аддиктивный риск не выражен что это значит
Лечение зависимого (аддиктивного) поведения
Аддиктивное поведение (в переводе с англ. addiction – склонность, пагубная привычка; c лат. addictus – рабски преданный) является одной из форм деструктивного поведения, которое выражается в стремлении уйти от реальности путем приема некоторых веществ или патологической фиксации внимания на определенных видах деятельности, обеспечивающих получение интенсивных эмоций.
Зависимое поведение может настолько захватить человека, что сделает его беспомощным перед имеющимся пристрастием и начнет управлять его жизнью. В этом состоянии наблюдается ослабление волевых усилий, что не дает возможности противостоять аддикции.
Причины аддиктивного поведения
Среди наиболее распространенных причин зависимого поведения – трудности адаптации к проблемным жизненным ситуациям, многочисленные разочарования, крушение идеалов, частые конфликты в семье и на работе, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. В попытке убежать от хронической неудовлетворенности человек ищет универсальный способ выживания и пытается уйти от имеющихся проблем путем погружения в мир фантазий и замены реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными.
Люди, склонные к зависимому поведению, отличаются сниженной переносимостью обычных жизненных трудностей, что и приводит к бегству от разрешения проблем. Также у них часто наблюдается комплекс неполноценности, чаще всего приобретаемый в детском возрасте. Незрелость, инфантильность, эгоцентризм, постоянная потребность в одобрении окружающих, отсутствие интеллектуальных запросов, увлечений и четких нравственных норм тоже могут послужить пусковым механизмом для развития аддиктивного поведения.
Формы аддикции
Точное количество форм аддикции подсчитать невозможно, ведь зависимость может развиться под влиянием любых факторов. Но чаще всего аддиктивное поведение связано с:
Аддикция может проявляться во всем, даже в виде пристрастия к постоянному поиску помощи от окружающих, что нередко приводит к обращению человека в секты, где руководят властные религиозные или политические лидеры.
Последствия аддиктивного поведения
По мере развития зависимого поведения эмоциональные отношения с близкими людьми теряют свою значимость, аддиктивная личность отгораживается от семьи и друзей плотной стеной отчуждения и погрязает в своих пристрастиях. Как результат такого поведения – социальная дезадаптация. Первостепенное место в жизни занимает зависимость.
У человека наблюдается снижение критичности к негативным последствиям аддикции, от любых попыток уговорить его осознать свои поступки он отвечает фразами «все нормально», «я вполне могу себя контролировать, никакой зависимости нет», «я не алкоголик, не наркоман, не игрок, захочу – брошу». Наблюдается азоногнозия – отсутствие критической оценки больным своего заболевания. Если Вам знакома эта ситуация, значит Вашему близкому необходима коррекция аддиктивного поведения.
Диагностика и лечение аддиктивного поведения в ОН КЛИНИК
Основным методом лечения зависимого поведения является психотерапия. При обращении к специалисту устанавливается степень вовлеченности пациента в пагубные влечения. Во врачебной практике встречаются как редкие эпизоды, мало влияющие на повседневную жизнь, так и тяжелые зависимости, которые сопровождаются изменениями в психическом и физическом состоянии.
Психотерапевты, работающие в Международном медицинском центре ОН КЛИНИК, являются профессионалами своего дела и за время своей практики тщательно исследовали все встречающиеся типы зависимостей с выявлением их общих и характерных черт. Это позволяет врачам применять индивидуальный подход к лечению каждого пациента, с учетом особенностей его психики, формы зависимости, возраста и других особенностей. Мы предлагаем не только стандартные и не во всех случаях эффективные схемы лечения, а именно ту помощь, которая актуальна для Вас либо Вашего близкого человека в конкретной сложившейся ситуации.
В процессе коррекции зависимого поведения больному также может потребоваться курс дезинтоксикации для выведения из организма накопленных психоактивных веществ.
Специалисты нашей клиники помогут избавиться от стремления к уходу от реальности, страха перед жизнью и склонности к поиску сильных эмоциональных переживаний путем приобретения аддикции. Обратившись к нам, пациент забудет о пристрастии к алкогольным напиткам, курению, наркотикам, избавится от игровой и интернет-зависимости, затяжной депрессии, анорексии, булимии и других зависимостей.
Главное – сделать первый шаг, позвонить нам и записаться на прием к психотерапевту.
Выздоровление и возвращение к новой, счастливой жизни начинаются у нас, в ОН КЛИНИК!
Хирург, флеболог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук
Во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг на день обращения в регистратуре или в колл-центре по многоканальному номеру телефона +7 495 223-22-22
Ариадна
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-педагогической реабилитации, коррекции и образования
Разделы сайта
Пережогин Л.О. Выделение групп риска формирования зависимости от ПАВ
Выделение групп риска формирования зависимости от ПАВ является важным для адекватного определения несовершеннолетних, нуждающихся в принудительных мерах воспитательного воздействия в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа в связи с безнадзорностью, бродяжничеством, аддиктивным поведением с риском формирования зависимости; для организации и проведения адресной, прицельной первичной вторичной психопрофилактической и антинаркотической помощи в различных учреждениях реабилитационного типа Министерства образования, социальной защиты или в детских лечебно-профилактических учреждениях с целью предупреждения развития форм аддиктивного поведения, переходящих в токсикоманию и наркоманию; для организации социально-профилактической помощи детям и подросткам с асоциальным и аддиктивным поведением в целях предупреждения правонарушений и обеспечения им и их семьям социально-психологической поддержки.
Непатологические формы аддиктивного поведения у детей и подростковне связаны с выраженными и стойкими психическими расстройствами или нарушениями психического развития (психический дизонтогенез) и не являются его следствием.
Они обусловлены преимущественно биологическими, микросоциальными (семейными, школьными, коммуникативными), а также психологическими (личностными) факторами риска, а не формируются по патологическим механизмам. Современное понимание злоупотребления ПАВ как формы отклоняющегося поведения (аддиктивное поведение) исходит из единства факторов риска и защиты для всех типов поведения, отклоняющегося от социальных норм. Непатологическое аддиктивное поведение может наблюдаться у подростков с отдаленными последствиями ранних резидуально-органических поражений головного мозга без психических расстройств; при акцентуациях характера; проявлениях «подросткового психологического комплекса», признаках нервно-психической неустойчивости, связанных с хроническими соматическими заболеваниями; при семейной, педагогической и социальной запущенности. Непатологическое аддиктивное поведение может сочетаться с другими формами девиаций, например, безнадзорностью с уходами из дома, гиперактивным, аутоагрессивным поведением. В связи с этим социотерапевтическое воздействие только на проявления аддиктивного поведения, как правило, оказывается неуспешным, так как эта форма поведенческих расстройств может трансформироваться в другой, более тяжелый вариант, например, в аутоагрессивное, суицидальное поведение.
Первая группа риска(вариант непатологического аддиктивного поведения) определяется взаимодействием ключевых микросоциальных и психологических (личностных) факторов риска с искажением позитивно-субъективных отношений ребенка к условиям своей жизнедеятельности. Диагностика отношений ребенка к самому себе и значимому окружению является важным критерием выявления детей этой группы риска, а также критерием оценки эффективности, проведенной психопрофилактической и антинаркотической работы.
В этом случае многообразные, отрицательные социальные влияния в детском и подростковом возрасте искажают формирующуюся личность, ее установки и способы реагирования. Это проявляется в нарушениях социализации с акцентуациями характера по различному типу, признаках средовой психической дезадаптации с аддиктивным поведением и другими поведенческими нарушениями, но без делинквентной и криминальной активности. В отдельных наблюдениях аддиктивное поведение связано с так называемым «подростковым комплексом». К возрастным особенностям подростковой психики относятся такие черты, как противоречивость чувств и побуждений, завышенная самооценка и в то же время неуверенность в себе, отказ от общепринятых норм поведения и подчинение своих выборов и отношений стилю жизни «кумиров», сочетание упрямства с внушаемостью. Особенно явно эти противоречивые черты проявляются в устойчивом негативном отношении к установкам родителей, школы и именно они определяют на начальном этапе мотивацию аддиктивного поведения.
Вторая группа риска(вариант непатологического аддиктивного поведения со стойкими асоциальными нарушениями) также определяется взаимодействием ключевых микросоциальных и психологических (личностных) факторов риска, но отличается формированием черт личностной деформации по асоциальному типу. Для нее типичны следующие признаки:
Следовательно, определяющими признаками этой группы риска являются черты личностной деформации по асоциальному типу с различными формами делинквентной активности без сопутствующих психических расстройств или грубых нарушений возрастного психического развития.
Патологические формы аддиктивного поведения у детей и подростков.Эти формы развиваются вследствие психических расстройств, наблюдающихся у детей и подростков, ассоциированы с психическими расстройствами, и способствуют формированию психических расстройств, т.е. являются звеном патогенеза аномальных состояний психики.
Третья группа риска(вариант патологического аддиктивного поведения с сопутствующими психическими расстройствами) определяется сочетанием злоупотребления ПАВ с психическими расстройствами и нарушениями возрастного психического развития. Патологическое аддиктивное поведение отмечается как у детей, так и у подростков. Сопутствующими с аддиктивным поведением выступают следующие симптомокомплексы:
Из симптомокомплексов, связанных с нарушениями возрастного психологического развития, с аддиктивным поведением наиболее часто сочетаются проявления ретардированного (задержанного) развития: задержки развития, специфические нарушения развития с трудностями усвоения школьных навыков письма, счета, речи, пространственной ориентировки.
При этом аддиктивное поведение обусловлено значительной внушаемостью и подчиняемостью, не самостоятельностью и склонностью к групповым формам злоупотребления ПАВ.
Полиморфные поведенческие расстройства могут включать единичные делинквентные или даже криминальные действия, которые не носят повторяющегося характера, не сопровождаются формированием стойких личностных деформаций по асоциальному типу.
Специально следует остановиться на связи аддиктивного поведения и делинквентности подростков. Среднее соотношение аддиктивного поведения и делинквентности, критерием которой является совершение асоциальных, противоправных действий, составляет по нашим данным 1:3 (Вострокнутов Н.В., Пережогин Л. О., 2003). С целью оценки соотношений между аддиктивным и делинквентным поведением проведем сравнение по социально-психологическим и клиническим признакам юношей, характеризующихся аддиктивным (1 группа) и делинквентным (2 группа) поведением.
Как правило, аддиктивное поведение предшествует делинквентному. Юноши второй группы по сравнению с первой характеризуются большей тяжестью аддиктивного поведения: начало употребления опьяняющих доз алкоголя отмечено на 2 года раньше (преимущественно между 12 и 13 годами), наблюдаются более частые выпивки с утратой количественного контроля, более высокая толерантность, предпочтение крепких спиртных напитков. Наряду с алкоголем более половины из них систематически употребляли наркотики или токсические вещества, тогда как в первой группе употребление их носило эпизодический характер.
Курят практически все подростки, однако вторая группа характеризуется более ранним началом (8-9 лет против 11-13 лет во второй группе) и наличием сформировавшейся зависимости к никотину. Мотивация потребления психоактивных веществ изначально чаще носит гедонистический характер, тогда как в первой группе коммуникативный и седативный (снять психоэмоциональное напряжение).
Второй группой для приобретения спиртного и других психоактивных веществ обычно использовались асоциальные средства: мелкие кражи, вымогательство, игра в азартные игры, мошенничество. Первая группа чаще указывала на использование для покупки спиртного карманных денег, угощение друзей, реже самостоятельные заработки.
Делинквентные подростки более чем их сверстники склонны к азартным играм и, в частности, в большинстве своем проводят за компьютерными играми нередко более 3 часов в день, тогда как в первой группе это увлечение свойственно 1/3 подростков с продолжительностью не более 1 часа. Отмечается нарастание вовлеченности в азартные игры по мере утяжеления аддиктивного и делинквентного поведения. Склонность к перееданию сладкого отмечена у 2/3 подростков из второй группы против 1/7 из первой. Делинквентным подросткам в большей степени свойственны реакции группирования: они предпочитают проводить время с друзьями на улице, из увлечений преобладают командные виды спорта. Однако их хобби носят неустойчивый характер и по мере прогрессирования делинквентности утрачивают свою актуальность.
Раннее начало половой жизни свойственно почти исключительно подросткам с аддиктивным поведением, при этом первичным могло быть как то, так и другое поведение. Подростки из второй группы в 2 раза чаще вступали в интимные отношения, чем их сверстники.
Среди подростков с аддиктивным поведением чаще, чем в популяции, встречаются трудности в субъективной оценке и описании своего состояния (алекситимия). Во второй группе эта тенденция усугубляется (частота встречаемости алекситимии у 2/3). Аналогично отмечается и тенденция к росту уровня невротизации и психопатизации.
Отсутствуют достоверные различия между исследуемыми группами по степени вовлеченности семей подростков в употребление алкоголя: с одинаковой частотой встречались как семьи с трезвенническими установками, так и семьи, в которых взрослые члены семьи систематически злоупотребляли алкоголем.
Существенный интерес имеют сравнительные данные о показателях удовлетворенности взаимоотношениями и потребности в общении в группах детей и подростков, не имеющих опыта столкновения с наркологическими проблемами, а также в группах детей и подростков с начальным опытом употребления ПАВ и в группе несовершеннолетних с формированием зависимости.
Для подростков, не имеющих опыта наркологических проблем, характерна наименьшая дистанция общения с родителями. С учетом значимых лиц их доля составляет 71,8%, при этом как наиболее доверительные отношения воспринимаются отношения с матерью. У таких детей и подростков, как правило, отношения оказываются наиболее поляризованными: объекты общения находятся на близком расстоянии (эмоционально значимые лица), либо удаляются на максимальное расстояние (алкоголик, наркоман, наркоторговец, врач-нарколог, сотрудник правоохранительных органов (62,5%).
Иная картина характерна для детей и подростков группы риска и детей с формированием зависимости. В группе риска существенно уменьшается лидирующее положение родителей, но увеличивается роль друга своего\противоположного пола. Он становится самым близким человеком. У несовершеннолетних с зависимостью усиливается тенденция к отдалению от родителей и приближению к другу своего\противоположного пола (32,5%) и только следующими по близости оказываются оба родителя или только одна мать (15,7%), только один брат или сестра (7,2%), бабушка (1,2%), наркодилер (1,2%). При оценке распределения объектов общения по степени удаленности в социальной среде можно отметить следующие тенденции.
Интересным представляются общие личностные особенности, присущие несовершеннолетним с аддиктивным поведением. В значительной степени они определяются присутствием неустойчивого радикала, черт инфантильности у большинства подростков-потребителей ПАВ. К числу таких характеристик относятся:
Синдром дефицита внимания с гиперреактивностью.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — психическое расстройство, относящееся к категории гиперкинетических расстройств (рубрика F90 по Международной классификации болезней, рубрика 314 по DSM-IV-TR, используемой Американской психиатрической ассоциацией), диагностируемое, преимущественно, у детей, характеризующееся триадой симптомов: нарушением внимания, гиперактивностью, импульсивностью.
СДВГ характеризуется триадой симптомов: нарушением внимания, гиперактивностью, импульсивностью (Попов Ю. В., Вид В. Д., 2000; Заваденко Н. Н., 2005 и др.). Нарушения внимания проявляются в том, что дети допускают ошибки в школьных (и других) заданиях из-за невнимательности к деталям, нюансам, не доводят до конца начатую работу или игру, не слушают, что им говорят и не могут следовать полученным разъяснениям (но не в силу того, что неспособны их понять), не могут организовать свою работу и избегают заданий, которые требуют внимания, усидчивости, легко забывчивы, рассеяны, теряют нужные им предметы (особенно школьные принадлежности, книги, игрушки), отвлекаются на посторонние стимулы. Гиперактивность проявляется в избыточной подвижности (не могут усидеть на месте, размахивают руками и ногами, вертятся, не сидят в классе и без разрешения ходят во время урока), предпочтении шумных, подвижных игр и неспособности к тихим занятиям, игнорировании ситуативных условий и социальных запретов. Импульсивность проявляется в неспособности дождаться своей очереди в игре или на уроке, многословности, склонности отвечать, не дослушав вопроса, торопливости, непоседливости, которые часто мешают другим.
И МКБ-10, и DSM-IV-TR (национальная классификация, используемая в США) практически одинаково подходят к критериям диагностики СДВГ. Следует отметить, что и МКБ и DSM являются не столько клиническими, сколько статистическими, исследовательскими классификациями, поэтому механическое применение их критериев неизбежно ведет к ошибкам в диагностике. Поэтому в России и ряде других стран (Франция, Германия), где клинические и научные психиатрические школы особенно сильны, МКБ используется в адаптированных (национальных) вариантах, приближенных к клиническим реалиям (в России МКБ-10 применяется с 1999 года, адаптированный вариант разработан под редакцией Голланда Б. В., Дмитриевой Т. Б., Казаковцева Б. А.). МКБ-10 не выделяет форм и подтипов СДВГ (гиперкинетического расстройства, F90), DSM-IV-TR выделяет три подтипа СДВГ: с преобладанием дефицита внимания (314.00), с преобладанием гиперактивности и импульсивности (314.01) и смешанный тип. Исходя из критериев МКБ-10 можно сделать вывод, что гиперкинетическое расстройство по МКБ соответствует смешанному типу СДВГ по DSM-IV-TR (критерии МКБ более строги).
Согласно исследовательским диагностическим критериям МКБ-10 (ВОЗ, 1994-1996), гиперкинетическое расстройство (F90) диагностируется, если:
В различных ситуациях, в течение минимум 6 месяцев, с началом не позднее 7 летнего возраста, при отсутствии расстройств развития (F84.-) или аффективных эпизодов (F30.- F32.-) и тревожных расстройств (F41.-) отмечается не менее шести симптомов невнимательности, трех симптомов гиперактивности и хотя бы один симптом импульсивности.
Симптомы невнимательности таковы (цитируются по официальному русскому переводу МКБ-10):
Симптомы гиперактивности таковы (цитируются по официальному русскому переводу МКБ-10):
Симптомы импульсивности таковы (цитируются по официальному русскому переводу МКБ-10):
Именно «психологический криз созревания» и дисгармонический пубертатный криз, являясь прогностически благоприятно протекающими состояниями, определяют риск по формированию зависимости, и должны непременно учитываться при организации профилактических мероприятий в подростковых коллективах.(Л.О. Пережогин)
Рассмотрим совокупность факторов риска(«Диагностика степени риска формирования наркозависимости у несовершеннолетних. Первичная профилактика наркозависимости», Пережогин Л. О.)
Определяющие факторы в оценке степени риска
Аддиктивное поведение
Сейчас даже у людей, незнакомых с психологией, популярны термины “зависимость” и “аддикция”. Под ними понимают вредные и разрушительные привычки. Не каждая зависимость является аддикцией, а только та, которая приводит к разрушению организма и личности. Например, больной человек часто находится в зависимости от приема лекарственных препаратов, но аддикцией это не является. Алкоголики и наркоманы зависят от химических веществ и их поведение является аддиктивным. В психологии существует целая отрасль аддиктология, развившаяся в XX веке. Она занята изучением причин появления термина «аддиктивное поведение», способов его коррекции и профилактики.
Что такое аддикция, аддиктивное поведение
Аддикция – это внутренняя необходимость повторять какие-либо действия, которую человек не может контролировать. Термин используется по отношению к химическим и психологическим зависимостям. Аддикциями являются игромания, шопоголизм, алкоголизм, интернет-зависимость, психогенное переедание и т.д.
Аддиктивное поведение приводит к уходу от реальности. Психическое состояние искусственно меняется с помощью приема психотропных веществ или переноса фокуса внимания на определенную деятельность, приносящую сильные эмоции.
Аддиктивное поведение обычно вызывается воздействиями окружающей среды. Есть и биологические механизмы, запускающее его. Такие факторы как генетика, врожденные и приобретенные психические расстройства, особенности ДНК исследователями не исключаются. Они могут присутствовать и активизироваться при появлении внешних факторов.
Аддиктивное поведение развивается незаметно. Сперва это отдельные поступки, приводящие к удовлетворению потребности. Из-за получения положительного подкрепления они становятся все чаще, затем переходят в тип поведения, который человек не может изменить, применяя волевые усилия. Скорость развития аддиктивного поведения зависит от характера принимаемого вещества, личных характеристик, возраста и пола. Тяжелые формы аддиктивного поведения приводят к инвалидности и ранней смерти, но зависимого это не останавливает. Даже когда речь не идет о смертельном исходе, как в случае алкоголизма и наркомании, аддиктивное поведение приводит к изменениям личности и социальной изоляции.
Виды и этапы развития аддиктивного поведения
Специалисты выделяют следующие виды зависимостей:
Особенно беззащитны перед аддикциями подростки и школьники старших классов. Их личности еще не сформировалось, организм не окреп. Специалистам уже известные факторы, провоцирующие формирование аддиктивного поведения у подростков и молодежи:
Зависимое поведение развивается поэтапно. Вначале человек знакомится с веществом – зачастую его навязывает компания, окружение. Индивид испытывает групповое давление. Чем меньше возраст, тем больше вероятность того, что аддикция появится под влиянием окружения и затем окрепнет и развернется.
Для большинства людей первоначальные опыты не приводят к последствиям. Но для некоторых наступает второй этап – они начинают сами искать вещества и употреблять их для изменения сознания или из чувства принадлежности к значимой группе. Обычно это происходит в возрасте старше 15 лет.
На третьем этапе аддиктивное поведение переходит в болезнь. Аддикты нарушают закон, воруют, грабят, могут покончить с собой. Ими движут отчаяния, чувство изолированности от мира, одиночества. Характерны перепады настроения – агрессия сменяется подавленностью.
Отличительная особенность аддиктивного поведения – невозможность справиться с зависимостью самостоятельно. Потребуется помощь специалиста, который определит причины появления аддикции и выберет эффективную форму терапии. Часто наряду с медикаментозной поддержкой требуется работа в группах взаимопомощи. Параллельно с ними существуют группы взаимопомощи созависимых, жизнь которых пострадала из-за аддиктивного поведения родственников и друзей.