Что такое сонатное аллегро в музыке
Музыкальные жанры. Соната
Продолжение. См. статьи «Опера» (№ 2/2009), «Увертюра» (№ 6/2009), «Симфония» (№ 8/2009)
Необычайное разнообразие
Если мы, желая уяснить, что представляет собой соната как музыкальный жанр, обратимся к «Музыкальной энциклопедии», то найдем там большую статью, занимающую тринадцать колонок. (Для сравнения: статья о симфонии — 4 колонки, о кантате — около 3; самая большая об опере — 31 колонка.) Объяснить это можно тем, что внутри жанра сонаты выкристаллизовалась музыкальная форма — форма сонатного Allegro, — которая стала основой для огромного числа произведений инструментальной музыки; не только таких, на титульном листе которых указано: «Соната», но и всевозможных трио, квартетов, инструментальных концертов, симфоний. Кстати, в очерке о симфонии мы уже коснулись этой формы, но сейчас должны глубже вникнуть в ее особенности.
Л. Бруннинген. Адажио. Фрагмент. 1890-е
Трудность состоит в том, что за три века существования сонаты эта музыкальная форма претерпела такие существенные изменения и предстает теперь в таком богатстве вариантов, что невозможно дать ее однозначное определение. Единственное, что присуще любой сонате, – по музыкальному содержанию это самая сложная и многосоставная музыкальная форма, к какой бы эпохе ни относилась данная конкретная соната. И это, пожалуй, все. Дальнейшая конкретизация деталей возможна только относительно образцов того или иного музыкального стиля и времени. Так, если мы скажем, что соната — это многочастное произведение, то нам непременно возразят, что у Доменико Скарлатти 555 сонат и все они одночастные. Если мы скажем, что соната — это произведение, в котором первая часть написана в форме сонатного Allegro, что справедливо для огромного числа сонат классического и романтического периода, то нам тут же укажут на «Лунную сонату» Бетховена или на его же фортепианную сонату № 12 ля-бемоль мажор, соч. 26, в которой первая часть написана в форме темы с вариациями.
Конечно, как было бы удобно иметь ясное и четкое определение того, что есть соната, и при этом указать в скобках несколько случаев отклонений от строгого канона. На деле же оказывается, что можно назвать лишь несколько образцов, полностью укладывающихся в школьную схему конструкции сонаты, тогда как десятки страниц заняли бы списки замечательных творений в этом жанре, отклоняющихся от строгой схемы.
Можно с уверенностью сказать, что все 32 сонаты великого бетховенского цикла фортепианных сонат заняли бы свои места в этом списке «исключений из правил». И это — вот парадокс! — при том, что Бетховен — законодатель в сфере классической сонаты. Можно смело переадресовать к сфере сонатной формы знаменитые слова Бетховена, произнесенные им в ответ на упрек в прегрешении против законов гармонии (он употребил запрещенные правилами так называемые параллельные квинты): «Так вот, я их разрешаю!»
Очевидно, по причине необычайного разнообразия образцов сонаты «Музыкальная энциклопедия» дает определение, которое в силу его широты мало что определяет и даже, можно сказать, не является определением: «Соната (итал. sonata, от sonare — звучать) — один из основных жанров сольной и камерно-ансамблевой инструментальной музыки. Классическая соната, как правило, многочастное произведение с быстрыми крайними частями (первая — в так называемой сонатной форме) и медленной средней; иногда в цикл включается также менуэт или скерцо…»
О барочной сонате у нас уже шла речь в очерке «Музыка барокко», («Искусство» № 22/2005). Поэтому сейчас сосредоточим внимание на сонате классического и романтического периодов.
Но сначала приведем небольшую рецензию Бернарда Шоу на одно из произведений, написанных в сонатной форме. Ценность этой рецензии, во-первых, в том, что в ней кратко и очень точно сформулирована главная проблема для композитора в использовании этой формы, во-вторых, она дает яркое представление о таланте Б. Шоу как музыкального критика.
У Сгамбати достаточно музыкального материала, чтобы минут восемь-девять развлекать публику. Но, попытавшись смастерить из этого целый квинтет (в сущности, та же соната, только для пяти инструментов. — А.М.), он вынужден был невероятно разжижить его, все разгладить и стушевать с удручающей банальностью, достигшей своей кульминации в фугато — последнем средстве избежать музыкального банкротства. Здесь провалились все его попытки доставить нам удовольствие… Общее чувство (я всегда говорю о моих собственных ощущениях как об общем чувстве) можно сформулировать так: «Скорей бы это кончилось!»
Суровый приговор! Что же все-таки представляют собой эти «невероятные трудности сонатной формы»?
Как правило, первая часть классической сонаты пишется в форме так называемого сонатного Allegro. Для нее характерно несколько особенностей: 1) деление всей части на три главных раздела: экспозицию, разработку и репризу; 2) построение экспозиции (а часто и остальных разделов формы) на сопоставлении или даже столкновении двух основных образов, чаще всего энергичного, мужественного и лирического, мягкого.
Уже сами названия разделов ясно говорят об их назначении. Кроме них в сонатном Allegro могут быть вступление и заключение (кода). Вероятно, процентов восемьдесят классического музыкального наследия — сонаты, симфонии, квартеты, трио — используют эту музыкальную форму. И что самое поразительное – нет двух одинаковых! Из этого следует, что вышеприведенные характеристики указывают лишь на самый общий абрис этой музыкальной формы.
Почему форма сонатного Allegro так часто используется? Потому что она самая богатая из форм инструментальной музыки по своим драматическим возможностям. Начать с того, что здесь непременно должно быть несколько разнохарактерных тем (музыкальных партий). Между ними происходит столкновение и множество коллизий. Партии эти имеют условные обозначения, чтобы яснее было, о каком эпизоде идет речь. Они называются главная, связующая, побочная и заключительная. Что касается связующей и заключительной, то здесь все более или менее ясно. О двух других — главной и побочной — следует сказать подробнее.
Обычно главная партия представляет, условно говоря, энергичный образ, а побочная — более лирический. Перед композитором открываются безграничные возможности сопоставления разнохарактерных образов, их борьбы, сближения и даже порой слияния. Коль скоро допустимо сравнение главной и побочной партий с мужским и женским началом, то естественно предположить возможность отражения в этой музыкальной форме всех оттенков человеческих чувств и страстей, всего того, что нашло выражение во всей мировой культуре и искусстве, того, что принято определять понятием «основной инстинкт». Более того, это может быть — и часто так и происходит, особенно у Бетховена, — не только в сфере личного чувства, но и в общечеловеческом плане. Вот источник богатства классической музыки. И это лишь самая общая констатация, только одна — главная — идея. Но сколько при этом самых разнообразных способов выражения!
Главная партия (ГП) —> Основная тональность (по форме обычно период)
Связующая партия (СП) —> Переход в тональность побочной партии
Побочная партия (ПП) —> Побочная тональность
Заключительная партия (ЗП) —> Завершение экспозиции приводит к тональности, в которой начинается разработка
Разрабатываются и развиваются партии экспозиции (преимущественно ГП). Используются различные тональности, чаще субдоминантовой сферы. Избегается основная тональность произведения; разработка в сонатах венских классиков чаще завершается остановкой на доминанте основной тональности, в которой начинается реприза. Если композитор в этом разделе вводит совершенно новый музыкальный материал, не основанный на партиях экспозиции — что тоже встречается, — то тогда этот раздел называется не разработкой, а эпизодом.
ГП —> Начинается в основной тональности, но затем модулирует в побочную тональность, чтобы избежать слишком долгого пребывания в основной тональности во всей репризе.
СП —> Утверждение тональности побочной партии.
ПП —> Либо вся в основной тональности, либо обязательно заканчивается в ней.
ЗП —> Окончательное утверждение основной тональности.
Мировые шедевры жанра сонаты
Людвиг ван Бетховен
Соната № 8 до минор «Патетическая», ор. 13
«Патетическая» соната — одна из всего лишь двух фортепианных сонат Бетховена, озаглавленных самим композитором (или, во всяком случае, с одобрения композитора). Вторая — № 26 ми-бемоль мажор, оp. 81a, «Прощание». Все остальные названия — «Лунная» (№ 14, ор. 27), «Пасторальная» (№ 15, ор. 28) «Аврора», или «Вальдштейн» (№ 21, ор. 53), «Аппассионата» (№ 23, ор. 57), «Соната Терезы» (№ 24, ор. 78) — не авторские.
Соната состоит из трех частей:
1. Grave. Allegro di molto e con brio
2. Adagio cantabile
Вот первый печатный отклик на сонату:
«Замечательная соната справедливо названа «Патетической», так как она в самом деле глубоко страстная по характеру. Благородная грусть возвещает о себе в эффектном, прекрасно и плавно модулирующем Grave до минор, которым время от времени прерывается пламенный раздел Allegro, выражающий сильное возбуждение серьезного ума. В Adagio ля-бемоль мажор (II часть. — А.М.) настроение покоя и утешения; однако прекрасные певучие мелодии, модуляции и приятное движение требуют, чтобы эта часть не была растянутой. С началом рондо (III часть. — А.М.) пробуждается тон первого Allegro, в двояком смысле слова, так что на протяжении всей Сонаты основное чувство сохраняется, придавая ей единство, внутреннюю жизнь и настоящую эстетическую ценность. Примерно так можно говорить о какой-либо сонате при условии, что все остальные требования музыкального искусства явно показывают ее красоту так же, как здесь. Единственное, что критик мог бы высказать насчет Бетховена, который, вероятно, может быть оригинальным и новым (и, возможно, это менее упрек, чем желание нового совершенства), — это то, что у темы рондо самой по себе слишком знакомое звучание. Сам критик не может сказать точно, где он слышал ее прежде, но тема, по крайней мере, не новая».
«Патетическая» соната Бетховена. Начало первой части
Страстность «Патетической» сонаты — это не любовная страсть, а выражение отваги, смелости, храбрости. Средняя часть сонаты нежная, какой только может быть нежность. Но эта нежность абсолютно лишена какого бы то ни было эротического оттенка. Порой сталкиваешься с суждением, что Бетховен при всей своей гениальности не мог написать подлинную мелодию. Те, кто говорит так, должны послушать эту часть, начинающуюся с великолепной мелодии — успокоительной, широкого дыхания.
Вопрос, что, собственно, означает музыкальная пьеса, о чем ее музыка, часто оказывается очень сложным, но в данном случае совершенно очевидно, что музыка действительно что-то означает. Это не просто нечто красиво звучащее, здесь звуки передают волнение, возбуждение, утрату душевного равновесия.
Ференц Лист
Соната си минор
*Цикл, цикличность означает многочастность. К циклическим произведениям относятся: сонаты, симфонии, квартеты, квинтеты, концерты, трио. |
Каждая из 4-х частей симфонии воплощает в себе разные стороны человеческой жизни.
I часть Быстрая | II часть Медленная | III часть Менуэт* (позднее скерцо) | IV часть Быстрая (итог всего цикла, финал) |
Человек действует | Человек отдыхает, мечтает, размышляет, созерцает природу | Человек танцует, играет, веселится | Человек празднует, ликует, торжествует |
*Трéмоло (итал. «дрожащий») — приём игры на музыкальном инструменте в виде многократного быстрого повторения одного звука либо быстрое чередование двух несоседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов). |
Симфония начинается со вступления.
Вступление: медленное, сумрачно-таинственного характера. Начало в нижнем регистре у контрабасов и виолончелей.
I ЧАСТЬ – быстрая (Allegro), яркая, оживленная, танцевально характера. Напоминает картину народного праздника.
Написана в сонатной форме (форме сонатного аллегро).
Строение сонатной формы (сонатного аллегро)
СП– связующая партия
ПП – побочная партия
ЗП – заключительная партия
Побочная партия – (B-dur, Си-бемоль мажор), размер 6/8 – по характеру почти не отличается от главной темы: танцевальная, изящная, легкая, веселая. Имеет вальсовый аккомпанемент (напоминает австрийский лендлер: танец-предшественник вальса). Тональность – доминантовая.
*Вариации – это музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких её видоизменённых повторений. Схема вариационной формы: А (тема) – А1 (вариация 1) – А2 (вариация 2) – А3 (вариация 3) …… |
Сравнительная характеристика тем второй части:
Первая тема | Вторая тема |
до – минор (c-moll) | До – мажор (C-dur) |
Суровая, сосредоточенная | Радостная, торжественная |
Начальный квартовый затакт | Начальный квартовый затакт |
Повышенная IV ступень | Повышенная IV ступень |
Маршевость | Маршевость |
После изложения тем следуют вариации – на каждую тему отдельно.
IV ЧАСТЬ – Финал. Возвращается быстрый темп, праздничное настроение.
Начинается финал с «золотого хода валторн»*.
На фоне звучания валторн звучит оживленная, радостная главная тема.
Все части симфонии №103 объединены танцевальным ритмом и бодрым праздничным настроением. Крайние быстрые части создают «обрамление» средним частям; возникает симметрия, стройность всего цикла.
Сообщение на тему: «Сонатное Allegro-общие принципы конструкции»
Управление Культуры, спорта и молодёжной политики
Администрации Тайшетского района
МКУ ДО «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
общие принципы конструкции»
Григорян Сирануш Камоевна
общие принципы конструкции
Как правило, первая часть классической сонаты пишется в форме так называемого сонатного Allegro. Для нее характерно несколько особенностей:
1) деление всей части на три главных раздела:
2) построение экспозиции (а часто и остальных разделов формы) на сопоставлении или даже столкновении двух основных образов, чаще всего энергичного, мужественного и лирического, мягкого.
Уже сами названия разделов ясно говорят об их назначении. Кроме них в сонатном Allegro могут быть вступление и заключение (кода). Вероятно, процентов восемьдесят классического музыкального наследия — сонаты, симфонии, квартеты, трио — используют эту музыкальную форму. И что самое поразительное – нет двух одинаковых! Из этого следует, что вышеприведенные характеристики указывают лишь на самый общий абрис этой музыкальной формы.
Почему форма сонатного Allegro так часто используется? Потому что она самая богатая из форм инструментальной музыки по своим драматическим возможностям. Начать с того, что здесь непременно должно быть несколько разнохарактерных тем (музыкальных партий). Между ними происходит столкновение и множество коллизий. Партии эти имеют условные обозначения, чтобы яснее было, о каком эпизоде идет речь. Они называются:
главная, связующая, побочная и заключительная.
Обычно главная партия представляет, условно говоря, энергичный образ, а побочная — более лирический. Перед композитором открываются безграничные возможности сопоставления разнохарактерных образов, их борьбы, сближения и даже порой слияния. Коль скоро допустимо сравнение главной и побочной партий с мужским и женским началом, то естественно предположить возможность отражения в этой музыкальной форме всех оттенков человеческих чувств и страстей, всего того, что нашло выражение во всей мировой культуре и искусстве, того, что принято определять понятием «основной инстинкт». Более того, это может быть — и часто так и происходит, особенно у Бетховена, — не только в сфере личного чувства, но и в общечеловеческом плане. Вот источник богатства классической музыки. И это лишь самая общая констатация, только одна — главная — идея. Но сколько при этом самых разнообразных способов выражения!
Главная партия (ГП) —> Основная тональность (по форме обычно период)
Связующая партия (СП) —> Переход в тональность побочной партии
Побочная партия (ПП) —> Побочная тональность
Заключительная партия (ЗП) —> Завершение экспозиции приводит к тональности, в которой начинается разработка
Разрабатываются и развиваются партии экспозиции (преимущественно ГП). Используются различные тональности, чаще субдоминантовой сферы. Избегается основная тональность произведения; разработка в сонатах венских классиков чаще завершается остановкой на доминанте основной тональности, в которой начинается реприза. Если композитор в этом разделе вводит совершенно новый музыкальный материал, не основанный на партиях экспозиции — что тоже встречается, — то тогда этот раздел называется не разработкой, а эпизодом.
ГП —> Начинается в основной тональности, но затем модулирует в побочную тональность, чтобы избежать слишком долгого пребывания в основной тональности во всей репризе.
СП —> Утверждение тональности побочной партии.
ПП —> Либо вся в основной тональности, либо обязательно заканчивается в ней.
ЗП —> Окончательное утверждение основной тональности.
- Собака превратилась в человека к чему снится
- к чему снится потеря денег и документов