disa bmw что это такое
Принцип работы системы DISA
DISA BMW – система, применяемая во впускном коллекторе двигателей компании БМВ, основанная на принципе раздельных трубопроводов.
Общие принципы работы ДИСА
При работе двигателя воздух поступает в цилиндры согласно тактам впуска и выпуска, которые имеют определённую частоту. Эта неравномерность движения воздушного потока создаёт волновое колебание со своими пиками и спадами давления.
Логично предположить, что при согласованности воздушных колебаний со временем открытия и закрытия впускных клапанов можно добиться более полного наполнения цилиндров воздухом, так называемого эффекта наддува, что в свою очередь позволяет сжечь больше топлива в единицу времени и, тем самым, повысить мощность двигателя.
Для регулирования параметров колебаний воздушного потока применяется метод изменения длины впускных трубопроводов путём их перекрытия при различных режимах работы двигателя с помощью заслонки.
Именно эта заслонка с блоком управления и называется узлом DISA BMW (ДИСА БМВ).
Принцип работы системы DISA BMW
Для реализации идеи регулирования параметров колебаний воздушного потока инженеры БМВ применили раздельные трубопроводы переменного сечения с возможностью их быстрого переключения между собой.
Таким образом, для достижения ровного значения крутящего момента на средних и высоких оборотах двигателя необходимо обеспечить длинные (узкие) трубопроводы на средних оборотах и короткие (широкие) трубопроводы на высоких оборотах.
Это достигается при помощи заслонки, которая разделяет два участка трубопровода на средних режимах (тем самым соединяет их в один длинный канал) и, открываясь, объединяет их в один короткий канал на высоких оборотах.
Принцип работы исполнительно блока ДИСА
Блок Диса представляет собой вакуумный механизм под управлением электромагнитного клапана, на который подаётся сигнал от ЭБУ двигателя.
При средних оборотах блок управления двигателем подаёт сигнал на клапан, который сообщает мембранную полость узла Диса с разрежением во впускном коллекторе, тем самым закрывая заслонку.
При повышении оборотов ЭБУ перестаёт подавать напряжение на клапан, и мембранная полость сообщается с атмосферой, заслонка возвращается в своё исходное открытое положение под действием пружины.
Для предотвращения быстрой смены положений заслонки (вибрации) при переходных режимах, частоты открытия и закрытия клапана смещены относительно друг друга (так называемый «эффект Гистерезиса»).
Для безопасной работы системы в случае выхода отдельных элементов её из строя базовое положение заслонки – открыто, что позволяет достигать большего крутящего момента при нерабочей системе именно на высоких оборотах (при обгоне и т.д.).
Как и все системы DISA BMW со временем совершенствуется, и на сегодняшний день на новых двигателях применяется уже по две заслонки.
Disa и с чем его едят
Начнем с того, что же такое Disa.
Это «Блок изменения длины коллектора», функция клапана заключается в открытии и закрытии заслонки для изменения длины впускного коллектора в зависимости от оборотов двигателя и положения дроссельной заслонки.
Так вот, данный клапан частенько выходит из строя и покупка нового дорогого блока не избавит от проблемы навсегда, так как пластиковая деталь которая поворачивает заслонку снова износится и блок так же перестанет работать. Данную проблему лучше заметить на ранней стадии и отремонтировать, так как при обламывании заслонки она попадет в коллектор и в двигатель. Дальше думаю понятно что будет.
Новый блок стоит от 9 до 12 тысяч, но смыла его менять нету, за 50-70 тысяч км он снова умрет.
На счастье BMWводов есть сайт указанный на одном из фото, на котором я заказал ремкомплект блока Disa и мембрану для КВКГ из маслобензостойкого материала. Цена вопроса 3500 руб. ремкомплект и 800 руб. мембарна. Поменял за 10 минут в домашних условиях перед ноутбуком, читая на этом же сайте как это сделать. Сделал и сразу пошел поставил на автомобиль.
Заслонка и то что ее держит выполнено из аллюминия и износа им нет.
Так же на сайте можно купить ремкомплект системы Vanos & Double Vanos, что я и сделаю в ближайшее время. Лучше почитать прям там и все станет понятно.
Чуть не забыл: Без блока ездить нельзя, но есть выход, берем болт подходящий по диаметру отверстия в блоке и через пакет вставляем и ставим блок на место и продолжаем ездить
А пока фото и видео:
1) Disa вышедший из строя
2) Disa с установленным repair kit от vanos-bmw
[Диагностика] DISA раздельная система всасывания воздуха для двигателей BMW
Что же такое DISA в BMW? Это раздельная система всасывания, то есть некие заслонки во впускном коллекторе.
Пока не ознакомился с данной темой детальнее, никогда бы не подумал, насколько тщательно был изучен данный вопрос инженерами BMW и как сильно он влияет на мощность двигателя.
В зависимости от двигателя на автомобиле может быть установлено следующее число сервоприводов DISA:
— двигатель N52 с 2 сервоприводами DISA
— двигатель N52 с 1 сервоприводом DISA
— двигатель N52 без сервопривода DISA
И к примеру, если взять 523i(E60) с дефорсированным N52B25UL в котором нет особых конструктивных отличий, но отсутствует малый привод DISA, он уже имеет всего 177л.с., против 218л.с. в N52B25 с двумя сервоприводами DISA.
Мощность и динамика двигателя в значительной степени зависят от качества наполнения цилиндров. Всасываемая воздушная масса в результате движения поршней начинает колебаться. С другой стороны, происходит наложение данных колебаний и колебаний, обусловленных пиком давления.
Для обеспечения оптимальной геометрии воздуховода всасываемого воздуха двигатель N52 имеет трехступенчатую систему впуска с изменяемой длиной впускного тракта (DISA).
Геометрия воздуховода всасываемого воздуха изменяется за счет переключений во впускном коллекторе с помощью двух сервоприводов DISA и одного вибрационного патрубка в зоне всасывания.
Каждый сервопривод DISA приводятся в движение своим соответствующим электродвигателем. Сервоприводы DISA различаются по размеру. Сервопривод 2 размещен в дополнительном вибрационном патрубке, а сервопривод 1 — во впускном коллекторе перед вибрационным патрубком.
Подробнее можно прочитать тут
Система впуска, двигатель N52: E60, E61, E63, E64, E65, E66, E87, E90, E91, и со схемами и с описаниями каждой ступени.
Как же я познакомился с данной системой?
Буквально месяца полтора-два назад, при очередном кик-дауне, услышал какое-то стрекотание из подкапотного пространства. Достал свой чудо-ноутбук диагностический, да считал ошибочки:
Диагностическое ПО показывало ошибку 2AAB в DME. Печаль конечно, но что это такое, мне было неизвестно. Ознакомившись с вопросом детальнее, понял что проблема не простая, даже бывали случаи, когда эти заслонки разлетались и частички попадали в двигатель, после чего потребуется кап.ремонт.
Но что тут самое интересное, я сбросил ошибку и она больше не появлялась!
Тогда я решил всё-таки проверить её состояние путем ручной активации, благо в INPA можно все актуаторы принудительно пощелкать. Открыв капот, подойдя с ноутбуком по ближе ко впуску, стал проверять сначала один, затем второй сервоприводы. Малый привод DISA отчетливо жужал, меняя свое положение, а вот большой привод издавал только лишь только непонятные щелчки.
Решено было заказать новый, номер 11 61 7 579 114
Пока я ждал её, приходилось ездить в пенсионерском режиме, не раскручивая двигатель выше 4000об/мин, дабы не испытывать судьбу на удачу)) Это было тяжело, зато испытал, что такое маленький жор масла и пониженный расход топлива. А вот когда сняли, там ожидал сюрприз
Шток, который держит заслонку, износился в ноль, из-за чего она просто болталась без какой-либо фиксации о.О
После замены, разгон в середине диапазона стал ровнее, на холодную перестали немного плавать обороты, пропало стрекотание и конечно же, наконец-то можно жать тапку и не переживать)) Так что, будьте внимательнее, с DISA шутки плохи!
Замена DISA, или что это такое
Вспомнился случай, который у меня был с моей машинкой. К сожалению, с этим сталкиваются многие владельцы N моторов (в частности N52, владельцем которого я являюсь) и не всегда могут правильно диагностировать проблему, а последствия поломки этого тех. узла, могут быть совсем плачевные.
Начем с того, что такое, собственно, эта DISA:
DISA – система, применяемая во впускном коллекторе двигателей компании БМВ, основанная на принципе раздельных трубопроводов.
Блок Диса представляет собой вакуумный механизм под управлением электромагнитного клапана, на который подаётся сигнал от ЭБУ двигателя. При средних оборотах блок управления двигателем подаёт сигнал на клапан, который сообщает мембранную полость узла Диса с разрежением во впускном коллекторе, тем самым закрывая заслонку.
При повышении оборотов ЭБУ перестаёт подавать напряжение на клапан, и мембранная полость сообщается с атмосферой, заслонка возвращается в своё исходное открытое положение под действием пружины.
Как было у меня:
Ездил я ездил, и при нажатии на педаль газа, слышен из под капота непонятный треск (да, именно треск). Гонял я по разным сервисам, некоторые говорили что это в самом двигателе что то, мол капец, другие, что это с роликами и натяжителями что-то. Диагностика ничего не показывала, все ок. Оставил в сервис, все проверили, я приехал через день, проблема не ушла. Начав лопатить интернет и задавать кучу вопросов на форумах, один человек посоветовал проверить именно эту ДИСУ. Проверить её можно, просто отключив от неё фишку. Одна находится в доступном месте, другая не в очень доступном, на картинках они под номерами 12 и 13:
А теперь про последствия, которые может вызвать поломка этого узла. Самым распространенным может быть то, что пластиковую заслонку может разорвать полностью и это все дело может улететь в цилиндры (сами понимаете к чему это может привести). Так же, этот узел может быть причиной неровных холостых и провалов в движении у двигателя N52.
На протяжении жизни, с ними может произойти все, что только может случиться с пластмассовой конструкцией и электрическим актуатором, работающими в условиях высоких температур и агрессивной среды.
Так что советую проверять работоспособность данного узла.
Перебор DISA BMW M54 алюминиевым ремкомплектом + новая мембрана
Сначала планировал в этой записи детально расписать что такое DISA, принцип её работы и всю сопутствующую информацию. После того как написал на 2-а экрана, понял, что вряд ли все это нужно, поэтому запись имеет смысл сократить до максимально практичной.
DISA на M54 со временем ломается и её поломка может быть как безобидной, так и вывести мотор из строя.
Безобидный вариант: Рвется вакуумная мембрана, узел перестает работать, соотвественно у автомобиля на оборотах ниже
3750 rpm понижается немного мощность и слегка растет расход топлива.
Опасный вариант: Разламывает пластиковую заслонку и мелкие частицы могут долететь до впускных клапанов. Предварительно заслонка начинает издавать грохот (rattle sound), который и предшествует полной поломке.
Для снятия DISA вынимаем электрический разъем и выкручиваем два винта.
Перед разбором DISA, проверьте её рботоспособность взводя заслонку и удерживая после отверстие для сброса воздуха, запомните усилие взвода заслонки и запомните как она возвращается при открытии отверстия, эти наблюдения пригодятся после установки ремкомплекта и новой мембраны для понимания что все работает так же.
Сняв DISA, аккуратно снимаем крышку над механизмом связывающим поршень с приводом заслонки. Крышка держится на двух защелках.
Для замены мембраны, необходимо нагревая крышку в торце DISA, отогнуть 8-мь защелок(!). Две на трубке и 6-ть на самой крышке. При сборке крышка садится дополнительно на герметик.
Положение штока поршня.
DISA со снятым поршнем и заслонкой. Все вымывается бензином.
При сборке важно не перезатянуть элементы и добиться легкого возрата заслонки пружиной в начальное положение, возможно нужно разработать механизм двигая заслонку многократно.
Поскольку DISA и была рабочей, снятые элементы представляют собой запасной ремкомплект 🙂
Установлены алюминиевые элементы.
Собранная DISA проверяется через взвод заслонки, закрытие спускного отверстия, заслонка должна слегка провернуться но остаться взведенной, и только после открытия отверстия заслонка возвращается в начальное положение, при этом возвращаться она должна легко, без задеваний.