viva kalman что значит
Вива, Кальман – Агата Кристи
«Вива Кальман» (Viva Kalman!) – песня группы «Агата Кристи» из альбома «Коварство и Любовь». Автор текста и музыки – Вадим Самойлов. После распада коллектива произведение вошло в сольный репертуар автора.
Агата Кристи – Вива, Кальман – слушать
Интересные факты
Песня группы «Агата Кристи» «Вива, Кальман» является условным посвящением королю оперетты Имре Кальману. Фактически же в произведении ведется повествование о Белом клоуне, который в цирке всегда подвергается насмешкам Рыжего клоуна. Если говорить о названии композиции, то оно отталкивается от музыкальной формы, в которой выдержана.
К песне «Вива, Кальман» был снят официальный клип. Режиссер этого ролика – Андрей Разбаш. Съёмочной площадкой для ряда эпизодов рассматриваемого музыкального видео послужила квартира родителей Андрея. Также съёмки производились в расположенном неподалеку полуразрушенном здании старого цирка.
Агата Кристи – Вива, Кальман – текст
Пегой луной наступает вечер,
Лысый швейцар зажигает свечи,
Пудрится цирк в ожидании встреч
С голодною толпой.
И через миг на арене алой
Вырастет мир на утеху зала,
Белый маньяк затрясет устало
Битой головой.
Белый клоун, белый мученик
Ради смеха пьяно-жгучего
Будет издеваться над собой.
Вечером здесь у него заботы,
Ведь униженье – его работа,
Но посмеется последним наш
Невидимый герой.
Но в час когда полночь погасит краски
Бывший Пьеро поменяет маску,
Новый из тех, кто над ним смеялся,
Превратится в гной.
Клоун не зря помнит эти лица,
Вечером шут, а теперь убийца,
В душном трактире он отрешится
С пьяною ордой.
В кабаке с визгливой скрипкой,
За столом от грязи липким
Будет хохотать он сатаной.
Завтра опять у него заботы,
Ведь униженье – его работа,
Но посмеется последним наш
Невидимый герой.
Кто изгибал на арене спину,
Тот испытал, что такое сила,
Пой же, цыган, зажигай-ка, милый,
Белую ты кровь.
Как группа АГАТА КРИСТИ написала свои хиты про белого клоуна и декаданс? Ко дню рождения Глеба Самойлова
Свердловскую группу АГАТА КРИСТИ я услышал давно и полюбил практически сразу. Полюбил именно за то, за что их тогда упрекали многие коллеги по цеху. Мол, клавишей слишком много, аранжировки помпезные, гармонии попсовые…
Также холодно отнеслись к первым двум пластинкам группы и почти все мои знакомые. Парадокс заключался в том, что, когда АГАТУ КРИСТИ массы всё-таки полюбили (после знаменитого альбома «Опиум»), именно в тот момент я стал испытывать по отношению к группе жестокое разочарование. Но об этом позже…
«Viva, Kalman!» (1989)
Раннюю АГАТУ КРИСТИ весьма полно представлял альбом с вычурным шиллеровским названием «Коварство и Любовь». Выходил он аж два раза. Сначала в виде магнитоальбома в 1989 г. Но запись была очень низкого качества, и в 1990 году альбом перезаписали для виниловой пластинки, которую я сразу же и купил.
Первым же проводником группы в массы стало телевидение. Сначала это были ролики в передаче «Взгляд», потом — трансляция выступлений АГАТЫ на конкурсе «Ступень к Парнасу».
Надо сказать, что группа привлекла к себе внимание уже одним своим внешним видом. Румяный и полноватый фронтмэн Вадим Самойлов, облачённый во фрак и белую рубашку, совсем не походил на своих нечёсаных рок-коллег. Музыка тоже была необычной — она напоминала собой целый опереточный спектакль с характерным фарсом и гротеском, но при этом была по рок-н-ролльному драйвовой.
Первой песней, показанной по ТВ, стала композиция, первоначально носившая название «Белый клоун». Сами музыканты говорят, что впервые она появилась в передаче «Игра в детектив». Позже режиссёр А. Разбаш снял для программы «Взгляд» целый видеоклип — на данный момент утерянный. Помню только, что начинался он с дирижирующего в белых перчатках Вадима…
Сам Вадим вспоминал, что мелодия и идея песни родились у него очень быстро. Младший брат Вадима — Глеб Самойлов — заведующий большинством текстов, придал идее стихотворную форму, а также подарил свой бесхозный кусочек мелодии (он хорошо вписался в песню как проигрыш).
Сюжет песни не блистал новизной, но в отечественном роке подобного ещё не было. Как известно, цирковое амплуа белого клоуна — это амплуа страдальца, над которым издевается рыжий клоун и смеётся публика. В песне АГАТЫ белый клоун превратился в потаённого маньяка, который в свободное от работы время мстит публике за своё унижение.
Клоун не зря помнит эти лица,
Вечером — шут, а теперь — убийца…
Так как стилистика песни напоминала оперетту, то в голове Глеба всплыл образ корифея этого жанра — венгерского композитора Имре Кальмана («Цыганский барон», «Сильва», «Принцесса цирка»). Так появилось издевательское восклицание «Viva, Kalman!», которое и стало окончательным названием песни.
Музыканты вспоминали, что опереточный имидж группы во многом определил тот факт, что на их синтезаторе нормально звучал лишь симфонический регистр. В результате практически весь альбом представлял собой этакий фееричный стёб с леденящими душу страстями и гипертрофированными эмоциями.
Г. Самойлов:
«Это такая кичуха высокая. Это пошлость, это кич, но он очень ярко и грубо выражает эмоции, причем ненатуральные. В общем, цирковое искусство. В принципе, весь имидж АГАТЫ КРИСТИ тех времен, как музыкальный, так и визуальный, как раз соответствовал вот этому издевательскому использованию оперетты как краски, как образа жизни».
Новая версия альбома лично меня порадовала ещё одной метаморфозой. Было видно, как музыканты сознательно убирают из своего творчества туполобую антисоветскую социальщину. Рок-музыка времён перестройки настолько ассоциировалась с протестом, что Вадим Самойлов вспоминал по этому поводу забавную историю. Когда он впервые показал барабанщику группы — Петру Маю — своего «Белого Клоуна», тот сделал удивлённые глаза и недоумённо спросил: «А против чего она направлена, эта композиция?».
В результате «антисоциальной» чистки из трек-листа АГАТЫ навсегда исчезают такие песни, как «Наша Правда» и «Крысы в белых перчатках». Другие же композиции коренным образом редактируются. Из названия песни «Праздник советской семьи» исчезает слово «советская», а из текста — упоминание о Сталине и «Истории СССР». Также далеко не все знают, что песня «Танго с дельтапланом» поначалу называлась «Кооперативное танго» и была сатирой на кооперативные ларьки.
Группа нашла свой стиль — петь о внутреннем мире человека со всеми его ангелами и демонами, а социальщину, по словам Глеба, пережила, как «неглубокую инфлюэнцу».
«Декаданс» (1990)
После «Коварства и любви» группа уже сама ощущала, что виньеточно-опереточный стиль своё отработал, и в новом альбоме резко изменила звук группы. Он стал более лаконичным, исчезло привычное сочетание гитарного фузза и симфонических клавиш.
Так родился самый совершенный (по моему сугубо личному мнению) и самый непопулярный в творчестве группы альбом под названием «Декаданс». Меланхоличный, нервный, тонкий — точно соответствующий заявленному в названии эстетскому, болезненному и упадочному стилю. Девизом альбома могли бы стать строчки из замечательной композиции «Щёкотно»:
Спой мне, чтобы было грустно,
Только не очень больно…
Спой мне, чтобы было страшно,
Чтобы было щёкотно…
Из общего полотна немножко выбивались композиции «Шпала» и «Эксперимент», имеющие лёгкий социальный оттенок. Но в принципе все песни были хороши и соответствовали общему настроению. Характерная для АГАТЫ смесь искренности с иронией здесь ещё была выдержана в нужных пропорциях.
А. Грин:
— Принимая автомобиль, вводя его частью жизни нашей в наши помыслы и поступки, мы безусловно тем самым соглашаемся с его природой: внешней, внутренней и потенциальной. Этого не могло бы быть ни в каком случае, если бы некая часть нашего существа не была механической; даже, просто говоря, не было бы автомобиля. И я подозреваю, что эта часть сознания нашего составляет его сознание.
Г. Самойлов:
Я прошлой ночью видел сам — горящая, нагая —
Вы улетели в небеса на страшном черном волке.
Я знаю — это был он,
Я ставлю свечку к образам,
Но я уже не верю…
Я скоро душу вам продам —
Вам и мотоциклету…
О, отче наш иже еси!
Другой хит — «Декаданс» — по своему настроению является неким мостиком, перекинутым между предыдущим и новым альбомом. В нём много опереточных страстей и изящного стёба (надо сказать, очень изощрённого). Это откровенная насмешка над самим декадансом с его нарочитой экзальтацией, манерностью, кокаином, «эропланами» и прочими эдельвейсами. «Возвышенная» любовь героини тут же заканчивается, когда она узнаёт, что её избранник еврей.
Какое-то время для меня было непонятно только слово «гойша» (уж не «гейша» ли, думал я). Оказалось, что «гои» — это прозвище, которым иудеи называют всех не-иудеев. Ну, и конец песни тоже радовал:
На патефон поставлю пластинку
И застрелюсь под музыку Стинга!
Как это нередко бывает, лучший альбом группы хотя и вышел на пластинке, никакого ажиотажа не вызвал. В начале 1990-х для группы наступили тяжёлые времена, а за ними неожиданный взлёт.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
АГАТА КРИСТИ — «Viva, Kalman! (Белый Клоун)» (муз. и сл. — В. Самойлов)
Поёт: В. Самойлов
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
Имре Кальман (1882-1953) — венгерский композитор, мастер оперетты («Цыганский барон», «Сильва», «Принцесса цирка»).
.
***
Белый клоун — цирковое амплуа; клоун, исполняющий роль изнеженного и манерного тихони — объект насмешек и издевок Рыжего клоуна.
Быстро дописывались и репетировались новые песни к основе программы «Второго фронта». Об истории создания одной стоит упомянуть особо — конечно же, это «Viva Кalman!» (или «Белый клоун»). Мало кто знает, что Вадик написал ее, находясь в отпуске за границей, в гостинице, где не было НИКАКИХ музыкальных инструментов, то есть практически в уме. Придуманные слова записал чуть ли ни на салфетке из ресторана. И мало того, что написал мелодию, гармонию и текст, так еще продумал всю аранжировку (кроме «опереточного» проигрыша — его позже придумал Глеб)!
Вадик вернулся из отпуска, и группа с ходу начала репетировать эту новую песню. Инструментал отработали довольно быстро, стали пробовать петь. И тут выяснилось, что тональность для пения высоковата — надо опускать гармонию песни минимум на тон. Гитаристам это было сделать довольно легко, барабанщику вообще всё равно — а вот Саше за клавишами пришлось туго. Дело в том, что цифровых клавишных инструментов у группы тогда еще не было, использовались аналоговые клавиши — это сегодня можно перестроить клавиатуру одним нажатием кнопки, а тогда всё было по-честному. Но недаром мы отмечали, что в нужные моменты Саша мог концентрироваться и чуть ли не чудеса творить — к концу репетиции все уже и забыли, что клавишник играет в другой тональности.
***
Из интервью с Г. Самойловым, DVD «Эпилог», 2010:
— А какое отношение вообще имеет Кальман к монстру-клоуну?
— Ну, вообще история этой песни очень длинная. Музыку к ней придумал Вадик, кроме одного места (напевает опереточный проигрыш) — это придумал я. Я в то время… не то, что любил… а меня привлекала оперетта, как напыщенный, очень манерный и совершенно неестественный жанр. В таком же оперетточном духе мы с Вадиком придумывали, о чем эта песня будет. Потом он это воплотил в стихи. И поскольку вот так всё получилось, а король оперетты — Кальман, поэтому песня начинается с крика «Вива, Кальман!».
9 сентября состоялась свадьба Вадима и Тани. Никто специально не подгадывал, но молодожёны вошли в зал ЗАГСа в 15:15 09.09.88. Кто-то обратил внимание на магию цифр, и все сошлись во мнении, что брак будет счастливым. Торжество прошло в стройотрядовском духе с традиционными игрищами и песнями хором. В свадебное путешествие молодожёны уехали в посёлок Джубга недалеко от Геленджика. Именно на тамошнем пляже появилась на свет песня «Viva Kalman!»
Татьяна и Вадим Самойловы.
«Я уснула на песке и естественно сгорела, потому как Самойлов вовремя меня не перевернул или не разбудил, – вспоминает Таня. – Просыпаюсь, а он говорит: «Я придумал песню!» И начинает её пересказывать: «Вот здесь вступают трубы, здесь вступают скрипки, вот это вот так, вот это вот сюда, а потом ударные, а потом вот это». Он мне рассказывал музыку. А потом мазал меня сметаной. Это была такая ржака!»
«Я проснулся, у меня в голове играла мелодия со всеми проигрышами, со всеми характерами, и я её записал в ноты, – вспоминал сам Самойлов. – Это была одна из редких песен, которые появляются молниеносно. На ближайшей репетиции я её показал, и всё случилось. Редко когда замысел, который ты слышишь где-то в голове далеко, потом воплощается на сто процентов».
«Viva Kalman!» не походил на всё прежнее творчество «Агаты». Песня была настолько не социальна, что услышавший её впервые Май даже растерялся: «А против чего она направлена?» Особую иронию в историю стопроцентного хита добавляет то, что знаменитый опереточный проигрыш был придуман Глебом для вычеркнутой из репертуара песни «Взгляд на нашу историю» о кровавом прошлом СССР.
…Возросший уровень популярности группы, стремление во всем соответствовать этому уровню требовали фирменных инструментов, очень дорогих и дефицитных. На общем собрании решено было искать спонсора. В качестве одного из вариантов Вадик предложил расположенный в Свердловской области Качканарский завод радиотехники, выпускавший клавишные инструменты «Форманта», «Поливокс» и аудиоаппаратуру.
…Деньги спонсоров пошли, в частности, и на первый высокобюджетный клип «Агаты Кристи». «Взглядовский» режиссёр Андрей Разбаш предложил группе сделать видеоверсию песни «Viva Kalman!» Получился страшный долгострой. Видимо, Разбаш решил подхалтурить и назначал съёмочные дни примерно раз в неделю, когда камеры и прочая техника были свободны. Процесс съёмки растянулся на месяц, который группа провела в каком-то московском общежитии, изнывая от безделья и скуки. Отсняв материал и отпустив музыкантов домой, режиссёр потратил на монтаж ещё полгода. В результате клип показали, когда появилась и стала популярной уже другая версия песни. Клип прошёл незамеченным и быстро исчез из эфира.
***
Из интервью с В. Самойловым, DVD «Эпилог», 2010:
…- В тот период времени, когда рок ассоциировался с социальной лирикой, вы же дебютировали песней о клоуне-монстре…
— Знаешь, социальная тематика у нас тоже просквозила — в самом самом раннем (этапе)… Эти песни даже нигде не записаны, не вошли ни в один альбом. Буквально их там 2-3 песни какие-то были. Как сейчас помню одна песня была такая: «Наша правда пахнет водкой…».
И на эту тему даже есть анекдотическая ситуация. Тогдашнему нашему барабанщику — Пете Маю — мы какую-то очередную песню показали ему, что-то вроде «Вива, Кальман!» — виньеточно-оперетточное. И Петя так глаза удивленно (сделал) и сказал: «А против чего она направлена, эта композиция?»
Ну вообщем быстро мы это перепрыгнули. Произошла уже эта «революция» к тому времени. Но, видимо, было еще какое-то интуитивное понимание того, что мир, который вокруг нас — это еще не весь мир. Есть еще мир внутри нас, и, видимо, нам было изначально интересно копаться именно в этом мире. И я до сих пор уверен, что это самое интересное занятие, которое художник может себе позволить.
***
На песню «Viva, Kalman!» был также снят клип, режиссёром которого стал Андрей Разбаш и программа «Взгляд».
.
***
Из интервью Вадима и Глеба Самойловых на «Нашем радио» в передаче «Летопись», 07.09.2003.:
Вадим: «Viva Kalman!» — одна из редких песен, которые появляются молниеносно, т.е. буквально я проснулся, у меня в голове она была проиграна, и я ее записал в ноты. А потом Глеб переложил просто уже, так сказать, сценарий текста, который я, как мог, озвучил.
Глеб: Но еще до этого существовал этот проигрыш — из другой моей песни, которая не прижилась. А Вадик изъял его и вставил в свое произведение очень органично.
Вадим: С клипом очень долго все происходило и весело. Я так понимаю, что сценарий внятно никто не представлял себе. Режиссер клипа Андрей Разбаш, который сейчас президент компании ВИД, тогда еще был одним из запускающих режиссеров на программе «Взгляд». И вот как раз в этот момент он становился из выпускающего режиссера президентом телекомпании, поэтому монтаж клипа происходил очень долго, ему было не до того, потому что начались какие-то поездки. Помню, часть эпизодов мы снимали в квартире его родителей на Беговой, там же недалеко был какой-то разрушенный цирк, там тоже съемки были. Что-то там из жизни героя циркового.
Я, наверно, больше все же «Летучую мышь» ассоциирую, когда «оперетта» говорят. Причем не просто в музыкальном смысле, а прямо лицо Соломина мне на экране видится, в киноверсии. Да, у меня оперетта со Штраусом ассоциируется, и почему «Вива Кальман» — я до сих пор не понимаю…
Глеб: Это я предложил…
Вадим: Меня оперетта раздражала всегда, потому что если это делать не изысканно, не очень профессионально с точки зрения классической музыки, то обесцениваются гротеск и фарс, которые должны присутствовать. А именно они нам и нравились. Поэтому мы, с одной стороны, придирчивы к этому жанру и к исполнителям, с другой стороны, сами пытались влезть туда.
Глеб: Это такая кичуха высокая. Это пошлость, это кич, но он очень ярко и грубо выражает эмоции, причем ненатуральные В общем, цирковое искусство. В принципе, весь имидж «Агаты Кристи» тех времен, как музыкальный, так и визуальный, как раз соответствовал вот этому издевательскому использованию оперетты как краски, как образа жизни.
***
Вадим Самойлов: Жизнь в 10 песнях
7 Апреля 2016
http://www.rollingstone.ru/music/interview/22882.html
«Это песня с дебютного альбома, который был записан на пластинке, и уникальность ее в том, что вот услышишь ее во сне и потом приходишь на репетицию и с коллегами ее делаешь, и она точно такой и получается, как во сне. Потом мы уже вместе поняли, о чем она будет, а поскольку «АК» тогда пела такие памфлеты о странных героях — всяких одушевленных столах, тумбочках и неодушевленных людях, то вот такой странный образ клоуна, который сначала всех веселит, а потом всех убивает, — для нас это было актуально. Ну, в любом случае, уникальность этой песни в том, что редко когда замысел, который ты слышишь где-то в голове далеко, потом воплощается на сто процентов с такой скоростью. В этом случае она у меня со всеми проигрышами, со всеми, так сказать, характерами приснилась, и буквально я ее на следующей репетиции показал, и все случилось. В общем, вот такая странная юношеская история. В юности такие вещи происходят чаще, чем в более зрелом возрасте».
***
Из интервью с В. Самойловым, 2005:
— Вы помните, какая, именно песня вашей группы впервые прозвучала на ТВ?
— «Вива, Кальман!» в передаче «Игра в детектив», которую вели Евстигнеев и Ярмольник в 1988 или 1989 году. Это была съемка с московского фестиваля «СыРок». А в эфир её поставила Марина Лозовая, тогдашний музредактор «Взгляда».
«Viva, Kalman» и «Пантера» — Фестиваль «Ступень к Парнасу» 1989 год
Агата Кристи — Viva Kalman! 1989:
По-моему, год этого архивного видео — ошибка. Ведь за барабанами там, если я не ошибаюсь сидит Андрей Котов, а он появился в группе лишь в 1991-м. Как написал в комментариях Михаил Щукин: «Это концертная запись 1994 года и шоу «Игры Гладиаторов» по ТВ показывали в 95-96 годах».
Viva Kalman! (1991)
Агата Кристи 15 лет. Viva Kalman
Юбилейный концерт «Агата Кристи 15 лет». Москва, Дворец спорта «Лужники» 22 февраля 2003 год.
_______________________________________________________________________
Текст песни «Viva, Kalman (Белый Клоун)»:
Am
Пегой луной наступает вечер
Лысый швейцар зажигает свечи
Dm
Пудрится цирк в ожиданьи встреч
E Am
С голодною толпой
И через миг на арене алой
Вырастет мир на утеху зала
Белый маньяк затрясет устало
Битой головой
Dm
Белый клоун белый мученик
F
Ради смеха пьяно-жгучего
Dm F E
Будет издеваться над собой
Вечером здесь у него заботы
Ведь униженье — его работа
Но посмеется последним наш
Невидимый герой
Но в час когда полночь погасит краски
Бывший Пьеро поменяет маску
Новый из тех кто над ним смеялся
Превратится в гной
Клоун не зря помнит эти лица
Вечером шут а теперь убийца
В душном трактире он отрешится
С пьяною ордой
В кабаке с визгливой скрипкой
За столом от грязи липким
Будет хохотать он сатаной
Завтра опять у него заботы
Ведь униженье — его работа
Но посмеется последним наш
Невидимый герой
Кто изгибал на арене спину
Тот испытал что такое сила
Пой же цыган зажигай-ка милый
Белую ты кровь
_______________________________________________________________________
Viva Kalman!
Досадный случай, относящийся к Ельцин-центру, произошел в ночь на субботу 23 октября. Как сообщают, лидер и основатель рок-группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов в жёсткой форме раскритиковал деятельность этого «образовательного и культурного» заведения во время фестиваля «Ночь музыки», при этом концерт проходил в самом учреждении. «Привет, Ельцин-центр… вы нам тут площадки предоставляете, но мы знаем, чем вы здесь занимаетесь, вы занимаетесь контрпропагандой», – заявил музыкант со сцены, после чего так же нелестно высказался о представителях ЛГБТ.
Позже Самойлов извинился за использование матерных слов во время речи, однако не стал отказываться от заявления, сказав, что считает 90-е годы временем разрушения государства и предательством элиты, а также обвинил гомосексуалистов в пропаганде своего образа жизни. Его основная мысль в пояснениях насчет ЛГБТ, чуть перефразируя его самого, заключалась в том, что пусть «они» делают с самими собой, что угодно, только «не лезьте к нашим детям в школы». «Да, Ельцин-центр действительно является центром антигосударственной пропаганды и пропагандирует радикальные либеральные ценности. Вся метафора о том, что до Бориса Николаевича Россия была темной, а он пришёл, и она стала светлой», – пояснил музыкант.
Самойлова поддержали его коллеги – лидер группы «СерьГа» Сергей Галанин и популярный рок-музыкант Найк Борзов. Действительно, а в чем не прав, по сути, лидер «Агаты Кристи»? Он сказал то, что известно уже давно. Ну, про ЛГБТ – совсем давным-давно. А вот про сам Ельцин-центр – с момента его открытия в Екатеринбурге.
Пегой луной наступает вечер
Лысый швейцар зажигает свечи
Пудрится цирк в ожиданьи встреч
С голодною толпой
И через миг на арене алой
Вырастет мир на утеху зала
Белый маньяк затрясет устало
Битой головой
Белый клоун, белый мученик
Ради смеха пьяно-жгучего
Будет издеваться над собой
Но в час когда полночь погасит краски
Бывший Пьеро поменяет маску
Новый из тех кто над ним смеялся
Превратится в гной
Клоун не зря помнит эти лица
Вечером шут а теперь убийца
В душном трактире он отрешиться
С пьяною ордой
В кабаке с визгливой скрипкой
За столом от грязи липким
Будет хохотать он сатаной
Кто изгибал на арене спину
Тот испытал что такое сила.
Пой же цыган зажигай-ка милый
Pinto moon evening comes
Bald doorman lights candles
Powder circus waiting for a meeting
With a hungry crowd
And a moment later the arena scarlet
Joy to the world grow room
White maniac shakes tired
bat head
White clown white martyr
For fun piano burning
Will scoff at a
But when the midnight hour repay paint
Former Piero vary mask
A new one of those who laughed at him
Turn into pus
Clown knowingly remembers these persons
Evening and now the killer clown
In a stuffy restaurant he abandon
With a horde of drunken
In the pub with a screechy violin
At the table of sticky mud
Satan will laugh it