tamara eidelman кто такая
Тамара Эйдельман
Об авторе
Тамара Эйдельман – современная российская писательница, преподавательница истории, заслуженный учитель России.
Краткая информация
Тамара Натановна родилась в 1959 году в семье известных историков Натана Яковлевича Эйдельмана и Элеоноры Александровны Павлюченко. В некоторых интервью она вспоминает, что в детстве отец часто рассказывал ей про людей, которые повлияли на ход мировой истории. Для их семьи это было так же естественно, как для кого-то читать сказку про Колобка. Например, девочке ставили горчичники и просили потерпеть, как Муций Сцевола или Жанна Д’Арк.
Когда Тамара Эйдельман окончила школу, она хотела изучать театроведение и стать режиссером. Но родители уговорили ее сначала получить гуманитарное, то есть историческое образование. Так девушка поступила на исторический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. Вот уже более тридцати лет она преподает историю. Сегодня Тамара Эйдельман – заслуженный учитель России, заведующая кафедрой истории в гимназии № 1567, член правления Московской ассоциации учителей истории. Она считает, что самое главное – научить детей работать с источниками информации, самим добывать нужные сведения.
Эйдельман выпустила в свет множество статей, книг и пособий по истории и педагогике. Кроме того, она переводит книги англоязычных и германоязычных авторов.
Общественная деятельность
Женщина также была координатором международных образовательных проектов «Мозаика культур» и «Уроки Клио». Они проходили под эгидой Европейской ассоциации учителей истории – ЕВРОКЛИО. Участники проектов проводили тренинги в городах России, а также разработали несколько новаторских пособий по истории.
Тамара Эйдельман вела тематические передачи «Книги нашего детства», «Сослагательное наклонение» и «Судьбы книг» на радиостанциях «Маяк», «Голос России» и «Радио России-Культура».
«Фашистов надо жалеть», «омоновцы — мрази», «под Сталинградом победили не мы»: Чему учит в школе заслуженный учитель России
Пока сограждане горячо обсуждают, что принесут стране перемены, инициированные президентом, в екатеринбургском Ельцин-центре проходят лекции, на которых заслуженный учитель истории из Москвы, отличник народного просвещения Тамара Эйдельман учит широкую публику, как по науке протестовать против власти: отказом платить налоги и намеренным попаданием в тюрьму.
Чего только не бывало в пресловутом ЕЦ, прозванном в народе «Борькин-дурдом»! Здесь уже с пафосом праздновали и День независимости США, и 25-летие со дня открытия в Екатеринбурге американского консульства. Здесь заместитель директора центра Никита Соколов реабилитировал власовцев, а Алексей Венедиктов, отстаивая равную вину за Вторую мировую войну Германии и СССР, в увлечении падал со сцены. В этом бетонном «замке Кощея» регулярно проходят русофобские фестивали типа пресловутого «Артдокфеста» Виталия Манского или «Beat Weekend», рекламирующего вырожденческую «культуру»: выступают видные «белоленточники» и любители бандеровской Украины.
Но прямых лекций о технологиях сопротивления власти с призывами нарушать закон ещё не было — как-то неудобно считалось. Вроде Екатеринбург ещё пока в России, а не в республике «Идель-Урал», да и строился на деньги налогоплательщиков «этой страны». А тут вдруг читается открытая лекция «Ни доллара правительству!». Очень пикантная, можно сказать, ситуация.
Хотя, постойте, может, речь идёт о поддержке каких-нибудь американских борцов за справедливость: ведь не о рублях же — о долларах говорится? Или просто такая мера предосторожности лектора и дирекции ЕЦ? Дескать, если что, отвертимся: речь идёт типа о событиях прошлого.
Впрочем, подобный маскировочный «академизм» вряд ли кого обманет. Кроме тех, конечно, кто желает обмануться. Весь авторский лекционный цикл Тамары Эйдельман называется «Против течения: история гражданских конфликтов». Есть краткая расшифровка темы: «На лекциях цикла речь пойдёт о мирной борьбе за свои права, которую вели и ведут те, кого по праву можно назвать настоящими гражданами своей страны». В анонсе первой лекции «Наказание без преступления», в частности, говорится: «Нарушение существующих законов — один из способов мирных протестов. Протестующие демонстрируют своё несогласие с законом и готовы понести за это наказание. Так поступали люди в разные времена и в разных странах. От Сократа до Махатмы Ганди, они бросали вызов сложившимся порядкам, а потом шли в тюрьму, обесценивая тем самым наказание».
Стоит отметить, что цикл лекций московской учительницы в Ельцин-центре высоко оценили в свердловском отделении общества «Мемориал», являющемся иноагентом. Фото: Supertrooper / Shutterstock.com
Во второй лекции Эйдельман уже ведёт речь о конкретной технологии — налоговом неповиновении. «Можно ли выразить протест, отказавшись платить налоги или перестав покупать те или иные товары? В чём смысл такого поведения? Выдающийся американский писатель Генри Дэвид Торо отказался заплатить налог размером один доллар, а Ганди призывал к бойкоту английских тканей», — задаётся лектор вопросом в анонсе. И переводит разговор в практическую плоскость: «В каких случаях такой протест оказывается очень эффективным?» Очевидно, подумать и ответить на него предлагается слушателям в ходе совместного мозгового штурма.
В своём авторском блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» Тамара Натановна разъясняет протестный концепт: «Чтобы использовать способы гражданского неповиновения, надо чтобы оно было действительно гражданским: сначала плати налоги, а потом протестуй и не плати. Или сначала перестань давать взятки ментам, а потом борись со взяточничеством. Соблюдай законы, а потом демонстративно их нарушай».
Стоит отметить, что цикл лекций московской учительницы в Ельцин-центре высоко оценили в свердловском отделении общества «Мемориал», являющемся иноагентом.
Тамара Эйдельман — вообще дама примечательная. Дочь культового в кругах «детей Арбата» историка-беллетриста Натана Эйдельмана — большого поклонника пламенных «борцов с царизмом», она сама преподаёт историю в московской гимназии №1567 в Кутузовском проезде. Кроме «правильной», «хорошей» семьи Тамары Натановны, везде представляют её регалии: заслуженный учитель России, отличник народного просвещения, член правления Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории».
В ОВД по Мещанскому району боевитой учительнице однажды всё же удалось попасть. Причём её «побег» оттуда через окно снимался на видео…
Вопрос корреспондента, допустимо ли педагогу-историку употреблять по отношению к ОМОНу такие эпитеты, как «дартвейдеры», мадам Эйдельман нисколько не смутил. Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress
Вопрос корреспондента, допустимо ли педагогу-историку употреблять по отношению к ОМОНу такие эпитеты, мадам Эйдельман нисколько не смутил: «Я в этот момент выступала не как учитель истории, а как гражданин. В классе я такого не буду говорить». Также исключительно вне школы этот заботливый педагог носит футболки Pussy Riot, оппозиционные значки и ленточки. Она, по её словам, школьников не агитирует участвовать в запрещённых митингах, но радуется всё же, когда они приходят вместе с родителями.
Протестная учительница избегает прямо излагать школьникам установки своих единомышленников про «аннексию Крыма». Вместо этого хитренько предлагает им посмотреть на эту тему ролик «Антипропаганда» оппозиционного блогера Максима Каца. В многочисленных интервью Тамара Натановна печалится о введении школьных стандартов, возвращении нормативов ГТО, опасается возврата НВП.
Вот она нахваливает скандальный доклад в Бундестаге школьника из Нового Уренгоя, в котором равно достойны уважения оказались солдаты-защитники и завоеватели: «Я рада, что такой мальчик есть, и очевидно, что учитель у него хороший». А вот она же в своём блоге сомневается в авторстве АК Михаила Калашникова, поскольку на фотографии сотрудников конструкторского бюро, «где 28-летний Михаил создал свой автомат, — все как на подбор — интеллигентные еврейские лица». И предполагает, что Калашникова «назначили» автором «по анкетным данным».
Пленных немцев прогнали по улицам Сталинграда, а либералы хотели бы выпить с ними баварского. Фото: Globallookpress
Всё это говорится и пишется с такой ироничной «всепонимающей» улыбочкой, принятой в этой среде. Но иногда улыбочка сползает. Тамара Эйдельман удивлена и как бы даже возмущена национальной общностью, пронесённой русскими через века. «Я не раз обращала внимание на некоторые особенности употребления моими учениками двух вполне безобидных личных местоимений множественного числа: «мы» и «они». Не скрою, смысл, который они подчас придают этим словам, внушает мне серьёзную тревогу. мы разбили немцев под Сталинградом, мы победили Наполеона, мы разбили шведов под Полтавой. Во все времена и эпохи маршируют эти загадочные «мы»».
Вот уж точно — есть «мы», а есть вы! Можно только представить, под каким соусом подаётся детям история России.
Вот уж точно — есть «мы», а есть вы! Можно только представить, под каким соусом подаётся детям история России. В сочетании с личным «протестным» примером такого «педагога» подобное обучение, очевидно, будет приносить стране всё новых и новых фрондёров и «борцов с режимом». Позвольте, а нам это вообще-то зачем?!
В «рукопожатной» когорте Тамара Натановна — весьма уважаемая персона. При этом у неё явно есть высокие покровители и симпатизанты, в том числе в образовательной системе. Иначе ей не удавалось бы, несмотря на все свои «шалости», не только уверенно возглавлять годами гимназическую кафедру истории, но и проводить по всей стране семинары для учителей. То есть эта дама признана достойной наставлять на путь истинный не только школьников, но и их педагогов.
Ещё раз зададимся вопросом: а не затянулась ли уже петлёй эта «педагогическая поэма»? Не пора ли объявить в ней рекламную паузу?
По просьбе Царьграда ситуацию прокомментировал историк и политолог, кандидат педагогических наук Игорь Шишкин.
— А что вас, собственно, удивляет? Ельцин-центр и строился для того, чтобы читать в нём такие лекции. Это же настоящий штаб оппозиции, «окормляемый» нашими западными «партнёрами». И люди там собираются соответствующие. Такие учителя, как Тамара Эйдельман, давно составляют у нас особую касту, призванную готовить будущую «элиту» для управления Россией, что они и делают. А поскольку им позволяют это делать и строят по всей стране такие центры, как в Екатеринбурге, значит, это нужно каким-то весьма влиятельным «кураторам». Спросите в любой стране, что было бы со школьным учителем, так относящимся к истории, к народу, наконец, к законам страны, где он живёт и преподаёт. Долго проработал бы он в профессии?
А что бы сделали, скажем, в США с человеком, публично пропагандирующим неуплату налогов? То-то и оно. Но у нас же самое демократичное в мире государство… Останется ли когда-нибудь в прошлом подобная «элитарность»? Будем надеяться, как надеялся лет пятнадцать назад в разговоре со мной великий математик и академик Игорь Ростиславович Шафаревич, ныне покойный. Он сказал: «Может быть, мы доживём до того времени, когда у нас будут даже русские пушкинисты».
Тамара Эйдельман
Тамара Эйдельман запись закреплена
РАЗГОВОРЫ С ВИДОМ НА АКРОПОЛЬ
Хвастаться нехорошо, но я и правда пишу этот текст в номере с видом на Акрополь. А вчера вся наша группа, которая отправляется в поездку, посвященную мифам и легендам древней Греции, ужинала с видом на Акрополь. И это, наверное, означает, что мы выпали из обычного времени с его ужасами, мерзостями, жестокостями и дурной погодой и попали в мифологическое время, где вся жизнь идет совершенно по-другому.
Показать полностью.
Чтобы мы не сомневались в том, что попали в волшебный мир, к нам пришел Сократ. Вот честное слово. Он с нами ужинал и — что же еще должен делать Сократ? — разговаривал.
Так зовут нашего гида. Его родители, жившие в момент его рождения в Советском Союзе, назвали сына Сократом. А еще, по его словам, у него есть друг Менелай. Но такие имена характерны для греков, родившихся в СССР. Здесь-то, в Греции, детей называют попросту — Деметриос, Спиридон — а вот имена античных персонажей давали детям советские греки, чтобы таким образом сохранить идентичность.
С греческой идентичностью (как и с любой другой) в СССР было непросто. Сократ сказал, что его предки жили в Батуми, а сам он родился в Латвии. Судя по всему, такое перемещение связано с тем, что в 1937-38 годах происходили аресты греков в южных регионах. Всего было арестовано около 15 тысяч человек. Что-то мне подсказывает, что прежде, чем оказаться в Латвии, родные Сократа побывали в лагерях, а потом в Средней Азии, где многие из греков оказались в ссылке. Обнаружила в Википедии очень характерную фразу: «основными регионами по реализации плана по грекам стали Краснодарский край РСФСР и Донецкая область Украины». План, значит, в 1937 году спускали не только на количество смертных казней, но и на аресты представителей конкретных народов. Логично — социализм — это учет и контроль.
Ну а теперь Сократ уже четверть века живет в Греции и работает гидом.
Еще к вопросу об идентичности — во всех греческих школах чуть ли не с первого класса учат древнегреческий язык. Он, во-первых, не похож на современный греческий, а во-вторых, очень сложный. Но как же без него? Я представила себе, что в российских школах изучали бы старославянский, из-за которого столько поколений студентов филфаков обливается кровавыми слезами, — а потом читали бы в первом классе «Слово о полку Игореве» в оригинале. Вот жизнь была бы… Все-таки хорошо, что «наше всё» писало уже на том языке, который, хоть и не совсем понятен нынешним школьникам, но во всяком случае не требует отдельного изучения.
Впрочем, вспоминаю знаменитую историю, как школьников попросили проиллюстрировать строчки «Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая, Ямщик сидит на облучке, В тулупе, в красном кушаке» — и в результате получили летящую по небу кибитку, сбрасывающую бомбы на странных пушистых зверюшек — браздов…
На мой вопрос о том, значит ли изучение древнегреческого, что любой выпускник греческой школы может запросто взять — и прочитать «Илиаду» в подлиннике, Сократ ответил, что в школах, к сожалению, учат плохо, но те, кто хорошо учились, наверное, могут. Кто-то, значит, все-таки может после школы прийти домой, открыть Гомера — и список кораблей прочесть до середины. Или даже дальше. Завидую. Я люблю список кораблей — совершенно непонятный и поэтому завораживающий…
«Рать беотийских мужей предводили на бой воеводы! Аркесилай и Леит, Пенелей, Профоенор и Клоний./ Рать от племен, обитавших в Гирии, в камнистой Авлиде; Схен населявших, Скол, Этеон лесисто-холмистый».
Всегда говорила своим ученикам, что знание, не обладающее практической ценностью, — самое прекрасное. Вот был когда-то Этеон «лесисто-холмистый». Там находилось святилище Деметры и показывали могилу несчастного Эдипа. И оттуда люди отправились воевать под Трою. Совершенно ненужное мне знание, которое доставляет истинное наслаждение. Так и перекатывается во рту — «Этеон лесисто-холмистый»… Вот оно, счастье — смотреть на Акрополь и повторять «Этеон лесисто-холмистый». Жаль, что не могу это произнести на древнегреческом…
Тамара Эйдельман запись закреплена
НАШИ ДРУЗЬЯ ДРАКОНЫ
Когда я стала готовиться к лекции о драконах (да-да, сегодня будет лекция о драконах и других волшебных существах), то, конечно, стала читать серьезные работы специалистов по мифологии, древнему искусству — они, надо сказать, много пишут о драконах, грифонах, волшебных птицах и черепахах.
Показать полностью.
Но куда удивительнее то, как много пишут о драконах не ученые, а любители — в прямом смысле слова — те, кому нравятся драконы. Конечно, мы знаем книги, где драконы выглядят не слишком приятно — можно вспомнить мерзкого Смауга, с которым Бильбо Бэггинс неосторожно вступил в беседу, или полуслепого дракона, охранявшего сокровища Беллатрисы Лестрейндж в банке Гринготтс, и других драконов из «Гарри Поттера». Впрочем, даже там, хоть они и показаны страшными и злобными, но как же Хагрид любит своего малыша Норберта и как он пытается, несмотря ни на что, воспитывать дракончика в своем домишке. В «Игре Престолов» воспоминания о драконах вызывают ужас, но Таргариены каким-то образом находили с ними общий язык…
А уж если посмотреть на выходящие в последнее время разнообразные детские книги о драконах, то через пять минут уже захочешь, чтобы у тебя дома тоже жил дракончик и попыхивал огонечком, будешь читать о том, как приручить дракона, или отправляться по всему свету вместе с защитниками драконов на поиски бедных и симпатичных многоголовых созданий, очень нуждающихся в нашей помощи.
Вот ведь интересно — в европейской традиции драконы, а также многочисленные змеи с множеством голов — по сути те же драконы — обычно всегда злодеи, враги героя, «вредители» по классификации В.Я.Проппа.
На востоке, правда, все обстоит по-другому — там драконы обычно оказываются благодетельными существами. Так что же произошло? Неужели мы предали наследие Геракла, сражавшегося с лернейской гидрой или Иванушки, смело ночь за ночью выходившего к Калиновому мосту, или Бильбо, не побоявшегося разговаривать с драконом, и Барда Лучника, сумевшего выстрелить в то самое местечко, где броня дракона не была непробиваемой?
Конечно нет. Сказки остаются сказками, и герои в них очень часто сражаются с какими-то жуткими чудищами, а нам нравится про это читать.
Но в то же время нынешняя любовь к драконам просто говорит о том, что нас в нашем сегодняшнем компьютеризированном, рациональном, прагматичном мире все равно завораживает все чудесное и сказочное. И так же, как когда-то средневековые географы выводили на карте в местах, о которых они ничего не знали: «Здесь живут драконы» — в уверенности, что уж там-то, за горами, за лесами, волшебство точно существует, так и мы в глубине души думаем: а вдруг?
И еще одно — легенды о драконах или о каких-то похожих на них существах почему-то бытовали практически у всех народов мира. Если не дракон, то крылатый змей или грифон, или еще какое-то чудище. Почему-то наши предки были уверены, что все эти странные и совершенно невозможные в обычной жизни создания все-таки существуют.
Зачем-то они были нужны, и дело, безусловно, не просто в желании придумать что-то удивительное. Драконы в мире появились не просто так. А почему? Об этом пойдет речь в новом выпуске «Уроков истории с Тамарой Эйдельман».
Восточнославянские мифологические рассказы о змеях.
Систематика. Исследование. Тексты
https://www.ruthenia.ru/folklore/kozlova7.htm
Дошедший до нас фольклорно-этнографический материал содержит разные в эволюционном отношении пласты, и потому необходимо было рассматривать его в диахронии, выстраивая ретроспективу.
Показать полностью. Это позволило увидеть за позднейшими напластованиями, переосмыслениями и перекодировками сохранившиеся в восточнославянской (а шире – в славянской) традиционной культуре рудименты существовавших некогда архаических воззрений на змей как на предков-покровителей, имевших высокий божественный статус (что характерно для мифологических систем многих народов мира).
Таким образом, мы видим эволюционный путь, который прошли фольклорные формы о эмеях на Воздвиженье: от рассказа мифологического – к бытовому. Это, в свою очередь, связано с эволюцией представлений о змеях: от мифических существ, регулирующих жизненный природный цикл, до силы нечистой и обыкновенных рептилий.
Если принять во внимание лишь синхронный срез фольклорно-этнографического материала, то враждебный характер существ змеиного происхождения сомнений не вызывает. Но диахронный и ретроспективный анализ позволяют обнаружить то, что скрывается под слоем позднейших переосмыслений и перекодировок. И становится очевидным, что славянская (в том числе и восточнославянская) традиционная культура не является исключением из общего правила, она сохранила рудименты древнейших мифологических воззрений на змей.
«Божественный Поймандр» Гермеса Меркурия Трисмегиста является самым ранним произведением герметической литературы. Вероятно, оно не полностью сохранило оригинальную форму и было в значительной степени переделано в первые века христианской эры. Будучи неправильно переведено, оно все‑таки, без сомнения, содержит многие из оригинальных концепций герметических культов.
. При слове Дракона небеса отверзлись, и неисчислимый Свет Сил открылся Гермесу, паря на крыльях струящегося огня. Гермес узрел духи звезд, небесных тел, управляющих вселенной, и все те Силы, которые сияют лучезарно Огнем – славой Суверенного Разума. Гермес понял, что видение явилось ему в результате Слова Поймандреса. Слово было Разумом, и через Разумные Слова невидимые вещи проявили себя.
https://studopedia.su/20_46119_poymandres-videnie-ger..
Драконы, влияющие на мир, появляются у всех древних народов: египтян, шумеров, китайцев, ацтеков, майя, а также у народов крайнего севера и австралийских аборигенов. Что могло способствовать этому?
Окончил Московский Физико-технический Университет, специальность «физик-исследователь», факультет аэрофизики и космических исследований. Андрей Юрьевич участвовал во многих исследовательских экспедициях и объездил многие уголки мира, где проводил различные исследования. Стоит также отметить, что Андрей Юрьевич являлся специалистом в области радиоуглеродного анализа и дендрохронологии.
Скляров выпустил целую серию научно-популярных книг и фильмов, посвященных историческим исследованиям. Был администратором интернет портала «Клуб «Философский камень»», а также основателем и ведущим автором одного из самых крупных web-ресурсов, посвященных загадкам и тайнам древней истории – «Лаборатория альтернативной истории».
В 2009 году получил международную премию «Золотое перо России» и звание «Лучший автор нового тысячелетия».
Тамара Эйдельман запись закреплена
НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ УБИВАТЬ ПАМЯТЬ
Когда человек теряет память, он заболевает деменцией и его личность постепенно разрушается. Когда общество теряет память, оно точно так же разрушается и превращается в хаотическое собрание разрозненных единиц. Человек, потерявший память, становится или невероятно агрессивным, или впадает в ступор. Точно так же и в обществе без памяти расцветает агрессия, или же члены его погружаются в пассивное безмолвие. А чаще происходит и то и другое…
Показать полностью.
Я помню набитый зал в 1989 году, когда проходила учредительная конференция Мемориала. В тот момент казалось, что создается основа для осмысления прошлого, для его очищения и для начала совершенно новой жизни. Не вышло. Пока не вышло…
Ну что же. Продолжаем разговор.
При всей чудовищности того, что сейчас происходит с Мемориалом, я думаю о том, как Солженицын ходил кругами по саду в Переделкине и таскал за собой вилы, чтобы отбиваться в случае чего, а потом возвращался в дом и снова садился за рукопись «ГУЛАГа». Представляю, как Шаламов, вышедший из своего ада, садился и писал про стланик. Представляю Юрия Дмитриева в камере и людей, приезжающих в Сандармох или на 12 километр под Екатеринбургом, чтобы оставить там фотографии своих убитых родных, прикрепить листок с их именами к дереву. Думаю о тех, кто создает таблички «Последнего адреса».
Я уверена, что даже если прекрасным сотрудникам Мемориала не удастся отстоять свою организацию, то они все равно найдут способ продолжить свое благородное служение и снова, снова и снова, несмотря ни на что, раздувать угасающий огонек и сохранять историческую память.
И наша задача — тоже участвовать в этом. Участвовать так, как каждый может и как по силам каждому. Рассказывать детям о том, что было в прошлом, и о том, что происходит сейчас. Не забывать великие книги, как бы ни было тяжело их читать, не верить тем, кто говорит, «а зато Сталин выиграл войну» или «взял с сохой, а оставил с атомной бомбой» (тоже мне достижение — и, кстати, Черчилль такой глупости не говорил).
Вот только я точно знаю, что я не буду делать: я не буду стенать о том, что в очередной раз снизу постучали, или восклицать: «не забудем — не простим».
Давайте вместо этого приложим все усилия, чтобы историческая память осталась жива, а ложь как можно меньше засоряла наши мозги.
Пойду готовиться к следующей лекции про Сталина.
*Минюст внес Мемориал в реестр иностранных агентов, с чем ни я, ни организация не согласны.
Только почему-то все стараются забыть об этом.
Тамара Эйдельман запись закреплена
Жил в конце XIX века в России человек по имени Василий Митров. С молодости он принимал участие в революционном движении. Его много раз арестовывали и наконец в 1898 году выслали в Вологодскую губернию, а потом перевели в город Орлов в Вятской губернии. Здесь было много политических ссыльных, и жить им всем было нелегко.
Показать полностью. Работы для таких, как они, практически не было. Митрову иногда удавалось отправлять в газеты и журналы свои очерки, но не более того. Ясно, что жизнь у него была нелегкая. А тут еще он влюбился.
Здесь же в Орлове находилась Клавдия Приходькова, которая в Петербурге, до ссылки, преподавала в кружке рабочей молодежи, писала листовки. Наверное, они были знакомы и раньше, так как оба сотрудничали с петербургским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса». Клавдии Приходьковой повезло больше, чем другим ссыльным — она смогла найти работу учительницы. Но вот тут еще один поворот — она тоже влюбилась.
Но только если Митров был влюблен в нее — и, судя по воспоминаниям, очень сильно, то она влюбилась в другого ссыльного — яркого и харизматичного Николая Баумана. У них начался роман, который затем быстро закончился, не совсем понятно даже по чьей инициативе. Дальше все разворачивается быстро, хотя ясно, что перед нами типичный чеховский сюжет о тихих несчастьях хороших людей. Бауман бежал из ссылки, а Приходькова вышла замуж за Митрова и уже ждала ребенка.
Вот только следующий поворот — совсем не чеховский, а какой-то уж совсем омерзительный. Бауман вместе с другим здешним ссыльным Вацлавом Воровским начали отправлять Приходьковой какие-то мерзкие письма и не слишком приличные карикатуры. Мы не знаем, что там было, но 24 декабря 1901 года Клавдия Приходькова отравилась, и все ее знакомые в Орлове винили в этом Баумана и Воровского.
Митров, похоже, был в отчаянии и, так как и Бауман, и Воровский вскоре оказались сотрудниками газеты «Искра», то он и обратился в редакцию, надеясь, что братья-революционеры осудят тех, кто, как он думал, погубил его жену. В «Искру» же написали письмо и другие ссыльные, жившие в Орлове. Дело было грязным, но проблема заключалась в том, что и Бауман, и Воровский, были энергичными и очень полезными для «Искры» людьми, поэтому Ленин надавил на всех, кто был возмущен и сумел добиться принятия решения о том, что дело это личное и революционерам вмешиваться в него не следует.
Не знаю, уместно ли в данном случае использовать слово «забавно», но во всяком случае странно думать о том, что это решение было принято в период зарождения той самой партии, члены которой будут потом с упоением копаться в чужом белье, разбирая на партсобраниях дела о супружеских изменах и аморальном поведении. Но это так, замечание в сторону.
Митров сначала поскандалил, а потом смирился. Можно, конечно, предположить, что именно поэтому он позже примкнул к меньшевикам, но это уж будет слишком романтично. Митров занимался революционной деятельностью, был снова арестован и выпущен в 1905 году после амнистии 17 октября. Он должен был, конечно, знать, что на следующий день после этой амнистии — 18 октября — Николай Бауман, попытавшийся проехать на пролетке по Немецкой улице в Москве (сегодня она называется Бауманская), размахивая флагом с надписью «Долой самодержавие», был убит в драке с человеком, пытавшимся его остановить.
Бауман превратился в одну из икон революции, как, впрочем, и Воровский, доживший до революции, ставший дипломатом и застреленный в Лозанне в 1923 году белым офицером, потерявшим во время гражданской войны родных. В Москве улицу Воровского переименовали обратно в Поварскую, но не сомневаюсь, что по всей России их еще много.
А Митров был депутатом Государственной Думы, но после 1907 года от политической жизни отошел, тихо жил, работал экономистом, умер в 1946 году. Я пыталась найти — был ли он снова женат, преследовали ли его в сталинские времена — но ничего не нашла. Незаметный человек со своим незаметным горем. Вернее, никем не замеченным.