v8 biturbo что значит

BI-TURBO И TWIN-TURBO – В ЧЕМ РАЗНИЦА?

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

В последние годы автомобильные компании все чаще начинают применять в своих моторах системы турбонаддува. Таким образом они компенсируют тенденцию к уменьшению рабочего объема и, как следствие, падения мощности. Но если раньше в двигателях использовали только одну турбину, то сейчас их может быть несколько. Давайте разберемся, что скрывается за загадочными терминами «bi-turbo» и «twin-turbo»?

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТРИ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМЫ НАГНЕТАНИЯ ВОЗДУХА:
резонансный;
механический;
газодинамический.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Главным преимуществом подобной системы является отсутствие потерь мощности, связанных с отниманием части энергии от двигателя. Главным же её недостатком можно считать так называемый эффект «турбоямы».

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Использование систем bi-turbo и Тwin-turbo позволяет практически полностью забыть о понятии турбоямы. С теоретической частью надувных систем мы разобрались, теперь нам нужно понять, для чего в таких системах используется второй турбокомпрессор.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Наиболее оправданно применение такой системы на V-образных двигателях, которые, как правило, имею большие рабочие объемы. На каждый блок такого мотора приходится по одному турбокомпрессору, и как следствие, каждая из турбин получает свой поток выхлопных газов. Параллельную установку турбин наиболее широко используют британские и немецкие производители автомобилей. Компания BMW, которая долгое время упорно отказывалась строить наддувные моторы, решила наверстать упущенное и устанавливает такую систему даже на свои рядные двигатели.

Источник

Отличие biturbo от twinturbo.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Многие мои друзья заблуждаютя, считая эти системы турбирования принципиально разными! Я решил порыться в итнернете и вот что попытаюсь разъяснить:

Твин-турбо и БиТурбо-это лишь разные коммерческие названия системы наддува, состоящей из 2-х турбин.

Название не отображает схему работы турбин (параллельное или последовательное(секвентальное)

Например, Мицубиши 3000 VR-4 имеет название TwinTurbo, там V6 и две турбины, каждая из которых питается от своих 3 цилиндров и дует в общий коллектор. Аналогично на Ауди S4 2.7, но там уже в названии BiTurbo. Аналогично на Мазере Джибли или Кватропорте.
На Тойоте Супра TwinTurbo рядная шестерка, и турбины там работают в хитром порядке, включаясь и выключаясь с помощью специальных перепускных клапанов (последовательно-параллельная схема)
На Субару В4-там две турбины, но работают они секвентально: на низких оборотах работает одна-маленькая-турбина, на высоких к ней подключается вторая-большая.

Би-турбо (biturbo) — система турбонаддува, состоящая из двух последовательно включаемых в работу турбин. В такой системе применяют 2 турбины, одну маленького размера другую большого, сделано это потому, что маленькая турбина раскручивается значительно быстрее, и вступает в работу первой, затем, при достижении более высоких оборотов мотора, раскручивается вторая, большая турбина, и добавляет значительно больший воздушный заряд. Таким образом прежде всего минимизируется лаг, образуется достаточно ровная разгонная характеристика автомобиля без рывка, свойственного большим турбинам, и достигается возможность использовать большие турбины на двигателях устанавлеваемых в автомобилях предназначенных не только для езды по гоночным трассам, но и по городским дорогам, где возможность крутить мотор постоянно есть не всегда, а получить больше мощности с мотора небольшого объема имеет смысл, по каким либо причинам, например связанным с законодательством по налогам данной страны на литраж мотора. Системы би-турбо весьма дороги, и по этому их установка, как правило в серийном производстве, производится на автомобили высокого класса, типа MASERATI или ASTON MARTIN (там компрессоры).
Такая система может быть установлена как на двигатель V6, каждая турбина будет висеть на своей головке по выхлопу, впуск общий, так и на рядном моторе например рядная 4-ка, в этом случае турбины можно включить по выхлопу как парралельно, 2 цилиндра на одну, 2 на другую, так и последовательно — сначала большая турбина, потом маленькая. Встречаются так же варианты, когда к маленькой турбине подходит выхлоп только с 2-х цилиндров, а к большой соответственно с 2-х оставшихся, и с выхода малой турбины.

Источник

Что такое BiTurbo и TwinTurbo. Устройство и принцип работы.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Система турбонаддува, в которой используется два турбокомпрессора, носит название Twin Turbo. Изначально два турбокомпрессора применялись для преодоления инерционности системы, т.н. турбозадержки (турбоямы). В дальнейшем область применения спаренных турбокомпрессоров расширилась и в настоящее время позволяет значительно повышать выходную мощность, поддерживать номинальный крутящий момент в широком диапазоне оборотов двигателя, снижать удельный расход топлива.

Различают три конструктивные схемы системы Twin Turbo: параллельную, последовательную и ступенчатую. Схемы различаются характеристиками, расположением и порядком работы турбокомпрессоров. Работу турбокомпрессоров регулирует электронная система управления, включающая входные датчики, блок управления и приводы клапанов управления потоком воздуха и отработавших газов.

Twin Turbo – торговое название системы турбонаддува, другое используемое название (синоним) Biturbo. В некоторых истониках информации под названием Biturbo понимается система с параллельной схемой работы турбокомпрессоров, что не совсем верно.

🔎 Параллельный Twin Turbo

Система параллельного Twin Turbo включает два одинаковых турбокомпрессора, работающих одновременно и параллельно друг другу. Параллельная работа реализуется путем равномерного разделения потока отработавших газов между турбокомпрессорами. Сжатый воздух от каждого компрессора поступает в общий впускной коллектор и далее распределяется по цилиндрам.

Параллельный Twin Turbo применяется в основном на V-образных дизельных двигателях. Каждый турбокомпрессор закреплен на своем выпускном коллекторе. Эффективность параллельной схемы турбонаддува базируется на том, что две небольшие турбины имеют меньшую инерционность, чем одна большая. За счет этого сокращается «турбояма», турбокомпрессоры работают на всех оборотах двигателя, обеспечивая быстрое повышение давления наддува.

🔎 Последовательный Twin Turbo

Система последовательного Twin Turbo включает два соизмеримых по характеристикам турбокомпрессора. Первый турбокомпрессор работает постоянно, второй включается в работу при определенных режимах работы двигателя (частота оборотов, нагрузка).

Схема системы Twin Turbo
1.перепускной клапан наддува (bypass);
2.клапан управления подачей воздуха;
3.датчик разности давлений;
4.клапан управления подачей отработавших газов;
5.вторичный турбокомпрессор;
6.интеркулер;
7.первичный турбокомпрессор;
8.перепускной клапан отработавших газов (wastegate)

Переход между режимами обеспечивает электронная система управления, которая регулирует поток отработавших газов ко второму турокомпрессору с помощью специального клапана. При полном открытии клапана управления подачей отработавших газов оба турбокомпрессора работают параллельно, поэтому правильно систему называть последовательно-параллельная. Сжатый воздух от двух турбокомпрессоров подается в общий впускной коллектор и распределяется по цилиндрам.

Система последовательного Twin Turbo минимизирует последствия турбозадержки и позволяет достичь максимальной выходной мощности. Применяется на бензиновых и дизельных двигателях. В 2011 году компания BMW представила систему с тремя последовательными турбокомпрессорами – Triple Turbo.

Самой совершенной в техническом плане является система двухступенчатого турбонаддува. С 2004 года система двухступенчатого турбонаддува применяется на ряде дизельных двигателей от Opel. Другой производитель — компания BorgWarner Turbo Systems внедряет систему на дизельные двигатели BMW и Cummins.

Схема двухступенчатого турбонаддува
1.охладитель наддувочного воздуха;
2.перепускной клапан наддува (bypass);
3.турбокомпрессор ступени высокого давления;
4.турбокомпрессор ступени низкого давления;
5.перепускной клапан отработавших газов (wastegate)

Система двухступенчатого турбонаддува состоит из двух турбокомпрессоров разного размера, установленных последовательно в выпускном и впускном (воздушном) трактах. В системе используется клапанное регулирование потока отработавших газов и нагнетаемого воздуха.

При низких оборотах двигателя перепускной клапан отработавших газов закрыт. Отработавшие газы проходят через малый турбокомпрессор (имеет минимальную инерцию и максимальную отдачу) и далее через большой турбокомпрессор. Давление отработавших газов невелико. Поэтому большая турбина почти не вращается. На впуске перепускной клапан наддува закрыт. Воздух проходит последовательно через большой (первая ступень) и малый (вторая ступень) компрессоры.

С ростом оборотов осуществляется совместная работа турбокомпрессоров. Перепускной клапан отработавших газов постепенно открывается. Часть отработавших газов идет непосредственно через большую турбину, которая раскручивается все более интенсивно. На впуске большой компрессор сжимает воздух с определенным давлением, но оно недостаточно большое. Поэтому далее сжатый воздух поступает в малый компрессор, где происходит дальнейшее повышение давления. Перепускной клапан наддува при этом по прежнему закрыт.

При полной нагрузке перепускной клапан отработавших газов открыт полностью. Газы практически полностью проходят через большую турбину, раскручивая ее до максимальной частоты. Малая турбина останавливается. На впуске большой компрессор обеспечивает максимальное давление наддува. Малый компрессор, наоборот, создает препятствие для воздуха, поэтому в определенный момент открывается перепускной клапан наддува и сжатый воздух поступает напрямую к двигателю.

Таким образом, система двухступенчатого турбонаддува обеспечивает эффективную работу турбокомпрессоров на всех режимах работы двигателя. Система разрешает известное противоречие дизельных двигателей между высоким крутящим моментом на низких оборотах и максимальной мощностью на высоких оборотах. С помощью двухступенчатых турбокомпрессоров номинальный крутящий момент достигается быстро и поддерживается в широком диапазоне оборотов двигателя, обеспечивается максимальное повышение мощности.
Спасибо за внимание ставьте лайки и подписывайтесь у меня много интересного!Надеюсь вам будет полезно!

Источник

Битурбо и твинтурбо. В чем разница, какие отличия?

Твинтурбо и битурбо в чем разница и какие отличия Вы не раз слышали названия твинтурбо twinturbo и битурбо biturbo, но в чем же разница? А разницы.

Твинтурбо и битурбо в чем разница и какие отличия

Вы не раз слышали названия твинтурбо (twinturbo) и битурбо (biturbo), но в чем же разница? А разницы на самом деле никакой! Твин-турбо и Би-Турбо – это все маркетинговые уловки и различные названия для одной и той же системы турбонаддува. Кстати, почитайте полезную статью Кости Неклюдина о плюсах и минусах различных систем турбонаддува​

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Вопреки убеждениям некоторых «экспертов» название системы битурбо или твинтурбо не отображают схему работы турбины – параллельную или последовательную (секвентальную).

Например, у автомобиля Mitsubishi 3000 VR-4 система турбонаддува носит название TwinTurbo (твинтурбо). В автомобиле стоит двигатель V6 и у него две турбины, каждая из которых использует энергию выхлопных газов из своих трех цилиндров, но задувают они в один общий впускной коллектор. У, например, немецких автомобилей есть схожие по рабочему принципу системы, но называются они не твинтурбо (twinturbo), а БиТурбо (BiTurbo).
На автомобиле Toyota Supra с рядной шестеркой установлены две турбины, система турбонаддува называется TwinTurbo (твинтурбо), но работают они в особой последовательности, включаясь и выключаясь с помощью специальных перепускных клапанов.
На автомобиле Subaru B4 тоже стоят две турбины, но работают они последовательно: на низких оборотах дует маленькая турбина, а на высоких, когда та не справляется, подключается вторая турбина большего размера.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Давайте теперь по порядку разберем обе системы би-турбо (biturbo) и твинтурбо (twinturbo), а точнее, что о них пишут в «этих ваших интернетах»:

Би-турбо (biturbo) – система турбонаддува, представляющая собой две последовательно включаемых в работу турбин. В системе битурбо используют две турбины, одну малого размера, а вторую большего размера. Маленькая турбина раскручивается быстрее, но на высоких оборотах двигателя маленькая турбина не может справиться с компрессией воздуха и созданием нужного давления. Тогда подключается большая турбина, добавляющая мощный заряд сжатого воздуха. Следовательно, минимизируется задержка (или турболаг), образуется ровная разгонная динамика. Системы битурбо весьма не дешевое удовольствие и обычно устанавливаются на автомобили высокого класса.
Система битурбо (bitrubo) может быть установлена как на двигатель V6, где каждая турбина будет установлена со своей стороны, но с общим впуском. Либо на рядном моторе, где установка турбины осуществляется по цилиндрам (напр, 2 для малой и 2 для больщой турбины), так и секвентально, когда на выпускном коллекторе сначала устанавливается большая трубина, а потом маленькая.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Твин-турбо (twinturbo) – данная система отличается от би-турбо тем, что нацелена не на снижения турбо-лага или выравнивание разгонной динамики, а на увеличение производительности. В системах твинтурбо (twinturbo) применяются две одинаковые турбины, соответственно производительность такой системы турбонаддува эффективней, чем системы с одной турбиной. К тому же, если применить 2 небольших турбины, схожих по производительности с одной большой, то можно снизить нежелаемый турболаг. Но это не значит, что никто не использует две больших турбины. Например, в серьезном драге могут использоваться две больших турбины для еще большей производительности. Система твин-турбо может работать как на V-образных моторах, так и на рядных. Последовательность включения турбин может варьироваться, как и на битурбо системах.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

А вообще для еще большего веселья никто вам не мешает воткнуть сразу 3 (!) турбины или более. Цель преследуется такая же, как и для твинтурбо. Должен заметить, что такое зачастую применяется в драг рейсинге и никогда на серийных автомобилях.

Любите турбо или у вас автомобиль с турбонаддувом? Тогда вступайте в нашу группу!

Источник

Twinturbo или Biturbo? Ликбез. Часть 1.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Хотя публикаций, посвящённых данной теме, существует немало, мне ни одна из них не показалась достаточно полной, тогда как некоторые из них содержат очевидные заблуждения и только больше путают читателя. В этом материале попытаемся разобраться в различиях схем наддува с двумя турбокомпрессорами и ответить на самый простой и, как показывает практика, самый сложный вопрос: «В чём разница между Twinturbo и Biturbo?»

Давайте начнём именно с последнего вопроса, чтобы об этом узнали все читатели, а не только те, у кого хватило терпения дочитать до конца.
Итак, в чём разница между Twinturbo и Biturbo? — А разницы как раз нет! Точнее она есть, но ровно такая же, как между европейским Football и американским Soccer — в названии. Именно эта простая истина вызывает у некоторых «знатоков» волну негодования и становится началом очередного холивара. А между тем оба названия, что Twinturbo, что Biturbo — это общее название любой системы наддува с двумя турбокомпрессорами, вне зависимости от того, по какой схеме эти турбокомпрессоры работают. Просто разные автопроизводители склонны применять либо одно, либо другое название — на японских машинах чаще встречается Twinturbo, тогда как на европейских — Biturbo. Запомните этот абзац, мы к нему ещё вернёмся попозже, если кому-то необходимы доказательства вышеописанного. Мы же далее рассмотрим различные схемы работы двух турбокомпрессоров, их преимущества и недостатки.

Параллельное подключение (parallel twinturbo/biturbo)

При параллельной схеме работы используются два одинаковых турбокомпрессора, работающих симметрично. На каждый из них подаётся половина выхлопных газов двигателя как правило по индивидуальному выпускному коллектору и от определённых для каждой из турбин цилиндров. На V-образных двигателях каждый турбокомпрессор питается одним из рядов цилиндров. Нагнетаемый воздух поступает зачастую в общий впускной коллектор, откуда распределяется по всем цилиндрам двигателя, но в некоторых случаях каждый из компрессоров может питать только часть цилиндров — «свою» половину или «чужую».
На картинке изображена схема работы двух турбокомпрессоров на двигателе V6 6G72 автомобиля Mitsubishi 3000GT. Два одинаковых турбокомпрессора, каждый работает от своего ряда из трёх цилиндров и нагнетает воздух в общий коллектор.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Ниже на фото двигатель Renault Sport EF15 — полуторалитровый мотор V6 для Formula 1 с двумя параллельно работающими турбокомпрессорами и подачей нагнетаемого воздуха в раздельные впускные ресиверы на отдельный ряд цилиндров каждый.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Первопроходцем среди производителей серийных автомобилей с двумя турбокомпрессорами оказалась Maserati, выпустившая в 1981 году модель Maserati Biturbo с 2-литровым V6, оснащённым двумя турбокомпрессорами, работающими параллельно. Именно такая схема работы и компоновка до сих пор остаётся наиболее распространённой среди всех двигателей с двумя турбокомпрессорами. В то время в Италии на двигатели свыше 2-х литров объёма накладывались большие налоги и Алехандро де Томасо, купивший Maserati в 1976 году, таким образом нашёл решение, как сделать достаточно мощный двигатель малого объёма для недорогого спортивного автомобиля. Первая 2-литровая версия мотора выдавала 180 л.с., а более поздние и экспортные модификации объёмом до 2.8 литров — до 280 л.с. Так решения, применяемые на моторах Formula 1, попали на обычные автомобили.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Основной причиной замены одного большого турбокомпрессора на два небольших является желание уменьшить турбояму (диапазон оборотов, в течении которого турбокомпрессор не создаёт достаточно высокого давления наддува) и турболаг (задержка отклика турбокомпрессора на открытие дросселя). Два небольших высокооборотистых турбокомпрессора обыкновенно быстрее реагируют реагируют на дроссель и раньше выходят на рабочее давление наддува, чем один большой аналогичной производительности — инерционность большой турбинной и компрессорной крыльчаток определяет эту разницу. Однако при параллельной работе турбин преимущество это не так сильно заметно, т.к. каждая из двух турбин раскручивается только половиной выхлопных газов двигателя, в отличии от одной большой турбины. Тем не менее параллельная схема работы турбокомпрессоров получила наиболее широкое распространение по сравнению со всем остальными, и чаще всего она встречается на V-образных двигателях. Причина такого распространения — удачное компоновочное решение для двигателей, где размещение одного турбокомпрессора затруднительно. Взять те же самые V-образные двигатели, у которых конструктивно удобно размещать общий впускной коллектор в развале цилиндров, а выпускные коллектора раздельно, в противоположных сторонах двигателя. Связать при такой компоновке оба выпускных коллектора в условиях ограниченного подкапотного пространства довольно непросто. Вот, например, современный турбомотор Renault для Formula 1 2014 года: 1.6 литровый V6 с одним турбокомпрессором — как думаете, легко такую конструкцию будет вписать под капот обычного автомобиля?

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Схожая ситуация и на рядных 6-цилиндровых двигателях — большая длина блока и недостаток свободного пространства накладывает ограничения на размер и форму выпускного коллектора для одного турбокомпрессора. Слева, для примера, заводской чугунный выпускной коллектор двигателя Nissan RB25DET с одной турбиной. Комментарии, думаю, излишни. А справа два коллектора с Nissan RB26ETT (Twinturbo). Чугунина, конечно, ограничивает полёт инженерной мысли, но с точки зрения равнодлинности и пропускной способности они явно выигрывают у коллектора слева.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

При этом схема работы цилиндров рядной шестёрки (1-5-3-6-2-4) при таких простых и компактных 3-цилиндровых коллекторах обеспечивает каждому из двух турбокомпрессоров равномерную подачу отработавших газов, т.к. временные промежутки между последовательной работой первых трёх цилиндров одинаковы, как и между работой последних трёх (см. последовательность работы цилиндров)

И если на двигателе Nissan RB26ETT стояла задача увеличения мощности при сохранении низов, то на двигателе BMW N54 приоритетом были хорошие низы при достаточной высокой литровой мощности — два небольших турбокомпрессора низкого давления позволяют 3-литровой рядной шестёрке создавать ощущение езды на атмосферном двигателе большего объёма за счёт ровной моментной характеристики без заметной турбоямы и подхватов:

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Вопреки общей практике, встречаются V-образные моторы и с двумя турбокомпрессорами в развале цилиндров, а не раздельно по бокам. Например, V-образная восьмёрка BMW S63TU. Здесь инженеры пошли дальше многих и, закрыв глаза на компоновочные сложности, добились максимально эффективной работы имеющихся турбокомпрессоров:

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Сразу и не понятно, в чём выгода такого размещения, если не приглядеться к выпускному коллектору:

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Видите, в отличии от подавляющего большинства других V-образных моторов, здесь каждый из двух твинскрольных турбокомпрессоров питается не одним рядом цилиндров, а отдельными цилиндрами обоих рядов. Давайте разберёмся, зачем это нужно. Для начала представим, что если скачки давления отработавших газов от всех восьми цилиндров наложить на одну временную ось, то получится примерно вот такой график:

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Цилиндры, естественно работают не в прямой последовательности (1-2-3-4-…), а по несколько более запутанной схеме для обеспечения равномерности вращения коленвала и снижения вибраций. Обычно для двигателей V8 эта последовательность выглядит как 1-5-4-8-6-3-7-2. Если мы подключим турбокомпрессор только к одному ряду цилиндров (как это реализовано на предыдущей версии S63 и базовой модели двигателя — BMW N63), скачки давления выпускных газов в его коллекторе будут выглядеть вот так:

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Отсутствие паузы между при переходе 2-1 и большая пауза при переходе 4-3 явно не способствуют равномерному вращению крыльчатки турбины. Согласно первому графику грамотнее питать один турбокомпрессор от цилиндров 1-4-6-7, а второй от цилиндров 5-8-3-2. Вот что получится для первого турбокомпрессора:

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Как видите, равномерные промежутки между скачками давления выпускных газов. Не забываем, что на BMW S63TU стоят TwinScroll турбины (у которых улитка турбины на две разные по геометрии части, оптимизированные для разных режимов работы, для чего им требуется раздельное питание отработавшими газами), а значит два цилиндра будут питать одну из частей горячей улитки, а другие два цилиндра — вторую часть. Смотрим на коллектор BMW S63TU и видим, что и про это не забыли:

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Импульсов стало меньше, но они так же равномерно поступают на каждую из половинок TwinScroll турбины. Вот так, путём нехитрых манипуляций можно увеличить отдачу имеющихся турбокомпрессоров как в плане раннего выхода на рабочее давление, так и в плане максимальной производительности. Эффект не сильно заметный, но именно из таких мелочей получают двигатели с наилучшими характеристиками.

Интересно, что BMW свои двигатели с двумя турбокомпрессорами называет «TwinPower Turbo», а ALPINA свои заряженные версии на тех же моторах — «Bi-turbo». Но самое забавное в том, что термин «TwinPower Turbo» BMW применяет и к двигателям с одним турбокомпрессором конструкции TwinScroll. Это лишний раз наглядно показывает, что выбор названия обусловлен только прихотью автопроизводителя, а совсем не конструктивной схемой.

Среди распространённых двигателей с двумя турбокомпрессорами, работающих по параллельной схеме, можно перечислить:
Maserati AM 4xx серия (V6 Biturbo, Biturbo/Ghibli II/Barchetta Stradale/Spyder/Quattroporte IV)
Mitsubishi 6A12TT и 6A13TT (V6 Twinturbo, Galant/Legnum VR-4);
Mitsubishi 6G72 (V6 Tvinturbo, GTO/3000GT);
Nissan VG30DETT (V6 Twinturbo, Fairlady Z/300ZX);
Nissan VR38DETT (V6 Twinturbo, GTR);
Nissan RB26DETT (R6 Twinturbo, Skyline GTR)
Audi 2.7 Biturbo (V6 Biturbo, A6/S4/RS4)
Audi 4.2 Biturbo (V8 Biturbo, RS6)
Audi 4.0 TFSI (V8 Twinturbo/Biturbo, S6/RS6/S7/RS7/A8/S8)
BMW N54 (R6 TwinPower Turbo, 135i/335i/535i/740i/Z4/X6/1M Coupe)
BMW N63/S63 (V8 TwinPower Turbo, 550i/650i/750i/X5/X5 M/X6/X6 M/M5/M6)
BMW N74 (V12 TwinPower Turbo, 760i)
Mercedes-Benz M278/M157/M158 (V8 Bi-turbo, S500/CL500/CLS500/E550/GL550/S63 AMG/CL53 AMG/CLS63 AMG/E63 AMG/SLK55 AMG)
Mercedes-Benz M275/M285/M158 (V12 Bi-turbo, S65 AMG/CL65 AMG/SL 65 AMG/ Maybach/Pagani)
Porsche 3.6/3.8 Turbo (H6 Twinturbo, 911 Turbo/Turbo S/GT2/GT2 RS)
Porsche 4.5/4.8 Turbo (V8 Twinturbo, Cayenne Turbo/Panamera Turbo)
Volvo B6284T/B6294T (R6 Twinturbo, S80/XC90)
Ford 3.5 EcoBoost (V6 Twinturbo, Explorer Sport/F-150)

Одним из самых необычный двигателей с параллельной схемой работы турбокомпрессоров, на мой взгляд, является двигатель прототипа Lancia ECV для ралли Group S. Посмотрите на фото и попробуйте определить, как устроен сам двигатель?

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Да, это рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 1.8 литра, у которого впускные каналы подходят к камере сгорания сверху, в развале между распредвалами. При этом впускные и впускные клапаны расположены в камере сгорания в шахматном порядке, что позволяет эффективнее использовать площадь поверхности КС для увеличения их размера (т.к. впускные клапаны должны быть крупнее выпускных, при стандартной схеме половина площади КС занята впускными клапанами полностью, а выпускными только частично). Кроме того, как видно на схеме ниже, каждый из четырёх цилиндров питает отработавшими газами оба турбокомпрессора — таким образом на каждый их них отработавшие газы поступают более равномерным потоком, с меньшей амплитудой пульсаций. Это положительно сказывается на времени отклика турбокомпрессора и его КПД. Кроме того, такое расположение впускных и выпускных каналов способствует равномерному распределению тепла по ГБЦ и более эффективному охлаждению. Инженеры Fiat запатентовали такую конструкцию ГБЦ и дали ей название «Triflux».

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Двигатели с параллельным двойным турбонаддувом встречаются и на многих суперкарах, например Ferrari F40, Jaguar XJ220, McLaren MP4-12C, Saleen S7, SSC Ultimate Aero TT, Vector M12 и других.

Преимущества систем с «параллельной» работой турбокомпрессоров:
— некоторое снижение турболага;
— более ранний выход турбокомпрессоров на рабочее давление наддува;
— простота конструкции и системы управления наддувом;
— удобная компоновка для V-образных и оппозитных двигателей.

Недостатки систем с «параллельной» работой турбокомпрессоров:
— недостаточно высокий выигрыш снижения турболага и спула турбины, что особенно заметно на высокофорсированных двигателях.

Из обычной параллельной схемы родилась одна разновидной систем наддува с двумя турбокомпрессорами, которую часто ошибочно называют последовательной или последовательно-параллельной, хотя она не является ни той, ни другой. Речь идёт о системе, получившей наибольшую известность по двигателям 2JZ-GTE на Toyota Supra. Система тоже называется «Twinturbo», но от рассмотренных ранее систем имеет одно важное отличие, благодаря чему подобная схема в английском варианте правильно называется «Sequential Parallel Twinturbo». Путаница возникает в том, что с английского языка и слово «serial», и «sequential» переводятся на русский одинаково – «последовательная». Однако из них только «serial» означает «последовательная» в том же смысле, что и «parallel» — «параллельная», т.е. по аналогии с электрикой. Понятие «sequential» в описании схем наддува означает «поочерёдная», «поэтапная» и имеется ввиду, что турбокомпрессоры или отдельные их части могут работать не одновременно, а вводиться в работу или выводиться из неё поочерёдно, согласно определённому алгоритму. Именно из-за этой тонкости перевода 99% людей путает названия система наддува, называя откровенно «параллельные» системы «последовательными» и наоборот. В итоге, стоящая на двигателе 2JZ-GTE система по-русски наиболее правильно называется «поэтапная параллельная система». Как она работает, можно посмотреть на схеме ниже.

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

На низких оборотах двигателя (на Toyota Supra это до 3500 об/мин), как видно на схеме, один из двух параллельно подключённых турбокомпрессоров (No.2 Turbocharger) бездействует, т.к. выход его горячей улитки перекрыт основным клапаном контроля выпускных газов (Exhaust Gas Control Valve) и вспомогательным перепускным клапаном выпуска (Exhaust Bypass Valve). Не имеющие прохода через второй турбокомпрессор, выпускные газы полностью направляются на первый турбокомпрессор по общему для них обоих коллектору. В итоге немаленький 3-литровый 6-цилиндровый двигатель достаточно легко раскручивает одну небольшую турбину — намного быстрее, чем две небольших турбины или, тем более, одну крупную. Чтобы воздух, нагнетаемый первым турбокомпрессором, не вышел обратно в атмосферу через бездействующий второй турбокомпрессор, компрессорная часть последнего отрезана от впускной системы специальным клапаном (Intake Air Control Valve).

При достижении некоторого контрольного значения давления наддува первым турбокомпрессором открывается Exhaust Bypass Valve, пропускающего часть отработавших газов через вторую турбину в выпускную систему первой турбины. Второй турбокомпрессор начинает раскручиваться. Происходит это довольно быстро, в диапазоне между 3500 и 3800 об/мин. Затем, между 3800 и 4000 об/мин система управления наддувом полностью открывает основной Exhaust Gas Control Valve, благодаря чему отработавшие газы могут свободно проходить через вторую турбину — теперь на обе турбины поступает равное количество отработавших газов:

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

К 4000 об/мин второй турбокомпрессор успевает набрать обороты и сравнять давление на выходе из компрессорной части с первым турбокомпрессором — заслонка клапана Intake Air Control Valve полностью открывается и второй турбокомпрессор полноценно включается в работу наравне с первым. Теперь это обычная банальная параллельная схема работы двух турбокомпрессоров с общим выпускным и впускным коллектором. Последовательной эту схему даже на первом этапе работы называть ошибочно, т.к. ни турбины, ни компрессоры последовательно не работают (забегая немного вперёд, уточню, что последовательно — это когда выход одного соединён со входом другого). Такое, в принципе несложное, решение позволили инженерам Toyota ощутимо уменьшить турболаг и раньше выходить на заметное давление наддува по сравнению с классической параллельной схемой работы турбокомпрессоров, сохранив при этом мощностной потенциал системы. При этом, несмотря на кажущуюся сложность управления, получилась очень надёжная система. На приведённом ниже графике приведёт пример разницы скорости выхода на рабочее давление турбокомпрессоров при обычной параллельной схеме (TWIN TURBO) и параллельной схемой с поочерёдным включением турбокомпрессоров в работу (TWO WAY TWIN TURBO). Результат, как говорится, на лицо:

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Очень похожая система используется на роторно-поршневых двигателях 13B-REW от Mazda RX-7:

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Здесь так же общий выпускной коллектор, два симметричных параллельно подключенных турбокомпрессора, общий впускной коллектор. На низкий оборотах полноценно работает только один турбокомпрессор (слева на схеме), т.к. вход в улитку второго перекрыт основным Turbo Control Valve (у Toyota этот клапан стоит не на входе, а на выходе турбины). Через небольшой перепускной канал (Turbo Pre-control Valve) на турбину бездействующего турбоколлектора подаётся немного отработавших газов для поддерживания некоторой начальной скорости вращения. Кое-как нагнетаемый этим турбокомпрессорм воздух через байпасный клапан гоняется по кругу, отрезанный от основной впускной системы воздушным клапаном (Charge Control Valve). Таки образом работает один турбокомпрессор от практически всех отработавших газов двигателя, а на втором лишь немного поддерживаются обороты. С повышением оборотов двигателя основной выпускной клапан на входе второй турбины (Turbo Control Valve) открывается и второй турбокомпрессор полноценно включается в параллельную работу с первым. Перепускной клапана на его компрессорной части закрывается, а путь для нагнетаемого им воздуха открывается при помощи Charge Control Valve. За счёт поддержания начальной скорости второго турбокомпрессора обеспечивается его более быстрое включение в общую работу.

Почти под копирку сделана система Twinturbo на двигателях Subaru EJ20TT c Subaru Legacy B4. Всё те же два параллельно подключенных турбокомпрессора, один из которых системой клапанов изолируется на низких оборотах, давая другому быстро раскрутиться и выйти на буст, а потом теми же клапанами включается в работу параллельно с уже работающим. На схемах ниже всё видно, пояснять уже не буду, т.к. аналогично вышеописанным системам:

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

v8 biturbo что значит. Смотреть фото v8 biturbo что значит. Смотреть картинку v8 biturbo что значит. Картинка про v8 biturbo что значит. Фото v8 biturbo что значит

Преимущества систем с «поэтапной параллельной» работой турбокомпрессоров:
— заметное снижение турболага в сравнении с обычной «параллельной» схемой;
— более ранний выход турбокомпрессоров на рабочее давление наддува;

Недостатки систем с «поэтапной параллельной» работой турбокомпрессоров:
— некоторая сложность конструкции и системы управления наддувом.

Прошу запомнить, что описанные чуть выше системы называются «sequential parallel» или «поэтапная параллельная» система Twinturbo/Biturbo и никогда их не путать с «serial» (последовательная), «sequential serial» (поэтапная последовательная) или «serial-parallel» (последовательно-параллельная).

А более подробно об «последовательной» схеме работы турбокомпрессоров и её разновидностях мы поговорим в следующей части, т.к. тут и так букофф уже немало накопилось.

А если у кого-то, пока я осиливаю вторую часть эпоса, мозги прогрелись и осталось желание ещё больше расширить границы познания, можно заглянуть сюда:
Доработка ГБЦ. Ликбез. Часть 1.
Доработка ГБЦ. Ликбез. Часть 2.

С уважением, Сергей “Samael” Сабитов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *