Литературная топика что такое

Топика

То́пика имеет разные значения

Содержание

Термины и названия произведений

От др.-греч. τοπικός — букв. «местный», «пространственный», перен. «тематический», «аргументативный» от др.-греч. τόπος — букв. «место», перен. «тема», «аргумент»

Составные термины

Географические названия США

См. также

Литературная топика что такое. Смотреть фото Литературная топика что такое. Смотреть картинку Литературная топика что такое. Картинка про Литературная топика что такое. Фото Литературная топика что такое

Литературная топика что такое. Смотреть фото Литературная топика что такое. Смотреть картинку Литературная топика что такое. Картинка про Литературная топика что такое. Фото Литературная топика что такоеСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Полезное

Смотреть что такое «Топика» в других словарях:

Топика — Топика ♦ Topique Касающийся места (topoi), в частности – общего места (в значении, лишенном уничижительного оттенка; именно таков смысл «Топик» Аристотеля – одного из шести трактатов о логике, или «Органона» – сочинения, посвященного общим… … Философский словарь Спонвиля

ТОПИКА — (греч. topos). 1) в риторике: общие места. 2) местные наружные средства, т. е. действующие непосредственно на больную часть тела. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОПИКА [ Словарь иностранных слов русского языка

“ТОПИКА” — “ТОПИКА” (Τοπικά) логический трактат Аристотеля, входящий в состав “Органона”. Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат “О софистических опровержениях” (Περί σοφιστικών ελέγχων). “Топика” часто… … Философская энциклопедия

«ТОПИКА» — (Τοπικά) – логический трактат Аристотеля, входящий в состав «Органона». Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат «О софистических опровержениях» (Περὶ σοφιστικῶν ἐλέγχων). «Топика» часто цитируется… … Философская энциклопедия

ТОПИКА — «ТОПИКА» (Τοπικά), трактат Аристотеля, входящий в состав «Органона». Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат «О софистических опровержениях» (Περὶ σοφιστικῶνἐλέγχων). «Т.» часто цитируется… … Античная философия

Топика — «ТОПИКА» (греч. Тотка, лат. Topica) труд Аристотеля. Был написан, по видимому, после «Категорий» и до «Аналитик». Правда, некоторые исследователи считают, что «Т.» начинается там, где заканчивается «Вторая аналитика», однако в ней нет еще … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ТОПИКА — (греч. topos место) техника пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Происхождение понятия восходит к античности. «Т.» одна из книг аристотелевского «Органона», посвященная… … Новейший философский словарь

ТОПИКА — ТОПИКА, топики, жен. (греч. topik techne искусство пользоваться общими местами, от topos место) (филос.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТОПИКА — со времен Аристотеля учение о topoi, «местах», «общих местах», общих исходных пунктах, которые служат для изложения темы. Под трансцендентальной топикой Кант понимал определение «трансцендентального места понятия», т.е. места, которое оно… … Философская энциклопедия

топика — сущ., кол во синонимов: 2 • суждение (40) • учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Источник

Топика

Смотреть что такое «Топика» в других словарях:

Топика — Топика ♦ Topique Касающийся места (topoi), в частности – общего места (в значении, лишенном уничижительного оттенка; именно таков смысл «Топик» Аристотеля – одного из шести трактатов о логике, или «Органона» – сочинения, посвященного общим… … Философский словарь Спонвиля

ТОПИКА — (греч. topos). 1) в риторике: общие места. 2) местные наружные средства, т. е. действующие непосредственно на больную часть тела. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОПИКА [ Словарь иностранных слов русского языка

“ТОПИКА” — “ТОПИКА” (Τοπικά) логический трактат Аристотеля, входящий в состав “Органона”. Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат “О софистических опровержениях” (Περί σοφιστικών ελέγχων). “Топика” часто… … Философская энциклопедия

«ТОПИКА» — (Τοπικά) – логический трактат Аристотеля, входящий в состав «Органона». Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат «О софистических опровержениях» (Περὶ σοφιστικῶν ἐλέγχων). «Топика» часто цитируется… … Философская энциклопедия

ТОПИКА — «ТОПИКА» (Τοπικά), трактат Аристотеля, входящий в состав «Органона». Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат «О софистических опровержениях» (Περὶ σοφιστικῶνἐλέγχων). «Т.» часто цитируется… … Античная философия

Топика — «ТОПИКА» (греч. Тотка, лат. Topica) труд Аристотеля. Был написан, по видимому, после «Категорий» и до «Аналитик». Правда, некоторые исследователи считают, что «Т.» начинается там, где заканчивается «Вторая аналитика», однако в ней нет еще … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ТОПИКА — (греч. topos место) техника пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Происхождение понятия восходит к античности. «Т.» одна из книг аристотелевского «Органона», посвященная… … Новейший философский словарь

ТОПИКА — ТОПИКА, топики, жен. (греч. topik techne искусство пользоваться общими местами, от topos место) (филос.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТОПИКА — со времен Аристотеля учение о topoi, «местах», «общих местах», общих исходных пунктах, которые служат для изложения темы. Под трансцендентальной топикой Кант понимал определение «трансцендентального места понятия», т.е. места, которое оно… … Философская энциклопедия

топика — сущ., кол во синонимов: 2 • суждение (40) • учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Топика — имеет разные значения Содержание 1 Термины и названия произведений 1.1 Составные термины … Википедия

Источник

«Историческая топика»: раздел риторики или область компаративистики?

Итак, топос у Курциуса — клише или схема мысли и выражения. Определение топоса соединяет мысль и выражение: значит, предполагается, что топос имеет некую содержательную константу, но также сохраняет устойчивость на уровне выражения, даже при переводе, при переходе из одной литературы в другую. В уже посткурциусовской немецкой традиции принято связывать топос не только с определенным смыслом, но и с конкретным словесным воплощением: в нем должно сохраняться, при всех его переходах и превращениях, некое ключевое слово, Stichwort.

Понятие топоса — он же топ, общее место, locus communis, — заимствовано Курциусом из риторики. При этом заимствовании Курциус совершает весьма знаменательную терминологическую подмену, на которую я бы и хотел обратить внимание.

Итак, топос в риторике — общая категория, позволяющая находить конкретные аргументы; топос литературный, топос по Курциусу — и есть конкретный аргумент, а вернее, словесные формулы, возникшие из риторических аргументов. Теперь мы видим, какую подмену понятия совершил Курциус: он перенес название топоса с общего места, где ищут, на то конкретное, что там находят. Проиллюстрируем эту подмену простым примером. Утверждение «все люди смертны» по Курциусу — топос; а для античного оратора это — аргумент, найденный в общем месте «от природы человека».

Правильное риторическое значение термина «топос» Курциус, конечно, прекрасно, знал. Зачем же он произвел эту замену? Думаю, что его очень устраивало уже утвердившееся в европейских культурах внериторическое понимание общего места в смысле common place — некой расхожей банальности, штампа, готовой формулы. В то же время Курциус, называя аргумент топосом, явно стремится как можно скорей уйти от риторики: ведь термин «аргумент» гораздо сильнее и недвусмысленней напоминает о базовом для риторики процессе аргументации, чем термин «топос». А желание уйти от риторики понятно: риторика для Курциуса — не более чем некий резервуар, из которого черпает литература; но литература для него именно там становится самой собой, где прекращается риторика. В сущности, риторика как таковая Курциуса не интересует — и меньше всего его интересует как раз раздел аргументации, из которого он и заимствовал понятие топоса. Указатель терминов к его книге показывает, что термин argumentatio появляется в ней всего лишь один раз.

В этом парадокс всей теории Курциуса: заимствуя свое ключевое понятие из риторики, он обрубает все его связи с этой наукой, по сути отбрасывает риторику как таковую, в том числе и категорию аргументации, которой топос подчинен. Проиллюстрируем этот парадокс аналогией: представим себе гипотетического литературоведа, который создал некое учение о мотивах как элементах действия, но игнорирует при этом понятие сюжета. Такая картина едва ли не абсурдна, поскольку понятно, что мотив невозможно определить вне его соотнесенности с «вышестоящим» понятием — сюжетом.

Между тем нечто весьма похожее произошло с топосом в концепции Курциуса. Даже если мы примем его терминологию и будем понимать топос так, как его понимает Курциус, — как искомый аргумент, а не место, где ищут аргументы, — мы все равно будем вынуждены констатировать, что топос искусственно отделен от системы, в которой он, собственно, и обретает свою сущность, — от системы аргументации. Повторюсь: это все равно что абсолютизировать понятие мотива, полностью отбросив понятие сюжета. А именно так обошелся Курциус с топосом.

Все это происходит потому, что Курциус стремился разорвать связь топоса с риторикой. Не нужно забывать, что хотя книгу Курциуса и считают предвестием возрождения риторики во второй половине XX века, сам он разделяет сложившиеся на тот момент принципы размежевания риторики и художественной словесности: риторика соотносится с рационалистическим типом мышления, с «рассудочностью», и потому имеет отношение только к соответствующим типам литературного мышления (с теми типами, которые С. Аверинцев объединил понятием рефлективного традиционализма).

Прошло лишь десятилетие после выхода книги Курциуса, и представления о риторике стали меняться. Ситуацию изменили по крайней мере две работы: «Трактат об аргументации» Хаима Перельмана (1958, в соавторстве с Люси Ольбрехтс-Титека) и так называемый «Учебник литературной риторики» Генриха Лаусберга (1960) — книга, которая по своему значению выходит далеко за рамки столь скромного названия.

Хаим Перельман показал, что отношения риторики с так называемым рационализмом более чем сложны, если не враждебны (упадок риторики он связывает с воцарением научного рационализма декартовского типа); что процесс убеждения — квази-рационален, то есть рационален лишь по форме, а по сути никак не связан с логическим доказательством. Кроме того, он показал, что приемы аргументации всюду одинаковы: философ в своем трактате, домохозяйка на кухне, поэт, литературный персонаж пользуются одинаковыми приемами аргументации.

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Источник

ТОПИКА

Полезное

Смотреть что такое «ТОПИКА» в других словарях:

Топика — Топика ♦ Topique Касающийся места (topoi), в частности – общего места (в значении, лишенном уничижительного оттенка; именно таков смысл «Топик» Аристотеля – одного из шести трактатов о логике, или «Органона» – сочинения, посвященного общим… … Философский словарь Спонвиля

ТОПИКА — (греч. topos). 1) в риторике: общие места. 2) местные наружные средства, т. е. действующие непосредственно на больную часть тела. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОПИКА [ Словарь иностранных слов русского языка

“ТОПИКА” — “ТОПИКА” (Τοπικά) логический трактат Аристотеля, входящий в состав “Органона”. Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат “О софистических опровержениях” (Περί σοφιστικών ελέγχων). “Топика” часто… … Философская энциклопедия

«ТОПИКА» — (Τοπικά) – логический трактат Аристотеля, входящий в состав «Органона». Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат «О софистических опровержениях» (Περὶ σοφιστικῶν ἐλέγχων). «Топика» часто цитируется… … Философская энциклопедия

ТОПИКА — «ТОПИКА» (Τοπικά), трактат Аристотеля, входящий в состав «Органона». Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат «О софистических опровержениях» (Περὶ σοφιστικῶνἐλέγχων). «Т.» часто цитируется… … Античная философия

Топика — «ТОПИКА» (греч. Тотка, лат. Topica) труд Аристотеля. Был написан, по видимому, после «Категорий» и до «Аналитик». Правда, некоторые исследователи считают, что «Т.» начинается там, где заканчивается «Вторая аналитика», однако в ней нет еще … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ТОПИКА — ТОПИКА, топики, жен. (греч. topik techne искусство пользоваться общими местами, от topos место) (филос.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТОПИКА — со времен Аристотеля учение о topoi, «местах», «общих местах», общих исходных пунктах, которые служат для изложения темы. Под трансцендентальной топикой Кант понимал определение «трансцендентального места понятия», т.е. места, которое оно… … Философская энциклопедия

топика — сущ., кол во синонимов: 2 • суждение (40) • учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Топика — имеет разные значения Содержание 1 Термины и названия произведений 1.1 Составные термины … Википедия

Источник

ПРИЕМЫ ОБРАБОТКИ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА, ТОПЫ

Литературная топика что такое. Смотреть фото Литературная топика что такое. Смотреть картинку Литературная топика что такое. Картинка про Литературная топика что такое. Фото Литературная топика что такое Литературная топика что такое. Смотреть фото Литературная топика что такое. Смотреть картинку Литературная топика что такое. Картинка про Литературная топика что такое. Фото Литературная топика что такое Литературная топика что такое. Смотреть фото Литературная топика что такое. Смотреть картинку Литературная топика что такое. Картинка про Литературная топика что такое. Фото Литературная топика что такое Литературная топика что такое. Смотреть фото Литературная топика что такое. Смотреть картинку Литературная топика что такое. Картинка про Литературная топика что такое. Фото Литературная топика что такое

Литературная топика что такое. Смотреть фото Литературная топика что такое. Смотреть картинку Литературная топика что такое. Картинка про Литературная топика что такое. Фото Литературная топика что такое

Литературная топика что такое. Смотреть фото Литературная топика что такое. Смотреть картинку Литературная топика что такое. Картинка про Литературная топика что такое. Фото Литературная топика что такое

Топика (греч. topos – место) – представляет собой технику пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Топику называют логикой мышления и логикой построения речи.

У древних греков и римлян так называлось учение о риторическом изложении какой-либо темы, в особенности систематическое соединение общих суждений (греч. τόποι, лат. loci communi), которые при диспутах, речах и т. п. должны были способствовать выбору целесообразных доводов.

Топика является связующим звеном между мыслью и речью. Она дисциплинирует мысль, позволяет сделать процесс создания речи и предъявления её адресату сознательным. Топика обеспечивает не только линейное продвижение мысли, но и объёмность высказывания, его глубину, потому что отражает связи между объектами. Топика представляет собой ряд сложившихся в речевой практике обобщённых конструктов и может рассматриваться, с одной стороны, как система структурно-смысловых моделей сверхсинтаксического уровня, которые отвечают нормам логического построения речи в процессе естественного речевого общения; с другой стороны, – как система инвариантов высказывания, «вершинных» языковых категорий.

Многообразие всех определений топов в риторике и лингвистике можно свести к двум, принципиальным подходам: топы как «общие места» при построении речи; топы как «смысловые модели». Первая точка зрения считается общепринятой.

Основная проблема внутреннего тематического структурирования речи – это алгоритмы анализа и синтеза речевой информации, т.е. способы перехода от одной темы к другой. Именно эти алгоритмы, приложенные к собранному речевому материалу, определяют веер тем, открывающийся при исчерпании предыдущей, а также дают ориентир для оптимального выбора новой темы.

Эти приемы обработки речевого материала Аристотель назвал топами (греч. топос – место, точка), имея в виду узловые точки речевого маршрута.

Топы (от греч. topos – место), или общие места (калька с греч. koinoi topoi и лат. loci communes), – смысловые модели, отражающие специфику мыслительной деятельности человека и необходимые для развития той или иной темы. «Местами» они были названы, вероятно, потому что в сознании ритора каждое подразделение темы в речевом произведении имело свое положение, т.е. место, позицию. Исходя из этого и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое «место» в речи, получила наименование «место» (топос, или топ, ср. совр. англ. topic – тема речи). «Общими» эти смысловые модели были названы на основании их обобщающей, «модельной» природы.

Топы и другие риторические приемы помогают четко сформулировать мысли, дать им верную оценку, поставить их в строгую логическую взаимосвязь и убедительно донести до слушателей.

Топы (топосы) – это смысловые модели развития речи или её общие места, определяющие содержание. Бывают внутренние, которые опираются на предмет, его качества, структуру и внешние, отталкивающиеся от знаний о предмете.

1. Определения. Речевые топы определения помещаются в начале выступления, обозначают сущность предмета, о котором пойдёт речь. Иногда их называют топы сущности. Определение в риторике отличается от научного, содержит оценку, помогает созданию образа.

2. Рядом с определением стоит топ имени. Имя подталкивает слушателей присмотреться и проанализировать ключевые слова. При этом объект и его имя не одно и то же. Имя важно, потому что наделяет предмет конкретностью, определённостью. Имя заключает в себе понимание и оценку.

3. Отношения. Места, с точки зрения которых, анализируются взаимосвязанные предметы и явления представляют собой топы отношений.

4. Сравнения. Топы сравнения употребляются в речи как средство описания, повествования или доказательства. Применяются сравнения и противопоставления.

5. Обстоятельственные. Обстоятельственные топы характеризуют возможный или реальный факт, значимы при описании и рассказе. На основании топов обстоятельства строятся речи адвокатов и обвинителей.

Комбинирование смысловых видов, которые совместно выражают слияние и пропорции ценностей определённого мировоззрения или традиций – это внешние топы. Они бывают:

Литературная топика что такое. Смотреть фото Литературная топика что такое. Смотреть картинку Литературная топика что такое. Картинка про Литературная топика что такое. Фото Литературная топика что такое

1. Ссылка на авторитетные источники (цитаты).

2. Ссылка на собственный опыт, свидетельства очевидцев либо на опыт аудитории.

3. Топы-ссылки на существующие в общественном сознании мнения (поговорки, традиции, пословицы, предрассудки).

4. Слухи – топы, в соответствии с которыми оратор ссылается на сведения из неподтверждённых источников.

5. Свидетельства, полученные под присягой. Это топы, существующие в сфере юриспруденции.

6. Документы. Оратор подтверждает тезисы письменными источниками.

7. Закон – топы, которые предполагают подтверждение слов ссылкой на законодательство.

8. Прецедент. Топы, в соответствии с которыми оратор подтверждает тезис похожими случаями из прошлого.

Таким образом, топы (топосы) понимаются как ментальные категории, выступающие стимулом для «размножения» идей, способствующие созданию смыслового каркаса речевого произведения. И соответственно топика как наука о совокупности «общих мест» и способах их применения отражает общие законы человеческого мышления. Топы как структурно-смысловые модели объективны и исчислимы; мнения, которые посредством их выражаются, субъективны и бесчисленны. Конкретные высказывания подлежат этической оценке, а структурно-смысловые модели, по которым они строятся, нет, так как обеспечивают «логику говорящих» в процессе общения, служат общей базой взаимопонимания.

Топы подсказывают, как из исчерпанных, завершенных идей производить новые, отбирать из них лучшие и доводить их до зрелости, т.е. до следующей точки выбора. Аристотель выделял 38 топов, Цицерон сократил их до 16. Рассмотрим важнейшие из них.

1. Топ «род» и «вид». Данная смысловая модель позволяет рассуждать о предмете речи на основе его родовых (общих) и видовых (частных) характеристик. Этот способ развития заданной темы основан на универсальном законе мышления, отражающем дедуктивные (от общего к частному) и индуктивные (от частного к общему) отношения между понятиями. Таким образом, данная модель получает актуализацию путем подведения темы речи под общее (родовое) понятие, а затем посредством установления ее частных (видовых) особенностей.

Каждый предмет или идея соотносится либо с более общим понятием, например, млекопитающее – животное, либо с более частным: млекопитающее – овца.

Обобщающих групп – родов, равно как и разновидностей, можно выделить несколько и подвергнуть их дальнейший смысловой обработке по другим топам.

2. Топ «определение». Определение есть обозначение предмета через ближайший род и видовой признак. Например, винт – это крепежная деталь (род) в виде цилиндра с головкой и спиральной резьбой (видовые признаки).

Определением обычно формулируют предмет речи и различные термины. Определение – самый лучший вид пояснения: что это такое?

Бывают определения логически суженные, выделяющие не суть, а лишь одну из сторон данного явления: жизнь – это борьба (пример выбора одной из многочисленных ветвей темы жизнь).

Данный риторический топ позволяет сформулировать тему речи. Точное и недвусмысленное определение предмета речи – непременное условие ясности и непротиворечивости суждений. Именно поэтому определение предмета речи всегда занимает в структуре разработки речи одно из первых мест и чаще всего следует сразу после вступления.

3. Топ «имя». Смысловая модель связана с обращением к внутренней форме слова, к происхождению (этимологии) того или иного слова (имени), использованному в данной речи, или рассмотрение значения слова, актуального в данном контексте с позиции формирования основных смыслов речевого произведения.

Так, понять, что такое «образование», поможет выяснение того, что такое «образ» – понятие, лежащее в основе слова «образование». Тогда образование предстанет перед нами как «выставление некоего образца», образа, по подобию которого формируется конечный продукт обучения; как некая идеальная модель знания, к которой направлены усилия учителя.

4. Топ «целое – части». Такая смысловая модель предлагает рассматривать предмет речи как совокупность составляющих его конкретных частей и элементов, которые можно описать по отдельности. Расчленение понятия в речи отражает такие механизмы мысли, как анализ и синтез.

Разложение целого на части – сложная мыслительная операция, демонстрирующая умение говорящего отмечать «детали» окружающего мира. При этом выделение частей предмета речи подчиняется двум принципам: 1) функциональности и 2) дифференциации. Первый предполагает выделение только тех частей, которые обеспечивают предмету его функциональность. Второй принцип требует отмечать только те элементы, которые отличают объект от других сходных объектов.

Это рассмотрение явления как части некоего целого с последующим рассуждением об этом целом и наоборот, выделение и отдельное рассмотрение частей. Москва – столица России (далее – о России), а в Москве есть Кремль (далее – о Кремле), МГУ и т.п. Важно выделить существенные, принципиально значимые для темы речи части рассматриваемого явления, без которых оно не было бы самим собой. Для описаний художественных важно обрисовать его яркие, характерные детали. Для выступлений политических и деловых, где важнейшим фактором является строгая логика, необходимо весьма четко обосновать выбор аспекта темы, не давая оппонентам увлечь аудиторию яркими, но малозначимыми деталями.

5. Топ «свойства». Эта смысловая модель включает очень близкие друг другу смысловые модели: признаки предмета, его качества, функции, его характерные действия. Правильное применение топа «свойства» подразумевает умение выделять существенные и специфические, характерные признаки, функции, качества объекта, интересные для говорящего и для слушателей, и выражать собственное мнение, собственную оценку.

Без свойств немыслимо никакое наглядное описание и сколько-нибудь действенное убеждение. Свойства, как и части, надо выбирать характерные для предмета, а иногда и несущие определенную эмоционально оценочную нагрузку (для войны это – кровавость, бесчеловечность, для культурной политики – сохранение духовного единства народа, нравственности и т.п.). Среди свойств, соответственно, выделяются объективные (физические) и субъективные (оценочные, типа хороший – плохой).

6. Топ «сопоставление». Смысловая модель «сопоставление» является одной из ведущих моделей организации мышления и речи. Прежде всего, данный топ помогает показать исследуемый объект через сравнение его с другими – уже известными слушателю либо более очевидными и понятными. Одно познается через другое, если у них есть какие-либо общие основания. Установление общего у предметов и явлений, а также отличного и противоположного, позволяет структурировать окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей и таким образом сделать мир доступным познанию. Сопоставление может быть реализовано посредством 1) сравнения (уподобления) на основании поиска сходства, общих свойств и качеств двух или более предметов, и 2) противопоставления на основании поиска различного или противоположного. Противопоставление используется для решения всех риторических задач: для описания, рассуждения и для доказательства.

Это важные средства познания мира, построения функциональных моделей явлений, мысленных экспериментов и объяснений по принципу аналогии.

Аналогия в этом случае представляется в речи такими риторическими тропами[1], как сравнение и метафора, которые являются не только средствами создания выразительности речи, но и универсальными способами познания мира.

Сведение незнакомого к знакомому всегда облегчает анализ явления, но делает его правомерным лишь в случае сопоставления по действительно общему и притом значимому для данной темы признаку. Этот топ придает материалу бóльшую наглядность.

7. Топ «причина и следствие». Представляет собой один из универсальных способов «размножения идей» и воплощения темы речи. Категория причинности существует в языке как одна из «вершинных» языковых категорий, которой мы пользуемся как в своей повседневной речевой практике, так и в научных исследованиях. Причинно-следственные отношения особенно важны в процессе аргументации, поскольку невозможно построить ни одно рассуждение с четкой и точной аргументацией без умения правильно определять причины, порождающие то или иное явление, и анализировать возможные последствия

8. Топ «обстоятельства». Данная смысловая модель позволяет развить тему, расширить содержание речи (выступления, разговора) за счет размышления о месте, времени, условиях, в которых может или мог находиться исследуемый объект. Реализация рассматриваемой смысловой модели предполагает ответ на вопросы: где, когда, как, каким образом? Смысловая модель «обстоятельства» используется при исследовании условий ведения бизнеса.

9. Топы «примеры» и «свидетельства». Данные смысловые модели опираются на принципы конкретности и близости.

Лучший аргумент – это факт. Ссылка на чужое свидетельство о наблюдении какого-либо факта (события, явления), на чью-либо оценку, гипотезу – это опора на авторитет, общий для оратора и слушателей. Сюда же относится и использование пословиц и поговорок – ссылки на народную мудрость.

Примеры, должны соответствовать исследуемой проблеме, а также уровню восприятия и понимания аудитории.

Топ «свидетельства», или «обращение к авторитетам», – риторический топ, сходный с общим местом «примеры», должен учитывать весомость признанного авторитета, авторы и источники, к которым обращается оратор, должны быть авторитетными не только для выступающего, но и для аудитории, к которой будет обращена речь.

Смысловые модели «свидетельства» и «примеры» используются, прежде всего, как аргументы в структуре доказательства. Однако нередко эти смысловые модели выполняют функцию риторических приемов, призванных активизировать интерес аудитории.

10. Топы «мнение» и «оценка». Эти топы выделяют субъективную сторону восприятия явлений и, снимая излишнюю категоричность, позволяют ввести в оборот информацию, могущую оказаться не только интересной, но и полезной. Топ «оценка» хороший/плохой – главный инструмент этики. Топ «оценка» прекрасный/безобразный – эстетики. Оценочный топ позволяет четко определить позицию автора оценки по соответствующей проблеме.

11. Топ «вероятность», «возможность». Это сфера гипотез, версий, поиска истины методом проб и ошибок. Данный топ, подобно предыдущему, снимает излишнюю категоричность и избавляет оратора от многих возможных неудобств.

12. Топ «вывод», «обобщение». Способность делать выводы – одно из важнейших свойств ума. Почти все виды ораторских выступлений требуют тех или иных выводов, в которых реализуется речевая цель как отдельных пунктов, так и всего выступления.

13. Топ «выделение», «подчеркивание». Это упор на какой-либо важный для данной ситуации факт или идею, выделение смыслового центра в информационном блоке, позволяющее, в частности, обосновать выбор данной темы из круга.

14. Топ «эволюция». Он показывает развитие, изменение во времени какого-либо объекта или его качества, или его взаимоотношений с другими объектами. Оратор, не успевший заметить, что все меняется, что многие явления обретают иной, подчас диаметрально противоположный смысл, не сумевший отразить и прокомментировать эти перемены в своем выступлении, рискует потерять почву под ногами.

15. Топ «шутка». Это сообщение о чем-либо важном, серьёзном с юмором. Позволяет высказать то, что всерьез говорить небезопасно. Неслучайно многие ораторы, пойманные на остром слове, норовят обратить его в шутку. Шутка – одна из форм метасообщения – выражения, имеющего скрытый смысл. Сюда же относятся намек и притча.

Каждая из моделей-топов стремится занять свое место, т.е. приурочена к определенной позиции в общей структуре речевого произведения. Так, «определение» помещается, как правило, в начале речи, «причины» предшествуют «следствиям», «примеры» следуют за тезисом, подтверждая его, «свидетельства» занимают «пограничные позиции», обеспечивающие переход от вступления к основной части речи или от основной части к заключению и т.д.

Следует заметить, что топика (совокупность топов) является средством отнюдь не множения, а лишь выявления и шлифовки идей, рождаемых насущными потребностями оратора и аудитории. Топы и другие риторические приемы помогают четко сформулировать мысли, дать им верную оценку, поставить их в строгую логическую взаимосвязь и убедительно донести до слушателей.

Таким образом, риторика и топика представляют собой основу для изложения научных результатов, дискуссий и научных докладов как видов различных знаний, полученных исследователем. Основные каноны риторики и структурно-смысловые модели топов используются и в написании научных публикаций и научных трудов, создавая структурный каркас научного труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *