Лошарик подводная лодка что случилось
Гибель подводников на секретной атомной подлодке. Факты, версии, мнения
1 июля во время проведения батиметрических измерений на одном из научно-исследовательских глубоководных аппаратов Минобороны России произошел пожар, в котором погибли 14 моряков. В скупом официальном сообщении Минобороны говорится, что инцидент произошел в российских территориальных водах, а аппарат сейчас находится на военно-морской базе в Североморске. Журналисты и эксперты склоняются к версии, что речь идет об атомном подводном исследовательском аппарате АС-12, носящем неофициальное название «Лошарик», однако быть уверенным в какой-то из версий не представляется возможным — информация о ЧП засекречена.
О трагедии стало известно днем 2 июля около 16:30 по московскому времени, когда СМИ стали транслировать официальное сообщение Минобороны. Причиной смерти подводников ведомство называет отравление продуктами горения. Не сообщалось, где именно произошло ЧП. Поскольку аппарат, как сообщают военные, доставили в Североморск, который находится в Кольском заливе, значит авария могла произойти в Баренцевом море, предполагают эксперты.
«Лошарик»
Позже различные источники сообщили, что речь идет о «Лошарике» — глубоководном исследовательском аппарате, названном так за особенности конструкции — под корпусом подлодки шарообразные отсеки соединены цилиндрическими «коридорами» между собой, что по форме напоминает персонажа советского мультфильма Лошарика — лошадь, состоящую из шариков.
Максимальное число экипажа на «Лошарике» — 25 человек. Водоизмещение — 2 тыс. тонн, максимальная скорость — 30 узлов (более 55 километров в час). Другие характеристики подводного аппарата в источниках разнятся, например, максимальная глубина указывается от 1 тыс. до 6 тыс. метров. Автономное подводное плавание — от нескольких суток до нескольких месяцев. Версию с «Лошариком» назвали источники РБК.
Исходя из того, что этот аппарат был глубоководным, он мог принадлежать 29-й отдельной бригаде подводных лодок, которая базируется на военной базе ВМФ Гаджиево в бухте Оленья губа. Это бригада, в составе которой — глубоководные аппараты, пишет ВВС.
Гаджиево — одна из самых секретных военных баз в России. 29-я бригада подчиняется главному управлению глубоководных исследований министерства обороны России, войсковой части 45707, которая расположена в Ленинградской области. Эту информацию подтвердил и. о. губернатора Александр Беглов. Он написал на своей странице в соцсети «ВКонтакте»: «Приношу глубокие соболезнования семьям погибших подводников в Баренцевом море. Команда была закреплена за нашей воинской частью и в последнее плаванье отправилась из Петербурга. Память о наших героях всегда будет с нами».
В состав 29-й отдельной бригады подводных лодок входят несколько глубоководных атомных субмарин специального назначения. Также в бригаду входит носитель аппаратов — атомная подлодка БС-136 «Оренбург».
В 2015 году фотография, на которой, предположительно, изображен «Лошарик», была опубликована в русскоязычной версии автомобильного журнала Top Gear.
Носитель
Источники издания «Открытые медиа» сообщили, что пожар произошел не на «Лошарике», а на подлодке-носителе. Один из собеседников СМИ пишет, что речь может идти о подлодке «Оренбург», второй — о судне «Подмосковье». Версию с «Оренбургом» называют и другие источники.
БС-136 «Оренбург», построенная еще в начале 1980-х и принятая на вооружение как К-129, за свою жизнь сменила не только индекс, но и проект, отмечает ВВС.
Изначально созданная по проекту 667БДР «Кальмар» как носитель межконтинентальных ракет, она была перестроена по проекту 09786 в носителя малых подлодок.
Несколько лет назад сообщалось, что АПЛ «Оренбург» проходила ремонт, но информации о его результатах в открытых источниках нет. Информация об этой субмарине также глубоко засекречена.
Подлодка «Подмосковье» была спущена на воду еще в 1984 году. В 1999 году началась ее реконструкция, которая закончилась только в 2016 году. После реконструкции подлодки на ней установили оборудование для перевозки глубоководных мини-подлодок проекта 18 270 «Бестер», писала «Российская газета».
Третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть беспилотных ядерных подводных аппаратов «Посейдон». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом, пишет Lenta.ru.
«Русская служба ВВС» связалась с жителем Североморска, который также утверждает, что пожар случился на «Оренбурге». «В 20:30 объявили тревогу силам флота. В 01:00 подлодка сама подошла к причалу в Североморске», — рассказал он.
«Три отсека [было] затоплено, в первом 13 человек на перестукивания не отвечали. Когда смогли добраться до отсека, установили, что все погибли», — утверждает собеседник издания.
Погибшие
Официально сообщается о 14 погибших. Среди них было семь капитанов первого ранга и два Героя России. Об этом стало известно из беседы Владимира Путина с министром обороны Сергеем Шойгу. Телеграм-канала Baza пишет, что один из погибших — капитан первого ранга и командир судна АС-12 «Лошарик» Долонский Денис Владимирович, который был приписан к воинской части Петергофа и получил звание Героя России 6-7 лет назад за исследование Арктики и Антарктики. Второй — испытатель глубоководной военной техники, капитан первого ранга Николай Иванович Филин. Звание Героя России он получил в 2018 году. Филин также приписан к воинской части Петергофа.
Телеграм-канал «Смычок Скрипаля» называет еще одного капитана первого ранга — Андрея Воскресенского.
Точное количество выживших неизвестно, разные источники сообщают, что госпитализированы от 5 до 10 человек.
Во время написания этого материала Храм «Спас-на-Водах» в Мурманске опубликовал на своем сайте имена 14 моряков, погибших на подлодке. Их фамилии не указаны.
Причины ЧП
В условиях строгой секретности и обрывочности данных об инциденте говорить о причинах трагедии не представляется возможным. Согласно сообщению Минобороны, причиной гибели подводников стало отравление продуктами горения. Почему возник пожар, не сообщается.
Расследованием причин пожара занимается главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов. Следственный комитет начал проверку по факту гибели моряков.
При этом Минобороны сообщило, что никаких уведомлений норвежцам не направляло, пишет РБК.
Опрошенный «Комсомольской правдой» эксперт, попросивший не называть своего имени, предположил, что, исходя из информации о количестве погибших, пожар был локализован путем герметизации — экипаж закрыл отсек, в котором началось горение, чтобы спасти корабль. Такие действия предполагает «Руководство по борьбе за живучесть» — основной документ, в котором описаны действия команды во время ЧС. «Есть и второй вариант, что огонь распространялся лавинообразно и экипаж просто ничего не успел предпринять, — продолжает эксперт. — Но он, как мне кажется, менее вероятен».
По его словам, ни одна подлодка не защищена на 100% от пожара. Издание пишет, что чаще всего пожары случаются из-за технических сбоев (воспламенение обмотки двигателя, короткое замыкание, отказ систем очистки воздуха и так далее) или из-за ошибки личного состава. Но здесь как раз с уверенностью ничего говорить нельзя, пока не будет результатов официального расследования.
Миссия «Лошарика»
Известно, что в 2012 году носителем АС-31 «Лошарик» выступала атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург». Тогда же в ходе экспедиции «Севморгео», в ходе которой уточнялись границы континентального шельфа России в Арктике, АС-31 «Лошарик» удалось взять пробы морского грунта с глубины более двух километров, которые впоследствии легли в основу доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа. Об этом пишет Lenta.ru.
Исследовав извлеченные со дна северной и южной частей хребта Менделеева базальты и долериты, ученые установили, что они возникли в нижнем или среднем ордовике, то есть примерно 470 млн лет назад. Аналогичную природу имеет древнее основание Новосибирских островов, выступающее частью континентального шельфа. Также ученые выполнили сейсмические и батиметрические исследования.
Общая площадь подводных территорий, которые Россия рассматривает как продолжение своего континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 млн квадратных километров. Согласно Минприроды, запасы углеводородов под расширенным шельфом оцениваются в 5 млрд тонн условного топлива — около 12% мировых запасов нефти.
Несмотря на успехи «Севморгео», в ходе экспедиции оказались повреждены манипуляторы, система внешнего освещения и корпус АС-31 «Лошарик». Ремонт аппарата завершился в 2017 году, когда были проведены его глубоководные испытания совместно с носителем — атомной субмариной БС-64 «Подмосковье», отмечает издание.
Между тем Пентагон считает АС-12 «диверсионным аппаратом», предназначенным для разрушения подводной инфраструктуры — в основном кабелей связи и систем обнаружения подлодок, пишет The Bell. На глубине свыше 1000 метров «Лошарик» практически неуязвим для современных средств поражения.
СМИ узнали, что на самом деле произошло на «Лошарике» и как погибли 14 российских офицеров-подводников
Экипаж глубоководного аппарата АС-31 («Лошарик») до последнего боролся за живучесть, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к расследованию происшествия. По данным издания, моряки израсходовали все средства пожаротушения и «издышали» все изолирующие дыхательные средства. При этом, как отмечается, экипаж мог эвакуироваться на лодку-носитель, но решил остаться и попытаться спасти аппарат.
Как рассказали источники, ЧП на «Лошарике» произошло во время стыковки станции с лодкой-носителем, когда в аккумуляторном отсеке появился дым. При этом как такового пожара в привычном смысле этого слова на подлодках не бывает, поскольку они выполнены из негорючих материалов. В этой связи любой дым на подлодках объявляется пожаром, а подводникам приходится бороться с ним практически на ощупь.
В качестве причины задымления называются возможные проблемы в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, либо небольшой дефект кабелей, который мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.
На начальной стадии, как сообщили источники издания, авария не представляла большой опасности для экипажа. Все они могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель, у каждого из них было при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее продержаться не менее 20 минут без кислорода. Однако, согласно «Руководству по борьбе за живучесть подводных лодок», каждому члену экипажа надлежит оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте. Оставление горящего отсека без приказа влечет за собой уголовную ответственность. Правда, специальных указаний, касающихся моряков глубоководных аппаратов, в этом документе нет, но гидронавты руководствуются соответствующими инструкциями для подводников.
В итоге борт АС-31 покинули только шесть человек, которые не принимали непосредственного участия в ликвидации аварии, а десять офицеров-гидронавтов остались на станции, продолжив борьбу за живучесть корабля
Осмотр доставленного на базу АС-31 показал, что в борьбе за ее живучесть моряки израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения. В частности, пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки, а также все четыре столитровые емкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая). Кроме того, через 40 минут работы подводники, как говорят собеседники издания, «издышали» все изолирующие дыхательные средства. После этого они включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.
ЧП с глубоководным аппаратом АС-31 «Лошарик» произошло 1 июля в Баренцевом море. В результате погибли 14 российских офицеров, которые за мужество и профессионализм при ликвидации аварии на аппарате были представлены к наградам посмертно.
Тайна «Лошарика» Что известно о секретной атомной подлодке, на которой погибли 14 моряков
1 июля в процессе проведения батиметрических измерений на одном из научно-исследовательских глубоководных аппаратов Минобороны России произошел пожар. Из-за отравления продуктами горения погибли 14 моряков. Согласно сообщению военного ведомства, инцидент произошел в российских территориальных водах. Глубоководный аппарат, где вспыхнул пожар, в настоящее время находится на военно-морской базе в Североморске (Мурманская область). Расследованием занимается главнокомандующий Военно-морского флота (ВМФ) России Николай Евменов. «Лента.ру» рассказывает о плавательных аппаратах, которые могли быть задействованы в инциденте, и их возможной миссии.
Придонные секреты
Российские военные научно-исследовательские глубоководные аппараты традиционно находятся в ведении Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) — одного из самых засекреченных в структуре Минобороны России. По понятным причинам задачи, возлагаемые на данное управление, не раскрываются, однако неофициально известно, что в них может входить не только картографирование морского дна, спасение терпящих бедствие подводных лодок и сбор обломков затонувших летательных аппаратов, но и, например, прослушка международных подводных кабелей связи, что особенно настораживает НАТО.
Официально об инциденте, произошедшем с одним из научно-исследовательских глубоководных аппаратов Минобороны, известно мало. Согласно данным РБК, пожар возник на атомной глубоководной станции проекта 10831 АС-31 «Лошарик». Если это так, то можно составить примерное представление о том, кто участвовал в инциденте 1 июля.
Проектирование АС-31 «Лошарик» велось в 1988-1990 годах морским бюро машиностроения «Малахит» (Санкт-Петербург). Соответствующий проект был защищен в 1992 году. Строительство АС-31 «Лошарик», которое велось в «Севмаше» в Северодвинске (Архангельская область), началось в 1990 году, однако в связи в задержкой финансирования завершилось только в 2003 году.
Титановый полисферический корпус АС-31 «Лошарик» скрывает несколько относительно независимых отсеков, связанных между собой переходами. В одном из таких отсеков, предположительно, находится атомная энергетическая установка. Длина субмарины — 69 метров, ширина — 7 метров, скорость подводного хода — 30 узлов. Предположительная максимальная глубина погружения АС-31 «Лошарик» — 6 000 метров. Автономность плавания — по разным данным — несколько суток или месяцев.
В задачи АС-31 «Лошарик» входит проведение операций на морском грунте, для чего субмарина получила, в частности, специальные манипуляторы. Вооружения на подлодке быть не должно. Работы на АС-31 «Лошарик» обеспечивает штатный экипаж из 25 офицеров, а для выполнения глубоководных операций лодке необходим носитель.
Нефть и газ
Известно, что в 2012 году носителем АС-31 «Лошарик» выступала атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»). Тогда же в рамках экспедиции «Севморгео», в ходе которой уточнялись границы Континентального шельфа России в Арктике, АС-31 «Лошарик» удалось взять пробы морского грунта с глубины более двух километров, которые впоследствии легли в основу доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа.
Исследовав извлеченные со дна северной и южной частей хребта Менделеева базальты и долериты, ученые установили, что они возникли в нижнем или среднем ордовике, то есть примерно 470 миллионов лет назад. Аналогичную природу имеет древнее основание Новосибирских островов, выступающее частью континентального шельфа. Также ученые выполнили сейсмические и батиметрические исследования.
Общая площадь подводных территорий, которые Россия рассматривает как продолжение своего континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 миллиона квадратных километров. Согласно Минприроды, запасы углеводородов под расширенным шельфом оцениваются в пять миллиардов тонн условного топлива — около 12 процентов мировых запасов нефти.
Несмотря на успехи «Севморгео», в ходе экспедиции оказались повреждены манипуляторы, система внешнего освещения и корпус АС-31 «Лошарик». Ремонт аппарата завершился в 2017 году, когда были проведены его глубоководные испытания совместно с носителем — атомной субмариной БС-64 «Подмосковье» проекта 09787 — переработанным проектом ракетных подводных крейсеров стратегического назначения 667БДРМ «Дельфин» (который, в свою очередь, стал дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар»).
Точно неизвестно, какой носитель использовался для выведения АС-31 «Лошарик» в настоящее время. С одной стороны, БС-64 «Подмосковье», в своей первоначальной конфигурации переданная ВМФ СССР еще в 1986 году, к 2016 году прошла капитальный ремонт на «Звездочке» (Северодвинск). Скорее всего, именно БС-64 «Подмосковье» была последним носителем АС-31 «Лошарик», однако нельзя исключать и другие варианты.
Ядерное оружие
Третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть беспилотных ядерных подводных аппаратов «Посейдон». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом.
Трагедия в Баренцевом море. Факты
«Скоро буду»
В прошлую пятницу Виктория, жена капитана третьего ранга Владимира Сухиничева, в последний раз поговорила с мужем. Она находилась на Камчатке, муж — в Североморске. «Позвонил — я не услышала. Телефон был в машине. Написал: “Крошка, мы ненадолго. Скоро буду”. Никаких сроков, ничего, просто: “Скоро буду”. Я перезвонила ему: телефон вне зоны действия. Написала ему: “Люблю тебя, хорошей дороги, солнце”. Он ответил: “И я тебя”. Видимо, когда на поверхности еще были. Все. Больше я с ним не связывалась».
Буксир
Первыми после аварии подлодку «Оренбург» увидели местные браконьеры. Это было вечером 1 июля. Подводная лодка всплыла в районе губы Ура на границе Мотовского и Кольского заливов.
«Где-то в полдесятого вечера всплывает подлодка. Прямо полностью всплывает, — рассказал изданию “СеверПост” очевидец. — Никогда в жизни такого не видел. На палубе люди бегают, суетятся».
Из рассказа рыбака следует, что почти сразу к подлодке подошел военный корабль и два буксира, а через полчаса она ушла с буксирами: «Лодка шла быстро, мы еще с мужиками решили: значит, не авария. Раз своим ходом и быстро идет. Ни дыма не было, ничего. Потом нам сказали, что кто-то видел, как в Уре выгружали тела».
Опрошенные «Снобом» жители поселка Ура опровергли информацию о выгрузке тел. По словам одного из рыбаков, «Оренбург» не заходил в Уру, а сразу отправился в Североморск.
Отравление
К 11 часам вечера в североморском военном госпитале уже знали, что скоро туда привезут пострадавших в результате некоего происшествия моряков. Информация об их количестве постоянно менялась. По данным Baza, в госпиталь отправили четыре или пять человек. Если верить анонимным источникам издания, у пострадавших диагностирована контузия и отравление продуктами горения.
По данным источника «Сноба», подводная лодка зашла в Североморск около часа ночи, оставила там глубоководный аппарат АС-31, после чего ушла в ЗАТО Александровск, на стоянку подводных лодок.
Вечером 2 июля появился первый официальный комментарий Министерства обороны: «1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения».
«Лошарик»
В новости, опубликованной в городском паблике Североморска в VK, цитировалось заявление Минобороны о глубоководном аппарате. Пользователь Андрей Субач написал комментарий: «Это не аппарат какой-то. Лодка “Оренбург”. С боезапасом. Три отсека затоплено. Еле с Мотовского дошла». Через час Субач сделал апдейт записи: «Простите, инфа неверна. Не лодка. Лодка обеспечивала». Еще через пару часов он удалил комментарий, как и многие подписчики сообщества. Общаться с журналистами жители города не хотят, ссылаясь на секретность.
«Это относится к категории абсолютно секретных данных, поэтому здесь абсолютно нормально, что это не раскрывается», — ответил утром 3 июля Дмитрий Песков на вопрос журналистов о том, что случилось в Баренцевом море 1 июля.
Впрочем, некоторые засекреченные детали к тому моменту были известны.
В сообществе «Русский Подплав» во «ВКонтакте» была опубликована фотография погибших в пожаре подводников. В прикрепленном сообщении говорилось, что «вследствие стремительно развившегося объемного пожара на борту трагически погиб экипаж атомной глубоководной станции АС-31». Лодка, где произошел пожар, называется АС-31 или «Лошарик». Она сделана из нескольких полусферических элементов, поэтому получила такое название.
«Лошарик» считается самым секретным российским глубоководным аппаратом; кроме одной, случайно сделанной в 2015 году фотографии, нет никаких его изображений. «Лошарик» предназначен для глубоководных исследований, точные его задачи неизвестны. В октябре 2015 года эксперты Пентагона заявили, что АС-31 — это «диверсионный аппарат» для разрушения различной подводной инфраструктуры, в первую очередь магистральных кабелей интернета.
Источник, близкий к Министерству обороны, сообщил РБК, что «все переоборудованные под работу с “Лошариком” подлодки входят в структуру Главного управления глубоководных исследований. Это уникальная структура — они входят в ВМФ, но по факту живут своей жизнью. Главные задачи, которые перед ними стоят, — это прослушивание зарубежных подводных линий связи, подъем с глубины интересных образцов вооружений и военной техники, защита наших аналогичных средств связи — подводных кабелей от проникновения».
Пожар
Информацию о том, что на «Лошарике» случился пожар, подтвердил министр обороны Сергей Шойгу: «Первым из горящего отсека моряки-подводники эвакуировали гражданского, задраив за ним люк, чтобы не допустить распространения пожара. После этого очаг возгорания был ликвидирован, а аппарат доставили в Североморск».
Позже Министерство обороны назвало имя одного из офицеров, спасшего жизнь гражданскому во время пожара на судне: «Спасение гражданского специалиста, находившегося в научно-исследовательском глубоководном аппарате ВМФ РФ, стало возможным благодаря самоотверженным и грамотным действиям капитана второго ранга Дмитрия Соловьева, осуществившего его вывод из аварийного отсека».
Причиной пожара на станции могло стать короткое замыкание в одном из распределительных щитов, указывает «Коммерсантъ». Эксперты в анонимном разговоре с изданием сообщили, что «в результате замыкания могли воспламениться оплетка кабелей или трансформаторное масло, а появившийся в связи с этим дым система вентиляции станции, очевидно, разнесла по отсекам». «Ъ» предполагает, что выжили лишь пять человек — вахта, заступившая на последнее за день дежурство. Именно им удалось локализовать огонь и спасти станцию. По данным издания, все остальные находившиеся на борту моряки отдыхали и не успели воспользоваться средствами защиты.
Специалист по разработке систем пожарной сигнализации и пожаротушения, пожелавший остаться неназванным, рассказал «Снобу», что технические требования к противопожарным системам на подводных лодках не обновлялись с 1989 года. И даже спустя 18 лет после гибели атомного подводного крейсера «Курск» не появилось ни одного судна — спасателя подводных лодок. Был разработан один экземпляр, проект 21300 под кодовым названием «Дельфин», но серия судов-спасателей так и не была введена в эксплуатацию.
Экипаж
Первый полный список погибших — только имена — опубликовали на сайте мурманского храма Спаса-на-Водах в сообщении о траурной литургии на третий день после трагедии: «За богослужением будут вознесены молебные прошения о упокоении душ новопреставленных рабов Божиих: Дионисия, Константина, Сергия, Константина, Виктора, Димитрия, Владимира, Андрея, Александра, Владимира, Михаила, Александра, Николая, Дионисия».
Поздним вечером 3 июля, когда личности почти всех подводников уже были озвучены в СМИ, Минобороны опубликовало полный список погибших. Моряки приписаны к воинской части №45707, расквартированной в Петергофе, среди них — исследователи Арктики и испытатели глубоководных аппаратов.
Baza сообщает, что всех погибших похоронят на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Официально эта информация не подтверждена.
«Коммерсантъ» пишет, что местные следователи из-за секретности глубоководного аппарата АС-31 не могут получить доступ в док, куда завели станцию. По этой причине погибших до сих не опознали и не выдали родным. По информации главы Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игоря Курдина, тела некоторых погибших военных до сих пор остаются внутри затопленных отсеков. «Это сложная задача, пока извлечено всего четыре тела, — рассказал он «Эху Москвы». — Когда и, главное, в каком состоянии будут извлечены остальные тела, пока непонятно».
Авторы: Дмитрий Белковский, Игорь Залюбовин