tpms что это такое в машине ауди q5
TPMS, что же с тобой случилось?
Как-то раз пару месяцев назад в затяжном скоростном повороте на информационном табло загорелась жёлтым надпись TPMS. Настроение было в миг испорчено, несмотря на прекрасное солнечное весеннее утро и только что вымытый авто.
Tire Pressure Monitoring System отслеживает давление в шинах и предупреждает о выходе его за установленные пределы в одном или нескольких колёсах. С колёсами был полный порядок, да и инструкция по эксплуатации автомобиля подтвердила, что проблема не в давлении, а в неисправности системы — предупреждения о давлении выводятся другим символом.
Как загорелась надпись, так к концу дня и погасла… Возможно «наводки» какие-то были в месте проявления проблемы и система потеряла один из датчиков, возможно что-то ещё. «Какой-то глюк!» — подумал я и решил ничего не предпринимать.
Около месяца система работала прекрасно, но за пару дней до переобувки на лето надпись TPMS снова загорелась и больше не пропадала:
Случилось все практически как и в прошлый раз — утром после мойки. Стало очевидно, что есть определённая проблема с системой и нужно её решать.
Надо сказать, что TPMS на RS4 B7 не показывает величины давления в колёсах, т.е. если проблема в умершем датчике какого-то колеса, то она не очевидна, да и датчик не вычислить никак, кроме последовательного перебора. Этот момент к счастью был исключён заменой колёс на летние — оба комплекта у меня с датчиками, причём летние колёса с очень молодыми.
Подключил VAG-COM, ошибок куча: нет связи с блоком TPMS, с блоками управления дверьми, ошибки по блоку сигнализации, по блоку комфорта, по низкоскоростной CAN-шине. При этом в автомобиле абсолютно всё работает.
Очевидной причины не проявилось, но в совокупности с тем фактом, что всё случилось после мойки, стало понятно, что что-то намокло и замыкает всю шину Low CAN. Побежал «по венам» — добрался до блока управления TPMS под обшивкой заднего левого крыла, до антенны системы справа под задним бампером:
TMPS: стоит ли ставить систему контроля давления в шинах и как её ломают в шиномонтаже
Ещё не так давно система TPMS считалась атрибутом автомобиля очень высокого класса. Сейчас она встречается всё чаще и чаще, и, скорее всего, скоро наступит то время, когда эту систему заставят ставить на все новые автомобили наряду, например, с уже обязательной ABS. Во всяком случае в некоторых странах такое время уже наступило. Одним словом, пора уже разобраться, как эта штука работает, действительно ли её очень часто выводят из строя шиномонтажники и можно ли поставить её в автомобиль самостоятельно.
На вкус и цвет…
Все системы контроля давления в шинах можно разделить на два типа в зависимости от принципа их работы. Первый вариант – самый популярный. В таких системах используются датчики, которые стоят непосредственно в колёсах. Второй вариант встречается реже и, наверное, потихоньку уйдёт в прошлое. В нём нет отдельных датчиков, а работает он за счёт датчиков системы ABS. Разберёмся с обеими конструкциями чуть подробнее.
Как я уже сказал, в первом случае в каждом колесе стоит датчик, который может считывать давление внутри шины, а иногда и температуру. Эти датчики тоже бывают двух видов: первые стоят внутри колеса, вторые – снаружи. Обычно всё же встречаются внутренние, которые крепятся к вентилю. На сегодня это самая популярная система. Преимуществ у неё много: датчики внутри колеса работают надёжно, а сам вентиль служит антенной, которая передаёт сигнал с каждого колеса на свой блок. Сигнал от этих датчиков вполне уверенный, так что «глючит» такая система редко. Но есть у неё и недостатки.
Во-первых, эти датчики работают как передатчики, и им жизненно необходимы батарейки. Срок службы этих батареек разный, в среднем их хватает на пять-семь лет. А менять их нельзя. Любое, даже самое незначительное повреждение датчика чревато утечкой воздуха, так что теоретически они неразборные. Поэтому как только в нём садится батарейка, его нужно менять на новый.
Во-вторых, процесс замены довольно трудоёмкий. Необходимо снимать колесо, разбирать его, менять датчик, всё собирать обратно и балансировать.
Датчики, которые установлены снаружи, таких недостатков лишены. Их ставят вместо колпачков на вентилях, так что замена такого датчика – секундное дело. Но на этом их преимущества перед внутренними датчиками заканчиваются. Во-первых, что легко поставить, то легко и снять, и этим пользуются воришки. Во-вторых, эти датчики работают в агрессивной среде и выходят из строя быстрее внутренних. В-третьих, они мало влияют на балансировку (они легче, чем внутренние), но из-за того, что стоят на месте ещё более лёгких колпачков, могут на высокой скорости изменять положение вентиля. А это грозит травлением воздуха. Ну и, наконец, последнее. Принцип работы датчика таков, что он давит на золотник и запирает воздух в шине самим собой, а не золотником. И если датчик испортится, он начнёт пропускать воздух через себя. А это уже гарантированно спущенное колесо.
Система контроля давления в шинах, работающая с помощью датчиков ABS, далеко не так совершенна. Точнее, она вообще не совершенна. Само собой, даже самый дорогой датчик ABS понятия не имеет, какое там в шине давление. Поэтому система способна только отслеживать с помощью ABS скорость вращения каждого колеса и делать далеко идущие выводы.
Если колесо сильно спустит, его диаметр станет чуть меньше, крутиться оно будет чуть быстрее. И тогда система контроля давления начнёт подозревать, что что-то пошло не так. Но не всегда. На низкопрофильных шинах она может вообще не заметить, что воздух из шины убежал, а с шинами RunFlat она вообще толком не работает. И это ещё не всё самое плохое.
Хуже, что такая система считает проколом вообще любое затяжное изменение скорости вращения какого-то колеса. А такое происходит с машиной и в нормальной жизни. Например, при затяжном повороте, когда внешнее колесо проходит более длинную дугу и вращается быстрее внутреннего. В этом случае система контроля давления может подумать, что шина испустила дух и выдать на панели «ахтунг». Кстати, так как эта система давления физически не видит, то и показать она его не может и в случае чего только предупреждает, что давление упало. А вот предыдущая, с отдельными датчиками, способна показывать давление в каждом отдельном колесе.
У хорошей системы есть важная особенность: она может предупредить водителя о том, что колесо стало спускать на ходу. Если оно не дай бог стрельнет, водитель почувствует это и без всяких TPMS, а вот небольшой прокол он заметит не всегда. Мало того, на современных переднеприводных автомобилях можно вообще не заметить, как спустило заднее колесо, и дожевать на ходу шину диском. Вот в этих ситуациях и спасает TPMS.
А если сам?
Тяга к прекрасному у нас развита ненормально сильно, поэтому желание сделать свою машину чуть лучше есть почти у всех. Конечно, возникает вопрос и по поводу TPMS: нельзя ли вкорячить в свою машину нечто подобное? Можно. Но начнём с чего-то попроще.
В продаже встречается самый примитивный аналог такой системы – колпачки на вентили, которые меняют цвет в зависимости от давления в шине. Стоят они вообще копейки – в Интернете я нашёл их по 340 рублей за комплект из четырёх штук. Такую, с вашего позволения, «TPMS» ставить просто: открутил с ниппелей колпачки, накрутил эти чудо-устройства, и всё – счастье. Но не абсолютное.
Главный недостаток – это необходимость ходить вокруг машины и смотреть на цвет этих колпачков. Сидя внутри, да ещё и на ходу, ничего, конечно, понять невозможно. Так что, как ни крути, а это самый настоящий эрзац, и полноценную систему TPMS эти штуковины заменить не могут. К тому же они работают по принципу «нормально или нет» и показать значения давления не могут. Правда, есть особо продвинутые колпачки – трёхцветные. В них зелёный цвет обозначает норму, жёлтый – тревогу, красный – всё, приехали. Но в любом случае точность этих приспособлений очень низкая, и ориентироваться на них не стоит. Не знаю насчёт всех производителей, но пока идеальных изделий в природе не встречал. Может, конечно, они и существуют, но это не точно.
Другой недостаток «умных колпачков» – это их вес. На скорости они дают слишком большую нагрузку на вентиль, что чревато теми же самыми утечками воздуха из шины. И, наконец, они почти всегда намертво прикипают. Обычные пластиковые колпачки открутить намного проще, чем эти чудеса техники из алюминия или латуни. Кстати, эти два металла сами по себе образуют электрохимическую пару, поэтому при необходимости просто подкачать колесо такие датчики часто приходится просто срезать и выкидывать. Ладно, они хотя бы стоят копейки – не жалко.
Если хотите недорогого эксперимента, попробовать можно. Но всё же это даже близко не TPMS. А ведь при желании её всё-таки можно поставить. Почти что полноценную!
Почти полноценную – потому что экранчик всё равно придётся ставить отдельно. В комплектах, которые есть в продаже, всегда наличествует сам дисплей (в нём же – приёмник сигнала с датчиков) и набор датчиков. Датчики бывают разными: и внутренними – на вентилях, и внешними – на колпачках. В первом случае всё выглядит вообще по-взрослому – как штатная система TPMS, но с отдельным экраном. Судя по отзывам, некоторые такие системы работают прекрасно. Показания у них точные, надёжность вопросов не вызывает. Вот только цена кусается. Комплекты за три тысячи могут показать давление в шине, а могут – в жилом модуле МКС. Как повезёт. Более дорогие и от хорошего производителя работают намного точнее. Но и стоят они дороже – тысяч от пяти-шести и до пятнадцати.
Монтаж, как вы понимаете, несложный. Особенно с внешними датчиками-колпачками: накрутил их вместо штатных колпачков, прилепил в салоне экран и радуешься жизни. С внутренними надо повозиться: разбирать колёса и менять вентили.
С приёмниками-дисплеями есть тонкость: некоторые из них передают сигнал по радиоволнам и включаются просто в прикуриватель. Такие системы могут терять сигнал от любых помех.
Наиболее навороченные TPMS, предназначенные для самостоятельной установки, работают через блютуз и коннектятся со смартфоном. Схема рабочая и удобная, хотя и недешёвая.
Что сломалось?
Сама по себе система TPMS вполне надёжная и выходит из строя редко. Почти все причины отказа TPMS связаны с отсутствием сигнала от датчиков. В первую очередь виноваты севшие батарейки (как я говорил выше, обычно приходится менять не батарейки, а датчики целиком). Вторая причина молчания датчика – это его физическое повреждение. Есть мнение, что эти датчики очень легко уничтожить в шиномонтажной мастерской. Это одновременно и правда, и неправда. Посмотрите, как их может сломать криворукий шиномонтажник.
8. Летние тапки. TPMS на Audi Q5🌡.
На улице установилась стабильная плюсовая температура, а значит пришло время сменить шины. Зимние шину у меня без шипов и при положительных температурах стираются они очень быстро, по этому долго не тянем, как только прогноз начинает радовать стабильностью положительных температура сразу едем на шинку и…ставим датчики давления в колеса=) Про смены покрышек читать никому не интересно, по этому пост будет больше про установку «не штатной» для Q5 опции 7K3 Контроль давления в шинах, частота 433 МГц High.
Итак немного теории и схем. Система TPMS штатно на Q5 не устанавливается, есть только система косвенного контроля за давлением в шинах по датчикам ABS. Основана система косвенного контроля на разнице скорости вращения колес чем колесо меньше тем больше скорость вращения, соответственно спущенное колесо имеет меньший диаметр, чем накачанное и вращается быстрее. Данную систему можно активировать практически на любом авто группы VAG, имеющем датчики ABS. Штатно именно эта система и установлена на Q5 (не знаю активирована ли она с завода, но у меня пункт в MMI уже был).
От Q7 у меня оставался комплект дисков с датчиками и было принято решение доустановить систему TPMS, тем более сделать это проще простого.
Схема подключения ниже:
На ней нас интересуют:
1. Гейтвей (J533), находится он под задним диваном, тут подробнее
2. Блок управления контроля давления в шинах (J502). Устанавливается он с завода (на Q7, RS4/5) под днищем автомобиля, где-то в районе ниши запаски.
3. Датчики давления в колесах (R222, R223, R224, R225).
И все, дальше уже только кодирование и адаптация.
Теперь немного про установку блока J502 и датчиков. Блок (будем называть его антенна) мы просто положили в нишу запасного колеса, справа (если смотреть на авто сзади) от АКБ. Замотали его тканевой изолентой для проводки, чтобы не бринчал. Заморачиваться с установкой кронштейна и выводом проводки под днище авто совсем не хотелось, да не известно, есть ли в Q5 крепления.
Антенна имеет 4 пина и подключаются они следующим образом
1 пин антенны 30 пин гейтвей (разъем Т54 черный)
2 пин антенны в блок предохранителей, коричневая колодка, 6 место, предохранитель на 5А
3 пин антенны 12 пин гейтвей (разъем Т54 черный)
4 пин антенны масса, подключаем к любому массовому проводу.
После подключения берем комп.
1. В 19 блоке включаем новый блок 65
2. В 3 блоке (ABS)
Байт 14 — Бит 6=0
Байт 26 — Бит 1=0
3. В 17 блоке (приборная панель), этот пункт скорее всего только для тех у кого электронная приборка
Байт 03 — Бит 7=1
Байт 04 — Бит 0=0
Байт 11 — Бит 2=1
У меня данный пункт был уже сделан (у себя я включал таймер кругов для отображения температуры масла), приборка у меня обычная.
4. В блоке 5F (MMI) в разделе адаптации необходимо сделать следующее:
Car_Function_List_BAP_Gen2-tire_pressure_system_0x07, значение «включено» (activated)
Car_Function_List_BAP_Gen2-tire_pressure_system_0x07_msg_bus, значение «дополнительная шина данных» (на английском «Databus extended»)
Car_Function_Adaptations_Gen2-menu_display_rdk, значение «включено» (activated)
Car_Function_Adaptations_Gen2-menu_display_rdk_standstill, значение «не активировано» (not activated)
Car_Function_Adaptations_Gen2-menu_display_rdk_over_threshold_high, Значение «включено» (activated)
Car_Function_Adaptations_Gen2-menu_display_rdk_clamp_15_off, значение «не активировано» (not activated)
Car_Function_Adaptations_Gen2-menu_display_rdk_after_disclaimer, значение «не активировано» (not activated)
После этого перезагружаем MMI, заходим в CAR, ТО и контроль, Контроль давления шин, показать давление шин. Будем такое окошко:
После короткой поездки со скоростью 25км/ч+ датчики должны определиться антенной и должны появится значения давления в колесах и температура датчиков.
На этом процесс закончен и мы имеем еще одну полезную опцию.
По цене у меня вышло примерно следующее:
антенна 8200, проводка, 1800, итого 10000.
Работа 0, т.к. делали параллельно с установкой камеры и keyless
Если будут вопросы, пишите, постараюсь ответить.
Работы по доустановке, кодированию и заказ комплектующих делал через Автопремьер
TPMS. У кого горит на приборке — не спешим менять детальки
Выхожу утром завести машину, запускаю и тут резкий писк ошибки.
«Tire Pressure Monitoring System Malfunction» — Да чтоб тебя!
Когда уходил вечером, все было ок. Подключаю VCDS — в блоке ABS висит ошибка
«03543 ходовая часть — механический сбой» или «03543 ходовая часть — механическая неисправность подвески»
Не помню как точно.
Сброс ошибки не помогает. Пошел искать на форумах, наткнулся на российский и… Как же я люблю наши форумы. Легкий намек на решение, но никакой конкретики. Те, кто просит озвучить решение конкретно — обвиняются в тупости и невнимательности.
А решения, по крайней мере самостоятельного, скорее всего нет.
Вот ссылка на документ, где описана проблема: goo.gl/uNRQqa
Вероятная причина — короткие поездки по ухабистой дороге. Так стоит то ли датчик, то ли что-то похожее, которое считает «колыхания» авто и после глушения авто показания записываются в блок. (На истину не претендую)
В общем, это объясняет, почему ошибка выскочила только утром.
На старых прошивках блока (версия 050), этот счетчик быстро переполняется и показывает эту ошибку.
Решение описано в документе. Как я понял, нужно ехать к официалам и прошивать блок до более новой версии.
У меня ошибка исчезла и больше не появляется после того, как я проехал больше 100км по трассе.
TPMS или проверка давления в шинах (код опции 7К6)
Продолжаем заполнять БЖ тем, что уже проделано.
Еще перед самой покупкой машины, я знал, что на B8 есть такая штука как TPMS (Tire-Pressure Monitoring System) или проверка давления в шинах по-русски. Сама по себе системе отличается от подобных в той же А6, А7 или А8. Там данная функция может непосрдественно измерять давление в каждом колесе. Система (блок АБС) же на А4/А5 отслеживает количество оборотов колеса. Если вспомнить школьную математику/геометрию, то все мы прекрасно знаем, что колеса разного диаметра на одинаковом расстоянии могут провернутся разное количество раз. Всему виной длина круга, или примительно к нашей ситауции — длина шины от точки А до нее же через 360 градусов. Длину данного круга можно вычислить зная радиус. Возвращаясь к нашему блоку АБС можно сказать, что как только (почти как только) сдувает колесо — изменяется его радиус и соответственно количество оборотов колеса изменяется. Показания считается от принятого по умолчанию водителем в меню машины.
Т.к. у меня случилась беда с колесами, то захотелось конечно же как-то быть подстрахованным в будущем. Решил подробнее узнать, а можно ли поставить на мою машину такую систему. В интернете почти везде стоит, что машины с комплектацией блоков АБС — 1AT поддерживают TPMS, а так же такую забавную функцию как Hill Hold (AHHA), машины же с блоками 1AS данные функции НЕ поддерживают.
НО есть исключения (см.тут). Посмотреть у себя в багажнике наклейку с комплектацией, разочаровавшись, увидел надпись 1AS. Но внутренее Я не сдавалось, открыв капот и сравнив номер блока и номера исключения, обнаружил свой — 8K0 907 379 AQ.
Сначала даже не поверил. Да и собственно рано было радоваться. Блок мог бы и не принять кодировку. Ну что ж. Взял ноут, кабель, полез кодировать:
[03 — ABS/ESP]
➨ [Логин II — 16] код 61378 ➨
➨ [Кодирование — 07] ➨ [длинное кодирование] ➨ Byte 1 Bit 3 ➨ Изменить 0 на 1
[17 — Панель приборов]
➨ [Кодирование — 07] ➨ [длинное кодирование] ➨ Byte 4 Bit 0 ➨ Изменить 0 на 1
[56 — Радио]
➨ [Кодирование — 07] ➨ [длинное кодирование] ➨ Byte 8 Bit 6 ➨ Изменить 0 на 1
После кодирования загорелась лампочка «шины» на приборке, а так же на экране начало мигать сообщение о том что нужно проверить шины. Не пугаемся, заходим в CAR меню магнитолы (там как раз появился новый пунт про давления в колесах).
Нажимай на колесико, затем еще раз и машина начинает адаптацию колес. Или точнее сказать запоминает их радиус.
ВНИМАНИЕ: данную операцию надо проводить на ровной поверхности!
Вот и все 🙂 Теперь спокойно можно колесить не боясь изменения давления в шинах, что как минимум может привести их к неправильному износу или их замене как в моем случае 🙂
Теперь хочу попробовать поставить Hill Hold. Но это уже потом. Как кнопку найду. Специально покупать пока не хочется.
P.S. Подробнее о Hill Hold можно узнать в интернете. В двух словах — авто ручник 🙂
Бонусная фотка с лосем:
А еще у нас вот такие демоны катаются (не фотошоп!)