Математические методы в исторических исследованиях что это

Запись на стене

Подборка книг о математических методах в исторических исследованиях:

1. Селунская Н. Б.(ред.) Количественные методы в исторических исследованиях
2. Цветкова И. В. Количественные методы в социально-исторических исследованиях
3. Шендерюк М.Г. Количественные методы в источниковедении: Учеб. пособие
4. Клосс Б.М. (отв.ред.) Математика в изучении средневековых повествовательных источников
5. Миронов Б.Н., Степанов З.В. Историк и математика( Математические методы в историческом исследовании )
6. Миронов Б.Н История в цифрах
7. Бородкин Л.И. Моделирование исторических процессов от реконструкции реальности к анализу альтернатив
8 Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование исторических макропроцессов. Демография, экономика, войны
9. Коротаев А. В., Комарова Н. Л., Халтурина Д. А. Законы истории: Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны.
10. Коротаев А.В., Халтурина Д.А., Малков А.С., Божевольнов Ю.В., Кобзева С.В., Зинькина Ю.В. Законы истории. Математическое моделирование и прогнозирование мирового и регионального развития.
11. История и Математика. Макроисторическая динамика общества и государств
12. История и Математика. О причинах Русской революции (Нефедов vs Миронов)
13. История и Математика. Аспекты демографических и социально-экономических процессов
14. История и Математика. Мегаисторические аспекты
15. Сборники под редакцией Ковальченко И.Д.:
-Математические методы в исторических исследованиях
-Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях
-Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях
— Математические методы в исследованиях по социально-экономической истории
— Математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях
— Математические методы и ЭВМ в историко-типологических исследованиях
— Количественные методы в гуманитарных исследованиях
— Количественные методы в исторических исследованиях

Источник

Математические методы в исторических исследованиях

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Математические методы в исторических исследованиях что это. Смотреть фото Математические методы в исторических исследованиях что это. Смотреть картинку Математические методы в исторических исследованиях что это. Картинка про Математические методы в исторических исследованиях что это. Фото Математические методы в исторических исследованиях что это

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Математические методы в исторических исследованиях
Мельникова Ольга Михайловна,
доктор исторических наук,
заведующая кафедрой истории Удмуртии

Описание слайда:
Описание слайда:

Требования государственного образовательного стандарта (ГОС)
по специальности 020700 – история (продолжение)
Способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изучаемых им наук.
Владеет общей и частной методиками в профессиональной сфере.
Умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе
Обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации, владеет современной методологией и методикой решения профессиональных задач
Способен формировать собственные исследовательские программы в сфере профессиональной специализации.

Описание слайда:

Принципы построения курса «Математические методы в исторических исследованиях»
Курс «Математические методы в исторических исследованиях» является составной частью целостной методологической подготовки студента-историка.

Описание слайда:
Описание слайда:

Цель курса
содействие формированию методологической культуры студента-историка,
его интеллектуальной культуры в целом.

Описание слайда:

Задачи курса
Студент должен знать и владеть:
понятийным аппаратом конкретной методологии исторического исследования ;
уметь анализировать научную литературу, связанную с использованием математических методов в исторических исследованиях.

Описание слайда:

Задачи курса
Студент должен уметь:
ориентироваться в современных методах исторического исследования;
обоснованно использовать конкретные методы для решения исследовательских задач в курсовой работе и в последующей выпускной квалификационной работе;
определять познавательные возможности тех или иных методов для решения конкретных исследовательских задач.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Тематический план курса
История как наука, история как реальность
Структура исторического исследования
Методология и методы научного исследования в исторической науке
Характеристика основных методов исторического исследования
Математизация исторических исследований
Формализация и измерение исторических явлений
Моделирование исторических явлений и процессов
Методы группировки статистических данных

Описание слайда:

Основная литература
Учебные пособия
Ахтямов А.М. Математика для социологов и экономистов : Учеб. пособие. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006.
Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М., Изместьева Д.С., Лазарев В.В. Историческая информатика. М., 1996.
Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005.
Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М., 1986.
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987, 2003.
Количественные методы в исторических исследованиях. М., 1988.
Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления. М. 2004.

Описание слайда:

Основная литература
Учебные пособия
Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007.
Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.
Математический энциклопедический словарь. М., 1988.
Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006
Нежнова Н.В., Смирнов Ю.П. Применение математических методов в исторических исследованиях. Чебоксары., 1989.
Федорова Н.А. Математические методы в историческом исследовании. Курс лекций. Казань, 1996. Библиотека Казанского университета http://www.ksu.ru/lib/bin_files/0701969!891.pdf
Федоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии. М., 1987.
Формализованно- статистические методы в археологии. Киев, 1990.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности

Описание слайда:

Анри Л., Блюм А. Методика анализа в исторической демографии. М., 1997.
Коломийцев В.Ф. Методология истории. М.,2001..
Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999.
Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. М., 1991.
Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977.
Математические методы в исследованиях по социально-экономической истории. М., 1985.
Математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. М., 1985.
Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях. М., 1987.
Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.
Тош Д.Стремление к истине или как овладеть мастерством историка. М., 2002.

Описание слайда:

Дополнительная литература
Периодические научные издания «Вопросы истории», «Отечественная история», «Российская археология», «Новая и новейшая история», «Этнографическое обозрение» (сайт научной библиоте6ки УдГУ – доступ в электронном виде

Описание слайда:

Учебно-методические пособия
Математические методы в исторических исследования. Учебно-методический комплекс. – Ижевск, 2007. Электронный вариант в локальной сети УдГУ
Методологический словарь студента-историка. Сост. О.М. Мельникова. Ижевск, 2007.
Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-на-Дону, 2005.
Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе. Ростов-на-Дону. 2002
Морозов В.Э. Культура письменной научной речи. М., 2007.

Описание слайда:

Интернет-ресурсы по курсу
Лаборатория исторической и политической информатики Пермского государственного научно-исследовательского университета, 2009-2012 :
histnet.psu.ru.
Бюллетень ассоциации «Историк и компьютер»: http://aik-sng.ru/text/bullet/36/bull36.pdf
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета Московского государственного университета http:
// www.hist.msu.ru/Labs/HisLab/

Описание слайда:

Documentation and Analysis of the Historical and Cultural Heritage by Historical Information Science Methods: Proceedings of the Joint Seminar (held at Graz, April, 15–17, 2009). Series of the Institute of History (University of Graz), vol. 18 / eds. by S. I. Kornienko and I. H. Kropač. Perm–Graz: Perm University, 2009. 156 p.
загрузить полностью (pdf, 5,3 Mb)
просмотр в Google Docs

Описание слайда:

Электронная библиотека
Историко-культурное наследие и информационно-коммуникационные технологии: сохранение и исследование: материалы научной конференции (Пермь, 13–14 ноября 2009 г.) / под ред. С.И. Корниенко; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. 238 с.
загрузить полностью (pdf, 7,6 Mb)
просмотр в Google Docs

Описание слайда:

Электронная библиотека
Гагарина Д.А., Корниенко С.И. Формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов университета на основе изучения отечественной истории как общеобразовательной дисциплины: метод. пособие / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. 170 с.
загрузить полностью (pdf, 1,4 Mb)
просмотр в Google Docs

Описание слайда:

Электронная библиотека
Библиотека Казанского университета:
Федорова Н.М. Математические методы в исторических исследованиях
http://www.ksu.ru/lib/bin_files/0701969!891.pdf

Описание слайда:

Тема 1. История как наука, История как реальность (2 часа)

История как реальность. Официальная история. Контристория. История как коллективная и индивидуальная память общества. Лженаука. Квазинаука.
Специфика прошлого как объекта познания. Обособление исторического познания.
История как наука. Научное познание как вид познавательной деятельности человека. Объект и предмет исторической науки. Социальные функции исторической науки.

Описание слайда:

Литература
к теме 1.
Барг М.А. Историк-индивид-общество // Новая и новейшая история. 1989.№2.
Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев, 1983.
Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория история (Проблемы теории исторического процесса). М., 1981.
Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., 2004.
Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. №2. 1993.
Методологические проблемы истории. Минск. 2006.

Описание слайда:

Литература
к теме 1.
Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.
Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1983.
Розов Н.С. Философия и теория истории. М.,2003.
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., 2003, 2006.
Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002.
Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.
Философия и методология науки. В 2-х т. М., 1994.

Описание слайда:

У океана времен
Сидит крошка –человек
И капли из вечностей черпает
Своею маленькою рукой.
Сидит крошка-человек
И ловит шепот молвы.
Он заносит все в свою книжечку
И ставит на ней надпись : «История мира»
Ганс Гельд

Описание слайда:

Я на жизнь взираю из-за столика
Век XX, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современников печальней
Н.Глазков

Описание слайда:

Значение термина «история»
Как последовательность событий
Как описание этой последовательности
Любое занимательное повествование
Необыкновенное происшествие
Развитие какой-либо последовательности явлений в природе

Описание слайда:

Типы исторического знания
1. Институциональная (официальная история )
Главенствует в обществе
Выражает и узаконивает политику
Как комплекс исторических представлений эволюционирует
Постоянно меняет систему ссылок

Система источников строго иерархична: главные источники принадлежат идеологам режима, законы, избегает личных источников
Приспосабливается к текущей политике

Описание слайда:

Типы исторического знания.
2. Контристория
Скрытая история побежденных
Конъюнктурность

Описание слайда:

Типы исторического знания.
3. Социальная память
Индивидуальная или коллективная
Не располагает строгими источниками
Не подвластна критике
Традиционализм
Ностальгия (идеализация прошлого)
Вера в прогресс (идеализация будущего)

Описание слайда:
Описание слайда:

Специфика исторического познания
Объект истории не существует в реальности в том смысле, в каком реальность рассматривается в естествознании
(«Прошлое не восстановимо ни в одной из своих фаз» Т.Хейрдал

Описание слайда:

Познание как деятельность
Субъект деятельности
Объект деятельности
Мотив деятельности
Цель деятельности
Средства деятельности
Действия исследователя
Результат

Описание слайда:

Понятие науки
Как социальный институт
Как деятельность
Как профессия
Как учреждение, в рамках которого ведутся исследования

Описание слайда:

Квазинаука
Квазинаука – социальное коллективное явление, существующее в организованном научном сообществе
Охватывает профессиональное ядро данной науки
Базируется на некоем научном учении, отрицающем мировую науку

Описание слайда:

Лженаука
Индивидуальное явление как ошибка отдельного индивида, вызванная низким уровнем его образования, интеллекта, психической болезнью
Чаще всего –удел аутсайдеров
Находится в состоянии взаимного отрицания с мировой наукой

Описание слайда:

Нормальная наука
Состояние науки, опирающейся на одно или несколько достижений, которые в течении некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа практической деятельности
Эти достижения именуются парадигмой (Т.Кун)

Описание слайда:

Черты науки
Универсальность – т.е. научному познанию подвластны все сферы бытия
Фрагментарность – наука изучает не бытие в целом(философия), а различные фрагменты реальности.
Поэтому наука делится на отдельные дисциплины. У каждой науки свой объект и предмет

Описание слайда:
Описание слайда:

Черты науки (продолжение)

Описание слайда:

Черты науки
Систематичность
Достоверность
Собственный язык
Наличие особых средств и способов познания

Описание слайда:

Особые средства и способы познания науки

Описание слайда:

Социальные функции истории как науки
Познавательная
Объяснительная
Воспитательная
Прогностическая

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛеонид Ряшенцев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Математические методы в исторических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории Удмуртии.» — Транскрипт:

1 Математические методы в исторических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории Удмуртии

2 Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности – история СТУДЕНТ: Умеет на научной основе организовать свой труд,владеет методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в его профессиональной деятельности, Способен, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся социальную практику, к переоценке накопленного опыта, умеет приобретать новые знания. Способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.

3 Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности – история (продолжение ) Способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изучаемых им наук. Владеет общей и частной методиками в профессиональной сфере. Умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе Обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации, владеет современной методологией и методикой решения профессиональных задач Способен формировать собственные исследовательские программы в сфере профессиональной специализации.

6 Цель курса содействие формированию методологической культуры студента- историка, его интеллектуальной культуры в целом.

7 Задачи курса Студент должен знать и владеть: понятийным аппаратом конкретной методологии исторического исследования ; уметь анализировать научную литературу, связанную с использованием математических методов в исторических исследованиях. Студент должен уметь: ориентироваться в современных методах исторического исследования; обоснованно использовать конкретные методы для решения исследовательских задач в курсовой работе и в последующей выпускной квалификационной работе; определять познавательные возможности тех или иных методов для решения конкретных исследовательских задач.

9 Структура курса Основные разделы курса Характеристика методов исторического исследования Познавательные возможности специально-научных методов Характеристика количественных и математических методов исторического исследования

10 Тематический план курса История как наука, история как реальность Структура исторического исследования Методология и методы научного исследования в исторической науке Характеристика основных методов исторического исследования Математизация исторических исследований Формализация и измерение исторических явлений Моделирование исторических явлений и процессов Методы группировки статистических данных

11 Основная литература Учебные пособия Ахтямов А.М. Математика для социологов и экономистов : Учеб. пособие. – М.: ФИЗМАТЛИТ, Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М., Изместьева Д.С., Лазарев В.В. Историческая информатика. М., Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987, Количественные методы в исторических исследованиях. М., Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления. М

12 Основная литература Учебные пособия Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, Математический энциклопедический словарь. М., Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006 Нежнова Н.В., Смирнов Ю.П. Применение математических методов в исторических исследованиях. Чебоксары., Федорова Н.А. Математические методы в историческом исследовании. Курс лекций. Казань, Библиотека Казанского университета Федоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии. М., Формализованно- статистические методы в археологии. Киев, Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности

13 Дополнительная литература Анри Л., Блюм А. Методика анализа в исторической демографии. М., Коломийцев В.Ф. Методология истории. М., Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. М., Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., Математические методы в исследованиях по социально-экономической истории. М., Математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. М., Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях. М., Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, Тош Д.Стремление к истине или как овладеть мастерством историка. М., 2002.

14 Дополнительная литература Периодические научные издания «Вопросы истории», «Отечественная история», «Российская археология», «Новая и новейшая история», «Этнографическое обозрение»

15 Учебно-методические пособия Математические методы в исторических исследования. Учебно-методический комплекс. – Ижевск, Электронный вариант в локальной сети УдГУ Методологический словарь студента-историка. Сост. О.М. Мельникова. Ижевск, Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-на-Дону, Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе. Ростов-на- Дону Морозов В.Э. Культура письменной научной речи. М., 2007.

16 Интернет-ресурсы по курсу Лаборатория исторической и политической информатики Пермского государственного научно- исследовательского университета, : histnet.psu.ru. histnet.psu.ru Бюллетень ассоциации «Историк и компьютер»: Библиотека электронных ресурсов исторического факультета Московского государственного университета http: //

17 Тема 1. История как наука, История как реальность (2 часа ) История как реальность. Официальная история. Контристория. История как коллективная и индивидуальная память общества. Лженаука. Квазинаука. Специфика прошлого как объекта познания. Обособление исторического познания. История как наука. Научное познание как вид познавательной деятельности человека. Объект и предмет исторической науки. Социальные функции исторической науки.

18 Литература к теме 1. Барг М.А. Историк-индивид-общество // Новая и новейшая история Бернал Дж. Наука в истории общества. М., Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев, Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория история (Проблемы теории исторического процесса). М., Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии Методологические проблемы истории. Минск Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания. Томск, 1978.

19 Литература к теме 1. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., Ракитов А.И. Историческое познание. М., Розов Н.С. Философия и теория истории. М.,2003. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., 2003, Румянцева М.Ф. Теория истории. М., Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., Философия и методология науки. В 2-х т. М., 1994.

20 У океана времен Сидит крошка –человек И капли из вечностей черпает Своею маленькою рукой. Сидит крошка-человек И ловит шепот молвы. Он заносит все в свою книжечку И ставит на ней надпись : «История мира» Ганс Гельд

21 Я на жизнь взираю из-за столика Век XX, век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современников печальней Н.Глазков

22 Значение термина «история» Как последовательность событий Как описание этой последовательности Любое занимательное повествование Необыкновенное происшествие Развитие какой-либо последовательности явлений в природе

23 Типы исторического знания 1. Институциональная (официальная история ) Главенствует в обществе Выражает и узаконивает политику Как комплекс исторических представлений эволюционирует Постоянно меняет систему ссылок Система источников строго иерархична: главные источники принадлежат идеологам режима, законы, избегает личных источников Приспосабливается к текущей политике

24 Типы исторического знания. 2. Контристория Скрытая история побежденных Конъюнктурность

25 Типы исторического знания. 3. Социальная память Индивидуальная или коллективная Не располагает строгими источниками Не подвластна критике Традиционализм Ностальгия (идеализация прошлого) Вера в прогресс (идеализация будущего)

26 Типы исторического знания. 4. История как наука. Специфика социального познания в естественных науках субъект познания всегда вне области научного явления; в истории: и субъект, и объект принадлежат одному целому – истории Качественная незавершенность процесса развития истории Объект истории не существует в реальности в том смысле, в каком реальность рассматривается в естествознании («Прошлое не восстановимо ни в одной из своих фаз» Т.Хейрдал)

27 Познание как деятельность Субъект деятельности Объект деятельности Мотив деятельности Цель деятельности Средства деятельности Действия исследователя Результат

28 Понятие науки Как социальный институт Как деятельность Как профессия Как учреждение, в рамках которого ведутся исследования

29 Квазинаука Квазинаука – социальное коллективное явление, существующее в организованном научном сообществе Охватывает профессиональное ядро данной науки Базируется на некоем научном учении, отрицающем мировую науку

30 Лженаука Индивидуальное явление как ошибка отдельного индивида, вызванная низким уровнем его образования, интеллекта, психической болезнью Чаще всего –удел аутсайдеров Находится в состоянии взаимного отрицания с мировой наукой

31 Нормальная наука Состояние науки, опирающейся на одно или несколько достижений, которые в течении некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа практической деятельности Эти достижения именуются парадигмой (Т.Кун)

32 Черты науки Универсальность – т.е. научному познанию подвластны все сферы бытия Фрагментарность – наука изучает не бытие в целом(философия), а различные фрагменты реальности. Поэтому наука делится на отдельные дисциплины. У каждой науки свой объект и предмет

35 Черты науки (продолжение) Систематичность Достоверность Собственный язык Наличие особых средств и способов познания

36 Особые средства и способы познания науки Гипотезы Концепции Теории Законы Понятия Категории Методы

37 Социальные функции истории как науки Познавательная Объяснительная Воспитательная Прогностическая

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *