Легенда о человеке что стал богом
Мифология уверяет, что человеческое бессмертие существует.
Возможно ли осуществить давнюю мечту многих людей и решить проблему бессмертия? Написано много историй, упоминающих…
Возможно ли осуществить давнюю мечту многих людей и решить проблему бессмертия? Написано много историй, упоминающих тему бессмертие тела и методы достижения долголетия. К примеру, в египетской мифологии и библейских текстах упоминается бессмертие души. Правда, когда речь идет как получить бессмертие тела, видны определенные черты, которые следует рассматривать объективно и субъективно.
Бессмертие богам давал эликсир жизни
Сама концепция основана на древних историях, и сегодня нет человека, которого можно считать бессмертным. Никто пока не пришел с заявлением о своей вечной жизни, поэтому вопрос существует ли бессмертие остается в воздухе.
Когда бессмертие упоминается в египетской мифологии, мы говорим о 3 элементах, которые составляют так называемое бессмертие души, когда тело отправляется на землю, а душа и дух объединяются в одно целое. По этой причине древние египтяне мумифицировали останки фараонов и важных людей и хоронили их в огромных саркофагах со множеством реликвий, подарков, слуг и кошек.
Слуги должны были пойти со своим хозяином, чтобы служить ему в другой его жизни, а кошка (имеющая частицу божественной энергии) отвечала за руководство покойным миром бессмертия. Есть мифы, в которых говорится, что только с сокровищами можно войти в рай душ. Хотя другие уверяют, что это можно достигнуть исключительно добрыми делами и безгрешной душой.
Нечто подобное происходит в библейской истории, только вместо того, чтобы идти с золотом, нам нужно иметь чистую душу, не совершать грехи в жизни и быть хорошим человеком, чтобы войти в рай Господа. Теперь, когда эти две теории ясны, пришло время проверить, действительно ли мы можем достичь бессмертия в соответствии с другими мифологиями.
Амброзия.
В древней Греции амброзия считалась эликсиром, вкушая который можно достичь бессмертия. Боги однажды выбрали одного или даже нескольких людей, и лично дали ему эту еду. Сразу же после ее приема человек жил вечно. Однако ничего ничего не известно о тех, кто стал равен богам и теперь живет вечно.
Бросить вызов богам.
Существует древняя легенда, в которой упоминается, что, если смертный бросает вызов Богу и, в свою очередь, побеждает его, он становиться бессмертным. Правда легенды умалчивают о совершивших такой подвиг. Древние говорили, что никто не может бросить вызов Богу и выйти живым из поединка, очень тяжелые условия бессмертия.
Греческие персики
Говорят, что тот, кто потребляет этот фрукт, получит 3000 лет жизни. К сожалению, никто не имеет к нему доступа, потому что согласно рассказам, дерево, которое дает пищу, приносит плоды только каждые 6 тысяч лет. Есть люди, которые вырезают семена лотоса в форме персика, чтобы иметь долгую жизнь.
Сирены
История Урука, бессмертного человека.
Грааль.
Слово Грааль происходит от старого французского или, вероятно, от латинского «gradalis», что означает «чашка». Грааль зачастую ассоциируется со Святым Граалем или Святой Чашей, которая использовались во время Тайной Вечери, последнего ужина Христа.
Грааль впервые упоминается Кретьеном де Труа в его незаконченном романе «Персиваль» или «История Грааля» (1181), поэтому мы находим там священный предмет, описанный как чаша, украшенная драгоценными камнями. Это представление отражает идеализированное видение автора: оно придает Граалю восхитительный аспект и достоинство его священной ценности.
К слову сказать, поиски Грааля, загадки христианства, на самом деле являются стремлением человека доказать свою веру. Этот поиск похож на первоначальное путешествие к знаниям. Кроме того, поиск Святого Грааля возводит рыцарей в ранг истинных героев, объединяя их в добродетельных и смелых людей на службе не Церкви, а самого Бога.
Алхимия Китая.
Несколько императоров китайской древности пытались получить эликсир бессмертия. Цинь Ши Хуан отправил алхимика и тысячу молодых людей в восточные моря в поисках эликсира вечной молодости, но они так и не вернулись, хотя легенда гласит, что они обнаружили Японию.
Самая известная китайская книга алхимии «Великие Тайны Алхимии», датируется двенадцатым веком нашей эры. Она подробно описывает изготовление эликсиров бессмертия, где ртуть, сера, соли ртути и мышьяка играют очень важную роль в его изготовлении.
Многие элементы в этом эликсире действительно очень токсичны и убийственны. Император Цзяин умер, приняв приготовленный его алхимиками эликсир бессмертия. Впрочем, там умерло много императоров, желавших получить бессмертие тела. После распространения буддизма в Китае интерес к эликсиру угас, поскольку новая религия предложила другие средства для достижения бессмертия.
Индия.
Веды — священные писания индуизма, передаваемые в устной форме. Они содержат данные, аналогичные тем, которые можно найти в китайской алхимии, особенно связь между золотом и долгой жизнью. Однако рассмотрение эликсира молодости имело гораздо меньшее значение чем у китайских правителей.
В греческой мифологии нектар и амброзия считаются божественными веществами. Боги питались не едой или человеческим вином, а только нектаром и амброзией, которые не являются твердыми или жидкими.
Говорят, что нектар происходит от дистилляции некоторых растений и считается сладким напитком. Состав амброзии сегодня неизвестен, однако есть много рецептов, изобретенных человеком, но этот продукт — банальный ликер.
Хаома, Сома или Амрита – еще один рецепт получения бессмертия тела. Слова Сома и Хаома появляются соответственно в Ригведе (индуистские религии) и Авесте (зороастрийская религия). Оба относятся к опьяняющему напитку для жертвенного использования, полученному из растения.
Божественный напиток, известный среди индусов как Амрита, как известно, обладал бессмертием и сверхъестественными способностями. Происхождение сома-хаома породило множество мифов в древнеиндийской литературе. Как видим, есть много способов получить бессмертие тела, правда почти все методы связаны с богами, или божественными технологиями.
Хорс: Славянский Бог зимнего солнца, мифология и легенды, символы и обереги Бога
Божественный отпрыск Рода в священном пантеоне князя Владимира занял достойное место рядом с солярными (солнечными) богами – Даждьбогом и Ярилом. В Древней Руси считалось, что Хорс, олицетворяющий дневное светило, покровительствует всем добрым и трудолюбивым людям, которые обращаются к нему с молитвами.
Хорс в славянской мифологии
Хорс – сын могущественного Рода в древнеславянской мифологии стоит в одном ряду с Даждьбогом и Ярилом, которые у верующих людей отождествлялись с Солнцем. Эти божества олицетворяли дневное светило, однако их образы и предназначение существенно различались.
Если Даждьбог символизировал весь белый свет, а Ярило — приход весны и пробуждение природы, то Хорс — это воплощенное сияние зимнего солнца. Несмотря на то, что сила этого божества проявлялась в холодное время года, древние славяне относились к нему с благоговением.
Согласно преданиям старины, считалось, что Хорс обладал добрым нравом. Люди верили, что милосердное божество даже в самые холодные, морозные дни не оставит их без яркого солнечного света. А когда придет время, он согреет землю теплыми лучами.
Хорста наделяли большой силой и влиянием: он не только следил за движением солнечного круга по небу. Ему приписывают возможность контролировать миропорядок. Бог, олицетворяющий солнечный диск, следил за сменой времен года, дня и ночи и всего, что происходит на земле циклично.
Справка! Древние люди верили, что Хорс может защитить их от холода и голодной смерти, а домашний скот — от диких зверей. Нужно было только усерднее молить его о милосердии. А уж доброе божество услышит просьбы и снизойдет до них.
Хорс — бог чего
Бог зимнего солнца в представлении людей — это солнечный диск, круг, коло. Древние русичи верили, что Хорс разъезжает по небу в своей золотой колеснице, озаряя землю пусть холодным, но ярким светом.
Люди, уставшие от суровой зимы, долгими вечерами молились своему небесному покровителю. Постепенно дни становились длиннее, а доброе могущественное божество светило с небес все ярче и ярче. Обогретая его теплом природа начинала пробуждаться.
За что отвечает
Наблюдая за небом, древние славяне считали, что Хорс следит за их земными делами. И это благодаря солнечному богу тьма сменяется светом, а зима и холод — весной и летом. За помощью к Хорсу обращались труженики полей, молили о хорошей погоде и обильных урожаях.
Древние славяне считали, что бога нужно обязательно задобрить. Поэтому после сбора урожая они приносили в жертву дары и произносили благодарственные молитвы. Люди хотели защитить от морозов озимые посевы хлеба, а домашний скот — от диких зверей. И только Хорс своим покровительством мог им в этом помочь.
Зимой также было много поводов просить солнечного бога о милосердии. Он мог пожалеть просителей и усмирить непогоду. От него зависело, смогут ли приспешники злого Чернобога забрать души людей, умирающих от голода и болезней.
Как проявлялся для славян
Древние русичи представляли божество зимнего солнца в образе белого скакуна. Конь стремительно двигался по небу и в конце дня спускался за горизонт — туда, где заканчивались бескрайние поля. Над землей, где пробегал божественный рысак, урожай был обильным.
Если в хозяйстве крестьянина рождался белый жеребенок, это считалось большой удачей. Молодая лошадка, как будто подаренная Хорсом, становилась талисманом. Ее берегли и выводили в поле только в начале посевных работ и перед уборкой урожая.
Однако белый конь — не единственный образ Хорса. Он мог обернуться странствующим старцем или большим бродячим псом. Мудрых стариков принимали в каждом дворе, кормили и оставляли на ночлег, втайне надеясь, что это бог солнца сошел на землю.
Имена и воплощения
В древней Руси считали, что у Хорса 2 ипостаси и несколько воплощений. Зимой он — Коляда, принимавший правление на Святки, весной — это Ярило, а летом — Иван Купала. У доброго бога была репутация надежного покровителя, который, если его попросить, поможет и защитит от любых жизненных невзгод.
Однако у Хорса было два лика: светлый и темный. И когда черная сущность брала верх, то на землю приходила непогода: лютые морозы, снежные бураны. Тогда солнце скрывалось за плотными тучами, которые не пропускали ни света, ни тепла. Когда после страшной непогоды наступала оттепель, люди думали, что светлое божество одержало победу над темным.
Спускаясь на землю, Хорс мог принимать разные обличья. При этом каждый образ имел свою сакральную подоплеку:
Согласно славянским поверьям Хорс — это одно из воплощений солярных богов, отвечающих за передвижение дневного светила по небу. Зимним солнцем управлял Хорс, весной его сменял Ярило. Даждьбог освещал землю летом, а Сварог — осенью.
Атрибуты Хорса
Все предметы, имеющие форму солнца (круга), имеют сакральный смысл и являются атрибутами Хорса. Кроме того под это определение подходит само дневное светило и праздничные хороводы. Из предметов: лошади и волки белой, черной масти, подковы из серебра или червонного золота.
Справка! Стихия божества — яркий огонь, а день недели — вторник (по некоторым источникам — воскресенье).
Кому покровительствует
Бог-защитник землепашцев покровительствует честным и трудолюбивым людям. На его помощь могут рассчитывать только те, у кого чистые помыслы. Люди, которые родились с 1 по 9 июня, находятся под надежным покровительством светлого божества.
Как выглядит и когда родился
В представлении древних славян бог солнца олицетворял свет и силу. Его изображали голубоглазым и светловолосым мужчиной средних лет. На румяном лице всегда светилась улыбка. Его одеждой были светлая рубаха, брюки и небесно-голубой, развевающийся плащ. Сидя на породистом скакуне, Хорс держал в руках круглый щит и меч.
Точной даты рождения бога никто не знает. Известно только, что сын всемогущего Рода получил от отца золотую колесницу, когда тот ушел на покой. Его сестра Дивия, рожденная с ним в одно время, стала богиней Луны.
Образ славянского бога
Славянское солнечное божество всегда характеризуется только положительно. Добрый небожитель не сидит без дела, он:
Зооморфные образы славянских солнечных богов: волки, кони, львы, лебеди, пчелы.
Мифы и легенды о Боге Хорсе
Древние русичи сложили много легенд и мифов о златоглазом и светловолосом Хорсе. В этих былинных историях, больше похожих на сказки, есть повествования о том, как солярное божество являлось простым людям в разных образах.
Легенда о волках
Это история о том, как к могущественному Сварогу обратилась за помощью Девана — богиня охоты. Волки, населявшие леса, под предводительством вожака стаи Чубарса стали нападать на диких зверей, домашний скот и даже на людей. Девана не могла с ними справиться, т. к. хищники вышли из повиновения.
Молодой Хорс услышал жалобу Деваны и вызвался помочь ей. Обратившись в белого волка, он под покровом ночи отправился к Чубарсу. Предводитель стаи не принял претензий и только рассмеялся, сказав, что загрызет любого, кто встанет на его пути.
Разочарованный и разгневанный Хорс снова принял обличье бога солнца. И сказал неукротимому Чубарсу, что отныне ему вместо живой добычи придется грызть лунные камни. В эту же минуту появилась тропа, освещенная светом Луны. Ночное светило увлекло стаю волков прямо на небеса. С тех самых времен голодные волки воют, задрав голову к ночному небу. И кажется, будто бы они до сих пор оплакивают бесславную гибель Чубарса.
Легенда о сыне Хорса – Деннице
Сын Хорса, как и положено божественному отпрыску, умел превращаться в сокола. Но скучно стало молодому человеку летать как птица. Очень уж ему хотелось долететь до владений Всевышнего.
Пришел он к отцу с просьбой дать ему свою золотую колесницу. Хорс не смог отказать наследнику и уступил. Но шестеро волшебных коней не стали слушаться неопытного наездника. Повозка неслась низко над землей. Там, где она пролетала, вспыхивали пожары: горели леса, поля, земля и море.
Мать-Земля, застонав и заплакав от боли, обратилась к Сварогу с просьбой о помощи. Бог огня и справедливости запустил в неразумного юношу молнию. Тот замертво упал на землю вместе с колесницей. Из-за пожаров, вспыхнувших в этом месте, за клубами дыма с земли не было видно солнца.
Супруга и дочь Хорса — Радуница и Заря-Заряница похоронили тело сына и брата под высокой осиной. Безутешные женщины долго горевали над могилой юноши. Их горькие слезы превратились в янтарь, который до сих пор находят в лесу. Всемогущий Род сжалился над матерью и сестрой Денницы и превратил его останки в утреннюю звезду. Теперь она каждый день предвещает рассвет и начало нового дня.
Миф про амулет Хорса
Вопреки многочисленным мифам, упоминающим о существовании амулетов Хорса, эти истории не нашли документального подтверждения. В ходе археологических раскопок были обнаружены талисманы, имеющие отношение к Роду, Перуну и Сварогу.
Справка! Согласно преданиям на амулетах Хорса было изображено солнце, окруженное яркими лучами.
Миф о том что Хорс – брат Велеса
Несмотря на то, что в последнее время все чаще встречается информация о том, что Хорс и Велес — родные братья, для этого утверждения не нашлось документального обоснования. В древних летописях об этом родстве нет никаких упоминаний.
Миф кумир Хорса
О кумире —деревянном идоле солярного бога ходит много легенд. О них даже есть упоминания в древних летописях — «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве». В этих трудах было не только внешнее описание кумиров, но и указывалось точное место их расположений.
Немецкий путешественник Вундерер, посетивший Киевскую Русь в конце XVI века, в своих путевых заметках сообщал, что божество Хорс пользуется почетом. Его образ, воплощенный в деревянных идолах, встречается в большинстве крупных городских поселений. В частности он упоминает о кумире, установленном в Пскове — деревянный идол держит в руках лук и огненный меч.
Общение со славянским богом Хорсом
Святилища Хорса издавна располагались на восточных склонах холмов. Храмы божества встречались не только в лугах, но и на лесных опушках.
Капища святилищ были украшены кумирами солнечного небожителя, выточенными из древесины. В таких местах любой человек мог поклониться идолу и обратиться к нему с просьбой или благодарностью.
Ритуалы
Недаром имя Хорса связывают со словом «хоровод». Танцы в кругу — главная деталь ритуала, посвященного солярному божеству. К таким мероприятиям древние русичи готовились заранее: пекли для праздничной трапезы пироги, блины, варили брагу и медовуху.
Веселыми плясками в хороводе (на Масленицу) традиционно провожали зиму и встречали весну. Осенние праздники были посвящены уборке урожая. Среди даров, которые приносили божественному идолу, были снопы хлебных колосьев и пестрые букеты полевых цветов.
Справка! Чтобы темные силы не мешали веселью, символ солнца — зажженное колесо — катали по земле и пели обрядовые песни.
Хорс, как покровитель всех земледельцев, принимал дары, символизирующие крестьянский труд. Чтобы отблагодарить бога за щедрый урожай, люди несли: пироги и караваи, медовуху и брагу, мамалыгу и кутью. Считалось, что подкова, принесенная в дар богу, обеспечит благополучие и достаток в доме.
Справка! Лучшее время для благодарственных молитв и подношений — первые утренние часы после восхода солнца.
Символы, обереги и амулеты
Основной символ божества —это круглый знак Коловрата (Солнцеворота). Лучи оберега повторяют путь дневного светила и символизируют бесконечность этого процесса. Амулеты раскрашиваются в яркие цвета: желтый, оранжевый, алый — указывающие на силу солнечной энергии.
Другой символ — Огневица — выполняли в форме креста в круге с загнутыми внутрь лучами. Его отождествляли с солнечным светом и круговоротом природных явлений. Магический амулет часто использовали в святочных гаданиях.
Еще один символ Хорса — это Колард — мощный оберег семейного счастья и материального достатка. Его вышивали на одежде, вырезали или рисовали на деревянных, кожаных амулетах.
Справка! Магические амулеты защищали от сглаза, порчи, тяжелых болезней, диких зверей, сил Тьмы и наполняли человека энергией.
Праздники, посвященные богу Хорсу
Издавна на Руси в день зимнего солнцестояния — 21-22 декабря проводились чествования Хорса. Во время праздника люди пускали с горы горящее колесо, водили хороводы и купались в прорубях, чтобы очиститься, закалить тело и дух. Столы ломились от разных угощений.
Летом, с 21 по 25 июня также проводились народные гуляния, сопровождающиеся песнями и вождением хороводов. В праздник Ивана Купалы жгли костры и купались в водоемах. Веселье не прекращалось даже ночью.
В славянском пантеоне бог Хорст занимает одно из центральных мест. Это божество с добрым, улыбающимся лицом снискало любовь и признание людей — их щедрые подношения и благодарственные молитвы шли от чистого сердца.
Повышение до бога
« | Всё будет по-другому, когда я стану богом! | » |
— Мюзикл «Последнее Испытание» |
В большинстве существующих религий бог — это существо принципиально высшее по отношению к человеку. Ни о каком становлении богом речи не идёт: богами рождаются, а не становятся.
А вот в фэнтези, а порой и в фантастике, окрутение героя вполне может достичь такого уровня. Иногда это оказывается закономерным итогом длительной прокачки. Иногда — переходящим призом от другого божества. Иногда — наградой за самопожертвование или подвиг. В таком случае этим обычно сюжет заканчивается: то, какой бог вышел из героя, обычно не освещается. Оно и понятно: ТАКОЙ уровень эпичности, что составил бы проблемы для бога, представить не так-то просто (хотя Ник Перумов, например, может: его цикл Упорядоченное начинается с обожествления Хедина и Ракота, и один за другим вылезают злодеи межмирового масштаба). А если проблем нет, а сюжет продолжается, то это Мэри Сью и не считается.
Ещё чаще на такое идёт злодей. Обычно злодей жаждет власти, а кто может обладать большей властью, чем бог? Разве что Единый Бог, но он редко бывает в сюжетах, использующих этот троп.
Ангелы, демоны (или дьяволы) и фэйри тоже могут относиться к тропу, но лишь при одном условии. Это не просто иная раса, а нечто принципиально более могущественное в сравнении с человеком. Если умелый маг может потягаться в могуществе с демоном (например, в Мире Тьмы), это не считается. Также почти никогда не считаются вампиры и прочие адепты вирусного превращения — если только речь не идёт о «вампирском боге» типа Патриархов-Допотопных из VtM.
Не считаются также ситуации, когда персонаж получил божественные силы лишь на короткое время (как в фильме «Брюс Всемогущий»).
«Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом»
Святитель Афанасий Александрийский о христианском учении и жизни с Богом
2/15 мая Церковь чтит святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, – величайшего отца и учителя, непримиримого борца с арианской ересью, исповедника истинного Православия, мудрого пастыря и аскета высокой святой жизни. В день памяти святителя предлагаем приобщиться к его мудрости, публикуем подборку его изречений о христианском учении и жизни с Богом.
Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом.
Сын Божий неотделим от Отца, как сияние от света.
Заслуги Спасителя, совершенные через вочеловечение Его, столь велики и многочисленны, что пожелать изобразить их – значило бы уподобиться человеку, который устремил взор на морскую пучину и хочет перечесть ее волны. Как невозможно объять глазами всех волн, потому что чувству покусившегося на это представляются непрестанно новые и новые волны, так и намеревающемуся объять умом все заслуги, совершенные Христом в теле, невозможно даже вместить их в помысле, потому что вновь представляющиеся мыслям его – гораздо многочисленнее тех, которые, как думает он, объял уже мыслию.
Когда солнце отвратило зрак свой, земля потряслась, горы распались, все пришли в ужас; тогда показывало это, что Распятый на кресте Христос есть Бог, а вся тварь – рабы Его, страхом своим свидетельствующие о присутствии Владыки.
Господь и родился, и явился Человеком, умер и воскрес, делами Своими унижая и помрачая дела когда-либо живших людей, чтобы от всего того, чем бы ни были предубеждены люди, отвлечь их и научить ведению истинного Отца Его.
Погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти.
Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремление к Нему ума своего, мог замедлить в себе естественное тление и пребыл бы нетленным.
Тварь порядком и стройностью, как бы письменами, дает уразуметь и возвещает своего Владыку и Творца… Из дел нередко познается и такой Художник, Которого мы не видали.
Хотя и невидим Он очам, но порядок и согласие вещей противоположных дают уразуметь их Правителя, Распорядителя и Царя.
Слово, распростершись всюду… горе – в творении, долу – в вочеловечении, в глубину – во аде, в широту же – в мире, все наполнило ведением о Боге.
Человек согрешил и пал, а с падением его все пришло в смятение.
Ни один демон не терпит и имени Христова, но едва слышит его, как предается бегству.
Естество человеческое само по себе недостаточно к тому, чтобы изгонять бесов, а может это делать только силою Духа.
Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди, с утратой представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее.
В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых, и для них вовсе не существует оно.
Облекшийся верою крестною пренебрегает и тем, что естественно, и не боится смерти за Христа.
Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу.
Душа имеет понятие и о созерцании Бога, и сама для себя делается путем, не со вне заимствуя, но в себе самой почерпая ведение и разумение о Боге Слове.
Ничем не отличались бы люди от бессловесных, если бы ничего не познавали, кроме земного.
Взирая на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было людям познавать и Вождя твари – Отчее Слово, Которое Своим о всем промышлением всем дает познавать и Отца.
Взирая на Самого Сына, видим Отца; потому что уразуметь и постигнуть Сына значит приобрести ведение об Отце, так как Сын есть собственное рождение Отчей Сущности.
Мы не только созданы по Его подобию, но от Него же можем восприять образ небесного жительства; дабы, как Он начал, мы (терпеливо) довели до конца, дабы, когда страдаем, мы не угрожали, когда нас злословят, мы не злословили взаимно, но благословляли бы проклинающих и предавали бы себя Богу, судящему праведно (1 Пет. 2: 23). Ибо те именно, которые восприимут таковой помысл и за образец для себя будут почитать Евангелие, они-то и будут сообщниками Христа и подражателями жития апостола.
Для исследования и верного понимания Священного Писания нужна добрая жизнь, чистая душа и христианское достоинство, чтобы провести разум через понимание, насколько человеческая природа это позволяет, истины о Божием Слове. Невозможно понимать учение святых, если человек не имеет чистый разум, но пробует подражать их жизни. Всякий, кто хочет смотреть на солнечный свет, естественно, протрет свои глаза, очистив их сначала, чтобы чуть приблизиться к чистоте, на которую он смотрит.
Воля же Христова состоит в том, чтобы прилепляющийся к Нему совершенно ни к чему не имел пристрастия, что принадлежит веку сему, и нисколько не пекся бы о земном, а только бы нес крест Распятого за него.
Встаешь ли или сидишь, занимаешься ли чем или принимаешь пищу, отходишь ли ко сну или пробуждаешься, непрестанно воспевай песнь Богу.
Когда душа слагает с себя всю излившуюся на нее скверну греха и соблюдает в себе один чистый образ, тогда (чему и быть следует) с просветлением его, как в зеркале, созерцает в нем Отчий образ – Слово – и в Слове уразумевает Отца.
Если помрачен ум, то внешними даже чувствами можно видеть непререкаемую силу Христову и Божество. Слепой, если и не видит солнца, то, ощутив произведенную им теплоту, знает, что есть… солнце.
Душа сотворена была созерцать Бога и озаряться Им.
Мирские образы оскверняют душу и тело целомудренной, и она уже не бывает свята по телу и по духу. А та, которая печется о деле Божием, имеет женихом своим Христа и творит волю Жениха своего.
Сохраняй любовь, которая выше всего. Сколько бы ни трудился человек, но если он не имеет любви к ближнему, то напрасно будет трудиться. Итак, оказывай любовь к ближнему не на словах только, но и на делах.
Не удерживай в сердце своем зла, причиненного тебе другими, иначе молитва твоя не будет чиста пред Богом.
Да не исходит из уст твоих проклятие, ниже обида, ниже злословие, ибо уста твои освящены хвалебными Богу песнями и славословиями.
Смиренный не помнит зла, причиненного ему другими, и не осуждает согрешающего. Таким образом, он тремя способами получает отпущение грехов себе: как не судящий – не судится, как смиренномудрый – оправдывается, как прощающий – получает прощение.
Пламенною любовью возлюбим пост, ибо пост есть великая твердыня, равно как и молитва и милостыня, поелику они избавляют человека от смерти. Как Адам за едение и преслушание изгнан из рая, так тот, кто желает паки войти в рай, входит в оный постом и послушанием.
Все время жизни своей проводи в постах, молитвах и милостынях. Да будет всегдашним занятием твоим упражнение в Священном Писании. Имей Псалтирь и учи псалмы.
Дарования Божии таковы: совершенная добродетель и истинно благоговейное чувство по отношению к Нему; их мы должны приносить в жертву Господу, ибо что Он даровал для нашего освящения, тем и мы должны прославлять Его, пребывая в благочестии.
Очистим тело и помыслы наши, будем охранять от всякого лукавства, не предаваясь неумеренности и похотям, но все совокупно пребывая с Господом нашим и Его Божественными учениями, дабы, соделавшись во всем чистыми, мы могли быть и причастниками Слова.
Как высоко девство! Всякий, желая подвизаться в других добродетелях, водится в том законом; но девство, превосходя закон и направляя жизнь к важнейшей цели, есть указание будущего века, образ ангельской чистоты.
По моему мнению, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлений, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа – для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах.
Служители истины проповедуют Царство Небесное, а те, кои стремятся к противному, ничего высшего не имеют в виду, как только угождать чреву и полагать в своем ничтожном существовании свою конечную цель.
При благодатном даровании от Бога и наша воля, возлюбленные, должна употреблять усилие и не ослабевать, дабы при тщетности наших усилий врученный нам дар благодати не погиб совсем и враг, найдя нас праздными и незанятыми, не вселился в нас, как это случилось с тем, о котором упоминается в Евангелии.
Что иное представляет пасхальное празднество, как не духовное служение? а в чем же состоит сие служение? только в постоянной молитве и славословии, (возсылаемом) без принуждения.
Не определенным временем ограничен благодатный дар праздника, и преславное сияние его никогда не умаляется, но во всякое время он близок и просвещает души тех, которые с любовию ожидают его.
Истинная жизнь, братия мои, состоит в том, чтобы мы тленное отринули и пребывали в том, что от нашего Искупителя. Время требует от нас, особенно теперь, не только на словах высказывать это, но и делами уподобляться святым.