vta что это такое
Vta что это такое
Вентральная область покрышки (англ. ventral tegmental area, VTA )- часть среднего мозга, расположенная дорсомедиально по отношению к чёрному веществу и вентрально по отношению к красным ядрам. Является началом мезокортикального и мезолимбического дофаминовых путей.
Смотреть что такое «VTA» в других словарях:
VTA — is a three letter abbreviation with multiple meanings, as described below: Organizations Canada* Vancouver Traffic Authority, a department within the Vancouver Police Department responsible for directing traffic and enforcing traffic related laws … Wikipedia
VTA — steht für: VTA Austria GmbH, Rottenbach, international tätige Firmengruppe (Umwelttechnik) Air Tahiti, Fluggesellschaft in Französisch Polynesien (IATA Code) Valley Transportation Authority in Santa Clara Valley Transportation Authority,… … Deutsch Wikipedia
VTA — Sigles d’une seule lettre Sigles de deux lettres > Sigles de trois lettres Sigles de quatre lettres Sigles de cinq lettres Sigles de six lettres Sigles de sept… … Wikipédia en Français
VTA — voluntary tanker agreement … Military dictionary
VTA — Vesta Insurance Group, Inc. (Business » NYSE Symbols) * Vintage Themed Auctions (Business » Firms) * Virginia Thoroughbred Association (Community » Sports) * Vfr Terminal Area (Governmental » Transportation) * Vertex Time of Arrival (Governmental … Abbreviations dictionary
VTA — ventral tegmental area … Medical dictionary
VTA — Vereinigung der Teer und Asphaltmakadam herstellenden Firmen EN Association of Tar and Asphalt Manufacturers … Abkürzungen und Akronyme in der deutschsprachigen Presse Gebrauchtwagen
VTA — Véhicule de Transport Automatique (En anglais = ATV/ Automatic Transport Vehicle). En 2000, le carnet de commandes d Arianespace comprend, entre autre, 9 VAT. Une version plus; puissante d Ariane 5 devra les acheminer vers la station spatiale… … Sigles et Acronymes francais
VTA — vita … Abbreviations in Latin Inscriptions
VTA — abbr. Vertical Test Assembly … Dictionary of abbreviations
Что такое метавселенная и когда она появится
Технологические корпорации считают, что интернет в его нынешнем виде станет неактуальным уже в обозримом будущем. На его место придет метавселенная — глобальное виртуальное пространство, в котором можно будет жить, работать, встречаться с друзьями и заниматься всеми прочими повседневными делами.
В идеале это что-то вроде мира «Матрицы» или, если подобрать менее депрессивный пример, «Оазиса» из «Первому игроку приготовиться». Но возможны и более приземленные варианты вроде уже существующих экосистем. Отдельные компании делают на метавселенные большую ставку: взять тот же бывший холдинг Facebook, который недавно переименовался в Meta.
В этой статье расскажу, как будет работать метавселенная, зачем она нужна и насколько реально ее появление в ближайшие годы.
Курс о больших делах
Что такое метавселенная
Обратимся к литературным истокам. Слово metaverse придумал фантаст Нил Стивенсон для своего киберпанк-романа «Лавина» (Snow Run) — там так называлась трехмерная виртуальная реальность, охватившая весь мир. В ней люди работали и проводили свободное время: главный герой, например, в реальной жизни был простым разносчиком пиццы. Зато в метавселенной — крутым ниндзя-хакером.
Этот роман популяризировал слово «аватар» и сам феномен глобальных виртуальных миров. И хотя будущее у Стивенсона описано как антиутопия, идея эдакой «второй жизни» в компьютерном пространстве с тех пор захватила ученых, программистов и писателей.
Какого-то общего определения у метавселенной пока нет. Венчурный инвестор Мэттью Болл, автор объемного эссе об этом феномене, определяет его как «обширную сеть постоянных, визуализируемых в реальном времени трехмерных миров и симуляций, которые поддерживают непрерывность идентичности, объектов, истории, платежей и прав и могут быть испытаны синхронно практически неограниченным числом пользователей, каждый из которых обладает индивидуальным ощущением присутствия».
На сайте Meta определение звучит полегче: «Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».
Тим Суини, глава компании Epic Games, определяет метавселенную как « что-то вроде онлайн игровой площадки, где вы можете в один момент развлекаться с друзьями в Fortnite, а в следующий — смотреть вместе Netflix». Но проще всех выразился Марк Цукерберг, создатель Facebook. Он говорит, что метавселенная — это «объемный интернет».
Действительно, играть в Fortnite с друзьями или смотреть вместе фильм мы можем и сейчас. Принципиальное отличие метавселенной в том, что все игры, приложения и прочие виртуальные «миры» находятся в едином пространстве. Вы, прямо как в «Первому игроку приготовиться», надеваете VR-шлем и отправляетесь в огромную симуляцию, где можно не только развлекаться, но и, скажем, ходить в магазины, учиться или работать в офисе.
Тот же Мэттью Болл назвал 7 основных принципов метавселенной. Она должна:
Зачем нужна метавселенная
Мобильный интернет изменил отношение людей к сети: она стала доступна в любой момент и в любом месте. Метавселенная кажется следующим логичным шагом в развитии интернета.
Как говорит Цукерберг, прелесть метавселенной не в том, что люди начнут активнее взаимодействовать с интернетом — многие и сегодня проводят в сети большую часть времени. Но само взаимодействие станет более органичным. В том смысле, что люди больше не будут смотреть на плоские маленькие экраны — виртуальное пространство станет объемным и осязаемым. Как и люди, с которыми вы общаетесь по сети.
Глава Meta приводит следующий пример возможного использования метавселенной. Например, в своих очках дополненной реальности вы идете в настоящую кофейню, садитесь, берете свой напиток. Один взмах руки — и перед вами оказываются рабочие мониторы, любого размера и в любом количестве. Если хотите, можете даже позвать коллегу, находящегося на другом конце света, и он с помощью своих очков окажется с вами в одном пространстве и будет смотреть на те же самые мониторы.
А еще метавселенная — это совершенно новый способ взаимодействия людей и брендов. Сейчас социальные сети — относительно закрытые системы, которые с помощью сложных алгоритмов решают, какую рекламу и в каком количестве показывать пользователям.
С развитием метавселенной брендам придется креативнее подходить к маркетингу. Ведь это открытый мир, в котором людей не ограничишь новостной лентой: взаимодействие с сетью будет больше напоминать игру в виртуальной реальности, которую можно свободно исследовать. Тим Суини считает, что эпоха закрытых систем вскоре сойдет на нет, а люди поймут, что «в последнее десятилетие [бренды] ими пользовались». В метавселенной компаниям нужно будет стать ближе к пользователям.
В конце концов метавселенная создаст много новых рабочих мест. Компании еще в период пандемии начали активно экспериментировать с дистанционной работой, но с созданием глобального виртуального пространства проблема вовсе исчезнет. Люди смогут посещать офис из любой точки света с помощью очков виртуальной или дополненной реальности.
В этом смысле метавселенная прекрасно отвечает на запрос общества, которое с каждым годом все меньше привязывается к определенным местам на карте. Цукерберг даже называет метавселенную самим близким аналогом телепорта — люди действительно смогут мгновенно перемещаться между пространствами. Пускай и не физически.
К каким сложностям стоит готовиться метавселенной
До того как метавселенная из фантазии превратится в реальность, мегакорпорациям придется как минимум уладить разногласия между собой. Ведь это единое виртуальное пространство, которое может быть создано только общими усилиями крупных брендов и обычных пользователей.
Соответственно, у этой системы должны быть единые стандарты, чтобы разные приложения — даже от конкурирующих компаний — оставались совместимыми друг с другом. В конце концов, метавселенная как виртуальное пространство должна быть сделана на единой платформе, иначе никакой бесшовности не получится.
Сейчас это сложно представить. Например, Apple создала эффективную экосистему внутри своих устройств и приложений — но это закрытый мир, недоступный для разработчиков не из корпорации. И вряд ли подход компании изменится в ближайшее время.
Гигантский объем данных, необходимый для постоянной работы метавселенной, нужно где-то хранить, причем децентрализованно — ведь у метавселенной нет одного конкретного создателя. Найти столько места получится разве что в облачных хранилищах, которыми сейчас активно занимаются мегакорпорации вроде Microsoft и Amazon.
Проблемы могут возникнуть и, например, с общей валютой. Сейчас во многих видеоиграх есть внутренние «деньги», но они никак не совместимы друг с другом и, за редкими исключениями, не переводятся обратно в доллары, евро или рубли.
Помочь стандартизировать покупки в сети могут NFT, невзаимозаменяемые криптографические токены — эдакий сертификат обладания цифровым объектом. Теоретически с помощью них можно будет переносить вещи для вашего аватара из одной игры в другую.
Также для создания метавселенной нужны более продвинутые технологии, чем мы имеем сейчас. Например, пока шлемы виртуальной реальности слишком тяжелые и несовершенные, чтобы можно было с удобством и без вреда для здоровья проводить в них много времени, не говоря уже о полноценной работе или учебе.
То же с устройствами дополненной реальности: в идеале люди будут носить их как обычные очки и использовать в повседневной жизни, при этом по мощности те не должны уступать полноценным персональным компьютерам. Google Glass или Dream Glass — лишь предтечи подобных технологий.
Насколько скоро мы увидим метавселенную
Несмотря на все очевидные сложности и несовершенство технологий, в последние годы фантастический концепт все ближе подбирается к реальности. Создатель Facebook Марк Цукерберг, например, надеется, что уже в течение пяти лет его компания перейдет от социальных сетей к работе над метавселенной. А корпорация Roundhill Investments не так давно основала биржевый фонд для поддержки компаний, занимающихся этим направлением.
На самом деле предшественники метавселенной начали появляться уже давно. Например, еще в 2003 году вышла Second Life — эдакая виртуальная социальная сеть, в которой пользователи могли работать, жить и зарабатывать реальные деньги в полностью цифровом мире. Еще раньше — в 1995 — похожий проект Cybertown позволял людям общаться, покупать и продавать вещи в компьютерном 3D-пространстве. Из более современных примеров можно вспомнить виртуальные школы в Minecraft, где дети учились во время пандемии.
В этих примерах, правда, не идет речи об эффекте присутствия, очень важном для метавселенной. Устройства виртуальной реальности только в последние годы стали достаточно доступными и технологичными, чтобы ими могли пользоваться простые люди. В том числе поэтому разработчики и главы корпораций начали задумываться о создании метавселенной.
Уже сейчас, говорит Марк Цукерберг, люди используют VR-шлем Oculus Quest не только для игр. Они общаются в виртуальных комнатах, занимаются фитнесом в приложениях вроде FitXR, тренируются на боксерском ринге или на танцевальной площадке.
Как и 20 лет назад, ближайшие аналоги метавселенной можно найти в игровой индустрии. Глава Epic Games Тим Суини не просто так озабочен следующим шагом в развитии интернета и социальных сетей. Самая популярная игра его компании — Fortnite — это и есть метавселенная в миниатюре.
В ней уже проводятся концерты популярных исполнителей вроде Трэвиса Скотта, на которых в виртуальном пространстве могут присутствовать одновременно до ста участников. В Fortnite одновременно для всех игроков показывают премьеры трейлеров новых фильмов — так было с «Доводом» Кристофера Нолана. А компания Ferrari добавила в игру свою Ferrari 296 GTB, продемонстрировав, как именно большие бренды могут взаимодействовать с будущей метавселенной.
В Fortnite персонаж из «Очень странных дел» от Netflix может встретиться с героем диснеевских «Звездных войн». Мастер Чиф из Halo, игры Microsoft, делит экран с Кратосом, персонажем из God of War от Sony. Epic Games не словом, а делом сводит конкурирующие компании вместе, показывая начало той самой беспрецедентной совместимости. Это уже давно не игра, а полноценный виртуальный мир, который постоянно меняется и развивается.
Все больше начинает напоминать метавселенную и Roblox. Сегодня это не просто игра, а место досуга, где пользователи создают собственные миры и те самые экспириенсы, о которых писал Болл. Где есть полностью работающая внутренняя экономика, а между разными видами развлечений можно переключаться почти бесшовно.
Та же Epic Games активно борется с закрытостью систем. Компания прямо сейчас судится с Apple из-за того, что та запрещает сторонним разработчикам продавать свои приложения в обход официального магазина. Если Epic Games вдруг выиграет дело — суд уже вынес решение не в пользу игровой студии, но та подала апелляцию, — появится очень любопытный прецедент. А идея метавселенной станет чуть ближе к осуществлению.
До полноценного создания метавселенной — той, которую мы видели в «Первому игроку приготовиться», — пройдет еще немало времени. Генеральный менеджер Epic Games Марк Петит считает, что человечество делает только первые «детские шаги». И описывает процесс как «поедание слона по одной ложке за раз».
Но все же это больше не далекое будущее из научной фантастики. А то, что мы все вполне можем застать и увидеть своими глазами. Вполне вероятно, для следующего поколения всемирная сеть в нынешнем виде станет таким же пережитком прошлого, как для нынешних подростков — домашние телефоны или интернет по карточкам.
Vta что это такое
Прежде всего воспроизведение виниловых пластинок – механический процесс, при котором кончик иглы совершает причудливые сложные кульбиты в канавке.
При условии, что настройка проигрывателя, головки и тонарма выполнены корректно, даже простейший проигрыватель с недорогим звукоснимателем может доставить большое удовольствие. Все упомянутые ниже настройки являются взаимосвязанными.
Этот рисунок стерео канавки может показаться устрашающим. Однако …
…если вы внимательно отнесетесь к базовым настройкам, у вас появится возможность наслаждаться звучанием аналоговых записей, выгравированных в виниловых канавках.
Не нужно ничего усложнять. Начните с настройки прижимной силы и положения головки, поставьте пластинку и послушайте. Затем вы можете начать добиваться точных настроек, если вы стремитесь получить максимально высокое качество звука.
При неточных настройках даже самый дорогой проигрывателей не сможет реализовать свой потенциал: высочайшее качество звука.
Почему бы не поставить виниловый проигрыватель рядом с CD-плейером в вашей системе?
Звучание пластинок может показаться вам открытием, аутентичные записи доставят вам большое удовольствие.
По сравнению с современными цифровым форматами аналоговые долгоиграющий пластинки с записанными в канавках сигналами на первый взгляд могут показаться примитивными.
Но не забывайте, что это единственный носитель (не считая катушечного магнитофона), который способен хранить самый полноценный и структурированный сигнал с его отличной динамикой и широкой полосой частот, с рафинированными деликатными деталями во всем звуковом спектре и далеко за его пределами, чего не может ни один другой формат.
Аналоговый виниловый носитель не ограничен 16 битами и лимитированной полосой частот, обладая, к слову, эквивалентным разрешением в 700 бит и сохраняя нетронутыми высшие гармоники малого уровня, которые игнорируют цифровые форматы. Постое объяснение этому в том, что винил изначально является аналоговым форматом по своей природе или, точнее говоря, аналогичным природе.
ЗВУЧАНИЕ ПО СРАВНЕНИЮ С CD
Если ваш CD-проигрыватель звучит лучше, чем аналоговый тракт, это значит, что компоненты вашей системы подобраны не оптимально. Иными словами, вы не подумали о «построении системы». Существуют основные правила, как это нужно и не нужно делать. Вот некоторые из них:
— Целью является роскошный звук, но при этом хорошо контролируемый и реалистичный.
— Средний диапазон частот должен быть качественным и детальным.
— Не следует подключать колонки с низкой чувствительностью к маломощным ламповым усилителям 10 или 25 Вт или даже к усилителю с большим выходным током, лучше использовать усилитель мощности, способный отдавать большой ток благодаря энергии, запасаемой в большом резервуаре микрофарад.
— Необходимо оптимальное сочетание головки и тонарма: массы (веса тонарма) по отношению к податливости.
— Выберите подходящий предусилитель, чтобы обеспечить согласование с импедансом и/или емкостью вашего звукоснимателя. Произведите необходимые для этого настройки предусилителя.
— Тщательно выберите места установки ваших колонок в комнате.
— Доверяйте только вашему вкусу и слуху. Посещайте живые концерты классики и джаза. Вы поймете, что High End не существует в реальности, есть только относительный реализм.
— Не ориентируйтесь на звучание передвижного комплекса аппаратуры на живом концерте вашей любимой рок-группы. Этот звук не может быть эталоном. Многие эксперты, которые двигают ползунки на многоканальных пультах, страдают проблемами слуха. И у вас тоже скоро может появиться такая проблема.
— Прислушивайтесь к советам, но не реагируйте на ажиотаж вокруг многих аудио компонентов, слишком часто возникающий и транслируемый многими.
— Не обращайте внимания на участников форумов, кто станет огульно утверждать, что этот материал – по его мнению – содержит вредные совета. Верить можно только тогда, когда указывают конкретно, что именно неверно. Вы заметите, что этого не происходит никогда.
ПРИМЕЧАНИЕ : Даже с учетом того, что новые цифровые форматы высокого разрешения появляются постоянно, пока не существует плейеров, способных полноценно их воспроизводить. Между тем, запись, выгравированная на виниловом диске, можно с удовольствием слушать и сейчас, и через сто лет.
УСТАНОВКА ПРОИГРЫВАТЕЛЯ ПО УРОВНЮ
Важнейшим элементом установки является выравнивание проигрывателя с тонармом и головкой по горизонтали. Поставьте проигрыватель на прочный стол, в аудио стойку или на специальную конструкцию, прикрученную болтами к каменной стене вашей комнаты.
Основание должно быть горизонтальным. Сам проигрыватель также нужно тщательно выровнять по уровню. Это очень важно для минимизации гула и детонации. Также это не менее важно для правильной работы звукоснимателя и тонарма.
Только при условии точного выравнивания по горизонтали прижимная сила и компенсация скатывания могут быть правильно настроены.
В случае плавающего субшасси (Acoustic Research, Oracle, Thorens TD-150, TD160, TD-166, TD-145, TD-147, Ariston, Linn LP12 и т.д.) необходимо так настроить пружины, чтобы диск был строго горизонтален, а субшасси не касалось основы корпуса.
Эта процедура может быть немного затруднена, если доступ к пружинам возможен только из-под основания. Снимите основание корпуса и поставьте проигрыватель на два маленьких столика, ящика или на стойку, выровненные по горизонтали, и настройте пружины снизу. Точность этой настройки имеет значительное влияние на конечный результат.
Если пружины слишком мягкие, эффект присутствия в среднечастотной области может оказаться ослабленным. Если же вы слишком их укоротите, перекрутив излишне гайки, плавающее субшасси не получит необходимой развязки от основания, и звучание потеряет в рафинированности.
Убедитесь, что тонарм и головка параллельны пластинке. Большинство производителей головок заботятся о том, чтобы при условии параллельности тонарма пластинке вертикальный угол захода иглы был примерно 20° градусов. Современный стандарт составляет именно 20°. Винтажные звукосниматели производства шестидесятых годов имели вертикальный угол захода 15°.
Окончательная настройка VTA будет выполнена позже, после точной установки азимута, прижимной силы и антискейтинга.
НАСТРОЙКА АЗИМУТА
Теперь проверьте положение головки, глядя на нее спереди. Она должны быть строго перпендикулярна пластинке. Это легко проверить с помощью маленького зеркальца (которое Thorens раньше предоставлял в комплекте со своими проигрывателями). Прецизионный метод настройки азимута предполагает использование тестовой пластинки и вольтметра.
Но это следует делать только после точной настройки прижимной силы и антискейтинга.
НАСТРОЙКА АЗИМУТА ПРИ ЗАМЕНЕ ИГЛЫ
Если вы приобрели сменную вставку, убедитесь, что кончик иглы установлен ровно. Рассмотрите иглодержатель спереди с помощью лупы. Иглодержатель должен быть перпендикулярен корпусу головки.
Кончик иглы должен быть на одной линии с иглодержателем. Полезно иметь при себе миниатюрную лупу, когда вы идете в магазин, и настоять на такой проверке перед оплатой.
Если кончик иглы смещен, он не сможет читать стерео канавку. Если вы покупаете головку по интернету, скажем, у продавца типа Elex Atelier в Америке, беспокоиться по этому поводу нет смысла. Но при походе в магазин такая проверка не помешает. Просто для уверенности.
Не поленись и почитай!
ЛАТЕРАЛЬНАЯ ОШИБКА ТРЕКИНГА
Во время нарезки лакового диска (с которого изготовляется матрица) головка резца движется в боковом направлении в направлении центра лакового диска. На всем своем пути алмазное острие резца находится под углом 90° по отношению к нарезанной им канавке.
Это движение можно имитировать с помощью тангенциального тонарма. Однако большинство моделей тонармов не являются тангенциальными, или тонармами параллельного трекинга, это радиальные тонармы, которые движутся с фиксированным радиусом.
В результате при воспроизведении пластинки латеральный угол меняется. Алмазная игла головки не в полной степени повторяет путь, проделанный головкой резца (см. также описание тангенциального тонарма Rabco SL-8E).
НАВЕС (OVERHANG)
Конечно, можно сделать тонарм намного длиннее 12 дюймов, но длина ограничивается конечной жесткостью и плотностью материалов, как и массой тонарма.
Есть надежда, что производитель укажет навес в списке технических характеристик конкретного тонарма и объяснит, что это такое. А означает этот термин положение головки. Настройка тонарма в соответствии со спецификацией по навесу (и, конечно, расстоянием между шпинделем и базой тонарма), приведенной производителем, позволит обеспечить минимальную ошибку угла следования иглы.
СПЕЦИФИКАЦИИ ТОНАРМОВ
Настройка головки и тонарма должна осуществляться в соответствии с техническими параметрами, предоставляемыми производителем тонарма:
* полная длина тонарма,
* офсетный угол (угол шелла по отношению к оси трубки тонарма; этот угол меняется в зависимости от длины тонарма).
Навес (Overhang) – это расстояние между кончиком иглы и центром шпинделя. Он может быть измерен, если расположить головку над шпинделем (если тонарм это позволяет). Эффективная длина – это расстояние между осью шарнира тонарма и кончиком иглы. Угол офсета – это угол между осями шелла и трубки тонарма.
Тангенциальный тонарм не имеет навеса и офсетного угла. Игла должна следовать по прямой линии, заканчивающейся в центре шпинделя, под прямым углом к тонарму, перемещаясь от периферии к лейблу.
Технические параметры от производителя позволяют определить правильное положение тонарма. Можно часто видеть тонармы, которые сконструированы не на основе выкладок и теорий разных техников, исследователей и математиков. Одно из известных имен – американский инженер Х.Дж. Бервальд. Но даже если параметры тонарма не соответствуют этим выкладкам, имеется возможность найти наилучшее положение шарнира по отношению к шпинделю и головке, а также по отношению к канавке. Для беспокойства нет оснований. И не нужно изучать математику и тригонометрию.
Было проведено множество исследований и было написано много статей по поводу минимизации латерального угла, насколько это возможно. Не хочу утомлять вас уравнениями. Ведь нам нужен только практический результат.
Вы можете сами для себя решить, что выбрать: меньше искажений во внутренних канавках (ближе к лейблу), где искажения максимальны, или выставить головку таким образом, чтобы нулевые искажения имели место на расстоянии 66 или 120,9 мм от шпинделя.
Можно самостоятельно изготовить для себя шаблон. Или просто распечатать имеющийся чертеж в реальном масштабе. Каждый квадрат имеет стороны по 5 мм. При необходимости размер можно подогнать так, чтобы два квадрата соответствовали 10 мм (= 10 см).
Один из участников форума указал, справедливо указал, что на протяжении долгого времени я предлагал другие измерения: 63 и 120 мм. Он прав, конечно. Однако отклонения от предлагаемых Бервальдом величин здесь не так существенна. Все зависит от того, где именно вы хотите иметь нулевую угловую ошибку.
Поместите головку на линии 120,9 мм так, чтобы игла точно попадала на пересечение. Корпус головки должен быть абсолютно параллелен этой линии.
Затем поднимите головку и переместите ее на отметку 66 мм. Кончик иглы опять должен быть точно на пересечении линий (вам придется немного повернуть диск рукой). Затем в этой точке корпус головки снова должен быть сориентирован точно параллельно линии, когда кончик алмазной иглы уже находится в нужной точке.
Нужно таким образом настроить тонарм и головку, чтобы конфигурация в обеих точках была одной и той же.
Этот шаблон в целом полезен и нагляден. Однако существуют тонармы, разработанные на основе совершенно иной геометрии. Недавно я приобрел тонарм SAEC WE 308, создатели которого боролись за минимальную угловую ошибку в центральных канавках пластинки, где искажения максимальны из-за того, что при большей плотности записи приходится укладывать столько же информации, как и в начале пластинки.
Добавьте к этому тот факт, что в большинстве случаев самые громкие пассажи музыки как раз и приходятся на конец, и вы согласитесь, что оптимальные условия считывания должны обеспечиваться именно в конце. Но только при условии, что угловая ошибка не слишком возрастает на других участках диска.
Шаблон, который вы видите ниже, показывает величину угла латеральной ошибки следования в градусах. Неважно, в какой области вы производите это измерение. Вы можете выставить минимальное значение угловой ошибки на любом расстоянии от шпинделя.
Небольшое смещение головки дает возможность оптимизировать офсетный угол тонарма при данных свесе и эффективной длине.
Шаблон позволяет обнаружить ошибки латерального угла при любом положении тонарма. Можете начать с малого радиуса. Но вы также должны наметить и другую точку поближе к шпинделю. Например, (С). Примите ее за начальную точку, в которой передняя плоскость корпуса головки параллельна линии, обозначенной как 0°. Затем вы можете переместиться в другие точки и оценить в них ошибку в плюс или минус один или несколько градусов. Можете скачать этот чертеж и распечатать, увеличив его настолько, чтобы расстояние между точками А и В равнялось 15 см.
Не все тонармы имеют изначально оптимальную геометрию, особенно те, что с фиксированным креплением. Поэтому в определенных случаях приходится слегка сдвигать головку в шелле. Это означает изменение латерального угла и, возможно, компенсацию неоптимальности геометрии тонарма. Но такую возможность предоставляют только шеллы с прорезями. В любом случае, для оценки ошибок латерального угла всегда пользуйтесь шаблоном.
Если ваш шелл не имеет продолговатых прорезей, вы можете проделать их самостоятельно или, если не решаетесь на это, обратиться к более опытному мастеру. Тогда у вас появится возможность настроить головку на тонарме, к которому у вас нет спецификаций. Просто следуйте рекомендациям, приведенным выше, используйте шаблон и ориентируйтесь на минимальные значения ошибок в градусах.
ПРИМЕЧАНИЕ: если вы используете иглу не оригинальной заточки, рекомендованной производителем головки, вы не можете полагаться на спецификации головки. Особенно это касается старых головок.
Сменные вставки часто не имеют прецизионной заточки и полировки кончика иглы, масса которой также может отличаться от оригинала. У головок с подвижными магнитами качество демпферов и самих магнитов могут не соответствовать оригинальным.
Поэтому замена вставки может существенно изменить параметры головки: податливость и точность следования иглы в канавке, полосу частот, частотную и динамическую характеристики.
В этом случае вам придется найти новые значения оптимальной прижимной силы и антискейтинга, отличные от таковых для оригинальной головки. Хотя чаще всего сменные иглы звучат хорошо.
ПРИЖИМНАЯ СИЛА – VTF (Vertical Tracking Force)
Каждый раз после настройки прижимной силы оценивайте результат на слух. Чтобы выбрать оптимальную прижимную силу, требуется определенный опыт прослушиваний. Если саксофон звучит слишком легковесно и с выпячивающейся серединой, значит, прижимная сила (по отношении к антискейтингу) недостаточна. Если же кларнет звучит мутновато, прижимная сила избыточна. При этом также может страдать локализация образов в пространстве.
На практике оптимальная прижимная сила редко в точности совпадает с той, что рекомендована производителем головки.
СКАТЫВАНИЕ
Когда Эдисон создал свой валик, он записывал звук в виде в виде колебаний в вертикальной плоскости: игла двигалась вверх и вниз, «от холмиков к ямкам», как это принято было тогда называть.
Немецкий ученый Эмиль Берлинер создал граммофонную пластинку, на которой звук записывался в виде колебаний в горизонтальной плоскости.
В результате комбинирования этих двух систем появилась виниловая стерео запись.
Для обеспечения одинаковых технических показателей для левого и правого каналов вертикальную и горизонтальную составляющую сигнала стали наносить под углом 45°. Контакт кончика алмазной иглы с обеими стенками канавки должен был оставаться постоянным во время воспроизведения, несмотря на сложный профиль канавки.
КОМПЕНСАЦИЯ СКАТЫВАЮЩЕЙ СИЛЫ
Если поместить небольшой предмет на вращающийся диск, он будет отталкиваться к краям диска центробежной силой. Можете сами проделать такой опыт со своим проигрывателем.
Когда пластинка крутится, кончик иглы находится в начале канавки спиральной формы, то при наличии прямого тонарма такая сила не будет иметь места. Тонарм не станет смещаться ни к краю, ни к центру пластинки, если, конечно, азимут настроен верно. А когда вы имеете дело с тонармами S- или J-образной формы, головка на таком тонарме крепится под углом. Пор этой причине вращение диска вызывает силу, смещающую головку в направлении к шпинделю.
Это приводит к избыточному давлению иглы на одну из стенок канавки, которая несет информацию левого канала.
Чтобы нейтрализовать эту силу и обеспечить равномерное давление иглы на обе стенки канавки, необходимо скомпенсировать ее силой противоположного направления, приложенную к другому концу тонарма сзади шарнира. Эта сила реализуется с помощью механизма антискейтинга на основе пружины, грузика или магнита.
ПРИМЕЧАНИЕ: Тангенциальные тонармы не нуждаются в подобной корректировке, так как их каретка постоянно движется по прямолинейной траектории от периферии к центру вслед за кончиком иглы.
При точной настройке антискейтинга используйте тестовую пластинку с областью без канавок. В любом случае, это простой совет, не приводящий к излишним усложнениям. Нужная степень коррекции бокового смещения (в соответствии с конкретной прижимной силой) будет достигнута, когда игла перестанет смещаться к центру либо к периферии пластинки.
Можно также воспользоваться тестовым диском, содержащим треки с мощными сигналами левого и правого каналов и определить на слух, при каких значениях прижимной силы и антискейтинга слышимые искажения окажутся минимальными или исчезнут вовсе.
Если вы настоящий перфекционист, вы может подключить осциллограф поочередно к левому и правому выходу вашего предусилителя (или к его выходам Record Out) и проконтролировать точность установки антискейтинга, воспроизводя поочередно сигналы левого и правого каналов различной глубины модуляции канавок, начиная с 50 µм.
Применение прижима или утяжелителя на пластинку, как и универсального стабилизирующего кольца, позволяет добиться более точной настройки прижимной силы и антискейтинга, так как эти аксессуары уже сами по себе в значительной степени снижают искажения. Поэтому результаты получаются более точными, а сигналы – чистыми.
Измерить отдельно уровни левого и правого каналов можно с помощью осциллографа и тестового диска с записанными синусоидальными сигналами каналов разных уровней, соответствующих различной глубине модуляции канавок. Слева форма полуволны синусоиды фактически таковой не является, заметны ее искажения, вызванные плохим контактом соприкосновения иглы со стенкой канавки. Справа на осциллограмме видна идеальная полуволна синуса, что свидетельствует о качественной настройке прижимной силы и антискейтинга. Оба канала должны показывать на экране идеальную форму синуса при воспроизведении треков с глубокой модуляцией канавок. Правильно настроенная прижимная сила в сочетании с оптимальным антискейтингом обеспечивает точность локализации образов в пространстве и минимальные искажения. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ НАСТРОЙКА VTA Слева показана головка резца. Алмазный резец совершает сложные движения, вырезая на матрице канавку с информацией левого и правого каналов. При нарезке лаковой матрицы алмазный резец движется вверх и вниз на небольшие расстояния. Траектории этих движений могут быть более или менее прямые или криволинейные, в зависимости от положения резца. Теоретически направления этих движений перпендикулярны матице (а), но не совсем прямые (b). Головка резца должна быть правильно ориентирована, чтобы резец работал под углом 20°. Но бывает, что угол наклона резца (который зависит от крепления головки) оказывается неверным, в результате чего угол 20° не выдерживается. Если же все настроено правильно, угол резца по отношении к матрице должен дублироваться на головке звукоснимателя. Для монофонических пластинок большой важностью обладает только латеральный угол (= азимут). Игла должна прочерчивать цент канавки с верно установленной прижимной силой. С появлением стерео-записей с их более сложными сигналами стало ясно, что нарезка матрицы может осуществляться несколькими способами. Вертикальное положение алмазного резца на головке станка может варьировать, при этом профиль канавки также будет изменяться. Иногда пренебрегают точностью настройки угла резца. А иногда нарезка матрицы под другим углом делается намеренно, если инженер после прослушивания оказывается не удовлетворен результатом. Обычно инженеры приводят объяснение вертикального угла. И только немногие из них упоминают другие параметры как имеющие значение. VCA = Vertical Cutting (вертикальный угол резца). Должен устанавливаться в точном соответствии с инструкцией станка по нарезке матриц. CRA = Cutter Rake angle (угол наклона резца). Это угол оси алмазного резца по отношению к нарезающей головке. Этот угол должен быть таким же, как VCA, или вертикальный угол резца. Если он отличается, сигнал на матрице будет записан с искажениями. VTA = Vertical Tracking Angle (вертикальный угол следования иглы). Это угол оси острия алмазной иглы относительно вертикали. Должен быть равен углу VTA. ПРИМЕЧАНИЕ: Я был свидетелем тому, как опытный виниломан просто слегка изогнул иглодержатель для того, чтобы получить точное значение SRA. Я не советую вам пытаться проделать то же самое, так как с большой долей вероятности это может привести к дефекту головки или поломке иглодержателя, и к тому же скорее всего у вас так и не получится достичь точного значения SRA таким способом. Давайте взглянем на другие иллюстрации. А – теоретический идеал: CRA, VCA, SRA и VTA одинаковы и полностью совпадают. В – игла перпендикулярна поверхности пластинки, но вертикальный угол VTA неверный. Поскольку алмазная игла неверно крепится к концу иглодержателя, ее кончик находится не в том положении, в котором он мог бы точно следовать профилю неровностей канавки. При этом лучше всего отрегулировать высоту тонарма на шарнире. С – тот случай, когда канавка нарезана под более широким углом, чем стандартный в 20º. Верное положение иглы головки может быть достигнуто только с помощью значительного увеличения высоты тонарма на шарнире либо с помощью клина между головкой и шеллом. Лучший совет – найти такое положение тонарма по высоте со стороны шарнира, при котором большая часть пластинок звучит лучше. В общем случае VTA претерпевает изменения во время проигрывания, если пластинка коробленая или не идеально плоская. Если наблюдаются постоянные колебания тонарма вверх и вниз либо заметные раскачивания в стороны при проигрывании безупречной пластинки, это может быть вызвано тем, что данный тонарм слишком тяжел для головки. Возможно, головка имеет высокую податливость и требует более легкого тонарма. Проверьте соответствие параметров тонарма и головки. Если вы хотите получить хорошую проработку мелких деталей и качественное звучание высоких частот, теплое и всеемте с тем с быстрой атакой, очень важно для этого выставить правильный VTA. При уменьшении высоты тонарма на шарнире так, что головка будет слегка отклонена назад, звучание середины получится более округлым и менее детальным. Если установить высоту тонарма так, что головка будет наклонена вперед, детальность повысится. ВЫБИРАЙТЕ ТАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ VTA, ПРИ КОТОРОМ ВСЕ ВАШИ ПЛАСТИНКИ БУДУТ ЗВУЧАТЬ ХОРОШО Поскольку не все пластинки были нарезаны с одинаковым углом резца, это создает определенную проблему. В конце семидесятых годов The Audio Critic предложили идею оптимизации VTA для воспроизведения каждой отдельной пластинки. Идея была проста: нарезать по размеру мата (или, как я бы посоветовал, диаметра 28 см) круги из картона различной толщины. Если вы установили такой VTA, что головка оказалась слегка наклоненной вперед, вы можете варьировать его величиной с помощью картонных «матов». На обложке или внутреннем конверте каждой пластинки можно сделать пометку, какая толщина мата ей соответствует. Помещение картонных дисков между пластинкой и собственно матом диска проигрывателя может обеспечить оптимальный VTA, но при этом также изменятся свойства контакта пластинки с диском, от чего может поменяться «оттенок» звучания. Поэтому лично для меня картонные вставки неприемлемы. К счастью, существует множество моделей тонармов, у которых предусмотрена настройка VTA. И многие модели также допускают настройку высоту на шарнире на лету. Если вы лишены подобной роскоши, вам придется настроить высоту просто по наилучшему результату на слух. Особо важна точная настройка вертикального угла в системах с усилителями и колонками уровня High End. В случае, когда диск проигрывателя слишком высокий, возможно, придется подложить шайбу под базу тонарма. Если регулировка высоты тонарма невыполнима, можете воспользоваться клином между головкой и шеллом. ВАЖНОЕ ЗАМЕЧЕНИЕ: Некоторые пользователи применяют небольшой клин, когда, как им кажется, возникает необходимость подстройки VTA. Но клин может помочь лишь в редких случаях. Не рекомендуется помещать между головкой и шеллом куски резины, фетра или похожих материалов (как это часто советуют «знающие» аудиофилы). Это нарушает прочность контакта между головкой и шеллом. В начале может показаться, что такая вставка делает звук более быстрым, особенно на высоких частотах, но одновременно с этим могут нарушиться временные соотношения гармоник сигнала, содержащего широкий спектр гармоник от нижних до верхних. В чем причина? Наличие вставки приводит к более или менее заметному фазовому сдвигу (разнице по времени). Клин или пластина обязательно имеют собственную моду, или частоту, деформации изгиба, которая будет сопровождаться второй и третьей гармониками (а, возможно, и более высокими). Эта частота может вызвать окрашивание звука. По первому впечатлению может показаться, что звучание стало более рафинированным и пространственным, но через некоторое время наступит ясное ощущение того, что гармоническая структура звука нарушена. На гармоническую структуру могут влиять материалы тонарма, диска, шасси, корпуса и ножек. От них во многом зависит живость, сбалансированность звучания, недостаточная детальность или открытость середины, которая придает инструментам осязаемость. Звук должен быть естественным и не должен терять магию оттенков исполнения и звучания инструментов. Если прокладка между головкой и шеллом тонарма необходима, выбор ее материала очень важен. Всегда ориентируйтесь на результаты в широком диапазоне частот. ПРОВЕРКА ИГЛЫ Если механические настройки выполнены некачественно, сигнал будет искажен. Если несмотря на все ваши попытки искажения присутствуют, и причина их не в изношенных канавках пластинки, вам следует проверить алмазную иглу головки самостоятельно либо доверить эту проверку профессионалу. У бывшей в употреблении иглы могут присутствовать крошечные выточки на самом кончике, которые не видны невооруженным глазом. Они находятся именно на кончике, а не по бокам иглы над канавкой, где многие пытаются их обнаружить при проверке иглы. Эти выточки работают наподобие резца, который царапает канавки, особенно в местах наиболее динамичных сигналов. При наличии хорошей иглы и правильно настроенных прижимной силы и антискейтинга вы сможете многократно слушать ваши пластинки без потери качества звучания. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ О СОСТОЯНИИ ПЛАСТИНОК И УДОВОЛЬСТВИИ ОТ МУЗЫКИ ВЫБИРАЙТЕ ЛУЧШИ Й ШЕЛЛ Если у вас тонарм со сменным шеллом, вы можете улучшить качество звучания, выбрав такой шелл, с которым воспроизведение гармоник, атака и гармоническая целостность сигнала окажутся наилучшими, а частотная характеристика наиболее ровной. Главное достоинство алюминия в том, что он не отражает энергию колебаний обратно на головку. Проводимость вибраций и их затухание в алюминии также достаточно быстрые. Обычно алюминий обеспечивает широкую полосу частот. Сплав алюминия и магния может повысить точность считывания сигнала канавок. Высокие частоты при этом воспроизводятся точнее. Еще одно важное обстоятельство: шелл должен прикручиваться как можно более плотно. В противном случае звук становится размытым, гармонический спектр сигнала нарушается. Это хорошо слышно при воспроизведении высококачественной записи гитары. Мат диска также сильно влияет на точность воспроизведения звука. АУДИОФИЛЬСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ВИНИЛА АРХИВНЫЕ ЗАПИСИ Существует также категория аудиофилов, которые собирают записи конкретных исполнителей и исполнений. Им важнее всего аутентичность исполнения и оригинальность издания. Небольшие дефекты пластинки, часто незаметные на слух, их не пугают. И даже обычные коллекционеры стремятся получить качественное воспроизведение без раздражающих искажений. Возможно, вы входите в обе категории и млеете от невероятно качественного звука как такового или великолепной симфонической записи, но также можете получать удовольствие от прослушивания старой запиленной пластинки. ВЫБОР ПОДХОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ Для воспроизведения старых пластинок требуется головка моно с иглой сферической заточки в сочетании с тонармом подходящей массы и соответствующей прижимной силой. Иногда можно бывает обнаружить очень старую моно пластинку начала пятидесятых годов, которая очень хорошо звучит с пьезокерамическим звукоснимателем при прижимной силе в целых 8 г. Некоторые старые пластинки Deutsche Grammophon или Philips по-настоящему раскрываются в такой системе. Мне попадались также старые диски R emington, которые хорошо звучали на старых портативных граммофонах Garrard с маломощным ламповым усилителем. Однажды я приобрел коробку с четырьмя пластинками Евгения Онегина Чайковского, записанными на раннем советском лейбле, которые вообще не играли с головкой Denon DL-103 на достаточно тяжелом тонарме, но раскрывали всю свою прелесть на том же самом портативном проигрывателе Garrard. ПРАВИЛЬНОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ВЫВОДОВ ГОЛОВКИ ПРИМЕЧАНИЕ.: Наушники и колонки также должны подключаться правильно. В противном случае пространственное расположение музыкантов в середине оркестровой или джазовой сцены не будет читаться, так как центр сцены, получающийся сложением каналов, не будет корректно акустически сформирован. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА ГОЛОВКИ В любом случае вам следует проверить нагрузку головки. Вход фоно вашего предусилителя должен обладать оптимальной емкостью, чтобы обеспечить согласование с конкретной головкой с подвижными магнитами. Чем выше входная емкость, тем глуше звук. Поэтому проверьте спецификации предусилителя и головки, приведенные их производителями. Гловки с подвижными катушками должны подключаться к предусилителю, входное сопротивление которого по меньшей мере в 2,5 раз выше сопротитвления катушек самой головки. Входной импеданс повышающего трансформатора должен быть таким же либо немного выше, чем сопротивление катушек головки. Проверьте сочетание параметров головки и предусилителя, чтобы сделать вывод об их совместимости. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРРЕКЦИИ До того как параметры коррекции RIAA были в основном приняты, звукозаписывающие компании нарезали свои диски таким образом, чтобы получить наилучший результат на имевшемся у них оборудовании. КЛЭМП / ПРИЖИМ /СТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ КОЛЬЦ О Прижим или клэмп улучшает контакт между пластинкой и матом диска. Вибрации и разного рода резонансы при этом возникают с меньшей вероятностью. Высокочастотные шумы не генерируются. В целом сигнал получается более точным, а звук менее искаженным. Устранение искажений означает улучшение сигнала. Стабилизирующее кольцо (RSR – Record Stabilizing Ring ), которое накладывается по периферии пластинки, немного более эффективно подавляет искажения и повышает чистоту сигнала. НЕ ДОПУСКАЙТЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ИЛИ АКУСТИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗ И Если вы живете в доме с бетонными полами, вы можете использовать аудио стойку на шипах для установки вашего проигрывателя. Если хотите достичь хорошего механического контакта шипов с основанием, проделайте небольшие дырки в ковровом покрытии, чтобы шипы упирались непосредственно в бетон. Всегда выбирайте стойки с четырьмя опорами. Трехопорные стойки не обеспечивают надежной основы для усилителей, плейеров и проигрывателей винила, так как фактически на каждую их сторону приходится по одной опоре, а углы полок не имеют опор и по этой причине могут страдать резонансами (модами деформации изгиба). Избегайте стеклянных полок. Предпочитайте полки из фанеры или даже ДСП, покрытые пластиковой пленкой под шпон или чем-то подобным. На мой взгляд, это хорошие материалы для полок. Лично я не использую МДФ из-за неровной частотной характеристики. Более того, МДФ отсекает энергию звуковых волн вместо того, чтобы рассеивать ее. (Не используйте МДФ и для изготовления корпусов акустических систем, если только вы не склеиваете вместе три или четыре слоя и укрепляете корпус изнутри с помощью стяжек). Если у вас не бетонный пол, вы можете сделать подвесную полку, прикрепив ее к стене (мощными болтами). Не используйте более одного развязывающего средства. Не ставьте проигрыватель на шипы, резиновые ножки и проч. Если ваш проигрыватель имеет субшасси на подвеске (Thorens, Linn и т.д.), не ставьте его на дополнительный пружинный или резиновый демпфер. Такой проигрыватель должен опираться непосредственно на полку. ПРОЯВЛЯЙТЕ ЗАБОТУ О ВАШИХ ПЛАСТИНКАХ Чтобы обеспечить воспроизведение виниловых пластинок с максимально высоким качеством звучания, необходимо заботиться о своей коллекции. Если у вас нет доступа к профессиональной чистящей машинке Keith Monks, которая чистит пластинки наиболее эффективно и безопасно, можете приобрести DISCO ANTISTAT, с помощью которого можно мыть и чистить пластинки с двух сторон с последующим просушиванием. После чистки закладывайте пластинки в чистые конверты, одновременно вы можете до определенной степени приводить в порядок их обложки. ДОЛГОЙ ЖИЗНИ ВИНИЛУ Все эти меры не только позволят вам получать максимальное удовольствие от музыки, но также продлить ресурс иглы головки. На хорошем оборудовании качество пластинок будет оставаться неизменным в течение следующей сотни лет даже после сотен прослушиваний!
|