fila t1 mid почему так дорого

17 легендарных пар кроссовок — от ультрадорогих до доступных

Я давно увлекаюсь спортивной обувью: написала книгу «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви», веду телеграм-канал «Чей туфля спортивная» и подкаст «Шелест шнурков».

В этом материале я собрала пары с интересной историей: модели, изменившие вселенную спортивной обуви, легендарные дешевые кроссовки, а также пары, которые можно рассматривать как удачную инвестицию.

Самая дорогая спортивная обувь в мире на данный момент

Почему стали легендой. Место этой модели скорее в музее науки и техники, а не в музее моды. В 1972 году компания Nike выпустила экспериментальную партию из 12 пар и раздала своим знакомым американским бегунам для участия в отборе на Олимпийские игры. Главная фишка модели — «вафельная» подошва, одна из первых технических инноваций Nike. В этих кроссовках стоит ее ранний образец.

Можно ли купить. Теоретически повторить покупку канадского бизнесмена можно. До наших дней дожили четыре или пять пар этих кроссовок. Все они сейчас у частных коллекционеров или в музее Nike. Но не исключено, что после успеха аукциона «Сотбис» кто-нибудь из спортсменов-ветеранов найдет у себя в шкафу еще одну пару и она тоже попадет на аукцион.

Второе место в списке самых дорогих кроссовок мира

Можно ли купить. Нельзя. Второй такой пары в мире нет.

Почти точная копия кроссовок из «Назад в будущее — 2»

Почему стали легендой. Эти кроссовки — почти точная копия обуви Марти Макфлая из второй части фильма «Назад в будущее» и одна из самых больших коллекционных редкостей среди дорогих лимитированных кроссовок. Модель никогда не поступала в широкую продажу, а оба существующих тиража 2011 и 2016 годов суммарно не превышают 1600 штук. Особенно ценится версия 2016 года как более редкая — тогда выпустили всего 89 пар.

Кроссовки в честь любимого продукта миллениалов

Почему стали легендой. Бренд Saucony много лет выпускает лимитированными партиями коллекционные кроссовки, посвященные еде. У них были бургеры — с двумя комплектами шнурков в пакетиках «Кетчуп» и «Майонез», пончики Dunkin’ Donuts, суши, кофе, рамен и мороженое. В 2019 году вышел один из самых громких релизов этой серии — «Тост с авокадо».

Отдельного внимания заслуживает проработка деталей. Замшевая часть верха действительно напоминает намазанную на хлеб мякоть — этот принт так и называется: «пюре из авокадо». Фактура кожаной стельки повторяет фактуру шкурки. Логотип превратили в Saucamole — гибрид названия бренда и гуакамоле, блюда из авокадо. На внутренней части кроссовка есть принт с красными точками как намек на перчик — часть рецепта того самого тоста.

Можно ли купить. Можно купить на вторичном рынке и собрать полную коллекцию «съедобной» обуви.

Причина «Кроссовочного бунта»

Почему стали легендой. С первым релизом этой модели связаны самые знаменитые уличные беспорядки в истории кроссовок. В 2005 году старт продаж в магазине вызвал такой ажиотаж, что потребовалось вмешательство полиции. Счастливчиков, успевших урвать заветную пару, пришлось выпускать из магазина через заднюю дверь и сразу усаживать в такси — чтобы не ограбили. The New York Post вынесла это событие на первую полосу и снабдила репортаж заголовком Sneaker Riot — «Кроссовочный бунт». Именно те события дали первым «пидженам» статус модели, которая изменила историю кроссовок.

Кроссовки, названные в честь советской собаки-космонавта

Почему стали легендой. Эту модель в рамках экспериментальной коллаборации придумал в 2004 году знаменитый промышленный дизайнер Марк Ньюсон, а вдохновлялся он обувью российских космонавтов. Кроссовки были полностью смоделированы на компьютере. Хотя внешне они напоминают резиновые тапки, модель весьма технологична, а у подошвы хорошая амортизация.

Необычное для американских кроссовок название эта обувь получила в честь последней советской собаки-космонавта Звездочки — после нее в космос полетел человек. Компания Nike повторно выпустила эту модель на рынок к десятилетнему юбилею кроссовок: в 2014 году они вышли в пяти оригинальных цветах.

Очень редкий спецвыпуск, где все пары разные

Почему стали легендой. Nike SB Dunk — одна из самых популярных на вторичном рынке моделей, на базе которой делали много интересных коллабораций и лимитированных релизов. Ей даже посвящена отдельная книга Nike SB: the Dunk Book — сводный каталог для коллекционеров с описанием всех пар, которые когда-либо существовали. Эта коллаборация вышла в 2003 году для путешествующей выставки White Dunk: Evolution of an Icon, посвященной юбилею модели. Тираж крохотный — 202 пары.

Фишка этого коллаба — использование холстов с репродукциями французского художника-экспрессиониста Бернара Бюффе: при раскройке деталей их нарезали в случайном порядке, поэтому каждая пара тиража уникальная.

Самые скандальные кроссовки последних лет

Почему стали легендой. Официальное название этого релиза — Independence Day, он вышел в честь Дня независимости США в 2019 году. Но эти кроссовки стали известны под именем «Бэтси Росс» — так назывался американский флаг 18 века, на котором был изображен один из символов Войны за независимость. Это был вполне рядовой тематический релиз, который превратился в редкость для коллекционеров после неоднозначного решения Nike не выпускать уже готовую партию в продажу.

Футболист, общественный деятель и один из амбассадоров Nike Колин Коперник высказал мнение, что выбранная историческая отсылка неудачна, так как флаг «Бэтси Росс» — символ времени, когда в стране официально существовало рабство. В США по этому поводу развернулась бурная дискуссия, и компания Nike решила отозвать модель. В определенном смысле этот жест оказался бессмысленным. Часть тиража все равно ушла на рынок: некоторые интернет-площадки поддержали бренд и сняли объявления о продаже этой обуви, но так поступили не все.

Редкая коллаборация с художником-суперзвездой

Самый хайповый коллаб последних лет

Почему стали легендой. В 2017 году Nike и известный американский модельер Вирджил Абло выпустили первую совместную коллекцию кроссовок под названием The Ten. В этом списке могла быть любая из моделей этой коллаборации. Мы выбрали «джорданы» в красно-бело-черной расцветке Chicago — одну из самых красивых пар оригинальной коллекции. Издание Complex поставило ее на второе место в рейтинге всех кроссовок, сделанных Абло для Nike. Это пример того, как фирменные приемы Абло органично и оригинально дополняют хороший ретро-дизайн, не перекрикивая и не забивая его.

Кроссовки как у Эллен Рипли в «Чужих»

Почему стали легендой. Футуристические высокие кроссовки Reebok на основе одной из баскетбольных моделей сделали специально для фильма «Чужие» — они были частью костюма Сигурни Уивер. Их можно увидеть крупным планом в нескольких эпизодах — в частности, в финальной сцене битвы между Рипли и королевой чужих. В 2016 году бренд наконец сделал вариант для рыночной продажи. Так отметили первый «День чужого» — Alien Day, который ежегодно празднуют 26 апреля.

Проект не обошелся и без конфуза. Эллен Рипли — один самых знаменитых женских персонажей в кино и канонический образ сильной женщины. Но реплику ее кроссовок выпустили только в мужских размерах, за что бренд получил шквал гнева от покупательниц.

Лакшери-кроссовки от Канье Уэста с настоящим золотом

Почему стали легендой. До того как начать нынешний успешный проект с Adidas, рэп-музыкант, продюсер и бизнесмен Канье Уэст выпустил кроссовки с другими брендами — в частности, с Louis Vuitton. Например, эту модель Don — с верхом из премиальной кожи и замши и деталями шнурков, покрытыми настоящим золотом. Для 2009 года это был довольно радикальный эксперимент, тем более что модель выглядит весьма спортивно, хотя в то время люксовые бренды такого уровня если и делали спортивную обувь, то чаще всего предпочитали более привычную для их аудитории ретро-стилистику.

Модель, которая спасла «джорданы»

Почему стали легендой. Считается, что Майкл Джордан заработал на именных кроссовках едва ли не больше, чем за долгую карьеру в баскетболе. По данным Forbes, за 2017 год кроссовки принесли ему более 100 млн долларов, а в семействе именных кроссовок Джордана больше 30 моделей. Но этого могло бы и не случиться, если бы не третьи «джорданы».

Говорят, что до этого Майклу не слишком нравились идеи, которые предлагал Nike, и он чуть не ушел к другому бренду. Но дизайн, который предложил в 1988 году Тинкер Хэтфилд, переубедил баскетболиста. В том числе поэтому Air Jordan III традиционно ценят знатоки истории кроссовок. А еще именно на этой модели впервые появился знаменитый логотип Jumpman. После этих «джорданов» Хэтфилд придумал много других, и теперь он — один из самых известных дизайнеров кроссовок в мире.

Кроссовки Форреста Гампа

Почему стали легендой. Интересные кроссовки не обязательно стоят тысячи долларов. Есть категория ретро-моделей, которые за несколько десятилетий обросли огромным количеством историй и оказались связаны со многими знаменитостями. Например, Nike Cortez появились в начале 1970-х как облегченная беговая пара. У модели есть близкий родственник другого бренда — Onitsuka Tiger Corsair. Дело в том, что, когда знаменитый тренер Билл Боуэрман придумывал эти кроссовки, у него, будущего сооснователя Nike Фила Найта и компании Onitsuka Tiger был совместный бизнес. Но потом их пути разошлись: у Боуэрмана и Найта появилась компания Nike и оба бренда стали продавать похожие кроссовки под разными именами.

Сегодня беговая обувь изменилась, а Nike Cortez известны широкому кругу благодаря поп-культуре. Их носил Форрест Гамп в знаменитом фильме, а в женской версии «кортезов» Фара Фоссер снималась для сериала «Ангелы Чарли». Сегодня «кортезы» очень любит Мария Шарапова: несколько ее коллабораций с Nike были сделаны именно на базе этой модели.

Можно ли купить. Модники ценят «кортезы» за лаконичный ретро-силуэт. А еще эти кроссовки — чемпион мира по визуальному уменьшению размера ноги. Купить их за доступную цену можно в любом магазине Nike.

Классика моды раннего хип-хопа

Почему стали легендой. Еще один бессменный фигурант любого списка кроссовок с богатой историей — Adidas Superstar. Эта модель появилась на рынке как баскетбольная и в 1970-х была очень популярна в НБА. Но самый знаменитый эпизод их биографии связан с легендарной хип-хоп-группой Run-DMC, которая часто носила эту модель.

Особая любовь в итоге обеспечила музыкантам официальный контракт с брендом, сумма которого, по слухам, составила миллион долларов. Сейчас таким никого не удивишь и почти каждый известный рэпер выпускает кроссовки, но для середины 80-х это было революционным решением: контракт Run-DMC и Adidas считается первым в истории соглашением между музыкантом и спортивным брендом.

В 2011 году в честь 25-летия знаменитого трека My Adidas бренд даже выпустил лимитированную серию кроссовок, посвященных группе, с ее названием на стельке, датой «1986» и золотыми деталями на шнуровке. Тираж символически насчитывал 1986 пар.

Самые уродливые кроссовки

Почему стали легендой. Самые оригинальные, самые странные и, возможно, самые недооцененные кроссовки от кутюрных брендов. Margiela Fusion выглядят как чудовище Франкенштейна, если бы тот создавал обувь. Словно покупателя пытаются надуть, подсунув почти за полторы тысячи евро не кроссовки, а сплошной брак, заштопанный и залитый клеем.

Неудивительно, что многих это смущает: за такие деньги на вторичном рынке можно купить неплохую коллекционную пару. Но смотреть на эту модель нужно как на арт-эксперимент — по крайней мере они не выглядят как банальная копия кроссовок спортивных брендов, за которую вам почему-то предлагают заплатить в пять раз больше.

Самая безумная коллаборация всех времен и народов

Почему стали легендой. Серия кроссовок Adidas x Jeremy Scott с плюшевыми зверушками, которую иногда называют «Безумный зверинец», — эталонный пример коллаборации спортивного бренда с дизайнером-визионером, который делает с кроссовками нечто сумасшедшее.

Серия началась в 2010 году с двух пар мужских кроссовок, язычок которых был сделан в виде плюшевого медвежонка, а по бокам торчали мохнатые лапы. За ними последовало еще несколько вариантов медведей, в том числе популярные у коллекционеров камуфляжные. Про них авторитетный журнал Sneaker Freaker написал, что они выглядят так, будто «Паддингтон играет в Рэмбо». Кроме мишек в серии были розовые пудели в солнцезащитных очках, гориллы, панды и леопарды.

Можно ли купить. Есть на вторичном рынке. Среди российских коллекционеров кроссовок со стажем популярна легенда, что в начале 2010-х «Безумный зверинец» Скотта, совсем не понятый местной публикой, оказался на распродаже в московском дисконте бренда, где шел по 500 рублей за пару. Говорят, многие тогда сумели неплохо заработать, перепродавая обувь за границу зарубежным коллекционерам.

Источник

Почему кроссовки такие, блин, дорогие?

Тому есть множество причин, и только рабский труд не даёт их цене вырасти ещё вдвое

fila t1 mid почему так дорого. Смотреть фото fila t1 mid почему так дорого. Смотреть картинку fila t1 mid почему так дорого. Картинка про fila t1 mid почему так дорого. Фото fila t1 mid почему так дорого

Всё дело в торговой наценке, не так ли? Ну сколько там может стоить производство кроссовок?

Почём розничный магазин покупает кроссовки?

Но это всё равно получается 100% наценка!

А что же бренд обуви? Сколько зарабатывает на этом Nike или Adidas?

Вот как получается их стоимость. Верхняя часть (всё, что выше подошвы – ткань, язычок, логотип, пенка, фурнитура, шнурки, и т.п.): 34%. Труд, наценка, прибыль: 27%. Кожа: 16%. Подошва (там, где резина встречается с дорогой): 14%. Упаковка (коробка, набивка, ценники, и т.п.): 6%. Есть также такая вещь, как амортизация колодки – стоимость нового оборудования или материалов для производства для определённой модели обуви можно подвергнуть амортизации (списать её стоимость со временем), пересчитав расход за пару, а не списывать разом всю сумму: 3%.

А что насчёт работников? Разве это не рабский труд?

Типа того. Многие производители одежды и обуви в принципе избавились от такой практики (или, по крайней мере, заявили, что избавились), после того как их пристыдили за ужасные условия работы на фабриках их подрядчиков. Появилось достаточно много надзорных организаций, занимающихся мониторингом крупных компаний. У Know the Chain и других компаний есть инструменты для сравнения производителей.

Но условия всё равно остаются ужасными. Clean Clothes Campaign отметила в прошлом году, что рабочие на фабрике, изготавливающие обувь Nike и Adidas, получают ещё меньшую долю в стоимости производства, чем при рабском труде в 1990-е – на 30% меньше. Всё потому, что оплата труда в Китае выросла, и производители обуви отправились в более бедные страны, чтобы шить обувь там: Индонезия, Вьетнам и Камбоджа. В таких местах швеи, по некоторым данным, зарабатывают на 45-65% меньше прожиточного минимума.

Почему нельзя шить обувь в США?

Ещё одна проблема в том, что вся цепочка поставок находится за границей, поэтому даже если бы обувь производилась в США, многие материалы всё равно пришлось бы импортировать.

Третья причина – потеря знаний и желания. Сейчас в США осталось очень мало экспертов обувного дела – большинство из них постарело или умерло, поэтому вакансии заполнить не получается, особенно людьми возраста до 40. Это ремесло за один вечер не выучишь: даже прошивка может быть трудной задачей. Это сложная работа для того, чтобы заниматься ею всю жизнь, а шансы заработать себе артрит чертовски высоки. Такая работа мало кого привлекает, как бы романтично она ни звучала.

Будет ли обувь дорожать и дальше?

Дорогая – будет, поскольку бренды будут придумывать ещё больше способов извлечь деньги из совместной работы с дизайнерами, как сделали Nike и Вирджил Абло (больше других приложивший руку к тому, чтобы сделать модными хомуты и кавычки), а Adidas с Канье (известным тем, что он ушёл от Nike). Этот рынок, а также вторичный рынок для дизайнерских кроссовок процветают, и представляют собой совершенно отдельную историю.

Однако некоторые скажут, что стоимость кроссовок на самом деле низкая! Бывший сотрудник Nike Бретт Джеймс, основатель консалтингового агентства по обуви Concept 21, рассказал газете Business Insider, что кроссовки “всё ещё слишком недооценены”. Он призывает удвоить стоимость обуви, чтобы заставить производителей и клиентов нести ответственность за полное отсутствие переработки всего этого пластика, нейлона, резины, пенки, которые производят в промышленных количествах, а люди безумно скупают, и которые всё равно окажутся в мусорке рано (не проданные пары) или поздно (все остальные).

Так что вопрос заключается в том, готовы ли вы платить в два раза больше за пару кроссовок? Как всегда, в итоге лучше всего голосовать кошельком.

Источник

Fila: марка со школьной физкультуры, которую сейчас хотят все

От Бьорна Борга до ####### почтового ящика.

В визуальной памяти человечества есть референсы для кучи разных понятий – образы с исторически закрепившимися за ними смыслами. Гладко выбритый Фрэнк Синатра в костюме и шляпе трилби – воплощение классической мужской элегантности. Свободную женщину, гордо несущую свою сексуальность, безошибочно обозначает Мадонна в бюстгальтере-конусе, а человека, от предложений которого не отказываются, – Марлон Брандо с красной розой на атласном лацкане смокинга. Это универсальные стилистические коды, которые считывают примерно все, – поэтому они становятся шутками, пинами на мудбордах и костюмами на Хэллоуин.

fila t1 mid почему так дорого. Смотреть фото fila t1 mid почему так дорого. Смотреть картинку fila t1 mid почему так дорого. Картинка про fila t1 mid почему так дорого. Фото fila t1 mid почему так дорого

В этой вселенной имиджей за архетипический образ теннисиста как правило отвечает Бьорн Борг – великий швед, автор трех дублей «Ролан Гаррос»-«Уимблдон» конца 1970-х и Дэвид Бекхэм той эпохи. Канонический образ Борга: поло в полоску с контрастными повязкой на голову и напульсниками, преппи-шорты и скандинавская непроницаемость (Ice-Borg, называли его современники), – сделал культовой марку Fila, для которой был создан дизайнером Пьерлуиджи Роландо. Следующие 40 лет бренд просуществовал в этой вневременной спортивной эстетике, которая, выйдя из моды в конце века, мощно вернулась 20 лет спустя и превратила Fila из призрака прошлого в одного из самых востребованных игроков индустрии – наравне с люксовыми Balenciaga, Gucci и Off-White и так же воскресшими из детства Champion, Umbro и Kappa.

fila t1 mid почему так дорого. Смотреть фото fila t1 mid почему так дорого. Смотреть картинку fila t1 mid почему так дорого. Картинка про fila t1 mid почему так дорого. Фото fila t1 mid почему так дорого

Fila появилась в Италии больше 100 лет назад

Fila старше всех гигантов индустрии спортивной одежды. Марка появилась в 1911 году в маленьком итальянском городе Биелла у подножия Альп на полпути между Миланом и Турином, когда братья Фила открыли локальное производство тканей. К 1923-му они делали премиальную одежду из трикотажа и вышли на национальный рынок. К началу 70-х в компании работали более 250 человек, а оборот превышал миллиард лир (около 1,7 миллиона тогдашних долларов США).

В отличие от другой культовой марки, чья история прочно связана со спортом, – Lacoste, – Fila началась не с функциональной одежды, а с того, что сейчас называется loungewear, – неформальных вещей и нижнего белья из дорогих материалов, одного из верных признаков богатства. Бренд-идентичность Fila при этом была органически итальянской, и создатели марки настаивали, что вдохновлялись в первую очередь ландшафтами родного Пьемонта: «суровостью Альп, мягкими силуэтами холмов, эффектностью Средиземноморского побережья».

fila t1 mid почему так дорого. Смотреть фото fila t1 mid почему так дорого. Смотреть картинку fila t1 mid почему так дорого. Картинка про fila t1 mid почему так дорого. Фото fila t1 mid почему так дорого

Ключевую роль в трансформации Fila в спортивный бренд сыграл CEO Энрико Фрайчи, которого Джансеверо Фила нанял в 1968-м. Именно под руководством Фрайчи компания начала делать спортивную одежду, и именно он в начале 70-х на теннисном турнире в Монте-Карло заметил тинейджера Бьорна Борга – перспективного, привлекательного, идеально сложенного шведа, по-королевски спокойного и с убийственным бэкхендом (так же невыносимо прекрасен в 63). В 1974-м Борг на «Ролан Гаррос» выиграл первый из 11 своих «Шлемов», а в следующем стал лицом Fila. Тогда же у марки появился логотип – сине-красная надпись-змейка FILA (буква F в квадрате возникла чуть позже), где «красный символизирует жизненную энергию и страсть, а синий – надежность и стабильность».

Раскрутились на теннисе, потом полюбились музыкантам и фанатам

Fila десять лет одевала Борга в именную коллекцию (рядом с лого марки помещали монограмму Bj), чья популярность вышла далеко за пределы тенниса, отпечатавшись в сознании целого поколения тогдашних хайпбистов. По обе стороны Ла-Манша Fila стала примерно тем же, чем параллельно Stone Island – для итальянцев панинари, атрибутом модника и маркером джет-сета. Оригинальная теннисная коллекция Fila, цветная и сенсационная для консервативного спорта, иронично называлась White Line. «Теннис тогда был еще очень чопорным спортом, а Борг и Fila привнесли в него стиль диско, что по тем временам выглядело очень радикально», – говорит о революции Fila британский стилист Том Гиннесс.

fila t1 mid почему так дорого. Смотреть фото fila t1 mid почему так дорого. Смотреть картинку fila t1 mid почему так дорого. Картинка про fila t1 mid почему так дорого. Фото fila t1 mid почему так дорого

fila t1 mid почему так дорого. Смотреть фото fila t1 mid почему так дорого. Смотреть картинку fila t1 mid почему так дорого. Картинка про fila t1 mid почему так дорого. Фото fila t1 mid почему так дорого

Знаменитая куртка Settanta Mk1, в которой Борг поднял над головой не один уимблдонский кубок с ананасиком, производилась в четырех цветовых решениях (красном/синем/зеленом/голубом с кремовой отделкой) и стала самым что ни на есть athleisure, когда такого слова еще не было, – вещью на стыке спорта и моды, в которой хочется идти и на утреннюю пробежку в Гайд-парк, и на вечерний коктейль в Мейфэр.

Еще одна куртка Fila – Terrinda MK3 из последней борговской коллекции (1982) – вообще отправила марку в культурный мейнстрим, совсем как чуть раньше Дэвид Боуи – кеды adidas Stan Smith. С Terrinda это сделали английские поп-принцы 80-х Wham!: Джордж Майкл и Эндрю Риджли регулярно появлялись и снимались в куртке с воротником-стойкой, так что в Британии она даже стала известна как the Wham jacket.

fila t1 mid почему так дорого. Смотреть фото fila t1 mid почему так дорого. Смотреть картинку fila t1 mid почему так дорого. Картинка про fila t1 mid почему так дорого. Фото fila t1 mid почему так дорого

Много лет спустя в костюмах Terrinda ходили герои ностальгического инди-фильма «Фирма» (2009) о британских футбольных фанатах, и тому из них, у кого был красный, сказали незабываемое: «Ты в этом прикиде выглядишь как ###### почтовый ящик».

Свою главную кинороль Fila сыграла у важного современного сказочника Уэса Андерсона в «Семейке Тененбаум» (2001) – истории вымышленной дисфункциональной семьи, в которой один из детей, Ричи Баумер, – профессиональный теннисист. Баумер, в матче US Open в Форест-Хиллс допустивший 70 невынужденных ошибок, от отчаяния подававший с руки и кидавшийся носками (как в 2013-м реальный теннисист – Ришар Гаске), визуально полностью списан с Борга и носит филовскую повязку даже через много лет после бесславного окончания карьеры. Фильм – в котором, между прочим, тоже есть красные спортивные костюмы (правда, adidas), – получил награду Гильдии костюмеров США, а нынешний босс Fila кореец Джин Юн называет «Семейку» важнейшим поп-культурным успехом марки.

В вопросе культурного контекста, кстати, Юну можно доверять: в 1980-е вслед за успехом спилбергского «Инопланетянина» он наладил в Корее производство контрафактных кукол, изображавших персонажа фильма, и пытался ввезти в США 100 000 штук. Только вот в порту калифорнийского Окленда его ждали агенты ФБР, всех кукол пришлось сжечь на месте и еще заплатить штраф.

У FIla были и другие успехи на стыке индустрий – особенно в 90-е, период расцвета бренда. Fila уважали бибои и рэперы, в ней ходили LL Cool J и Beastie Boys, а Тупак Шакур на знаменитом снимке из буклета альбома All Eyez on Me показывает распальцовку West Side, сидя на земле в кроссовках Fila, сделанных для баскетболиста Гранта Хилла, которые тот подарил ему через общего друга. В середине 90-х Хилл по контракту с Fila получил 80 миллионов долларов за восемь лет и поднял марку на второе место среди производителей баскетбольной обуви – сразу вслед за джордановским Nike. Потом его карьеру застопорили травмы, но они не помешали ему в 2000-х заключить с компанией пожизненный контракт.

fila t1 mid почему так дорого. Смотреть фото fila t1 mid почему так дорого. Смотреть картинку fila t1 mid почему так дорого. Картинка про fila t1 mid почему так дорого. Фото fila t1 mid почему так дорого

Кроссовки – самый ходовой товар Fila. И самые ходовые кроссовки вообще

Кроссовки вообще ключевая часть фэшн-наследия Fila и залог ее нынешнего ренессанса. Лайфстайл-модели с агрессивными названиями Disruptor, Mindblower и Trailblazer, впервые представленные в середине 90-х, прожили славную жизнь, но к концу десятилетия стухли и в 1999-м в рэп-интерлюдии великого трека No Scrubs группы TLC выступили атрибутом лоха («Мои красотки наступают на твои Fila»):

Однако во второй половине 2010-х перезапущенные Fila выстрелили на волне идиосинкразического увлечения «уродливыми» кроссовками. Оно стало ответом на обувной нормкор середины десятилетия, в 2014-м увенчанный перезапуском adidas Stan Smith, икон минималистичного дизайна и символов интеллигентного шика. За последние годы громоздкие кроссовки из наслоений фактур и цветов, напоминающие шматы уставшего пластилина, выпустили на подиумы Dior, Lanvin, Acne Studios, Канье Уэст и, конечно, Balenciaga (название их модели Triple S означает triple sole – «тройная подошва»: комбинация подошв баскетбольных, беговых кроссовок и футбольных бутс). Тренд стал массовым.

Обновленные Disruptor 2 с их подошвой, похожей на зубья пилы, объединили сразу все главные фэшн-обсессии конца 2010-х: ностальгию по 90-м, логоманию, объем и нарочитую уродливость. Их представили в куче цветов и фактур, их полюбили Эмили Ратаковски, Дакота Фэннинг и Ни-Йо, но главное – они стоят не 700 долларов, а 70 (ладно, иногда 130), то есть говорят с гораздо более широкой аудиторией. В результате продажи Fila в США за квартал после релиза Disruptor 2 выросли на 21%, по запросам на агрегаторе Lyst они в женской категории уступили только ремню с пряжкой Gucci и стали кроссовками 2018-го по версии Footwear News, открыв компании двери в новую жизнь (познакомив с ней молодежь, которая не застала ее лучшие годы).

fila t1 mid почему так дорого. Смотреть фото fila t1 mid почему так дорого. Смотреть картинку fila t1 mid почему так дорого. Картинка про fila t1 mid почему так дорого. Фото fila t1 mid почему так дорого

Глава линии Fila Heritage, занимающейся переработкой архивов, Луис Колон указывает и на другую причину ошеломительного успеха Disruptor – аутентичность: они не будто бы из 90-х, а реально оттуда: «Люксовые-прелюксовые марки продают «уродливые» кроссовки, но в ДНК Fila они еще с 1993-го». В аутентичности вдохновленных «дисрапторами» сандалий, впрочем, есть некоторые сомнения.

А вот у функциональной обуви Fila с репутацией были проблемы: в теннисных кругах говорили, что она провоцирует проблемы с голеностопами. В разное время примерно одинаковые травмы cтоп были у Анны Чакветадзе, Джеймса Блэйка и Дмитрия Турсунова – они все выступали в Fila. Сейчас, впрочем, в кроссовках Fila играют сразу три теннисистки мировой десятки (Каролина Плишкова, Кики Бертенс, Эшли Барти), а из мужчин – игроки топ-15 Марин Чилич и Джон Изнер (который этой весной лечит компрессионный перелом стопы).

Компания чуть не умерла в нулевые, но возродилась с модой на ностальгию

Fila вообще никогда не теряла связи со спортом. Борг далеко не единственный важный амбассадор марки, а теннис не единственный вид, для которого компания создавала одежду. В 1978-м легенда альпинизма Райнхольд Месснер в экипировке Fila покорил Эверест без кислородного баллона.

fila t1 mid почему так дорого. Смотреть фото fila t1 mid почему так дорого. Смотреть картинку fila t1 mid почему так дорого. Картинка про fila t1 mid почему так дорого. Фото fila t1 mid почему так дорого

В разное время контракты с Fila были у Михаэля Шумахера, баскетболистов НБА Джерри Стэкхауза, Джамала Машберна и Кевина Джонсона, трехкратного олимпийского чемпиона горнолыжника Альберто Томба и восьмикратного чемпиона мэйджоров гольфиста Тома Уотсона. Из теннисистов в Fila после ухода Борга играли Борис Беккер и Моника Селеш. Все свои «Шлемы» в Fila выиграли Дженнифер Каприати, Светлана Кузнецова и Ким Клийстерс (на Australian Open-2011 победила в реплике формы австралийки Ивонн Гулагонг – последней до нее теннисистки, бравшей «Шлемы» после рождения детей).

fila t1 mid почему так дорого. Смотреть фото fila t1 mid почему так дорого. Смотреть картинку fila t1 mid почему так дорого. Картинка про fila t1 mid почему так дорого. Фото fila t1 mid почему так дорого

Несмотря на спортивные успехи, в начале века Fila пережила типичный для heritage-марок кризис идентичности – вроде того, из которого Louis Vuitton вытащил Марк Джейкобс и из которого сейчас вытаскивает Burberry Рикардо Тиши. Он привел к реструктуризации компании – с 2007-го она принадлежит корейцам – и тому, что где-то в конце нулевых амбассадором Fila побыла Пэрис Хилтон, королева эпохи автозагара и Juicy Couture.

От забвения Fila спасла мода на ностальгию, которую Луис Колон (тот, который рассуждал про кроссовки и ДНК) почувствовал чуть раньше большинства – до того, как она стала повальной. Это он предложил президенту компании реинкарнировать ретрокроссовки Grant Hill. Их успех привел к запуску в середине 2010-х линии Heritage, продажи которой первые четыре года ежегодно удваивались, и вернул Fila в фэшн-мейнстрим, обеспечив коллаборациями с Urban Outfitters и Гошей Рубчинским (тогда еще не скомпрометированным). Снова оказавшись в цайтгайсте, Fila стала таргетировать молодежь, не отказываясь при этом от своего спортивного прошлого.

«Мы сейчас позиционируем себя как модный бренд, рассчитанный на молодую аудиторию. Наша идентичность немного меняется: теперь это история о моде со спортивным акцентом», – объяснял Колон в 2018-м, когда Fila переподписала 61-летнего Борга и впервые подписала его 15-летнего сына Лео, тоже теннисиста.

fila t1 mid почему так дорого. Смотреть фото fila t1 mid почему так дорого. Смотреть картинку fila t1 mid почему так дорого. Картинка про fila t1 mid почему так дорого. Фото fila t1 mid почему так дорого

«Мы не хотим навсегда остаться только ностальгическим брендом, – продолжает Колон. – Мы хотим существовать и в нынешнем модном контексте. Бренды, полностью сосредоточенные на собственном прошлом, долго не живут. Долго живут те, кто находит баланс между своим прошлым, настоящим и будущим».

Сейчас Fila зарабатывает на своем ретрообаянии, но хочет развиваться

Поиск баланса между прошлым и будущим за второй квартал 2018-го принес Fila больше 700 миллионов долларов благодаря совместным коллекциям с Fendi, Corso Como, Jason Wu, Baja East, Barneys и многими другими. Переизбыток коллабораций обычно говорит о неуверенности бренда в собственных силах, но в случае Fila больше похож на желание побыстрее компенсировать годы застоя и инвестировать в развитие. Осенью креативные директоры Джозеф Граезель и Антонио Инграсьотта, которых Fila увела из adidas Originals, впервые представили бренд на Неделе моды в Милане, а в местном музее дизайна Триеннале прошла масштабная ретроспектива марки (видео – с ее лондонских гастролей).

Сегодня Fila продается в любом релевантном стритстайловом магазине, равно как и на искушенных Farfetch и Net-a-Porter. Марку дружно носят семейства Хадид/Кардашьян/Дженнер, и со школьными уроками физкультуры она сейчас ассоциируется примерно так же, как Philipp Plein – с хорошим вкусом. Fila еще очень далека от рыночной мощи Nike и влияния Supreme и, скорее всего, никогда их не добьется. Но переосмысленное поло Борга выглядит на рассекающей по Манхэттену Софии Ричи гораздо актуальнее твидовой двойки Chanel и так ласково шепчет: эй, не надо смеяться над папиным стилем. Через пару лет будете стоять за ним в очереди.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *