v значит вендетта вирус
V значит Вендетта (фильм)
Экранизация культового графического романа Алана Мура и Дэвида Ллойда, вышедшая на экраны в 2006 году.
На следующий день V захватывает телецентр Джордан (в котором работает Иви), чтобы транслировать своё послание с призывом к революции всей Британии, после чего похищает Иви почти из-под носа у полиции. Расследовать дело берётся сам шеф полиции — старший инспектор Эрик Финч (Стивен Ри). Здесь присказка кончается, а история только начинается…
Содержание
Мнение авторов комикса [ править ]
« | [Фильм] был превращен в притчу об эре Буша людьми слишком робкими, чтобы действие политической сатиры происходило в их стране… Это противоречивая, тщетная и в целом бесплодная американская либеральная фантазия о ком-то с американскими либеральными ценностями, выступающего против государства, управляемого неоконсерваторами — совершенно не то, о чем комикс «V значит вендетта» — о фашизме, об анархизме, об Англии. | » |
— Алан Мур после прочтения сценария |
Помимо вышеозначенной гневной тирады, Мур выступал против того, что в фильме V выведен этаким супергероем, мстителем, спасающим мир, ведь его роль в исходной истории значительно сложнее.
И наоборот — соавтор и иллюстратор Дэвид Ллойд остался чрезвычайно доволен экранизацией.
Фильм «V значит Вендетта»: психологический обзор, смысл
Фильм «V значит Вендетта» поднимает очень непростые этические, нравственные, религиозные и политические темы. Но я не буду затрагивать вышеперечисленные аспекты, а хочу поисследовать психологическую сторону происходящих в фильме событий.
Фильм на самом деле очень цепляющий, свидетельство тому высокий рейтинг и множество положительных отзывов.
Что же нас так в нем привлекает и какие струны души он мастерски задевает?
Смысл фильма «V значит Вендетта» — феномен Тени
На мой взгляд, этот фильм описывает различные аспекты феномена Тени, или архетипа Тени, который является неотъемлемой частью любого общества в целом и отдельной личности в частности.
Тень — это часть нашей личности, которая не приемлет сознанием и поэтому вынуждена скрываться в бессознательном, изредка давая о себе знать.
Любое наше качество имеет два полюса, и если мы выбираем проявлять только один из полюсов, то второй незамедлительно пополняет ряды теневой стороны личности. При этом тень может хранить в себе и положительные черты и стремления, которые не находят своего выражения в жизни человека.
Там же может быть запечатана и наша творческая энергия. Юнг говорил, что тень в терапии может проявляться в трех аспектах:
Фильм я рассмотрю с двух позиций: как историю развития личности на примере Иви и обретения ее теневой стороны, и как историю антиутопического британского общества, которое познакомилось со своей коллективной тенью.
История развития личности Иви
Итак, мы переносится в Британию, где представлена альтернативная история, когда к власти пришли нацисты. Здесь царит строгий режим, активная пропаганда и отсутствия свободы слова и самовыражения.
Этот жесткий порядок возглавляет канцлер Сатлер.
Иви — молодая девушка, которая живет жизнью тихой мышки, по принципу «не высовывайся». Иви лишилась родителей в 12 лет, когда их арестовал существующий ныне режим за активное противодействие власти. При этом девочку отдали на 5 лет на перевоспитание.
Иви живет в постоянном страхе, одна, у нее нет подруг и партнера.
«Я не хотела все время бояться, но не выходит»
Девушка мечтала быть актрисой, но после смерти матери эта мечта осталась нереализованной. Если использовать распространённое мистическое представление о том, что каждая наша встреча неслучайна, то можно предположить, что Вендетта должен был помочь Иви измениться, решить те внутренние задачи, которые она длительное время не могла решить самостоятельно.
Очевидно в тот момент, когда она потеряла своих родителей, учитывая обстоятельства ареста и прихода к власти канцлера, у Иви страх, ограничение в самовыражении и свободе быть несогласной укоренились в сознании, а смелость, стремление к самоактуализации и решительность в проявлении недовольства ушли в Тень, а поскольку эти качества очень созвучны с мужской частью личности Иви, тогда можно предположить, что Вендетта воплотил в себе ее Тень-Анимус.
Где мы можем найти подтверждение этой гипотезы.
Встреча
Иви встречает Вендетту
Можно не бояться сказать «нет» и дать агрессивный отпор. То есть Вендетта показывает абсолютно противоположную сторону, намекая на теневую часть самой Иви.
«Меня зовут Иви. Иви, И…В….И – ну да, конечно».
Возможно здесь есть намек на то, что Вендетта является ее внутренней сущностью, которую она смягчила, окружив свою личность ореалом мягкости и податливости, смягчила подобно буквам «и», которые смягчают согласные буквы.
Мечта
Иви мечтала быть актрисой, при этом Вендетта очень театрален и проигрывает с ней постоянно сцены из Шекспировских пьес, декламирует стихи и отвешивает театральные поклоны.
«Скрой кто я есть и будь моей опорой, личина мне нужна пригодная для достижения цели»
Маска часто символизирует Персону, театральная маска – это то, что мы одеваем, когда выходим в социум и отыгрываем там свои роли. Но если взять, например, истории о супергероях, то там маска помогает им проявить их сущность, которая в повседневной жизни находиться в тени, маска помогает выйти из тени и предъявить себя миру подлинным, хоть и со скрытым лицом.
Так же маска — это отличная почва для проекций, которые легко впоследствии лягут на Вендетту и со стороны Иви, и со стороны общества.
Какие же задачи предстоит решить Иви:
Иви невольно становится соучастницей преступления против существующей власти, что приводит ее в подвал, где обитает Вендетта.
Достаточно распространенный символ спуска под землю — это вход в свое бессознательное. То, что Иви втянута в эти события, но все еще противится Вендетте и его деятельности показывает, как наши сознание цепляется за старые установки противясь изменениям.
Для сознания Тень всегда олицетворение зла, порока и недопустимых желаний, поэтому сознание уверенно что она не может принести Эго пользы.
Тут важно заметить, что Вендетту нельзя рассматривать как олицетворение Тени во всеобъемлющем смысле этого явления, поскольку оно многогранно и несет в себе также деструктивные порывы и инстинктивные необузданные стремления.
Но мы лишь рассматриваем ту часть Тени, которая на данный момент была актуальна для Иви и общества настолько, что прорвалась через защиты Эго в образе Вендетты.
Тень Иви помещает ее в темницу, в которой ранее сидела сама Тень. То есть Эго-сознание должно сдаться перед грядущими трансформациями. Вендетта предает Иви испытаниям, что призваны помочь сломить мощные защитные механизмы, сформированные детской травмой утраты родителей и перевоспитанием.
Эти испытания помогут явить миру и самой Иви ее внутреннюю сущность, которая была в заточении много лет.
Иви получает в камере письма от Валери, которая как может показаться вначале сидит в соседней камере. И здесь роль Валери — это показать Иви смелость в самопредъявлении даже в ситуации, когда тебя не принимают. Показать именно то, что Иви очень не хватает.
Когда защиты разрушены и Эго не противится умиранию, это символический момент показывает рождение новой личности, Иви, которая свободна быть несогласной, Иви, которая больше не боится.
Ее стрижка как символ перерождения личности, а также намек на маскулинность, то есть обретение мужских энергий — решимости, смелости, целеустремленности, упорядоченности.
— Тебе есть куда идти?
— Нет, прежде меня бы это испугало, но теперь я ничего не боюсь
Когда задача Тени выполнена, интеграция завершена, тогда этот аспект Тени умирает, в нем она больше не нуждается.
Фашизм в антиутопическом британском обществе и его крах
В итоге Иви сыграла главную роль в величайшем представлении Британии как бы символично исполнив свою мечту о театральной сцене.
Британское общество погрязло в тревоге и страхе, подозрениях и проекциях, поэтому нуждалось в канцлере, который принесет порядок. Он воплотил их надежды и убрал тревогу всеобъемлющим контролем.
При этом общество спроецировало свою Тень на всех, кто отличался от них, на другие народы и культуры, наделив последних всевозможными негативными чертами, поддерживая свое величие, но при этом не заглядывая в свой собственный подвал.
Но спустя годы, контроль и порядок жесткого режима привел к формированию нового аспекта Тени, который нес в себе смелость, решительность сказать «нет» и свободу быть несогласным.
И эта теневая часть воплотившись в Вендетту обратилась к народу с призывом проснуться и измениться. На это ушел год, в котором постепенно начали возрастать массовые волнения и несогласие.
Тень убивает своих творцов, которые воплотили в себя всевозможные пороки, присущие темной стороне личности, сделав тень общества более светлой и положительной.
«Они сами создали меня. Есть закон согласно которому любое действие вызывает равное по силе противодействие». Вендетта
Смотря на маску Вендетты его создатели показывали свои истинные лица, которые они раннее прятали под собственной социальножелаемой маской — трусливость, ничтожность, развратность и жестокость.
Уничтожив своих создателей, Тень должна умереть, ей больше некого оттенять. Люди выходят на улицы тем самым проявляя смелость, решительность и свою свободу быть несогласными.
Вендетта тренируется
Нынешняя их Тень уже более светлая чем была раннее, когда они помогли стать канцлеру к власти. Теперь их задача интегрировать решительность в свободе самовыражения и разрушить тот жесткий порядок, в котором они нуждались раньше.
Взрыв парламента как кульминация общественного прорыва
И взрыв парламента как катарсическое освобождение накопленной энергии Тени, которая прорывается в коллективное сознание общества, и это очень сильный момент, который на мой взгляд является бриллиантом этого фильма.
Здесь мне важно уточнить, что я рассматриваю этот эпизод всего лишь как символ, а не реальный террористический акт, который конечно же не поддерживаю.
«Он Эдмон Дантес, а еще мой отец и моя мать, он мой друг, он это я и вы, он это мы все» – эти слова Иви подтверждают символику тени и то, что она является важным спутником каждого из нас. Но при этом сцена на площади символизирует и огромную опасность, поскольку в общество с этим взрывом и нарушением порядка входят силы хаоса.
На этом моменте отлично можно проследить, что задача Вендетты состояла в разрушении крепости, в которой все были в заточении и освобождении энергии для осознания и роста, но на большее его план не распространялся.
В чем его собственно и обвиняют комментаторы в критических замечаниях к фильму, но здесь и правда все достаточно логично. Поскольку Тени важно, чтобы ее услышали и энергии дали возможность беспрепятственно циркулировать, но что делать с хаосом, который придет на смену жесткому порядку – это задача Эго, нашего осознанного Я.
Поэтому столь привлекательная сцена становится и началом самой опасной ситуации, где осознанность и совладание с новым полученным ресурсом являются для общества первостепенной задачей.
Юнг в своих трудах отмечал, что на его взгляд отличным решением для того, чтобы избегать проекции собственной групповой тени на другие народы, с которыми потом приходится воевать, это демократический строй, где каждый воюет с собственной тенью и каждый занят собственными интегративными процессами.
Люди часто интересовались у доктора Юнга «Мы справимся с этим?», имея в виду катаклизмы, происходящие в современном мире.
И он всегда отвечал:
«Если достаточно людей проделает свою внутреннюю работу».
Работа души — то единственное, что может спасти нас от любых катаклизмов.
«V значит Вендетта»: когда вымысел становится реальностью
Подготовлено редакцией ИноСМИ для проекта «Weekend РИА Новости»
Автор комиксов Алан Мур не удивляется, когда его персонажи начинают жить своей жизнью, покидая печатные страницы. Комиксы, которые он создавал в 1980-е и 1990-е годы, были экранизированы режиссерами Голливуда, что не всегда доставляло ему удовольствие и заканчивалось как невероятным успехом, так и ужасными провалами. Надписи на майках, значки и слоганы брали свое начало в персонажах и причудливых образах таких его работ как «Хранители» (Watchmen) и «Из ада» (From Hell).
«Полагаю, я уже привык к тому,- говорит 58-летний писатель,- что некоторые мои персонажи уходят из моих работ в материальный мир».
Однако в последнее время, в особенности в 2011 году, Мура застало врасплох то, что протестующие по всему миру неизменно одевают маску одного его персонажа – желтоватая, ухмыляющаяся маска Гая Фокса, созданная Муром и художником Дэвидом Ллойдом (David Lloyd) для серии комиксов 1982 года под названием «V значит Вендетта». У этой маски запутанное происхождение: пластиковые копии, которые носят тысячи демонстрантов, на самом деле являются сувенирами, продававшимися в период показа киноверсии «V значит Вендетта», созданной (весьма посредственно) продюсером Джоэлом Сильвером (Joel Silver) в 2006 году. Тем не менее, во время сидячих забастовок движения Occupy – в Нью-Йорке, Москве, Рио, Риме и в других местах – а также антиправительственных выступлений в Афинах и собраний у мест проведения саммитов Большой двадцатки и Большой восьмерки в Лондоне и в Аквиле в 2009 году маска из фильма «V значит Вендетта» стала их неотъемлемым атрибутом. Джулиан Ассанж (Julian Assange) недавно появился на публике в этой маске, а на прошлой неделе состоялось своего рода официальное закрепление маски в качестве символа народных настроений, когда Шепард Фейри (Shepard Fairey) изменил известный образ Барака Обамы в «Надежде» на портрет протестующего в этой маске.
«Я полагаю, когда я писал «V значит Вендетта», я глубоко в душе думал: разве не будет замечательно, если мои идеи действительно смогут оказывать воздействие на людей? Поэтому когда вы видите, как ваша праздная фантазия вдруг проникает в реальный мир… Это необычное чувство. Как будто персонаж, которого я создал 30 лет назад, каким-то образом смог покинуть мир фантазий».
В «V значит Вендетта» рассказывается о Британии будущего (на самом деле, речь идет о 1997 – это почти спустя два десятилетия с момента его создания Муром) под руководством диктатуры. Население подавлено и не предпринимает никаких попыток, чтобы исправить ситуацию. И тут появляются Иви, сирота, и V, непримиримый борец, который ей заинтересовался. На протяжении 38 глав, название каждой из которых начинается с буквы V, мы следим за действиями жестокого, словоохотливого антигероя и его ученицы, когда они пытаются свергнуть правящие круги при помощи жестоких актов сопротивления. На протяжении всего графического романа, V носит маску, которую никогда не снимает: выбеленная кожа и розовые щеки, острая бородка, полуприкрытые глаза и таинственная улыбка. Вероятно, вы уже хорошо ее запомнили.
«Эта улыбка моментально запоминается,- говорит Мур.- Я попытался использовать ее символическую сущность для создания драматического эффекта. Можно показать портрет персонажа, просто молча стоящего с таким выражением лица, которое может быть приятным, беззаботным или более зловещим». Вместе с маской сторонники движения Occupy выступают под лозунгом «Нас 99%», что перекликается с недовольством американцев тем, что страной управляет всего 1% самых богатых ее жителей.
Мур впервые заметил эти маски, когда их надели члены анонимной группы «надоедливых сайентологов на полпути по Тоттенхэм-корт Роуд» в 2008 году. Это была демонстрация онлайновой общественности против попыток запретить видеоролик на YouTube.
«Я увидел некоторый смысл в том, чтобы надеть маску, когда вы выступаете против печально известного сутяжнического учреждения, такого как Церковь сайентологии».
Однако с ростом популярности маски Мур начал расценивать ее не просто как способ скрыть свою личность.
«Она превращает протесты в представления. Эта маска чрезвычайно оперна, она создает ощущение романтики и драмы. Я имею в виду, что протесты, марши протестующих могут быть очень трудными, очень изнурительными. Они могут быть весьма зловещими. Это то, что необходимо сделать, однако это не означает, что марши приносят невероятное удовольствие, какими они, на самом деле, должны быть».
В какой-то момент романа «V значит Вендетта» V рассказывает Иви о значении театральности в актах сопротивления.
Мур говорит: «Я считаю это вполне уместным, что это поколение протестующих превратили свой бунт в нечто такое, что общественность может воспринять с большей охотой, чем лишенные энтузиазма лозунги традиционных, подавленных британских протестов. Эти люди выглядят так, будто они получают удовольствие. Это имеет колоссальное значение».
Многие критики протестов отмечают с некоторой иронией – с чем мрачно соглашаются многие протестующие – что покупка такого количества масок Вендетты принесла большую прибыль Time Warner, американской медиакомпании, которая владеет правами на персонажа Мура. Были даже предприняты попытки перестать подпитывать медийный конгломерат деньгами: как сообщается, группа Anonymous начала импортировать маски напрямую с китайских фабрик, чтобы более не увеличивать прибыль корпорации, а в прошлом году протестующие в рамках демонстрации «Освободим Джулиана Ассанжа» надели картонные маски, очевидно, сделанные своими руками. Тем не менее, ежегодно, по данным производителей, продаются около 100000 масок стоимостью 4-7 фунтов стерлингов, и соответствующий процент поступает компании Time Warner. Раздражает ли это Мура?
«Я нахожу это довольно смешным наблюдать за тем, как Time Warner пытается пройти по натянутому канату». Он объясняет, что через своих знакомых в индустрии комиксов он узнал, что выросшие продажи масок стали проблемой для компании.
«Довольно странно быть корпорацией, которая получает прибыль в результате антикорпоративного движения. Им не слишком хочется, чтобы их упоминали в подобном контексте. Однако им также не хочется терять прибыль – это против всех их инстинктов,- Мур смеется.- Я нахожу это скорее смешным, чем досадным».
У него сложные отношения с Time Warner, компанией-ширмой для DC Comics, опубликовавшей графический роман «V значит Вендетта», и Warner Brothers, которая стоит за экранизацией этого романа. Как и многие из нас, Мур считал фильм 2003 года, созданный на основе его комиксов конца 1990-х годов «Лига выдающихся джентльменов», абсолютным провалом, а к тому времени, когда был написан сценарий для фильма «V значит Вендетта» в 2006 году, он хотел, чтобы его имя убрали из титров, а также, возможно, и из будущих изданий этого графического романа. В то время один из журналистов спросил Мура, «не выплескивает ли он вместе с водой и ребенка», на что последний дал пространный ответ писателя-романиста, который стоит разделить на части и раздать всем художникам, неуверенным в необходимости передавать свои произведения Голливуду.
«Ребенок больше мне не принадлежит,- сказал Мур.- Во время попойки случилось так, что я продал его цыганам, и они поставили мое дитя на путь проституции. Иногда они присылают мне глянцевые картинки моего ребенка, каким он стал теперь, и очень, очень любезно с их стороны присылать мне также долю с прибыли».
До сих пор для Мура книгу «V значит Вендетта» окружает «облако горечи». Однако возрождение романа в контексте современных протестов позволило Муру вновь вернуться к своей истории и впервые за многие годы почувствовать удовлетворение.
«У меня нет копии книги дома, однако появление масок повсюду позволило мне вновь вернуться мыслями к своему роману и попытаться понять, почему этот образ нашел отклик в воображении людей».
Он видит параллели между антиутопией, созданной в романе, и ситуацией в мире сегодня. Например, в книге было предсказано повсеместное распространение камер наблюдения на улицах города. Мур испытывает особое удовлетворение тем, что сюжет книги, вероятно, предвосхитил распространение недовольства в интернете, что сделало такие организации как Anonymous и WikiLeaks Ассанжа главными носителями протеста.
«Причина, по которой вымышленная борьба V против государства становится настолько успешной, заключается в том, что государство в романе опирается на централизованную компьютерную сеть, которую ему удалось взломать. Не слишком понятная вещь в 1981 году, однако мне показалось, что в будущем это станет возможным». Мур неграмотен в смысле компьютеров.
«Я просто это сочинил, потому что мне показалось, что так приключенческая история станет интереснее. И вот проходит 30 лет, и вы сталкиваетесь с этим в реальной жизни».
Он подчеркивает, что «я не имею никакого отношения к тому, чем заняты протестующие, и я не считаю, что они мои поклонники или поклонники «V значит Вендетта». В конечном счете, использование ими маски может просто объясняться тем, что она «здорово выглядит». Я не собираюсь заявлять о своих авторских правах на нее».
Он также хорошо осознает, насколько тяжелыми могут быть последствия, если его выдумка слишком сильно отдалится от своего первоначального замысла. В прошлом году раздосадованный человек во Флориде открыл стрельбу в школе, и перед тем, как застрелиться, он нарисовал букву V на стене (тот же самый символ, который появляется в книге «V значит Вендетта» и ее экранизации).
«Ужасный, бессмысленный поступок,- говорит Мур.- Всегда есть… Я не чувствую себя ответственным, но…» Он не закончил мысль, однако он верит в то, что маска V останется в целом мирным инструментом борьбы.
«В настоящее время мне кажется, что демонстранты предпринимают верные шаги, протестуя против нелепого государственного строя, к которому нас привели банки, корпорации и политические лидеры».
Дэвид Ллойд, который также принимал участие в создании «V значит Вендетта», признался, что он посетил демонстрацию в Нью-Йорке, чтобы увидеть маски в действии. Степень политической активности самого Мура он сравнил с «нытьем в местном пабе», он не думает, что сам когда-либо оденет маску («Это было бы странным, вы не считаете?»). Однако его симпатии на стороне протестующих, и он ощущает гордость за то, что так много людей – если не 99%, то, по крайней мере, огромный пласт, который уже нельзя проигнорировать – присоединилось к этому движению.
«Вероятно, было бы лучше, если бы власти признали эту ситуацию, признали бы, что сейчас творится история. История – это то, что происходит волнами. В целом, лучше следовать движению этих волн, чем пытаться заставить их повернуться назад – это вариант короля Канута. Я надеюсь, что мировые лидеры осознают это».
В 1980-е годы, когда Мур заканчивал свою эпопею «V значит Вендетта», он долго придумывал слово на букву V, чтобы озаглавить им заключительную 38-ю главу своего графического романа. Он уже использовал слова «жертвы» (Victims), «водевиль» (Vaudeville) и «месть» (Vengeance), а также «негодяй» (Villain), «голос» (Voice), «исчезновение» (Vanishing) и даже «злоключения» (Vicissitude) и немецкое слово «замешательство» (Verwirrung). «Я уже порядком отчаялся»,- сказал он.
В конечном счете, он остановился на выражении «Глас народа» (Vox populi).
«Глас народа. Мне кажется, что, если маска что-либо и обозначает в современном контексте, то это именно он. Это народ. Этот загадочный персонаж, который так часто теперь появляется – это и есть народ.
«V» – значит Вендетта. Рецензия на рецензию. Середина.
Преображение народа через информационное воздействие.
«Любая передача информации — есть управление»
Олег в своей рецензии привёл полный текст письма лесбиянки Валери — узницы концлагеря Ларкхилл, в котором увидел пропаганду ЛГБТ, я же приведу полный текст обращения «В» к народу, потому что считаю его более важным для понимания сути фильма. К письму Валери я ещё вернусь, а пока передаю слово «В»:
«Добрый вечер, Лондон. Во-первых, простите за вторжение.
Я, как и многие из вас, понимаю, как удобна повседневная рутина, как безопасно хорошо знакомое разнообразие, как спокойна повторяемость.
Почему? Потому что хоть вместо беседы и можно использовать дубинку, слова никогда не потеряют свою силу, слова передают смысл и возвещают истину тем, кто им внимает. А истина проста — с нашей страной творится что-то неладное, что-то ужасное.
Жестокость и несправедливость, нетерпимость и угнетение. В стране, где когда-то была свобода инакомыслия, где человек мог говорить то, что думает, теперь властвует цензура и тотальный надзор, принуждающие к подчинению, и навязывающие непротивление.
Как это случилось? По чьей вине? Безусловно, одни причастны к этому более, чем другие,
и с них в своё время спросится, но всё же, признаем правду — если вы хотите увидеть виновника, достаточно просто посмотреть в зеркало.
Я понимаю, почему вы так поступили, я знаю, вам было страшно. Кто бы не испугался войны, террора, болезней. Тысячи бедствий словно сговорились сбить вас с истинного пути и лишить здравого смысла, страх одолел вас и в панике вы бросились к нынешнему верховному канцлеру Адаму Сатлеру. Он обещал вам порядок, он обещал мир, и взамен потребовал лишь вашего молчаливого, покорного согласия.
Вчера вeчepoм я прервал молчание, вчера я уничтожил Олд Бeйли (здание правосудия), дабы напомнить нашей cтpaнe о том, что oнa позaбылa.
Бoлee четырёхсот лeт нaзaд истинный гpaждaнин вознамерился навсегда запечатлеть 5-e нoябpя в нaшей пaмяти. Он нaдeялcя нaпoмнить миpу, чтo чecтнocть, cпpaвeдливocть и cвoбoдa — этo нe просто cлoвa. Этo жизненные принципы.
Итак, если вы ничего не замечаете, если преступления нынешней власти для вас неочевидны, можете проигнорировать дату 5-е ноября, но если вы видите то, что вижу я, чувствуете, что чувствую я, если вам дорого то, что дорого мне, тогда я предлагаю присоединиться ко мне.
Ровно через год, у входа в парламент, и тогда все вместе мы устроим такое 5-е ноября, которое уже никогда не забудется».
Ровно через год эта идея, укоренившись в сознании людей, прорастёт и даст первые всходы.
Однако, Олег считает, что в фильме нет хорошего финала, что общество в итоге не изменилось и тирания никуда не денется:
«Фильм заканчивается тем, что здание парламента взрывается, а полиция не препятствует демонстрантам. Эта сцена вроде как символизирует падение прошлой деспотичной власти и наступление долгожданной эпохи свободы (которую в том числе символизирует лицо угнетаемого прошлой властью педераста Гордона Дитриха, оказавшегося в первых рядах оппозиции). Зритель воспринимает эту трогательную картинку как хэппи-энд, но суть в том, что никакого счастливого финала здесь нет – это обман.
Ведь цель не в том, чтобы уничтожить несправедливую власть, а в том, чтобы создать некую альтернативу – общество, в котором люди смогут жить по-человечески (для этого ещё полезно было бы на первом этапе определиться с тем, что значит «жить по-человечески»). Но этого не будет. Народ в фильме восстал, чтобы уничтожать, а не созидать, и поддержал методы террора, как главный инструмент восстановления «справедливости». А это значит, что общество осталось таким же, и поэтому в той части, о которой не рассказали создатели картины, на смену одной тирании очень быстро придёт другая. Ведь в обществе, основанном на принципах «вендетты», а не любви, счастливая жизнь невозможна в принципе».
«Наше дело правое!
Враг будет разбит!
Победа будет за нами!»
Олег говорит, что главная «цель не в том, чтобы уничтожить несправедливую власть, а в том, чтобы создать некую альтернативу – общество, в котором люди смогут жить по-человечески». А что, разве при несправедливой власти это возможно? Разве не она является причиной того, что люди живут не по-человечески? Разве уничтожение такой порочной власти не открывает путь к построению более справедливого и правильного мира?
Преображение «элиты». Ставка на инспектора Финча.
Революция «В» — это в первую очередь революция народного сознания. Но она была бы неполноценной и недолговечной без свержения старого правительства — оккупационной администрации, как я их называю. «Рыба гниёт с головы» и эту гангрену надо было отрубить, чтобы спасти остальной организм.
Однако, Олег считает, что ничего, кроме анархии после 5 ноября не случится и тирания восстановится.
Кого из них ликвидировал «В»? Канцлера Сатлера и главу «Гестапо» Криди — самых отъявленный упырей. Именно Криди предложил направить вирус против собственного народа, в результате чего погибло около 100 тысяч человек, партия НСДАП NorseFire победила на выборах, а Сатлер стал несменяемым главой государства с абсолютной властью.
Восстановление чего? Телецентра? Вам ясно, что Дескомб рискует своей жизнью не ради спасения других людей, например полицейских которые всё ещё остаются в здании? Он переживает, что с уничтожением главного рупора пропаганды прекратятся выпуски его лживых новостей. Когда помощница Дескомба спросила его, поверят ли люди в очередную порцию лжи по поводу взрыва здания правосудия, который партия представила, как аварийный снос, Дескомб цинично ответил: «А почему и нет? Это же BTN. Мы сообщаем новости, а не выдумываем их. Это дело правительства».
Дескомб — типичный партфункционер, готовый в лепёшку разбиться на благо партии. Он послушный исполнитель и профессионал своего дела. Если завтра партия прикажет прекратить ложь и начать сообщать правдивые новости, он с таким же рвением броситься исполнять новый приказ. Поэтому, он не годится на роль нового лидера. Остаётся только Финч.
Это ещё одна причина, почему «В» не ликвидировал всю партэлиту. «В» не был тупым террористом-фанатиком (как нам пытается представить его Олег). Он не убивал всех подряд из жажды мести. Он взрывал самолёты и поезда только для того, чтобы прославиться в криминальном мире.
Вспомните сцену, когда «В» под видом Уильяма Роквуда встречается с Финчем и его помощником Домиником на территории мемориала жертвам вируса Святой Марии.
«В» рассказывает им про вирус, концлагерь и как со всем этим связана партия Сатлера. В конце Финч задаёт «В» (которого считает Роквудом) вопрос:
— Роквуд! Почему вы не появились прежде? Чего вы ждали так долго?
— Я ждал вас, инспектор. Мне были нужны вы.
Сказал ли «В» так только для красивого словца или ему действительно нужен был именно такой человек, как Финч? Я считаю, что инспектор Финч был выбран им неспроста.
Ему нужен был человек, который смог бы возглавить правительство после революции. И этот человек должен был соответствовать нескольким условиям:
1. Он должен быть приближенным к верхушки власти, видным и уважаемым членом партии.
2. Но он должен качественно отличается от других членов партии.
3. И он должен преобразиться в ходе культурной революции вместе с народом.
Иви как символ народа.
— Метро? Я думала, они всё перекрыли.
— Перекрыли. Ушло почти десять лет, чтобы расчистить тоннель и проложить новые пути. Я покажу тебе.
— Эти рельсы ведут к Парламенту.
— Так все действительно произойдет?
все это я оставляю в твое полное распоряжение.
— Потому что этот мир, к которому я принадлежу, который создан и при моем участии, сегодня исчезнет. А завтра родится новый, люди станут другими. И право выбора принадлежит им.
«В» не решает всё за людей, не диктует им, как поступать. Он показывает альтернативу, открывает возможность и оставляет за каждым право выбора: остаться в безопасном загоне или рискнуть и выйти на волю, и попытаться стать Человеками.
На примере взрыва парламента можно проследить эволюции Иви-Народа. Просто сравните её в начале фильма и в конце. После того, как «В» обратился к народу из захваченного им телецентра, между ним и Иви состоялся такой диалог:
— Можно вас спросить о том, что вы сказали по телевизору? Вы это всерьез?
— Гарантий нет, но есть возможность.
— Можете не сомневаться, что если кто-нибудь и придет, Криди упакует в черный мешок всех до единого.
— Народ не должен бояться своих правительств. Правительства должны бояться народа.
— Вы хотите этого добиться, взорвав здание?
— Как бы мне хотелось поверить в это. Но на моей памяти, сколько мир не менялся, все время к худшему.
Как мы видим, Иви сомневается в затее «В», она не верит, что мир может измениться к лучшему, потому что весь её прошлый опыт говорит только об обратном, и она боится репрессий со стороны карательных органов Криди.
— Да, почти. /* Иви тянется к рычагу */
— Стоп! Уберите оттуда руку. /* Инспектор угрожает ей пистолетом */
— Почему вы это делаете?
— Потому что он был прав.
— Что нашей стране нужны не мертвые символы, а надежда.
/* Иви жмет на рычаг, заминированный поезд отправляется к зданию парламента */
В мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло.
«В» создал из здания парламента символ тирании, символ несправедливой концепции управления, как бы сказал Олег, и они вместе с Иви и инспектором Финчем уничтожили его у всех на глазах.