Ментальное время что такое
Ментальные ЧАСЫ — ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Нельзя сказать, чтобы психологические часы, отмеча-
ющие время изменений в психической сфере, шли своим
независимым ходом. Но все же течение ментального вре-
мени определяется закономерностями несколько иного,
нежели генетические программы, плана. Запаздывая, мен-
тальные часы индивида указывают на задержку в психи-
ческом развитии, отмечая, например, более низкий уро-
вень его IQ (см. главу 6). Опережая биологический возраст,
ментальное время субъекта показывает, что перед нами,
возможно, будущий Моцарт или Ландау. В то же время пси-
хическое развитие отражает основные закономерности
поступательного процесса, характеризующего движение
человека по жизни.
Модель общего механизма формирования иерархизо-
ванной структуры ментального мира находится пока еще
в стадии теоретической и экспериментальной проверки
Человек. В ГРУППЕ
(Веккер, 1998). Ряд интересных данных получен в диффе-
ренциально-психофизиологических исследованиях. Есть
экспериментальное подтверждение того, что «свойства
темперамента и общих способностей на ранних этапах он-
тогенеза обнаруживают весьма тесное взаимодействие»
(Русалов, Дудин, 1995). Однако анализ плотности корреля-
ционных связей в структуре индивидуальности детей и
взрослых показывает, что с возрастом усиливается влия-
ние специальных факторов и происходит дифференциа-
ция темпераментального и интеллектуального уровней
регуляции поведения. У подростков число значимых коэф-
фициентов корреляции между исследуемыми признаками
не только больше, но и выше по уровню значимости. та§
сенсорно-перцептивная СФЕРА *-
Кажется очевидным, что с возрастом в психомоторном
поведении происходят изменения — движения становятся
как бы замедленными и менее координированными. Од-
нако изучение одного из основных психомоторных пока-
зателей — времени реакции — не позволяет сделать такой
однозначной интерпретации. Влияние тренировки оказы-
вается очень сильным и более старшие спортсмены не толь-
ко превосходят своих сверстников-неспортсменов в быст-
роте реагирования, но и опережают в выполнении ряда
заданий молодых неспортсменов (Spirduso, 1975). Ухудше-
ние же времени реакции скорее связано с общей физи-
ческой несостоятельностью (гипертония и сердечно-сосу-
дистые нарушения), чем с возрастом. Более того, этот по-
казатель (речь идет о снижении времени реакции) оказы-
вается предиктором сердечно-сосудистых повреждений
(Abrahams & Birren, 1973).
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 34 ; Нарушение авторских прав
Ментальное время. Почему некоторым мир кажется быстрее?
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Восприятие времени зависит от физиологии. Профессор Университета Дьюка объясняет, как это связано
Памятник Уинстону Черчиллю в Лондоне. Фото: Eddie Keogh / Reuters
Научные представления о времени значительно отличаются от бытовых. «Время – сложное понятие с многочисленными характеристиками, – говорит итальянский физик-теоретик, автор книги “Ход времени” Карло Ровелли. – Временная структура мира отличается от наивного образа, к которому мы привыкли». Простое представление о времени, отмечает он, подходит для обычной жизни, но оказывается непригодным, если попытаться понять законы Вселенной.
Представления ученых о времени менялись. Концепцию Исаака Ньютона, допускавшего существование абсолютного времени, не зависящего от материи, сменила теория относительности Альберта Эйнштейна. В ней единого для всех времени не существует, оно может замедляться или ускоряться. Оно может зависеть от движения, скорости и гравитации.
В знаменитом мысленном эксперименте Эйнштейна наблюдатель, стоящий на платформе, видит проезжающий поезд и две молнии, которые ударяют перед составом и за ним. Для него все происходит одновременно, но пассажир в поезде видит первую молнию чуть раньше (согласно теории, правы оба, поскольку время зависит от системы отсчета). Эксперимент, проведенный еще в 1970-е годы, подтвердил, что атомные часы, установленные на пассажирском лайнере, шли немного медленнее тех, которые оставались на земле (разница за время полета исчислялась десятками или сотнями наносекунд). Другой, более поздний опыт, подтвердил, что на время влияет гравитация – атомные часы, поднятые всего на полметра над полом, шли чуть быстрее. Хотя разница при таких параметрах исчезающе мала.
Но разным может быть и субъективное восприятие времени – на это влияют физиологические, психологические и другие факторы. Среди них, как отмечает профессор Университета Дьюка Адриан Бежан, может быть и возраст – люди старшего возраста могут испытывать ощущение, что время движется быстрее, чем раньше. В новом исследовании, которое прошло процесс рецензирования и запланировано к публикации, он предлагает гипотезу, которая может это объяснить.
Что такое ментал. Форум
Женские часы от 300 рублей!
Стильные женские часы всего лишь от 300 рублей + подарок! Кликай быстрее!
look-time.ruАдрес и телефон
Сейчас Sony Z5. Дешевле в 3 раза!
Интернет магазин телефонов Sony. Курьерская доставка и самовывоз!
xperia-store.ruАдрес и телефон
Швейцарские часы Auguste Reymond
с уникальным модулем Луна вращается вокруг Земли, указывая дату лунного дня
lesmontres.ru
Graff: Olisi Очень интересно!
Мальчуган: Ангел хранитель, следящий за вашим жизненным планом, не даст уйти вам на полгода, если этого не должно случиться, он вернет обратно. Не думаю, что надо так волноваться, если суждено влететь и не вылететь, то так и будет. Человек может идти просто и кирпич на голову упадет, и не летал не куда, а отхватил. Поэтому не надо бояться ментала, маг должен его любить скорее. Астрал, ментал – это все планы нашего бытия, а значит, если бытия так и бояться нечего. Тем более чего плохого улететь из этой гребенной жизни навсегда, куда нить, где лучше живется?
Мальчуган: Паладин пишет: поэтому его и нельзя вполне назвать миром. Его никто миром и не называл. Паладин пишет: это только одна из сфер нашего восприятия Тогда тоже самое можно сказать и про материальный план, но на самом деле несколько иначе. Ментальный план это тоже план бытия как и материальный и в нем также есть обитатели в нем живущие, для них это план бытия и поэтому это не просто только иной уровень восприятия. Думаю мироздание имеет не один план бытия и несклько сфер восприятия. думаю на каждую сферу восприятия есть и свой план бытия.
Мальчуган: Паладин, посоветуй, что-то почитать по ментальным выходам.… Только кроме Ч. Ледбитера.
Ментальность и ментальное здоровье — Как они взаимосвязаны?
Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.
Что такое ментальность
Слово «менталитет» с латинского («mens») означает ум, душевный ресурс, сознание, образ мышления. В современном толковом словаре этот термин является синонимом слова «менталитет» (от латинского mentalite — умственный). И то и другое расшифровывается как сочетание разума и чувств, отраженное в наборе ментальных и духовных установок индивида или группы.
Проще говоря, менталитет — это призма, через которую мы смотрим на мир. Она включает в себя моральные ценности, набор психических и поведенческих реакций, адаптивные черты, воспитание, отношение к религии, культуре.
Следует помнить, что менталитет отдельного человека — это опыт многих поколений его семьи, народа, страны, поэтому он представляет собой смесь глубинного коллективного бессознательного и индивидуального сознания.
В психологическом плане менталитет — это отражение содержания психики человека: какими категориями он мыслит, как взаимодействует с окружающей средой и какой образ жизни ведет. Привычки, поступки и отношение являются отражением менталитета. Обуславливающим фактором является окружение человека — семья и общество.
Анализ понятия «ментальный»
Значение этого слова в широком смысле следует рассматривать как сложное понятие, затрагивающее многие аспекты духовной жизни человека, сам термин довольно трудно определить. Это связано с тем, что данный термин относится не только к историческим и антропологическим наукам, но и неотделим от философии. Что означает «ментально», можно долго анализировать. Многое зависит от того, к каким источникам информации обращаться, но независимо от того, куда обращаться, есть общие черты, характеризующие этот термин.
Концепции менталитета активно развивались в духовной сфере и по этой причине характеризуются отказом и уходом от централизации исторического развития на европейской культуре в целом. Вместо этого в центре внимания оказывается стабильность внутреннего «я» индивида, что приводит его к желанию объединения с историческими и социальными сообществами. Исходя из этого, термин «ментальный» можно понимать по-разному. Значение слова теперь можно рассматривать как средство анализа и интерпретации гуманитарного знания.
Ментальность общества
Ментальность не материальна, как мышление и воображение, поэтому ее нельзя измерить количественно, ее нельзя почувствовать, попробовать на вкус или услышать. Она не может быть непосредственно наблюдаема, рассматривается как равноправный компонент взаимодействия, не оказывает прямого влияния на формирование явлений и процессов.
Менталитет — это содержание внутренней сферы субъекта, которое формируется в процессе жизни, в результате преобразования природного и социального мира в акты субъективности.
Ментальность не существует вне своих материальных носителей. Живя долгое время в одном месте, люди организуются в социальные группы, их менталитет начинает меняться одинаково, потому что на них постоянно влияют одни и те же факторы. Существование этого факта подтверждает, что менталитет един, присущ каждому социальному образованию, но он может радикально отличаться от менталитета другого общества (например, группы людей другой религии).
На содержание менталитета общества большое влияние оказывают традиции и ценности данной среды субъектов. Менталитет общества — это культурная среда, в которой мы воспитывались, учились, получали образование и живем в настоящее время. Это основной фактор, влияющий на мышление каждого субъекта сообщества, его/ее повседневное поведение и решения.
Менталитет состоит из двух уровней:
генетический: природные ресурсы, с которыми субъект рождается — уровень, который нельзя изменить.
приобретённые: наше воспитание, наше окружение — уровень, который можно изменить.
Менталитет, как субъективная форма, составляет духовный мир личности, отражая динамику внутренних психических состояний и психических свойств индивида, которые он проявляет в специфических реакциях на уникальные для него влияния культуры и общества. Менталитет всего общества, как совокупность поступков субъектов, формирует набор мотивационных норм поведения в данной социальной группе. В своей субъективной форме менталитет превращает индивида в личность, а группу — в целостное общество, объединенное ценностями и культурой. Этимологическое значение менталитета — «душа», точнее, «состав души». Однако современное использование этого термина не отождествляет его конкретно с душой. Понятие души распространяется лишь на половину тех явлений и их свойств, которые входят в понятие психики. В ипостаси души она играет роль душевного настроя субъекта, выражая личностные характеристики поведения.
Менталитет, как способ видения мира, не тождественен понятию идеологии. Это не научная, философская или этническая система, а психологический уровень воспроизводства информации, в котором эмоции едины с мыслями. В настоящее время понятие менталитета используется не только для обозначения культурных стереотипов, своеобразия мышления больших социальных коллективов, но и для интерпретации специфических верований, способов мышления малых групп. Исследователи психики считают, что ее формирование начинается в возрасте 3 лет и длится около 12 лет. В то же время они выделяют наиболее важные факторы, влияющие на его формирование:
Конечно, этот список можно продолжить, но следует отметить, что менталитет этнической группы, который формируется на протяжении длительного периода времени, в свою меру влияет на формирование абсолютно всех этих условий, которые потом оказывают большое влияние на каждого субъекта.
Менталитет формирует набор характеристик определенного этноса или социального слоя. И ключевое слово здесь не количество, а качество, как социальной и национальной структуры, сформированной исторически и впитавшей в себя вековые традиции и культуру.
Наглядные примеры ментальности
Что такое менталитет на простых примерах.
Виды ментальности
Если вы поселите группу людей на необитаемом острове: они поселятся, у них будут свои правила и нормы взаимодействия, ценности, взгляды на определенные события внутри и вне их общества.
Последующие поколения перенимают их мировоззрение: так исторически формируется ментальная связь между людьми разных времен.
Можно выделить различные типы менталитета:
Нельзя утверждать, что менталитет — это фиксированное явление. Историческое изменение менталитета со временем можно представить в виде игры «Сломанный телефон», когда люди по цепочке передают друг другу слово или жест.
В то же время каждый вносит что-то свое, и последний участник демонстрирует нечто совершенно отличное от того, что было задумано изначально. Поэтому мировоззрение современных людей радикально отличается от мировоззрения людей, живших несколько веков назад.
Что такое ментальное здоровье
Психическое здоровье — это понятие, которое описывает внутреннее состояние, отражающее эмоциональное и психическое благополучие человека и отсутствие у него психических проблем.
Это духовное или психическое здоровье, указывающее на умственную зрелость. Что такое психическое здоровье:
Если ментальный уровень человека находится «на должном уровне», он способен максимально раскрыть свой потенциал — реализовать свои способности и превратить их в таланты.
У такого человека высокая степень стрессоустойчивости, поэтому он легко адаптируется к изменениям в окружающей среде и эффективно справляется с трудностями. Работа человека приносит ему удовольствие и в то же время вносит качественный вклад в жизнь общества.
Почему важно сохранять свое ментальное здоровье
Психическое здоровье необходимо для полноценной жизни. Вы можете быть физически больны, но психически здоровы, наслаждаться жизнью и чувствовать себя хорошо.
Но если человек психически болен, никакое физическое здоровье не сделает его счастливым. Психические страдания являются самыми тяжелыми. И их нелегко вылечить, волшебные таблетки не помогут, только длительная работа с собой. Это требует как минимум силы воли.
Если у человека ухудшается память, внимание, мышление, он считается больным, даже если у него нет физических недостатков.
Симптомы, которые говорят о том, что человек психически болен:
Как помочь себе сохранить ментальный уровень
Практикуйте самоанализ. Это помогает заглянуть внутрь себя и увидеть свои реакции на различные ситуации. Самоанализ помогает определить чувства и эмоции. Почему вы ведете себя так в одной ситуации и по-другому в другой?
Окружите себя хорошими людьми. Важно, чтобы обстановка была позитивной, чтобы вам было комфортно находиться рядом с ними, чтобы вы могли им доверять. Токсичные люди должны быть вычеркнуты из вашей жизни, вы должны попрощаться с ними, избегать их.
Занимайтесь физической активностью. Спорт помогает вам чувствовать себя лучше, у вас больше времени на дела, вы меньше спите. Ваш разум не затуманен, и у вас появляется все больше энергии для новых свершений.
Дайте себе больше свежего воздуха и кислорода для мозга. Вы почувствуете себя лучше уже через несколько дней.
Занимайтесь новыми делами. Старайтесь исследовать неизвестное, больше читайте, размышляйте, учитесь. В общем, кормите свой мозг полезной информацией. Не позволяйте себе деградировать, всегда двигайтесь вперед, достигайте новых высот.
Принимайте людей с их недостатками, слабостями и проблемами. Если кто-то дорог вам, не вспоминайте о нем, не пытайтесь его изменить, примите его. Борьба отнимает много энергии, много негативных эмоций выльется наружу. Также будут стресс, гнев, беспокойство, чувство вины. Не мучайте себя этими чувствами, освободитесь от них. Скажите себе: «Да, он такой, но я не собираюсь играть в его игру и злиться на его чрезмерную заботу, я просто приму его таким, какой он есть, потому что он тот, кто мне дорог».
Тренируйте свою уверенность. Не бойтесь говорить, выражать свои мысли и чувства. Вы — личность, а значит, имеете право на собственное мнение. Молчать — значит отбросить свои потребности, чувства и желания в угол. Это приводит к душевным страданиям, чувству неполноценности.
Попросите о помощи. Если вы не можете справиться, не берите на себя это бремя, не мучайте себя чувством вины, чрезмерной ответственностью, страхом, что вы не справитесь. Просто попросите близкого человека о помощи, доверьтесь ему, разделите бремя. Это не признак слабости, это любовь к себе.
Анализируйте ситуации. Негативные эмоции усугубляют ситуацию, не позволяйте им поглотить вас. Проанализируйте, почему вы испытываете раздражение, гнев, ярость в то или иное время. В чем или в ком заключается проблема? Вам нужно найти причину. Это недосыпание, усталость или дело в конкретном человеке? Измените свой распорядок дня, расписание или постарайтесь свести к минимуму общение с этим человеком.
Планируйте, ставьте цели и стремитесь к их достижению. Хаос в вашей голове приводит к разрушению в вашей жизни. Организуйте свои мысли. Составьте план и порядок действий, чтобы было легче следовать ему. Не накапливайте в голове много ненужной информации, лучше запишите ее. Не перегружайте свою голову ненужными заботами.
Если вы не можете сделать это самостоятельно, то психолог, психотерапевт, а иногда и психиатр — именно те люди, которые помогут вам разобраться со своими мыслями. Не бойтесь обращаться к профессионалам.
Ментальное расстройство
Человеческая жизнь часто полна трудностей, с которыми необходимо справляться, и справляться регулярно. И иногда это может быть очень трудно.
Хорошо, когда у человека гибкий ум и он способен приспособиться ко всему, но иногда ему может не хватать моральных ресурсов. Тогда у изначально психически здорового человека может развиться ряд неврозов.
Когда вы не можете справиться с чем-то, в вашей психике возникает сопротивление, и вы можете заметить следующие симптомы:
Часто ментальное расстройство может являться результатом аномии (девиации) человека, которая формируется в ходе антропогенеза личности. Прочитать подробнее можно по ссылкам.
Разновидности психических отклонений
Психические расстройства (ПР) — это нарушения психики, мышления, восприятия реальности и поведения. Эта группа расстройств имеет индивидуальный характер и развивается в зависимости от характерных черт личности. Они не всегда поддаются четкой классификации, поскольку не до конца понятны.
К наиболее распространенным относятся:
Признаки ментального расстройства
Человеческая жизнь полна неожиданных трудностей, негативных явлений, с которыми трудно справиться.
Хорошо, когда человек обладает гибким умом, умеет приспосабливаться к обстоятельствам, не зацикливаясь на своих страданиях от неудач. Но часто в таких ситуациях просто не хватает внутренних ресурсов: тогда гомеостаз в организме (что это такое?) нарушается, что и составляет психическое заболевание.
Психические заболевания — это нарушения на психическом уровне, которые проявляются в невротических симптомах (изначально речь идет о психически здоровых людях).
Когда человек сталкивается с обстоятельствами высшей силы, которые он не может обойти, как вода обходит камни, происходит вот что: сознательное или бессознательное противостояние этой ситуации — сопротивление. А, как мы знаем из уроков физики, любое сопротивление порождает напряжение, которое растет с каждым днем.
Чрезмерное напряжение означает большое количество психической энергии, которая требует выхода.
И находит она его в виде следующих симптомов психических расстройств:
Причины
Развитие психических расстройств в раннем детстве провоцируется рядом факторов — психологических, биологических и социальных. Симптомы могут усиливаться по мере взросления ребенка. Патологические психические состояния обычно вызываются двумя группами причин:
Эндогенные
Экзогенные
Относится к внутриутробному периоду и периоду родов:
Как лечить ментальное расстройство
Психическое расстройство — это психологическое или психиатрическое расстройство. Поэтому этот уровень заболевания требует лечения у соответствующего специалиста — психолога или психотерапевта.
Как это происходит:
Мнемотехника: как перестать зубрить и начать запоминать
Содержание
Что такое мнемотехника
Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций. Например, не так легко наизусть зазубрить последовательность планет Солнечной системы. Но если выучить простую считалку, в которой каждое слово связано с конкретным небесным телом, задача становится не такой сложной.
«Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли», — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Существует много разных мнемонических приемов. Само слово «мнемоника» — древнегреческое (μνημονικόν — искусство запоминания), но впервые записали большинство методов запоминания римляне. До нас дошел анонимный трактат на латинском языке «Риторика для Геренния», созданный в 80-х годах до н. э. В нем читателя знакомят с методом чертог разума или дворца памяти, который использует герой Бенедикта Камбербэтча в сериале «Шерлок».
Зачем нужна мнемотехника
Преподаватели мнемотехники считают, что ее удобно применять в повседневной жизни для быстрого и легкого запоминания номеров телефонов, банковских карт, списков покупок, имен и дат рождений друзей и знакомых.
Техники запоминания помогают в работе и профессиональном развитии. С ними легко получается держать в голове делегированные поручения и собственные задачи. Эти приемы позволяют отказаться от множества записей и органайзеров, используемых для хранения информации о проектах.
Кроме того, мнемоника хорошо подходит для освоения любых научных дисциплин, где требуется включать память, — от математики, физики и химии до истории, обществознания и иностранных языков.
Плюсы и минусы мнемотехники
Константин Дудин — профессиональный мнемотехник, рекордсмен по запоминанию, основатель «Школы развития памяти»:
«Мнемотехника — это алгоритмы, поняв которые, можно сильно упростить себе жизнь. Иметь хорошую память — выгодно, ведь это позволяет быть значительно эффективней. Благодаря мнемотехнике я очень хорошо сдал ЕГЭ и отучился в институте без единой четверки, получив красный диплом. Я сторонник того, что нужно научить этому как можно больше других людей».
Среди минусов мнемотехники Дудин упоминает лишь необходимость поддерживать дисциплину в обучении. Плюсов эксперты и исследователи методологии находят значительно больше.
Эффективность. Эксперимент Ричарда Аткинсона показал, что студенты с помощью ассоциаций запоминают на 40% больше иностранных слов, чем при механическом заучивании.
Скорость влияния. Практика мнемотехник физически реорганизует структуру мозга, повышая продуктивность памяти. Первый результат приходит уже через шесть недель тренировок, а значительные изменения наступают на четвертый месяц.
Доступность. Эксперты по раннему развитию уверяют, что мнемонике можно учить даже трехлетних детей. В то же время девятикратный победитель чемпионата мира по памяти Доминик О’Брайен познакомился с методологией только в 30 лет.
Воздействие на ментальное здоровье. Мнемонические техники полезны для профилактики и борьбы с когнитивными нарушениями в работе мозга вроде рассеянного склероза и болезни Альцгеймера.
Приемы мнемотехники для начинающих
Основной принцип мнемотехники заключается в том, что мозгу проще запомнить информацию, если вы присвоите ей какой-то определенный яркий или знакомый образ. Существует несколько основных механик, комбинируя которые, легче держать в голове разные данные.
Буквенный код
Используют для запоминания последовательностей. Здесь каждая начальная буква в предложении соответствует определенному слову. Самый простой пример — цвета радуги — знаком любому с детства: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Многие знают другую фразу из школьной программы, которую заучивают для запоминания падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».
Цифро-буквенный код
Подходит для запоминания длинных чисел, например номеров телефонов или банковских карт. Нужно присвоить согласные буквы каждой цифре от нуля до девяти, а затем составить из них предложение или целую историю.
Теперь представим, что вам нужно запомнить номер +7 (985) 123-45-67. Уберем «+7» — это вы и так запомните, а остальные цифры разобьем на пары и получим: 98-51-23-45-67. Перекодируем их в буквы: МВ-ПР-ДТ-ЧП-ШС. Теперь нужно составить их них связное предложение с яркими образами. Оно может быть примерно таким: «МаВр ПеРевел ДеТей Через Полное ШоСсе».
Система Шед
Отличное решение для запоминания коротких чисел — дат, автомобильных номеров, ценников. Нужно придумать фразу, в которой слова по количеству букв равны конкретной цифре в числе. Для обозначения нуля можно использовать слова из 10 букв.
Например, вы хотите запомнить год Крещения Руси — 988. Достаточно подобрать и запомнить яркий образ из трех слов: «Визировал (9) Владимир (8) крещение (8)».
Созвучие
Помогает запоминать иностранные слова по созвучиям из родного языка. Например, чтобы запомнить английское tree, подойдет русское «три», а для look, можно использовать «лук». Ассоциации прочнее закрепятся в памяти, если вы наделите их ярким образом: у дерева было три ветки; слезы идут, когда вы смотрите на лук и режете его.
По этой же методике можно заучивать столицы государств. Просто придумайте и запомните образную фразу, в которой слова созвучны паре «страна — город».
Рифмы
Широко используются в школьном образовании для запоминания правил, законов и чисел. Вот несколько примеров:
«Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам.
«Медиана как обезьяна, что прыгает по сторонам и их ломает пополам».
Нужно только постараться
И запомнить все, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
С окончанием на «-ить»
И одиннадцать других,
Вы запомните, каких:
Слышать, видеть, гнать, вертеть,
Ненавидеть и терпеть,
И обидеть, и дышать,
И зависеть и держать,
К ним «смотреть» прибавить слово —
Все спряжения второго.
Ассоциации
Этот прием будет полезен, если вам сложно запоминать имена и фамилии. Найдите две знакомых ассоциации: это может быть известная личность или какой-то образ, связанный с однокоренным словом. Предположим, кто-то представился вам как Виктор Петров. Имя может ассоциироваться со словом «победа» (victory), а фамилия — с персоной Петра I. Когда забудете, как зовут этого человека, вспомните связку «победы Петра I».
Дворец памяти
Прием еще называют чертогами разума, римской комнатой, методом локусов. Он подходит для запоминания больших объемов информации, в частности, при подготовке к экзаменам. Суть в том, чтобы вообразить какое-нибудь помещение и «привязать» информацию к статичным предметам в комнате. Двигайтесь по часовой стрелке, запоминая расположение объектов, а потом вспоминая их в нужный момент.
Допустим, вам нужно выучить экзаменационный билет по истории, тема — киевские князья IX—X веков. Представьте себе свою комнату и объекты в ней. Пусть полка на стене будет князем Олегом, а предметы на ней — его основными поступками. Например, цветок на полке — это подчинение Киеву племен, а три ветки растения — их названия: древляне, северяне и радимичи. К двум рамкам с фотографиями «привяжите» два похода князя в Византию, а на самих фото мысленно напишите даты — 907 и 911 годы.
Двигайтесь дальше слева направо и наделяйте предметы другими нужными значениями. Вы можете вообразить себе по одной комнате на каждый билет экзамена, построив своеобразный дворец памяти. «Оказавшись» в нужном помещении, вы легко вспомните необходимую информацию.
Сторителлинг
Этот прием помогает запоминать длинные последовательности слов, списки покупок или дел. Нужно придумать связную эмоциональную историю, в которой ключевыми точками вы отметите необходимые значения. Представим, что вам нужно запомнить список покупок: молоко, яблоки, стиральный порошок и пену для бритья. Короткий рассказ позволит удержать их в голове без лишних записей.
Девушка на ферме доит корову, которая громко мычит, и получает целое ведро молока. Она несет его к дому, но по пути останавливается, чтобы сорвать с дерева у тропинки сочное яблоко. У здания сидит ее мать — она сыпет стиральный порошок в таз с водой, где замочила белые простыни. Девушка улыбается ей и проходит в дом. Там она видит своего отца и громко смеется, ведь он не смыл с правой щеки пену для бритья.
Упражнения по мнемотехнике
Попробуйте потренировать свою память, используя описанные выше приемы для разных задач.
Запомните номер телефона информационно-справочной службы Администрации Президента 8 (495) 606-36-02 с помощью цифро-буквенного кода: 0 — Н; 1 — Р; 2 — Д; 3 — Т; 4 — Ч; 5 — П; 6 — Ш; 7 — С; 8 — В; 9 — М. Разбейте номер на пары цифр, присвойте каждой из них буквы, составьте из них слова и соедините их в цельное предложение. Затем попробуйте воспроизвести последовательность, опираясь только на получившийся текст и код.
Выучите пять английских слов, подобрав к ним созвучные русские и связав их с запоминающимся образом. Beam — луч, plethora — множество, posterity — потомство, velocity — скорость, marvelous — изумительный.
Придумайте запоминающуюся историю, которая поможет удержать в голове список дел:
На следующий день вспомните придуманный рассказ и восстановите по нему список задач.
Выучите три даты, используя систему Шед: год взятия Бастилии — 1789, год начала Первого крестового похода — 1096, год основания Дублина — 841. Придумайте фразы, в которых слова по количеству букв равны конкретным цифрам в каждом числе. Запомните эти ассоциации, а спустя некоторое время воспроизведите даты по ним.
Запомните четыре пары «имя — фамилия», подобрав к ним яркие ассоциации: Борис Вишневский, Юрий Буров, Надежда Загордан, Николай Бондаренко. Сохраните в голове получившиеся образы и через несколько часов попробуйте по ним восстановить имена и фамилии.