Лудуб очиров биография чем болен
Мама юного композитора из Бурятии: «Мы просто все верим, что он прозреет»
Корреспонденты «МК в Бурятии» провели один день с 16-летним Лудубом Очировым, самым известным незрячим композитором в России
Лудуб ловко поднимается по лестнице, на втором этаже рассказывает: «А вот компьютер, а вот моя кровать, а вот тут балкон, но он небольшой, а хотелось бы тут сидеть летом и чай пить». Потом мы начинаем спускаться, с меня валятся тапочки, я путаюсь в собственных ногах и чуть не падаю. Лудуб останавливается и говорит: «А вот тут деревянная перегородка, я часто бьюсь головой об нее. Слишком быстро расту. Не успеваю отследить».
Я приехала в гости к Лудубу, потому что давно его знаю, знаю, что он пишет и как он играет. Но не знаю совсем, как живет этот мальчик в своей обычной мальчишеской жизни. Все видят его на выступлениях – музыканту помогли зайти на сцену, усадили за рояль. Он играет. Потом его уводят со сцены. А что там дальше, за сценой? Как дойти до остановки, как налить себе воды, как дружить с обычными подростками. Лудуб Очиров все это делает. И хочет жить обычной жизнью.
Лудуб Очиров. Фото: МК в Бурятии
Я чувствую, когда идет снег
— Я давно хотел у вас, журналистов, спросить. А почему вы меня все время слепым называете? В этом какая-то недалекость моя есть. Слепой – значит, не может понять, что и почему. Не видит у себя под носом. А я незрячий. Незрячий.
Лудуб стоит, немного покачиваясь, возле кухонного стола. Поднимает руки, сгибая в локтях, и снова опускает. Он нервничает, потому что мы в разговоре затронули непростую тему – как можно жить, играть, сочинять и при этом ничего не видеть.
— И еще чувствую, когда снегопад. Вот сегодня снег идет…
Лудуб родился абсолютно здоровым, но чуть раньше срока. Пришлось его поместить в барокамеру. Там дали слишком много кислорода, давление взлетело – несформировавшаяся сетчатка оказалась повреждена.
Лудуб Очиров с мамой Даримой Будаевной Фото: МК в Бурятии
О врачебных прогнозах в этой семье предпочитают слишком много не говорить.
Любимое место парнишки – село Нарасун в Забайкалье. Там есть глазной источник. Семья Очировых каждое лето приезжает сюда. Лудуб лечится и обязательно играет – для духов, хозяев местности. В прошлом году взял с собой моринхуур и гитару. И сделал концерт для Нарасуна. Чтобы там остались звуки его инструмента, его музыка и его благодарность.
И мы начинаем разговаривать о дружбе.
Борцовские приемы в обмен на песню о любви
— Есть Сережа, он огромный, 1,8 метра уже рост. Он раньше на фортепиано играл, а потом бросил. Я ему говорю: «Вот ты дурак, таким пианистом мог сейчас стать». А у него пальцы длиннющие. Мы с ним начали заниматься, я учу Сережу играть, уже 5 песен выучили. Быстро схватывает.
В прошлом году Лудуб стал заниматься музыкой профессионально. Он поступил в музыкальный колледж им. Чайковского в Улан-Удэ, почти каждый день ездит туда на занятия. Чаще всего сам доходит до автобусной остановки, а в городе его уже кто-то встречает.
Потом мальчик включает на телефоне новости, которые зачитывает ему автоматизированный голосовой помощник. С телефоном музыкант на «ты». Все построено на голосовых командах.
Мальчик эмоционально принимает каждую новость. Смеется, сострадает, негодует.
— На некоторые новости я прямо яростно реагирую. Например, что какого-нибудь убийцу отпустили. Или наоборот – кого-то посадили несправедливо. Услышу – начинаю кричать «Зачем? Почему?». Кстати, у Бетховена тоже было обостренное чувство справедливости. Но Моцарт мне все-таки по духу ближе. У него яркая и одновременно глубокая музыка.
И родился у гитары «гитхуур»
Лудуб включает сборник популярных песен, которые он перепел на бурятском. Все они выложены «Вконтакте» на страничке у парнишки. Играет «Миллион алых роз». Я внезапно слышу в записи звук инструмента, очень похожего на моринхуур.
Преподаватель Зандан Шойдоков (слева) и Лудуб Очиров Фото: МК в Бурятии
Спустя несколько часов я наблюдаю, как в колледже Лудуба учат играть на моринхууре. Настоящем. Его преподаватель – Зандан Шойдоков. Молодой, талантливый исполнитель. Он терпеливо ставит руку парнишке, объясняет несколько минут ему то, что зрячему можно объяснить за две секунды. Но Лудуб упорен. Он слушает все, что ему говорят, слушает, как играет Зандан, как играет он сам. И Лудуб видит свою музыку. Видит. Это очевидно.
Справка «МК»:
Лудуб Очиров, 16 лет. Автор трехсот песен, шести концертов, одной симфонии. Студент 1 курса историко-теоретического отделения музыкального колледжа им. Чайковского. 10-классник школы социальной адаптации детей-инвалидов № 60. В 2016 году получил Гран-при конкурса в Центральной музыкальной школе им. Чайковского в Москве. В 2017 году выиграл конкурс юных композиторов в США, спустя год – конкурс в Италии. Любит рис и рыбу. Обожает бегать в открытых пространствах.
Он видит музыку
Лудуб Очиров, несмотря на проблемы со зрением и юный возраст, популярный в Бурятии автор и исполнитель песен, композитор, музыкант, сочиняет то, что слышит и чувствует. Увидеть не может физически. Мальчик получил известность благодаря своей песне «Силён не тот, кто бьёт». В нем столько нравственной и эмоциональной силы, что он заряжает ею любую аудиторию.
Музыкальные способности Лудуба раскрылись в детском саду «Ладушки». Он выступил на новогоднем празднике с песней «Сказка», вызвав слезы на глазах взрослых. Первое большое признание к Лудубу пришло в июне 2008 года на детском интерактивном конкурсе стран СНГ Interdeti. Там он победил в номинации «Исполнение», а через год 6-летний артист стал лауреатом II степени международного фестиваля детей и молодежи «Цветущая Чехия». В 2009 году в Театре бурятской драмы с большим успехом прошел первый сольный концерт Лудуба «Признавая ваши заслуги, возвращаю долг…» Первые победы окрылили Лудуба и стали хорошим стимулом к работе над собой, к дальнейшему развитию.
Песни Лудубу помогает создавать и записывать вся семья. Старшая сестра Баярма начала писать слова к песням, а брат Алагуй – музыку. Вскоре выяснилось, что юный певец и сам способен быть композитором. «Его просто однажды спросили: «Умеешь сочинять музыку?» – А сын ответил: «Конечно». И тут же стал подбирать мелодию на синтезаторе», – рассказывает мама Лудуба – Дарима Будаевна, которая весь творческий путь сына прошла вместе с ним. Лудуб делает свое любимое дело и не жалуется на усталость, хотя нагрузка, порой, недетская. Дома у мальчика появилась своя студия. Он стал обладателем республиканской премии «Лучший хит сезона-2011», завоевал 1-е место на международном фестивале-конкурсе «Словакия зажигает звезды-2011», Гран-при всероссийского фестиваля семейных династий «Вера, Надежда, Любовь» в 2011 году, стал лауреатом первого всероссийского конкурса «Новые песни о России». Кроме того, выпустил несколько альбомов и получил Гран-при 1-го открытого конкурса юных композиторов «Дебют-2016». В его репертуаре песни на русском, бурятском, итальянском языках. А темы их – красота родного края, любовь, добро – близки и понятны слушателям. Благодаря Интернету у мальчика появилось много поклонников и за пределами Бурятии. Его произведения уже исполняли такие мастера, как Государственный струнный квартет имени Глинки, камерный оркестр «Виртуозы Москвы», регулярно исполняют музыканты из Бурятии.
Так, своим упорным трудом молодой музыкант показывает яркий пример преодоления сложных жизненных обстоятельств.
Очиров Лудуб
Родился в 2002 году
Награжден в 2017 году
Улан-Удэ, Республика Бурятия
Лудуб Очиров: «Я верю, что однажды получу зрение»
Лудуб Очиров – молодой, но очень талантливый композитор из Бурятии. В свои 18 лет он обладатель множества наград и побед в конкурсах. Любовь слушателей понятна: музыка Лудуба действительно берёт за душу.
Сам Лудуб Очиров рассказывает, что не сразу понял, что музыка – его призвание. Всё началось в садике, когда мальчика затронула новогодняя песня, которую учила группа. Когда родители услышали, как он поёт, начались профессиональные занятия музыкой, записи песен и первые шаги в творческом пути. Словом, помог просто счастливый случай.
Вот и сейчас Лудуб Очиров считает, что музыка для него не профессия, а сама жизнь. Он слеп от рождения, зато обладает абсолютным слухом: музыкант легко различает ноты гудков автомобилей, пения птиц и даже работающей стиральной машины. Это часто вдохновляет Лудуба на создание композиций, которые он предпочитает сочинять в одиночестве.
По словам молодого человека, ему интересна работу со всеми направлениями. Сейчас он с головой ушёл в классику, но не отрицает, что однажды может написать хип-хоп в стиле Моргенштерна. Для него музыка привлекательна не своими жанрами, а эмоциями, которые она вызывает.
Он пояснил, что музыку нужно писать не только для себя, но и для слушателей. Ведь, когда получаешь отклик от людей, рождаются эмоции. Поэтому для Лудуба Очирова очень важно создавать качество, чтобы мелодии цепляли. Он работает не ради себя, а ради своей аудитории, тех людей, которые когда-то поддержали и заставили поверить в себя.
Музыкант рассказал, какого расти на глазах у всей республики, ведь он стал известным с самого детства. Даже после больших побед, он бежит мыть полы и помогать родителям, чтобы было понимание, что он обычный парень. Вот и сейчас он бесплатно записывает музыку для талантливых исполнителей, у которых нет денег на хорошую студию.
Лудуб Очиров вот-вот окончит колледж, поэтому сейчас решает, что делать дальше. Ему советуют поступать в консерваторию, но у музыканта есть сомнения.
Тем не менее, давать советы начинающим музыкантам, он не стал, так как считает себя слишком молодым для этого. У самого Лудуба проблем в подростковом возрасте не было, ведь всё свободное время он отдавал своему любимому делу – музыке.
Известный композитор и победитель многих конкурсов в свободное время живёт обычной жизнью: занимается спортом, стреляет из лука. Он мечтает испытать ощущение полёта, так как свобода для Лудуба Очирова – самое главное. На будущем он не зацикливается, и считает, что нужно жить настоящим.
Лудуб Очиров: «Для меня жить и сочинять музыку – это обычное состояние»
Молодой композитор из Бурятии рассказал в эксклюзивном интервью «Информ Полису», что его связывало с шансоном, может ли вдохновить на творчество Моргенштерн и свободе, которую дарит ветер
Фото: Евгений Коноплёв
Лудуб Очиров родился через год после выхода первой части фильма про Гарри Поттера. И, словно герой саги Джоан Роулинг, рос на глазах у всей республики. В шесть лет он дал свой первый сольный концерт. У него нет зрения, но есть несомненный талант. У него нет шрама в виде молнии, но он определенно особенный.
На протяжении всей своей сознательной жизни Лудуб – это мальчик, удививший всех. Однако он повзрослел. И сегодня это молодой мужчина, талантливый композитор, который, с одной стороны, уже имеет всенародную любовь, различные награды и победы в конкурсах, в том числе буквально недавно он стал победителем в XIII Международном конкурсе молодых композиторов имени А. Г. Шнитке. Имеет мнение о том, как помогать композиторам Бурятии, как развивать музыкальное искусство в республике. А с другой – это обычный 18-летний подросток со своими мечтами и стремлениями.
«Если будешь внимательно прислушиваться к шуму ветра, то можно услышать мелодию»
– Когда музыка вошла в вашу жизнь?
– Изначально не было понимания, что музыка – мое призвание, так обстоятельства сложились. Я ходил в садик «Ладушки», и каждая группа должна была подготовить новогоднюю песню. Из нашей группы выбрали меня, видимо, потому что у меня не так плохо получалось интонировать, петь. Я эту песню исполнил, она многих тронула, понравилась. Моя мама видела, что кто-то снимал на видео, мы не смогли найти запись. Мама говорит папе: «Наш сын поет, ты не поверишь, но поет». Папа не поверил, потому что дома я не пел. Ну и потом, чтобы удостовериться, поехали к брату, записали эту песню. Тоже случай: если бы мы получили видео сразу, мы бы посмотрели – ха-ха. молодец, ну и забыли бы, наверное. А так, чтобы удостовериться, поехали и записались. А потом само собой все закрутилось. Стало понятно, что я должен заниматься музыкой. Вроде ты и не планировал становиться музыкантом, в нашей семье музыкантов не было, но всегда поддерживали музыку, не было такой музыкальной среды, но все равно как-то все так повернулось. То ли это счастливый случай, то ли это ниспослание свыше.
– Когда вы поняли, что будете заниматься музыкой профессионально?
– Я даже сейчас не думаю, что для меня это профессия, для меня это реально жизнь. Для меня жить и сочинять музыку – это обычное состояние. Конечно, когда я оканчивал школу, было понятно, что назад дороги нет. Но окончательное понимание пришло в колледже, когда поступил на теоретический факультет, когда спрос знаний совершенно другой. Не просто уметь по клавишам играть, а нужно уметь объяснять, знать теорию музыки, историю музыки, гармонию, зарубежную музыкальную литературу и т. д. С колледжа стало понятно, что это профессия, которая должна и известность, и деньги приносить.
– Вы работаете по вдохновению или есть график работы?
– По-разному. Бывает по вдохновению, когда один остаюсь. Или вот сейчас стал ночью иногда писать, просто чтобы поймать атмосферу. Ну и на заказ работаю. А когда на заказ работаешь, какое вдохновение? Значит, так, мы сейчас тебе заплатим, сделай нам до такого-то срока. У тебя не спрашивают, есть вдохновение или нет. Многие великие композиторы работали на заказ. Тот же Моцарт написал свой «Реквием» тоже на заказ, и от этого качество музыки не страдало. В процессе работы они переключались в это состояние вдохновения. Это самый крутой навык, когда ты и зарабатываешь деньги, и можешь писать искренне сердцем.
– Для вас весь мир музыка?
– Нельзя сказать, что я в каждом звуке слышу музыку, тогда я был бы сумасшедшим. Но просто иногда слышишь, как стиральная машинка гудит, или едет машина, или сигналит автомобиль. У определенных автомобилей есть определенная нота: си-бемоль, фа-диез. Такие моменты подмечаешь. Самый интересный момент был, когда мы поехали в Монголию, были в горах и там птички пели. Одна птичка пела очень четко, я даже помню ми-бемоль, си-бемоль, это была чистая кварта, очень четкое интонирование было, прозрачный звук. Я удивился, насколько в природе много каких-то своих музыкальных вещей. Если будешь внимательно прислушиваться к шуму ветра, то можно услышать мелодию. Это действительно пересекается с тем, что я испытываю.
– Если бы вы были стихией, то какой?
– Ветром в степи, ветер – самая свободная стихия, он в воздухе, он гуляет где хочет. Вода течет по скалам, огонь создают люди, и его можно спокойно потушить. А ветер – он везде, он самый свободный. И реально, когда в степи ветер, когда стоишь под ветром, чувствуешь эту свободу.
– Сейчас вы больше реализовываетесь как композитор и уходите в классическую музыку. Это связано с вашим взрослением?
– На самом деле меня ничто не привлекает конкретно. Захочется мне писать хип-хоп в стиле Моргенштерна, например, то я буду писать. Сейчас такая музыка популярна, а я все-таки 18-летний подросток, об этом не надо забывать, я не просто какой-то суровый композитор, который сидит и пишет ноты. У меня тоже есть друзья, круг общения, я тоже слушаю музыку с чарта в сети «ВКонтакте», я тоже сижу в TikTok на самом деле. И музыка меня привлекает не по жанрам, а по эмоциям, которые она вызывает. Неважно, какой ты музыкальный язык используешь, пишешь ли ты классическую музыку в стиле додекафонии или атональную какую-то музыку, сложные системы музыкального языка избираешь, тот же постмодерн, например. Неважно, главное, чтобы твою музыку люди понимали и она вызывала эмоции. Нужно писать такие яркие мелодии, чтобы они запоминались, чтобы их люди пели. На самом деле написать хит, чтобы он исполнялся, намного сложнее, чем написать симфонию. Сейчас мир очень быстро движется, тренды сменяют тренды. Я не цепляюсь к определенному музыкальному языку. Если нужно, буду писать и постмодерн, и неоклассицизм, и необарокко, и хип-хоп буду делать. Я не ограничиваю себя, это же свобода.
«Никогда не позволяю себе давать им что-то некачественное и недоделанное»
– Вы чувствуете ответственность за тех, кто вас слушает?
– Да, безусловно. Конечно, в первую очередь пишешь музыку для себя. Но, с другой стороны, когда ты просто пишешь и ее никто не слушает, она не находит отклика, соответственно, ты ничего не выражаешь. А когда ее слушают или оценивают, ты получаешь определенный эмоциональный отклик. Я всегда ставлю цель писать качественно, писать так, чтобы она цепляла, чтобы человек послушал и понял: о, мне это нравится. А для этого нужно много стараться, искать, импровизировать, очень много думать. Я чувствую определенную ответственность за слушателей и никогда не позволяю себе давать им что-то некачественное и недоделанное.
– Ваше первое музыкальное воспоминание?
– В одном из интервью вы признались, что вас баловали. Что не позволило взрастить в себе эго?
– Мои двоюродные братья. Они некоторое время у нас жили, видели, что я превращаюсь в эгоистичного ребенка. Мои родные братья и сестры постарше, сестра меня старше на 15 лет, брат на 18 лет, и не было такого тесного общения. Я рос один, все внимание было только на мне у родителей. Нельзя сказать, что какими-то методами они действовали, но в определенный момент это во мне ушло благодаря их воспитанию. Я о себе судить не могу, но мне кажется, что, по крайней мере, я лучше стал, чем был раньше.
– Был ли у вас переходный возраст?
– На самом деле как такового переходного возраста не было. Мне кажется, что переходный возраст идет от неопределенности. Много подростков даже среди моих друзей учатся в школе, общаются с друзьями, но у них нет того дела, которым они смогут заниматься всю жизнь дальше. И в этом переходном возрасте ищут себя. Мне кажется, переходный возраст рождается неопределенностью, такой немножко растерянностью. У меня такого не было, потому что я все время занимался музыкой.
– Вы росли на глазах у всей республики. Чувствовали на себе бремя популярности?
– Нет, меня родители правильно воспитали. Могу привести пример своей мамы. Когда я побеждаю на каких-то конкурсах, больших концертах, она меня заставляет (я думаю, что это неспроста) сразу после этих побед мыть полы, чтобы было понимание, что ты обычный человек, обычный парень и ты не должен задирать нос и думать, что ты лучше всех. И папа мне говорит: ты всегда должен оставаться человеком, неважно, как высоко ты взлетел, хотя я еще не взлетал. В этом плане меня правильно воспитали и приучили помогать другим, делать не ради себя, а ради других. У меня сейчас действует акция «Помогая другим, помогаю себе» – безвозмездная запись музыки для талантливых исполнителей, у которых нет денег на хорошую студию.
– Нет страха разочаровать ожидания поклонников?
– На самом деле нет. Если ты на эту дорогу вступил, то нужно идти до конца. Ты уже это не ради себя делаешь, а ради своей аудитории, ради людей, которые в тебя поверили, которые тебя поддержали. Это уже как долг. Не надо ничего бояться, страх – это одно из самых мерзких чувств, которые есть у человека, нужно просто делать свое дело.
«Если ты попал в тренды TikTok, то ты уже победил»
– Какие дальше у вас планы?
– Нужно окончить колледж, 4-й курс, курсовые, дипломная работа. А дальше будем решать, посмотрим. Многие говорят, нужно поступать в консерваторию, ехать. Но тут я бы хотел одно из своих соображений высказать, что думаю по образованию в музыке. На самом деле возвращаясь к конкурсу Шнитке, который проходил. Там ведь принимали участие студенты консерватории, они писали музыку, отправляли, но в итоге, будем откровенны, победил тот чувак, который учится на 3-м курсе колледжа Чайковского. Образование музыкальное многое решает, но это не истина в последней инстанции. Можно, например, живя в Бурятии, учась в колледже, побеждать в таких конкурсах. Огромная благодарность моим педагогам, которые меня учат и ведут в этом непростом мире музыкального искусства.
– Кто лучший композитор Бурятии?
– Я не знаю, кто первый. Или Виктор Алексеевич Усович, или Базыр Цырендашиев, или Лариса Николаевна Санжиева, или Пурбо Найданович Дамиранов. Но второго я знаю лично – это Лудуб Очиров (смеется).
– Сегодня легко стать популярным?
– Сейчас неважно, кто ты, откуда, чем занимаешься, где ты учился, если твоя музыка «вставляет», то ты можешь опубликовать и стать известным. Причина наших достижений – это интернет. Благодаря интернету мы можем отправлять свои сочинения, публиковать их, они сохраняются, мы ничего из своих сочинений не потеряем. Если ты попал в тренды TikTok, то ты уже победил. Сейчас одновременно и прекрасное время для реализации, и очень суровое, потому что конкуренция просто зашибись.
– Как же быть лучшим?
– Быть оригинальным, делать то, что до тебя никто не делал, идти такими путями, которыми до тебя никто не шел, или писать такую музыку, про которую скажут: «Это Лудуб Очиров написал», найти свой стиль.
«Я верю, что когда-нибудь я получу зрение»
– Правила вашей жизни?
– Я еще очень молодой, мне 18 лет, как бы мне не 40, и я никому не хочу ничего советовать. Скажу для себя: самое главное – это трудиться, заниматься чем-то, нельзя просто прозябать, нельзя просто жить по инерции, нужно куда-то ездить, жить активной жизнью, тогда и не будет никаких проблем, чувства одиночества, тоски. Все свободное время я отдаю музыке, у меня есть любимое дело, которое в последнее время даже доход некий начало приносить. Не знаю, чем бы занимался, если бы не музыка, я бы, наверное, был одним из таких потерянных подростков.
– Как человек, имеющий ограничение по зрению, скажите, как принять себя. Были ли у вас депрессии?
– У меня не было такого, я занимался музыкой, меня любят родители и ценят. Люди впадают в депрессию, они не могут принять себя, не могут смириться, не могут сказать: да, я такой, да, я не вижу, да, я не могу ходить. Но это нужно принять спокойно, без ярости, без слез, просто понять: да, я такой, но я должен изменить в первую очередь себя, а потом уже весь мир. Самое главное – принять и найти свое любимое дело. И чтобы была поддержка от родных. У меня тоже раньше были конфликты в садике, меня обижали, что незрячий. Но родители говорили: «Ты им скажи, что ты не слепой (они меня слепым называли), а просто плохо видишь». Благодаря поддержке родных мне удалось с этим смириться, не то чтобы смириться, принять, я же с рождения такой, гораздо труднее тем, кто потерял зрение в осознанном возрасте, это жесть полная.
– Вы совершеннолетний. Не хотелось совершить что-то экстраординарное?
– Я слышал, что в Москве есть аттракцион, там самолет поднимается на высоту 20 км, и есть специальное помещение, где создается искусственная невесомость, левитация. Я бы хотел там полетать. Но три часа полета стоят 180 тысяч рублей, огромные деньги просто. Мне хотелось бы испытать ощущение полета. Я же говорю, что свобода для меня самое ценное, и именно испытать свободу не в музыке, а наяву. Но пока денег не хватает, дорого.
– Спорт. Я люблю качаться, приседания, отжимания, подтягивания. Заниматься бегом в открытой степи, из лука пострелять в воздух. Все-таки во мне, видимо, какая-то степь, степной ветер. Просто по маминой линии наши какие-то предки были казаками, и эта как бы воинственность передалась, наверное.
– Каких поэтов или писателей любите, кино?
– Разных, могу Пушкина почитать – «Маленькие трагедии», люблю рассказы Максима Горького, поэтов-символистов, Марину Цветаеву. Много таких вещей, которые в нужный момент я нахожу для себя. А по поводу фильмов главное, чтобы музыка была хорошая. Мне хочется писать музыку для кино, анимации, игр.
– Каким вы себя видите через 20 лет?
– Вы Гарри Поттер и у вас есть волшебная палочка. Что бы вы наколдовали?
– В первую очередь, конечно, зрение. Это безусловно, чтобы получить зрение. Зрение я очень стремлюсь получить, потому что это огромные возможности для меня откроет. Ну и родители верят, и я верю, что когда-нибудь я получу зрение. А остальное все достижимо. Деньги можно заработать, музыку можно написать, семью можно создать – все это достижимо.