underground что это значит
Значение слова «андеграунд»
Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андерграунд отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андерграунда — «сексуальная революция», наркотики, антирелигиозность, проблемы маргинальных групп.
андегра́унд
1. культурол. направление в искусстве и культуре, представители которого нарушают устоявшиеся традиции или выражают протест против них
2. собир. произведения представителей такого направления в искусстве и культуре
3. собир. приверженцы такого направления в искусстве и культуре ◆ Интеллектуальный андеграунд Москвы, Ленинграда, Вильнюса или Еревана имел разные степени понимания творческой и реальной свободы, а отсюда и степень художественного противостояния к официальной власти. Рубен Ангаладян, «Параджанов: коллаж тени и цвета в диапазоне одного человеческого сердца», 2001 г. // «Звезда» (цитата из НКРЯ) ◆ Устраивались и вечера «молодых», на которые стекались из множества литературных объединений и кафе, сторожевых будок и кочегарок писатели-«неформалы» ― будущий «андеграунд». Владимир Арро, «Дом прибежища», 2002 г. // «Звезда» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выключаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое андеграунд
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Представители неофициального искусства нередко называют себя впечатляющим словом «Андеграунд».
Что стоит за этим определением, откуда пошло его название, кого из современных деятелей культуры можно отнести к андеграунду – узнаем из этой статьи.
Андеграунд — это.
Андеграунд – это культурная среда, объединяющая представителей современного искусства (музыки, кино, литературы), по каким-то причинам вышедших за официальные рамки, а также само это искусство.
Андеграунд противоположен поп-культуре, мейнстриму (что это такое?) и продуктам госзаказа.
Само слово «андеграунд» происходит от англ. «underground» («подполье», «подвал»).
Данное явление до сих пор не изучено в полной мере, так представители андеграундного искусства целенаправленно пишут «в стол», создавая шедевры для узкого круга ценителей.
Это культурное движение является протестным, бунтарским. Темами произведений для языковых, расовых, половых и социальных запретов. Однако при анализе подобных откровений важно не потерять чуткость к восприятию искусства.
Существует немало «творцов», реализующих свои страхи и комплексы через нецензурную брань, провокационные визуальные ряды и другие формы эпатажа. По каким-то причинам они не вписываются в официальное искусство.
Но если дальше эпатажа человек не пошёл, если его творчество не содержит внутри себя никакой обновляющей идеи, оно не может быть причислено к явлениям искусства.
Из истории термина
Термин «андеграунд» родился в американской культуре, затем «перебрался в Европу» и стал общепринятым уже во второй половине 20 века.
Зарождение подпольного искусства имеет социальную природу. Собираясь в закрытых клубах, под мостами, в гаражах и подвалах, собственную «правду о мире» впервые попытались сформулировать те, кто оказался за бортом концертных площадок и звукозаписывающих студий: латино- и афроамериканцы, представители маргинальной среды.
Изначально об андеграунде заговорили в музыке, имя ввиду гранж и экстремальный металл. В хип-хопе яркой иллюстрацией явления стал гангста-рэп.
История не одобренного государством искусства, почти 50 лет существовавшего в «подполье» СССР, породила специфический русский андеграунд, объединивший писателей-диссидентов, музыкантов-новаторов, режиссёров и художников-модернистов.
Так как Россия до конца 20 века была и оставалась литературоцентричной страной, особый размах приобрела подпольная литература: в Москве и Ленинграде стали набирать популярность поэтические квартирники, по рукам начали ходить «самиздатовские» сборники запрещённых поэтов.
Как явление андеграунда зародился русский рок. Подпольные репетиции, на которых музыканты могли почувствовать воздух свободы, вечная нищета, абсолютная неизвестность «наверху» и фантастическая популярность «среди своих» создавали романтический колорит вокруг искусства андеграунда.
Слово «подпольщик» в отношении автора стало восприниматься как синоним понятия «свободный художник». С постепенным выходом «в народ» и ослаблением цензуры (что это?) произведения подпольного искусства перестали восприниматься как запретные и начали формировать новый мейнстрим.
Приблизительно к 1993—1995 годам, когда границы государственного здания окончательно рухнули и стало неясно, где находится верхний, где нижний этаж, а где подвал, понятие «андеграунд» потеряло свои границы.
Встал вопрос, каким критериям должно соответствовать произведение, чтобы принадлежать к неофициальному искусству.
В настоящее время представителями андеграунда себя считают и те, кого не показывают по телевизору и не издают, и те, для кого эпатаж стал нормой жизни, и те, кто не согласен с государственной идеологией.
Как отмечают современные музыкальные критики, после первого гонорара исполнитель с удовольствием выбирается из подполья и начинает петь то, что нравится публике. То же происходит и в литературе.
Романтика чистого протеста практически сходит на нет. Свобода (что это?), которую даёт интернет-пространство, нивелирует (что это значит?) официальное и неофициальное искусство, так что понятие «андеграунд» нуждается в переосмыслении.
Как понять философию Андеграунда
Как мы уже сказали, андеграунд – это не только совокупность форм искусства, но и особая среда со своим мировоззрением, традициями, «поэтикой».
Проникнуться атмосферой культурного подполья поможет фильм «Андеграунд» Эмира Кустурицы, снятый в 1995-м году, а также роман Владимира Маканина «Андеграунд или Герой нашего времени», изданный тремя годами позже.
Чтобы составить представление о тех, кто сегодня считает себя андеграундом, есть смысл посмотреть интервью русских рэперов (как правило, их высказывания о собственном творчестве глубже, чем собственно творчество).
Так кто же такие художники андеграунда: гениальные неудачники или творцы, верные пушкинскому завету «Ты – царь, живи один»?
Знакомьтесь с ними, принимайте или отвергайте их ценности – и делайте собственный вывод.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Да вся эта шушера состоит из обычных неудачников и бездарей. Люди пишут в стол — это правда, но пишут ли они шедевры?
Я понимаю, когда в подполье уходили поэты, музыканты, писатели из-за государственной цензуры, тут и талантливые произведения могут попасть в опалу, но сегодня нет цензуры, делай что хочешь, создавай что можешь, а если твоё творчество не имеет успеха, то не нужно себя причислять к андеграунду, просто нужно понять — это не твоё и найти себе другое занятие.
Я еще столкнулась с тем, что авторы не сумевшие добиться популярности, также себя причисляют к андеграунду, хотя никакого отношения к протесту не имеют. Так они поднимают собственную значимость.
Будь в теме: что такое андеграунд на молодежном сленге
Новые слова появляются в языке постоянно, и в данной рубрике мы объясняем значения популярных сленговых выражений. Что такое чилить с крашем, шипперить знакомых и не только, мы уже рассказали. А сегодня поговорим про андеграунд – слово, которое часто встречается на просторах Интернета и в повседневной речи.
Что такое андеграунд на молодежном сленге
Андеграунд (от английского underground – подпольный, нелегальный) – понятие более широкое, чем РОФЛ, кринж или вайб. Андеграунд объединяет целое течение в культуре (в частности, в современном искусстве), которое противостоит классическим канонам и мейнстриму (массой культуре). Чаще всего андеграунд ассоциируется с чем-то запрещенным, бунтарским и смелым, он напрямую конфликтует с общественно-одобряемыми устоями и идеологией. Деятели андеграунда эпатируют общество и стремятся снимать негласные табу в разных сферах жизни.
Андеграунд в музыке, изобразительном искусстве и не только
Чаще всего андеграунд связывают с искусством – андеграунд в музыке, изобразительном творчестве, кино и так далее. При этом нередко деятельность, которая начиналась как «подпольная», со временем превращается в массовую.
Например, так произошло с рэпом – если в 2000-х провокационные песни с обсценной лексикой и табуированными темами вызывали волны негодования и общественного осуждения, то сейчас рэп-артисты выступают на одной сцене со звездами шоубизнеса, появляются на федеральных каналах и даже сотрудничают с политическими партиями. Такой процесс закономерен, ведь бунтарские выходки делают артиста популярным, а слава приносит финансовое благополучие, крупные контракты и обязательства. Получается, что некогда «андеграундный» артист начинает подчиняться общим правилам и подвергается критике, что «он уже не тот». Плюс сам жанр становится популярным и массовым, что прямо противоречит «подпольности».
Тем не менее граница андеграунда и массовой культуры крайне размыта и зачастую субъективна. Важно помнить, что смена интересов и направления деятельности в творчестве и жизни – вполне нормальный процесс.
Как использовать «андеграунд» в современном языке
Вы слышали фразу «это настоящий андеграунд!» или «он уже не андеграунд»? Суть таких молодежных выражений вытекает из предыдущего пункта: если деятель перестал спорить с обществом и начал подчиняться негласным правилам, значит, он больше «не андеграунд».
В обратной ситуации, когда человек продолжает делать смелые, но социально-осуждаемые поступки несмотря на препятствия, преследования и критику, то он имеет право называть себя «андеграунд».
В обычной речи это слово можно использовать и менее серьезно, например:
Конечно, слова современного сленга применяются в разных ситуациях, и их значение варьируется в зависимости от контекста, интонации и самих участников диалога. Но теперь вы знаете исконный смысл молодежного слова «андеграунд» и можете смело применять его в своей речи!
Что такое андеграунд в молодежном сленге
Значение слова «андеграунд»
Андеграунд – это термин, появившийся в молодежной среде на стыке веков, в начале двухтысячных, и первоначально известный лишь малому кругу разбирающихся в теме людей.
Пришедший из США и западной Европы, данное понятие хоть и было ново для слуха российских обывателей, однако характеризует явление, знакомое российской действительности. Итак, андеграунд дословно означает “подземный”, “скрытый под землей”.
Первоначально так стали называть музыкальные стили, культивируемые в Соединенных Штатах Америки, в которых слова были политически тяжеловесными, касающимися запретных тем, таких как расизм, ущемление прав чернокожей американской диаспоры.
Поскольку такие песни имели ограниченный круг слушателей, да и у тех могли возникнуть проблемы с законом, такие выступления проводились на отшибах городов, под мостами, в подвальных помещениях.
Вход на такие вечера был строго контролируемым: чужаков просто не впускали.
Развитие направления
Сначала андеграунд получил распространение исключительно среди чернокожего населения, но далее стали вовлекаться неравнодушные белые, и андеграунд перестал быть явлением, возникшим только в рамках одной расы.
Особое развитие это направление получило, слившись с субкультурой метро. Огромные залы, узкие переходы и тупики путей, лестницы и эскалаторы, темные вагоны поездов – все это служило прекрасной площадкой для выступления андеграундных певцов, танцоров.
На просторах подземного лабиринта разыгрывались инсценировки и мини-спектакли (правда полиция быстро разгоняла такую самодеятельность), которые собирали толпы зевак.
Бродячие проповедники социализма и прочих диковатых для среднего американского обывателя идей ходили из вагона в вагон, раздавая буклеты и листовки. Андеграунд в метро – это совершенно особый социально-культурный феномен.
Андеграунд в культуре
Как андеграундное направление в Советском Союзе звучали песни Высоцкого, переложенные на песни стихотворения Иосифа Бродского и многие иные произведения диссидентов или иначе – инакомыслящих. Только слово такое в Советском Союзе не употребляли.
В 2000-е в России андеграундом считались музыкальные стили рэп, хип-хоп, драм-энд-басс. Их играли в элитных и строго специализированных клубах, собиравших только ценителей подобных стилей. Намного позже такие песни стали проникать на общероссийскую сцену.
Сейчас представителями андеграунда можно назвать таких исполнителей как Noise MC, Каста, Бранимир, Алиса Апрелева, Гарри Топор, Многоточие, Иезекииль 25:17, Анатолий Благовест и многие другие артисты.
Главным посылом андеграунда было и остается – задеть человека “за живое”, заставить его думать и чувствовать, спровоцировать его “вылезти” из уютного кокона его действительности. Конечно, в ритме андеграунда может творить не только смелый музыкант, но и любой иной представитель творческой интеллигенции и людей, которым близко искусство и небезразличны проблемы современного социума.
Андеграундом может быть шокирующее граффитти на стене многоэтажного дома или смелая социальная реклама на тему беспризорности, в общем, любой плод человеческой креативности, который не может смириться с существующим положением дел.
Можно сказать, что настоящий андеграунд – это всегда противопоставление массовой культуре, это сражение против поп-культуры, против засорения умов людей шаблонными образами и стереотипами мышления. К сожалению, судьбой любого андеграунда становится постепенное включение его в эту самую массовую культуру, против которой он был изначально направлен.
Многие люди, проникаясь идеями, декларируемыми данным направлением, начинают служить цели распространения послания. Таким образом, узкий круг сочувствующих расширяется до внушительных масс, что выводит андеграунд “из подполья”.
Значение слова в молодежном сленге
В молодежном сленге андеграунд более широкое понятие, порой не сопряженное с искусством. Андеграунд – это стиль и способ самовыражения, нечто эпатажное, привлекающее внимание, броское и кричащее.
Андеграунд не понятен всем: он доступен лишь для людей, открытых к новому, не боящихся экспериментировать. Исполнители этого стиля не боятся отвержения публики, потому что они следуют своим уникальным путем.
В заключение выделим основные черты андеграундного влияния в искусстве:
Андеграунд
АНДЕГРА́УНД, андергра́унд (англ. unerground — подполье) применительно к рус. культуре — это форма последовательного эстетич. и экзистенциального протеста против государственно-бюрократического стиля управления иск-вом и лит-рой. Термин заимствован из худ. практики послевоенной нью-йоркской богемы, где А. возник как оппозиция к «истэблишменту» (система общепринятых ценностей) и массовому коммерческому искусству. С начала 70-х гг. понятие А. проникает в СССР и охватывает все богатство и разнообразие неофициальной нонконформистской, так наз. «второй культуры». Лит. А. сложился как органическое возрождение традиций рус. потаенной словесности в условиях сов. постсталинской реальности. Он тесно связан с практикой самиздата. «Понятие самиздата возникло в начале 1966 г. для обозначения художеств. и публицистич. лит-ры, изготовлявшейся и распространявшейся частным образом в качестве замены официального подцензурного книгоиздательства. » (В. Казак. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 г., London: OPI. 1988, С. 665—666). Начало лит. самиздату было положено журналом «Синтаксис», издававшимся машинописным способом в Москве в 1959 Александром Гинзбургом. Арест Гинзбурга не прекратил процесс изготовления и распространения самиздата. В 1962 в Ленинграде изданы коллективные сборники подпольной поэзии «Антология советской патологии» (сост. Г. Ковалев и В. Соколов) и «Лай» (сост. Е. Пазухин и В. Комаров). В 1966 в Москве издан альманах «Феникс» (ред. Н. Горбаневская). С янв. 1976 по 1981 в Ленинграде издается регулярный религиозно-философский и литературно-художественный журнал «37» (ред. Т. Горичева, В. Кривулин и Л. Рудкевич, вышел 21 номер), а также объемистый ежеквартальник «Часы», который до сих пор не прекратил существования (ред. Б. Иванов и Б. Останин, издано более 90 номеров). В 1980 выпускается журн. «Северная почта» (ред. С. Дедюлин и В. Кривулин, вышло 8 номеров), посвященный исключительно поэзии. С 1981 издается лит.-худ. ж. «Обводный канал» (ред. К. Бутырин и С. Стратановский). Среди других самиздатских журналов, выходивших в 80-е гг., следует отметить «Молчание», «Митродор», «Сумерки», «Сумма», «Московский художественный архив» и др. Общая черта самиздатских авторов — изначальная и эстетич. установка на несотрудничество с официозом. Эскапизм можно рассматривать как базовую эстетич. категорию А. Различаются четыре осн. направления А., соответствующие главным тенденциям цензурных запретов: 1) социально-разоблачительная беллетристика и документалистика; 2) литература с явно выраженным религиозно-философским или спиритуальным мировоззрением; 3) интенсивное развитие традиций русского авангарда, насильственно прерванных и загнанных в подполье в 20—30-е гг., а также проекция новейшего опыта западной модернистской и постмодернистской лит-ры на советскую культурно-бытовую ситуацию; 4) эротич. и смеховая литература с использованием нецензурной лексики. Помимо оригинальных текстов в лит-ре А. широкое распространение получили переводы новейших сочинений по философии, религии, социологии и психоанализу, к-рые по цензурным или идеол. соображениям не могли быть опубликованы в СССР. В развитии А. можно выделить 2 периода. Первый — 50—60-е гг. — характеризовался доминированием «опасной» социально-критической проблематики, заостренными, эпатирующими формами экзистенциального и эстетич. протеста, культом буйных гениев и утонченных эстетов. В это время А. близок к демократич. и диссидентскому движению и представлен такими фигурами, как моск. поэты, близкие к А. Крученых, — С. Красовицкий, В. Хромов, поэт-филолог Л. Чертков, «лионозовцы» Г. Сапгир и И. Холин, а также Г. Айги и Вс. Некрасов, поэты журнала «Феникс» — Н. Горбаневская, В. Делоне, Ю. Галансков и др., поэты группы «Смог» — Л. Губанов, В. Алейников, Ю. Кублановский, Э. Лимонов, ленинградские неофутуристы С. Кондратов, М. Еремин, К. Кузьминский, соцартист В. Уфлянд, неосимволист Р. Мандельштам, «ахматовские сироты» — Анат. Найман, Д. Бобышев, Евг. Рейн, И. Бродский, изысканный А. Волохонский, медитативно-абсурдные лирики круга Л. Аронзона и группы «Хеленукты» — В. Эрль, А. Хвостенко, Ю. Галецкий, Д. Макринов, рижанин И. Бейн. Из андеграундной прозы этого периода необходимо отметить Венедикта Ерофеева, автора классической книги «Москва — Петушки», Юза Алешковского с его романом «Николай Николаевич», мистико-эротические рассказы Ю. Мамлеева и И. Дудинского, повести ленинградцев В. Марамзина, И. Ефимова, новеллы Рида Грачева и С. Довлатова. К литературе А. можно отнести и сатирич. произведения Абрама Терца и Николая Аржака, с той только оговоркой, что они изначально рассчитаны были на публикацию за рубежом, а не на самиздатское бытование. В 70—80-е гг. происходит переоценка идейных и эстетич. ценностей. Стихийный протест сменяется стремлением к упорядочению, анализу, ослабевает социально-критическая линия, усиливается роль мистических и спиритуальных мотивов, обостряется интерес к философии и истории (творчество Е. Шварц, О. Охапкина, В. Кривулина, С. Стратановского, А. Миронова, Е. Игнатовой, Т. Буковской, А. Ожиганова, Б. Куприянова, П. Чейгина, О. Седаковой, Е. Пудовкиной). Развивается медитативно-эзотерическая лирика (А. Драгомощенко, И. Бурихин). С другой стороны, все большее распространение получают смеховые и провокативно-игровые, нарочито демократизованные худ. формы. Моск. концептуалисты — Д. Пригов, Л. Рубинштейн, М. Айзенберг, Т. Кибиров — и их молодые последователи используют «совковый» язык и атрибутику сов. менталитета как нейтрально окрашенный эстетич. материал, позволяющий подвергнуть осмеянию любую идеологию, в том числе и диссидентскую. В рамках А. складывается эстетика поставангардизма, основанная на игре, художественно-провокативных актах и полистилистике. Ее представители — прозаики Н. Климонтович, Вик. Ерофеев, Е. Попов, М. Берг, С. Коровин. С началом перестройки ли-т. А. получает доступ к широкой печати, однако процесс его легализации осложняется принципиальной ориентацией авторов А. на на ничем не ограниченную свободу самовыражения, столь же стесненную в условиях рыночной экономики, как и прежде — в условиях государственно-идеол. контроля.
Полезное
Смотреть что такое «Андеграунд» в других словарях:
АНДЕГРАУНД — [англ. underground метрополитен; подполье] подпольное, нелегальное движение в политике, искусстве (напр., рок музыка а.). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. андеграунд (англ. underground букв. подполье.) Новый словарь иностранных слов.… … Словарь иностранных слов русского языка
АНДЕГРАУНД — (андерграунд) (англ. underground букв. подполье) художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.). Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от… … Большой Энциклопедический словарь
андеграунд — сущ., кол во синонимов: 2 • андерграунд (3) • рок музыка (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
андеграунд — андеграунд, андерграунд … Орфографический словарь-справочник
андеграунд — андеграунд. Произносится [андэграунд] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Андеграунд — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
андеграунд — а; м. [от англ. under ground подполье]. Получившее распространение в конце 60 х гг. 20 в. направление в музыке, литературе и изобразительном искусстве, связанное с поисками новых выразительных средств, отрицающее необходимость широкого признания… … Энциклопедический словарь
Андеграунд — (англ. undegraund подполье, подземелье, подвал) обозначение совокупности художественных произведений, резко отличающихся по своим художественно эстетическим свойствам от традиционных и массовых культурных форм и ориентированных на особый круг… … Эстетика. Энциклопедический словарь
андеграунд — м.; = андерграунд 1. Направление в искусстве и культуре, представители которого нарушают устоявшиеся традиции или выражают протест против них. 2. Произведения представителей такого направления в искусстве и культуре. 3. Приверженцы такого… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
андеграунд — (от англ. underground подземлный, подпольный) непризнанные, чаще всего оппозиционные направления в искусстве, культуре. Общая черта литературных произведений, принадлежащих к А., нарушение принятых в данном обществе идеологических запретов,… … Словарь литературоведческих терминов
андеграунд — (андергра/унд), у, ч. Художній напрям у сучасному мистецтві, пов язаний із пошуками нових зображувальних засобів; для нього характерна відмова від загальноприйнятих цінностей, норм, художніх традицій; нерідко – епатаж публіки, бунтарство … Український тлумачний словник