ofc что значит на аудио кабеле
Кабели и провода в Hi-Fi и домашнем кинотеатре
Многие годы промышленность, действующая вокруг hi-fi и hi-end машинерии, с упорством, достойным лучшего применения, внушает нам мысль о великой значимости соединительных кабелей для достижения высокого качества звукового тракта. К сожалению, наибольший вклад в пропаганду подобного шарлатанства вносят «почти независимые» аудиожурналы, которые часто оказываются единственным источником информации для подавляющего большинства любителей. Нетрудно понять сокровенные желания издателей и журналистов, ведь основным источником их существования является размещение коммерческой рекламы производителей и дистрибуторов обозреваемых продуктов.
Судя по ценам, производство всевозможных кабелей является куда более выгодным гешефтом, чем честная деятельность на ниве разработки и выпуска аппаратуры звуковоспроизведения.
Любопытно, что сами производители (по разным данным, споры ведутся уже около 30 лет) не могут объяснить на сколько-нибудь убедительном физическом уровне влияние свойств бытовых кабелей на качество полноценного аудиотракта. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с очередной легендой XX и XXI столетий, любовно подхваченной широкими массами аудиофилов, не отягощенных знаниями на уровне школьной физики (многия знания — многия печали). Разумеется, такой публике не очень-то хочется добровольно расставаться со своими убеждениями (или им жалко потраченных впустую денег?), поэтому достаточно давно был выдуман ряд довольно оскорбительных, а на самом деле смехотворных объяснений, пригодных лишь для употребления в обществе им подобных аудиофилов. Кстати, о подлинном уровне того или иного популярного издания можно судить по количеству опубликованных тестов «шнурков».
Наверно, каждый из любителей, интересующийся hi-fi и hi-end, слышал подобные заклинания. Но хватит голословно изгаляться над бедными апологетами шнурковщины (к ним не относятся профессионалы, сознательно надувающие потребителей во имя золотого тельца).
Теперь к делу. Всё сказанное ниже будет опираться на аксиому электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Разумеется, никто не отрицает значение экспертных оценок, но за последние полтора десятка лет вряд ли какая-либо авторитетная научная организация собирала группу экспертов, состоящую из профессиональных звукорежиссеров, инженеров–акустиков и неподготовленных слушателей, а затем проводила статистическую обработку результатов в соответствии с признанными международными стандартами. Занятие это дорогое и длинное, тем более, что для малых и больших нужд потребителя существуют мальчонки (девчонок почему-то мало) в популярных журналах, которым привозят из салонов кучу техники, а затем оные мальчонки её с умным видом референсно слушают, после чего тискают материалы тестов, написанные неудобоваримым английским языком в русской транскрипции. Самое интересное, что восторженные словесные оценки каждой модели совсем не соответствуют количеству проставленных звезд.
Тем более, что почти все журналы нынче обзавелись «измерительными лабораториями», собранными в офисном помещении, а не в полусвободном акустическом поле, сиречь заглушенной камере. Чаще всего такие лаборатории представляют собой персональный компьютер с измерительной платой, к которой подключен микрофон. Вот и всё. Подобные методики считаются их авторами наиболее приближенными к условиям реального размещения акустики в жилой комнате. (А мы-то мучились в свое время). В лучшем случае такие системы способны измерить амплитудно-частотные характеристики акустики по звуковому давлению на частотах не ниже 100—200 Гц.
Вместе с тем потребителю, по-видимому, хотелось бы получить какие-нибудь результаты измерений кабелей, применяемых в домашних системах. Методики этих измерений должны быть довольно простыми. Мы ведь не собираемся измерять диэлектрическую проницаемость изоляторов, пробивные напряжения, удельные емкость и индуктивность. Достаточно определить влияние кабеля на частотные и импульсные характеристики линии. Для этого необходимо лишь взять напрокат три–четыре катушки разного кабеля и иметь приличный генератор гармонического и импульсного сигналов, а также милливольтметр и осциллограф.
Измерим частотную характеристику кабеля в диапазоне от 20 Гц до 100 кГц, завал фронтов и спад верхушек импульсов формы меандра в том же диапазоне, а затем, грубо говоря, разделим полученные величины на длину кабеля в барабане. Очевидно, что наихудшие результаты должны быть получены у наиболее дешевых образцов, так что дорогой кабель нам вроде бы и не интересен.
Конечно, автору не удалось достать целый барабан кабеля, но собственные измерения, проведенные на отрезках длиной от 6 до 20 м, показали, что никаких изменений в переданном сигнале обнаружить не удалось. Это вполне соответствует результатам теоретических расчетов, в особенности при длинах отрезков от 1,5 до 3 м. Разумеется, никаких заметных на слух изменений звука при подключении любых кабелей зафиксировать не удалось, но для фанатов шнурковщины это не аргумент.
Что касается скин-эффекта (эффект протекания токов высокой частоты по поверхности проводника), то напомню некоторые простые числа: при частоте 10 КГц ток проникает в проводник с каждой стороны (по радиусу сечения) на 0,65 мм, а при частоте 100 КГц — на 0,21 мм. Диаметр акустического провода сечением 4,0 кв. мм составляет всего 2,26 мм.
Наиболее фанатичные любители известной американской фирмы Nordost Corporation (Эшленд, штат Массачусетс) провели измерения межблочного аналогового кабеля Valhalla, позиционируемого компанией как «референсный».
(Любопытно, что на карте мира, приведенной на сайте Nordost, граница между Европой и Азией проходит по линии Архангельск — Ростов-на-Дону).
Типы проводников
Технически чистая медь (TPC)
Технически чистая медь (Tough Pitch Copper, TPC) – тип металла, обычно используемого в в кабелях широкого назначения, например силовых кабелях и многих недорогих аудиокабелях. Технически чистая медь выплавляется один раз и формируется в виде цилиндрического проводника (проволоки), после чего остывает. Эта проволока многократно протягивается, пока не достигнет требуемого диаметра.
Технически чистая медь содержит примерно 300-500 миллионных долей кислорода и других примесей, что считается чересчур высоким уровнем для серьезных аудиоприложений. При использовании технически чистой меди в акустических кабелях потеря тонких деталей приводит к «глухому» звучанию аудиосистемы.
Бескислородная медь (OFC)
Способ получения бескислородной меди (Oxygen Free Copper, OFC) был разработан в Японии в 1975 году – к этому времени становилось все более очевидным, что качество звучания связано с качеством меди и ее обработкой в процессе производства кабеля.
Бескислородная медь производится при помощи экструзионного процесса в бескислородной инертной атмосфере. Благодаря этому достигается пониженное содержание кислорода (10 мг/дм3) по сравнению с технически чистой медью и улучшенная проводимость (на 0,5-2% лучше, чем у технически чистой меди). Таким образом, бескислородная медь позволяет создавать аудиокабели значительно более высокого качества. Проводники высокой степени очистки звучат гораздо чище, чем такие же из технически чистой меди, поскольку они содержат меньше пограничных участков между кристаллами металла, которые вызывают потери сигнала. В кабелях Atlas используется только бескислородная медь.
Бескислородная медь с линейными кристаллами (LC-OFC)
В 1975 году компания Hitachi разработала собственный метод снижения зернистости меди, то есть уменьшения количества границ между кристаллами проводника. LC-OFC – запатентованный Hitachi процесс и их эксклюзивный продукт. После экструдирования медная проволока вновь нагревается (отжигается), благодаря чему снижается число примечей между границами кристаллов, а длина кристаллов увеличивается. Типичный кристалл в проводнике LC-OFC диаметром 1 мм имеет длину 130 мм – по сравнению со всего лишь 4 мм в проводниках из технически чистой и бескислородной меди. Компания Atlas Cables не использует LC-OFC – лучшие результаты дает медь ОСС, получаемая по методу Оно.
Медь, получаемая по методу непрерывного литья Оно (OCC)
В 1985 году профессор Оно из Технологического института Чиба (Япония) запатентовал метод ОСС для вытягивания монокристаллической меди из расплава. Обычно при застывании чистого металла его кристаллы образуют особый геометрический узор, “растущий” подобно тому, как растут ветви деревьев. У каждого из кристаллов есть границы, действующие как потенциальный барьер с нелинейным сопротивлением. Эти границы препятствуют свободному прохождению электрического тока.
В технологии ОСС после прохождения через литейную форму экструдированный металл разогревается заново, благодаря чему по краям заготовки образуются границы единой кристаллической структуры. Затем заготовка вытягивается, образуя цельный проводник. В проводнике диаметром 0,3 мм, изготовленном по методу Оно, длина кристалла достигает 125 метров!
Преимущества этой технологии очевидны – из-за отсутствия границ между кристаллами не нарушается целостность аудиосигнала, а принимающее оборудование получает больше информации, что приводит к повышению детальности звучания. В топовых кабелях Atlas используется медь ОСС.
Atlas`ные россыпи звука. О кабелях без мифов. Часть 2
Известный шотландский производитель кабельной продукции Atlas Cables рассуждает на тему предназначения и качества соединительных кабелей.
Хорошие новости
Существует взаимосвязь между конструкцией и качеством.
Емкость кабеля, его индуктивность и сопротивление являются факторами, оказывающими влияние на общую производительность. Но есть и другие аспекты, которыми зачастую пренебрегают, включая тип и чистоту проводника, его укладку, материал диэлектрика и конструкция разъема.
Здесь мы приводим три фактора, принципиально влияющих на качество кабеля:
1. Характеристики материала проводника
2. Характеристики материала изолятора
3. Материал и конструкция разъемов
Типы проводника
Неочищенная медь (TPC)
Неочищенная медь (ТРС) применяется при производстве кабелей общего назначения, таких как кабели питания и многие недорогие аудиокабели. ТРС расплавляется и формируется в цилиндрический проводник (провод), который затем охлаждается. Этот провод затем вытягивают до требуемого диаметра.
Содержание кислорода и других примесей в TPC содержит, приблизительно, от 300 до 500 ppm кислорода, которое считается слишком высоким для применения в аудио. При использовании ТРС в кабелях для акустических систем, сетевых кабелях питания, звучание системы кажется, как правило, шероховатым и тусклым в результате потери детализации. Это результат использования проводов из TPC, а также из-за ПВХ-изоляции, используемой в стандартных сетевых кабелях питания.
Бескислородная медь (OFC)
Впервые бескислородная медь впервые была получена в Японии в 1975 году. Становилось все более очевидным, что качество звука напрямую связано с качеством используемой меди и способах ее обработки при изготовлении кабеля.
Процесс получения OFC представляет собой вытеснение в среде инертных газов. Это приводит к снижению содержания кислорода (до 10 ppm) по сравнению с TPC и улучшению проводимости, по меньшей мере на 0,5% — 2% по сравнению с TPC. Благодаря использованию бескислородной меди в качестве проводника, удалось достичь гораздо более высокого качества звучания систем, использующих такие кабели. Кабели из бескислородной меди звучат чище еще и благодаря гораздо меньшим размерам кристаллов меди, критически влияющим на потери сигнала.
Бескислородная медь с крупной кристаллической решеткой (LC-OFC)
Кроме того, около 1975, Hitachi разработала свой собственный метод уменьшения размера зерна или границ кристалла. LC-OFC является запатентованным процессом и эксклюзивным продуктом Hitachi. Суть процесса в том, что после вытеснения (экструзии), медная проволока вновь нагревается, что снижает количество примесей между границами кристалла. Кристаллы увеличиваются, и это ведет к увеличению длины зерна. В проводнике диаметром 1мм из LC-OFC меди длина кристалла составляет около 130мм. В проводнике из TPC или OFC меди длина зерна составляет около 4мм.
Pure Copper Ohno Continuous Casting — процесс непрерывной вытяжки меди из расплава (OCC copper)
В 1985 году профессор Оно (Ohno) из Китайского технологического института разработал свой запатентованный метод экструзии на основе непрерывного литья. Суть процесса в том, что когда чистый металл застывает, его кристаллы растут по определенной геометрической структуре (что типично для металла), вытекая из ядра, это похоже на дендритную структуру роста дерева. Размер кристаллов металла может изменяться несколько раз в процессе повторного нагрева, как это делается в LC-OFC процессе. Структура меди можно сравнить с сахаром-песком — каждый кристалл имеет границы, а следовательно разрыв стркутуры. В проводнике эти границы кристалла (потенциальные барьеры) выступают в качестве нелинейного сопротивления потоку электрического тока. Из этого следует, что, чем меньше границы между кристаллами, тем меньше влияния на прохождение электрического сигнала.
Метод непрерывного литья и экструзии при повторном нагреве, когда расплавленная медь вытесняется, очищаясь от примесей, позволяет очень медленно и постепенно создать зерно с единой структурой. На самом деле, невозможно получить медь с чистотой 100%, всегда будут кристаллы примесей, создающие разрыв в зерне. Но при чистоте слитка 99,9997% количество кристаллов примесей все же позволяет создать очень качественный аудио кабель. При этом кристалл ОСС меди диаметром до 0,3 мм достигает в длину 125 метров!
Преимущества очевидны: при почти полном отсутствии разрывов кристалла проводника аудио сигнал доставляется беспрепятственно.
Статьи
Разговор о аудио кабелях с А.Белканов 07.01.2014 04:22
Разговор о кабелях
Форма проводника может существенно повлиять на качество передачи сигнала. Каждая фирма, разрабатывающая кабели, почти всегда держится какой-либо одной идеи, теоретически оправданной и потвержденной практически. Быть может, и получился бы идеальный кабель, если все идеи реализовать в одном куске провода, но.
В последнее время получила распространение идея использовать в кабеле цельный проводник. При этом диаметр жилы не превышает, как правило, 0.8 мм. Такое ограничение имеет целью уменьшение скин-эффекта. Он проявляется в изменении плотности тока по внутреннему сечению жилы. Происходит как бы выдавливание тока на поверхность проводника с ростом частоты.
Ранее распространенная практика применения оголенных жил, свитых в тросик, в последнее время стала терять своих сторонников. Дело в том, что как бы плотно ни были свиты жилы, они имеют неидеальный контакт между собой. Контакт в этом случае эквивалентен сложной цепи из резисторов, конденсаторов и вентилей. Вентильный эффект (пропускание сигнала в одну сторону) проявляется в нарушении однородности контакта, создавая на высоких частотах особые искажения. Такие кабели звучат сухо, с подчеркиванием шипящих звуков. Попытка уменьшить вентильный эффект серебрением медных проводников привела к новым проблемам. Оказывается, поведение меди и серебра различно с точки зрения проводимости. Такие кабели ухудшают восприятие глубины сцены.
Изящно решила проблему магнитных взаимодействий Audio Quest. Цельные проводники в их акустических кабелях завиты вокруг пластикового стержня, при этом не пересекаясь, не создавая контактных потерь. Каждая жила одета в изоляцию из полиэтилена, полипропилена или фторопласта в зависимости от модели. Двойная толщина изоляции между проводниками также уменьшает магнитные взаимодействия. Конструкция названа фирмой Hyperlitz.
Hадо отметить, что до сих пор наиболее распространенной конструкцией остаются коаксиальная и витая пара. Какой бы ни была форма проводников, в результате они будут свиты между собой (витая пара), либо расположены один в другом (коаксиальный кабель). Все остальные конструкции представляют собой более или менее удачные вариации.
Исторически в качестве изолирующего материала применялись промасленная или вощеная бумага, шелк, резина. Воздушный диэлектрик по своим качествам является лучшим. Быть может, только в высоковольтной технике ему находят лучшую замену. В звукотехнике в последнее время появились новые материалы, удачно сочетающие электрические свойства с механическими: синтетические каучуки и силиконовые резины, многочисленные ПХВ материалы, полипропилены, литые, вспененные и ленточные полиэтилены, фторопласты. В недорогих, начального и среднего качества кабелях, применяют ПХВ.
В заключение дадим некоторые практические рекомендации.
Hе забывайте мыть контакты! Любая поверхность контакта загрязняется на воздухе. Hеобходимо тщательно промывать все разъемы кабелей и гнезда в аппаратуре (усилитель, КД проигрыватель, тюнер, акустические системы) при каждой перекоммутации. Hа рынке аксессуаров имеется большой выбор жидкостей по уходу за контактами. Если подобного средства нет под рукой, используйте спирт.
Еще раз подчеркнем: кабели являются полноценной частью аудиосистемы, подобно проигрывателю, усилителю, акустической системе и заслуживают не меньшего внимания при выборе.
Бескислородная медь OFC или омедненный алюминий CCA? Почувствует разницу слух? (бренд AMP)
Коротко об акустических проводах, СИЛОВЫХ кабелях и установочных комплектов — глядя со стороны, на расходы «музыкантов» на сопутствующие компоненты — это кажется довольно забавным, но лишь стоит столкнуться лично с необходимостью покупки «проводов» и «кабелей» шутки заканчиваются…
Как оказалось, довольно серьезную часть бюджета сборки сабового звена занимает покупка СИЛОВОГО кабеля, и всех необходимых компонентов!
Велосипед придумывать не к чему — компоненты сабового звена производства AMP, и как следствие, приобрел попутно УСТАНОВОЧНЫЙ комплект 4.04 для установки 4-х канального усилителя, на основе CCA кабеля!
Уточню, установщики акустических компонентов в студии ДОПУСТИЛИ монтаж сабового звена мощностью киловатт на основе CCA кабеля 4Ga сечением 21.1 мм²!
Пару слов о выборе ПРОДАВЦА кабеля — AMP! Подозреваю, нет никакого смысла переплачивать за «медь» именитых брендов, как например PRIDE, вы же не верите, что производитель акустических компонентов имеет в распоряжении металлургический комбинат по отливки изделий из меди?
Вся российская медь закупается Китаем, в России, по сути, не применяют медь, поэтому — Made in China, ОДНАКО, это не показатель того, что акустический провод тот или иной плохой, это просто переплата за бренд по факту.
Несколько основных вопросов связанных с выборов кабелей:
— Заметна ли разница в звучании акустики от CCA кабеля или OFC кабеля?
— Что предпочтительнее, акустический кабель OFC 4Ga («чистая» бескислородная медь 99.99%) или «сварочный» силовой кабель «КГ» 25-го квадрата?
Начнем с того, что все проблемы упираются в деньги!
Акустический кабель OFC 4Ga, бренда AMP, ценником примерно 800 рублей за метр — однозначно лучший вариант для подключения сабового звена (бренды меняются, но суть не меняется — чистая медь однозначно надежнее!), по сравнению с абсолютно любым кабелем CCA (омедненый алюминий) выигрывает по КАЧЕСТВУ и НАДЕЖНОСТИ использования!
Акустический провод CCA вполне себе пригоден для подключения небольшого усилителя на «фронт», где нет киловаттных нагрузок, в разумных системах!
В чем принципиальное отличие между АКУСТИЧЕСКИМ силовым кабелем и «сварочным» силовым кабелем? Есть несколько важных отличий:
— Акустический кабель обладает ультрагибкостью, что крайне упрощает монтаж кабеля по кузову;
— Оплетка акустического кабеля рассчитана на температуру 150°С, что без проблем выдерживает тепловые нагрузки под капотом автомобиля, в отличии от оплетки сварочных кабелей «КГ», которая рассчитана на работу на открытом пространстве, где температурная нагрузка не более 50°С;
— Сечение акустического кабеля 4Ga AMP 21.1 мм², а сечение сварочного кабеля «КГ» 25 — 25 мм², ОДНАКО, «медяшки» в акустическом проводе сделаны более тонкими, как следствие КПД ЭФФЕКТИВНЕЕ за счет отсутствия «свободного» пространства в жиле!
(Да, многие обратят внимание, что эффективнее было было использовать толстые жилы, но в автомобиле подобный кабель не протянуть, ибо он не гнется от слова совсем!)
Но, я собираю первую систему, любительскую, поэтому выбрал на первоначальном этапе (бюджет не осилил) силовой сварочный кабель «КГ», производство Рыбинск, по цене 385 рублей за метр, купленный в AvtoALL, ибо как оказалось, крайне сложно купить силовой кабель 25-го квадрата в городе, ибо «музыканты» скупают бухтами кабеля!
Да, силовой кабель «КГ» не настолько эластичный как акустический, и жилы довольно крупнее, но «новичку» в самый раз, по мере доработок системы, возможно докуплю акустический силовой кабель 4Ga!
Сейчас необходимо докупить наконечники, в обязательном порядке защитную оплетку на кабель — Змеиная кожа, предохранители, и система на монтаж!
Ответьте на вопрос, есть ли разница в звучании акустики при использовании OFC («чистая» медь 99.99%) кабеля и CCA (омедненный алюминий) кабеля?!