруга. Гораздо больше Тютчева волновало то, что светское общество буквально втоптало в грязь Елену Денисьеву, которой было отказано от приема во многих домах Петербурга. Пытаясь утешить свою избранницу и поддержать ее морально, в 1851 году Федор Тютчев посвятил ей стихотворение «Чему молилась ты с любовью…». В этом произведении, наполненном нежностью и горечью, автор признается, что для него, равно как и для его избранницы, эта порочная связь является святыней. Однако современное общество настолько жестоко и беспощадно, что готово уничтожить каждого, кто хочет и умеет любить. Поэт с сожалением отмечает, что чувства его возлюбленной «судьба людскому суесловью на поруганье предала».
По мнению Тютчева, злобная и жаждущая развлечений толпа буквально вломилась в «святилище души» его возлюбленной, заставив молодую женщину страдать и испытывать вину за свои чувства. Обращаясь к любимой, поэт констатирует: «Ты невольно устыдилась и тайн и жертв». Понимая, через какие унижения пришлось пройти Елене Денисьевой, автор сожалеет о том, что стал виновником ее падения в глазах общественности. Тютчев мечтает о том, чтобы его избранница была по-настоящему счастлива, но понимает, что отныне их роман будет омрачен сплетнями и грязными домыслами. Поэтому автору искренне хочется, чтобы у бестелесной души, которой пришлось пройти через страдания, появились бы вполне осязаемые крылья, которые смогли бы поднять ее над толпой и, тем самым, «спасли от насилья безмерной пошлости людской». Однако этому не суждено было сбыться, и до конца жизни Елена Денисьева несла свой крест порочной женщины, посмевшей стать счастливой вопреки общественным устоям.
Сочинения
Блок славится своей любовной лирикой. У поэта особое восприятие любви. Это отчетливо видно в стихотворении «Ушла. Но гиацинты ждали». Анализ данного произведения поможет понять, какие средства выразительности использовал автор и что он хотел донести до своих читателей.
Ушла. Но гиацинты ждали, анализ кратко
Производя кратко анализ «Ушла. Но гиацинты ждали», стоит отметить, что поэт всю жизнь пытался познать тайны женской души, разгадать ее загадку. Он был убежден, что правит миром именно любовь. Правда, к моменту написания данного произведения, автор уже начал переосмысливать образ Прекрасной Дамы. Революция, которая произошла в 1905 году, заставила поэта осознать, насколько ранимой является душа человека и каким страшным является мир. Он намного острее начал воспринимать все, что его окружало.
Жанр и композиция
Уже с первого слова виден конфликт всего произведения. Он раскрывается в душе главного героя и представлен в виде эмоциональных всплесков и размышлений. Стихотворение буквально пропитано драматизмом. Мир в нем представлен полным, но одновременно с этим и пустым. В нем есть воспоминания и надежды, но также отмечается реальная пустота.
Средства выразительности
В своем произведении автор показывает, что главный герой обречен на любовь. Он умоляет возлюбленную вернуться. При этом используются повелительные глаголы. Невероятно тонко описывается женская красота. Правда, прямого описания в стихотворении нет. Упоминаются лишь определенные детали. Например, рыжий сумрак глаз, покатые, матовые плечи и стройная талия. Женщина будто создана из неземных материй. Она показана настолько прекрасной, что ей начинают покоряться даже неживые объекты, не то что люди. Здесь расцветает тишины, с трепетом ждут гиацинты. Сама же женщина издает дивный аромат, который поэт сравнивает с лилиями.
С помощью приподнятой лексики показывается женская красота, пленяющая, благоухающая и безмерная. Образ главной героини весьма расплывчатый и туманный. Иногда даже кажется, что она приходит не по своей собственной воле, а покоряется темным силам. Поэт показывает, насколько необъятной является власть женщины над мужчиной. Он стремится умереть, потому что не может жить, испытывая любовь и страдания. Для него это все становится невыносимым. Женский образ здесь весьма противоречивый, не чистый и невинный. Отмечается некое коварство, могущество.
«Ушла. Но гиацинты ждали», анализ стихотворения…
Анализ стихотворения Тютчева Чему молилась ты с любовью
Любовные отношения между Тютчевым и Еленой Денисьевой были для поэта очень болезненными. Влюбившись в эту необычайно прекрасную и милую особу, Тютчев все же не смог предостеречь и обезопасить эту девушку от предначертанной ей судьбы. Раньше, поэт не смог бы и представить себе, какой исход получиться от отношений с дамой из знатной семьи. Вскоре Елена забеременела и стала настоящим позором своей семьи. Ее выгнали из пансионата, который ей обеспечила ее семья, а также родители поспешили отказаться от дочери и вычеркнуть ее из своих жизней. Тютчев был слишком обеспокоен тем фактом, что вся общественность постепенно отворачивается от Елены, отвечая отказом от приема в своих домах. Он начал заботиться о ней и полностью обеспечил ее и ребенка. О том, что будут говорить про него, поэт совсем не думал и прекрасно знал, что однажды все узнают о его романе с такой юной девушкой, в том числе и его жена.
Елена Денисьева была тем самым человеком, кому и было посвящено это стихотворение. Произведение сочетает в себе нотки радости и страданий одновременно. Поэт дает понять, что эти роковые отношения не что иное, как огромная и святая любовь. Только общество в то время слишком бессердечно и неумолимо, что может разрушить все, что может и желает любить. Тютчев с печалью описывает то, что чувствует его любимая в этих строках: «судьба людскому суесловью на поруганье предала»
Поэт считает, что современное общество, чрезмерно злое и жестокое, хочет позабавиться и проникает в душу Елены, пытаясь завладеть ей и принудить девушку постоянно переживать и ощущать глубокое чувство вины и раскаяния за свою любовь. Автор, безусловно, понимает, какой позор переживает Елена и ему становиться жалко от того, что именно он стал причиной такого унижения в обществе молодой девушки. Поэт живет грезами о том, чтобы его возлюбленная стала когда- нибудь еще счастлива, но в то же время ему известно и понятно, что их связь всегда будет подвержена критикой, слухами и разными сплетнями. Тютчев на самом деле хотел, чтобы у этой юной, но уже такой несчастной девушки, которая мужественно принимала на себя все удары судьбы, выросли за спиной крылья, которые она могла бы сполна прочувствовать и вознестись высоко высоко над землей, а также в первую очередь над этим бесцеремонным общественным мнением. Все же, его мечты так и не осуществились. Елена Денисьева всю свою оставшуюся жизнь прожила в статусе распутной женщины, которая осмелилась на счастье наперекор общественности.
Краткий разбор для конспекта по литературе
Перед проведением анализа стихотворения «Последняя любовь» ученикам 10 класса следует ознакомиться с его содержанием. Текст не утратил актуальности и сегодня. Как у Заболоцкого и других последователей поэта, в нем нельзя найти ответы на многие жизненные вопросы. Однако читатель осознает, что ждать счастливых перемен можно в любом возрасте. Если судьбе угодно, любовь придет в поздние годы, и мир засияет новыми красками. Разбор произведения в тетради можно провести кратко по следующему плану.
Стихотворение Тютчева о последнем романтическом чувстве в жизни — образец любовной лирики. В нем нет пылкой страсти, юношеских порывов, ревности и трагического финала. При этом хорошо отображены откровения и мысли взрослого мудрого мужчины.
Популярные темы анализов
Стихотворение Тютчева «Предопределение» входит в «денисьевский цикл». Произведение было написано в 1851 году и посвящено возлюбленной поэта Елене Александровне Денисьевой. Тютчев состоял в браке, когда познакомился с ней,
Как иногда бывает необходимо человеку побыть одному, отдохнуть от общения с людьми привести свои мысли в порядок и просто пополнить свои силы. Особенно это хорошо проводить на природе, в ее безмятежной, упоительной тишине,
«А Вы могли бы…» изменить свою жизнь? Стихотворение Маяковского, как мне кажется, является призывом к действию, к изменению жизненного ритма. Как поэт, он всегда был против обыденности и серости жизни,
Творчество Иосифа Александровича Бродского, постоянно вызывало множество споров, среди литературного общества. Многие, считают его труды безнравственными, грубыми и очень трудными для восприятия.
Есенин никогда не думал, что он станет известным писателем, которого изучают в школах до сегодняшнего дня. Ему нравилось описывать все, что он видит. В каждое свое произведение он вкладывал душу и любовь к родному краю.
Композиция и характеристика
Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» помогает понять душевные метания автора. Ему довелось испытать нежные чувства в зрелом возрасте и осознать, что они намного нежнее и суевернее, чем в молодые годы. Имея за плечами опыт двух браков, он с удивлением открывает в себе новые черты характера, о которых ранее не подозревал. Любовь описана Федором Ивановичем как вечерняя заря, осветившая его путь и придающая сил для творчества.
Стихотворение зрелого поэта звучит по-особенному. Вначале может показаться, что оно написано амфибрахием. Однако последнее слово перебивает ритм и нарушает слаженное звучание. Размышления немолодого лирического героя, у которого в «жилах стынет кровь», укладываются в несколько строф:
Ответ
Роман Федора Тютчева с Еленой Денисьевой причинил поэту множество душевных страданий. Он любил эту хрупкую и удивительно красивую женщину, но не мог защитить ее от тех испытаний, которые были уготованы ей судьбой. Впрочем, их роман развивался настолько стремительно, что Тютчев просто не мог предположить последствий интимной связи с юной девушкой из благородной семьи. Тем не менее, очень скоро Елена Денисьева забеременела и была с позором исключена из пансиона, куда определили ее состоятельные родители. Семья также предпочла забыть о дочери, опозорившей весь род, поэтому Тютчеву пришлось полностью взять на себя все заботы по содержанию любовницы и ребенка. Своей репутацией поэт нисколько не дорожил, хотя и понимал, что о связи с 19-летней девушкой непременно узнает его супруга. Гораздо больше Тютчева волновало то, что светское общество буквально втоптало в грязь Елену Денисьеву, которой было отказано от приема во многих домах Петербурга. Пытаясь утешить свою избранницу и поддержать ее морально, в 1851 году Федор Тютчев посвятил ей стихотворение «Чему молилась ты с любовью…». В этом произведении, наполненном нежностью и горечью, автор признается, что для него, равно как и для его избранницы, эта порочная связь является святыней. Однако современное общество настолько жестоко и беспощадно, что готово уничтожить каждого, кто хочет и умеет любить. Поэт с сожалением отмечает, что чувства его возлюбленной «судьба людскому суесловью на поруганье предала».
По мнению Тютчева, злобная и жаждущая развлечений толпа буквально вломилась в «святилище души» его возлюбленной, заставив молодую женщину страдать и испытывать вину за свои чувства. Обращаясь к любимой, поэт констатирует: «Ты невольно устыдилась и тайн и жертв». Понимая, через какие унижения пришлось пройти Елене Денисьевой, автор сожалеет о том, что стал виновником ее падения в глазах общественности. Тютчев мечтает о том, чтобы его избранница была по-настоящему счастлива, но понимает, что отныне их роман будет омрачен сплетнями и грязными домыслами. Поэтому автору искренне хочется, чтобы у бестелесной души, которой пришлось пройти через страдания, появились бы вполне осязаемые крылья, которые смогли бы поднять ее над толпой и, тем самым, «спасли от насилья безмерной пошлости людской». Однако этому не суждено было сбыться, и до конца жизни Елена Денисьева несла свой крест порочной женщины, посмевшей стать счастливой вопреки общественным устоям.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Люблю.
История создания – над поэмой Владимир Владимирович работал достаточно долго: она писалась с конца 1921 по начало 1922 годов. Напечатали ее в Риге, как раз во время пребывания там автора.
Тема – идеал высокой любви, который может быть воплощен лишь в будущем.
Композиция – произведение разделено на 11 глав, каждая из которых имеет свою отдельную тему.
Жанр – поэма.
Стихотворный размер – тонический стих.
Эпитеты – “стоверстые скалы”, “желтый заяц”, “сплошное сердце”.
Метафоры – “мыслишки звякают лбенками медненькими“, “столиц сердцебиение дикое“, “комок сердечный разросся громадой“, “не смоют любовь ни ссоры, ни версты”.
Другие редакции и варианты
7 И ты невольно устыдилась
9 Ах, когда б живые крылья
12 Безмерной пошлости людской
Список — Сушк. тетрадь.
КОММЕНТАРИИ:
Списки — Сушк. тетрадь
Первая публикация — Совр.
1854. Т. XLIV. С. 37–38. Вошло в
Изд. 1854.
С. 37;
Изд. 1868.
С. 142;
Изд. СПб., 1886.
С. 186;
Изд. 1900.
С. 192.
Печатается по первой публикации.
Датируется 1852 г. по списку Альбома Тютчевой.
Г. И. Чулков, восстанавливая историю публикации стихотворения, о (Чулков II.
С. 335). Таким образом, после первой публикации и
Изд. 1854
произошло одно изменение: в 7-й строке «постыдилась» было заменено на «устыдилась». Другое текстологическое истолкование стихотворения (с ориентацией на
Сушк. тетрадь
как восходящую к автографу) см.:
Изд. 1987.
С. 396.
Чулков первый предположил, что стихотворение «очевидно, относится» к Е. А. Денисьевой (Последняя любовь.
С. 40). Этому предшествовало указание Р. Ф. Брандта на то, что «с этой пьесой надо сравнить и стихотворение «О, как убийственно мы любим…» (
Материалы.
С. 54). Хронологическая близость, мотивы «судьбы» и «толпы» («Судьбы ужасным приговором…», «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / То, что в душе ее цвело…») превращают стихотворения в лирическую дилогию, крепко спаянную со всем «денисьевским» циклом.
Образ жестокой «толпы», генетически связанной с пушкинским стих. «Поэт и толпа» (для Тютчева великая любовь сродни великому искусству), отражает то, что происходило в жизни Денисьевой. «Гнев отца ее не знал пределов и много содействовал широкой огласке всей этой истории, которая, впрочем, не могла не обратить на себя общего внимания по видному положению в свете обоих действующих лиц ; бедную Лелю все покинули, и прежде всех сам Тютчев; отец не хотел ее больше знать и запретил всем своим видаться с нею, а из бывших ее подруг осталась ей верна одна лишь Варвара Арсеньевна Белорукова», — свидетельствовал А. И. Георгиевский (ЛН-2.
С. 110). «Разочарование было в жизни вообще, которая казалась суровой и безжалостной. Люди не простили ей ее «беззаконной любви», — писал Чулков (
Последняя любовь.
С. 40). «Правда, роман поэта с Денисьевой был встречен в обществе неодобрительно», — подчеркнул В. В. Тютчев (Тютчев Ф. И. Избранные стихотворения. Вступительная статья В. В. Тютчева. Нью-Йорк, 1952. С. VI).
В атмосфере конфликта с «обществом» создавался образ «толпы», что вызвало вспышку сатирической гиперболизации в финальном стихе. Эта вспышка подготавливалась и лирическим образом «души», в поэтике которого заметна опора на философию Якоба Бёме, почитавшегося Тютчевым одним «из величайших умов, которые когда-либо проходили земное поприще» (ЛН-1.
С. 501). Согласно Бёме, человеческая душа пребывает в раздвоении: с одной стороны, «она имеет в себе источник свой также извне, через воздух; и господствует в ней Дух Святой по тому роду и образу, как Он все наполняет, и как все — в Боге, и сам Бог — все» (Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. СПб., 2000. С. 38–39), а с другой — «душа имеет свой источник также и из природы, в природе же есть злое и доброе, а человек в результате греха вверг себя в природную яростность, так что душа его ежедневно и ежечасно оскверняется грехами, то и познание души только частично; ибо природная ярость господствует теперь также и в душе» (там же. С. 39). Эта философская аллюзия дает опору для воплощения тютчевской мысли о невозможности спасения от «бессмертной пошлости людской», ибо она — тоже принадлежность человеческой души. Отсюда вся художественная оправданность появления эпитета «бессмертной». Скорее всего, именно этот эпитет представлен в первозданном тютчевском тексте, а его замена в
Сушк. тетр.
(л. 68) на «безмерной» также является результатом сотворчества. Поэтому Н. В. Сушков в этот список внес исправление, написав под «безмерной» «бессмертной».
Возможно, что монолог А. Ф. Тютчевой о «душе» в дневниковой записи от 24 ноября 1855 г. в какой-то степени обусловлен содержанием этого стихотворения: «Бывают минуты в жизни, когда душа действительно не знает, в чем ей найти успокоение. Куда бы она ни повернулась, всюду она впитывает в себя тайную горечь, она чувствует себя совершенно одинокой, покинутой и чуждой в этом мире» (При дворе-2.
С. 84–85). В критическом отклике К. С. Аксакова на первое издание стихотворений Тютчева есть определение, которое передает поэтическую а: «С другой стороны, сочувствие поэта направлено к внутреннему миру человека, к тем таинственным глубинам и безднам души, где возникают призраки, где родятся мечты, где носятся видения, откуда исходит безумие, к миру не мысли ясной и не фантазии головы, но к миру снов, ощущений, предчувствий, какого-то таинственного осязания бесконечности, какого-то смутного чуяния беспредельности, невместимости, чуяния, граничащего с безумием, предощущающего хаос» (Аксаков К. С. Обозрение современной литературы // Аксаков К., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981. С. 210). Попадает это стихотворение в поле притяжения и добролюбовского определения природы поэзии Тютчева: «… а другому доступна, кроме того, — и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни» (Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9-ти т. М.; Л., 1962. Т. 5. С. 28). «Соединение людей — толпа, а толпа — насилие», — подчеркнул Д. С. Мережковский перед тем, как процитировать две первых строки 2-й строфы, а смысл финальной строфы определил: «Уйти от жизни — от пошлости» (
Мережковский.
С. 80) (
А. А.
).
Средства выразительности
В своих произведениях Тютчев представляет человека одновременно слабым и величественным. Хрупкий перед непредсказуемой мощной стихией, он важен внутренней силой и твердостью духа. Эта двойственность выражена в стихотворении с помощью параллелизма, который можно заметить в сопоставлении природы и человеческой жизни.
Для передачи выразительности образов автор использует эпитеты — «вечерний», «прощальный», «последний». В переносном значении он применяет метафоры «бродит сиянье», «полнеба охватила тень».
Лиричность и музыкальность строк достигается благодаря лексическим повторам слов «продлись» и «помедли». Они же выражают страстное желание влюбленного мужчины на то, что «блаженство» будет долгим.
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
Фёдор Иванович Тютчев. «Чему молилась ты с любовью…»
Чему молилась ты с любовью, Что как святыню берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья Души, парящей над толпой, Ее спасали от насилья Бессмертной пошлости людской!
Денисьева с дочерью 1862—1863
Роман Федора Тютчева с Еленой Денисьевой причинил поэту множество душевных страданий. Он любил эту хрупкую и удивительно красивую женщину, но не мог защитить ее от тех испытаний, которые были уготованы ей судьбой. Впрочем, их роман развивался настолько стремительно, что Тютчев просто не мог предположить последствий интимной связи с юной девушкой из благородной семьи. Тем не менее, очень скоро Елена Денисьева забеременела и была с позором исключена из пансиона, куда определили ее состоятельные родители. Семья также предпочла забыть о дочери, опозорившей весь род, поэтому Тютчеву пришлось полностью взять на себя все заботы по содержанию любовницы и ребенка. Своей репутацией поэт нисколько не дорожил, хотя и понимал, что о связи с 19-летней девушкой непременно узнает его супруга. Гораздо больше Тютчева волновало то, что светское общество буквально втоптало в грязь Елену Денисьеву, которой было отказано от приема во многих домах Петербурга. Пытаясь утешить свою избранницу и поддержать ее морально, в 1851 году Федор Тютчев посвятил ей стихотворение «Чему молилась ты с любовью…». В этом произведении, наполненном нежностью и горечью, автор признается, что для него, равно как и для его избранницы, эта порочная связь является святыней. Однако современное общество настолько жестоко и беспощадно, что готово уничтожить каждого, кто хочет и умеет любить. Поэт с сожалением отмечает, что чувства его возлюбленной «судьба людскому суесловью на поруганье предала».
По мнению Тютчева, злобная и жаждущая развлечений толпа буквально вломилась в «святилище души» его возлюбленной, заставив молодую женщину страдать и испытывать вину за свои чувства. Обращаясь к любимой, поэт констатирует: «Ты невольно устыдилась и тайн и жертв». Понимая, через какие унижения пришлось пройти Елене Денисьевой, автор сожалеет о том, что стал виновником ее падения в глазах общественности. Тютчев мечтает о том, чтобы его избранница была по-настоящему счастлива, но понимает, что отныне их роман будет омрачен сплетнями и грязными домыслами. Поэтому автору искренне хочется, чтобы у бестелесной души, которой пришлось пройти через страдания, появились бы вполне осязаемые крылья, которые смогли бы поднять ее над толпой и, тем самым, «спасли от насилья безмерной пошлости людской». Однако этому не суждено было сбыться, и до конца жизни Елена Денисьева несла свой крест порочной женщины, посмевшей стать счастливой вопреки общественным устоям.
Чему молилась ты с любовью (Тютчев)/ПСС 2002 (СО)
← «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» | «Чему молилась ты с любовью…» автор Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873) | «Ты волна моя морская…» → |
«Современникъ» (1854) | |
ПСС (1913) | |
ПСС (2002) | |
(список редакций) |
Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья Души, парящей над толпой, Ее спасали от насилья Безмерной пошлости людской!
LiveInternetLiveInternet
–Музыка
–Приложения
–Метки
–Ссылки
–Фотоальбом
–Новости
–Всегда под рукой
–Рубрики
–Цитатник
Конкурс “Лотерея”, шар №-30, Коллаж “Осенний кофе для Вас” Конкурс “Лотерея”, шар №-30, Коллаж “О.
Окутанный райской негой живописный итальянский озерный край. Комо – ледниково.
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Интересы
–Друзья
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Статистика
Чему молилась ты с любовью
Чему молилась ты с любовью
Чему молилась ты с любовью, Что как святыню берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья Души, парящей над толпой, Ее спасали от насилья Бессмертной пошлости людской!