Что такое соноры в логопедии
Что такое соноры в логопедии
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Среди 42 фонем русского языка, 36 – это согласные звуки.
Бесплатные занятия с логопедом
Среди 42 фонем русского языка, 36 – это согласные звуки. В их образовании в большей степени участвуют язык, зубы, губы и нёбо. Гласные звуки состоят только из голоса, т.к. в их образовании участвуют легкие и голосовые связки. Согласные же состоят из шума, но среди них есть такие, в которых присутствует значительная часть голоса. Их называют звонкими согласными (сонорными).
Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, которые почти не образовывают шума при звучании. Эта группа включает в себя 8 парных по мягкости-твердости и один мягкий непарный звук: [Л] – [Л’], [М] – [М’], [Н] – [Н’], [Р] – [Р’], [Й]. Сонорные звуки не имеют пар по глухости в отличие от большинства звонких согласных.
К сожалению, количество детей, у которых к 5-6 годам есть проблемы с произношением Р и других сонорных звуков, увеличивается. В связи с этим у родителей появляются серьезные опасения, ведь этот возраст пограничный, т.е. впереди обучение в школе, а ошибки в звукопроизношении неизбежно переносятся на ошибки в чтении и письме. Также могут встречаться насмешки со стороны ровесников, которые приведут к тому, что ребенок станет замкнутым и у него серьезно снизится самооценка.
Нарушения произношения звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]
Нарушения при произношении звуков Л и Л’ называют ламбдацизмами. Звук может вовсе отсутствовать в речи, произноситься межзубно или с какими-то другими искажениями (Л произносится как [нг], произносится мягко, как [Л’] и т.д.).
Другой формой этого нарушения являются параламбдацизмы, для которых характерна замена на другие звуки. [Л] может заменяться на [Р], [У], [Ы], [В] и т.д.
Нарушения при произношении звуков Р и Р’ называют ротацизмами:
Другой тип нарушения параротацизмы, т.е. замена звуков на другие. [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы], [В], [Г] и т.д.
Если эти нарушения присутствуют у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться нормой (при условии нормального развития других компонентов речи). Если же проблемы встречаются после 5 лет, то это является весомым поводом для обращения к логопеду-дефектологу.
Правильная артикуляция звуков Р и Л
Артикуляция звука Р:
Артикуляция звука Л:
Артикуляция сонорных звуков
Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начинать нужно с подготовительных мероприятий, которые являются своеобразной базой для последующей работы.
На начальном этапе проводятся различные упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи т.д.
Вот несколько примеров таких упражнений:
Способы постановки сонорных звуков
Постановка сонорных звуков мало чем отличается от постановки других звуков. Она также предполагает использование нескольких методов: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционного уклада и смешанный (от опорного звука с механической помощью и т.д.). Для примера приведем способы постановки звуков Л и Р.
Постановка звука Л по подражанию
Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.
Постановка звука Л от артикуляционного уклада
Логопед подробно объясняет, какое положение занимают артикуляционные органы при произношении звука Л. Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад, использовать правильную струю воздуха, определить наличие или отсутствие голоса. В итоге должен получиться правильный изолированный звук.
Постановка звука Л от опорного звука
Есть несколько способов:
Постановка звука Р по подражанию
Ребенку предлагает образец произношения Р в сочетании с игровыми образами (рычит тигр, ревет мотор и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.
Ответы на любые вопросы
Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.
Классификация согласных
Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:
По степени звучности согласные делят на:
Что такое сонорный звук в русском языке?
Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:
Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?
Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:
Сонорные звуки в логопедии
Трудности с произношением звучных согласных – одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии, когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.
Основные причины такого явления:
Как научиться произносить звучные согласные?
Если ребенку диагностирована дислалия, то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное – начать лечение как можно раньше.
Основными его этапами являются:
Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.
Видео: как звучат сонорные звуки
Далее логопед Ирина Потапова расскажет о сонорных звуках, как они звучат и где применяются:
Сонорные звуки в русском языке
Содержание:
Среди 42-х фонем русского языка 36 – согласные звуки. Это звуки, в образовании которых в большей степени участвуют элементы ротовой полости: язык, губы, зубы, нёбо. В отличие от гласных они состоят из шума. Гласные – только из голоса, так как в их образовании участвуют легкие и голосовые связки. Но не все согласные в одинаковой степени состоят из шума. Среди них есть такие, в которых присутствует значительная часть голоса. Они называются звонкими согласными.
Классификация согласных звуков
По уровню шума:
По уровню шума | |||||||||||||||||
Сонорные | — преобладает голос, уровень шума незначительный — [л], [м], [н], [р], [й]; | ||||||||||||||||
Шумные |
Твердые сонорные звуки | |
Звонкие сонорные согласные звуки | Все сонорные только звонкие звуки, глухих звуков среди них не имеется. |
Глухие сонорные звуки | Среди сонорных глухих звуков нет. |
Шипящие сонорные звуки | Шипящих сонорных звуков не бывает. |
Таблица сонорных звуков
Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?
Сонорные звуки в фонетическом разборе представляет собой согласные непарные по звонкости – глухости. Парными они бывают по твердости – мягкости. Звук [й’] не имеет пары по мягкости – твердости, звонкости – глухости, звуки он только звонкий и только мягкий. В зависимости от позиции, занимаемой в слове, сонорные – [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’] – при звуко-буквенном разборе имеют следующую характеристику: «согласный, сонорный., звонкий непарный, мягкий парный». Характеристика звука [й‘] несколько отличается, так как этот звук не имеет пары по твердости. Его характеристика неизменна – «согласный, сонорный, звонкий непарный, мягкий непарный». Иногда к словам «звонкий» и «мягкий» добавляют – «только» или «всегда».
«Система работы над сонорными звуками»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивнянская средняя школа №1»
Система работы над сонорными звуками
Лютова Светлана Владимировна.
Сонорными называются согласные, в образовании которых голос преобладает над шумом. К сонорным согласным относятся звуки м, н, л, р. К этой же группе принадлежит согласный звук й.
Коррекционная работа состоит из этапов: подготовительный этап, постановка, автоматизация и дифференциация звука.
Для успешного развития правильного звукопроизношения у детей рекомендуется заниматься ежедневно примерно по 15—20 мин с дошкольниками и по 25—30 мин с младшими школьниками. Начинать занятия следует с артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие правильного речевого дыхания. Обязательно следует включать упражнения и задания на тренировку зрительного и слухового восприятия, памяти, логического мышления, звукового анализа, упражнения и игры на отработку интонации и модуляции голоса, для развития мелкой моторики пальцев рук.
С целью развития мелкой моторики можно использовать специальные игры и упражнения, занятия лепкой, аппликацией, обведение предметов по контуру, их штриховку, работу с раскрасками, нанизывание бус, нетрадиционный массаж пальцев рук, складывание мозаики и т.д.
В работе с младшими школьниками можно использовать разгадывание кроссвордов, запись слогов, слов и коротких предложений под диктовку, игры и игровые задания: «Определи место звука в слове», «Какая буква потерялась?», «Допиши слово» и т.д.
Характеристика сонорных звуков
Звуки [л], [л’], [р], [р’] называют сонорными. По месту образования они переднеязычные. По способу образования звуки [л], [л’] смычно-проходные, а звуки [р], [р’] — дрожащие.
При коррекции звукопроизношения необходимо учитывать вид нарушения.
Нарушения произношения звуков Л, Л’; Р, Р’.
Недостатки произношения звуков [л], [л’] называют ламбдацизмами (искажения) или параламбдацизмами (замены другими звуками).
— произносится двугубный сонорный звук
Среди параламбдацизмов встречается замена звука [л] звуками []], [у], [ы], [в]. Изредка встречается замена звуком [р] и некоторыми другими.
Недостатки произношения звуков [р], [р’] называют ротацизмами (искажения) и параротацизмами (замены).
Среди параротацизмов можно выделить замену звуков [р], [р’] звуками [л], 0], [ы], [в].
Осуществляя коррекционную работу необходимо научить:
-Узнавать и различать между собой звуки речи;
-Отличать правильное и дефектное произнесение звука;
-Осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением;
-принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи.
Прежде чем приступить к коррекции сонорных звуков проводится обследование артикуляционного аппарата.
коррекция дефектного произношения требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего это развитие речевого дыхания (медленный глубокий вдох и продолжительный выдох) и отработка достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата в целом. Все это является базовой основой, подготавливающей речевой аппарат ребенка к произнесению звука.
Традиционно выделяют три способа постановки звуков:
— по подражанию;
-С механической помощью;
-смешанный;
Постановка звука Л
При отсутствии звука.
Ребенку предлагают слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, взрослый просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание [ла]. При выполнении задания взрослый следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами. Также можно поставить звук [л], если попросить ребенка, пропевая звук [а], прикусить кончик языка между зубами. В этот момент четко слышится сочетание ал.
Другой способ постановки звука заключается в использовании в качестве базового звука [л’]. Ребенка просят несколько раз повторить слог ля, затем вводят зонд № 4 так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка. Нажимают зондом на язык вниз — вправо или влево и просят ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируют движение зондом, пока не будет получен акустический эффект звука [л].
При исправлении носового произношения звука [л] прежде всего необходимо выработать правильное направление воздушной струи: она должна идти через рот, а не через нос.
При замене звука [л] на звук []] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.
При замене звука [л] на звук [у] нужно объяснить ребенку, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произношении слога ла. Затем взрослый произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден — он опускается сверху вниз.
При замене звука [л] на звук [в] необходимо затормозить движение нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют несколько раз.
Постановка звука Р.
4 способ.
Постановка звука «р» из межзубного положения
Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.
Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».
В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!
5 способ.
Постановка звука «р» от упр. « Болтушка»
Есть интересный игровой способ постановки звука Р от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке «А» выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации звука «Р». Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант.
7 способ
Постановка звука «р» от упр. «Грибок».
Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.
8 способ.
Постановка звука «р» от упр. «Пылесос»
Пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД (пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.
Постановка звука «рь».
При постановке мягкого рь применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю. Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука рь сначала ставится твёрдый, а потом мягкий, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять. Не рекомендуется лишь одновременную постановку во избежание смещения. Мягкий звук рь произносится практически без вибрации, одноударно. Чтобы согласный звук звучал мягко, гласный и должен быть максимально закрытым, предложите вытянуть губы в очень сильную улыбку и полностью сомкнуть зубы в форме правильного прикуса.
Занятия по постановке звукопроизношения должны проходить по определённой системе, от простого к сложному.
Постановка звуков Р; автоматизация звука Р; постановка звука Р’, автоматизация звука Р’; дифференциация звуков Р-Р’; дифференциация звуков Л, Л’ – Р, Р’
Основные понятия вопроса
Основное определение может натолкнуть на мысль о том, что сонорные звуки в русском языке являются самыми простыми для произношения, так как это не требует приложения особых усилий. На самом же деле все не так просто, как может показаться на первый взгляд, и для того, чтобы понять, в чем заключается особенность сонорных звуков, необходимо углубиться в это понятие, изучив его классификацию, роль в фонетике и в языке в целом.
Классификация согласных
В первую очередь необходимо научиться отличать сонорные звуки от не сонорных, внимательно изучив для этого общую классификацию согласных. Не секрет, что все они отличаются друг от друга не только по типологии, но и в зависимости от места образования, под которым подразумевается участок, отвечающий за начало формирования звука. Согласно теории, все согласные делятся по этим признакам на следующие группы:
Примечательно, что сонорные звуки могут входить в любую из этих групп. В то же время они образуют индивидуальную группу по степени звучности. А чтобы научиться отличать такие звуки от звуков, которые получаются при произношении других согласных, рекомендуется ознакомиться со следующей таблицей:
Название звуковой группы | Общая характеристика произношения |
Аппроксиманты | Фактически не относятся ни к гласным, ни к согласным звукам, занимая среднее положение между ними. В качестве примера можно привести английскую букву «W». |
Сонорные | Практически не образуют шума при произношении или создают его в минимальном количестве |
Фрикативные | Образование звука становится возможным только при неполном закрытии голосового тракта |
Звуки, образующиеся при замедленном высвобождении воздуха гортанью | Произношение корректируется замедлением высвобождения воздуха голосовым трактом |
Стоит отметить, что к сонорным звукам относятся некоторые аппроксиманты, характеризующиеся аналогичным фрикативным образованием, но без сопутствующего шума. Кроме того, к этой группе часто относят носовые согласные, образуемые посредством опущения мягкого неба, благодаря чему воздух проходит через отверстия носа, одноударные (флэпы), производящиеся одним только усилием органа артикуляции, а также дрожащие, создающие вибрацию.
Значение в русском языке
Все сонорные звуки выше фрикативных, имея свойство образовывать вершину слога в языковых формах, чувствительны к их звучности. В то же время звуки, которые произносятся с особым нажимом, ограничивают воздушный поток, провоцируя тем самым волновую турбулентность, или же являются свистящими, не относятся к сонорным. В русском языке сонорными считаются следующие звуки:
Примечательно, что сонорными будут считаться и все смягченные варианты этих звуков. Контрастными (противоположными) по отношению к этим звукам будут считаться те, которые неизменно вызывают турбулентность в голосовом тракте при произношении. Кроме того, стоит выделить определенную размытость между аппроксимантами и звонкими фрикативными звуками, образующимися в области задней гортанной стенки, из-за которой их очень легко перепутать с сонорными.
Иногда согласные фарингального типа выступают в качестве полугласных, которые соответствуют звуку «а», или же полностью меняют свою тональность, в итоге становясь твердыми, образуя фрикативные согласные или другой тип звучания. Еще одна отличительная черта сонорного звучания заключается в том, что они далеко не всегда имеют глухую пару. И в качестве наглядного примера можно привести звук «л», который может быть только звонким. А вот в некоторых других языках, типа тибетского или бирманского, наоборот, он является парным, требуя других действий во время глухого произношения.
Фонетический разбор и логопедия
Название сонорных звуков происходит от латинского слова «sonorus», что дословно переводится как «звучный». Объясняется выбор такого наименования тем, что в формировании звука участвует голос, притом что образующий его в ротовой полости воздушный поток способен находить свои пути обхода, из-за чего он и становится совсем не шумным.
Кроме того, в конце произносимого слова с такими включениями так и не происходит оглушения, как это часто случается во многих других случаях.
Звуковые характеристики
Для того чтобы понять, что значит сонорный в фонетическом разборе, необходимо в первую очередь разобраться в основных характеристиках его звукового произношения. Так, специалисты выделяют как минимум две разных группы, которые напрямую зависят от положения так называемой небной занавески:
Особенности разбора
Для закрепления полученных в этой области знаний рекомендуется прибегать к популярному еще с советских времен упражнению, которое подразумевало выполнение разбора слова на отдельные фонемы. Что касается выполнения поставленной задачи, то чаще всего она подразумевает соблюдение следующего алгоритма действий:
По итогам выполненных работ осуществляется еще одно аналитическое действие, направленное на определение соотношения написания и произношения. Проще говоря, перед тестируемым стоит задача по определению соответствия того, что было написано, тому, что было произнесено.
Возможные проблемы и их устранение
В последнее время все большему числу родителей приходится бывать у врачей-дефектологов по причине плохого произношения у детей. И чаще всего поводом для обращения становится нарушение у ребенка выговаривания парных и непарных согласных. Эта патология имеет свойство называться дислалией, для которой характерным является хороший слух, но трудности воспроизведения определенных букв.
Постановку таких букв делать можно и нужно, главное только дать возможность логопеду разобраться в первопричинах, спровоцировавших текущую проблему. Обычно в этот список входят следующие негативные факторы:
Важно помнить, что выбор коррекции и ее успешность будут напрямую зависеть от того, насколько правильно специалисту удалось установить причину развития дислалии. К примеру, в случае выявления анатомической патологии показанным становится хирургическое вмешательство. Если же причиной всему является круг общения крохи, то его желательно сменить. Огромное значение имеет и скорость реагирования, ведь чем раньше будет начато лечение, тем более продолжительного и устойчивого результата можно будет добиться в дальнейшем.
Эффективнее всего себя зарекомендовала комплексная терапия, которая подразумевает не только регулярные занятия с врачом-дефектологом, но и постоянное выполнение домашних упражнений с ребенком.
- Лейкоцитарная эстераза в моче у женщины что это значит при беременности
- y2k что это значит